Основная часть работающих в Гжели имеет примечательные для любого коллекционера и исследователя истории керамики фамилии — Дунашовы, Акулины, Кустаревы, Качинкины. Производственное объединение «Гжель» запустило изготовление статуэток в виде популярного интерент-мема Ждуна.
Наша рассылка
- Лучшие предложения
- Все о русском народном промысле гжель: как появилось и развивалось до наших дней
- Объединение Гжель |
- Статьи, связанные с этой статьёй
- Курсы валюты:
- Журналист «КП» отправился на предприятие, чтобы посмотреть его современное состояние
"Безупречная гжель" большое интервью Телеканалу 360
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Эта сине-белая фигурка произвела фурор на рынке сувениров. В первый же день продаж с прилавков смели всю партию Ждунов от «Объединения Гжель». Производство керамики в подмосковном районе вокруг деревни Гжель началось ещё в XIV веке при Иване Калите.
Объединение Гжель
Все изделия имеют сертификаты и подтвержденные требования безопасности. Безопасность и экологичность первостепенны Все наши изделия изготавливаются из природного натурального сырья. Это белая глина и кварц, а для росписи изделий мы используем кобальт и полихромные красители. Безопасность и экологичность первостепенны Спорстмены нашего хоккейного клуба «Звезда Гжели» рисуют причудливые узоры на льду с 2009 года. Тренировки проходят на территории Ново-Харитоновской школы в поселке Гжель, Раменский район, Московская область.
Подобные работы гжельского периода Бессарабовой обладают полнотой формы, ясно воспринимаемыми силуэтами и звучной, полнокровной красотой декоративных росписей.
Салтыков, ученый-искусствовед, еще работая в ГИМе, атрибутировал как гжельские группу майоликовых безымянных изделий, хранящихся в запасниках, и позже, работая в НИИХП, возглавил работы по возрождению пришедшего в упадок старинного керамического промысла. Бессарабова стала тем человеком, который смог вдохнуть жизнь, влить новую силу в «старые меха» промысла. Не всегда поддерживаемая руководством артели в своих идеях, она все же сумела добиться результатов. Постепенно уйдя от пошлых образцов кошечек с бантиками и пупсиков, артель освоила новые изделия, перекликающиеся с лучшими гжельскими произведениями XVIII—XIX веков. Это были образцы Бессарабовой, разработанные под руководством Салтыкова и давшие сильный толчок для развития Гжели на последующие пятьдесят лет.
Автору этих строк необычайно повезло — во время организации Гжельской выставки в 1980 году она проходила в выставочном зале СХ РСФСР на улице Горького в рамках культурной программы Олимпиады-80 мне довелось встретиться с Натальей Ивановной, чтобы подписать акты для оформления закупленных изделий с выставки. Списавшись с ней по почте телефона у нее не было , договорились о встрече. Для меня это была встреча с Классиком. Я впитывал каждое ее слово, интонацию, ловил ее взгляд. Мы долго беседовали с ней о Гжели.
Грузная 85-летняя художница уже несколько лет была прикована к постели, но веселый озорной голос выдавал в ней все ту же хохотушку, которую видели в Гжели много лет назад. Анна Иосифовна показала нам свой акварельный портрет, который написала Н. Бессарабова в 50-х годах, и подарила в гжельский музей несколько работ, сделанных в начале XX века на фабрике отца. Это были последние работы, имеющие товарный знак «Фабрика привилегированных изделий Федяшина». Интересная встреча была у нас и с дочкой другого известного гжельца, владельца «Живописного заведения АЛ.
Нам подсказали, что в деревне Фенино, на своей даче, живет пожилая москвичка, у которой отец имел «фабричку». И вот мы у калитки скромной покосившейся избы. Нас встретила седовласая хозяйка дома. Мы услышали ее полный трагизма рассказ: «У отца было живописное заведение, там работали только родственники. Фарфоровое белье покупали или в товариществе Кузнецова в Дулеве, или на гжельских фабриках.
Занимались надглазурной росписью, применяли золочение. Фабрика была хорошо известна за пределами Гжели, продукцию отправляли в Москву и в другие города. Жили в большом доме в центре деревни Фенино, у нас была хорошая мебель , посуда, и детям старались дать образование. После революции производство закрылось, но во времена нэпа снова возобновили работу, хотя и не с той силой. Мы, дети, многого не понимали, и произошедших перемен не чувствовали.
И вдруг в один день все изменилось. К нам приходит группа наших деревенских активистов и объявляют, что мы должны собрать свои вещи, взять какую-то еду и собраться у сельского совета. В деревне сильно поменялись отношения друг к другу. Если раньше уважением пользовались люди, которые много работали да еще обладали даром предпринимательства, держали крепкое хозяйство, то теперь заправлять стали те, кто не имел ничего, работал на сезонных работах на стороне, батрачил и не имел специальности. Вот эти люди и вошли в управление деревней — сельский совет.
Куда нас собирают, что будут говорить — никто не мог предположить. Список, по которому собрали наших деревенских, включил в себя всех, кто имел свое хозяйство лошадей, коров и кто занимался коммерцией, в любой гжельской деревне а их более 20 таких семейств десятки. Ну вот, собрали нас у сельсовета, а тут и красноармейцы зачем-то, и наш местный милиционер с револьвером. Сказали грузиться на подводы и двигаться в Раменское. Через несколько часов подъехали к станции, а там народу много, мужчины, женщины с детьми, а вокруг солдаты с винтовками наготове.
Фарфоровое белье покупали или в товариществе Кузнецова в Дулеве, или на гжельских фабриках. Занимались надглазурной росписью, применяли золочение. Фабрика была хорошо известна за пределами Гжели, продукцию отправляли в Москву и в другие города. Жили в большом доме в центре деревни Фенино, у нас была хорошая мебель , посуда, и детям старались дать образование.
После революции производство закрылось, но во времена нэпа снова возобновили работу, хотя и не с той силой. Мы, дети, многого не понимали, и произошедших перемен не чувствовали. И вдруг в один день все изменилось. К нам приходит группа наших деревенских активистов и объявляют, что мы должны собрать свои вещи, взять какую-то еду и собраться у сельского совета.
В деревне сильно поменялись отношения друг к другу. Если раньше уважением пользовались люди, которые много работали да еще обладали даром предпринимательства, держали крепкое хозяйство, то теперь заправлять стали те, кто не имел ничего, работал на сезонных работах на стороне, батрачил и не имел специальности. Вот эти люди и вошли в управление деревней — сельский совет. Куда нас собирают, что будут говорить — никто не мог предположить.
Список, по которому собрали наших деревенских, включил в себя всех, кто имел свое хозяйство лошадей, коров и кто занимался коммерцией, в любой гжельской деревне а их более 20 таких семейств десятки. Ну вот, собрали нас у сельсовета, а тут и красноармейцы зачем-то, и наш местный милиционер с револьвером. Сказали грузиться на подводы и двигаться в Раменское. Через несколько часов подъехали к станции, а там народу много, мужчины, женщины с детьми, а вокруг солдаты с винтовками наготове.
И вдруг команда — мужикам выйти и подойти к вагонам. В общем, загнали их в товарные вагоны штыками и закрыли двери. А нашим матерям с нами, детьми, велели грузиться в другой состав. Набились полные вагоны, теснота, все плачут.
Паровоз дал гудок, и мы, сидя на соломе в битком набитом вагоне, отравились в неизвестное. Ехали мы больше месяца. Из вагонов никого не выпускали. Свои припасы все съели, наши охранники выдавали нам раз в день ведро с жидкой кашей, мы завшивели, не мылись.
Подолгу стояли на полустанках, пропускали все поезда, спешившие выполнять пятилетку. На одной из остановок открылась дверь, и мы увидели огромное поле, покрытое первым снегом. Крик: «Выходи из вагонов, приехали». Куда приехали-то?
А кругом поле. Охрана отгоняет уже от поезда. Несколько дней наши матери рыли руками начавшую замерзать землю, мы своими маленькими ладошками отгребали землю. Холод пронизывал, есть нечего.
Каждая семья вырыла себе в земле нору, где, свернувшись клубком, мы грелись. Постепенно, за несколько месяцев, когда уже начали подвозить стройматериалы, мы стали строить себе бараки. Умирали от голода, болезней и тяжелой работы каждый день по несколько человек. Матерей гоняли на целый день на стройку, на самые тяжелые работы.
Высота: 14 см Барашку любые препятствия нипочем, он всегда напорист и решителен. Высота: 16 см Артикул: 5647 Скульптура станет достойным элементом коллекции и чудесным подарком. Длина: 18 см Артикул: SОA313 Скульптура является символом основательности, мощной защиты от нечистой силы. Высота: 9 см Длина: 8 см Ширина: 5 см Артикул: 26213... Высота: 7 см Длина: 9 см Великолепный тематический сувенир для людей, связанных с авиацией или космосом. Высота: 7 см Артикул: 24078 Маленькая фарфоровая статуэтка белки — олицетворение живого характера и непоседливости. Высота: 13 см Длина: 10 см Ширина: 8 см Артикул: 3100905 3700 руб. Высота: 17 см Ширина: 11 см Артикул: SOA5502 Скульптура органично впишется в интерьер и станет идеальным подарком для спортсмена. Высота: 9 см Ширина: 8 см Артикул: S310862 1500 руб. Высота: 13 см Артикул: 5656 Фигурка станет достойным пополнением коллекции, талисманом для спортсменов и символичным подарком.
Высота: 10 см Буратино решителен и любопытен, он очень любит приключения.
Фигурки гжель
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Статуэтка «Девушка с косой» в редкой росписи, скульптор Азарова Л. П., старая Гжель, 1950-60 гг. Купить фарфоровые Гжель статуэтки в Москве с возможностью доставки можно на сайте или по телефону +74956578459. Гжель от Сергея Исаева— это уникальный стиль форм и росписи, продолжение наследия народного искусства.
Волшебное искусство в русском стиле — роспись гжель
Фигурки и статуэтки Гжель | Получается, коллекционировать маленькие фигурки из Гжели не так уж и дорого. |
Что стало с заводом гжели и можно ли туда попасть туристам: показываем производство изнутри | Подарки из Гжели. Большой ассортимент продукции. |
СИНИИ УЖАС ПО ПРОЗВИЩУ ГЖЕЛЬ - МК | Фарфоровая статуэтка интерьерная "Свеженькие новости" автор Л. Чернов гжель ручная работа. |
Фарфоровые статуэтки Гжель советского периода
Советские статуэтки Гжель - купить в Санкт-Петербурге и Москве. Каталог фарфора Гжельских заводов | Производство Гжели исторически локализовано в Раменском районе Московской области богатом белой глиной. |
Народные промыслы: Гжель - керамика, роспись, посуда, игрушки. Этапы, которые прошла русская Гжель | Именно поэтому утонченные статуэтки из Гжели часто выбирают в качестве презентов для зарубежных гостей. |
фарфоровая статуэтка "Свеженькие Новости" (авторская гжель, черновы, ручная роспись) | Л и В Черновы Статуэтка изготовлена и расписана вручную. |
Экскурсия на завод «Объединение Гжель» с мастер-классом по росписи | Узнайте, как сейчас работает завод гжели и могут ли туристы посмотреть производство. |
Сувенирная группа
Основные достоинства продукции заключаются в красоте исполнения, предельной точности форм, особой прочности и устойчивости на износ. Вся гжельская продукция подвергается двухэтапному обжигу. Первоначально — сразу после создания заготовок, для придания им стабильной прочности перед последующей обработкой. Второй раз — на стадии производства, при росписи и глазуровании.
Сперва на изделия наносится кобальтовая краска, а после фигурки погружают в глазурь и снова обжигают. Заключительный обжиг придает глазури абсолютную прозрачность, сравнимую со стеклом. Роспись оказывается под защитой глазури, что способствует ее стойкости к изнашиванию.
Фарфоровые изделия, созданные по Гжельской технологии, сохраняются в первозданном виде долгие годы, даже при регулярном использовании в обиходе. Разнообразие советских моделей Сувенирная продукция Гжельского завода ценится за необыкновенный дизайн, ручную роспись синим по белоснежному, символизм и универсальное исполнение. Такой презент не оставит равнодушным ценителей прекрасного.
Сувениры из Гжели отличаются долговечностью и многообразием форм, поэтому их часто и с удовольствием коллекционируют. Выпускают серии забавных животных, фигурки людей в бытовых сценах, посуду, шкатулки и многое другое. С 1930-х гг.
С 1940-х наступает этап, связанный с коллекционированием, в частности, речь идет об авторских изделиях. Особо востребованы статуэтки Н. Бессарабовой периода 1940-х гг.
Бессмысленно делить местные изделия на «настоящие» и «поддельные», все они «настоящая Гжель»: и плохие, и хорошие. Причём грубого товара низкого качества всегда делали больше, чем хорошего — так было, есть и будет. Во множестве крестьянских керамических предприятий выпускали массу безвкусицы на потребу, и все эти кошечки, копилки, грубая банальная посуда отлично раскупались. Просто до нас они не дошли, разбились в процессе активного использования.
Дошло только то, что берегли — красивое, особенное, дорогое. Из чего ели, разбилось, что стояло в шкафу — уцелело. Не сохранилось, например, ни одной гжельской простой тарелки, в отличие от знаменитых гжельских квасников. Но я уверен, что ни из одного сохранившегося квасника никто никогда не пил, и ни вина, ни кваса там не держали.
Я как-то пришёл к сотрудникам музея, они только что купили гжельский квасник. Говорю: «Давайте фонарик, и проверим: если квасник использовали, глубина будет чёрной, потому что этот сосуд до дна не промыть, можно только ополоснуть». Глубина, как и следовало ожидать, оказалась идеально чистой, что подтверждает мою догадку: квасники стояли на полках исключительно для красоты. Симонов с идеей «квасников для красоты» согласен, однако, по его мнению, до музея доживали изделия не «из парадного шкафа», а «с чердака».
Это оказалось делом сложным и неудобным. Я считаю, что хорошие, удобные предметы использовались, разбивались и исчезали навсегда. А кривые, косые квасники и кумганы, которые сейчас представлены в музеях, — это в основном брак, который лежал на чердаках: использовать нельзя, выбросить жалко. А в остальное время мастер не покладая рук шпарил тарелки.
Брали их по полкопейки, и нужно было целую телегу, тысячу штук, сделать к сроку. Так что семья сидела не разгибаясь и при лучине, без выходных, работала «на потоке». Конечно, среди мастеров региона всегда находился кто-то, одержимый желанием сделать идеально хорошо. Например, в XIX веке был знаменит гжельский мастер Терехов: он и технологию соблюдал, и составы изобретал, и промышленная палата брала с его изделиями награды на международных выставках.
Но таких, как Терехов, были единицы. Остальные просто работали на рынок. Особенности национальной конкуренции: что традиционного в местных технологиях? У гжельского гончара с технологией отношения гибкие и несентиментальные: продукция слишком чувствительна к моде, а обжиг — к техническому прогрессу.
Из стремления сделать красивее и продать выгоднее, чем сосед, сложилась главная керамическая традиция: непрерывная гонка технологий. Не претендуя на научность, я вывел для себя, что Гжель кардинально меняется каждые 50 лет.
Куда нас собирают, что будут говорить — никто не мог предположить. Список, по которому собрали наших деревенских, включил в себя всех, кто имел свое хозяйство лошадей, коров и кто занимался коммерцией, в любой гжельской деревне а их более 20 таких семейств десятки.
Ну вот, собрали нас у сельсовета, а тут и красноармейцы зачем-то, и наш местный милиционер с револьвером. Сказали грузиться на подводы и двигаться в Раменское. Через несколько часов подъехали к станции, а там народу много, мужчины, женщины с детьми, а вокруг солдаты с винтовками наготове. И вдруг команда — мужикам выйти и подойти к вагонам.
В общем, загнали их в товарные вагоны штыками и закрыли двери. А нашим матерям с нами, детьми, велели грузиться в другой состав. Набились полные вагоны, теснота, все плачут. Паровоз дал гудок, и мы, сидя на соломе в битком набитом вагоне, отравились в неизвестное.
Ехали мы больше месяца. Из вагонов никого не выпускали. Свои припасы все съели, наши охранники выдавали нам раз в день ведро с жидкой кашей, мы завшивели, не мылись. Подолгу стояли на полустанках, пропускали все поезда, спешившие выполнять пятилетку.
На одной из остановок открылась дверь, и мы увидели огромное поле, покрытое первым снегом. Крик: «Выходи из вагонов, приехали». Куда приехали-то? А кругом поле.
Охрана отгоняет уже от поезда. Несколько дней наши матери рыли руками начавшую замерзать землю, мы своими маленькими ладошками отгребали землю. Холод пронизывал, есть нечего. Каждая семья вырыла себе в земле нору, где, свернувшись клубком, мы грелись.
Постепенно, за несколько месяцев, когда уже начали подвозить стройматериалы, мы стали строить себе бараки. Умирали от голода, болезней и тяжелой работы каждый день по несколько человек. Матерей гоняли на целый день на стройку, на самые тяжелые работы. Наших отцов отправили в Архангельск на лесозаготовки.
Мы больше не увидели их никогда. Прошло несколько лет, мы построили комбинат и все там работали. Мне исполнилось 18 лет, и мать решила отправить меня отсюда к тетке, которая жила в Москве. Документов у нас не было никаких, а без паспорта уехать было невозможно.
Перебиралась я на разных поездах, уговаривая посадить меня, — кто гнал, иногда сажали. Так я попала в Москву и пешком пришла к своей родственнице. Постепенно мне выправили документы и я стала жить в Москве. Меня всегда тянуло на родину, в мою родную деревню Фенино, и когда я вышла на пенсию, мне удалось совсем дешево купить этот маленький домик, и теперь все лето я живу здесь, выращиваю овощи, цветы , а на зиму уезжаю в город.
Из всех высланных из нашей деревни в 1925 году мужчин не вернулся никто. Все они полегли в архангельских лагерях.
Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.
Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.
Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой точной даты нет здесь открылся завод по производству изделий из фарфора.
Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности — синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью. Другие краски при обжиге давали больше брака.
Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится. Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения.
Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора.
История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня
Кому нравятся более современные формы декоративно-прикладного искусства, мы можем предложить, например, пепельницу в виде бутсы или фигурку медсестры. Популярностью в интернет-магазине «Сувенирный двор» пользуется сувенирный герб, киоты гжель. Купить сувенирную продукцию из Гжели означает продемонстрировать индивидуальность и хороший вкус, сувениры будут хорошим подарком и украсит интерьер комнаты. Если раньше гжельская продукция в большинстве выпускалась в виде посуды, то сейчас фигурки гжель и другие сувенирные изделия производятся на объединении «Гжель» в сопоставимых масштабах. Иметь в своей коллекции национальный русский сувенир — мечта любого иностранца.
Ежик и заяц, кобра и лебедь — Гжель в лице нашего магазина предлагает покупателю ассортимент фигурок, среди которых найдете то, что ищете. Любая фарфоровая миниатюра с изумительным по красоте каноническим рисунком, нанесенным с использованием единственной краски, не может не вызывать восхищения мастерством и талантом гжельских художников.
Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино , в Гжели возникло производство полуфаянса , из которого во множестве делали квасники , кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской, которую получали из окиси кобальта.
Отсюда название «синий кобальт», по которому узнаются гжельские изделия. Эта особенность обусловлена тем, что окись кобальта — единственная краска, которая выдерживает не выгорает высокие температуры обжига. Роспись осуществляли в основном подглазурно , при таком способе рисунок слегка расплывается при повторном глазуровании поверх росписи и обжиге. Это также характерная черта искусства Гжели, сближающая его со знаменитыми фаянсами голландского Делфта. Гжельская роспись на фарфоре Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне братья Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы.
Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но по преданиям два гончара, Г. Храпунов и Е. Гусятников, тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн печь для обжига изделий и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы.
Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Первые гжельские предметы из фарфора, фаянса и полуфаянса внешне стилистикой росписи и формами напоминали старую майолику. В 1829 году в Гжели начали производить предметы из фарфора. С 1833 года начали наносить печатный рисунок [1]. В 1830-е — 1840-е годы в Гжели было более 50 заводов и 30 живописных мастерских, работавших с керамикой.
С середины XIX по начало XX века в регионе включавшем около тридцати сел и деревень насчитывалось более пятидесяти фарфорово-фаянсовых предприятий и около сорока художественных мастерских. При СССР выпуск советского фарфора начался с 40-х годов.
Есть и другая версия. Этнографы и филологи отмечают, что «гжель» означает «густо поросшее травой место» и имеет прусские корни. Со временем поселок разрастался, и появилось понятие «гжельский куст» — так называли 30 промысловых деревень. Позже их включили в Гжельскую волость. Мастера «гжельского куста» украшали свои работы индивидуальной росписью в виде растений, животных, людей или домов. На обратной стороне наносили свои инициалы.
Чуть позже необычные изделия стали продавать в Москве, а в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ об изготовлении медицинских сосудов, поэтому глину привозили прямиком из гжельских мест. Не пропустите Как правильно мыть посуду из разных материалов Трагедия основателя производства фарфора в России В 18 веке популярность глиняных работ возросла — ремесленное дело развивалось, открывались фабрики. Именно в этот период синий цвет стал постепенно вытеснять все другие и стал визитным признаком гжели. Рабочие мастерили фигурки и посуду в синих и голубых цветах с золотыми вкраплениями на белом фоне. Еще одной особенностью, которая сделала эту роспись неповторимой, стал мазок. Уже тогда мастера не только подбирали и сочетали разные оттенки синего, но и оформляли гжельскую посуду характерными мазками. Созданный образ закрепился и стал классической гжельской росписью. Но фарфоровыми изделия еще не были — мастера только перешли от майолики к полуфаянсу.
Секрет изготовления фарфора местные умельцы еще не знали, а в Европе соответствующие технологии держали в тайне. По ее приказу лучших студентов московской Славяно-греко-латинской академии Михаила Ломоносова и Дмитрия Виноградова отправили учиться учиться в Германию к известному в Европе профессору Христиану фон Вольфу и советнику Иоганну Генкелю. Там они изучали горное дело и все необходимое оборудование, начиная от печей и заканчивая тарой. По возвращении к кабинету Ее Императорского величества с конкретной задачей — создать образцы фарфора — приставили только Виноградова, и молодой инженер отправился изучать залежи «белой земли».
Черновы Л. и В.
Царский указ Алексея Михайловича, вышедший в 1663 году, повелевал Гжельской волости «…для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Другой немаловажной причиной стали густые леса, которые давали древесное топливо, необходимое для обжига. Неудивительно, что ещё до восхождения Петра I на престол гончарные изделия Гжельского региона завоевали почёт и уважение всей округи. Кумган и квасник гжельская майолика, XVIII век Первую половину 18-го столетия кроме посуды из глины местные мастера лепили кирпич, изготавливали гончарные трубы, выделывали изразцы. Кроме того, здесь наладили промысел простеньких игрушек из глины, которые отвозили на московские ярмарки. Спрос на них был огромен, а историки указывают, что ежегодное количество производимых в окрестных деревнях игрушек составляло сотни тысяч. Считается, что переход от бытовой глины к художественной керамике случился после того, как здесь создали эмаль тёплого оттенка для покрытия майолики предметы из белой или серой пористой глины с двуслойной глазурью. Именно вторая половина века стала первым и главным расцветом гжельского художественного промысла. Правда, за быстрым развитием последовал резкий упадок, так как скоротечная мода обратила внимание на немецкий фарфор из Мейсена и английский фаянс фабрики Веджвуда. Примеры гжельского полуфаянса XIX век И всё же можно сказать, что не было счастья, так горе помогло.
Завозной фарфор и фаянс просто заставил местных мастеров обратить внимание на зарубежные работы монохромной бело-синей расцветки. Уже в начале 19-го столетия «Гжельский куст» переключается с майолики на полуфаянс. Тому поспособствовало открытие светло-серой глины. Теперь светлые стенки сосудов стали фоном, на который можно было накладывать орнамент. Не надо думать, что все поголовно рисовали цветочные и геометрические узоры лишь в синих тонах. Применяли и коричневые, и зелёные краски. Но синий цвет, преобладая, стал традиционным. Ваза в стиле «Гжель» с ромбовидным и растительным орнаментом Развитие промысла обеспечивалось и «промышленным шпионажем». Например, в Речицах способ изготовления тонкого фаянса раздобыл из соседних мест Афанасий Киселёв.
А первый фарфоровый завод, который в Гжели начал работать в 1810 году, был создан Павлом Куликовым, позаимствовавшим рецепт смеси и технологию обжига с завода Отто, где успел потрудиться. Но и у самого Куликова выкрали ингредиенты массы и скопировали устройство печи крестьяне Храпунов и Гусятников, после чего сами занялись выпуском фарфора. Законными или незаконными методами всё большее число крестьян овладевали секретами производства, открывая мастерские прямо в своих избах. Иногда мастера кооперировались. Один занимался росписью, другой — обжигом, третий специализировался в нанесении позолоты. Кроме посуды делали и фигурки, расписывая их под важных господ и дам. Фарфоровое производство достигло пика в 1840-е гг. Помимо мелких мастерских здесь уже работали заводы. Крестьяне тогда вставали перед выбором: делать всё самому или проситься на работу.
Фамилии заводчиков Храпуновых, Сафронова, Бармина и других постоянно были на слуху. А в этих местах начиналась власть Кузнецовых, перекупавших приглянувшиеся им мануфактуры. Заводы горделиво проставляли клейма на гжельский фарфор. Кустари-одиночки избегали этого делать, чтобы им не вменяли уплату налогов. Традиционная гжельская плошка Во второй половине века выпуск гжельского фарфора пошёл на спад. Мастерские и даже отдельные заводы закрывались по банальной причине: печам требовалось топливо, а близлежащие леса уже успели вырубить. Везти же брёвна гужевым транспортом издалека было крайне невыгодно. Отмена крепостного права сказалась не только на том, что крестьян теперь помимо их воли не могли приписать к заводу, но и на общем сокращении населения.
Впоследствии Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для производства «алхимической посуды». Вот, как оценивал гжельские глины великий русский учёный М.
Ломоносов: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…» Помимо ёмкостей «аптекарского» назначения в Гжели производилась обычная посуда , а также кирпич, печные изразцы, гончарные трубы, игрушки лошадки, птички, животные, куклы, декоративные цветы , статуэтки, аксессуары и многое другое. К 1812 году в районе насчитывается уже 25 крупных производств. Во второй половине 20-х годов XIX века стала популярной традиция расписывать изделия синей краской добывалась из окиси кобальта. Такая краска легко выдерживала высокие температуры обжига и не выгорала. Примерно в это же время в Гжели начали производить предметы из фарфора. Стоит отметить, что гжельская роспись осуществлялась преимущественно подглазурно. При такой технологии при повторном глазуровании поверх росписи и обжиге рисунок слегка расплывается. Характерная черта гжельского мастерства стилистически напоминает делфтский фаянс Нидерланды — знаменитую посуду , самое популярное керамическое производство Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII века. Современные почтовые марки в честь гжельского фарфорового производства, Россия. В 1830-40-е годы в Гжели существует уже более 50 заводов и 30 художественных мастерских, специализировавшихся на керамике.
Вторая четверть XIX века — период наивысшего рассвета гжельского керамического искусства, главным образом в сфере производства фарфора, тонкого фаянса и сопутствующих художественных достижений. После революции крупные заводы были национализированы, промышленное производство в Гжели практически остановилось.
Правда, долгой жизни своим чашкам, самоварам, зверям не гарантируют, так как отработанной десятилетиями технологии не соблюдают.
А сколько родной гжельской продукции просто воруют с завода! Сынок, слышишь, пишет, а я продаю 40-й километр Ярославского направления. Электричка подъезжает к деревне Игнатьево.
Напротив меня сидит женщина — как выясняется, художник. Когда-то она расписывала гжельские чашки и игрушки. Теперь ездит на заработки в Москву.
На заводе зарплаты маленькие. Вот мастера по вечерам и пашут на кооперативы. Вначале-то с завода просто выносились заготовки с клеймом.
Его ставили на еще не расписанную вещь, перед первым обжигом, а дома расписывали, обжигали и продавали всем желающим на базарчике. Потом кооперативы так развернулись, что чуть ли не само объединение захватить хотели. А что — печи у всех есть, мастеров найти не проблема, оборудования недостающего докупили, и — вперед.
Покупателям ведь что надо? Белый фарфор да синий рисунок — в нюансах никто разбираться не станет. На Егорьевском шоссе толпа клубится вокруг столиков, на которых выставлены сотни образцов посуды и скульптуры.
В глазах рябит от синевы. Я провожу рукой по краю посудины и чувствую зазубрину. Такой продукт с завода ни за что не выпустят!
Да и с расцветочкой изделие явно подкачало. Рядом столик с речицким фарфором — изготовленным на конкурирующем заводе в деревне Речицы. Индивидуальный почерк речицкого завода, который раньше специализировался на технической посуде — грубоватость стиля, — сохранился на всех его изделиях.
Рисунок прост и четок — речицкие мастера воспроизводят его по трафареткам, цвет какой-то сероватенький, вещи облиты эмалью не слишком аккуратно, все в пупырышках...
Гжель — история возникновения промысла конспективно : 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах. Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную. Появляется Первое Гжельское Товарищество в него вошли 6 малых цехов. Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное. Те, кто никогда не видел изящного гжельского фарфора а такие есть , наверняка видели картинки с принтом в гжельском стиле, наряды с узнаваемыми сине-белыми элементами, и даже пластиковую посуду. Развитие ремесла Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты.
Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину.
Фарфоровые статуэтки Гжель
Фарфоровая статуэтка интерьерная "Свеженькие новости" автор Л. Чернов гжель ручная работа. Мастерская Зотовых Гжель. | Наша мастерская рада приветствовать оптовых покупателей! Мы заинтересованы в сотрудничестве с магазинами и оптовыми покупателями! "Гжель" начала изготавливать фигурки Ждуна.
Последние новости
- Гжель Каталог советского фарфора и статуэток с оценкой и ценами
- Объединение Гжель |
- ПРОДАЙТЕ АНТИКВАРИАТ ДОРОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
- Союз Гжельских Мастеров 2024 — Купить в Интернет-Магазине —
- Фарфоровые Гжель статуэтки купить по приятной цене в Москве
- Фарфоровые статуэтки Гжель советского периода
Объявления по запросу «фигурки гжель» в Москве
Купить игрушки и сувениры гжель оптом от производителя | В антикварном магазине «» можно купить фарфоровые статуэтки «Гжель» по доступной цене. |
HabarTorg - СССР, Гжельский (Гжель) | 1845 предложений - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс - Яндекс Маркет. |
Почти 4 тысячи гжельских фарфоровых статуэток насчитывает коллекция Сергея Малкина - YouTube | гжель — последние новости сегодня на гжель — все самые свежие новости по теме. |
Почти 4 тысячи гжельских фарфоровых статуэток насчитывает коллекция Сергея Малкина - YouTube | Выбирайте лучшие Декоративные фигурки и статуэтки Гжель по доступным ценам. |
Старая гжель статуэтки, 📦 доска объявлений Юла - покупай новое и бу играючи 💯 | Доставка и оплата. Контакты. Новости. |