А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. Между 350 и 900 годами нашей эры некоторые царства майя жили комфортно, с устойчивыми сельскохозяйственными системами и отсутствием продемонстрированной продовольственной безопасности. Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке.
В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя
Больше обычных рисунков на теле майя любили геометрическую татуировку — прежде чем окрасить кожу делали надрезы. Покрытые тату люди считались самыми смелыми — обычно процесс занимал достаточно долгое время, причем боли были почти нестерпимые. Людей с девственно чистой кожей в обществе высмеивали. Исследования без техники Единственный прибор, который позволял майя делать свой астрономические открытия, это две скрещенных палочки для фиксирования точки.
В целом все исследования совершались просто на вершине пирамиды. Потомки майя Цивилизация никогда не была стерта с лица Земли. На данный момент в мире живут более 7 миллионов прямых потомков тех самых древних представителей майя.
Некоторые из них даже стараются придерживаться заветов предков, например, занимаясь производством ткани по тысячелетней технологии. Естественная смерть цивилизации Ученые сходятся во мнении, что к приходу конкистадоров на землю майя, их цивилизация уже погибала. Причиной тому стала продолжительная засуха, а в следствии и голод, отсутствие централизованного государства, междоусобные войны и потеря доверия к правителям.
Конец света Календарь майя действительно существовал, однако о конце света там не было и речи. Подобную теорию развили представители лженауки.
Майя создали искусство, которое во многих аспектах является самым утонченным на всем Американском континенте. Кризис в центральной зоне Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел трагический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивые гипотезы. Выдвигались предположения о воздействии таких природных явлений, как изменения климата и землетрясения.
Однако известно, что центральный и северный районы находятся вне зоны сейсмической активности, характерной для Гватемалы и Чьяпаса, а что касается предполагаемых катастрофически обильных дождей в Петене, которые будто бы мешали выжиганию подсеки и последующей обработке земли, то их воздействие не было доказано, как и предполагаемая массовая миграция населения, вызванная всем этим. Другие гипотезы предполагают, что эпидемии желтой лихорадки и малярии так беспокоили майя, что они должны были покинуть низменные лесные районы Юга. Но существование этих болезней в доиспанские времена не доказано. Многие авторы выдвигали гипотезу истощения почв из-за чрезмерного многовекового применения подсечно-огневой системы земледелия. Однако и эта теория не была доказана.
Выдвигалось также предположение об интеллектуальном и художественном упадке, вызванном проникновением "экзотических" идей извне, чуждых майя религиозных верований и концепций, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам. Народное недовольство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Но идеологические перемены и духовное несогласие масс не порождают социальных беспорядков, если нет материальных условий, благоприятствующих насильственным переменам. Без сомнения, некоторые районы центральной зоны Петен, Усумасинта, Паленке подвергались вторжению чужеземцев, но обычно оно не было длительным, и последствия его исчезали довольно быстро. Однако очевидно, что нашествие извне и в некоторых случаях приход к власти групп, чуждых в культурном отношении майя, способствовали распаду майянской цивилизации в центральной зоне.
Вероятно, причину трагического финала этой культуры следует искать в противоречии, присущем самому обществу майя, в изначальном антагонизме отношений, существовавших между его членами, одним словом, в свойственном этому обществу способе производства. Возможный маршрут из Калакмуля в Канкуэн. Калакмуль был столицей Канульского царства и главным соперником Тикаля, столицы Мутульского царства. Разорительные войны этих двух царств являются наиболее известным и, возможно, затяжным конфликтом в майянской истории. В свою очередь, Канкуэн был своеобразным островком спокойствия и нейтралитета вплоть до своего разрушения и разорения в начале IX века.
При попытках объяснить упадок культуры майя в центральной зоне следует иметь в виду два фактора: 1. В течение IX в. Простое население продолжало жить в населенных пунктах центральной зоны, занимая, как и в Паленке, ритуальные постройки или ближайшие к ним участки. К приходу испанцев коренное население во многих районах было еще значительным. В некоторых местах оно могло быть достаточно многочисленным и сохранять при этом централизованную авторитарную политическую организацию.
В других местах, наоборот, население могло быть рассеяно в маленьких деревнях с простой организацией общинного уровня, где единственным зданием, отведенным для культа, была хижина, несколько большая, чем остальные. Исходя из этого, можно прийти только к одному выводу: в результате социального конфликта произошло исчезновение правящей верхушки майя или же она была заменена иноземными правителями. После чего жители селений заняли церемониальные центры и обитали в них до тех пор, пока наступавшая сельва не заставила их покинуть эти места. Затем они обосновались в рассеянных поселках с замкнутой системой хозяйства и общинным типом организации. Иностранное господство могло быть свергнуто в короткое время, как в Паленке или Сейбале, или сохраняться до испанского завоевания, главным образом в прибрежных районах полуострова Юкатан от Табаско до Гондурасского залива.
Майя создали искусство, которое во многих аспектах является самым утонченным на всем Американском континенте. Кризис в центральной зоне Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел трагический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивые гипотезы. Выдвигались предположения о воздействии таких природных явлений, как изменения климата и землетрясения. Однако известно, что центральный и северный районы находятся вне зоны сейсмической активности, характерной для Гватемалы и Чьяпаса, а что касается предполагаемых катастрофически обильных дождей в Петене, которые будто бы мешали выжиганию подсеки и последующей обработке земли, то их воздействие не было доказано, как и предполагаемая массовая миграция населения, вызванная всем этим. Другие гипотезы предполагают, что эпидемии желтой лихорадки и малярии так беспокоили майя, что они должны были покинуть низменные лесные районы Юга. Но существование этих болезней в доиспанские времена не доказано. Многие авторы выдвигали гипотезу истощения почв из-за чрезмерного многовекового применения подсечно-огневой системы земледелия. Однако и эта теория не была доказана. Выдвигалось также предположение об интеллектуальном и художественном упадке, вызванном проникновением "экзотических" идей извне, чуждых майя религиозных верований и концепций, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам.
Народное недовольство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Но идеологические перемены и духовное несогласие масс не порождают социальных беспорядков, если нет материальных условий, благоприятствующих насильственным переменам. Без сомнения, некоторые районы центральной зоны Петен, Усумасинта, Паленке подвергались вторжению чужеземцев, но обычно оно не было длительным, и последствия его исчезали довольно быстро. Однако очевидно, что нашествие извне и в некоторых случаях приход к власти групп, чуждых в культурном отношении майя, способствовали распаду майянской цивилизации в центральной зоне. Вероятно, причину трагического финала этой культуры следует искать в противоречии, присущем самому обществу майя, в изначальном антагонизме отношений, существовавших между его членами, одним словом, в свойственном этому обществу способе производства. Возможный маршрут из Калакмуля в Канкуэн. Калакмуль был столицей Канульского царства и главным соперником Тикаля, столицы Мутульского царства. Разорительные войны этих двух царств являются наиболее известным и, возможно, затяжным конфликтом в майянской истории. В свою очередь, Канкуэн был своеобразным островком спокойствия и нейтралитета вплоть до своего разрушения и разорения в начале IX века. При попытках объяснить упадок культуры майя в центральной зоне следует иметь в виду два фактора: 1.
В течение IX в. Простое население продолжало жить в населенных пунктах центральной зоны, занимая, как и в Паленке, ритуальные постройки или ближайшие к ним участки. К приходу испанцев коренное население во многих районах было еще значительным. В некоторых местах оно могло быть достаточно многочисленным и сохранять при этом централизованную авторитарную политическую организацию. В других местах, наоборот, население могло быть рассеяно в маленьких деревнях с простой организацией общинного уровня, где единственным зданием, отведенным для культа, была хижина, несколько большая, чем остальные. Исходя из этого, можно прийти только к одному выводу: в результате социального конфликта произошло исчезновение правящей верхушки майя или же она была заменена иноземными правителями. После чего жители селений заняли церемониальные центры и обитали в них до тех пор, пока наступавшая сельва не заставила их покинуть эти места. Затем они обосновались в рассеянных поселках с замкнутой системой хозяйства и общинным типом организации. Иностранное господство могло быть свергнуто в короткое время, как в Паленке или Сейбале, или сохраняться до испанского завоевания, главным образом в прибрежных районах полуострова Юкатан от Табаско до Гондурасского залива.
Метеорологи настаивают, что майя не выдержали изменения климата — ранее погода не подводила, давая возможность собирать обильные урожаи и торговать с соседями. Так было всегда, но с 820 года нашей эры в течение 95 лет Южную Америку периодически стала поражать сильная засуха. Когда такой неблагоприятный период длится несколько десятилетий, несложно догадаться, что народ просто вымирает. Климатическая версия гибели майя Взяв за основу выкладки метеорологов, ученые и вправду отметили стройную зависимость между временем наступления засухи и упадком цивилизации. Львиная доля красивых больших городов майя классической эпохи опустели в периоде с 850 по 925 год нашей эры — это как раз та жесточайшая засуха длиною в век. Она свирепствовал на юге занимаемой майя территории сегодня там находятся Белиз и Гватемала.
Однако ближе к северу, на Юкатане, народность майя не просто пережила засуху, но и вновь стала процветать после ее окончания. Относительное благоденствие, рост благосостояния в городах, например, в Чичен-Ице, могли быть отголоском природной катастрофы — майя выжили и сумели подкорректировать ведение народного хозяйства под новые климатические условия. Выковалась новая власть, принявшая вызов природы и небесных светил, по которым они тщательно сверяли свой быт — календари майя популярны до сих пор. Но тут возникает вопрос: раз майя всё же выжили, почему цивилизация сошла на нет? Дело в том, что на севере назрел политический и общественный коллапс.
В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя
В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте. Мексиканские археологи обнаружили захоронения с обезглавленными и расчленёнными телами на лестнице пирамиды майя. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее.
В джунглях Мексики обнаружен древний город индейцев майя
Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг. Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя. Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде.
Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом. Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь. Документальные свидетельства засухи прошлых лет найдены, и вряд ли можно отыскать сведения о климате в IX веке. Теперь можно продолжить исследования, но в совершенно другой области в метеорологии. Поэтому я начал собирать данные об изменении климата на нашей планете и пытался узнать, что происходило в мире в то время, когда погиб народ Майя. Первые результаты появились во время изучения климата Европы. В руки попали документы с заголовком "Дендрохронология и флуктуация ледяного фронта на севере Швеции". Документ содержал важную информацию.
Изучая кольца на деревьях, ученые выяснили, что 1200 лет назад как раз в то время, когда исчезли Майя, в Швеции наступил чрезвычайно холодный период. Но можете ли похолодание в Европе вызвать засуху в Центральной Америке, специалисты сомневались. Какая может быть связь между похолоданием и засухой? Оказалось, что этот вопрос недостаточно изучен. Кажется, я был первым из жителей Техаса, кто всерьез задумался об этом. Мне даже сказали, что большинство метеорологов сочтут эту проблему в изрядной степени надуманной. Понимаете, я дошел до этого интуитивно, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу и уверен, что между засухой и похолоданием имеется связь" - Дик Гилл. Он решил, что климат Европы и Центральной Америки связаны определенной областью высокого давления, которое находится где-то в Северной Атлантике. Задача оказалась не из легких. Изучив метеосводки только за XX век, на что ушло порядка двух лет, Дик Гилл сделал настоящее открытие.
Области высокого давления обычно ассоциируется со спокойной устойчивой погодой, в Северной Атлантике имеются такие области, одна из них уже длительное время находится возле Европы. А в Арктике зафиксирована необычно низкая температура". Исследователь установил, что между изменениями климата в разных частях существует взаимосвязь. Подтвердит ли это версию о засухе? В этом ему поспособствовали специалисты по компьютерному моделированию. Для этого не нужно мерзнуть на полюсе или потеть в тропиках, имеется уникальная возможность моделировать климат на земле". Специалисты определяют как можно сместить область дождей из Центральной Америки и вызвать засуху. Модулируя похолодание на Севере, компьютер выдает поразительные результаты. Зона дождей смещается к Югу и не достигает Центральной Америки, в результате происходит засуха. Таким образом, было получено очередное доказательство того, что именно засуха уничтожила индейцев Майя.
Эта теория нашла подтверждение в неожиданном месте на Северном Полюсе. Северный Полюс Пол Маевский, изучавший климатические изменения на планете, заинтересовался выводами Дика Гилла.
Учёные прикрепили к самолёту лидар и полетели сканировать огромные территории Мексики, граничащие с Гватемалой. Довольствовались одним фактом: известно, что примерно в 1000 г. Дело в том, что в этих местах уже несколько десятилетий как обнаруживают различные вещи, связанные с древними индейцами.
Начиная с 2016 года, группа археологов во главе с Такеши и Даниелой проводили исследования. Сначала это был облёт с лидаром при поддержке Национального института географии и статистики Мексики. Но уже в 2017 году учёные решили действовать без господдержки. В итоге был найден церемониальный комплекс, который назвали Агуада-Феникс. Он просто огромный: его длина с юга на север составляла 1400 м, а с востока на запад — 400.
О науке и технологии Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии. И кстати, это тоже очень важный вопрос. Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям. Вот это и есть общий принцип развития любой цивилизации и любой культуры. Об ошибках цивилизаций По текстам майя мы видим не только их достижения, но и какие ошибки они совершали, как они закостенели в ощущении себя самыми умными.
Только люди подумают: "Мы самые умные", — все, перестают развиваться. На каком-то этапе майя показалось, что им все дано и они все теперь знают. На самом деле, эта ошибка подстерегает все великие цивилизации. Собственно, то, что делают сейчас Соединенные Штаты: не развиваются, а считают, что они уже самые могущественные и умные. Майя достигли своего расцвета в Х-м веке, дальше они не развивали науку, не совершенствовали свою систему управления. У них тогда были отдельные города-государства, которые воевали друг с другом, делали альянсы против друг друга... В результате, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло. У майя было генетическое устройство власти: то есть правителем мог быть только тот, чей дедушка или прапрадедушка еще через поколение правил.
Власть, хоть и мужская, но передавалась по материнской крови, которая несла в себе душу предков. Майя верили в реинкарнацию души, которая возвращалась через поколение, и вот только эта душа и давала право на правление. Они искренне в это верили, но когда вторглись голодные варвары, всякие там тольтеки и прочая шантрапа с севера, которые вырезали правящую верхушку городов-государств майя. Они были умные, ушлые и понимали, что делают. Когда правящая верхушка майя погибла, права на власть больше не было ни у кого. Города майя были оставлены. Население, конечно, продолжало существовать, крестьянин сажал свою кукурузу и жил в общине, но государственной системы больше не было. Это классический пример регресса в развитии общества.
О культурной революции Майя не могли быстро изменить мировоззрение и придумать новую систему избрания государственной власти. Но человечество учло ошибки прошлого. Для быстрой смены мировоззрения в ХХ веке была выработана специальная социальная технология, она называется "культурной революцией", когда в обществе сначала меняют идеологию, а потом предлагают другую власть. Если бы в 1920-е годы в советской России после Революции не была проведена культурная революция, то было бы невозможно строить новое общество, даже при том, что власть была бы в руках большевиков. В Китае, когда Мао Цзэдун в 1966 году устроил культурную революцию, ему надо было избавиться от оппозиции и навязать новую идеологию, которую до сих пор китайцы боятся опровергнуть. Но во времена майя люди не могли так быстро осуществить культурную революцию, мировоззрение людей было более устойчивым. Поэтому после коллапса Х-го века они продолжали жить в прежних идеологических представлениях: правителей не осталось, поэтому они возвратились к своему предыдущему образу жизни — общинному. Генерировать новую структуру власти они не могли, так как для нее у них не было объясняющих, идеологических основ.
На самом деле, это потрясающий пример для понимания того, как разваливается некогда процветавшее общество.
Больше всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. При этом надо понимать, что огромная часть местного населения, НЕ называющая себя майя, по сути таковым является. Просто они ассимилированы и не чувствуют себя таковыми.
Особенно это касается метисов, которых очень много и которые называют себя просто мексиканцами. Зато в Гватемале живёт 23 народа, называющих себя майя, но, скорее, говорящих на разных майянских языках. Довольно сильно отличающихся друг от друга. Сегодня коренные индейцы майя занимаются всякого рода традиционными ремёслами: изготовляют сети, гамаки, верёвки, корзины, мебель, шляпы, глиняную посуду, луки со стрелами.
Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ
Livescience: цивилизация майя никуда не исчезала, их потомки живут до сих пор 18 сентября 2021 Гороскопы 13 Новостей. Среди наиболее популярных версий есть даже теория о возможности перемещения в параллельный мир, но подобные версии больше устраивают любителей мистики, чем традиционной науки. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле.
Археологи впервые обнаружили это место в 2015 году, но результаты раскопок и реставрационных работ стали достоянием общественности только сейчас. Во-первых, из-за его впечатляющей монументальной архитектуры. Это место представляет особый интерес благодаря своей архитектуре в стиле пуук. В этом же стиле построена пирамида Чичен-Ица. Церемониальный комплекс открытого города состоит из платформы и небольшой пирамиды. Фото: INAH Исследователи также обнаружили руины дворца, площади, возвышенные платформы, резные каменные головы и каменные алтари.
В Гватемале обнаружили затерянные города майя Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя Фото: Shutterstock Международная группа ученых из США , Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова.
Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни. В основном это жители сельской местности, которые занимаются выращиванием кукурузы и других культур, а также традиционным ткачеством. Индейцы майя отстаивают свои права, а активисты из коренных индейцев участвуют в общественной и политической жизни Гватемалы и южных мексиканских штатов. Следует упомянуть и о том, что в этом регионе проживает большое количество метисов — потомков от смешанных браков испанцев и индейцев майя.
Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото)
Главная» Журнал кругосветки» Майя: где жили и куда исчезли. Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Между 350 и 900 годами нашей эры некоторые царства майя жили комфортно, с устойчивыми сельскохозяйственными системами и отсутствием продемонстрированной продовольственной безопасности. Единственное, что приближает к разгадке, так это остатки былого величия в виде руин старинных городов, спрятанных от посторонних глаз за пышной растительностью джунглей, где и находится одно из уникальнейших поселений майя.
В Гватемале обнаружили затерянные города майя
Предметы из этого полупрозрачного зеленоватого минерала на севере территории, где жили майя, можно найти только в гробницах правителей, пирамидах и древних храмах. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Это связано с тем, что на территории, где жили майя, царила засуха, поэтому было важно иметь запасы воды. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы.
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
В основу книги лёг дневник, который Ретш исправно вёл всё это время. Получилось интересное научное исследование, и увлекательный рассказ о необычном путешествии в родовой строй. Собранная Ретшем информация раскрыла многие тайны мистических потомков майя. Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников. Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав.
Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе. Так что Ретш каждый день отправлялся вместе с другими на маисовое поле. Правда, как он заметил, работа была не тяжёлая, каждый работал столько, сколько хотел.
Большая часть того, что историки знают о майя, исходит из того, что осталось от их архитектуры и искусства, включая резьбу по камню и надписи на их зданиях и памятниках.
Майя также делали бумагу из коры деревьев и писали в книгах, сделанных из этой бумаги, известных как кодексы; известно, что четыре из этих кодексов сохранились. Им также приписывают некоторые из первых применений шоколада и каучука. Жизнь в тропическом лесу Одной из многих интригующих особенностей майя была их способность построить великую цивилизацию в климате тропических лесов. Традиционно древние народы процветали в более сухом климате, где централизованное управление водными ресурсами с помощью ирригации и других методов составляло основу общества. Однако в низинах южных майя было мало судоходных рек для торговли и транспорта.
К концу 20 века исследователи пришли к выводу, что климат низменностей на самом деле был довольно разнообразным с экологической точки зрения. Хотя иностранные захватчики были разочарованы относительной нехваткой серебра и золота в регионе, майя воспользовались многими природными ресурсами этого района, включая известняк для строительства , вулканический обсидиан для инструментов и оружия и соль. Окружающая среда также содержала другие сокровища майя, в том числе нефрит, перья кетцаля использовавшиеся для украшения изысканных костюмов знати майя и морские раковины, которые использовались в качестве труб на церемониях и в войнах. Таинственный упадок майя С конца восьмого до конца девятого века произошло что-то неизвестное, что потрясло цивилизацию майя до самого основания. Один за другим классические города в южных низинах были заброшены, и к 900 году нашей эры цивилизация майя в этом регионе рухнула.
Причина этого таинственного упадка неизвестна, хотя ученые разработали несколько конкурирующих теорий. Некоторые считают, что к девятому веку майя истощили окружающую их среду до такой степени, что она больше не могла поддерживать очень большое население. Другие ученые майя утверждают, что постоянная война между конкурирующими городами-государствами привела к распаду сложных военных, семейных по браку и торговых союзов между ними, а также традиционной системы династической власти. По мере того как статус святых лордов уменьшался, их сложные традиции ритуалов и церемоний растворялись в хаосе. Наконец, какое-то катастрофическое изменение окружающей среды — например, чрезвычайно долгий и интенсивный период засухи — могло уничтожить классическую цивилизацию майя.
Засуха возможно ударила особенно сильно по таким городам, как Тикаль, где дождевая вода была необходима как для питья, так и для орошения сельскохозяйственных культур. Все эти три фактора — перенаселение и чрезмерное использование земли, эндемические войны и засуха — могли сыграть свою роль в падении майя в южных низменностях. В высокогорьях Юкатана несколько городов майя, таких как Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан, продолжали процветать в постклассический период 900-1500 гг. Однако к тому времени, когда прибыли испанские захватчики, большинство майя жили в сельскохозяйственных деревнях, а их большие города были погребены под слоем зелени тропических лесов. Майя все еще существуют?
Потомки майя до сих пор живут в Центральной Америке на территории современного Белиза, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и некоторых частей Мексики. Большинство из них живут в Гватемале, где находится национальный парк Тикаль, на месте руин древнего города Тикаль.
Общая площадь древнего поселения, по предварительным оценкам, могла составлять 60 тысяч квадратных метров.
Далее в районе обнаружения города планируют построить музей с его цифровой копией. Выбор покупателей.
Особенности этой цивилизации привлекают ученых и простых людей, потому что она оставила после себя множество вопросов, которые веками ждут ответов. Если понравилось видео, вы можете написать в комментарии, поставить палец вверх, и тогда в мире станет больше умных людей?