Новости эвора сезария биография

Besame Mucho Сезария Эвора биография, фото - узнай всё! Имя: Сезария Эвора Дата рождения: 27 августа 1941 г. (69 лет) Знак Зодиака: Дева Место рож. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. всемирно известная кабовердианская певица.

#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы

Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины. Новости. Первый канал В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией.
Памяти Сезарии Эворы 10. Имя Сезарии Эворы носит Международный аэропорт в Сан-Висенте. Благодарные соотечественники хотели поставить ей памятник еще при жизни, но Сезарию это страшно возмутило.
Сезария Эвора (Cesária Évora) знаменитая эстрадная певица, обладательница нескольких "Грэмми", самой престижной премии Франции Vitoire de la Musique и кавалер ордена Почетного легиона.

Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе

Не слишком счастливая. Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы». Ее семья была бедной, но дружной — Сезария росла вместе с 4 братьями. Когда девочке было 7 лет, умер ее отец. Эта потеря далась семье очень нелегко, и особенно горевала маленькая Сезария, ведь она была отцовской любимицей. Мать была не в состоянии одна прокормить детей, поэтому отдала дочь в приют к католическим монахиням. В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна.

Первый концерт состоялся три года назад, последний - за год до её смерти. В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик". Сезарию Эвору называли "босоногой дивой".

Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с «Lusafrica». В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома «Мисс Перфумаду» 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой. Только во Франции количество проданных дисков составило 200 000 экземпляров. Певица была обладательницей «Грэмми», «Victoire de la Musique», а также самой престижной награды — ордена Почетного легиона, преподнесенного ей министром культуры Франции Кристи Альбанель. Сезара записала 18 альбомов, неоднократно бывала с гастролями в России и на Украине. Личная жизнь Сезарии Эворы В личной жизни Сезария не нашла своего счастья. Первая любовь — черноглазый гитарист Эдуардо, отчалил от родного берега в поисках новых приключений, оставив девушку в разочаровании и боли. Сезария долго тосковала. Всю печаль и одиночество изливала в песнях. Романы в жизни певицы были, однако человека, который смог бы находиться постоянно рядом, и в беде, и в радости, Сезарии не суждено было встретить. Самой большой радостью ее личной жизни были трое замечательных детей, которых она, как и ее мать в свое время, воспитывала одна. Интересные факты о Сезарии Эворы Мировая слава принесла Сезарии больше 50 миллионов долларов. Она не стала строить фешенебельных особняков и покупать виллы на Майами. Все деньги певица потратила на содержание начального образования и системы здравоохранения своей страны. Благодарные земляки хотели при жизни поставить Сезаре памятник, но она отказалась тратить деньги на увековечивание своей персоны, распорядившись отдать их детям. Сезария Эвора умерла ровно в 70 лет, оставив после себя не только уникальные песни и баллады. Она оставила верность своей земле, любовь и сострадание к людям. Обладая всего одним языком — креольским, не имея специального образования, она доказала, что успех приходит тогда, когда человек искренне любит свое дело и остается верен ему всегда. Сезария Эвора: 10 фактов, которые стоит узнать Ее голос можно описать множеством прилагательных: теплый, страстный, завораживающий. Ее вокал можно разложить на музыковедческие термины: сценическое обаяние, вокальная гибкость, природная постановка. Даже ее поздний успех можно проанализировать с точки зрения грамотности маркетинга. Но все это ни в малейшей степени не приближает нас к разгадке великой тайны по имени Сезария Эвора. Как эта грузная женщина, которую мы никогда не знали молодой и прекрасной — а в юности она была именно такой! Не так даже важно, откуда она взялась, гораздо важнее, откуда взялся ее абсолютно гипнотический дар погружать слушателей в мир той самой светлой печали, которая позволяет примириться с тяготами обычной жизни? Так кто она, Сезария Эвора? Не слишком счастливая. Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы, — вот как она описывала себя, стряхивая сигаретный пепел и едва уловимо пожимая плечами.

Ранняя жизнь и детство Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Миндеу на острове Санту-антао в архипелаге Зеленого мыса, который находится в Африке. Уже с раннего детства Сезария показывала удивительный талант в пении. В ее голосе слышались глубокие эмоции и проникновенность, которые смогли поразить каждого, кто ее слышал. Однако ранняя жизнь Сезарии не была легкой. Она была восьмым ребенком в семье, и ее детство прошло в скромных условиях. Ее родители работали на местных фермах и едва сводили концы с концами. Все детство Сезария провела в борьбе за выживание, но это только укрепило ее дух. Сезария выросла в музыкальной семье, и пение всегда было частью ее жизни. Вместе с семьей они часто выступали на скромных местных мероприятиях, и Сезария часто замечала, что ее голос вызывал у слушателей восторг и восхищение. Музыкальная карьера и успех Сезария Эвора начала свою музыкальную карьеру в юности, выступая на улицах Кабо-Верде. Ее уникальный голос и страсть к исполнению привлекли внимание местных музыкантов, которые помогли ей записать ее первую песню. С тех пор она стала национальной знаменитостью благодаря своим эмоциональным и искренним выступлениям. В конце 1980-х годов Сезария Эвора начала сотрудничать с французским композитором Жаном-Клодом Ибель. Вместе они записали несколько альбомов, которые получили большой успех как во Франции, так и во всем мире.

Умерла Сезария Эвора

Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, — скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену».

Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни.

Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку.

Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва.

Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса.

Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается.

Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь.

Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше.

А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые.

Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить».

Так случилось, что мой оказался музыкантом. Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной».

Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев. Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение. У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить.

Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду. Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно».

Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение.

Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком.

Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце.

Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее. А откуда у вас эти шрамы на руках?

На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь. Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично.

Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью. Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике. Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде.

В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс. В «Олимпийском» — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел. На трибуне за моей спиной сидит бабушка и держит под руку дедушку.

Умилительно качает головой в такт. Музыка Цезарии — для тех, кто не любит танцевать. Это такая зарядка для души. Но слушать спокойную лирику на трибунах спорткомплекса — все равно что признаваться в любви во время футбольного матча.

Под пение Цезарии, несомненно, приятнее жарить яичницу свежим весенним утром и предаваться размышлениям о вечном. Такая музыка не мешает мечтать — слов-то все равно не понять. Моя бабушка не будет против, чтобы в комнате играла Эвора. Она будет танцевать душой и спрашивать: «Что за певица?

Я расскажу бабушке, что, если бы не Цезария, вряд ли мир узнал бы о маленьком островном государстве Кабо-Верде. Голос Эворы прославил целую страну, а потому она — босая миллионерша — не просто так певица, а политическая фигура. Бабушка послушает и еще больше полюбит сверстницу из Африки. Русским бабушкам близок патриотический настрой.

Так уж получилось.

В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. И Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом... Цезария не была похожа на французских шансонье. Её «саудаджи» — особенное словечко - нет ни в одном языке мира, помимо португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое словечко переводится как «ощущение светлой тоски по родине». Ни один бразилец, португалец или обитатель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит.

Цезария не знает, как втолковать другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — чудаковатый диалект, сродный вместе с тем на все языки романской группы. На нём и пела. Под музыку, напоминающую мешанина шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходила на крупные концертные площадки мира и рассказывала о своём народе. Тоска по необъяснимому. В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня — Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии.

И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт — тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Может, эти звуки преодолеют водную гладь и долетят к тем любимым, которые теперь далеко… Морская быль. Об этом женщины Кабо-Верде пели издавна, ведь они хорошо знали, что такое разлука. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам.

Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны — так назвали эти музыкальные плачи — один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме — не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте — впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ.

Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». В семилетнем возрасте Сезария потеряла отца, а вскоре и вовсе оказалась в детском приюте Намного позже, став певицей мирового масштаба, она не покинет свою родину окончательно, станет помогать семьям бедняков и обитателям приютов, открывая сердце каждому, кто придет к ней со своей печалью. Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное.

Умерла легендарная певица Сезария Эвора

Умерла легендарная певица Сезария Эвора биография, дата рождения.
Сезария (Цезария) Эворa. | Пикабу На сегодняшний день Сезария Эвора, босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, не считая компиляций и концертных записей.
Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora) » Вестник К Сезария Эвора согласилась на интервью.
Памяти Сезарии Эворы Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» Пять раз она была номинирована на «Grammy» Награждена французским орденом Почётного легиона.

Сезария Эвора — биография певицы

Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора родилась в 1941 году в городе Минделу на Островах Зеленого Мыса, расположенных в Атлантическом океане недалеко от Африки. Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь Когда слова не важны.

Эвора Сезария — Биография

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ Биография Сезарии Эворы: уроженка Кабо-Верде, певица с мировой известностью.
80 лет назад родилась Сезария Эвора | Глагол. Иркутское обозрение Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага.
Сезария Эвора (Cesária Évora) Сезария Эвора — огромный черный бриллиант маленькой нищей страны.
Памяти Сезарии Эворы | Культурный обозреватель Сезария Эвора — огромный черный бриллиант маленькой нищей страны.

Биография Сесарии Эвора

Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» Пять раз она была номинирована на «Grammy» Награждена французским орденом Почётного легиона. Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья.

Сезария Эвора (Cesaria Evora) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн

Изучи биографию Cesária Évora и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. Получи рекомендации других исполнителей, которые тебе наверняка понравятся. 27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России. 10. Имя Сезарии Эворы носит Международный аэропорт в Сан-Висенте. Благодарные соотечественники хотели поставить ей памятник еще при жизни, но Сезарию это страшно возмутило.

Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе

Исполняя песни на кабовердийском диалекте португальского языка, она побывала во многих странах мира. Неоднократные посещения России сделали ее популярной и в нашей стране. Санкт-Петербург и Владивосток, Архангельск и Ростов-на-Дону, а также жители других городов России имели возможность услышать «босоногую диву» и прочувствовать кабовердийскую тоску и печаль в исполнении Сезарии Эворы. Ее песни просты и незамысловаты, но они проникают в самые глубины души. Недаром певица пять раз была номинирована на премию «Grammy» и один раз даже стала лауреатом. Творчество Сезарии Эворы не имеет ничего общего с заводными латиноамериканскими мелодиями, хотя и они имеют место в ее творчестве.

Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз.

Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется.

Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош».

И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе.

Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре.

С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем.

К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии.

Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов.

Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса.

Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы.

Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел.

Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море!

И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор.

Сезария Эвора в молодостиМиндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью.

Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями. Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул "королевы морны". В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать.

Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария Эвора - КарнавалСезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи.

Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис.

Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи».

Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудадж » себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе.

Года три назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля.

Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы

В 1975 году на Островах Зеленого Мыса случился политический переворот, они наконец обрели независимость от Португалии и получили название Республика Кабо-Верде. Правда, эти перемены повлекли за собой тяжелый финансовый кризис. Сезария была вынуждена уйти со сцены на 10 лет, так как песни перестали приносить ей деньги. Более того, они уговорили ее поехать в Лиссабон, чтобы выступать перед кабо-вердианской диаспорой. Именно в португальской столице Сезария записала свой первый альбом. На тот момент ей было уже 43 года. Он был поражен ее голосом и колоритными песнями, поэтому убедил Эвору поехать вместе с ним во Францию. В 47 лет Сезария исполнила свою давнюю мечту — она увидела Эйфелеву башню.

В Париже Сезарию ждал успех, она записала еще 3 альбома, которые наконец-то пробили этнический барьер и принесли певице славу «аристократки ресторанной музыки» — так ее называли местные журналисты. Французы были покорены немолодой женщиной с чарующим голосом, песни которой переносили их в совершенно другой мир. Однако сама Эвора уверяла, что в этой ее привычке не было никакой подоплеки — просто она не любила носить обувь. Первую пару туфель она купила специально для гастролей, когда ей было уже за 40. Ее прозвали «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей». Свой первый серьезный гонорар Сезария попросила разделить на 2 части: половину она положила в банк, а вторую забрала наличными, чтобы в случае чего деньги точно остались при ней. Правда, когда журналист спросил, что она купила после своих триумфальных гастролей, она ответила: «Юбку и 2 блузки».

А еще певица так и не смогла бросить вредную привычку, которую приобрела еще в юности, — курение. Во время своих выступлений Сезария всегда устраивала небольшие «перекуры».

А когда она поет, перед ее глазами встает родной берег в окружении волн. Она не отдает предпочтения ни коладерас танцевальные песни , ни морна блюзовые напевы в типичных ритмах Кабо-Верде , а любимая песня — Miss Perfumado, она дала название одному из ее альбомов. За 10 лет всемирной славы Сезария заработала около 50 миллионов долларов. Практически все деньги Эвора жертвует на детские социальные программы.

Налоги от ее гастролей превращаются в львиную часть бюджета республики. Она финансирует всю систему начального школьного образования своей страны, содержит две свои семьи в Париже и Кабо Верде и никогда никому не отказывает в помощи. Певица всегда выходит на сцену босой — в знак солидарности со своими соотечественниками, живущими в нищете. И на этот раз нижегородцы млели, слушая удивительный голос босой Сезарии, рассказавшей всему миру о маленьких островах Зеленого мыса. Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:.

Погибший в 1973 году Кабрал был лидером национально-освободительного движения Гвинеи-Бисау и Островов Зеленого Мыса как в советские времена называли Кабо-Верде. Можно смело сказать, что по-настоящему о Кабо-Верде россияне задумались лишь под влиянием творчества Сезарии Эворы. Слава пришла к Эворе, когда певице было уже почти 50 лет. Многие артисты к этому времени оставляют сцену, если им не удается достичь желанного успеха. Сезария не то чтобы была упорной или «верила в свою мечту», как это любят говорить коучи и прочие специалисты по мотивированию. Она не бросала музыку просто потому, что любила ее, и потому что петь в барах и ресторанах было неплохой работой по меркам ее родного города. В ее культуре артисты уходили со сцены в старости, когда у них пропадал голос, а когда тебе всего 40 с чем-то лет и у тебя полно сил, какой смысл оставлять любимое дело? Мечты о большой славе? Конечно, в молодости ей хотелось быть знаменитостью в Кабо-Верде, а если очень повезет, то и в Португалии. Но в 40 с лишним лет, проведя четверть века на сценах прокуренных портовых кабаков, Эвора и думать забыла об этих амбициях. Международные гастроли и состояние в 70 миллионов долларов не приснились бы ей даже в самом смелом сне. Помощник Продюсер Жозе Да Сильва утверждал, что Эвора так и осталась бы малоизвестной певицей, если бы, не услышав ее однажды вечером в лиссабонском клубе, он не пригласил Сезарию в Париж, где одержимо занялся ее продвижением. Кому-то кажется, что он преувеличивает свою роль в этой истории, но в целом его слова похожи на правду. Он был звездой каборвердийской музыки, а немолодая Эвора — просто певицей, которую знали лишь земляки. Заработав немного, она уже собиралась возвращаться на родину, как ей встретился восторженный Да Сильва со своим предложением. Да Сильва в то время не был продюсером и даже денег особых не имел. Молодой кабовердиец, он жил в Париже, где иногда поигрывал на барабанах и знал некоторых музыкантов. Он не собирался становиться продюсером, но пение Эворы заворожило Да Сильву настолько, что он решил во что бы то ни стало сделать ее знаменитой. Певица отнеслась к его предложению спокойно: почему бы и нет, терять ей нечего, вернуться в родной Минделу она всегда успеет. Единственным ее условием было то, что в Париж она с собой берет приятеля-саксофониста. Париж не хочет принимать Три года Да Сильва пытался заинтересовать французский шоу-бизнес стареющей певицей с прекрасным голосом. Шоу-бизнес был в недоумении: вместо молодых красоток ему предлагали пожилую африканку с очень грустным лицом, в неизменных клубах сигаретного дыма поющую на малопонятном кабувердьяну, креольском языке на основе португальского. До демонстрации волшебного голоса Эворы в офисах звукозаписывающих компаний дело даже не доходило: Да Сильве объясняли, что пластинки певицы с такой внешностью продать будет невозможно. Все это время Эвора и ее друг-саксофонист жили в квартире продюсера-энтузиаста, изрядно потеснив его молодую семью. С помощью земляков-кабовердийцев Да Сильве удалось устроить Сезарии несколько концертов и сделать демо-записи на студии. Эффект Эворы И все же упорство Да Сильвы было вознаграждено. Делу помогла набиравшая в 1980-х обороты мода на world music — этническую музыку, или музыку народов мира, как сказали бы в Советском Союзе. Франция, в которой работало немало африканских артистов вроде саксофониста Ману Дибанго и певца Папы Вемба, стала одним из центров этой моды. Эвору удалось включить в состав одного из крупных фестивалей world music, и тогда Да Сильва наконец получил возможность показать, как сильно негромкий мягкий голос Сезарии воздействует на людей. Это можно назвать «эффектом Эворы»: большинство слушателей могли лишь гадать о содержании ее песен, но при этом были абсолютно покорены ее пением. Что-то было в этой музыке, моментально менявшее состояние слушателя: с него словно слетала вся шелуха, все наносное, и оставалась только сама человеческая жизнь в ее простоте и глубине. Как сама Эвора никогда не притворялась и не делала ничего напоказ, так и ее песни были естественны и честны.

Культура 20. Первый концерт состоялся три года назад, последний - за год до её смерти. В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий