ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Пионерская пл.,1). 1993 г. В 1993 году представитель ТЮЗа им. А.А. Брянцева передал в фонды музея “Разночинный Петербург” комплекс предметов по истории этого театра. Источник: сайт красноярского ТЮЗа / Художественный руководитель красноярского ТЮЗа Роман Феодори покинул свою должность «по семейным обстоятельствам», сообщили в пресс-службе театра 26 октября. Ознакомьтесь с новостями Театра Юного Зрителя в Нижнем Новгороде. Ко всем новостям. ТЮЗ собрал на своей сцене коллективы театров Томска и Северска. 2 Апреля 2024. ТЮЗ приглашает на фестиваль капустников Дети Понедельника! Самому знаменитому детскому театру Петербурга – Тюзу имени Брянцева – исполнилось 99 лет. Почти век назад театр открылся постановкой «Конек Горбунок».
Уважаемые зрители!
- Екатеринбургский ТЮЗ - Item News
- В ТЮЗе стартовал театральный фестиваль имени Александра Брянцева
- Что такое ТЮЗ? 🤓 [Есть ответ]
- Нижегородский ТЮЗ отметил 95-летие 29 ноября 2023 года | Нижегородская правда
- Недетский театр: история московского ТЮЗа
- Худрук красноярского ТЮЗа Роман Феодори покинул театр - 26 октября 2023 - НГС24.ру
Оставить отзыв
Театр юного зрителя (ТЮЗ) профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. В Чувашском театре юного зрителя стартовал СеспельФЕСТ. В новом сезоне ТЮЗ готовит для своих зрителей много ярких и интересных событий — это премьерные спектакли в постановке известных режиссеров, гастроли и участие театра в престижных фестивалях в России и за рубежом.
В петербургском ТЮЗе назвали свою версию перелома ребер зрительницы
Там была подведена вода, было электроосвещение, в приёмной этой гостиницы был телефон. Были ванные. Номера считались одними из самых лучших и дорогих", — говорит консультант отдела архитектуры и подготовки охранных обязательств Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Ольга Ремезова. Барокко, классицизм, модерн — тут смешались разные стили, но во время надстройки и перестройки архитекторы подходили к творчеству предшественников максимально бережно и корректно. Да и арендаторы из Дома Гиллера были вежливы к своим соседям. Например, к прихожанам лютеранской кирхи, которая находилась через дорогу. На что распорядительница ресторана сказала, что было получено согласие верующих, что музыка им не мешает", — говорит консультант отдела архитектуры и подготовки охранных обязательств Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Ольга Ремезова. Тут же был киноиллюзион, он назывался "Глобус".
После революции он стал клубом, а в Доме Гилера расположились штаб и политуправление 5-й армии. В 1926-м году в здание заехали профсоюзы, а вскоре в одном из "крыльев" открылся другой театр — теперь уже рабочей молодёжи, который после переименовали в ТЮЗ. В 2006-м году Театр юного зрителя вынужден был переехать отсюда — помещения стали предельно аварийными. А 13 мая 2022-го случилась "черная" пятница. Сначала очевидцы заметили на задворках ТЮЗа небольшой дымок. Никто и представить не мог, что вскоре тут будет зарево. Вот тут и был очаг пожара.
За считанные минуты из-за сильно ветра пламя перекинулось через стену. Тут же был склад декораций. Все это были поздние постройки, советского периода — исторической ценности не представляли. Вспыхнули, как сухой порох.
О назначении Цирюк объявила пресс-служба ТЮЗа.
Сотрудникам театра в новом качестве её представили 9 марта. В пятницу, 10 марта, эту новость ещё раз подтвердили на пресс-конференции в Петербурге, посвящённой открытию XXIV Международного театрального фестиваля Театра юных зрителей им. Она поставила на большой сцене театра мюзикл "Алые паруса". Этот спектакль получил положительные отзывы и популярность среди зрителей, а также несколько престижных театральных премий.
Новый театральный сезон откроется двумя премьерами. В спектакле режиссёр соотносит понятие леса с театральным пространством и исследует сущность игры. Подробнее о замысле и художественном решении постановки мы писали ранее. В ноябре театр планирует выпустить ещё две премьеры.
Специалисты прибыли на место в течение одной минуты. В настоящий момент идёт проверка здания, — рассказали в театре.
Нижегородский Театр юного зрителя отметил свое 95-летие
ТЮЗ – это аббревиатура, обозначающая театр юного зрителя. Аббревиатура прижилась в советское время и склонялась с помощью добавления гласного (“в ТЮЗе”). С 23 по 25 апреля Чувашский театр юного зрителя им. М. Сеспеля в рамках Недели чувашского языка покажет постановки на родном языке. 1. сокр. к театр юного зрителя; профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Нижегородский Театр юного зрителя проиграл спор с казанским подрядчиком «СБС Групп». Руководство театра пыталось взыскать с компании почти 5,2 млн руб., выплаченных за разработку проектно-сметной документации для реконструкции ТЮЗа.
Московский ТЮЗ
Беда начинается тогда, когда желающие без особого труда добиться шумного публичного успеха выдают эти этюды за вершину современного искусства»[153]. Но, может быть, наши взгляды на стилевые и репертуарные тенденции отвлеченны и касаются скорее более общих явлений, свойственных современному театральному процессу, а к жизни нынешнего Тюза не имеют прямого отношения? Думается, что это не так. Именно потому, что Ленинградский Тюз столь активен в своих поисках и столь чуток к «эстетической атмосфере» времени, а главное, потому, что идеологическая и художественная функция нигде, как в театре для детей, не пересекаются столь зримо и не представляют целостного, органического единства, в деятельности нынешнего Театра юных зрителей частные, иногда скрытые тенденции современного театрального процесса выявляются иногда с наибольшей очевидностью. Вероятно, именно их имел в виду и С. Михалков, когда выступал на Международном симпозиуме, посвященном проблемам театров для детей. Подчеркивая огромную роль детских и молодежных театров в воспитании подрастающего поколения, он говорил о том, что самым трудным и ответственным возрастом зрителей тюзов являются подростки от десяти до одиннадцати лет. Все это красочно, весело, забавно, во многом, повторяю, талантливо, но подобные вневременные и внесоциальные представления все же не решают той основной художественно-воспитательной задачи, которую мы должны решать в международном масштабе, развивая лучшие традиции национального театрального искусства»[154]. В последние годы наметились перспективные тенденции в репертуарных поисках театра.
Вслед за «Гамлетом» Шекспира на тюзовской сцене появилась латышская и русская классика — «Вей, ветерок! Райниса и «Свои люди — сочтемся» А. Театр стремится к большей направленности в своих интересных художественных исканиях. Ему больше, чем другим театрам юных зрителей, удалось в результате почти пятнадцатилетней работы осуществить постоянную и неразрывную связь со школьной аудиторией. Ленинградский Тюз — это театр, но это и школа… Руководители театра — выдающиеся художники и выдающиеся педагоги. Это в особенности относится к директору и художественному руководителю театра А. Брянцеву, огромные заслуги которого в создании детского театра еще недостаточно оценены советской общественностью»[155]. Хотя Ленинградский Тюз не был первым в возникшем семействе советских театров для детей, он, благодаря своей научно продуманной, эстетически и педагогически обоснованной программе скоро приобрел бесспорный авторитет ведущего театра для детей и по праву возглавил тюзовское движение в стране.
Редкий вновь открываемый театр — а перед войной их в стране насчитывалось около пятидесяти — не обращался за помощью к Брянцеву и не получал бы от него множество важных и необходимых советов, не использовал бы в своей работе огромного опыта Ленинградского «Дяди Тюза». Открытие каждого нового театра для Брянцева было всегда огромным праздником, настоящей творческой радостью, гордостью за свое родное дело. Ленинградский Тюз настойчиво искал своего героя — в сказке, классике, в инсценировке, в современной пьесе. Вместе с Брянцевым в этих поисках участвовали его творческие единомышленники — Л. Макарьев, Б. Зон, П. Горлов, А. Бруштейн, С.
Маршак, М. Григорьев, М. Левин, позднее П. Вейсбрем, С. Димант, Н. Иванова, Г. Каганов и многие, многие другие. Создание сценического образа юного современника было главной задачей времени.
Тюз ее успешно решал. Вслед за героями пьесы Б. Житкова «Семь огней» и рабочим пареньком Тимошкой из пьесы Л. Макарьева «Тимошкин рудник» на сцену вышли мальчишки и девчонки Е. Шварца и А. Крона, А. Бруштейн и В. Катаева, Д.
Дэля и С. А какие замечательные характеры создавали на сцене Тюза Н. Черкасов и Б. Блинов, В. Полицеймако и Б. Чирков, А. Охитина и Е. Уварова, Н.
Казаринова и К. Пугачева, Л. Макарьев и В. Яковлев, А. Герман и Ф. Чагин, М. Шифман и М. Брянцев, Зон, Макарьев, Вейсбрем, Каганов, Шведерский воспитали несколько поколений тюзовских актеров, режиссеров и художников, а потому Ленинградский Тюз многие годы являлся «кузницей творческих кадров» именно детских театров, своего рода опытной лабораторией тюзов.
И когда в 1940 году лучшие тюзы съехались в Москву на заключительный тур Всесоюзного смотра театров для детей, в труппах Новосибирского, Свердловского, Калининского, Грозненского, да и московских детских театров ленинградцы встречали своих бывших земляков, с честью несущих знамя «дела детской радости». Своей воспитательно-педагогической и эстетической программе Брянцев и его единомышленники были верны всю жизнь и на всех этапах становления и существования театра отстаивали ее идейные и художественные принципы. Нельзя не подивиться художнической проницательности Брянцева, жизненности выработанной им творческой программы. Специфику театра для детей Брянцев видел в единении педагогов, чувствующих, как художники, и художников, мыслящих, как педагоги. Тюз рождался не только в ряду важнейших социальных и педагогических преобразований, он возник на передовой линии борьбы за новую сценическую культуру. Мейерхольда, Театра им. Вахтангова, Малого театра, Академического театра драмы. Специфика театра была для Брянцева прежде всего спецификой театрального коллектива, четко определившего круг идейно-эстетических задач и опирающегося на свою группу зрителей.
Принадлежность театра юному зрителю была твердо зафиксирована в самом названии театра. Именно зритель определял творческие планы театра, формирование его стиля, особенности сценического языка. Театр Брянцева, рожденный из детской игры, был теснейшей кровной близостью связан со своим зрителем. Брянцев чутко улавливал изменения в его психике, в восприятии им действительности и новые средства выразительности, новые принципы театральности искал именно здесь, в движущихся возрастных закономерностях восприятия ребенка. Потому наблюдение и изучение детей в зале, в школе, в игре, на улице, в семье были для Брянцева одним из основополагающих источников в определении новых путей театра, его художественной программы, его стилистики. Познавая психологию зрителя, его интересы, запросы, потребности, театр активно участвовал в нравственном формировании нового подрастающего человека и всегда оставался верен сценическому реализму, находил опору в подлинно художественной драматургии, рожденной реальными, а не мнимыми жизненными противоречиями. Не случайно поэтому драматическая сказка, отечественная и зарубежная классика всегда широко были представлены в тюзовском репертуаре. На лучших образцах драматической литературы и фольклора воспитывалась труппа, ее мастерство, ее ансамбль, на них же воспитывалась и культура восприятия зрителя, его кругозор и вкус.
Уже будучи тяжелобольным, Брянцев много думал о своем детище и в своем письме-завещании написал следующие слова: Мой сердечный прощальный привет всему тюзовскому коллективу, которому доверительно поручаю дальнейшие судьбы нашего педагогического дела. Мой прощальный привет нашим славным юным зрителям. Привет всем, кто когда-нибудь захочет посвятить свои силы делу детской радости. Брянцев В Тюзе и сегодня чтут память Брянцева, и это понятно. Ведь Брянцев установил в театре такую редкостную атмосферу, которая в каждом пробуждала творческие силы и природную одаренность. И не удивительно, что так много людей освоило здесь «смежные театральные профессии», благодаря чему Тюз долгое время существовал за счет внутренних резервов, воспитывая в своей среде актеров, режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров, драматургов. Что говорить — театру с такой насыщенной историей сегодня работать ответственно и трудно.
Нынешний директор ТЮЗа пришел на должность в конце 2021 года, пройдя, как полагается конкурсный этап. Говорит, что совместно с мэрией сейчас работает над этим вопросом. Театр-то муниципальный, в отличие от других, где финансирование республиканское.
В ближайшей перспективе его планируется отремонтировать. На сегодняшний день ведется работа по определению источника финансирования на проектирование капитального ремонта здания, - сообщили в пресс-службе мэрии. Отметим, что "Победа" закрылась летом 2017 года, не выдержав конкуренции с новым, пятизальным комплексом, возведенном в этом же микрорайоне. Здание является объектом культурного наследия. Квартал прекрасных фонарей Самарский театр юного зрителя "СамАрт" по количеству сцен и залов мог бы смело претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса. Но на регистрацию достижения не хватает времени. Кстати, он лично встречает зрителей в фойе перед каждым спектаклем, со многими здоровается, ибо публика тут отличается постоянством. Фото: Пресс-служба театра "СамАрт" Реконструкция будет состоять из модернизации существующих залов на 250 и 150 мест. В залах планируется оставить стены, но убрать покрытие и полы, чтобы установить поворотный круг на сцене. В отремонтированном цокольном этаже появятся новый гардероб, туалеты и техпомещения.
Второй этаж займут репетиционные залы и студия звукозаписи. Под зданием появится паркинг. А вишенкой на торте станет внутренний театральный дворик, в котором также можно будет играть спектакли. Столь недетским возможностям особенно радуешься, вспоминая, что за 90-летнюю историю Самарскому ТЮЗу приходилось работать и в ресторане "Аквариум" дореволюционной постройки. И в новом, но все же приспособленном, кинотеатре "Тимуровец", куда он перебрался из аварийного дома в 90-е годы. И с тех пор театр постоянно улучшал и расширял свои пространства. Хотя до недавнего времени процесс этот шел с большими перерывами.
Променад будет проходить по Правому берегу, но начинаться будет от театра, все стрелочки ведут от него. Также мы задумали комплексное мероприятие — эскиз по комиксу. За основу мы возьмем графический роман «Расцветает самая красная из роз» Лив Стрёмквист, где автор исследует, что происходит с любовью в эпоху позднего капитализма.
Мы попытаемся донести до зрителя, что комикс сегодня — это серьезная литература, куда заходят большие авторы с большими темами. Нам интересно, как это делать в театре. В этот эксперимент войдёт встреча с красноярскими комиксистами, которые делают комиксы про Красноярск и мастер-классы. Мы планируем создать комикс про сегодняшний день про сегодняшнее событие вместе со зрителем в день премьеры. Красноярск, ул. Вавилова, 25 213-10-32, 213-14-65.
Театр юного зрителя им. Также на папке указано название театра - Ленинградский Государственный ордена Ленина театр юных зрителей, лауреат премии ленинского комсомола. Чуть позже к такому названию добавляется имя Александра Александровича Брянцева. Обложки-папки с изображением Петрушки. С приходом нового художественного руководителя начинается и новый этап жизни театра, «театра Корогодского». Аксёнова, посвящённой будням советской молодёжи. Этот спектакль представлен в фонде фотографии музея фотографией одной из его сцен, где изображены актёры ТЮЗа Г. Вернов Карпов и Е. Шевченко Максимов. Программка 1977 года имеет внутри яркое содержание с автографами выпускников преподавателя Анны Александровны Окуневой, которые её навещают. Ещё в середине 1960-х годов драматург Радий Погодин пишет пьесу «Трень-Брень». Это история про девочку Олю, которая переезжает к бабушке и попадает в непривычный южный город. Чуть позже, чем она была написана, пьеса была поставлена на сцене Ленинградского ТЮЗа, о чём свидетельствует афиша из фонда ИЗО музея «Разночинный Петербург» 1979 года. Спектакль по пьесе Б. Голлера "Вокруг площади". Программа постановки "В гостях у Донны Анны". Восьмидесятые годы ТЮЗа представлены в фондах Музея репертуаром театра на сезон 1982-1983 гг. Историческая повесть «Нетерпение» была написана писателем Юрием Трифоновым в 1973 году. Афиша спектакля по повести Юрия Трифонова "Нетерпение". Май 1980 года был ознаменован постановкой по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Булат Окуджава, знаменитый поэт из плеяды шестидесятников, закончив девятый класс в 1942 году, семнадцатилетним добровольцем ушёл на фронт. В этой повести он описал свой военный опыт. Данная постановка представлена в фонде ИЗО музея «Разночинный Петербург» афишей к спектаклю 1981 года. Общее представление о спектакле «Наш Чуковский» даёт актёр ТЮЗа Игорь Овадис, он рассказывает в интервью газете «Место встречи — Монреаль» от 17 ноября 2015 об этом спектакле следующее: "... У нас была миссия - воспитание грамотного зрителя, поэтому мы со зрителем играли в жанры". Афиша к спектаклю ТЮЗа им. Брянцева «Наш Чуковский». Афиша постановки по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».
Молодость стареqшего в мире детского театра
Все это красочно, весело, забавно, во многом, повторяю, талантливо, но подобные вневременные и внесоциальные представления все же не решают той основной художественно-воспитательной задачи, которую мы должны решать в международном масштабе, развивая лучшие традиции национального театрального искусства»[154]. В последние годы наметились перспективные тенденции в репертуарных поисках театра. Вслед за «Гамлетом» Шекспира на тюзовской сцене появилась латышская и русская классика — «Вей, ветерок! Райниса и «Свои люди — сочтемся» А. Театр стремится к большей направленности в своих интересных художественных исканиях. Ему больше, чем другим театрам юных зрителей, удалось в результате почти пятнадцатилетней работы осуществить постоянную и неразрывную связь со школьной аудиторией. Ленинградский Тюз — это театр, но это и школа… Руководители театра — выдающиеся художники и выдающиеся педагоги. Это в особенности относится к директору и художественному руководителю театра А. Брянцеву, огромные заслуги которого в создании детского театра еще недостаточно оценены советской общественностью»[155].
Хотя Ленинградский Тюз не был первым в возникшем семействе советских театров для детей, он, благодаря своей научно продуманной, эстетически и педагогически обоснованной программе скоро приобрел бесспорный авторитет ведущего театра для детей и по праву возглавил тюзовское движение в стране. Редкий вновь открываемый театр — а перед войной их в стране насчитывалось около пятидесяти — не обращался за помощью к Брянцеву и не получал бы от него множество важных и необходимых советов, не использовал бы в своей работе огромного опыта Ленинградского «Дяди Тюза». Открытие каждого нового театра для Брянцева было всегда огромным праздником, настоящей творческой радостью, гордостью за свое родное дело. Ленинградский Тюз настойчиво искал своего героя — в сказке, классике, в инсценировке, в современной пьесе. Вместе с Брянцевым в этих поисках участвовали его творческие единомышленники — Л. Макарьев, Б. Зон, П. Горлов, А.
Бруштейн, С. Маршак, М. Григорьев, М. Левин, позднее П. Вейсбрем, С. Димант, Н. Иванова, Г. Каганов и многие, многие другие.
Создание сценического образа юного современника было главной задачей времени. Тюз ее успешно решал. Вслед за героями пьесы Б. Житкова «Семь огней» и рабочим пареньком Тимошкой из пьесы Л. Макарьева «Тимошкин рудник» на сцену вышли мальчишки и девчонки Е. Шварца и А. Крона, А. Бруштейн и В.
Катаева, Д. Дэля и С. А какие замечательные характеры создавали на сцене Тюза Н. Черкасов и Б. Блинов, В. Полицеймако и Б. Чирков, А. Охитина и Е.
Уварова, Н. Казаринова и К. Пугачева, Л. Макарьев и В. Яковлев, А. Герман и Ф. Чагин, М. Шифман и М.
Брянцев, Зон, Макарьев, Вейсбрем, Каганов, Шведерский воспитали несколько поколений тюзовских актеров, режиссеров и художников, а потому Ленинградский Тюз многие годы являлся «кузницей творческих кадров» именно детских театров, своего рода опытной лабораторией тюзов. И когда в 1940 году лучшие тюзы съехались в Москву на заключительный тур Всесоюзного смотра театров для детей, в труппах Новосибирского, Свердловского, Калининского, Грозненского, да и московских детских театров ленинградцы встречали своих бывших земляков, с честью несущих знамя «дела детской радости». Своей воспитательно-педагогической и эстетической программе Брянцев и его единомышленники были верны всю жизнь и на всех этапах становления и существования театра отстаивали ее идейные и художественные принципы. Нельзя не подивиться художнической проницательности Брянцева, жизненности выработанной им творческой программы. Специфику театра для детей Брянцев видел в единении педагогов, чувствующих, как художники, и художников, мыслящих, как педагоги. Тюз рождался не только в ряду важнейших социальных и педагогических преобразований, он возник на передовой линии борьбы за новую сценическую культуру. Мейерхольда, Театра им. Вахтангова, Малого театра, Академического театра драмы.
Специфика театра была для Брянцева прежде всего спецификой театрального коллектива, четко определившего круг идейно-эстетических задач и опирающегося на свою группу зрителей. Принадлежность театра юному зрителю была твердо зафиксирована в самом названии театра. Именно зритель определял творческие планы театра, формирование его стиля, особенности сценического языка. Театр Брянцева, рожденный из детской игры, был теснейшей кровной близостью связан со своим зрителем. Брянцев чутко улавливал изменения в его психике, в восприятии им действительности и новые средства выразительности, новые принципы театральности искал именно здесь, в движущихся возрастных закономерностях восприятия ребенка. Потому наблюдение и изучение детей в зале, в школе, в игре, на улице, в семье были для Брянцева одним из основополагающих источников в определении новых путей театра, его художественной программы, его стилистики. Познавая психологию зрителя, его интересы, запросы, потребности, театр активно участвовал в нравственном формировании нового подрастающего человека и всегда оставался верен сценическому реализму, находил опору в подлинно художественной драматургии, рожденной реальными, а не мнимыми жизненными противоречиями. Не случайно поэтому драматическая сказка, отечественная и зарубежная классика всегда широко были представлены в тюзовском репертуаре.
На лучших образцах драматической литературы и фольклора воспитывалась труппа, ее мастерство, ее ансамбль, на них же воспитывалась и культура восприятия зрителя, его кругозор и вкус. Уже будучи тяжелобольным, Брянцев много думал о своем детище и в своем письме-завещании написал следующие слова: Мой сердечный прощальный привет всему тюзовскому коллективу, которому доверительно поручаю дальнейшие судьбы нашего педагогического дела. Мой прощальный привет нашим славным юным зрителям. Привет всем, кто когда-нибудь захочет посвятить свои силы делу детской радости. Брянцев В Тюзе и сегодня чтут память Брянцева, и это понятно. Ведь Брянцев установил в театре такую редкостную атмосферу, которая в каждом пробуждала творческие силы и природную одаренность. И не удивительно, что так много людей освоило здесь «смежные театральные профессии», благодаря чему Тюз долгое время существовал за счет внутренних резервов, воспитывая в своей среде актеров, режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров, драматургов. Что говорить — театру с такой насыщенной историей сегодня работать ответственно и трудно.
Но в чем-то, может быть, и легче, чем другим театрам. Трудно — потому что каждый спектакль рождает сопоставление с высокими критериями искусства, заданными еще полвека назад. Легче — потому что в арсенале опыта, в теоретическом наследии Брянцева всегда можно найти конкретные ответы на проблемы, которые сегодня выдвигает перед театром жизнь. Сегодня в нашей стране пятьдесят профессиональных театров юных зрителей. В этой большой семье художников, посвятивших свое искусство детям, Ленинградский Тюз по праву занимает почетное место старейшины — в феврале 1972 года театру исполнилось пятьдесят лет. Его большие заслуги как многолетнего лидера тюзовского движения в стране были высоко отмечены в дни празднования пятидесятилетней годовщины со дня организации советских театров для детей. Вместе с Центральным детским театром он был награжден орденом Ленина.
В 2024 году также состоятся премьеры спектаклей в постановке режиссеров Артема Злобина, Александра Лебедева, Владимира Кузнецова, Дмитрия Туркова и других.
В 102 сезоне зрителей ждет встреча и со знакомыми проектами театра. В честь первого юбилея проекта готовится особенная программа. Традиционно в ней принимают участие известные актеры, режиссеры, чьи работы в разное время были основаны на реальных событиях и вдохновлены подвигами реальных людей. Ведущими проекта, как и в прошлом году, станут Андрей Максимков и Инна Карпушина. На малой сцене пройдут показы спектаклей детских театральных коллективов на основе поэтических текстов разных авторов. Эти спектакли будут отобраны членами жюри фестиваля во главе с его художественным руководителем — актрисой ТЮЗа им. Брянцева Ольгой Карленко. В рамках фестиваля на новой сцене вновь будет работать драматургическая лаборатория «ПЬесочница», целью которой является поиск новых интересных текстов для постановки в детских театрах, а также открытие молодых талантливых авторов, пишущих для подростков.
На фестивале также пройдут мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи, состоится круглый стол для педагогов коллективов-участников и торжественный заключительный гала-концерт, на котором будут названы победители фестиваля. В марте 2024 года в театре пройдет XXV Международный «Брянцевский фестиваль», который является ведущим крупнейшим проектом, посвященному детскому театральному творчеству.
Левин, позднее П. Вейсбрем, С. Димант, Н. Иванова, Г. Каганов и многие, многие другие. Создание сценического образа юного современника было главной задачей времени. Тюз ее успешно решал. Вслед за героями пьесы Б.
Житкова «Семь огней» и рабочим пареньком Тимошкой из пьесы Л. Макарьева «Тимошкин рудник» на сцену вышли мальчишки и девчонки Е. Шварца и А. Крона, А. Бруштейн и В. Катаева, Д. Дэля и С. А какие замечательные характеры создавали на сцене Тюза Н. Черкасов и Б. Блинов, В.
Полицеймако и Б. Чирков, А. Охитина и Е. Уварова, Н. Казаринова и К. Пугачева, Л. Макарьев и В. Яковлев, А. Герман и Ф. Чагин, М.
Шифман и М. Брянцев, Зон, Макарьев, Вейсбрем, Каганов, Шведерский воспитали несколько поколений тюзовских актеров, режиссеров и художников, а потому Ленинградский Тюз многие годы являлся «кузницей творческих кадров» именно детских театров, своего рода опытной лабораторией тюзов. И когда в 1940 году лучшие тюзы съехались в Москву на заключительный тур Всесоюзного смотра театров для детей, в труппах Новосибирского, Свердловского, Калининского, Грозненского, да и московских детских театров ленинградцы встречали своих бывших земляков, с честью несущих знамя «дела детской радости». Своей воспитательно-педагогической и эстетической программе Брянцев и его единомышленники были верны всю жизнь и на всех этапах становления и существования театра отстаивали ее идейные и художественные принципы. Нельзя не подивиться художнической проницательности Брянцева, жизненности выработанной им творческой программы. Специфику театра для детей Брянцев видел в единении педагогов, чувствующих, как художники, и художников, мыслящих, как педагоги. Тюз рождался не только в ряду важнейших социальных и педагогических преобразований, он возник на передовой линии борьбы за новую сценическую культуру. Мейерхольда, Театра им. Вахтангова, Малого театра, Академического театра драмы. Специфика театра была для Брянцева прежде всего спецификой театрального коллектива, четко определившего круг идейно-эстетических задач и опирающегося на свою группу зрителей.
Принадлежность театра юному зрителю была твердо зафиксирована в самом названии театра. Именно зритель определял творческие планы театра, формирование его стиля, особенности сценического языка. Театр Брянцева, рожденный из детской игры, был теснейшей кровной близостью связан со своим зрителем. Брянцев чутко улавливал изменения в его психике, в восприятии им действительности и новые средства выразительности, новые принципы театральности искал именно здесь, в движущихся возрастных закономерностях восприятия ребенка. Потому наблюдение и изучение детей в зале, в школе, в игре, на улице, в семье были для Брянцева одним из основополагающих источников в определении новых путей театра, его художественной программы, его стилистики. Познавая психологию зрителя, его интересы, запросы, потребности, театр активно участвовал в нравственном формировании нового подрастающего человека и всегда оставался верен сценическому реализму, находил опору в подлинно художественной драматургии, рожденной реальными, а не мнимыми жизненными противоречиями. Не случайно поэтому драматическая сказка, отечественная и зарубежная классика всегда широко были представлены в тюзовском репертуаре. На лучших образцах драматической литературы и фольклора воспитывалась труппа, ее мастерство, ее ансамбль, на них же воспитывалась и культура восприятия зрителя, его кругозор и вкус. Уже будучи тяжелобольным, Брянцев много думал о своем детище и в своем письме-завещании написал следующие слова: Мой сердечный прощальный привет всему тюзовскому коллективу, которому доверительно поручаю дальнейшие судьбы нашего педагогического дела. Мой прощальный привет нашим славным юным зрителям.
Привет всем, кто когда-нибудь захочет посвятить свои силы делу детской радости. Брянцев В Тюзе и сегодня чтут память Брянцева, и это понятно. Ведь Брянцев установил в театре такую редкостную атмосферу, которая в каждом пробуждала творческие силы и природную одаренность. И не удивительно, что так много людей освоило здесь «смежные театральные профессии», благодаря чему Тюз долгое время существовал за счет внутренних резервов, воспитывая в своей среде актеров, режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров, драматургов. Что говорить — театру с такой насыщенной историей сегодня работать ответственно и трудно. Но в чем-то, может быть, и легче, чем другим театрам. Трудно — потому что каждый спектакль рождает сопоставление с высокими критериями искусства, заданными еще полвека назад. Легче — потому что в арсенале опыта, в теоретическом наследии Брянцева всегда можно найти конкретные ответы на проблемы, которые сегодня выдвигает перед театром жизнь. Сегодня в нашей стране пятьдесят профессиональных театров юных зрителей. В этой большой семье художников, посвятивших свое искусство детям, Ленинградский Тюз по праву занимает почетное место старейшины — в феврале 1972 года театру исполнилось пятьдесят лет.
Его большие заслуги как многолетнего лидера тюзовского движения в стране были высоко отмечены в дни празднования пятидесятилетней годовщины со дня организации советских театров для детей. Вместе с Центральным детским театром он был награжден орденом Ленина. В одном строю с Ленинградским театром юных зрителей шагает целый отряд детских театров. Руководимый М. Кнебель и К. Розов, С. Михалков, А. Зак и И. Кузнецов, Л. Хмелик, Н.
Ивантер, таких замечательных режиссеров, как О. Ефремов и А. Эфрос, много одаренных актеров. В авангарде современного тюзовского движения стоят такие самобытные творческие коллективы, как Саратовский Тюз, вот уже тридцать лет руководимый Ю. Киселевым, как Московский театр юного зрителя. Своеобразие национальной культуры несут в своих спектаклях старейшие коллективы Тбилисского, Ереванского, Львовского и Киевского тюзов, молодой коллектив Рижского театра юных зрителей… Множество новых, ждущих неотложного решения проблем — идеологических, нравственных, психологических, эстетических — сегодня возникает перед театрами для детей. Жизнь повседневно ставит перед художниками новые задачи, открывает новые неизведанные возможности. Какой путь развития выберут театры? Какие задачи будут решать в первую очередь? Мы, зрители, будем радоваться победам, огорчаться неудачами, но решать эти ответственнейшие задачи воспитания человека нового общества будут сами театры, актеры, режиссеры, драматурги.
Ленинградский Тюз переживает интересное и в то же время трудное время. Искания театра бывают подчас противоречивы, но коллектив его молод, полон сил, замыслов, он живет в атмосфере напряженного творческого эксперимента и потому его спектакли всегда в центре дискуссий, у них всегда есть сторонники и противники, но никогда нет равнодушных.
Это сейчас и с транспортом полегче, и машины у многих есть. Тогда было иначе. Да и родители много работали... По выходным водить меня в театр у них не было ни сил, ни времени. Первые впечатления о ТЮЗе связаны с Игорем Николаевичем Авровым и Ириной Владимировной Страховой, у которых я занимался в студенческом театре нижегородского университета. Сейчас я с ними работаю как с артистами — это необычные ощущения, очень интересные. Ну а по-настоящему я с ТЮЗом встретился, когда стал здесь работать.
В 2006 году меня пригласил сюда Вячеслав Всеволодович Кокорин сотрудником литературной части. Можно сказать, ТЮЗ — моя начальная театральная школа. Здесь я впервые увидел театр изнутри. Как Вячеслав Всеволодович сочиняет театр, как он им руководит, как планирует репертуар, как репетирует. Какие премьеры ждут Нижний Новгород — Каким был ваш внутренний запрос, почему вы приняли приглашение и приехали в Нижний? Я здесь вырос, здесь живут мои родители. Когда я заканчивал школу, учился в университете, помню, что не только я, но и многие мои ровесники стремились отсюда уехать. Но вернувшись сюда почти через 15 лет жизни в других городах, я понял, что на самом деле Нижний очень люблю. Однако главной мотивацией стало то, что в саратовском ТЮЗе мне пришлось встраиваться в уже отлаженную до меня систему.
А здесь же многое можно сделать так, как мечтается, построить свой театр. Первый спектакль — семейная драма — Почему вашим первым спектаклем будет «Папа» Флориана Зеллера? Когда вы познакомились с пьесой? Я прочитал рецензию на спектакль Норильского театра драмы по этой пьесе. По-моему, это была первая постановка в России. Меня заинтересовал сюжет, и, поскольку в этом театре я был когда-то на лаборатории, попросил, чтобы мне прислали текст. Я находился от пьесы под сильным впечатлением какое-то время.
Новости ТЮЗ им Брянцева
Театр юных зрителей имени Брянцева отмечает 100-летний юбилей. Недавно на сцене Театра юного зрителя прогремела премьера спектакля «Много шума из ничего». Так стали называть театр юного зрителя, по инициативе Луначарского созданного в Москве в 1920 году. стандартное название профессионального театра для детей и юношества во многих городах Советского Союза, обычно обозначаемого этой аббревиатурой: тюз, ТЮЗ.
Красноярский ТЮЗ эвакуировали из-за сообщения о минировании
Театр юного зрителя представит спектакль, полезный каждому школьнику. Театр юного зрителя в Томске подготавливается к октрытию. Театр юного зрителя (ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. 1. сокр. к театр юного зрителя; профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской. ТЮЗ им. А.А. Брянцева (Пионерская пл.,1). 1993 г. В 1993 году представитель ТЮЗа им. А.А. Брянцева передал в фонды музея “Разночинный Петербург” комплекс предметов по истории этого театра. В Чувашском театре юного зрителя стартовал СеспельФЕСТ.
Театры для юного зрителя
В ответ ТЮЗ попросил предоставить документы, подтверждающие факт наличия травмы, полученной на территории театра, и прочие документы, необходимые для выяснения всех обстоятельств произошедшего. Запрошенные бумаги в театр так и не поступили, зато поступило исковое заявление в суд. Гражданка просила взыскать с театра 24 770 рублей, затраченные на лечение, а также компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей. Театр предложил мирное урегулирование спора, однако сторонам не удалось достичь договоренности.
В театре отметили, что суд при вынесении решения значительно снизил размер компенсации морального вреда. На этом история не закончена.
Дмитрий поблагодарил режиссера, актерский состав и отметил, что путь реализации спектакля был непрост. Я думаю, что после просмотра вы не просто поймете, а это прочувствуете… — подчеркнул Дмитрий Стешин. После просмотра обращения военкора, публика, переместившись на 78 лет назад в «размолоченную в труху» немецкой батареей деревушку Залучье, стала свидетелем борьбы за жизнь незнающего страха Деда Сани, маленькой немой девочки Елочки, расчетливой продавщицы Марфы и грезящего о будущем гармониста Лехи.
Горького , Д. Фонвизина , А. Островского , Н. Гоголя и др.
Алигер , «Сын полка» В. Катаева , «Город мастеров» Т. Габбе и др. Часть театров была эвакуирована и обслуживала не только детей, но и взрослых. Михалкова , «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной , «Два капитана» В. Каверина , произведения В. Розова «Её друзья», «В добрый час! О школьной жизни рассказывали пьесы А.
Хмелика «Друг мой, Колька! Долининой «Они и мы». Несмотря на обязательный репертуар, отдельные театры ставят пьесы или инсценировки произведений мировой, русской и национальной классики. Макарьева , И. Деевой, Н. Маршака, А. Окунчикова, В. Колесаева, П. Цетнеровича, М.
Кнебель , Т. Шамирханяна , В. Витальева, Ю.
Сеспеля повышают свой профессиональный уровень в ведущих вузах страны творческого направления. В Чувашию прибыли ведущие российские театральные критики 22.
В Чебоксарах спасатели потушили условный пожар в ТЮЗе 08. Действия развернулись на одном из самых значимых и крупных городских объектов культурного назначения - в здании Театра юного зрителя.
Эксперименты и творческие коллаборации: что такое «ТЮЗ+»?
Важное объявление от губернатора Виталия Хоценко: открытие ТЮЗа в Омске запланировано на эту осень. театр юного зрителя. Перед началом спектакля зрители смогли увидеть видеообращение Дмитрия Стешина, автора произведения «Коротко и жутко», на основе которого была создана постановка. Теа́тр ю́ного зри́теля — профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую аудиторию проявляется не только. Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей (ТЮЗ) – один из старейших репертуарных театров для детей. Был основан в Петрограде (с 1924 года – РИА Новости, 23.02.2022.
Светлана Лаврецова: «Театр юных зрителей – это центр притяжения молодежи»
- ТЮЗ сегодня — проблемы и перспективы — КиберПедия
- Значение слова «ТЮЗ»
- Новости ТЮЗ им Брянцева
- Пресса - Тульский Областной Театр Юного Зрителя
- В петербургском ТЮЗе назвали свою версию перелома ребер зрительницы - 19 октября 2023 - ФОНТАНКА.ру
- Театр юного зрителя — Википедия
Вести Чувашия
Интеллигентный, мягкий, поклонник Эфроса, сторонник тонкой и скрупулезной работы, Владимир Богатырев поставил «Кто этот Диззи Гиллеспи» А. Соколовой, «Сашку» А. Кондратьева, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Квадратуру круга» В. Катаева, «Сцены из «Капитанской дочки» А. Пушкина, «Женитьбу Бальзаминова» А. Но в силу своей мягкости он не смог совладать с талантливой, но своенравной труппой, и после череды неприятных обстоятельств Владимир Богатырев ушел из театра.
Отказаться от изжившего себя старого С 1986 года главным режиссером театра стал Сергей Константинович Кузьмин. Его смело можно назвать «режиссером-долгожителем» нашего ТЮЗа. Кузьмин хотел в театре все поменять, отказаться от всего изжившего себя старого! Настоящим взрывом стала премьера спектакля «Интердевочка» в 1989 году. Закрытые прежде темы, которые поднимались в этой постановке, вызывали бурный интерес у зрителей, но и сама режиссура спектакля была на высоком уровне. Также в период Кузьмина в театре открывается малая сцена, где в 1991 году итальянский режиссер Франко Пассаторе ставит «Стулья» Э.
Это был абсолютно новаторский спектакль, не похожий ни на что когда-либо игравшееся на тверской сцене, но жизнь спектакля оказалась недолгой. После десятого представления он был снят, а вместе с ним не стало и малой сцены. Сергей Кузьмин активно занимался пополнением труппы, за один только сезон 1986-87 года в театр пришли десять молодых актеров, и половину труппы стала составлять молодежь до тридцати лет! Но несмотря на все хорошее, что сделал для театра Сергей Константинович, в начале 90-х труппа начала терять веру в своего главного режиссера, в спектаклях уже не было той новизны, той созвучности современности. А труппа хотела работать! Театральный манифест Ее первым спектаклем на сцене нашего театра стала постановка «Она в отсутствии любви и смерти» Э.
Лариса Олеговна сразу же заявила о себе как о талантливом режиссере, обладающим неповторимым, узнаваемым творческим подчерком! Она стала в театре очередным режиссером. В 1997 году Лариса Лелянова приступила к постановке спектакля «Самоубийца» Н. Эта постановка — своего рода театральный манифест, который объявила Лелянова. Ряд восторженных рецензий, очередь в кассу за билетами на «Самоубийцу», неподдельный интерес коллег — все это говорило том, что творческое лицо театра определяет Лелянова, и все вроде бы шло к тому, чтобы она заняла должность главного режиссера. Но в силу обстоятельств, понятных только дирекции театра, на эту должность был назначен другой человек.
Лариса Олеговна была ошарашена таким поворотом событий, и единственным выходом для себя на тот момент она видела уход из театра. Реакция на ее заявление об уходе от труппы не заставила себя ждать. Артисты видели в ней своего творческого лидера, благодаря ее ярким постановкам, они вновь поверили в свой театр, в свой успех! Они не могли потерять режиссера, который дышал с ними в унисон, и пошли на беспрецедентный для провинциального театра шаг — объявили дирекции театра голодовку. Дирекция капитулировала под натиском труппы, и Лариса Олеговна осталась в театре. Леляновский период для Калининского ТЮЗа можно назвать одним из самых успешных.
Практически все постановки становились важными событиями в театральной жизни города. Вот она, плеяда этих замечательных спектаклей: «Русалочка» по мотивам сказки Г. Андерсена, «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. Достоевского, «Кабала святош» М. Бартенева, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Свои люди — сочтемся» А.
Действия развернулись на одном из самых значимых и крупных городских объектов культурного назначения - в здании Театра юного зрителя. Чувашский ТЮЗ приглашает на всероссийскую акцию «Ночь кино» 23. Уникальную возможность услышать сильные голоса и зарядиться потрясающей энергетикой народной артистки России Надежды Бабкиной получили жители Чувашии.
Станиславский говорил, что для детей нужно играть гораздо лучше, тоньше, совершеннее. Премьера состоялась в 1974 году, спектакль стал культовым для московской творческой молодежи. Его ставят по всей стране и за рубежом, успех гарантирован. Двадцатисемилетний В. По тексту ему задают вопрос, сколько ему лет. Он отвечает: «Вы не поверите.
Зал аплодирует. Такими маленькими веселыми дополнениями к Дюма был наполнен весь спектакль. Главная его идея — дружба, ради которой герои готовы отдать свои жизни. Честь, забытое было понятие, воскресает на подмостках и порастает в восприимчивых детских сердцах. Эти духовные человеческие ценности стали тем магнитом, которым притягивал спектакль. В 1978 году та же творческая группа делает трехсерийный фильм с Михаилом Боярским по тому же сценарию. Опять оглушительный успех.
Песни мушкетеров распевает вся страна, дети играют с самодельными шпагами и зачитываются Дюма.
Такой теоретический тезис находит продолжение в практике многих детских театров, в сокращении спектаклей для маленьких, в привлечении в зал юношеской и взрослой аудитории преимущественно развлекательным репертуаром. Видимо, сегодня настала пора еще раз уточнить специфику театров юных зрителей.
Уровень развития современного ребенка требует пересмотреть возрастные границы, допускающие посещение тюзов только со второго класса. Пришло время пригласить в театр и старших дошкольников и с них начинать строить «эстетическую десятилетку». Тюз создавался как театр для детей и подростков.
Но как непостоянна и зыбка эта возрастная и психологическая грань, как необходимо ее точно улавливать и верно определять, что нужно ребенку сегодня! Здесь художника детского театра отличает от художника театра «взрослого», по-видимому, примерно то же, что отличает врача-педиатра от других врачей или учителя начальной школы от преподавателя вуза. Почувствовать смену поколений в тюзовском зале чрезвычайно трудно.
В искусстве для взрослых эта «периодичность» реже и потому заметнее. Художник или театр, уловив характерные черты времени, может незаметно для самого себя прожить вместе с этим временем годы, десятилетия, всю свою собственную жизнь и остаться в памяти современников и потомков выразителем и летописцем нравов своего поколения. В искусстве же для детей, как и в жизни детей, «смена поколений» совершается едва ли не каждый год.
Вот привела учительница своих малышей на «Конька-Горбунка» — все впервые, все интересно и загадочно! Театр гостеприимно ждет их на второй, шестой, десятый спектакль, внимательно следит, как растут его питомцы, развиваются их вкусы, расширяется их кругозор. Дети становятся старше, уже приходят в театр самостоятельно, и в кружках занимаются, и в делегатском собрании, выпускают стенгазеты и даже печатают за своей подписью отзывы в пионерских и молодежных газетах.
В театре им почет, в школе уважение — актив! Прекрасно все это! А для учеников с первого по четвертый класс абонементов и вовсе не предусмотрено… Театр сегодня широко открывает двери взрослым.
Художественный руководитель театра З. Корогодский объясняет такое положение исторической закономерностью — раньше, в годы социального неустройства, борьбы с беспризорностью Тюз прежде всего ориентировался на детей и подростков — они были его основными зрителями. Теперь многое изменилось.
И при этом спектакли всех наших четырех театров адресованы и, как нам кажется, крайне необходимы как раз взрослым. Если же детский спектакль не вызывает у взрослых интереса — значит, трудно говорить о его эстетической ценности». Эта позиция проводится Тюзом последовательно и настойчиво.
Тюз считает необходимым строить свой репертуар с учетом потребностей «… зрителя пятнадцати, шестнадцати, семнадцати и даже восемнадцати-двадцати лет. Это уже не дети или, вернее, — это взрослые дети, — утверждает Корогодский. Сегодня можно с уверенностью говорить еще об одном Тюзе в многоступенчатой системе Тюза.
Это театр воспитателей, родителей и учителей. И это естественно. Дети живут в мире взрослых, и их трудно отделить друг от друга»[146].
Конечно, с этими утверждениями можно спорить. При таком расширенном понимании детства, когда и двадцатилетние попадают в ранг «старших зрителей» Тюза, само понятие детства, как и совершеннолетия, размывается до бесконечности, и исключительные задачи Тюза как «театра особого назначения» становятся также весьма расплывчаты. Когда мы узнаем, что воспитание взрослых стало «важнейшей задачей Тюза», невольно возникает вопрос — а что же остается на долю детей и подростков в детском театре и разве не должно отличие театра для детей от театра для взрослых выражаться прежде всего в его аудитории?
И не удивительно, что такие утверждения подчас вызывают дискуссию. Я не преувеличу, если скажу, что большой процент зрителей Тюза составляют студенты… Однако, кому уж не везет в Тюзе, так это десятилетним и восьмилетним»[147]. На обсуждении работы Тюза в городском художественном совете критик Н.
Рабинянц упрекает Тюз в том, что «… театр уходит от критики, старается облегчить свой репертуар, отказывается от классики и, увлеченный развлекательным репертуаром, вступил на облегченный путь развития»[148]. Справедливо писала в эти годы «Ленинградская правда»: «В театре мало ставят классику и спектакли для детей и подростков, зато много развлекательных ревю для юношества. Что плохого в пристрастии к молодежи и взрослым?
Ничего, если бы это не шло за счет детей. Нашему огромному городу вообще мало одного театра для воспитания подрастающего поколения. Напомню, в тридцатые годы их было целых четыре»[149].
В связи с этими высказываниями весьма уместно вспомнить мысли А. Брянцева, который в 1943 году писал: «И пусть поймут те, кому понимать надлежит, что каждый взрослый зритель, посаженный ими на детский стул в театральном помещении, отнятом у детей, подобен человеку, вырвавшему изо рта у ребенка кусок хлеба, отнявшему у ребенка любимую игрушку, необходимую ему для умственного развития. Дети наше будущее.
Берегите это будущее»[150]. Немало полезных уроков, столь важных для сегодняшней практики театра, содержит пройденный Ленинградским Тюзом путь. Вспомним хотя бы опыт становления Нового Тюза, оставившего яркую страницу в летописи театрального искусства предвоенной поры.
Уже через каких-нибудь три-пять лет Новый Тюз Бориса Зона, отпочковавшийся от «старого» Тюза Брянцева, стал одним из лучших театров Ленинграда, но одновременно перестал быть детским театром. Произошло это, видимо, потому, что Брянцев, выверяя искусство высокими критериями художественного вкуса и жизненного опыта взрослых, вместе с тем охранял театр от нашествия взрослой публики, справедливо считая, что каждый билет, проданный взрослому, лишает кого-то из детей возможности посмотреть спектакль. В отличие от Брянцева, Зон настойчиво провозглашал тезис: «Нашему юному зрителю нужны только такие спектакли, которые интересны для аудитории любого возраста»[151].
Шварца, А. Бруштейн, А. В то время этот «нажим» на театр принес ему немалый ущерб.
Об этих и других полезных «уроках истории» часто вспоминаешь и теперь. Ведь сейчас никто не выдвигает перед театром вульгаризаторских требований отказаться от классической драматургии и сказки, но, наоборот, театр всячески ориентируют на литературно полноценный, художественно качественный репертуар. Привязанность театра к развлекательному эстрадно-музыкальному ревю не кажется плодотворной, и в этом смысле уроки прошлого предостерегают нас от нынешних ошибок.
Стоит прислушаться к критику, который по поводу спектакля «Наш Чуковский» сегодня отмечает: «При всех достижениях своих спектакль все же наводит на мысль о том, что увлечение зрелищной стороной подобных спектаклей-игр неизбежно наносит ущерб смысловой его нагрузке, проблематике. Жаль, когда за веселой суматохой ускользает острая, умная мысль автора. Это особенно бережно должен был бы хранить театр, призванный воспитывать молодого зрителя, помогать ему в открытии мира»[152].
Принято говорить, что в искусстве все жанры хороши, кроме скучного, не бывает жанров плохих и хороших, а есть содержательные, правдивые и бессодержательные произведения; и те и другие могут быть написаны и поставлены в любом жанре. С этим, казалось бы, бесспорным положением, соглашаться не хочется. Да, в искусстве нет жанров хороших и плохих, но безусловно также и то, что приверженность тому или другому жанру влечет за собой и формирование комплекса определенных этим жанром границ и возможностей.
Музыкальное обозрение, студийный спектакль-концерт стали сейчас чрезвычайно популярны на драматической сцене, особенно на сцене молодежных театров. Перенос учебных приемов на публику как бы обнажает механику театра, сближает сцену с залом, делает зрителя как бы причастным к «театральной кухне» и тем самым слегка «подкупает» публику. Беда начинается тогда, когда желающие без особого труда добиться шумного публичного успеха выдают эти этюды за вершину современного искусства»[153].
Но, может быть, наши взгляды на стилевые и репертуарные тенденции отвлеченны и касаются скорее более общих явлений, свойственных современному театральному процессу, а к жизни нынешнего Тюза не имеют прямого отношения? Думается, что это не так. Именно потому, что Ленинградский Тюз столь активен в своих поисках и столь чуток к «эстетической атмосфере» времени, а главное, потому, что идеологическая и художественная функция нигде, как в театре для детей, не пересекаются столь зримо и не представляют целостного, органического единства, в деятельности нынешнего Театра юных зрителей частные, иногда скрытые тенденции современного театрального процесса выявляются иногда с наибольшей очевидностью.
Вероятно, именно их имел в виду и С. Михалков, когда выступал на Международном симпозиуме, посвященном проблемам театров для детей. Подчеркивая огромную роль детских и молодежных театров в воспитании подрастающего поколения, он говорил о том, что самым трудным и ответственным возрастом зрителей тюзов являются подростки от десяти до одиннадцати лет.
Все это красочно, весело, забавно, во многом, повторяю, талантливо, но подобные вневременные и внесоциальные представления все же не решают той основной художественно-воспитательной задачи, которую мы должны решать в международном масштабе, развивая лучшие традиции национального театрального искусства»[154]. В последние годы наметились перспективные тенденции в репертуарных поисках театра. Вслед за «Гамлетом» Шекспира на тюзовской сцене появилась латышская и русская классика — «Вей, ветерок!
Райниса и «Свои люди — сочтемся» А. Театр стремится к большей направленности в своих интересных художественных исканиях. Ему больше, чем другим театрам юных зрителей, удалось в результате почти пятнадцатилетней работы осуществить постоянную и неразрывную связь со школьной аудиторией.
Ленинградский Тюз — это театр, но это и школа… Руководители театра — выдающиеся художники и выдающиеся педагоги. Это в особенности относится к директору и художественному руководителю театра А. Брянцеву, огромные заслуги которого в создании детского театра еще недостаточно оценены советской общественностью»[155].