О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. Во время 12 дней Святок христиане соблюдают определенные традиции, которые включают посевание зерном, колядки, приготовление кутьи и блинов, святочные гадания. В Святки с высокого холма на удачу спускали горящее колесо, чтобы новый год был удачливее старого.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Подавался жареный поросенок, гусятина, курятина, баранина и дичь. Народные традиции и обычаи В святочные дни молодые в деревнях катались на санках и играли в снежки. В первую ночь на Святки разжигали костры, горевшие все 12 дней. С высокой горы спускали горящее колесо, уносящее все невзгоды уходящего года.
Посиделки, игры, песни, гадания одновременно были и смотринами. Колядки Несмотря на языческие корни, колядки молодежи, переодетой в сказочных персонажей и зверей, — главное развлечение на Святки. Ряженые посещали избы деревни, в окнах которых горела свеча — знак готовности хозяев принять колядующих.
Традиционные кричалки прославляли действительные и мнимые достоинства хозяина и членов его семьи. Подростки и дети также пели духовные песни и рождественский тропарь. Хозяева были обязаны отблагодарить колядующих угощением и подарками.
Тем более что те даже шутливо угрожали скупым всяческими бедствиями. Иногда хулиганистые подростки реализовывали свои угрозы, например, заколотив ворота их дома снаружи. Святые и страшные вечера Другой святочный обычай — «святые вечера» в первую неделю святок.
Хозяева и многочисленные званые гости в домашних условиях рассказывали сказки и веселые истории и загадывали загадки. А вот вечера второй святочной недели назывались страшными. Эта неделя считалась временем активизации нечистой силы: в частности, ведьмы устраивали свои шабаши.
Для защиты от бесов на окнах и дверях люди рисовали кресты.
Особо опасными азартные игры считались для молодых женщин. Суеверия гласили, что это может негативно сказаться на замужестве. Как правильно гадать и загадывать желания на Святки У славян был особый ритуал, который проводили в начале праздничного периода. Ровно в 3 часа ночи с 6 на 7 января они выходили на улицу. Время выбрано не просто так.
Считалось, что именно в этот час открыты небеса. Они могут исполнить все, что у них попросят. Поэтому наши предки загадывали желания. Главное помнить, что они должны касаться лишь вас. Не просите за кого-то. Второй способ загадывания желания связан с молитвой.
Нужно искренне попросить Богородицу о том, чего вы желаете.
Нужно их сперва подсчитать, потом дать курице немного поклевать, а потом подсчитать заново. Если осталось чётное количество — незамужняя девушка найдёт пару. Узнать по петуху характер будущего мужа. Нужно поставить перед петухом курицу, зеркало и миску с водой. Если подойдёт сперва к курице — муж будет бабником, если к зеркалу — красив или самовлюблён, если к воде — пьяницей. Узнать имя суженого. Нужно выйти в полночь на дорогу и спросить имя у первого встречного — так и будут звать будущего мужа.
Верующие во время Святок отправлялись на богослужения. Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях их цель — пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния. Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор. Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения.
Святочные гадания продолжались на протяжении двух недель. Православные в Святки по вечерам собирались за праздничным столом. Что можно и нельзя делать на Святки?
Святки (Святочная неделя)
Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. Рождество и Святки всегда были связаны с чудом и его ожиданием, и это породило целый жанр святочного рассказа, сложившийся еще в XIX веке и сохраняющийся по сей день — подчас в неожиданных формах вроде популярного фильма или записи в соцсети. На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила.
Святки. Записки этнографа
Что такое Святки? Видео - Симбирская митрополия | Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения. |
Святки 2024 — дни русских святок, традиции и обряды, что это за праздник | Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать. |
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4 | Традиции и обычаи святок с 6 по 18 января Славяне еще до крещения Руси отмечали свои языческие праздники. |
Что такое Святки? Традиции празднования
Павел Шмаров. Павел Шмаров В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу". Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда.
Эти дни ознаменованы от Сочельника с момента появления первой звезды до начала Крещения. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, которые сочетают в себе как православные, так и языческие традиции. В дни Святок люди обычно колядуют, украшают дом свечками, гадают, заходят в гости, а в школах проводятся воскресные мероприятия. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.
Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника.
Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы брест. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками , во время которых происходило колошение и цветение злаков [10]. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная» [5]. Изгнание святок[ править править код ] Обряды «изгнания святок» кутьи, коляды , приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит! Пословицы и поговорки[ править править код ] На Святки только волки женятся [26]. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится [27]. Одна кутья на людей, другая на скотину , а третья на урожай полес. Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься воронеж.
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Святки часто упоминаются в классической литературе, есть даже такое понятие «святочные рассказы». Святки – один из самых веселых и древних праздников, который отмечается в России и других странах. С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» – с 6-го по 19-е января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. рассказываем в этом материале.
Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника
Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нельзя делать в дни Святок, подробнее об этом читайте в материале РЕН ТВ. СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период.
Что такое Святки? Традиции празднования
И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды. Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.
В 567 году церковь официально объявила праздничными 12 дней после Рождества Во время Святок люди радовались и воспевали пришествие Иисуса Христа на Землю. Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу. Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям. Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят. Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду. В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы.
В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений. Свечи В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа. Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток. Гадания В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой. В православном мире гадание всегда считалось грехом. Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. Были распространены такие виды гадания: На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собирались ночью, зажигали свечи и брали небольшое зеркало. Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. Нужно было смотреть в зеркало, не отрываясь, пока изображение не начинало размываться. По количеству маленьких лун в зеркале можно было определить, насколько большая будет семья. Также будущее предсказывали с помощью чаши с водой и свечного воска. По застывшим каплям определяли судьбу. Святочные гадания длились две недели, но самым удачным временем считались ночь перед Рождеством и канун Крещения.
Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне. Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения. Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у. А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у. При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями. У семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном доме, грамотные старики и те из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили по домам партиями по 5 — 6 человек «славить Христа». Грамотность имела значение потому, что исполнялись духовные песнопения, подготовленные по письменным текстам. За один день в одном и том же доме могло побывать от 6 до 10 таких групп. Хозяева подавали христославщикам деньги, а в некоторых домах угощали их завтраком или обедом. Колядки имели разнообразные местные названия — коляда, овсень, таусень, щедровка, рацейка, волочебная.