Новости битва на реке сити юрий всеволодович

СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.

Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.

Произошла битва на реке Сить - Знаменательное событие Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя.
Битва на реке Сити: причины, ход событий и последствия Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта.
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость | Аргументы и Факты Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения.
Битва на реке Сити Теперь обратимся к судьбе великого князя Юрия Всеволодовича, который покинул Владимир незадолго до подхода монголов.

21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов

В 1239 году владимирцы ходили на Смоленск и изгоняли оттуда литовцев. Тем временем второму пришествию монголов в Рязанскую землю Ярослав не препятствовал. В 1242 году Ярослав отправил помощь своему сыну Александру Невскому на Чудское озеро для битвы с ливонцами. В 1243 году Ярослава первым из русских князей вызвали в Золотую Орду. Батый утвердил его в статусе великого князя Владимирского и Киевского, признал старейшиной всех русских князей. Ярослав остаться править на севере, отправив на Днепр своего наместника. Они являются основой для существования национального мифа. Слово «миф» здесь обозначает не художественный вымысел, а коллективные представления о том, откуда есть пошли страна и народ. Такая конфигурация власти сохранялась вплоть до 1246 года, когда Ярослав Всеволодович был отправлен Батыем в столицу Монгольской империи Каракорум. Верховный хан Гуюк подтвердил его ярлык на великое княжение. Однако на обратном пути из Каракорума князь умер.

Причиной тому стало отравление противниками хана Батыя. Спустя три года после смерти отца Александр получил в Каракоруме ярлык на Новгород и Киев, которыми перед монгольским вторжением владел Ярослав. Вскоре Ярославичу удалось взять под свой контроль и Владимир.

Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль, тот отказался.

Сначала борьба шла на территории княжества, но затем, когда интересы Юрия и Ярослава пересеклись с интересами смоленских Ростиславичей, в частности Мстислава Удатного, в Новгороде, смоляне с новгородцами вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, соединились с Константином и разбили Юрия, Ярослава и муромцев и посадили на великое княжение Константина. Юрий получил в удел Городец Радилов на Волге. Туда последовал за ним и епископ Симон. Уже в следующем году Константин отдал Юрию Суздаль и, оставляя Ростовскую землю в наследство своему потомству, признал брата своим преемником на великокняжеском столе.

Константин умер 2 февраля 1218 года, и Юрий вторично стал великим князем. В 1212 году Юрий отпустил из плена рязанских князей, захваченных его отцом в 1208 году, в том числе Ингваря Игоревича, пришедшего к власти в Рязани в результате борьбы 1217-1219 годов и ставшего союзником Юрия. Юрий Всеволодович, подобно своему отцу, добивался внешнеполитических успехов, в основном избегая военных столкновений. В период 1220-1234 годов владимирские войска в том числе в союзе с новгородскими, рязанскими, муромскими и литовскими провели 14 походов.

Из них сражениями закончились лишь три, во всех были одержаны победы над противниками 1220, 1226, 1234. В 1217 году волжские болгары дошли до Устюга, но ответные меры были предприняты только после смерти Константина и прихода Юрия к власти, в 1220 году. Юрий послал большое войско под предводительством брата Святослава; войско дошло до города Ошеля на Волге и сожгло его. В то же время ростовский и устюжский полки по Каме пришли в землю болгар и разорили много городов и сел.

В устье Камы обе рати соединились и вернулись домой. Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но Юрий им отказал. В 1221 году он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ.

В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир. Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила впоследствии Архангельский собор , а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса.

Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно.

Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам.

Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной». Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров — причём так было и до Батыева нашествия, и после! И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» — то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду.

Главное в ранней истории Руси — не военные победы или поражения, а тяжелейший процесс осознания князьями общих интересов, приоритета родственных целейнадместечковыми… Нашествие иноземцев инициировало процесс собирания русских земель, попытку князей договориться между собой, осознать общие интересы и выступить против захватчиков единой волей и общим войском с самой современной тактикой, управлением и вооружением. Соответственно, иго длилось бы короче, жертв было бы меньше, если бы интеграция русских земель прошла быстрее, а регулярная армия возникла раньше — это величайшие уроки для нашего Отечества!

Последствия монголо-татарского ига стали для Руси почти фатальными. Вместо Гардарики — «страны городов» имастеров она превратилась в страну пепелищ и братских могил. Даже к началу XXI в. Россия не смогла полностью преодолеть возникшее после нашествия значительное отставание от Западной Европы не только в развитии промышленности, но и общественных институтов. Историки до сих пор не смогли осознать, что из-за ига в России мутировала или даже была утрачена полностью изначальная, естественная для славян модель управления обществом. Вместо демократического совещательного принятия решений князьями, элементов народного управления вече, правовой кодекс «Русская правда» в стране сложился самодержавный абсолютизм, заимствованный порабощенной Русью у Золотой Орды. Она же переняла его в завоеванном Китае своих государственных институтов у кочевых племен не было.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

Битва на реке Сити основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г.
Княжеский стан на реке Сить Февраль — март 1238 г. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая.
Битва на реке Сить Сам Юрий Всеволодович встал лагерем в районе реки Сить, куда по его призыву стекались сохранившие боеспособность русские полки.

Сражение на реке Сить

Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу.

Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка».

Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья».

Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г.

Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.

В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г.

Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли.

Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию.

Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В.

Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время.

Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно.

И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г.

Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г.

Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке.

И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел.

Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько.

В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой.

Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского.

И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман.

Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити.

Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан.

По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11]. По мнению русского археолога В. Лествицына , главное сражение происходило у села Станилова современный Некоузский район Ярославской области , а возле села Боженки верховья Сити сохранились курганы, в которых захоронили воинов Дорожа.

Его версия основана на рассказах местных старожилов, основанных на народном предании, связанных с похоронами убитого Юрия Всеволодовича [11]. Против характеристики ситских курганов, как имевших «боевое значение», выступил Л. В 1881 году он вступил в полемику с учёными, утверждая, что курганы не имели отношения к военным действиям и относятся к X—XI векам, так как насыпей и валов в то время делать было некогда и несподручно в такое время года. Учёным были раскопаны 150 курганов и обнаружено много ранних захоронений «мирной мери и веси ». В выводах историка отсутствовали данные о группах курганов, также он не упоминал о тех курганах, которые обследовал Сабанеев. Но его выводы были приняты научным сообществом и привели к тому, что историками курганы Сити и остатки земляных укреплений не стали связываться с битвой на Сити. Место и ход сражения Юрия Всеволодовича с татарами впоследствии исследователи пытались уточнять, базируясь на материалах топонимики и местных преданий [11].

Обследуя курганы в 1887 году, исследователь нижегородского края А. Гациский определил, что «Боженковская группа» курганов имеет «чисто этнографический характер». Курганы, исследованные Покровским, он не упоминает, а свою работу строит на «памяти народной, преданиях и географических названиях», определяя место битвы в окрестностях села Боженки, а преследование отступающих русских дружин — до селений Станилова и Юрьевского [13]. В 1932—1933 гг. В отчёте отражено состояние курганных групп на момент их исследования: в районе имеются курганы, датируемые началом XIII века, также отмечено, что большинство курганов раскопано или распахано [11]. Ситуация с археологическими изысканиями изменилась в 2005—2006 годах, когда Институт археологии РАН проводил раскопки на Стрелке , между Которослью и Волгой, где позднее был воздвигнут Успенский кафедральный собор. Находки на месте строительства собора полностью опровергли взгляд на русско-ордынские отношения как на взаимное сотрудничество и отсутствие разрушительных последствий от монголо-татарского набега, а также версию Л.

Гумилёва о том, что «богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества — Ярославль, Ростов, Тверь, Углич и другие — вступили в переговоры с монголами и избежали разгрома» [14] [15]. Археологи обнаружили несколько массовых захоронений, в которых присутствовали останки женщин, мужчин и детей со смертельными ранами от пик, стрел, ножей и прочего оружия. В 2007 году на Стрелке были обнаружены захоронения 18 и 94 человек с травмами от оружия и следами обгорания. Если тела в первом захоронении были найдены в пределах города, то второе находилось за городским валом и охранными башнями. Общее число погибших в 9 раскопах приблизилось к 500. Новейшие исследования не закрыли вопроса о месте и ходе битвы.

А Новгородская первая летопись утверждает, что никакой битвы на Сити не было: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже; и живот свои сконча ту». Русские были разбиты. Обстоятельства смерти Юрия до конца не прояснены.

Много вопросов и споров как об обстоятельствах гибели князя Юрия, так и странностей, и несуразностей в освещении события. Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий. Вернемся к основному — к тайне гибели князя Юрия на реке Сить. Отрубленная голова Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел — в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы». Епископ находит обезглавленное тело. В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны».

Но вернемся к епископу Кириллу. Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия. Милостью Божьей оказался в нужном месте. И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити? Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день. Весть о гибели князя Юрия шла в Белоозеро тоже не менее 20 дней.

Епископ Кирилл мог прибыть к месту битвы не ранее середины апреля. Это самый разгар весны в тех краях. Трудно себе представить епископа Кирилла, отыскивающего тело князя Юрия в топком болоте у Сидоровского ручья среди разлагающихся, растерзаных дикими зверями тел погибших воинов. И далее. Тело князя Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Есть несколько версий об отрубленной голове князя. Основная — он был обезглавлен во время сражения. Отрубленную голову владимирского князя преподнесли хану Батыю в качестве сувенира. Однако существуют и другие мнения.

Исследователь М. Приселков полагает, что князь был предан своими же людьми. Вероятно, что Юрий пытался остановить бегущее, деморализованное войско и пал от рук русских воинов.

Смогли создать общее войско лишь Юрий, брат Святослав и трое племянников - детей брата Константина- Владимир , Всеволод и Василёк. Войска из Киева и Новгорода не подошли.

Монголо-татары напали неожиданно, Юрий только начал строить свои полки а войско его было большое, около 9 тыс. Итоги битвы Большие потери с обеих сторон, русское войско погибло почти всё, в том числе и князь-Юрий Всеволодович, его брат Святослав погиб в плену и племянник Всеволод. Развеялись последние надежды на возможность дать сопротивление врагу. Войско монголо-татар захватило Владимиро-Суздальское княжество. Данная битва принесла серьёзные потери и войску противника.

Битва русских войск с татарами на р. Сити. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича

В 1217 году волжские болгары дошли до Устюга, но ответные меры были предприняты только после смерти Константина и прихода Юрия к власти, в 1220 году. Юрий послал большое войско под предводительством брата Святослава; войско дошло до города Ошеля на Волге и сожгло его. В то же время ростовский и устюжский полки по Каме пришли в землю болгар и разорили много городов и сел. В устье Камы обе рати соединились и вернулись домой. Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но Юрий им отказал. В 1221 году он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ. В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир.

Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила впоследствии Архангельский собор , а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса. Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями. В 1226 году Юрий посылал против нее братьев Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 года племянника Василька Константиновича ростовского; в январе 1229 года он сам ходил на мордву. После этого мордва напала на Нижний Новгород, а в 1232 году ее усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов. Юрий организовал походы в помощь своим бывшим противникам по Липицкой битве: смоленским Ростиславичам, разбитым монголами на Калке - в 1223 году в южнорусские земли во главе с его племянником Васильком Константиновичем, которому, однако, не пришлось сразиться: дойдя до Чернигова, он узнал о поражении русских и возвратился во Владимир; и в 1225 году - против литовцев, разорявших смоленские и новгородские земли, закончившийся победой Ярослава под Усвятом. В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал войска, соответственно во главе с братьями Святославом под Венден и Ярославом - под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев.

В первом походе союзниками русских выступили литовцы. Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 году был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова. Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. Всеволод Юрьевич был вывезен своими сторонниками из Новгорода в Торжок, куда в 1224 году к нему пришел с войском отец.

В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя.

Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты.

Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве епископ Ростовский Кирилл II.

Великий князь Юрий Георгий II Всеволодович Юрий Всеволодович, в отличие от остальных знаменитых фигур своего времени, не проявил себя как выдающийся полководец, но проявил способности в экономике и в дипломатии. Именно это его качество и вошло в легенды. С именем Юрия Всеволодовичем связана легенда о «русской Атлантиде» — так называют град Китеж. В 1220 году волжские булгары захватили Устюг. Юрий Всеволодович отправил против них своего младшего брата Святослава, одержавшего победу. После получения даров от булгар и заключения с ними мира, с целью закрепления за Русью междуречья Оки и Волги Юрий Всеволодович основал в 1221 году Нижний Новгород. С Нижним Новгородом связано много легенд и преданий.

Согласно одной из них первыми нижегородскими поселенцами были ремесленники, бежавшие от боярских податей из Новгорода. Юрий Всеволодович взял их под покровительство и привлек к строительству, благодаря чему первая крепость и была построена за год. Впервые упомянуты город Ржев Ржева и городок Зубцов Зубьчевъ. Мстислав новгородский «пришед на верх Волги Селигером-озером и взяша Ржеву».

Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты Загадки и тайны Битва на Сити окутана многими темными тайнами. Этот момент истории является одним из самых спорных. Историки до сих пор не могут прийти к соглашению по итогам битвы. По официальным источникам русские войска потерпели поражение. Но есть те, кто с этим не согласен. Эта позиция тоже будет правильной, как и предыдущая. Благодаря итогу сражения, Батый решил отказаться от завоевания Новгорода. Споры идут и о вопросе даты сражения. Есть те, кто не согласен с принятыми официальными данными. Эти историки высказывают свои сомнения, опираясь на сведения С. Историк говорит о том, что ростовский князь Василько Константинович был замучен до смерти Бурундаем в Ширенском лесу 4 марта. Но от реки Сить до Ширенского леса после битвы полководец добирался 3 дня. Следовательно, сражение произошло на 3 дня раньше. Однако эта версия тоже не складывается воедино с другими сведениями. Историки, которые занимались определением местонахождения Ширенского леса, говорят, что этот лес был расположен юго-восточнее битвы. Но Бурундай не мог туда отправиться. После сражения он поспешил на запад, на помощь к Батыю, штурмующему Торжок. Однако здесь упущен один момент. Бурундай мог отправить отряд с пленным Василько Константиновичем в Ширенский лес, а сам направиться к Батыю. Есть и другие вопросы, вызывающие споры. Почему князь ушел из Владимира и оставил его своим детям? Почему братья не пришли на помощь? Историки не могут прийти к соглашению в этом вопросе из-за своих различных взглядов. Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери Полезное видео Подведем итоги Хотя многие вопросы можно объяснить, опираясь на древние источники, а иногда даже на логику, Ситское сражение все равно остается таинственным событием. В истории не может быть во всем единого мнения.

Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах

Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Великий князь Юрий Всеволодович ранее начал новый сбор войск на реке Сити.

Нашествие на Русь

  • Предпосылки
  • И была сеча зла
  • Сражение на реке Сить
  • Домен припаркован в Timeweb

Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость

Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Юрий Всеволодович. Теперь обратимся к судьбе великого князя Юрия Всеволодовича, который покинул Владимир незадолго до подхода монголов. Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года.

Княжеский стан на реке Сить Февраль — март 1238 г.

Откуда ополченцы взяли грамотных командиров? Чем порадует туристов Суздаль в год своего тысячелетия? Что уничтожило бизнес купцов Крохоняткиных? И от кого они бежали?

Орда под руководством внука Чингисхана хана Батыя числом примерно в 150 тысяч воинов железной метлой прошлась по Руси, уничтожая буквально всё живое на своём пути.

Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что на Руси не было государственного единства — былая Киевская Русь уже давно распалась на удельные княжества, которые враждовали между собой. Поэтому каждое княжество встречало врага в одиночку и погибало также в одиночку… И была сеча зла Первым делом в декабре 1237 года Батыева орда разгромила Рязань, вырезав её жителей почти поголовно. Фактически древняя Рязань прекратила своё существование — нынешний город находится совсем в другом месте. Потом кочевники пришли на земли Владимиро-Суздальского княжества, самого сильного на тот момент государства расколотой Руси.

Царствовавший во Владимире князь Юрий Всеволодович оставил город и поспешил на север, дабы собрать нужное для отпора страшному врагу войско. Князя потом будут упрекать в недальновидности и трусости — мол, бросил стольный град вместе со своей семьёй и чуть ли не трусливо сбежал. Но на самом деле князь поступил разумно, согласно той военной тактике. Он очень понадеялся на мощные укрепления города и на свою дружину, которые в теории могли сковать силы врага на длительное время.

А за это время Юрий рассчитывал набрать сильное войско из подчинённых северных княжеств и ударить татарам в тыл. Одного не учёл князь — монголы времени давать ему не собирались. Пользуясь многократным численным преимуществом, они беспрерывно штурмовали стены Владимира и буквально за несколько дней измотали его защитников. А потом — 7 февраля 1238 года — одним решительным натиском ворвались в город и устроили такую же дикую резню, как и в Рязани.

Последние жители и защитники города заперлись в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Монголы обложили церковь хворостом и подожгли её — в огне погибли все, в том числе и великокняжеская семья… После этого орда рассыпалась на отдельные отряды и начала методичное уничтожение последних русских городов Владимирского княжества.

Селения с русскими воинами одновременно были окружены. Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон. Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим. Это была жестокая битва.

Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя». Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие. Одновременно с наступлением из устья Сити второй оперативный некоузский отряд Бурундая напал на обозы в Княгинине и Семеновском и начал громить их укрепления в Семеновском по преданию, был монастырь. Этот некоузский отряд еще раньше обнаружил засадный полк и напал на него основными силами. Засада не получилась. Запасный полк первым после полка Дорожа принял удар при следовании на помощь к селу Семеновскому. Битва разгоралась.

Возможно, князь Юрий дал команду, а скорее, командир третьего полка правой руки сам направил часть своих воинов на помощь к Семеновскому через Сить. Битва ожесточилась у д. Игнатово у Семеновского. В это время третий северный отряд окружения напал на Великое Село, окружил его и уничтожил вместе с людьми Великое Село не возродилось , а затем ударил по полку правой руки в с. Покровском и начал теснить воинов с берега на лед Сити. С другого берега, от Княгинино, Семеновского и рядом стоящей деревни Игнатово, тоже стали теснить русских воинов на лед Сити. У князя Юрия, предположительно, было около 15000 воинов, причем более половины составляли плохо обученные ополченцы.

Крестьяне тоже участвовали в битве, но они были в лучшем случае с вилами и обычными топорами. У Бурундая во всех отрядах, участвующих в Ситской битве, было не менее сорока тысяч всадников. Примерно две тьмы он довел до Воскресенского на Сити. Около одной тьмы составлял второй некоузский оперативный отряд и около одной тьмы было в третьем ярославском отряде. Превосходящие силы Бурундая окружили русские войска по частям, сжимая кольцо окружения, и к вечеру того же дня полностью уничтожили оба полка: центральный, во главе с князем Юрием, в районе Станилово — Юрьевская — Красное, и северный полк правой руки, в районе Семеновское — Игнатово — Покровское. Князь Юрий погиб в деревне Юрьевская. В районе Семеновское — Игнатово — Покровское битва разгорелась раньше, чем в самом стане Юрия в Станилове, поэтому летописцы, возможно, верно утверждают, что Юрий разделил свои войска, послав часть на помощь северному полку, и тем ускорил свою гибель.

Поэтому именно здесь могла быть самая ожесточенная битва, ибо в ней участвовали весь полк правой руки, запасный полк и часть войск центрального полка. Здесь окруженные по частям русские воины с обоих берегов были оттеснены на лед Сити превосходящими силами, где скопилось столько сражавшихся, что лед не выдержал и проломился. Сохранилось предание об огромном количестве трупов с обеих сторон в проломах льда, они остановили течение реки, образовав плотину. Это место стало называться «плотища». Войско Бурундая настолько было ослаблено в Ситской битве, что этот факт послужил одной из причин отказа Бату-хана штурмовать Новгород Великий с тридцатипятитысячным населением. В заключение можно сказать: князь Юрий имел к началу битвы три боевых линейных полка на значительном удалении друг от друга и запасный засадный полк; для проведения Ситской операции и полного окружения русских войск Бурундай разделил войско на три оперативных отряда и три отряда окружения; нашествие на Сить всех отрядов Бурундая проводилось скрытно, в глубокой тайне, все разведчики, свидетели и подходящие к Сити мелкие отряды уничтожались. Ситская битва произошла в трех местах: в районе селений Могилицы и Божонки битва полка Дорожа ; в районе Станилово — Юрьевская — Игнатово — Красное битва центрального полка под командованием князя Юрия ; в районе Семеновское — Игнатово — Покровское тут, по предположению, была самая ожесточенная битва с участием в ней кроме полка правой руки запасного полка и части центрального полка, посланного Юрием на помощь.

В 24 года третий сын по завещанию отца в обход старшего брата Константина стал великим Владимирским князем. Данное обстоятельство ударило по самолюбию Константина, который не желал мириться с волей отца и пошёл на брата войной. В апреле 1216 года на Липецком поле он одержал победу и отобрал у Юрия право на престол. Однако править долго ему не пришлось, всего через два года после вокняжения Константин заболел и умер, оставив завещание, где наказывал Юрию занять его место во Владимирском княжестве. Помня о междоусобице с братом, Юрий Всеволодович всю оставшуюся жизнь стремился избегать или сглаживать конфликты с родственниками, а также по возможности вести мирную внешнюю политику. Неизвестно к какому бы историческому итогу привели его старания, если бы на горизонте не появились монгольские завоеватели, перечеркнувшие не только положительные подвижки во внутренней политике Древней Руси, но и саму жизнь Юрия Всеволодовича. Битва на реке Сить В 1237 году послы монгольского хана Батыя прибыли во Владимир и потребовали от его руководства дань. В отличие от Рязанского князя, который отказался идти на поводу захватчиков и предпочел вступить в конфронтацию, Юрий Всеволодович согласился на условия хана. Одарив посланников и усыпив их бдительность, великий князь Владимирский отправил на помощь Рязанскому князю Роману войско во главе со своим старшим сыном Всеволодом. Столкнувшись с бойцами Батыя, владимирская армия потерпела поражение, а Всеволод вынужден был бежать обратно домой.

Воодушевлённые победой монголы сначала сожгли Москву и взяли в плен младшего сына Юрия Всеволодовича — Владимира, а затем направились в сторону Владимирского княжества. Узнав о намерениях противника, Юрий Всеволодович оставил семью в столице своего княжества и двинулся за Волгу, чтобы собрать рать и дать отпор врагу.

Произошла битва на реке Сить

Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года в Ярославской области между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и монголо-татарским войском под командованием Бурундая. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. Сегодня, 17 февраля, Православная Церковь совершает память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского (1238). На Сить под знамёна великого князя Юрия Всеволодовича подошли с дружинами брат Святослав Всеволодович и племянники— сыновья Константина: Всеволод князь Ярославский, Владимир князь Угличский и Василько князь Ростовский. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия.

И была сеча зла

  • Юрий Всеволодович
  • Загадки князя Ярослава Всеволодовича
  • Битва на реке Сить | Русская мечта
  • 17 февраля. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский
  • Юрий Всеволодович

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий