К Указу прилагался Проект Петра I «Положения об учреждении Академии наук и художеств», которая бы состояла из «самолучших ученых людей». С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Правительствующего Сената был введён в действие именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук. Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук».
Просвещенный государь
- 300 лет Российской академии наук | Институт археологии Российской академии наук
- Как в России появилась Академия наук
- В Петербурге основана Российская Академия Наук
- Настройки шрифта:
300 лет Российской академии наук
Создание в России Академии наук было одним из важнейших актов государственного строительства, реализованного волей Петра I. Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. в Википедии написано 1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года император Пётр I подписал именной Указ Сенату «Об учреждении Академии Наук и Художеств».
300 лет Российской академии наук
Важнейшим центром итальянской научной мысли была основанная в 1657 г. Из самого названия видно, что задачей Академии было экспериментальное изучение природы. Членом Академии был между прочим изобретатель барометра Торричелли. В 1667 году Академия выпустила том своих трудов. Но начавшийся еще в XVI веке экономический упадок Италии и господство католической реакции не благоприятствовали дальнейшему развитию итальянской науки. Галилей Жертвой своей эпохи был и великий итальянский ученый Галилео Галилей 1564—1642 , основатель механики как науки о движении, встретивший враждебное отношение со стороны римской церкви. Но дальнейшая разработка новой науки была делом других стран.
Открытие Америки 1492 г. По словам К. А в XVII веке жизнедеятельность эта выразилась в росте торговых компаний, создании крупной мануфактуры, политике меркантилизма и борьбе за рынки. Они создавали свои армии и флоты, подчиняли себе территории и вытесняли с них своих конкурентов. Они открывали дорогу в Европу новым, невиданным прежде товарам. Они, побуждая к усиленной хозяйственной деятельности, подчиняли себе экономику своих стран и колебали устои феодального общества.
Рядом с феодалами-землевладельцами фигура крупного купца, смелого авантюриста и дельца становится в обществе все заметней и видней. Пережив бурную эпоху буржуазной революции, реставрации и второй революции, она все время шла вперед по пути развития торговли. В результате аграрного протекционизма, и захвата государственных земель родилась новая земельная аристократия, бывшая, по выражению К. Мануфактура Развитие крупной мануфактуры, в Англии прежде всего шерстяной, является также характерной чертой эпохи. И экономическая политика Вильгельма III была прежде всего политикой покровительства шерстяной промышленности, продолжая вместе с тем эру аграрного протекционизма и открывая с опережением в 1694 г. А шерстяная промышленность той эпохи знала различные формы: от работы на дому на скупщика-капиталиста до крупной мануфактуры, предприятия, объединявшего рабочих в одних стенах и отрывавшего их окончательно от земледелия.
Уже можно отметить разделение и специализацию труда и возрастающую зависимость рабочего от хозяина. Уже эпоха Вильгельма Оранского знает антагонизм капитала и труда. Отметим изобретенный в 1598 г. Вильямом Ли чулочно-вязальный станок, постепенно вытеснивший ручной труд. В 1716 г. Долон Ломб добыл в Ливорно чертежи этих машин и привез их в Англию, а через два года брат его Томас открыл первую в Англии шелковую фабрику с количеством рабочих в 300 человек.
Техническое изобретательство начинает пробивать себе дорогу. Достигнув торгового преобладания, Англия решительно борется за его сохранение, провозглашая лозунг политического равновесия в Европе. Она умело заключает союзы с Голландией, Австрией и другими государствами против усиливающейся на континенте Франции. Такие решительные успехи экономического развития Англии обусловили собой не менее крупные успехи английской научной мысли, в которой новые методы решительно вытесняют старые. Мора и Кампанеллы вполне консервативная в области политической мысли, является настоящей хвалебной песнью в честь технического прогресса и изобретательства. Для нас, однако, самое любопытное в этом произведении — Дом Соломона, ученая корпорация, которой принадлежит и власть в стране.
Бэкон не только признает здесь необходимость объединения ученых сил, но и вручает им руководство управлением. Поэтому и вся работа этой утопической Академии наук носит практический, утилитарный характер. Здесь существуют: и башни для наблюдения небесных явлений, и огороды и сады для содействия растениеводству, и зверинцы для анатомических опытов, и заведения для усовершенствования кулинарного дела, и аптеки, и ремесленные мастерские, и математические кабинеты, и дома для изобретения и производства машин. Научное исследование здесь решительно подчиняется задачам технического прогресса. В Доме Соломона подготовляются и молодые научные силы. Английские ученые общества Мысль утопии Бэкона об объединении ученых сил и распространении специальных знаний совсем не была утопической.
Если первенство в создании Академии и ученых обществ принадлежало Италии, то Англия быстро последовала за ней и опередила ее. Например, профессор астрономии читал, кроме того, оптику, навигацию и космографию, а профессор геометрии, кроме математических наук, еще фортификацию и архитектуру. Таким образом колледж, очевидно, преследовал задачи обучения военному и морскому делу. На собраниях обсуждались вопросы физики, анатомии, математики, астрономии, навигации, статистики, химии, механики и естественных наук. И здесь мы видим соединение математических, естественных и прикладных наук. В 1648 году некоторые участники собрания переехали в Оксфорд и таким образом общество как бы разделилось между этими двумя городами.
Среди участников оксфордских собраний назовем известного физика д-ра Уоллиса, д-ра Ральфа Бетерста и доктора Уильяма Петти. Королевское общество естественных наук Уже в это время неоднократно возникали проекты организации правильно работающего ученого общества с определенным уставом, правительственной визой и средствами. Но годы революционной борьбы, по-видимому, не давали возможности приступить к этой организации. Лишь в 1660 г. Тут же был принят проект устава. По проекту количество членов должно было быть 55 человек, кворум избирательных собраний — 21 человек.
Основу общества составляла коллегия врачей, принимались в него и профессора математики, физики, философии и естественных наук лондонского и оксфордского университетов. Должностными лицами общества были: директор, казначей и регистратор. Устав общества был утвержден королем Карлом I, и оно получило название Лондонского Королевского Общества для усовершенствования естественных знаний The Royal Society of London for improving Natural Knowledge. К началу работы общества медицина и биология сделали колоссальные успехи. Учение Гарвея 1578—1657 о кровообращении, долгое время встречавшее нападки и насмешки, стало общепринятым. Однако, в разработке интересовавших его вопросов общество, свято чтившее память Фрэнсиса Бэкона, с самого начала связывало свою работу с задачами технического развития.
С 1665 г. В 1703—1727 гг. Это особенно важно отметить для эпохи начала деятельности английского банка. Член общества Уильям Петти, врач по призванию, занимавшийся и математикой, и музыкой, и кораблестроением, способствовал своими трудами заложению основ статистики и экономической науки. Франция Несколько иначе обстояло дело во Франции. Борьба королевской власти с феодалами, ослабление их политического значения, превращение независимой аристократии в придворную знать, возвышение буржуазных дельцов, развитие торговли и крупных торговых компаний особенно в Леванте , наконец, создание крупной мануфактуры и экономическая политика Кольбера меркантилизм , покровительствовавшая промышленности в ущерб земледелию — такова одна сторона медали.
Другой стороной было: сохранение социального господства феодалов в полной мере, противодействие буржуазным стремлениям к изменению социального облика государства, яснее всего сформулированное в завещании кардинала Ришельё[5], наконец, королевский абсолютизм. Развитие производительных сил страны, двинутое вперед королевской властью при Кольбере, ею же было остановлено. Отмена Нантского эдикта о веротерпимости — мера по сути антибуржуазная — лишила страну промышленников, ремесленников и торговцев протестантского вероисповедания, а баснословная роскошь королевского двора и неудачная война за испанское наследство основательно подорвали финансы государства. Все эти противоречия французской действительности отразились на истории Академии наук. Первые Академии В 1635 г. В 1663 г.
Они образовали Академию надписей и медалей. Образование Академии наук В 1666 г. Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно [6]. А с декабря 1666 г. Таким образом уже для Лавуазье, писавшего эти строки в 1785 году [7], было совершенно ясно, что учреждение Академии наук надо связывать с промышленной политикой Кольбера. Во французской науке этого времени особенно большие успехи сделала математика.
Декарт 1596—1650 ввел в алгебру систему обозначений, употребляемую и в настоящее время, и положил начало аналитической геометрии. Блез Паскаль вступил на путь создания синтетической геометрии и сделал ряд крупных исследований в области циклоиды. В состав организованной в 1666 г. Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник. Обсерватория в Париже С 1667 года началась постройка обсерватории, в 1669 году французское правительство пригласило итальянского астронома профессора Болонского университета Джованни-Доменико Кассини для руководства обсерваторией. После открытия в 1672 г.
Положение Академии наук после Кольбера Со смертью Кольбера в 1683 году положение Академии сильно изменилось к худшему. Если Кольбер, руководимый стремлением развить производительные силы страны, видел в науке мощное орудие такого развития, то господствующий класс Франции — феодальная знать, предъявляла к ученым весьма своеобразные требования. В тот день, когда было решено устроить в Версале чудеса в виде водопадов и фонтанов, работы над картой, над меридиональной линией должны были быть оставлены, теперь занимались только водопроводами, трубами и чертежами бассейнов… Придворные спрашивали математиков о способах обеспечения верного выигрыша в тогдашних модных играх. Если таким образом академиков приспособляли к обслуживанию королевского двора, то практическое использование науки для государственных надобностей в эти годы частых войн между Францией, стремившейся к захвату рынков, и другими государствами, ограничилось военной сферой. Ученых посылали в крепости. Лишь Кассини оставался в своей обсерватории, так как астрономию считали нужной для флота [10].
Устав 1699 года Наконец в 1699 г. Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого-нибудь из статс-секретарей. Президент назначался королем из состава почетных членов. Пенсионеры распределялись по специальностям: 3 геометра, 3 астронома, 2 механика, 3 анатома, 3 химика и 3 ботаника. Кроме того, к пенсионерам причислялись секретарь и казначей Академии.
Прикомандированных было 12 человек по 2 человека по тем же специальностям. Почетные члены избирались общим собранием по 1 кандидату на свободное место, пенсионеры — по 3 кандидата, прикомандированные — по 2 кандидата; ученики предлагались общему собранию пенсионерами и прикреплялись к последним.
Оно было основано митрополитом Новгородским Иовом в 1706 году. Затем, с 1723 по 1726 год, получал образование в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Это учебное заведение было учреждено еще при царевне Софье, в 1687 году. Инициатором создания первого высшего образовательного учреждения в России стал знаменитый философ, поэт, воспитатель детей царя Алексея Михайловича Симеон Полоцкий. В 1726 году он в Петербурге. Учится в Академической гимназии.
А вскоре, в 1727 году, В. Адодуров уже студент Академического университета. Именно здесь он обратил на себя внимание известного швейцарского физика и математика Даниила Бернулли. Этот талантливый ученый, один из создателей кинетической теории газов, разглядел в русском пареньке выдающиеся математические способности. С 1731 года В. Адодуров активно работает как переводчик при Академии наук. Благодаря его плодотворной работе на русский язык были переведены труды немецкого ученого Г. Байера, научные работы Крафта и Эйлера.
В этом же году Василий Евдокимович принимает самое активное участие в составлении немецко-латино-русского словаря и пишет в рамках этой работы «Краткий очерк русской грамматики на немецком языке». При этом он не забывает заниматься математикой, где его наставником является великий ученый с мировым именем Леонард Эйлер. До него русских фамилий в списке действительных членов Академии наук не было. В 1736 году Адодуров впервые встретился с М. Василий Евдокимович осуществлял надзор за учениками, которые приехали из Москвы для учебы в Академическом университете. Среди этих студентов находился и Михаил Ломоносов. Под руководством Адодурова юноши изучали немецкий язык, историю, географию, латынь и, конечно, математику.
Среди участников конференции — обучающиеся 9-11 классов образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации из Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского, Южного федеральных округов России, Луганской народной Республики, Республики Карелия и Республики Беларусь. Формат проведения очного этапа — смешанный с использованием платформы Яндекс. С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор гимназии, Почётный работник общего образования Российской Федерации Яцкевич Ирина Геннадьевна, которая пожелала ребятам успехов и счастливых начинаний, а жюри — плодотворной работы и интересных находок.
Реализовать свои таланты, найти силы и упорно стремиться к цели пожелал ребятам руководитель Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Снегирев Николай Иванович, а ведущий специалист отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Тарасевич Евгения Алексеевна - успешной защиты работ и интересных дискуссий. Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен реферат на эту тему?
Российская Академия Наук
Как видим, решение об учреждении Российской Академии наук непосредственно сказалось на социально-экономическом развитии нашего края, глубоко затронуло интересы его жителей, сообщает Башинформ. Так, 8 февраля 1724 года по велению императора была образована Академия наук и художеств, учиться в которой, по указанию Петра, дозволено было отрокам не только дворянского происхождения, но и других сословий. И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. Сто лет назад, 14 апреля 1923 года, в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук (сегодня ФГБУ «Издательство «Наука»), ставшее одной из авторитетнейших издательских организаций страны и мира. Как видим, решение об учреждении Российской Академии наук непосредственно сказалось на социально-экономическом развитии нашего края, глубоко затронуло интересы его жителей, сообщает Башинформ.
Российская академия наук. Досье
Основание Академии наук — Журнальный зал | – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. |
История Российской Академии Наук — | РАН является государственной академией науки; некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. |
История создания Российской академии наук
Российская академия наук | это... Что такое Российская академия наук? | году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции. |
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК | Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий. |
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 — Документ | году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции. |
День российской науки | Читать свежий выпуск газеты ЧО онлайн и бесплатно — Читинское Обозрение | Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи. |
К 300-летию РАН. Первые десятилетия существования Академии. Часть первая
– Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи. Вскоре после создания СССР постановлением правительства в 1925 году Академия, переименованная в Академию наук СССР, была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий.
АКАДЕМИЯ НАУК
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. Понеже ныне в России здание к возрощению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в розсуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для розмножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была. При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета — и меньше того, ибо когда розсудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которые бы младые люди началом обучиться и потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии универзитет некоторую пользу учинить мог. И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны суть: 1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам 2.
Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет.
Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики.
Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением.
Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных.
Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет. Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное.
Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года. Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове.
Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты. Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих. Когда царю предложили брать деньги с посетителей, он возразил, что за деньги туда никто ходить не будет и предложил, наоборот, угощать всех пришедших чашкой кофе или бокалом вина — на это библиотеке выделялись специальные средства.
Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными. Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография. Уже в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Его создание стало возможным благодаря крупным экспедициям и этнографическим исследованиям территории России — от Белого до Каспийского морей, во время которых были обнаружены залежи полезных ископаемых, исследовались животный и растительный мир, изучалась хозяйственная деятельность проживающих в Российской империи народов.
Так, в 1733 — 1743 годах состоялась знаменитая Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, в которой участвовали и проводили научные исследования учёные Красильников и Крашенинников — на тот момент они были студентами университета при Академии впоследствии академик Степан Петрович Крашенинников станет автором первой естественнонаучной книги «Описание Земли Камчатки». Читайте также: Великая Сибирская экспедиция: как был найден путь в Америку Был исследован вопрос о приливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России, составлены карты обследованных районов, что было высоко оценено европейскими коллегами. Неудивительно, что уже спустя 12 лет после создания Петербургской академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». В 1742 году на должность адъюнкта академии был принят Михаил Васильевич Ломоносов, правда, произошло это благодаря личному вмешательству императрицы Елизаветы Петровны.
После пятилетнего обучения в Германии 30-летний Ломоносов представил в Петербургской академии сразу две своих диссертации — по физике и по химии. Поскольку на учёбу за границу его направляла именно академия, согласно уставу она же должна была принять его на работу, но этот процесс затянулся на месяцы. Тогда Ломоносов написал прошение новой российской императрице Елизавете, и академиков поторопили высказать своё мнение о диссертациях молодого учёного.
Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации!
Но академики при этом не отказались от профессионального сотрудничества с Советской властью. Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее состав входили три отделения - физико-математическое, исторических наук и филологии, русского языка и словесности, объединявшие два исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21 академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора. Первым выборным президентом Российской академии наук стал А. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г. Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук. Постановлением правительства 1925 г. Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». В 1938 г. В это время были созданы Институт генетики во главе с Н. Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т. Получили известность работы М. Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А. Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения. Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И.
Российская Академия Наук
В 1700 году он стал членом французской Академии наук. Проект общества наук в Берлине Уже с 1697 года он начал работать для создания такой Академии в Берлине, правильно учитывая значение этого нового государства для будущей истории Германии. И он сразу же указал, что организация такого общества может дать, помимо теоретического изучения астрономии, истории, филологии и т. По словам Лейбница немцы не только изобрели книгопечатание и порох, не только были создателями химии, механики и всех точных наук, но и могут считаться основоположниками европейской промышленности, торговли и навигации.
Учреждение королевского общества наук 19 марта 1700 г. Таким образом прусская Академия в отличие от английской и французской с самого начала включала в себя и гуманитарные науки и даже ставила перед собой религиозные, миссионерские задачи. Вряд ли, однако, может быть сомнение в том, что все эти задачи имели под собой почву в стремлении передовых представителей немецкой буржуазии к экономическому и политическому обновлению и усилению Германии.
Опубликованная одновременно с указом об учреждении генеральная инструкция провозглашала короля прожектором над обществом, учреждала совет для управления им и разделяла общество на три отделения: физико-математическое, отделение немецкого языка и литературное, включавшее в себя и историю, священную и светскую. Члены общества разделялись на почетных сотрудников и корреспондентов [17]. Лейбниц был назначен президентом.
Кроме него, по происхождению ганноверца, в совет входили придворный проповедник Яблонский, поляк, профессор литературы Куно, француз, и пруссак Рабенер. Руководство было таким образом интернациональным, но цели его оставались национальными. Первые задачи и средства общества Первыми задачами, поставленными перед обществом, были сооружение обсерватории и введение нового календаря.
Последнее стояло в связи с тем, что только с 1700 года протестантская Германия перешла к григорианскому календарю. Но средства общества были ограничены. Это были пошлины с заграничных подорожных, руководство книжным делом и книжной торговлей, право монопольной продажи календаря, устройство лотерей, пошлина с винокурения, и наконец монополия обработки шелка.
Ходатайствуя о последней, он указывал на необходимость привлечь к этому делу бежавших из Франции протестантов и выражал уверенность, что развитие этого дела вытеснит с немецкого рынка иностранный шелк [19]. Но это не умаляет значения того факта, что Академия не только выражала тенденции грядущего капитализма, но и сама была капиталистическим предприятием. Деятельность общества и его члены Успехи общества были незначительны.
Обсерватория была отстроена только в 1710 году. Общество стало главным образом центром протестантской апологетики. Наиболее видными его членами были: Виньоль, теолог и математик, изучавший хронологию библии; Лакроз, лингвист и ориенталист, горячий протестант, изучавший апокрифы и легенды; Куно — историк литературы; Яблонский, заместитель президента, теолог; его брат, юрист и грамматик, секретарь общества; Кирх — астроном и первый директор обсерватории, которой после его смерти управлял его сын; Фриш — врач и филолог.
Лейбниц старался установить связь с миссионерами в Китае и немцами, жившими в Москве, мечтал о химической лаборатории и кабинете редкостей. Но сам сознавал, что военные обстоятельства и отсутствие средств всему этому мешали [20]. Реорганизация общества в 1710 году С другой стороны, Лейбниц вызывал неудовольствие в Берлине тем, что совмещал свою работу в обществе с должностью библиотекаря и историографа в Ганновере.
И реорганизация общества в 1710 году была проведена без его ведома и участия. Новый устав предусматривал разделение общества на 4 класса: 1 физико-медико-химический, 2 математический включая астрономию и механику , 3 немецкого языка включая церковную и политическую историю Германии , 4 литературный включая изучение священного писания. Каждый класс имел своего директора.
Директора составляли консилиум. Упадок общества Тем не менее деятельность общества скоро пришла в полный упадок. Капиталистические тенденции были еще очень слабо развиты в Пруссии.
Король Фридрих Вильгельм I, вступивший на престол в 1713 году, все силы тратил на военное дело. Наука с его точки зрения была пустым делом или даже опасным, и общество наук при нем было только терпимо. Его отношение к ученым характеризуется, например, высылкой философа Вольфа, заподозренного в еретичестве.
Лейбниц и Петр I Лейбниц не переставал думать об академиях, составляя проекты и для Дрездена, и для Вены, неустанно заботясь о процветании немецкой науки. Но мы видели выше, что в политических проектах Лейбница очень рано стала фигурировать Московия как соучастник общей борьбы против турок. Ее следует вовлечь в общеевропейскую политику.
Живо заинтересовывают Лейбница вопросы о происхождении русского языка и его связи с языками других славянских народов, и о населяющих Россию инородцах черкесах, черемисах, калмыках, сибиряках. Заграничное путешествие Петра 1697—1698 гг. И уже в 1697 году в записке Лефорту-старшему Лейбниц обращается к вопросу о просвещении России.
Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т. Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех.
Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница.
По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам. Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний.
В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план.
В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.
Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра.
Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления.
После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции.
Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.
Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы.
А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно.
Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний.
Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего.
Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию.
Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно.
Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор.
Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В.
Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А.
Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга». При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг. Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения - Математическая конференция и Географический департамент, появился институт иностранных членов Академии.
По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова. Четвертый руководитель Академии 1740 — 1741 гг.
Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту.
В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер.
Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В.
Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля.
Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г.
Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства.
Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины.
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Эйлер , воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков. Несмотря на личное присутствие Екатерины I, «ни у кого не повернулся язык приписать к её деяниям создание корпорации учёных.
Академия навеки осталась связанной с именем Петра I». По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Пётр I предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить.
Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
К Указу прилагался Проект Петра I «Положения об учреждении Академии наук и художеств», которая бы состояла из «самолучших ученых людей». Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. Стала быстро расти сеть научных учреждений Академии и Академии наук союзных республик.К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов.
Просвещенный государь
- Российская академия наук празднует 300-летие
- Учреждение Академии наук при Петре I
- Российская Академия Наук
- Ни дня без науки
- К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
К составлению Словаря проявила интерес императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины. В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов. Заботами директора Академии типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке, ряды сотрудников были очищены от бездельников. Академиков директор обязала публиковать свои открытия в отечественных журналах и воздерживаться от их напечатания за границей до тех пор, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими».
Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента.
Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы. Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири.
В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде. В 50-е годы физики Н. Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров.
Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. В союзных республиках открывались филиалы Академии наук, лаборатории, создавались научные базы. В предвоенный период была создана мощная научная база, которая позволила значительно усилить обороноспособность страны. Уже в первые дни после начала войны Академия наук разработала комплексный план, который включал в себя 245 приоритетных тем, связанных с разработкой новых вооружений. Очень многие учёные внесли свой огромный вклад в приближение Победы. Это Зинаида Ермольева, впервые в СССР получившая пенициллин, Игорь Курчатов — противоминная защита для кораблей Черноморского флота, Пётр Капица — жидкий кислород для производства взрывчатки, Александр Несмеянов — бензостойкий каучук для бензобаков, Исаак Китайгородский — бронестекло и многие другие.
В послевоенный период СССР стал научной сверхдержавой. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник вокруг Земли, а в 1961 году СССР первым вступил в космическую эру, когда состоялся полёт Юрия Гагарина. В послевоенный период усилиями академиков Курчатова, Харитона, Зельдовича был создан ракетно-ядерный щит, обеспечивший стратегический паритет со странами Запада.
Кроме того, каждый из них должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые со временем должны были заменить своего наставника. При этом император пожелал, «чтобы такие были выбраны из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Это было принципиально важно уже в силу того, что первый состав Академии набирался из учёных из Европы, прежде всего немцев. Академики профессора должны были не только читать публичные лекции и составлять по своим наукам курсы для студентов, но и следить за научной литературой, публикуемой в Европе, делать по своим специальностям сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, готовить научные справки, проверять предлагаемые Академии новые открытия, организовывать научные экспедиции по стране.
Было два принципиальных отличия российской академии от академий Западной Европы. Во-первых, российская Академия с момента своего создания была государственным учреждением, финансируемым за счёт казны в то время, как европейские академии существовали за счёт частных взносов и спонсоров. Во-вторых, российская Академия по своей структуре должна была решать не только научные задачи.
Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права.
К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится.
Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может.
И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко, например, анатомикус механика и пр. Еще ж Академия повинна все декуверты изобретении , которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать: 1. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сыскивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют отповедь дать.