Что такое токката: разновидности, история, популярные токкаты, интересные факты. Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Токката — это сольное произведение, часто импровизационного характера, в котором исполнитель демонстрирует свою технику и чувство стиля.
«Фортепианная» лексика
- Токката - Toccata
- Похожие презентации
- Что такое Токката в музыке кратко? - Онлайн журнал про РФ
- Используемые продукты
- Токката в музыке: определение, особенности и звучание | Гид по Китаю
Что такое Токката в музыке кратко?
В последствии словом Токката стали обозначать виртуозную музыкальную пьесу для клавишного инструмента фортепьяно или органа в быстром темпе с чётким ритмом, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. К моменту перехода от Возрождения к стилю барокко, данный жанр почти полностью оказался во власти клавишных музыкальных инструментов: органа и клавесина. Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Итак в современном мире слову Токката дают два обозначения: Произведение для клавишного инструмента Импровизация на органе на тему церковного песнопения Happy.
Оно было написано как память о друге Шумана, композиторе Йоханне Кристиане Кэнпфе. Токката это удивительный жанр, который позволяет композитору выразить свои идеи и эмоции наиболее свободным образом. Гармонии жанра сложны и не описывают привычных музыкальным меломанам правил. Однако мелодии и их душевная нагрузка часто непередаваемы.
Навигация по записям.
Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии. Немецких музыкантов с новым жанром познакомил Ганс Лео Хасслер, в молодости проходивший обучение в Венеции у Андреа Габриэли. Впрочем, композиторы Германии новым жанром заинтересовались не сразу, а лишь спустя время. Первыми на «токкату» обратили внимание Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. При этом если Пахельбель сочиняя «токкаты» придерживался норм, установленных Фрескобальди, то Букстехуде отметил их некоторыми нововведениями, к примеру, гомофонный склад «токкаты» раскрасил элементами полифонии. Помимо этого, его композиции, наполненные драматическим накалом, эмоциональной возвышенностью, отличались необычайно высокой степенью виртуозности. Так, беспрестанно развиваясь, жанр наивысшего пика своего усовершенствования достиг в «токкатах» великого Иоганна Себастьяна Баха. Его творения выделяются глубоким идейным содержанием, богатым тематическим материалом, разнообразием форм и технической сложностью музыкального материала. Сочетая в себе гомофонное и фугированное письмо, они в такой степени совершенны и так эмоционально воздействуют на слушателей, что и в нынешнее время исполняются как самостоятельные концертные номера, а королевой всех «токкат» до сих пор считается композиция из двухчастного цикла «Токката и фуга ре-минор».
В следующем за эпохой Барокко периоде Романтизма интерес к «токкате» заметно снизился, и потому крупнейшие композиторы в то время обращались к этому жанру довольно редко. В их творчестве «токката» - это самостоятельное виртуозное произведение, главная задача которого заключалась в демонстрации технических возможностей музыканта-исполнителя. В 20—ом веке отношение к «токкате» значительно изменилось. Её развитие, созвучное активным жизненным процессам, стало не только интересным, но и значительным явлением. Композиторы столетия обобщили авторские решения своих предшественников и прогрессивно переосмыслили установленные ими традиции. Достижениями вновь динамично поднимающегося жанра стали не только самостоятельные композиции, весьма напоминающие концертные этюды, такие как произведения Сергея Прокофьева , Арама Хачатуряна, Макса Регера, Андрея Эшпая, но и части циклических произведений Мориса Равеля , Клода Дебюсси, Джорджа Энеску, Пауля Хиндемита, Дмитрия Шостаковича , Родиона Щедрина Интересные факты За неоценимый вклад в развитие жанра Иоганна Себастьяна Баха по праву называют «Королём токкаты», однако рекордсменом по количеству создания произведений данного жанра является знаменитый итальянский композитор Алессандро Скарлатти.
Шумана , Ф. Мендельсона , К.
Дебюсси , М. Равеля , С. Прокофьева , А. Хачатуряна , Д.
Что такое Токката? Значение и толкование слова tokkata, определение термина
Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И.
Дебюсси, М. Равель, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Ф. Бузони, Э. Кшенек и др. Токкат в качестве самостоятельных произведений не столь много. Но токкатность то есть присутствие жанровых признаков токкаты в тематическом материале — неотъемлемая черта стиля музыки XX века, явление, характерное для музыкального языка и начинающих композиторов, и классиков русской музыки Прокофьева, Шостаковича.
Последний составляет около 700 «токкат» для клавесина по словам его современника Диого Барбоса Мачадо и, реже, для органа, за которым обычно следует менуэт в той же тональности которая может варьироваться , и все это называется «сонатой». Макарио Сантьяго Кастнер в 1965 году опубликовал 80 найденных сонат. Incipit из Токката прима по Карлос де Сейшас. Сегодня она носит название Соната соль минор К. Наиболее близким инструментальным жанром к токкате в Испании и Португалии является тенуо по- португальски : tento , который сначала посвящен виуэле щипковый струнный инструмент и разработан в духе этюда , как первые итальянские токкаты. Это своего рода идеальный синтез токкаты, канцоны ричеркаре, апогей которой виден до Мануэля Родригеса Коэльо в его сборнике « Флорес музыки пара о инструмент де текла и харпа» 1620. Его основная форма - орган. Затем он использует элементы старого итальянского ricercare с краткими контрапунктическими элементами в имитации по различным предметам. Но также может использовать элементы канцоны , каприччио и токкаты. Tiento из Falsa - falsas означает «диссонанс» - это поджанр «медленно, выразительный, украшенный, используя много диссонансов, ложные отношения и неожиданные гармонические прогрессии» , похож на Токката ди durezze е лигатуры практикуется в Италии. Первыми это иллюстрируют Себастьян Агилера де Эредиа и самый знаменитый Кабаниль , который оставляет «замечательное тено де фальса » среди его 200 тено. Германские страны Ян Питерсун Свелинк. В то время как первые немецкие источники , кажется, знают подобные жанры Токката венецианцев, с органных прелюдий от Адама Ileborgh , Конрад Пауман Buxheimer Orgelbuch XV - го века и Ханс Коттер 1513 , первый заимствовать стиль итальянского является Ханс Лео Хаслер 16 токкат , за которым следует Свилинк 14 токкат.
Появилось это слово, вернее его назначение, по мнению учёных в то время, когда появилась в Италии опера, новый по тем временам жанр. Главной отличительной особенностью такой музыки были громкие удары литавр, призывающие людей посетить театральные представления. В последствии словом Токката стали обозначать виртуозную музыкальную пьесу для клавишного инструмента фортепьяно или органа в быстром темпе с чётким ритмом, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. К моменту перехода от Возрождения к стилю барокко, данный жанр почти полностью оказался во власти клавишных музыкальных инструментов: органа и клавесина.
Токката - Toccata
Например, интонация скорби — в арии «ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная интонация — в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. У каждого композитора свой интонационный почерк. Один — у И. Баха, другой — у В.
Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в. От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения. Музыковедени е Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания.
Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика.
Музыкальная акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального искусства, и музыкальная психология, изучающая психологию музыкального творчества и восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем являются частью физики музыкальная акустика или психологии музыкальная психология. На комплексное понимание музыковедения указывает и сам термин. Знания о музыке, оформленные в систему, образуют музыкальную науку. Ведение — это и интуитивное схватывание сути вещей.
Не случайно в этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только путем полного непосредственного духовного слияния с музыкой можно постичь ее внутренний смысл. Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования произведений. Оно и в самом деле оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные, способные обогатить человечество, поднять его на новую ступень нравственного совершенства, от произведений ложного искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых, лишь внешне занимательных.
Этой задаче посвящает себя музыкальная критика. Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок — «заведовать». Музыковедение несет ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно пронизывает собой всю систему музыкального образования и воспитания, исследует эффективность бытия музыки в обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры.
Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет собой разветвленную систему исторических и теоретических дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития музыкальной культуры в масштабах истории человечества в целом, отдельных национальных культур, различных эпох. Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в обществе изучается музыкальной социологией, закономерности музыкальной деятельности — психологией музыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой.
К ним относятся, например, представления о музыкальной культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке, обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной наукой и проверенные практикой, опираются музыкальная критика и публицистика. Целостное изучение конкретного музыкального произведения на основе совокупных данных отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве.
Наиболее широкое распространение получили Т. Толма - вид голубцов у армян. Ссылка для сайта или блога: Ссылка для форума bb-код :.
Токкаты в роке — это часто энергичные произведения, где гитара играет ведущую роль и имеет много виртуозных пассажей. Токкаты имеют своеобразное место в музыкальном пантеоне, их сложная музыкальная структура и высокий уровень исполнительской сложности делают их уникальными и увлекательными для музыкантов и слушателей. Характерные музыкальные приемы и гармоническая структура Характерные музыкальные приемы токкаты включают в себя множество перкуссионных элементов, как например, игра на клавишных инструментах, таких как орган или фортепиано. Также в токкате часто используется глубокое педалирование и импровизационные секции, где музыкант может проявить свою технику и музыкальное вдохновение. Гармоническая структура токкаты может быть очень разнообразной. Она может содержать аккордические последовательности, смены тональностей и уникальные гармонические процессы. Часто в токкатах можно услышать полиритмию, когда в разных голосах звучат разные ритмические фигуры. В целом, токката характеризуется своей сложностью и виртуозностью исполнения. Она представляет собой технически и музыкально сложное произведение, которое требует от музыканта большой мастерности и выразительности. Благодаря своей энергетике и запоминающимся мотивам, токката привлекает внимание и вызывает восторг у слушателей. Эволюция токкаты в музыке Истоки токкаты можно отследить в барокко, где она традиционно ассоциировалась с клавесином. Токкаты барокко были написаны в технике импровизации и часто служили вводной частью к другим музыкальным произведениям. В дальнейшем развитии музыки токката приобретала новые формы и стилистические особенности. В классическую эпоху она была представлена, например, в токкате Джоннансона для органа. С развитием романтизма и национальных школ токката получила новые грани и вариации. Русский композитор С. Васильев написал известную «Токкату» для фортепиано, в которой использовал лаконичные мотивы и полифоническую структуру. Итальянский композитор Дж. Гарандини написал токкату для гитары, в которой использовал технику арпеджио и пиккато. В 20-м веке токката вошла в репертуар композиторов различных стилей и направлений. Например, токката была использована А. Шенбергом в его композиции «Токката для фортепиано», где он экспериментировал с ритмическими и гармоническими структурами. В современной музыкальной практике токката стала одним из популярных жанров. Композиторы используют токкату для проявления своей виртуозности и экспрессии, а также для создания сложных и интересных музыкальных текстур.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 августа 2012 года. Что такое Infoteach. Он открыт для любого пользователя.
Что такое Токката в музыке кратко?
действие прикосновения) виртуоз музыкальное произведение обычно для клавиатура или же щипковый струнный инструмент с быстродвижущимися. Что же такое токката, когда родился этот музыкальный жанр, и какие качества произведения подразумеваются под словом «токкатность»? К наиболее известным токкатам уже 20 века, безусловно, можно отнести Токкату Поля Мориа. Если требуется дать краткое определение, что такое токката в музыке, то лучше, прежде всего, сказать именно о импровизационном характере данного жанра. это музыкальное произведение, которое известно своей быстротой, виртуозностью и технической сложностью исполнения.
Что такое Токката в музыке кратко?
Ноты временно отключены. Toccata nona 1637 Джироламо Фрескобальди. После Фрескобальди тенденции к упрощению ритма и гармонии наблюдаются в Стораче , Росси , Строцци и Бернардо Паскини 35 токкат , основных звеньях итальянской клавиатуры между Фрескобальди и Скарлатти филс. Паскини оставляет произведения под названием токката , тастата , соната и прелюдио.
Самым известным из них является Токката со скерцо дель куко. Среди учеников Фрескобальди нельзя не упомянуть скрипача и органиста Микеланджело Росси, который около 1630 года сочинил десять токкат и десять потоков, чьи разделы довольно развиты, богаты пассажами виртуозности, арпеджио, пассажами в речитативном вокальном стиле... Его гармония, в частности , более экстравагантный, чем его хозяин.
Мы находим куски Токкаты от Микеланджело Росся , в частности , токкат II и V из своей коллекции , опубликованных около 1630, в некоторой неизмеренной прелюдии по Луи Куперена. Индекс сонат по объему I Пармской рукописи произведений Скарлатти , под названием «tocata» , кусочки коллекции в сонатах К. Термин колеблется и разбавляется в сторону дидактического произведения, имеющего исследовательский характер , как среди клавесинистов неаполитанской школы, Дуранте , Леонардо Лео 13 токкат, 1744 г.
У Доменико Скарлатти , который называл некоторые из своих сонат токкатой например, Соната К. Композитор Доменико Альберти оставляет шесть токкат. С этими итальянскими музыкантами токката сливается с барочной сонатой.
Большую роль в истории токкаты сыграли композиторы Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, в творчестве которых токката приобретает ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозную фактуру. Фрескобальди Слайд 5 Во 2-й пол. Кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех ее исторических тенденций явилось творчество И.
Токката которого отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах Слайд 7 В 19-м и затем в 20-м веке наблюдается активное возрождение интереса к жанру токкаты. К нему обращались композиторы К.
Его токкаты для органа - это импровизационные композиции, за которыми часто следует самостоятельная фуга. В таких случаях токката используется вместо обычно более стабильного prelude.
Токкаты Баха для клавесина - это многосекционные произведения, в состав которых входит фугальное письмо. После эпохи барокко После периода барокко токкаты встречаются реже. Однако есть несколько ярких примеров. Из романтического периода , Роберт Шуман и Ференц Лист каждый написал по токкате для фортепиано. Амбициозная Токката до мажор Шумана считается одним из самых технически сложных произведений в репертуаре и выдающимся представителем жанра 1800-х годов.
Токката Листа - это очень короткое и строгое сочинение позднего периода его творчества, которое фактически является токкатой только по названию.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 августа 2012 года.
О сайте infor24. Он открыт и бесплатен для любого пользователя. Сайт infor24.
Что такое токката в музыке
Значение токкаты в музыке заключается в ее возможности продемонстрировать виртуозные навыки исполнителя. ТОККАТА (итал. toccata). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Смотреть что такое «Токката» в других словарях. Токката это удивительный жанр, который позволяет композитору выразить свои идеи и эмоции наиболее свободным образом.
Токката в музыке: что это такое и что делает ее особенной?
ТОККАТА (итал. toccata). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Токката (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Токката и фуга ре минор, BWV 565. ТОККАТА (итал. toccata). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
Что означает токката
Букстехуде, в творчестве которых токката приобретает ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозную фактуру. Фрескобальди Слайд 5 Во 2-й пол. Кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех ее исторических тенденций явилось творчество И. Токката которого отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах Слайд 7 В 19-м и затем в 20-м веке наблюдается активное возрождение интереса к жанру токкаты. К нему обращались композиторы К. Дебюсси, М. Равель, С.
Органные токкаты занимали важное место в музыкальной культуре Барокко. Именно в этот период они стали иметь фиксированный композиционный план и структуру. В эпоху Классицизма жанр токкаты почти исчез из музыкальной практики, так как в этот период стала преобладать формальная и строгая структура в музыке. Однако, токката не исчезла полностью, и она продолжала развиваться во многих случаях как исполнительская техника для демонстрации виртуозности исполнителя.
В XIX веке токкаты снова стали популярными, особенно в виртуозной музыке для фортепиано и органа. В настоящее время токката остается популярным жанром в мире классической музыки. Она исполняется на различных клавишных инструментах, таких как фортепиано, орган и клавесин. В токкатах важна высокая техническая исполнительская мастерство и умение передать слушателям энергию и интенсивность музыкальных произведений.
Особенности исполнения токкаты Основной особенностью исполнения токкаты является быстрая темповая характеристика. Темп токкаты может быть очень быстрым и динамичным, что требует от музыканта отличной координации движений и скоростной техники игры на инструменте. Одна из важных особенностей исполнения токкаты — использование различных техник игры на инструменте. Это может включать использование легато, стаккато, аккорды, арпеджио и другие приемы.
Музыкант должен быть способен справиться с этими техниками и грамотно их применять.
Итог Теперь вы знаете, что звуки составляют звукоряд, что ноты звуки звукоряда упорядочены по высоте звука. Вы знаете, что октава состоит из 12 звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон, а расстояние из двух полутонов — тон. Какой недуг был у Баха? Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора — он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.
После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. В каком году была написана Токката и фуга ре минор? Написано во время пребывания Баха в Веймаре в 1707—1718. Кто автор Токката и фуга ре минор?
В таких случаях токката используется вместо обычно более стабильного prelude. Токкаты Баха для клавесина - это многосекционные произведения, в состав которых входит фугальное письмо.
После эпохи барокко После периода барокко токкаты встречаются реже. Однако есть несколько ярких примеров. Из романтического периода , Роберт Шуман и Ференц Лист каждый написал по токкате для фортепиано. Амбициозная Токката до мажор Шумана считается одним из самых технически сложных произведений в репертуаре и выдающимся представителем жанра 1800-х годов. Токката Листа - это очень короткое и строгое сочинение позднего периода его творчества, которое фактически является токкатой только по названию. Токкаты меньшего размера иногда называют «токкатинами»: современник Листа и хорошо известный в свое время виртуоз Шарль-Валентин Алкан сочинил краткую токкатину как свою последнюю опубликованную работу соч.
Что такое токката? история развития жанра
ТОККАТА (итал. toccata, букв. – прикосновение, удар), 1) в эпоху Возрождения праздничная фанфара или увертюра (напр., в опере «Орфей» К. Монтеверди). действие прикосновения) - виртуозное музыкальное произведение. К наиболее известным токкатам уже 20 века, безусловно, можно отнести Токкату Поля Мориа. Вікіпедія - Wikipedia ТОККАТА - (итал. toccata, букв. - прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром.