Под их давлением сформирован «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Создан Временный совет, перед которым до созыва Учредительного собрания должно было отвечать Временное правительство. Временный комитет Государственной думы, созданный в дни Февральской революции "для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями". Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и. Переговоры Временного комитета Государственной думы и Петроградского совета о создании Временного правительства проходили 2 марта.
Положение Российской империи в начале 1917 г.
- Основные события Февральской революции
- Структуру комитетов Думы приблизят к структуре органов исполнительной власти
- Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
- Госдума – последние новости
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Основные события Февральской революции
История в лицах
Местный полицмейстер Шишикин напрямую обращается к председателю Государственной Думы и, заметим, одновременно председателю Временного комитета Государственной Думы М. Родзянко с просьбой обуздать мародерствующих солдат и остановить бесчинства. Телеграмма от главнокомандующего армиями Северного фронта генерала Н. Рузского военному министру А. На телеграмме имеется резолюция: «Инф.
В[оенный] М[инист]р просит Вашего содействия, чтобы подобное разъяснение было послано на фронты от имени Совета Рабочих и Солд. Напомним: Пальчинский являлся членом Исполкома Петроградского Совета. Документы, отражающие попытки взять под контроль события фонд Р-3348, оп. В нем признается власть несуществующего органа: в реальности существовало два органа новой власти: Исполнительный Комитет Исполком Петроградского Совета и Временное правительство, но собственно Исполкома Временного правительства не существовало.
Правда, кое-где в губерниях в это время появляются местные т. Также усложняло ситуацию то обстоятельство, что Временный комитет Государственной Думы после формирования Временного правительства 2-го марта не упразднялся, а продолжал существовать до начала октября 1917 года, - просто его полномочия существенно сокращались. Причин для путаницы могло быть несколько. Можно предположить, что был пропущен союз «и» что маловероятно, так как одна и та же фраза без союза «и» употребляется в документе дважды.
Или участники собрания невольно путались в названиях новых органов власти что также маловероятно, учитывая личности заверителей этого документа. Или что Исполком Временного правительства тогда действительно планировалось создать, но этот план не был реализован Временное правительство было образовано как раз в этот же день, 2 марта. Или, наконец, что участники собрания были сознательно введены в заблуждение авторами проекта резолюции, поскольку в тот момент было принципиально важно зафиксировать отказ офицерства от поддержки самодержавия и продемонстрировать его лояльность новой власти. Не исключено, что, во избежание дискуссий оба органа новой власти были интегрированы в обобщающее название «Исполком Временного Правительства» на слух эта ошибка широкими массами не ловилась.
И, наконец, бросаются в глаза подписи весьма высокопоставленных заверителей этой копии видимо, заверенной «по горячим следам» : члена Временного Комитета Государственной Думы П. Милюкова, только что, в этот же день, назначенного министром юстиции А. Керенского и члена Государственной Думы М. В фонде П.
Пальчинского имеются также воззвания и приказы Военного Комитета Государственной Думы, а также копия приказа начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал-адъютанта М. Алексеева Ф. Родзянко от 2 марта 1917 г. Гучкова члену Военной комиссии П.
Все, кроме Гучкова, входили в состав масонских организаций. Остальные ключевые посты во Временном правительстве заняли кадеты. Милюков был признанным специалистом по внешней политике и возглавил МИД. Мануйлов в 1905 г. Теперь он вошел в состав революционного правительства. Необходимо было обеспечить вхождение в кабинет Некрасова и Шингарева. Последний традиционно планировался на пост министра финансов, но все же против собственного желания был назначен министром земледелия. Некрасов желал занять пост товарища министра внутренних дел, однако Милюков сообщил ему, что это назначение необходимо как «уступка левым группам».
Взаимоотношения Милюкова и Некрасова всегда были сложными: последний был одним из лидеров левого крыла партии и постоянно вел против Милюкова интригу; кроме того, у Некрасова были прочные контакты с социалистами. По сути, и сам он, являясь членом кадетской партии, тем не менее был социалистом и убежденным республиканцем. Еще в период думских выборов 1912 г. Вскоре была создана «думская ложа», куда вошли к тому же прогрессист Коновалов и трудовик Керенский. На пост министра юстиции также могли претендовать кадеты Федор Кокошкин, Василий Маклаков, Владимир Набоков, однако его занял Керенский. Именно ему теперь предстояло открыть тюрьмы и обеспечить всеобщую политическую амнистию. Владимир Львов и Иван Годнев, будучи до революции умеренными либералами, после того как вошли в правительство, быстро осознали текущую конъюнктуру и отныне открыто смыкались с Керенским. Даже премьер князь Львов, по словам управляющего делами правительства Набокова, занял по отношению к Керенскому позицию «робкого заискивания».
Вокруг Керенского быстро сплотилось левое крыло правительства, в первую очередь Некрасов и Терещенко. Такой состав правительства мог появиться только в результате революции. Ее руководителями со стороны либералов выступали Милюков и Гучков. В целом он являл собой компромисс между ядром кадетского ЦК Милюков, Шингарев, Мануйлов и представителями общественных организаций. Керенский как фактический представитель Петроградского совета становился ключевой фигурой нового кабинета наряду с Гучковым и Милюковым. При этом большинство министров заведомо было гораздо левее этих двух, а потому должно было объединяться вокруг первого. Таким образом, уже в марте 1917 г.
Шульгина и А. Гучкова; стремился установить контроль над солдатами Петроградского гарнизона. Львовым, в состав которого вошли многие члены Временный комитет Государственной Думы. Политическая роль комитета стала незначительной. Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной Думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции.
В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции. Временный комитет договорился с эсеро-меньшевистским руководством исполнительного комитета Петросовета о создании нового правительства России.
Временный комитет Государственной думы 1917
В воззвании говорилось: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту.
Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... Таким образом, Синод подтверждал акт 3 марта — и не мог не подтвердить. Возбуждение политических страстей было бы непростительной ошибкой.
Любые поползновения Синода защитить старый порядок были бы восприняты как угроза и использованы для сведения счетов со стороны новой власти. Если сравнить текст воззвания Синода также и с текстом царского отречения 2 марта, то станет ясно, что основной мотив этих двух документов един. В тексте отречения были такие слова: "В дни великой борьбы с внешним врагом...
Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть". Единение перед лицом врага и исполнение воли Божией — два основных призыва к России как в отречении Николая II, так и в воззвании Синода.
Митрополит Московский Тихон будущий патриарх благословляет ударный женский батальон перед отправкой на фронт. Военные формирования, состоящие из женщин, были созданы Временным правительством с целью поднять патриотический настрой армии на фронтах Первой мировой войны. Лето 1917 года, Москва, Красная площадь Что же поддерживала Церковь?
Воззвание Синода имело эпиграф, взятый из 2-го Соборного Послания святого апостола Петра: "Благодать и мир вам да умножится". Более полно отрывок звучит так: "... Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих" 2 Пет. Послание в целом содержит призыв к христианам беречься от лжепророков и лжеучителей, учит о духовном трезвении в преддверии Второго пришествия Христова.
Что могло быть более актуальным в 1917 году? Однако, несмотря на лояльность по отношению к Временному правительству, положение церковной иерархии после Февраля только ухудшилось. Образ "архиереев-распутинцев" не без участия самой революционной власти прочно закрепился в революционном сознании того времени.
Уже 7 марта Временное правительство по докладу обер-прокурора Владимира Львова поручило ему инициировать разработку ряда церковных реформ. Предполагалось провести приходскую и епархиальную реформы с переустройством управления "на церковно-общественных началах". Новая революционная власть стала диктовать Синоду, епископату и всему духовенству свои жесткие условия дальнейшего существования Русской Церкви.
Вопрос о будущем Государственной Думы должен был рассматриваться на заседании Временного правительства 15 июня, но был снят с повестки дня Г. В преддверии этого события М. Род-зянко провел заседание совета старейшин, на котором обсуждался правовой статус Думы и была принята резолюция, в которой подчеркивалось: «Как бы ни было несовершенно положение о выборах 3 июня 1907 г. С начала июля депутаты стали активно обсуждать вопрос о необходимости возобновления деятельности Государственной Думы как законодательного учреждения. Эти дебаты были спровоцированы фактическим признанием Временным правительством Украинской Рады и его согласием на предоставление Украине автономии, не дожидаясь решения Учредительного собрания. На частном совещании 2 июля нашла поддержку идея В. Шульгина об отказе от ответственности за деятельность Временного правительства. Тогда же прозвучали предложения о созыве думской сессии как минимум для обсуждения правительственной политики в отношении Украины. Аналогичные предложения высказывались и в ходе заседания 18 июля, посвященного обсуждению воззвания ВКГД о необходимости «твердой власти» и восстановления боеспособности армии [11, с.
Председателем форума был избран М. Совещанию предполагалась придать характер постоянно действующей организации с целью внесения в революционный процесс «смягчающих нот». Сформированный совещанием совет общественных деятелей возглавил Родзянко. Гурко, оценивая впоследствии значение этой организации, признавал, что «это была обыкновенная политическая говорильня, не имевшая никаких связей в широких слоях населения, и за отсутствием каких-либо средств, не только не проявившая, но и не имевшая ни малейшей возможности проявить какую-либо реальную деятельность» [18, с. Московское государственное совещание 12-15 августа оказалось последним политическим форумом в 1917 г. Первоначально предполагалось, что в работе Совещания примут участие 300 думцев всех четырех созывов. Избранными оказались 488 депутатов из примерно двух с половиной тысяч делегатов. На Совещании думская группа не смогла подготовить общее заявление. Только на вечернем заседании 14 августа М.
Родзянко была предоставлена возможность выступить с декларацией от имени Думы, основу которой составили положения, принятые на первом совещании общественных деятелей. Однако Родзянко не успел прочитать декларацию из-за истечения отведенного ему времени. Керенский великодушно разрешил ему нарушить установленный регламент и огласить думский документ, но Родзянко отказался со словами: «Председатель Государственной думы никогда не позволит себе воспользоваться нарушением закона. Резолюция была зачитана лишь частично опять-таки из-за истечения времени для выступления в последний день работы Совещания [19, с. Расстроенные таким оборотом дела члены ВКГД, участвовавшие в работе форума, готовы были тут же созвать заседание Думы. Но из-за массового отъезда депутатов из Москвы 15 и 16 августа эта затея не осуществилась [11, с. На Государственном совещании было достигнуто соглашение о том, что Дума четвертого созыва завершит свои полномочия в отведенный ей пятилетний срок, то есть 15 ноября. Но на последнем частном совещании, состоявшемся 20 августа, некоторые депутаты говорили о необходимости продлить эти полномочия до момента открытия Учредительного собрания, полагая таким образом не допустить безвластия в стране [11, с. Иллюзии думцев оказались разбитыми в тот момент, когда выяснилось, что Государственная Дума не получила представительства на Демократическом совещании.
Дум» [20, с. Более того, в ходе совещания 14-22 сентября неоднократно звучали требования формального роспуска Государственной Думы и Го -сударственного Совета. Эти предложения исходили от белорусской военной организации, Украинской Центральной Рады, большевистской фракции и др. Место Думы с функциями представительного учреждения до созыва Учредительного собрания занял инициированный Демократическим совещанием Временный Совет Российской Республики предпарламент , начавший свою работу 7 октября. В период с конца февраля по начало октября 1917 г. Отречение императора породило проблему легитимности членов Государственного Совета по назначению. Министры царского правительства, в том числе и назначенные к присутствию в Совете, в первые дни революции были арестованы. Содержался под стражей и председатель Государственного Совета И. Роспуск Временным правительством верхней палаты привел бы не только к прекращению полномочий назначенных ее членов, но и выборных.
А это с неизбежностью усложнило бы положение Государственной Думы: «Почему верхняя палата, включая и выборную ее часть, распущена, а нижняя, сформированная на основе также недемократических норм, сохраняется? Не менее сложной была проблема материального обеспечения депутатского корпуса. И в первую очередь она касалась назначенных членов Государственного Совета. Император устанавливал размер жалования и пенсии персонально каждому из них. В первые недели после отречения Николая II «наиболее добросовестные и тактичные члены Госуд. Совета почувствовали неловкость своего положения и нравственную невозможность получать крупное содержание, не делая ничего, и возбудили вопрос об уместности подачи в отставку». Немало среди них было и лиц, которые не могли рассчитывать на какой-либо другой заработок, а потому беспокоились по поводу своего будущего. Таганцев, известный юрист и государственный деятель, передал прошение об отставке и о назначении пенсии через управляющего делами Временного правительства В. При этом он всплакнул и сказал: «Да, голубчик, очень тяжело!
Ведь я всю жизнь ждал осуществления нового строя. Все чего я достиг - я, сын крестьянина, записавшегося в купцы 3-ей гильдии, чтобы дать мне образование, -всего этого я достиг только своим трудом, я никому ничем не обязан. И вот теперь - я оказываюсь никому не нужным и возвращаюсь в первобытное состояние» [9, с. Жалование и пенсии членов Государственного Совета по назначению неоднократно становились поводом для статей в газетах социалистического направления и речей на митингах перед домом Кше-синской, где располагалась штаб-квартира большевистской партии. Возмущение вызывало то, что Временное правительство «расточает народные деньги на слуг старого царского режима» [9, с. Под давлением Петросовета и революционного общественного мнения Временное правительство постановлением от 5 мая упразднило должности членов Государственного Совета по назначению с 1 мая и вывело их за штат, то есть оставило без содержания. Думцы и выборные члены Совета сохраняли свой статус до 6 октября. Однако удержать всех парламентариев в Петрограде не представлялось возможным. Родзянко сетовал: «Наши ряды тают ужасающим образом, все меньше и меньше из членов Государственной думы в наличности, хотя мы отпусков не даем».
Канцелярия Государственной Думы продолжала скрупулезно фиксировать все изменения в составе формально нераспущенной палаты. В начале марта три фракции русская национальная, кадетская и центра подтвердили свое участие в работе совета старейшин. Но появлялись и депутаты, которые отказывались продолжать свою парламентскую деятельность. Первыми добровольно сложили с себя думские полномочия С. Алексеев, П.
Рассмотрели следующие вопросы: Об организации власти в районах. Выбрали «комиссаров для установления народной власти в Петрограде».
Комиссарам поручили создать районные комитеты. О вооружении рабочих. Определили сборные пункты. О сотрудничестве с Военной комиссией Временного Комитета Думы — для взаимодействия с ней определили Соколова и Александровича. Хотя они уже входили в его состав, но теперь получалось, что они должны были представлять в нём интересы именно Петроградского Исполкома, действовать от его имени. Разошлись под утро, но уже через несколько часов, утром 28 февраля, собрались вновь для того, чтобы рассмотреть повестку и оргвопросы намеченного на 12. Отрывшееся в полдень под председательством Чхеидзе заседание Совета рассмотрело следующие вопросы: Отчёт Временного Исполкома.
Рассказывать было не так много чего, но рассмотрение вопроса вылилось в пространные речи и выступления, которые растянулись на несколько часов без всякого регламента. В речах все поздравляли друг друга с «победой народа». Вдруг в какой-то момент на улице перед Таврическим дворцом раздалась пулемётная очередь. Присутствовавшие в зале перепугались, решив, что эта царская власть начала расстреливать Думу и Совет. Создалась паника, участники заседания разбегались, кто-то даже выпрыгивал из окон. Потом всё успокоилось и все вернулись на свои места. В этой сумятице скомканно был заслушан отчёт Продовольственной комиссии с продовольствием всё нормально, нужна координация подвоза продуктов железной дорогой , после чего все разошлись.
Сразу после этого собрания собрался самостийно обновлённый Исполком, уже не Временный. Он обсуждал следующие вопросы: - Об «обороне революции» - обсуждали надёжность воинских частей в городе и передвижения частей вблизи города.
Энгельгардт комендант Петроградского гарнизона , А. Керенский , М. Родзянко председатель ГД, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В.
Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В.
Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра. Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий. Вот что позднее писал по этому поводу П.
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство?
Предложения их были крайне разнообразными. В частности, высказали предложение открыть заседание Думы, игнорируя указ о роспуске. Раздавались и предложения об объявлении Думы Учредительным собранием. Ни одно из этих предложений не было реализовано. Последовавшие затем заседания депутатов, не подчинившихся указу императора, в силу узаконенного перерыва в работе нижней палаты носили частный характер. Одно из таких частных совещаний избрало Временный комитет Государственной думы ВКГД для сношения с учреждениями и отдельными лицами. Это были, по преимуществу, члены бюро Прогрессивного блока.
Как вспоминал Керенский, в Комитете были представлены все партии, за исключением крайне правых. Членам нового выборного органа предстояло решить главный вопрос: вопрос о власти. Довольно трудно воссоздать правдоподобную картину событий тех дней и даже часов, в ходе которых решался этот вопрос. Многочисленные воспоминания очевидцев и участников событий имеют яркую эмоциональную окраску. Однако можно предположить, что получив возможность решать вопрос о власти, члены Временного комитета Государственной думы растерялись. Косвенным подтверждением тому служат «признания» Александра Керенского, который писал о том, что всю ночь с 27 на 28 февраля члены Комитета «провели за обсуждением и спорами в кабинете председателя Думы, подвергая тщательному разбору все поступающие новости и слухи».
И это вместо принятия хоть каких-то мер по наведению порядка в городе, принятия решительных, пусть на первых порах декларативных шагов, словом того, чего депутаты долго и безуспешно добивались от поверженной власти. И только опасение того, что если «мы немедленно не сформируем Временное правительство, незадолго созданный перед этим Петроградский Совет, провозгласит себя верховной властью России», заставило их действовать. При этом председатель Думы Родзянко, по воспоминаниям Василия Шульгина, не решался на это дольше остальных. Я не бунтовщик, никакой революции я не делал и не хочу делать. Если она сделалась, что именно потому, что нас не слушались… Я против верховной власти не пойду» Михаил Родзяко Можно предположить, что взвалить на себя такую ношу, как ответственность за судьбу государства и нации в такое тяжелое время было чрезвычайно трудно и ответственно. Куда проще было, находясь в оппозиции, критиковать правительство и верховную власть.
Может быть, этим объясняется добавка «Временное» в названии правительства? Она априори ставит в положение «управляющих» впредь до избрания «настоящего» правительства тех, кто войдет в состав нового кабинета. Может, этим объясняется и настойчивое желание уже после отречения Николая II некоторых политических лидеров сохранить монархию. Так, 3 марта 1917 г. Гучков с целью сохранения монархии, уговаривал Великого князя Михаила Александровича «принять корону». В тот же день, на заедании Временного правительства, в прошлом лидер кадетской фракции Думы, ныне министр иностранных дел Павел Милюков, по словам Шульгина, «каркал, как ворон».
Вечером 27 февраля 1917 г. В момент образования Временного комитета части общества показалось, что вакуум власти вполне может быть заполнен Государственной думой. Николай Таганцев, сын видного правоведа, члена Государственного совета Николая Таганцева, писал по этому поводу: «Первое время еще казалось, что власть может быть перейдет в руки Государственной думы, политическая физиономия которой была весьма умеренной» Из окна квартиры а жил он рядом с Таврическим дворцом , он видел, что Таврический дворец «стал сперва как бы центром движения». Вокруг него все время двигались толпы народа. Это подтверждают и другие очевидцы событий. Тот же Керенский писал: «… к исходу 27 февраля… Таврический дворец стонал и вздрагивал от могучих ударов людских волн.
Снаружи он более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган» Однако, с горечью констатировал Таганцев: «очень скоро выяснилось, что возлагать надежды на это правительство не приходится, т. По признанию придворного историографа Дмитрия Дубенского «для государя было величайшее горе, что с ним в эти страшные дни не было его истинного и единственного друга — императрицы Александры Федоровны». Он стал как бы придавлен событиями и словно не отдавал себе отчета в обстановке и как-то безразлично стал относиться к происходящему» Дмитрий Дубенский Эти свидетельства только подтверждают предположение о том, что император не владел ситуацией. Между тем были силы, которые пытались хоть как-то организовать власть. Так, 1 марта 1917 г. Однако, несмотря на международное признание, ВКГД правительством так и не стал.
Он ограничился рассылкой в министерства и ведомства своих комиссаров, которые действовали до вступления в должность новых министров, а порой и параллельно с ними. С этой целью начались переговоры думцев со Ставкой, а точнее, с генералом Рузским.
Комитет и Петроградский Совет договорились создать Временное правительство. Многие члены Комитета продолжили службу во Временном правительстве, в то время как Комитет продолжал играть незначительную роль до роспуска Четвертой Думы 19 сентября 6 сентября O. Список литературы.
Совета почувствовали неловкость своего положения и нравственную невозможность получать крупное содержание, не делая ничего, и возбудили вопрос об уместности подачи в отставку». Немало среди них было и лиц, которые не могли рассчитывать на какой-либо другой заработок, а потому беспокоились по поводу своего будущего.
Таганцев, известный юрист и государственный деятель, передал прошение об отставке и о назначении пенсии через управляющего делами Временного правительства В. При этом он всплакнул и сказал: «Да, голубчик, очень тяжело! Ведь я всю жизнь ждал осуществления нового строя. Все чего я достиг - я, сын крестьянина, записавшегося в купцы 3-ей гильдии, чтобы дать мне образование, -всего этого я достиг только своим трудом, я никому ничем не обязан. И вот теперь - я оказываюсь никому не нужным и возвращаюсь в первобытное состояние» [9, с. Жалование и пенсии членов Государственного Совета по назначению неоднократно становились поводом для статей в газетах социалистического направления и речей на митингах перед домом Кше-синской, где располагалась штаб-квартира большевистской партии. Возмущение вызывало то, что Временное правительство «расточает народные деньги на слуг старого царского режима» [9, с.
Под давлением Петросовета и революционного общественного мнения Временное правительство постановлением от 5 мая упразднило должности членов Государственного Совета по назначению с 1 мая и вывело их за штат, то есть оставило без содержания. Думцы и выборные члены Совета сохраняли свой статус до 6 октября. Однако удержать всех парламентариев в Петрограде не представлялось возможным. Родзянко сетовал: «Наши ряды тают ужасающим образом, все меньше и меньше из членов Государственной думы в наличности, хотя мы отпусков не даем». Канцелярия Государственной Думы продолжала скрупулезно фиксировать все изменения в составе формально нераспущенной палаты. В начале марта три фракции русская национальная, кадетская и центра подтвердили свое участие в работе совета старейшин. Но появлялись и депутаты, которые отказывались продолжать свою парламентскую деятельность.
Первыми добровольно сложили с себя думские полномочия С. Алексеев, П. Крупенский оба - 20 марта и А. Посников 19 апреля. Вместе с тем 20 апреля началось оформление личного дела С. Дементье- ва, который должен был занять депутатское место от Екатеринославской губернии взамен умершего М. Бессонова, что и было сделано в середине сентября.
Дмитрюкову в день роспуска Временным правительством Государственной Думы канцелярией было выписано удосто -верение о том, что он является секретарем Думы. Через пять дней СНК принял постановление «О прекращении выдачи содержания бывшим членам Государственного совета». Оказалось, что по разным причинам некоторые члены Совета по назначению по-прежнему получали жалованье. Бывшим членам верхней палаты предлагалось воспользоваться правом пенсии, для чего надо было подать прошение в народный комиссариат государственного призрения с предоставлением сведений о своем имущественном положении. Урицкого был принят декрет «Об упразднении канцелярий бывшей Государственной думы и ее Временного комитета». Остававшиеся на счетах этих учреждений средства передавались в распоряжение «комиссара над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссией» для покрытия расходов по организации временной канцелярии и приставской части созываемого форума. Декретом СНК от 20 января 1918 г.
В годы Гражданской войны экс-парламентарии предпринимали попытки организовать в том или ином виде активную политическую деятельность распущенных законодательных палат. Так, в мае 1918 г. Родзянко задумал возобновить заседания Государственной Думы четвертого созыва под своим председательством. К участию в этом мероприятии приглашались и думцы предыдущих созывов. Но по распоряжению генерала П. Краснова Родзянко был выслан с Дона как «гражданин Демократической советской республики». В ноябре он выступил с идеей создать «Национальный совет» в составе членов Госу -дарственной Думы всех четырех созывов, Поместного церковного собора и Временного Совета Российской Республики как «носящих символ законно избранных государственных учреждений» [23, с.
Летом 1918 г. Совещание избрало постоянно действующий совет, в котором активную роль играл П. По его предложению было одобрено «Обращение к русскому обществу», в котором подчеркивалась необходимость «скорейшего создания авторитетного общероссийского представительства, которое могло бы встать на место советской власти». Большинство участников совещания признавало, что после победы над большевизмом в России должен быть установлен режим конституционной монархии. Совет попытался подчинить своему влиянию руководство Добровольческой армии. В наказе «уполномоченным Совещанием, отправлявшимся в Добровольческую армию», указывалось, что ближайшая его задача - «создание объединенного органа сильных общественных групп, состоящего как из представителей учреждений, отражающих зрелую политическую мысль страны, каковыми являются бывшие законодательные палаты, земские и городские самоуправления дореволюционного издания, так и представителей важнейших отраслей народного труда, как-то: землевладения и земледелия, промышленности, торговли, финансов» [23, с. В Совет вошли по пять человек от членов Государственной Думы, членов Государственного Совета, земских деятелей, представителей городского самоуправления, торгово-промышленных кругов, финансистов, земельных собственников, академических кругов и церковных деятелей.
Председателем организации был выбран член Государственного Совета В. Меллер-Закомельский, а его заместителем от Государственной Думы - П. Милюков [24, с. Однако глубокого следа в истории антибольшевистского движения СГОР не оставил и распался в апреле 1919 г. Бывшие российские парламентарии смогли собраться на свой форум уже в эмиграции. Председательствовавший на совещании А. Гучков видел его цель в «объединении партий и национальностей в интересах государственного строительства России».
По словам В. Маклакова, «эс-эры подняли гвалт и сказали, что если туда пойдут кадеты, то всякие разговоры с ними будут прекращены; кадеты имели мужество туда все-таки же пойти, хотя бы затем, чтобы предложить этим членам бывших законодательных палат оставить всякую надежду на то, чтобы можно было что-либо сделать из них» [25, с. Позицию кадетов озвучил А. Как сообщила 1 декабря газета «Последние новости», он высказался против создания организации из бывших членов законодательных палат ввиду неоднородности и случайности их состава. По его мнению, все это могло только запутать ситуацию и повредить делу реального объединения антибольшевистских сил. Парижское совещание стало последней попыткой объединить бывших членов законодательных палат независимо от их партийной принадлежности для борьбы против большевиков. Сторонники правоцентристской ориентации направили свои усилия на создание «Русского парламентского комитета за границей».
В проекте положения о Комитете, разработанном инициативной группой во главе с А.
Комитет и Петроградский Совет договорились создать Временное правительство. Многие члены Комитета продолжили службу во Временном правительстве, в то время как Комитет продолжал играть незначительную роль до роспуска Четвертой Думы 19 сентября 6 сентября O. Список литературы.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
Временный комитет государственной думы. создан во время Февральской бурж.-демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4-й Гос. думы 27 февр. Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. Временная депутатская рабочая группа по подготовке первого пленарного заседания Государственной Думы VIII созыва обсудила перечень комитетов Госдумы.
1917 - Был создан "Временный комитет Государственной думы".
Шульгин, И. Дмитрюков, Б. Энгельгардт, А. Керенский, М. Фото 1917 года 1917 год. В состав комитета входили: председатель 4-й Государственной думы октябрист М. Родзянко председатель , кадеты П. Милюков и Н. Некрасов, октябристы С.
Шидловский и И. Дмитрюков, прогрессисты А. Коновалов, В. Ржевский и А.
Оставляя в стороне подробности развития революционных событий в Петрограде, многократно описанные не только по дням, но и часам в исторической литературе, попытаемся выявить роль депутатов Государственной думы и представителей военной элиты в развитии последующих событий. На следующий день, 26 февраля, вечером, Председатель Думы Михаил Родзянко направил императору тревожную телеграмму, в которой говорилось: «Правительственная власть находится в полном параличе и совершенно бессильна восстановить нарушенный порядок… Государь, безотлагательно призовите лицо, которому может верить вся страна, и поручите ему составить правительство» Император же по-прежнему не желал слушать председателя Думы. В дневнике Николая II находим запись, сделанную в этот же день: «После чая читал… Вечером поиграл в домино». Правда, на следующий день появляется запись о том, что «в Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад» и сам император признавал, что испытывает отвратительное чувство по поводу того, что ему суждено «быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия». В этот же день, 27 февраля он, наконец, принимает решение вернуться в Петроград. При этом, запись об этом появилась вместе со словами о прогулке по шоссе на Оршу при солнечной погоде. В тот же день он написал императрице о том, что «после вчерашних известий из города я видел здесь много испуганных лиц. К счастью, Алексеев спокоен, но полагает, что необходимо назначить очень энергичного человека, чтобы заставить министров работать для разрешения вопросов продовольственного, железнодорожного, угольного и т. Я не убежден, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу». Дмитрий Дубенский Именно этим он объяснял генералам причину того, что он так упорно «отказывался дать парламентский строй». Теперь же, когда «волнения дошли до бунта и противодействовать им он не в силах», он вынужден согласиться. Но, как это бывало не раз, император и сейчас оказался то ли не до конца откровенным, то ли передумал и сделал шаг назад. Дело в том, что парламентский строй, на введение которого, казалось бы, согласился Николай, понимался им совершенно особенно. На следующий день, 28 февраля, получив из Петрограда известие о том, что восстание разгорается, войска переходят на сторону восставших, срочно необходимо ответственное министерство и только думские деятели, руководимые Родзянко могут остановить всеобщий развал, император телеграфировал из поезда Родзянко, назначая его вместо князя Голицына председателем Совета министров. Одновременно он предложил Родзянко выехать навстречу императорскому поезду для доклада. Родзянко дал положительный ответ. Полковник Анатолий Мордвинов, назначенный для несения дежурства при особе императора и неотлучно находившийся возле него, вспоминал позднее, что уже после этого выяснилось, что имеется в виду под ответственным министерством. Михаилу Родзянко предполагалось предоставить выбор только некоторых министров, а «министры двора, военный, морской и иностранных дел должны были назначаться по усмотрению государя императора и все министерство должно было оставаться ответственным не перед Государственной думой, а перед его величеством». Это означало отказ от перераспределения высших государственных полномочий, а, следовательно, и от изменений в государственном управлении. И то, что 1 марта главнокомандующему Северным фронтом генерал-адъютанту Николаю Рузскому, в ставке которого в Пскове оказался не пропущенный к Петрограду царский поезд, удалось склонить императора к созданию ответственного перед законодательными палатами правительства, последствий уже не имело. Время было безнадежно упущено. События в Петрограде развивались по собственному сценарию. В ночь на 26 февраля 1917 г. Показательно, что даже в эти дни большинство министров высказалось не за роспуск Думы, а только за объявление перерыва. Одновременно с роспуском законодательных палат в столице было введено осадное положение. Можно согласиться с вполне убедительным мнением ряда очевидцев тех событий и исследователей о том, что Государственная дума оказалась в стороне от разворачивавшихся в Петрограде революционных событий, однако отрицать ее роль, а точнее роль ее лидеров, так же как и представителей военной элиты, в организации отречения последнего российского императора от престола и формировании новой власти вряд ли возможно. Первая реакция депутатов на известие о роспуске была вполне предсказуемой. Не решаясь предпринимать самостоятельных действий, в середине дня 27 февраля Михаил Родзянко вместе с Александром Гучковым обратились к верховной власти. В телеграмме, составленной ими, они пытались убедить императора, что с роспуском Думы «последний оплот порядка устранен. Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок… Гражданская война началась и разгорается». Председатель Думы в очередной раз умолял Николая II призвать «новую власть», пока не поздно и созвать законодательные палаты. В случае промедления, как предупреждал он, могут наступить роковые для династии события. Разумеется, и эта телеграмма осталась без ответа. Одновременно, предполагая реакцию императора, Родзянко отправил телеграмму близкому к императору генералу Николаю Рузскому, в которой без обиняков сообщил о том, что «волнения, начавшиеся в Петрограде, принимают стихийные и угрожающие размеры», а «правительственная власть находится в полном параличе и совершенно беспомощна восстановить нарушенный порядок». Родзянко буквально умолял Рузского поддержать его ходатайство перед императором о необходимости принятия единственного выхода: «безотлагательном признании лица, которому может верить вся страна, и которому будет вручено составить правительство, пользующееся доверием всего населения». Заканчивается телеграмма заклинанием: «Медлить больше нельзя, промедление смерти подобно». Это была еще одна попытка «достучаться» до императора, также закончившаяся безуспешно. Утром 27 февраля в Думе был оглашен указ императора о перерыве в заседаниях палат. Совет старейшин Государственной думы призвал депутатов не расходиться.
Взаимоотношения Милюкова и Некрасова всегда были сложными: последний был одним из лидеров левого крыла партии и постоянно вел против Милюкова интригу; кроме того, у Некрасова были прочные контакты с социалистами. По сути, и сам он, являясь членом кадетской партии, тем не менее был социалистом и убежденным республиканцем. Еще в период думских выборов 1912 г. Вскоре была создана «думская ложа», куда вошли к тому же прогрессист Коновалов и трудовик Керенский. На пост министра юстиции также могли претендовать кадеты Федор Кокошкин, Василий Маклаков, Владимир Набоков, однако его занял Керенский. Именно ему теперь предстояло открыть тюрьмы и обеспечить всеобщую политическую амнистию. Владимир Львов и Иван Годнев, будучи до революции умеренными либералами, после того как вошли в правительство, быстро осознали текущую конъюнктуру и отныне открыто смыкались с Керенским. Даже премьер князь Львов, по словам управляющего делами правительства Набокова, занял по отношению к Керенскому позицию «робкого заискивания». Вокруг Керенского быстро сплотилось левое крыло правительства, в первую очередь Некрасов и Терещенко. Такой состав правительства мог появиться только в результате революции. Ее руководителями со стороны либералов выступали Милюков и Гучков. В целом он являл собой компромисс между ядром кадетского ЦК Милюков, Шингарев, Мануйлов и представителями общественных организаций. Керенский как фактический представитель Петроградского совета становился ключевой фигурой нового кабинета наряду с Гучковым и Милюковым. При этом большинство министров заведомо было гораздо левее этих двух, а потому должно было объединяться вокруг первого. Таким образом, уже в марте 1917 г. Керенский стал превращаться в политическую фигуру с премьерскими амбициями. Размежевание между левыми и правыми министрами в основном касалось лишь их личных взаимоотношений с Петросоветом. В остальном правые проводили вполне левую политику. Шингарев установил государственную хлебную монополию, ввел хлебные карточки, проводил изъятие необработанных земель. Действуя в том же русле, Коновалов согласился с введением 8-часового рабочего дня на частных заводах Петрограда и принял решение об установлении его и на казенных в том числе военных заводах столицы. Некрасов создал общественные советы на железных дорогах, которым и передал непосредственное управление. Суть подобной политики была выражена словами, сказанными им 27 марта 1917 г. После завершения переговоров с Петросоветом о программе правительства Милюков вышел в Екатерининский зал Таврического дворца и выступил перед революционной толпой: «Мы присутствуем при великой исторической минуте.
Россия была провозглашена республикой. События и понятия 1917 г. На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки. Декларация Временного правительства о его составе и задачах 3 марта 1917 г. Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над тёмными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью. Председатель Совета министров и министр внутренних дел — князь Г. Министр иностранных дел — П. Министр военный и морской — А. Министр путей сообщения — Н.
История. 10 класс
Временный комитет Государственной думы по согласованию с Петросоветом принял решение о создании Временного (до созыва Учредительного собрания — нового законодательного органа власти) правительства. ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — создан во время Февральской бурж. демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4 й Гос. думы 27 февр. Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. Несомненно, этот акт Временного комитета Государственной думы был революционным актом "Прогрессивного блока". Под их давлением был сформирован "Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами".
История. 10 класс
ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — создан во время Февральской бурж. демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4 й Гос. думы 27 февр. В апреле Временное правительство воспрепятствовало возобновлению работы Государственной думы, в октябре распустило её. Временный исполнительный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство, в составе которого доминировали представители праволиберальных и центристских сил. Уже 1 марта на совещании Временного комитета государственной думы с лидерами исполкома совета рабочих и солдатских депутатов он, по свидетельству Н.Н. Суханова, решительно возражал против формулировки исполкомовцев. Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе.27 февраля избран в состав Временного комитета Государственной думы.
История. 10 класс
Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда. На возражение В. Чернова, стоит ли «убивать покойницу», Луначарский ответил: «Если Дума умерла, давайте ее похороним, потому что ее разложение заражает трупным запахом революционную атмосферу. Надо вбить осиновый кол в подозрительную покойницу, которая имеет тенденцию воскреснуть».
В результате дебатов была принята резолюция, в которой констатировалось, что старые законодательные учреждения как органы государственной власти уже упразднены революцией вместе со всем старым режимом. Заявления же «бывших» членов Думы являются просто «выступлениями частной группы граждан свободной России, никакими полномочиями не облеченных» [15, с. Вопрос о будущем Государственной Думы должен был рассматриваться на заседании Временного правительства 15 июня, но был снят с повестки дня Г. В преддверии этого события М.
Род-зянко провел заседание совета старейшин, на котором обсуждался правовой статус Думы и была принята резолюция, в которой подчеркивалось: «Как бы ни было несовершенно положение о выборах 3 июня 1907 г. С начала июля депутаты стали активно обсуждать вопрос о необходимости возобновления деятельности Государственной Думы как законодательного учреждения. Эти дебаты были спровоцированы фактическим признанием Временным правительством Украинской Рады и его согласием на предоставление Украине автономии, не дожидаясь решения Учредительного собрания. На частном совещании 2 июля нашла поддержку идея В.
Шульгина об отказе от ответственности за деятельность Временного правительства. Тогда же прозвучали предложения о созыве думской сессии как минимум для обсуждения правительственной политики в отношении Украины. Аналогичные предложения высказывались и в ходе заседания 18 июля, посвященного обсуждению воззвания ВКГД о необходимости «твердой власти» и восстановления боеспособности армии [11, с. Председателем форума был избран М.
Совещанию предполагалась придать характер постоянно действующей организации с целью внесения в революционный процесс «смягчающих нот». Сформированный совещанием совет общественных деятелей возглавил Родзянко. Гурко, оценивая впоследствии значение этой организации, признавал, что «это была обыкновенная политическая говорильня, не имевшая никаких связей в широких слоях населения, и за отсутствием каких-либо средств, не только не проявившая, но и не имевшая ни малейшей возможности проявить какую-либо реальную деятельность» [18, с. Московское государственное совещание 12-15 августа оказалось последним политическим форумом в 1917 г.
Первоначально предполагалось, что в работе Совещания примут участие 300 думцев всех четырех созывов. Избранными оказались 488 депутатов из примерно двух с половиной тысяч делегатов. На Совещании думская группа не смогла подготовить общее заявление. Только на вечернем заседании 14 августа М.
Родзянко была предоставлена возможность выступить с декларацией от имени Думы, основу которой составили положения, принятые на первом совещании общественных деятелей. Однако Родзянко не успел прочитать декларацию из-за истечения отведенного ему времени. Керенский великодушно разрешил ему нарушить установленный регламент и огласить думский документ, но Родзянко отказался со словами: «Председатель Государственной думы никогда не позволит себе воспользоваться нарушением закона. Резолюция была зачитана лишь частично опять-таки из-за истечения времени для выступления в последний день работы Совещания [19, с.
Расстроенные таким оборотом дела члены ВКГД, участвовавшие в работе форума, готовы были тут же созвать заседание Думы. Но из-за массового отъезда депутатов из Москвы 15 и 16 августа эта затея не осуществилась [11, с. На Государственном совещании было достигнуто соглашение о том, что Дума четвертого созыва завершит свои полномочия в отведенный ей пятилетний срок, то есть 15 ноября. Но на последнем частном совещании, состоявшемся 20 августа, некоторые депутаты говорили о необходимости продлить эти полномочия до момента открытия Учредительного собрания, полагая таким образом не допустить безвластия в стране [11, с.
Иллюзии думцев оказались разбитыми в тот момент, когда выяснилось, что Государственная Дума не получила представительства на Демократическом совещании. Дум» [20, с. Более того, в ходе совещания 14-22 сентября неоднократно звучали требования формального роспуска Государственной Думы и Го -сударственного Совета. Эти предложения исходили от белорусской военной организации, Украинской Центральной Рады, большевистской фракции и др.
Место Думы с функциями представительного учреждения до созыва Учредительного собрания занял инициированный Демократическим совещанием Временный Совет Российской Республики предпарламент , начавший свою работу 7 октября. В период с конца февраля по начало октября 1917 г. Отречение императора породило проблему легитимности членов Государственного Совета по назначению. Министры царского правительства, в том числе и назначенные к присутствию в Совете, в первые дни революции были арестованы.
Содержался под стражей и председатель Государственного Совета И. Роспуск Временным правительством верхней палаты привел бы не только к прекращению полномочий назначенных ее членов, но и выборных. А это с неизбежностью усложнило бы положение Государственной Думы: «Почему верхняя палата, включая и выборную ее часть, распущена, а нижняя, сформированная на основе также недемократических норм, сохраняется? Не менее сложной была проблема материального обеспечения депутатского корпуса.
И в первую очередь она касалась назначенных членов Государственного Совета. Император устанавливал размер жалования и пенсии персонально каждому из них. В первые недели после отречения Николая II «наиболее добросовестные и тактичные члены Госуд. Совета почувствовали неловкость своего положения и нравственную невозможность получать крупное содержание, не делая ничего, и возбудили вопрос об уместности подачи в отставку».
Немало среди них было и лиц, которые не могли рассчитывать на какой-либо другой заработок, а потому беспокоились по поводу своего будущего. Таганцев, известный юрист и государственный деятель, передал прошение об отставке и о назначении пенсии через управляющего делами Временного правительства В. При этом он всплакнул и сказал: «Да, голубчик, очень тяжело! Ведь я всю жизнь ждал осуществления нового строя.
Все чего я достиг - я, сын крестьянина, записавшегося в купцы 3-ей гильдии, чтобы дать мне образование, -всего этого я достиг только своим трудом, я никому ничем не обязан. И вот теперь - я оказываюсь никому не нужным и возвращаюсь в первобытное состояние» [9, с. Жалование и пенсии членов Государственного Совета по назначению неоднократно становились поводом для статей в газетах социалистического направления и речей на митингах перед домом Кше-синской, где располагалась штаб-квартира большевистской партии. Возмущение вызывало то, что Временное правительство «расточает народные деньги на слуг старого царского режима» [9, с.
Под давлением Петросовета и революционного общественного мнения Временное правительство постановлением от 5 мая упразднило должности членов Государственного Совета по назначению с 1 мая и вывело их за штат, то есть оставило без содержания. Думцы и выборные члены Совета сохраняли свой статус до 6 октября.
Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани...
Таким образом, Синод подтверждал акт 3 марта — и не мог не подтвердить. Возбуждение политических страстей было бы непростительной ошибкой. Любые поползновения Синода защитить старый порядок были бы восприняты как угроза и использованы для сведения счетов со стороны новой власти. Если сравнить текст воззвания Синода также и с текстом царского отречения 2 марта, то станет ясно, что основной мотив этих двух документов един. В тексте отречения были такие слова: "В дни великой борьбы с внешним врагом...
Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть". Единение перед лицом врага и исполнение воли Божией — два основных призыва к России как в отречении Николая II, так и в воззвании Синода. Митрополит Московский Тихон будущий патриарх благословляет ударный женский батальон перед отправкой на фронт. Военные формирования, состоящие из женщин, были созданы Временным правительством с целью поднять патриотический настрой армии на фронтах Первой мировой войны.
Лето 1917 года, Москва, Красная площадь Что же поддерживала Церковь? Воззвание Синода имело эпиграф, взятый из 2-го Соборного Послания святого апостола Петра: "Благодать и мир вам да умножится". Более полно отрывок звучит так: "... Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих" 2 Пет. Послание в целом содержит призыв к христианам беречься от лжепророков и лжеучителей, учит о духовном трезвении в преддверии Второго пришествия Христова. Что могло быть более актуальным в 1917 году? Однако, несмотря на лояльность по отношению к Временному правительству, положение церковной иерархии после Февраля только ухудшилось. Образ "архиереев-распутинцев" не без участия самой революционной власти прочно закрепился в революционном сознании того времени.
Уже 7 марта Временное правительство по докладу обер-прокурора Владимира Львова поручило ему инициировать разработку ряда церковных реформ. Предполагалось провести приходскую и епархиальную реформы с переустройством управления "на церковно-общественных началах". Новая революционная власть стала диктовать Синоду, епископату и всему духовенству свои жесткие условия дальнейшего существования Русской Церкви. Архиереи напоминали о только что произнесенных словах о "свободе Церкви" и отмечали: "Св. Синод во всем пошел навстречу этим обещаниям, издал успокоительное воззвание к российскому народу и совершил другие акты, необходимые, по мнению Правительства, для успокоения умов".
Свершилась Февральская революция в России 27 февраля по старому стилю. Непосредственным результатом Февральской революции стало отречение от престола Николая II и прекращение правления династии Романовых. Всю власть в стране взяло Временное правительство.
В дальнейшем члены Временного комитета Государственной думы вошли в Предпарламент Временный совет Российской республики. Окончательно Временный комитет был ликвидирован 19 октября 6 октября по старому стилю 1917 года. Материал подготовлен на основе информации открытых источников Реклама.
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
Переговоры Временного комитета Государственной думы и Петроградского совета о создании Временного правительства проходили 2 марта. Предлагается создать 32 комитета Государственной думы. В момент образования Временного комитета части общества показалось, что вакуум власти вполне может быть заполнен Государственной думой. ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — создан во время Февральской бурж. демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4 й Гос. думы 27 февр.