Соотношение между индивидуальными характеристиками атома и более общими характеристиками – свойствами класса соединений – вот что находится в центре внимания Д. И. Менделеева. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю.
Сообщение о Менделееве — краткое самое важное из биографии великого русского ученого
Из Сибири Родившийся в сибирской глуши сын чиновника от образования вырос в такой культурной среде, которой не мог похвастать иной город европейской России. В 1849 году Дмитрий закончил тобольскую гимназию и отправился в столицу. Доцент университета Защитив диссертацию, Менделеев, с 1857 года, читал в столичном университете курс химии. С 1859 года находился в заграничной командировке, где познакомился с ведущими химиками своего времени. Семья С молодых лет Дмитрий Иванович был знаком с культурной элитой России; он женился на падчерице знаменитого сказочника Ершова.
При проведении намеченных им мероприятий Россия могла бы не только отказаться от импорта угля, но и сама экспортировать его сначала в страны Средиземноморья, а затем и в страны Балтики, причем эта задача рассматривалась им не только как экономическая, но и как политическая, как вопрос престижа нашей страны. По его мнению, народы средиземноморских и балтийских стран, видя, что Россия вывозит высококачественный уголь, убедились бы в том, что она в состоянии производить и экспортировать и другие товары высокого качества. Не ограничившись изучением только Донецкого угольного бассейна, Менделеев обратил внимание общественности и промышленных кругов на месторождения угля на востоке, в первую очередь в Кузнецком бассейне и далее, вплоть до Сахалина.
Он первым поставил вопрос о принципиально новых методах добычи и использования угля, в частности, на возможность его подземной газификации. К идее подземной газификации углей Менделеев не однократно возвращался: в 1899, наблюдая во время поездки на Урал подземные пожары в Кизеловском районе, Менделеев сделал ряд практических выводов о возможности управления процессом горения угольного пласта. Проблему разработки многочисленных угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием отечественной металлургии и в первую очередь её развитием производства чугуна, железа, стали и меди, обращая особое внимание на использование бедных руд. Он отмечал также необходимость раз работки богатых месторождений хромовых и марганцовых руд на Урале и Кавказе. Металлургия Глубоко исследовал Менделеев и пути развития промышленности Урала, переживавшей тогда серьезный кризис. Уральские металлургические заводы, создававшиеся трудом крепостных и работавшие на древесном угле, в новых условиях оказались нерентабельными и свертывали производство. Этими их трудностями воспользовался иностранный капитал, в особенности английский, чтобы удушить своего российского конкурента.
Иностранцы по дешевке скупали уральские заводы. В этих условиях разработанные Менделеевым меры по расширению топливной базы для металлургии Урала, в частности, за счет каменных углей востока, в том числе Кизеловского и в перспективе Кузнецкого бассейнов, стали залогом спасения целого промышленного района, который впоследствии сыграл столь важную роль в экономическом развитии страны. Примечательно то, что и внутри каждого из этих территориальных комплексов Менделеев наметил как бы микро-комплексы на основе кооперирования и комбинирования предприятий таким образом, чтобы отходы одного производства служили сырьем для другого. В идеале общественное производство должно было бы приближаться к кругообороту веществ в природе, у которой, как известно, не бывает отходов. Там, где добываются и перерабатываются нефть и уголь, выплавляется металл и пр. Это не только повысит рентабельность производства, но и позволит решить уже тогда встававшие перед человечеством экологические проблемы. Сельское хозяйство «Сельское хозяйство — своего рода промышленность для производства растений и животных.
Гораздо выгоднее экспортировать не зерно, а скот…» Д. Менделеев Рассматривая сельское хозяйство как отрасль единого народно-хозяйственного комплекса, ученый указывал на необходимость оказания ему помощи через промышленное покровительство, так как оно не только не противоречит интересам сельского хозяйства, но, напротив, способствует его развитию. Менделеев пришел к убеждению, что, продолжая идти через колосящиеся хлебные нивы, столь привычные и дорогие русскому сердцу, Россия не достигнет благополучия и экономического процветания. Подчеркивая важность и необходимость "нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным", он не был сторонником активных государственных мер, направленных непосредственно на подъем аграрного сектора и "считал всякое массовое вмешательство в это дело... Более пятидесяти лет, с присущей ему основательностью, Менделеев изучал проблемы земледелия. В книге "Заветные мысли" 1904 ученый сообщал о том, что еще в начале 60-х годов его "глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала". Как химика его, прежде всего, интересовало воздействие минеральных и органических удобрений.
Он организовал четыре опытные станции, на которые Вольное Экономическое общество выделило необходимые средства, и на них провел изучение влияния удобрений. Чтобы реализовать свои идеи о рациональном ведении хозяйства, Дмитрий Иванович покупает запущенное имение Боблово и на личном опыте, организовав экспериментальные делянки, убеждается в том, что в российских климатических и экономических условиях западноевропейская культура земледелия неприменима. Выделяет несколько причин: большинство полей Западной Европы страдает избытком сырости, а наших - засухами. Менделеев, стремясь создать на своей земле передовое опытное хозяйство, которое бы явилось образцом для всех русских земледельцев, вводит многопольную систему севооборотов, используя естественные и искусственные туки, машины, и организовывает "правильное скотоводство". Менделеев является одним из основоположников семенной агрохимии, провозвестником идеи химизации сельского хозяйства. Его первые работы в это области тесно связаны с деятельностью Вольного экономического общества. До сих представляют интерес высказывания Менделеев по вопросам батей почвы, травосеяния, лесонасаждения, и главным образом, по вопросам применения этих удобрений, химизации и переработки сельскохозяйственного сырья и многим другим.
Основываясь на результатах полевых опытов 1867--1869 , Менделеев указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. Докучаева проведение почвенных обследований, организацию кафедр почвоведения и др. В 1866 он предложил разработать научные основы отечественной агрохимии на базе использования достижений химии и физики.
Сам Дмитрий Иванович его с негодованием отвергал, и даже обижался, когда его спрашивали, правда ли это. Его до глубины души возмущало то, что плод многолетней работы, по мнению окружающих, мог достаться ему так легко.
Над своей таблицей он действительно работал годами, и даже оставил в ней места для элементов, которые на тот момент ещё не были открыты. Позднее другие учёные действительно их получили — Менделеев был прав, он вычислил даже атомный вес элементов, о существовании которых лишь догадывался. Реформа государственной деревни Киселёва 1837-1841 кратко. Чем полезна, причины, итоги. Бездымный порох По сравнению с обыкновенным порохом бездымный обладает рядом преимуществ — он лучше сгорает и меньше пачкает ствол. В ту эпоху в Российской империи технологии производства бездымного пороха были неизвестны, и его приходилось втридорога закупать за рубежом.
Одним из важнейших открытий Менделеева стала именно эта технология, причём он раскрыл её секрет очень оригинальным образом. Дмитрий Иванович просто изучил таможенные накладные стран, занимавшихся производством бездымного пороха, и установил список веществ, из которых его изготавливают, а об остальном он попросту догадался благодаря своим знаниям. Конечно, не всё было так просто, ему потребовалось множество экспериментов, чтобы добиться желаемого, но в конце концов результат был достигнут. Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ. Читайте также: Метеорологические исследования Воздушный шар, на котором совершил свой исторический полёт Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович всегда говорил, что учёный-естествоиспытатель должен не только заниматься сухой теорией, но и самолично подавать пример, иначе грош ему цена.
Таблица Д. Менделеева Таблица Д. Менделеева В конце 1870-х гг. Дмитрий Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, во втором браке родилось четверо детей. Вторая жена Д.
Менделеева Анна Попова Вторая жена Д. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Менделеев перед смертью Д. Менделеев перед смертью 62.
Презентация "Великий ученый Д.И. Менделеев"
Дмитрий Иванович Менделеев родился в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой, дочери небогатого сибирского помещика, 27 января (8 февраля) 1834 года. Более сжатая для доклада или сообщения в классе. настоящее светило русской науки, имя его известно во всем мире.
Детство и юность
- Доклад «Интересы и увлечения Д.И. Менделеева» | Образовательная социальная сеть
- Интересные факты о Менделееве, его жизни и открытиях
- О Д.И. Менделееве
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Традиции русского народа — (Окружающий мир 2 класс)
- Форма поиска
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
Что ещё вы не знали об этой многогранной личности? Мы подобрали для вас 20 увлекательных фактов о великом ученом. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. К сожалению, из 17-ти детей до 18-летия дожили только восемь. В год, когда родился Менделеев, его отец ослеп и все хлопоты о многодетной семье легли на плечи необразованной матери.
Если уравнение Клапейрона содержало неуниверсальную газовую постоянную, значение которой необходимо было измерять для каждого газа, то Менделеев нашел коэффициент пропорциональности того, чего он назвал универсальной газовой постоянной.
Глубоко символично что День российской науки празднуется в день рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, у которого в этом году юбилей — 190 лет со дня рождения. Новый Ломоносов Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 — пламенный патриот России, выдающийся ученый-энциклопедист, педагог-просветитель, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской академии наук 1876 , доктор наук 1865 , профессор 1864. Прежде всего он ученый — открыватель периодического закона и создатель Периодической системы химических элементов. Мы знаем его как выдающегося химика, однако его интересы выходили далеко за рамки химии. Они поражают своим разнообразием: физика, метрология, геология, промышленность, образование. Если оценивать исторического деятеля по оригинальности и прогностичности идей, то, несомненно, Д. Менделеев не только признанный ученый мирового уровня, но и крупнейший педагогический мыслитель своего времени, он по праву стоит в ряду выдающихся русских педагогов. Среди его богатейшего научного наследия и фундаментальные учебники по химии, и статьи по животрепещущим вопросам образования. Более 40 его работ посвящено проблемам начальной, средней и высшей школы, подготовке учителей. Многие высказанные им предложения поразительно актуальны. Осознание того, кем являлся ученый для отечественного образования, было присуще и его современникам. В 1907 году профессор С. Залеский подчеркнул, что «в лице Д. Менделеева воскресает как бы второй Ломоносов, берет на себя наследие своего великого предшественника и, умножив в стократ, передает с сознанием исполненного гражданского долга благодарному потомству. Им создан и начертан продуманный и своеобразный план развития народного образования, и с этим планом и обосновывающими его доводами и соображениями не могут не считаться и на будущее время не только наши педагоги и передовые люди, но и лица, и учреждения, которым вверена ближайшая забота о просвещении в России». Семейные корни В зрелые годы Дмитрий Менделеев любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем служениям — промышленности, науке и образованию просвещению. Выбор трех великих служений Дмитрия Ивановича не случаен и во многом связан с семьей, в которой он вырос. Дмитрий Иванович родился 27 января 8 февраля 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым, ребенком в семье. Его дед по отцовской линии — священник Павел Максимович Соколов, заложивший в семье основы духовности. По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную. С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И. Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию.
В 1887 году Менделеев совершил рискованный полет на воздушном шаре для наблюдений за солнечным затмением. За этот научный подвиг ему была вручена медаль Академии аэростатической метеорологии. В 1889 он стал первым отечественным служителем науки, получившим приглашение на конференцию «Фарадеевские чтения». Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева В 1890 году ученый, как обладатель высоких гражданских качеств, подал в отставку, протестуя против ущемления прав студентов, и сосредоточился на решении проблем в промышленности и народном хозяйстве. В частности, по поручению Морского и Военного ведомств он с увлечением взялся за разработку пироколлодийного пороха для артиллерийских снарядов и блестяще справился с задачей, посетив немало западноевропейских профильных предприятий, вносил предложения при разработке таможенных правил, стал создателем ряда частей «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. В 1899 учёный инициировал проведение и возглавил Уральскую экспедицию с целью преодоления отсталости экономики и промышленности края, спустя год в качестве вице-президента Международного жюри участвовал во Всемирной выставке в Париже. Личная жизнь Дмитрия Менделеева Свою первую любовь, дочь тобольского аптекаря Соню, Дмитрий встретил в 14 лет. На уроке танцев его поставили с ней в пару, но он отказался танцевать с 9-летней партнершей. Следующая их встреча произошла в Петербурге спустя 8 лет, и в этот раз Дмитрий безоглядно влюбился. Однако накануне свадьбы, когда они уже были помолвлены и все поздравляли счастливого жениха, красавица призналась отцу, что на венчании в церкви скажет «нет», о чем с сожалением было сообщено несостоявшемуся зятю. Молодой человек тяжело пережил расставание с возлюбленной — 3 дня не выходил из дому, отказывался от еды. Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Девушка полюбила неординарного земляка, страдала из-за его сугубо дружеского к ней отношения и его увлечения Сонечкой. Когда после разрыва с невестой Менделеев уехал в Германию, их с Феозвой дружба продолжилась по переписке. В Гейдельберге у Дмитрия случились романтические отношения с актрисой Агнессой Фойхтманн. Он впоследствии посылал ей деньги на родившегося ребенка, хотя и не был уверен в своем отцовстве. Вернувшись на родину, по совету сестры Ольги в 1862 он женился на Феозве. В 1879 их не слишком удачный брачный союз распался.
Менделеев Дмитрий Иванович
доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева. В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Происхождение и семья Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Сообщение о русском ученом 6 класс
Соотношение между индивидуальными характеристиками атома и более общими характеристиками – свойствами класса соединений – вот что находится в центре внимания Д. И. Менделеева. Знание этих фактов позволяет рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства. Дмитрий Иванович Менделеев — востребованный своим временем гений, один из тех ученых, чьи научные интересы не ограничивались узкой специализацией и которых называли энциклопедистами. Дмитрий Иванович Менделеев. Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск — 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург) — выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов.
Менделеев Дмитрий
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни | 1Менделеев6 Илья Репин. |
биография Менделеева 6 Класс | Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. |
Биография Дмитрия Ивановича Менделеева
Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. Значительные открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, повлиявшие на развитие химической науки по всему миру, навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты. Менделеев также занимался метеорологией и создал первую в России метеорологическую станцию.
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
Именно Менделеев изобрел пироколлодийный порох , предложил наилучшие конструкции коромысла, принимал участие в строительстве первого в мире арктического ледокола. А в возрасте 53 лет исследователь, для того чтобы изучить явление полного солнечного затмения, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Чем однозначно удивил общественность. Менделеев совершил полет для наблюдения полного солнечного затмения. Изобретатель, к слову, страшно обижался , когда ему говорили, что свою знаменитую периодическую таблицу он увидел во сне. Когда очередной репортер, разговаривая с Менделеевым, упомянул эту байку, тот в сердцах воскликнул : «Я над ней, может, 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку — и готово! Его производство в России было налажено, когда будущий химик был еще ребенком. Менделеев же просто защищал диссертацию на тему «О соединении спирта с водой».
По натуре Дмитрий Иванович был человеком страстным и увлекающимся, что в глазах общественности никак не вязалось с образом рассудительного ученого. Первый раз ученый женился на Феозве Лещевой, падчерице писателя Ершова, того самого автора «Конька-Горбунка». В браке у них родилось 3 детей. Феозва была неглупой женщиной, но никак не могла подстроиться под вздорный характер супруга. Любые мелочи, отвлекающие ученого от занятий наукой, оборачивались скандалом. Менделеев кричал на домашних, метал в стену вещи и мог впасть в ярость даже из-за недостаточно горячего чая. Поругавшись с женой, он уходил в лес и залезал в дупло, чтобы поработать в абсолютной тишине.
Там у него была оборудована своеобразная лаборатория, в которой помещались стул и небольшой столик. Наличие жены и детей не помешало Менделееву сделать предложение гувернантке своей дочери. Воспылавшая взаимными чувствами девушка все же отказалась, поскольку не хотела быть причиной крушения семьи. Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева. В один из вечеров он встретил там подругу своей племянницы и страстно влюбился. Подругой была 17-летняя красавица, начинающая художница Анна Попова. Сначала ученый боролся с роковой влюбленностью: скитался по свету, откладывал в специальный ящик письма о своих чувствах, желая от них освободиться.
Но все же любовь не проходила.
Он был 17-м ребенком в семье если верить иным источником, то 14-м. Мать Дмитрия старалась делать все от нее зависящее, чтобы он получил самое лучшее образование. Некоторый отрезок своей скромной жизни, Менделеев вместе с семьей провел в Сибири. Именно здесь в те непростые и даже страшные времена отбывалась ссылка декабристами. Высшее образование Дмитрий получил в одном из университетов Петербурга. Его мать постаралась и сделала все возможное, чтобы ее сынок стал первокурсником данного элитного на то время учреждения. Дмитрий дважды состоял в официальном браке. Первой его супругой являлась Физа Лещева.
Вторая же жена на 26 лет была моложе любимого мужа, а звали ее — Анна Попова. В двух состоявшихся браках у Менделеева росло 7-ро великолепных детишек. Кстати, одна из его дочерей Любонька, стала супругой известного автора и поэта А.
А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И.
Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость.
Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью.
Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе.
Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах.
Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов.
У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К.
Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д.
Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению.
Развил идеи о существовании соединений переменного состава. Исследуя газы , Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа , включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную 1834 физиком Б. Клапейроном уравнение Клапейрона — Менделеева. В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, которая, правда, на сегодня большинством ученых не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти. Выдвинул 1880 идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства , пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Совместно с И. Чельцовым принимал участие в 1890—1892 годах в разработке бездымного пороха. Является автором ряда работ по метрологии.
Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания. В своё время интересы Д. Менделеева были близки к минералогии , его коллекция минералов бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца. Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» 1903. Студенческая работа Д.
Биография Менделеева
Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии. Менделеев проявлял большой интерес к летательным аппаратам тяжелее воздуха, он интересовался одним из первых самолётов с воздушными винтами, изобретённым А. В фундаментальной монографии Д. Менделеева, посвящённой вопросам сопротивления среды, есть раздел о воздухоплавании; вообще же учёным на эту тему, сочетающую в его творчестве указанное направление исследований с развитием изучения в области метеорологии, написано 23 статьи. Освоение Крайнего Севера Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания. Эта часть научного творчества Д. Менделеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с адмиралом С. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна, идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен.
Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. Макарова, направленные на создание большого арктического ледокола. Когда в конце 1870-х годов Д. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований. Занимаясь изучением растворов, Д. Менделеев в конце 1880-х — начале 1890-х годов проявляет большой интерес к результатам исследований плотности морской воды, которые были получены С.
Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти ценнейшие данные чрезвычайно высоко оценивал Д. Менделеев, включивший их в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он приводит в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании». Продолжая взаимодействия с С. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан. Выдвинутая С. Макаровым идея этой экспедиции нашла отклик у Д.
Менделеева, видевшего в таком начинании реальный путь решения многих важнейших экономических проблем: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера. Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику. Инициативы были поддержаны С. Витте и уже осенью 1897 года правительство принимает решение об ассигновании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшаяся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth, было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак», и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии. В 1898 году Д.
Менделеев и С. Макаров обратились к С. Модель строящегося ледокола в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства была подвергнута испытаниям, включавшем помимо определения скорости и мощности гидродинамическую оценку винтов и исследование остойчивости, сопротивления нагрузкам поперечной качке, для ослабления воздействий которой было внесено ценное техническое усовершенствование, предложенное Д. Менделеевым, и впервые применённое в новом корабле. В 1901—1902 годах Д. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Теме освоения Крайнего Севера Д.
Менделеевым посвящено 36 работ. Метрология Менделеев был предтечей современной метрологии, в частности — химической метрологии. Он является автором ряда работ по метрологии. Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. Менделеев В 1893 году Д. Менделеев создаёт Главную палату мер и весов ныне Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. Менделеева ; 8 октября 1901 года по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева в Харькове была открыта первая на Украине поверочная палатка для выверки и клеймения торговых мер и весов.
С этого события берёт начало не только история метрологии и стандартизации на Украине, но и более чем столетняя история ННЦ «Институт метрологии». Пороходелие Существует ряд противоречивых мнений о работах Д. Менделеева, посвящённых бездымному пороху. Документальные сведения говорят о следующем их развитии. В мая 1890 года от лица Морского министерства вице-адмирал Н. Чихачёв предложил Д. Менделееву «послужить научной постановке русского порохового дела», на что учёный, уже ушедший из университета, в письме выразил согласие и указал на потребность заграничной командировки с включением специалистов по взрывчатым веществам — профессора Минных офицерских классов И. Чельцова, и управляющего пироксилиновым заводом Л.
Федотова, — организации лаборатории взрывчатых веществ. В Лондоне Д. Менделеев встречался с учёными, у которых пользовался неизменным авторитетом: с Ф. Абелем председатель Комитета по взрывчатым веществам, открывший кордит , Дж. Дьюаром член комитета, соавтор кордита , У. Рамзаем, У. Андерсоном, А. Тилло и Л.
Мондом, Р. Юнгом, Дж. Стоксом и Э. Посетив лабораторию У. Дали образцы…». Далее — Париж. Французский пироксилиновый порох был строго засекречен технология опубликована лишь в 1930-х годах. Встретился с Л.
Пастером, П. Лекоком де Буабодраном, А. Муассаном, А. Ле Шателье, М. Бертло один из руководителей работ по пороху , — со специалистами по взрывчатым веществам А. Готье и Э. Сарро директор Центральной пороховой лаборатории Франции и другими. Учёный обратился к Военному министру Франции Ш.
Фрейсине за допуском на заводы — через два дня Э. Сарро принял Д. Менделеева в своей лаборатории, показал испытание пороха; Арну и Э. Сарро дали «для личного пользования» образец 2 г , но состав и свойства его показали непригодность для крупнокалиберной артиллерии. В середине июля 1890 года в Санкт-Петербурге Д. Менделеев указал на необходимость лаборатории открыта только летом 1891 года , а сам, с Н. Меншуткиным, Н. Фёдоровым, Л.
Шишковым, А. Шуляченко, начал опыты в университетской. Осенью 1890-го на Охтинском заводе он участвовал в испытаниях бездымного пороха на различных типах оружия, — запросил технологию. В декабре Д. Менделеевым получена растворимая нитроклетчатка, а в январе 1891 — та, которая «растворяется, как сахар», названная им пироколлодием. Большое значение Д. Менделеев придавал промышленной и экономической стороне пороходелия, — использованию только отечественного сырья; изучил получение серной кислоты из местных колчеданов на заводе П. Ушкова в городе Елабуге Вятской губернии где позднее в малом объёме и начали производить порох , — хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий.
Началось производство на Шлиссельбургском заводе под Санкт-Петербургом. Осенью 1892 года, с участием главного инспектора артиллерии морского флота адмирала С. Макарова, испытан пироколлодийный порох, получивший высокую оценку военных специалистов. За полтора года под руководством Д. Менделеева разработана технология пироколлодия — основы отечественного бездымного пороха, своими качествами превосходящего иностранные. После испытаний 1893 года адмирал С. Макаров подтвердил пригодность нового «бездымного зелья» для использования в орудиях всех калибров. Менделеев был занят пороходелием до 1898 года.
Привлечение Бондюжинского и Охтинского заводов, Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге, вылилось в противостояние ведомственных и патентных интересов. Макаров, отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, откуда 1895 году учёный ушёл с должности консультанта; он добивается снятия секретности — «Морской сборник» под рубрикой «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 публикует его статьи, где сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации» Влагая то, что могу в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу, по мере сил, мирному развитию своей страны и научному познанию вещей, слагающемуся из попыток отдельных лиц осветить узнанное. Французский инженер Мессена, не кто иной, как эксперт Охтинского порохового завода, заинтересованный в своей технологии пироксилина, добился от также заинтересованных производителей признания идентичности последнего пироколлодийному — Д. Вместо развития отечественных изысканий, покупали иностранные патенты — право на «авторство» и производство менделеевского пороха присвоил себе находившийся тогда в Санкт-Петербурге младший лейтенант ВМФ САСШ Д. Бернаду англ. Office of Naval Intelligence — Управление военно-морской разведки , раздобывший рецептуру, и, никогда ранее не занимаясь этим, вдруг с 1898 года «увлёкшийся разработкой» бездымного пороха, а в 1900 году получивший патент на «Коллоидную взрывчатку и её производство» англ. Colloid explosive and process of making same — пироколлоидный порох…, в своих публикациях он воспроизводит выводы Д.
И Россия, «по извечной своей традиции», в Первую мировую войну в огромном количестве покупала его, этот порох, в Америке, а изобретателями до сих пор указываются моряки — лейтенант Д. Бернаду и капитан Дж. Конверс англ. George Albert Converse. Исследованиям по теме пороходелия, опирающихся на его фундаментальные труды по изучению водных растворов, и напрямую связанных с ними, Дмитрий Иванович посвятил 68 статей. Об электролитической диссоциации Существует мнение, что Д. Менделеев «не принял» концепции электролитической диссоциации, что он якобы неправильно её истолковывал, или даже и вовсе не понимал… К развитию теории растворов Д. Менделеева продолжал проявлять интерес и в конце 1880-х — 1890-х годов.
Эта тема приобрела особое значение и злободневность после оформления и начала успешного применения теории электролитической диссоциации С. Аррениус, В. Оствальд, Я. Менделеев пристально наблюдал за развитием этой новой теории, однако воздерживался от какой-либо категорической её оценки. Менделеев обстоятельно рассматривает некоторые доводы, к которым обращаются сторонники теории электролитической диссоциации при доказательстве самого факта разложения солей на ионы, в том числе понижения температуры замерзания и других факторов, определяющихся свойствами растворов. Этим и другим вопросам, связанным с пониманием данной теории, посвящена его «Заметка о диссоциации растворённых веществ». Он говорит о возможности соединений растворителей с растворёнными веществами и влиянии их на свойства растворов. Не утверждая безапелляционно, Д.
Из этого следует, что Д. Менделеев не отрицал огульно саму теорию, а в большей степени указывал на потребность её развития и понимания с учётом последовательно разработанной теории взаимодействия растворителя и растворённого вещества. В конце 1880-х годов между сторонниками и противниками теории электролитической диссоциации развернулись интенсивные дискуссии. Наибольшую остроту приобрела полемика в Англии, причём связана она была именно с работами Д. Данные по разбавленным растворам явились основой доводов сторонников теории, а противники обращались к результатам исследований растворов в широких областях концентраций. Наибольшее внимание отводилось растворам серной кислоты, хорошо исследованным Д. Многие английские химики последовательно развивали точку зрения Д. Менделеева на присутствие в диаграммах «состав — свойство» важных точек.
Сведения эти использовали в критике теории электролитической диссоциации Х. Кромптон, Э. Пикеринг, Г. Армстронг и другие учёные. Их указание на точку зрения Д. Менделеева и данные о растворах серной кислоты в виде основных аргументов своей правоты расценивалось многими учёными, в том числе и немецкими, как противопоставление «гидратной теории Менделеева» теории электролитической диссоциации. Это привело к предвзятому и остро критическому восприятию позиций Д. Менделеева, например, тем же В.
В то время как данные эти относятся к очень сложным случаям равновесий в растворах, когда, помимо диссоциации, молекулы серной кислоты и воды образуют сложные полимерные ионы. В концентрированных растворах серной кислоты наблюдается параллельное протекание процессов электролитической диссоциации и ассоциации молекул. Отрицать справедливость теории электролитической диссоциации не даёт основания даже выявляемое благодаря электропроводности по скачкам линии «состав — электропроводность» присутствие разнообразных гидратов в системе H2O — H2SO4. Требуется осознание факта одновременного протекания ассоциации молекул и диссоциации ионов. Менделеев — экономист и футуролог Д. Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России. Вся его деятельность, будь то самые отвлечённые теоретические изыскания, будь — строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию, которая всегда подразумевала учтение и хорошее понимание экономического смысла. Будущее русской промышленности Д.
Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Конкретно он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой — фабрично-заводскую на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Фабрика или завод при каждой общине — «вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным». Богатство и капитал Д. Менделеев считал функцией труда. Состояние без труда может быть нравственно, если только получено по наследству. Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу.
Повторное доказательство предсказаний Менделеева вызвало настоящий фурор. После этого случая стали поступать многочисленные сообщения о том, что ученого избрали почетным членом многих европейских университетов и академий. Внешний вид чистого вещества Скандий. Внешний вид чистого вещества В честь великого химика назван город Менделеевск. Стела с названием города На очереди было открытие эка-силиция. Удалось это сделать только в 1886 году. Профессор минералогии Фрейбергской горной академии А.
Вельсбах открыл новый минерал, содержащий серебро. Он попросил немецкого химика К. Винклера произвести полный анализ образца. Винклер пришел к выводу, что в минерале присутствует какой-то неизвестный элемент, не обнаруживаемый исследованием. После упорной работы он все же выделил некоторое количество элемента в чистом виде. Первые сообщения об открытии содержали предположения, что нашли аналог сурьмы или мышьяка. Они вызвали острую научную полемику, которая закончилась тем, что было установлено — новый элемент есть эка-силиций, существование которого предсказал Менделеев.
Винклер предложил назвать его нептунием, намекая на то, что история открытия очень сходна с обнаружением планеты Нептун. Марки, посвященные Менделееву Однако из-за того, что такое имя было дано ранее другому, ложно открытому элементу, Винклер придумал новое — германий — в честь родины. Но данное название вызвало неоднозначную реакцию у многих ученых. Конец спорам положил Менделеев, который к тому времени обладал неоспоримым авторитетом. В своем письме к Винклеру он решительно поддержал название германий. Авторитет Менделеева был настолько велик, что после его смерти имя ученого было присвоено Русскому химическому обществу сейчас оно называется Российским химическим обществом им. Менделеева отечественным ученым за выдающиеся научные работы в области химической науки и технологии.
Действующий вулкан в южной части острова Кунашир Большой Курильской гряды также назван в честь великого химика Краткая биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в городе Тобольске в семье директора гимназии. Дмитрий был последним, семнадцатым ребенком. Из всех детей восемь умерли еще в младенчестве. Первое образование получил в Тобольской гимназии, а после смерти отца семья перебралась сначала в Москву, а затем — в Санкт-Петербург. В 1850 году Дмитрий стал студентом физико-математического факультета Главного педагогического института, который окончил с золотой медалью и званием «старший учитель». По настоянию врачей уехал в Одессу, где преподавал математику, физику и естественные науки в гимназии при Ришельевском лицее, параллельно работал над магистерской диссертацией, которую блестяще защитил в 1856-м, в следующем году стал приват-доцентом при Санкт-Петербургском университете. В 1859-м был командирован за границу, где организовал собственную лабораторию и проводил исследования.
Через два года после возвращения на родину решил написать учебник по органической химии, который впоследствии принес известность. В 1864-м Менделеев стал доцентом Санкт-Петербургского университета и профессором Санкт-Петербургского технологического института, приступил к написанию докторской диссертации, посвященной растворам спирта в воде. В 1866-м начал работать над учебником по неорганической химии. Попытки систематизировать элементы привели к открытию периодического закона. В 1876 году отправился в командировку в американский штат Пенсильвания для изучения местных нефтяных месторождений. Последующие работы в этой области имели большое значение для российской нефтяной промышленности. В 1890-м завершил карьеру преподавателя, но остался верен науке.
Это случилось, когда выдающийся химик собирался в командировку. Именно тогда его осенило, что между химическими свойствами и массой существует связь. Запланированную поездку пришлось отложить, так как Менделеев ушел в работу с головой. Необычное хобби Какие еще существуют интересные факты из жизни Менделеева? Кратко стоит рассказать и об удивительном хобби, которому на протяжении многих лет посвящал много времени гениальный химик. Страстью Дмитрия, о которой в наши дни мало кому известно, было изготовление чемоданов.
Удивительно, но в Москве и Санкт-Петербурге он сумел завоевать репутацию самого выдающегося чемоданных дел мастера. Конечно же, купцы с удовольствием приобретали у ученого чемоданы, гордясь тем, что изделия куплены у самого светила науки. Однако не только слава, которой уже тогда пользовался Дмитрий, заставляла их обращаться к нему. Интересно, что вещи в самом деле были необычайно качественными и долговечными. Их поразительная прочность обеспечивалась с помощью особой клеевой смеси, на которой гений остановился после исследования других рецептов создания клея. К сожалению, рецепт, изобретенный Менделеевым, так и остался тайной для потомков, так как он не пожелал придать его гласности.
Известно также, что талантливый ученый с удовольствием занимался переплетением книг, ему нравилось и клеить рамки, предназначенные для портретов. Увлечения помогали ему расслабиться и отдохнуть от трудовой деятельности. Премия, которой не было Весьма странно то, что лауреатом Нобелевской премии так и не сумел стать Д. Менделеев, интересные факты из жизни которого освещаются нами. Установлено, что великий химик трижды входил в число номинантов. Однако на тайном голосовании, которое проводилось членами Императорской академии наук, его кандидатура постоянно проваливалась, номинировали ученого исключительно иностранцы.
Биографы, исследующие жизненный путь знаменитого химика, связывают это недоразумение с интригами недоброжелателей, а также с его неумением угождать вышестоящим лицам, наделенным властью. Полеты на аэростатах Какие еще существуют интересные факты из жизни и деятельности Менделеева? Известно, что гениальный ученый в течение многих лет трудился над конструкцией летательных аппаратов. Химик желал таким образом изучить влажность, давление и температуру в верхних атмосферных слоях. Проект стратостата, объем которого насчитывал 3600 кубических метров, был разработан Дмитрием в 1875 году. Также он является автором идеи управляемого аэростата с двигателями.
Прочитайте о жизни Гоголя в любопытных фактах. Приехав в Петербург с матерью и сестрой, он поступал в военно-медицинскую академию, но провалил вступительные испытания. Юный Дмитрий потерял сознание, когда увидел труп в анатомическом театре. Поэтому он повторно поступал на физико-математический факультет Петербургского педагогического института. Став студентом, он за короткий промежуток времени похоронил мать и сестру, с которыми прибыл в Петербург. Первый курс института он закончил очень слабо: был 25-м по успеваемости из 27 учащихся. Но на старших курсах он стал одним из лучших студентов и закончил институт с отличием. Он с золотой медалью закончил Петербургский университет. Своё первое научное открытие Дмитрий Иванович посвятил матери.
Дмитрий Иванович всегда был признателен своей матери, которая усердным трудом и личным примером взрастила в нём учёного. Интересные факты из жизни Менделеева В конце первого курса Дмитрий сильно заболел и ему поставили неверный диагноз: туберкулёз, а приговор — скоро умрет. Он стал доцентом кафедры химии Петербургского университета в 23 года. Он подал в отставку из Петербургского университета после того, как министр народного просвещения отказал рассмотреть петицию студентов. Дмитрий Иванович очень тяжело перенёс смерть старшего и любимого сына Владимира. Менделеев долгое время поддерживал с Витте деловые и даже дружеские отношения. Но после «Кровавого воскресенья» между ними произошел полный разрыв. Царский министр финансов Рейтерн скептически относился к утверждению Менделеева, что нефти можно добывать в сотни раз больше, а керосин не возить с Америки, а наоборот самим её продавать. В отличие от царского правительства, которое не поверило Менделееву, братья Нобель вложили деньги в добычу бакинской нефти, и использовали многие идеи Дмитрия Ивановича для своего бизнеса.
Он единственный из русских учёных был приглашен участвовать в Фарадеевских чтениях в Лондоне, но так и не выступил. Из-за тяжёлой болезни сына он с супругой уехал в Россию перед самым своим выступлением. Дмитрий Иванович математически предсказал, что тогдашняя российская империя к 2050 году должна была насчитывать около 800 миллионов человек. Он придавал большое значение образованию и науке, считая их развитие основой для прогресса общества и благополучия государства. Менделеев ценил природу и сам старался лучше её обустроить. Он считал, что природные ресурсы нужно использовать более рационально. Он предоставлял землю своего имения студентам-практикантам Петровской земледельческой и Московской лесной академий. Дмитрий Иванович говорил, что у него было три службы Родине: педагогика, наука и промышленность. Во время своего первого и единственного полета на воздушном шаре он вел себя решительно, как опытный воздухоплаватель.
Великий ученый не побоялся взобраться на борт корзины и распутать запутавшуюся клапанную веревку. Любопытные факты о Менделееве Все художники менделеевской эпохи рисовали его портреты. Иконография Менделеева одна из самых больших среди ученых. Он убедил российское правительство отменить братьям Нобель откуп на бакинскую нефть. Впоследствии это стало причиной отказа в присвоении Менделееву Нобелевской премии. Менделеев считал, что гениями не рождаются, а становятся те, кто всю жизнь усердно трудится. О Льве Толстом Менделеев говорил, что тот гениален, но глуп, а писатель отвечал ему тем же. Советую прочитать биографию Толстого в интересных фактах. Свои труды он подписывал скромно «Д.
Менделеев» или «профессор Менделеев», а не перечислял все свои звания. Написанным им учебником «Основы химии» пользовались студенты не только России, но и европейских стран. В 1887 году он совершил полет в стратосферу на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение. Этот полет прославил Менделеева на весь мир, так как он был единственным, кто отважился подняться в стратосферу на шаре, наполненном водородом. Следующий подобный полет был совершен только спустя 37 лет, — в 1924 году. За свою смелость и отвагу он был награжден французами золотой медалью и дипломом. Менделеев не любил патентовать свои научные открытия и изобретения. Поэтому часто его открытия откровенно воровали и приписывали себе недобросовестные ученые. Он призывал интеллигенцию активней участвовать в общественной жизни страны и решении ее проблем.
Менделеев выступал за единство всех народов России, призывая к уважению и сохранению их культурных особенностей.
Биография Дмитрия Менделеева
- Краткая биография Дмитрия Менделеева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
- Сообщение о Журавле — краткое описание и интересные факты о птице
- О Д.И. Менделееве
- Дмитрий Менделеев — краткая биография, основные этапы жизни
- Хроника творческой жизни учёного
Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Кроме того, дана информация о других открытиях, изобретениях и заслугах Менделеева, благодаря чему учащиеся могут гордиться своим выдающимся соотечественником. Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907), химик, создатель периодической системы химических элементов. Соотношение между индивидуальными характеристиками атома и более общими характеристиками – свойствами класса соединений – вот что находится в центре внимания Д. И. Менделеева. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. 1. Дмитрий Менделеев был 17м ребёнком в их большой семье.
Краткая биография Дмитрия Менделеева
Его отец скончался, когда Дмитрию было 10 лет. Матери его достался небольшой стекольный завод, которым она управляла в период учёбы сына в гимназии. В 1849 году, когда Дмитрий оканчивал гимназию, завод сгорел, и семья переехала сначала в Москву, а потом в Петербург. Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга. Впрочем, и здесь продолжились проблемы с учёбой. На первом курсе он умудрился провалить все предметы, кроме математики. Перелом произошёл в конце обучения. В 1855 году за отличный аттестат Менделеев получил золотую медаль, а заодно и направление на должность старшего преподавателя гимназии в южный город — Симферополь. Здесь он познакомился с Николаем Ивановичем Пироговым, русским хирургом, естествоиспытателем и педагогом, профессором, основоположником военно-полевой хирургии.
Однако вскоре из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее. В 1856 году Менделеев возвратился в Петербург и в университете защитил диссертацию на степень магистра химии. Там же он начал работать и читать курс органической химии. В 1864-м Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института, а годом позже, в 1865-м, защитил докторскую диссертацию. Через два года он уже возглавил кафедру неорганической химии Петербургского университета. Сохранились сведения, что учителем литературы Дмитрия Ивановича в Тобольской гимназии был известный впоследствии поэт Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Весной 1862 года в Петербурге падчерица Ершова, Феозва Лещева, которая была старше Менделеева на шесть лет, стала его первой женой. Но отношения между супругами не складывались, и этот брак в 1881 году завершился разводом.
Вторая жена, Анна Ивановна Попова, была моложе своего супруга на 26 лет. Она училась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования в Санкт-Петербурге. С 1876 по 1880 год Анна училась в Академии художеств. Опуская многие подробности этого романа, упомяну лишь, что Менделеев по крайней мере два раза прерывал свою работу в университете и ездил к ней в Италию. В 1881 году, давая согласие на развод, церковь тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние; в течение этого срока он не мог венчаться вновь. Однако в апреле 1882 года, вопреки этому решению, священник Адмиралтейской церкви по фамилии Куткевич за десять тысяч рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишён духовного звания. От двух браков родилось семеро детей.
Одна из его дочерей, старшая от второго брака, Любовь Менделеева, стала женой великого поэта Серебряного века Александра Блока. В Петербургском университете Дмитрий Иванович Менделеев работал вплоть до 1890 года, и именно с этим периодом связано самое важное его открытие — создание Периодической таблицы химических элементов. Готовя лекционный курс под названием «Основы химии», Менделеев заметил определённую периодичность в свойствах химических элементов. Эта закономерность особенно ярко проявилась, когда он расположил элементы в соответствии с их атомными массами, даже несмотря на то что некоторые эти значения нуждались в корректировке. Кроме того, именно на основе этого подхода стало обоснованным предсказание некоторых, тогда ещё неизвестных, химических элементов. История не даёт однозначного ответа на ряд вопросов, связанных с окончанием работы над первой версией Периодической таблицы. Известно, что в понедельник, 17 февраля 1869 года, Менделеев завершил разработку рукописной версии таблицы «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Необходимая дополнительная информация содержалась в статье, которая была написана в последней декаде февраля и опубликована также в 1869 году в «Журнале Русского химического общества».
С самого начала Менделеев отчётливо сознавал, что для его открытия необходимо международное признание. Поэтому ещё в феврале он разослал свою таблицу западноевропейским коллегам. Кроме того, 6 18 марта 1869 года знаменитый доклад Менделеева с тем же названием, что и статья, был прочитан первым редактором журнала РХО профессором Николаем Александровичем Меншуткиным на заседании Русского химического общества. Вот как об этом писал Дмитрий Иванович в 1905 году: «В начале 1869 г. В этой фразе не уточняется, почему сам автор не выступил со своим докладом. По некоторым сведениям, ещё 17 февраля он должен был отправиться в поездку для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии. Отъезд не состоялся потому, что этот день стал днём «открытия Периодического закона», и поездку перенесли на начало марта. Менделеев предполагал попутно заехать в свою усадьбу Боблово, где в это время шла работа по реконструкции его дома.
В других записях того времени отмечается, что доклад был прочитан лично Д. Но все эти детали отступают на второй план по сравнению с самой завершённой работой. Развитием учения о периодичности Менделеев занимался вплоть до конца 1871 года, шаг за шагом разрабатывая «естественную систему химических элементов». В тот год он лично посетил ряд высококлассных химических центров, где выступил с рассказом о своей работе, постоянно улучшая её первую версию. Возможно, что открытие Периодического закона стало одним из примеров, позволившим нобелевскому лауреату 1963 года, американскому физику венгерского происхождения Юджину Вигнеру в своей нобелевской лекции, посвящённой структуре атомных ядер, сформулировать философию научного поиска. По его словам, «наука начинается тогда, когда среди доступных природных явлений выявляются логика, согласованность и закономерность, позволяющие предложить их объяснение путём создания концепции или дать их интерпретацию естественным образом». Как это часто бывает с важными открытиями, для которых настало время, ряд учёных в разных странах примерно в этот же период также пришли к выводу о периодичности в системе химических элементов. Наиболее известны среди них Лотар Мейер 1830—1895 , работавший в Германии, и английский химик Джон Ньюлендс 1837—1898.
Сейчас ее изучают на химии все школьники. Конечно, первоначальный вариант таблицы самого Дмитрия Ивановича был несколько раз доработан, туда постоянно добавляются новые элементы, но сама суть останется навсегда. Считают, что таблица приснилась Менделееву. Но это лишь очередные догадки. На самом деле Дмитрий Иванович работал надо этой таблицей долгие годы.
И сам обижался, когда кто-то говорил, что он увидел ее во сне. За такой вклад в науку о должен был получить Нобелевскую премию, но нет.
Семинарист Иван Соколов во время учебы прославился способностью совершать удачные обмены материальными благами в среде своих сверстников. По этой причине он и получил говорящую фамилию — умеющий «мену делать», Менделеев. Мать будущего ученого, Мария Дмитриевна, в девичестве носила фамилию Корнильевой. Эта женщина была представительницей старинного рода сибирских купцов и промышленников. Родители даже не пытались дать ей образование, но девушка, пользуясь тем, что ее братья учились в гимназии, самостоятельно прошла курс обучения. Учебники братьев, их поддержка дали возможность девушке стать образованной, расширили ее кругозор.
Дмитрий Менделеев в молодости Эта дама умело вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. Среди своих родных и знакомых она слыла очень умной и интеллигентной женщиной. Дмитрию было только 10 лет, когда его отец скончался. Сначала он полностью потерял зрение. После перенесенного стресса его здоровье сильно пошатнулось, и он умер. Потеря единственного кормильца стала большой трагедией для огромной семьи. Несмотря на горе, Мария Дмитриевна продолжала твердой рукой вести хозяйство и воспитывать детей. Эта женщина с сильным характером оказывала большое влияние на своего младшего сына.
Еще до кончины отца семье Менделеевых пришлось переехать в село Аремзянское, где у брата Марии Дмитриевны, который жил в Москве, был небольшой стекольный заводик. Энергичная женщина стала управляющей этого предприятия. Небольшой пенсии супруга и жалования, которое получала Мария Дмитриевна, было достаточно для содержания огромного семейства. Когда младший Менделеев стал гимназистом, Мария Дмитриевна выслушивала немало претензий от педагогов по поводу отсутствия способностей к учебе у ее сына. Он не проявлял интереса ни к одному из предметов, особенно тяжело давалась мальчику латынь. Зато ему нравилось наблюдать за стекольным заводом. Здесь подросток получал первые впечатления от организации работ на промышленном предприятии. Внимательная, умная мать сделала вывод, что в ее семье растет будущий предприниматель, и решила развивать способности сына в этом направлении.
Когда мальчику было 14 лет, на стекольном заводе случился пожар, спасти предприятие не удалось. Семья потеряла большую часть своих доходов. После долгих раздумий Мария Дмитриевна приняла решение переехать в Москву, чтобы устроить младшего сына в университет. Два года ушло на завершение всех дел в Сибири, после мать уехала в столицу с двумя младшими детьми — Лизой и Дмитрием. Это произошло в 1850 году, Дмитрий поступил учиться на отделение естественных наук физмата Главного пединститута. Через несколько месяцев после этого события Мария Дмитриевна скончалась. Преподавателями Менделеева были знаменитые профессора Н. Остроградский, Э.
Ленц, А. На протяжении пяти лет своей студенческой жизни молодой человек полностью раскрыл свои незаурядные способности. Уже в это время он активно занимается научной работой, становится автором опубликованной статьи «Об изоморфизме». Научная деятельность По окончанию института способному выпускнику был вручен диплом с золотой медалью и направление на службу в Симферополь. Дмитрий Иванович занял должность старшего учителя местной гимназии. Когда началась Крымская война, учитель перебрался на новое место жительства.
Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось. Отношения с немецкой ак трисой Агнессой Вой тман зашли та к далеко, что она родила ему дочь Розамунду, которую он много лет материально поддерживал. Периодический закон Вернувшись на родину, Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой» — эта история трансформировалась позже в легенду об изобретении им эталонной водки. Он измерял плотность и тепловое расширение смеси этилового спирта и воды в разных пропорциях, но к 40-градусной водке эти опыты отношения не имели.
Начав в конце 1860-х работать над учебником «Общая химия», Менделеев задумался о том, как лучше и нагляднее систематизировать не только научную информацию, но и 63 известных в то время химических элемента. Он знал о попытках других ученых создать такую систему. Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента. Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками. Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры. Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий.
Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне. Уже при его жизни ходили слухи о некоем внезапном озарении, посетившем его в 1869-м, но самого химика они возмущали: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово», — ворчал он, имея в виду таблицу. В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой. Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым. Иноземцы иноземцами, но президент академии, а по совместительству министр внутренних дел граф Дмитрий Толстой, говорят, даже на смертном одре шептал: «Менделеева в академию ни под каким видом». Еще один пример «теплого» отношения к великому ученому со стороны российского официоза: Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, и все три раза это делали зарубежные ученые, отечественные — никогда. Как неоднократно указывалось, то, что его часто посылали за границу, было на самом деле плохо замаскированными попытками держать его на приличном расстоянии от дома», — полагал английский химик Томас Торп. Другим примечательным сюжетом, до боли напоминающим «Левшу» Лескова, стала печальная история о бездымном порохе для тяжелой артиллерии. Просьбу разработать это вещество Менделеев в начале 1890-х получил от морского министерства и, изучив зарубежный опыт, блестяще справился с задачей, создав порох, который он назвал пироколлодием.
Испытания, проведенные вице-адмиралом Макаровым, показали его высокую эффективность. Однако вместо быстрой реализации проекта началась волокита, вызванная, как говорят, ревностью одного ведомства к успехам другого. Шли годы, пироколлодий в России никто применять не собирался, зато находившийся в Санкт-Петербурге американский моряк и по совместительству разведчик Джон Бернанду внезапно «изобрел» и запатентовал менделеевский порох у себя в стране. И в годы Первой мировой войны Российская империя исправно закупала у американцев «коллодийную взрывчатку», которую уже 20 лет как должна была производить и продавать сама. И дело не только в зависти и невежестве некоторых современников, но и в неуравновешенном характере самого ученого. Он мог, вспылив, наговорить резкостей, накричать как на своих домашних, так и на начальство. Что, конечно, не шло на пользу ни его семейной жизни, ни карьере. При этом, как замечает работавший с Менделеевым химик Владимир Рюмин, ученый общался с младшими коллегами на равных «и сам сносил ответы не всегда почтительные и корректные, отвечая на них остроумными и меткими шутками». Обратной стороной вспыльчивости ученого были эмоциональная искренность, открытость и ранимость, хорошо известные близким друзьям Менделеева. Порой им приходилось заботиться о нем, как о ребенке.
Так, однажды профессорам ботанику Андрею Бекетову деду поэта Блока , геологу Александру Иностранцеву и физику Константину Краевичу довелось спасать Менделеева от самоубийства, которое тот задумал, решив, что его личную жизнь постигла катастрофа. Великовозрастный гений науки пылко влюбился в 16-летнюю художницу Анну Попову, но его жена Феозва Никитична, с которой Менделеев к тому времени прожил в браке почти 20 лет, наотрез отказывалась дать развод. В обход Синода Отношения с Феозвой были непростыми. Старше супруга на шесть лет, до замужества она, тобольская землячка и падчерица автора «Конька-Горбунка» Ершова, была Дмитрию доброй подругой и собеседницей. А вот семейная жизн ь не заладилась, и вскоре они, имея двоих детей, фактически жили порознь: Менделеев в Санкт-Петербурге, а Физа, как ее звали близкие, — в имении Боблово под Клином, где ученый одно время занимался сельскохозяйственными экспериментами.
Краткая биография Дмитрия Менделеева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Презентация "Великий ученый Д.И. Менделеев" | Пять главных достижений Дмитрия Менделеева 19 октября 1875 года в докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Дмитрий Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоёв атмосферы. |
Дмитрий Менделеев — краткая биография, основные этапы жизни | Знание этих фактов позволяет рассказать на уроках о Д.И. Менделееве как о великом ученом и простом в общении человеке, отличном педагоге, интересном собеседнике, знатоке искусства. |
Чем известен Дмитрий Менделеев: 10 фактов из жизни русского учёного | 10 основных вкладов Дмитрия Менделеева в науку, включая периодическую таблицу Менделеева, предсказание элементов и другие достижения в химии. |
Россыпь увлекательных фактов из жизни Д.И. Менделеева | В 1940 году правлением Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева (ВХО) были учреждены Менделеевские чтения— ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук (физиков, биологов и биохимиков). |
Нет дороги — иди в педагоги
- Краткая биография Дмитрия Менделеева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
- Сообщение о русском ученом 6 класс
- Предварительный просмотр:
- От двоечника - к медалисту
- Дмитрий Менделеев - биография, факты, фото
- Менделеев Дмитрий Иванович - Российский ученый - Биография