Теоретики российского Минобороны еще в 2020 году отмечали низкую эффективность и неоправданно высокую стоимость поражения беспилотников традиционными средствами. Оператор беспилотников ГТЛК подал заявку на полеты в регионах. Дороги и транспорт - 31 мая 2023 - Новости.
«Пришли, запустили и ушли»: кто и откуда направляет боевые дроны вглубь России?
Страна и мир - 24 апреля 2024 - Новости. Беспилотники. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Власти Ставропольского края направят более 20 миллионов рублей на создание производства. Последние новости об атаке дронов и беспилотников на Россию на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ.
Названы причины проблем с беспилотниками в российском авиапроме
Представитель пресс-службы правительства Орловской области сообщил ТАСС, что возгорание ликвидируют более 60 человек и пожарный поезд. Нижегородская область Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил , что на Кстовскую промзону, на объект топливно-энергетического комплекса была совершена атака беспилотниками. По предварительным данным, пострадавших нет. Работает оперативный штаб», — написал он.
О пожаре на установке ранее также писали телеграм-каналы Baza и «112». Губернатор не уточнил название НПЗ. По информации телеграм-каналов, возгорание произошло на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
Будущее отечественной беспилотной авиации представили на выставке «Аэронет» в Москве. Свои достижения продемонстрировали 130 компаний. Смотрите репортаж Дмитрия Кулько.
Иногда БПЛА называют «сверхзвуковым», однако выбор дозвуковой аэродинамической компоновки типа «летающее крыло» не говорит в пользу этого. Скорее всего, российский БПЛА имеет похожие характеристики. Сложно судить о вооружении «Охотника». По всей видимости, созданный на его базе БПЛА сможет нести довольно крупные управляемые ракеты и бомбы на внешних и внутренних подвесках. Но это пока лишь предположения. Пролить свет на ситуацию вокруг БПЛА может недавно появившаяся информация. По данным сайта Госзакупок, на продолжение работ по созданию первого российского тяжелого ударного БПЛА «Охотник» потратят более четырех миллиардов рублей. В частности, на портале разместили информацию о тендере на разработку наземного пункта управления для обеспечения отработок ударного беспилотника. Опытные образцы передадут заказчику в 2021-м. О чем говорит это заявление? Во-первых, что «Охотнику», скорее всего, не грозит судьба «Ската». Он вполне может переродиться во что-то серьезное. Во-вторых, что речь идет именно о многоцелевом беспилотном аппарате в привычном смысле этого слова. Очевидно, разработка беспилотного ведомого для истребителей потребовала бы больше времени на испытания и доводку серийных экземпляров. Как и беспилотного перехватчика дальней зоны. Но даже если принять версию про ударный БПЛА, сроки выглядят слишком оптимистично. Достаточно сказать, что на сегодня построили только один опытный образец — и он, насколько можно судить, весьма далек от серийной версии.
У противника появляются новые средства РЭБ, мы должны быстро что-то поменять и перестроить, чтобы их обходить. И как раз от беспилотников. Повороту от создания средств противодействия БПЛА к изготовлению их самих удивляться не стоит. Интереснее другое: как сравнительно молодому производству удалось преодолеть историческое своеобразие отечественного заказчика, почти всегда стремящегося совместить в ТЗ противоречащие друг другу, здравому смыслу, а иногда и законам физики требования. Мы могли не согласовывать с заказчиком каждый шаг, а самостоятельно выбирать направление развития проекта. Естественно, у Минобороны были свои пожелания. Мы сделали прототип за свои средства, показали, учли основные требования", — объясняет Агафонников. Фактически, берясь за проект "Орлан" более 10 лет назад, частники действительно рисковали. Но получилось так, что заглянули в будущее. Начало Решив, образно говоря, приделать крылья к собственным комплексам РЭБ, в СТЦ изобретать велосипед не стали, а провели аудит рынка. Выбор остановился на команде из петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения, имевшей опыт по этой тематике с начала 90-х. Когда-то в далёком 93-м университетские специалисты участвовали в коммерческом проекте по созданию беспилотного оснащения для морских экологических судов. Большой самолёт с бензиновым двигателем взлетал с бортовой катапульты, садился на воду рядом с кораблём, а управлялся с помощью телевизионных систем и передавал картинку, ради которой и был создан. Картинка была скромного по сегодняшним меркам качества в соответствии с техническими возможностями тех лет, а свинцовый гелевый аккумулятор слишком тяжёл. Тем не менее обзор в радиусе 5 км обеспечивался, и это была победа. Но главным оказался неоценимый опыт, полученный командой. Пока конкуренты, следуя модным тенденциям, проектировали электролёты, инженеры из ГУАП вернулись к проверенным двигателям внутреннего сгорания и смогли резко увеличить радиус действия. А заодно отказались от телевизионной картинки в пользу более детальной и качественной аэрофотосъемки. Вместо громоздких систем передачи видео их БПЛА нёс на себе фотоаппарат-мыльницу, дававший по тем временам картинку кратно более высокого разрешения. Когда три летающих прототипа от разных производителей встретились на испытательном лётном поле в середине двухтысячных, два из них приводились в движение электромоторами, два снимали видео и лишь один был создан экспертами именно в области высокоточной авиационной съёмки. Этот факт оказался ключевым. Автор: ООО "СТЦ" Чтобы получать полезное изображение с фотоаппарата, снимки, сделанные с воздуха, должны идеально "сшиваться" между собой. Даже небольшой крен носителя даёт искажения по краям — и пазл разваливается. Из трёх представленных образцов только гуаповский имел полное трёхосевое управление, то есть совершал манёвры не только за счёт крена, но и с помощью руля поворота.
Названы причины проблем с беспилотниками в российском авиапроме
Ходаковский отметил, что российские производители нацелены на удешевление продукции. В то же время компании, выпускающие дроны, уже нацелились на экспорт за рубеж. Однако подобная продукция вряд ли будет пользоваться спросом, считает замглавы Росгвардии ДНР. Спикер поделился, что недавно разговаривал с владельцем одного крупного концерна.
В военном плане такие атаки не являются сколь-либо значимыми. Здесь стоит отметить, что тактика ВСУ полностью аналогична тактике сирийских террористов. Еще одним способом борьбы с беспилотниками являются средства радиоэлектронной борьбы, способные нейтрализовать угрозу без огневого воздействия. Отсутствие человека на борту является для БПЛА как преимуществом, так и главным недостатком. Перехват линии управления делает беспилотник бессмысленным. В настоящее время подобные системы поступают на вооружении ВС РФ как в виде мобильных РЭБ-ружей, так и в виде стационарных и мобильных тяжелых комплексов. Однако, очевидно, что этому направлению в нашей стране до сих пор уделялось недостаточное внимание.
Надеемся, что выводы будут сделаны.
Причем специалисты из Грозного уже выполняют второй этап проекта — разработку ПО и… 0 Техника ОАК продемонстрировала фотографии и видео с этапами испытаний первого прототипа любопытного беспилотника, отличающегося вертикальным взлетом и посадкой, а также наличием гибридной силовой установки, который разрабатывают инженеры ОКБ «Сухого». Его габариты 48 х 33 х 22 см, аппарат поставляется в комплекте со 150-метровым коммуникационным тросом для связи с оператором.
Бортовой аккумулятор обеспечивает работу в течение двух часов. Однако это уже давно далеко не так — компания производит учебно-тренировочные самолеты, вертолеты для ВВС Японии, участвует в программах по развитию гражданской авиации и в аэрокосмических… 1 Техника Мировой лидер в производстве БПЛА китайская компания DJI представила свой первый беспилотник-курьер для доставки посылок FlyCart 30. Один из вариантов сократить потери беспилотников — сделать их малозаметными.
У компании есть блестящая возможность выполнить заказ после того, как она «сделала себе имя», выпустив… 1 Оружие По словам Сергея Чемезова, занимающего пост главы «Ростеха», в ближайшее время российские войсковые подразделения в районах действия СВО начнут получать новый беспилотник «Суперкам», которому не страшна работа средств РЭБ. Вернее, конструкторское бюро будет размещено в технопарке, расположенном в Центральном районе города, а испытательные и производственные мощности располагаются в Ленинградской области.
Первый может находиться в воздухе почти сутки, укомплектованный четырьмя ракетами «воздух-воздух» массой до 250 кг, второй — двумя авиабомбами массой по 50 кг или двумя управляемыми ракетами. Отдельно следует остановиться на дронах-камикадзе «Герань-2». Они доставили немало хлопот украинским военным.
Эти беспилотники активно используются для ударов по целям критической инфраструктуры, а миниатюрные дроны не так-то легко сбить с помощью ПВО или стрелкового оружия.
Какое новое оружие появится у России в 2024 году
В этом выпуске канал Mashnews покажет изделия компаний ZALA AERO, Кронштадт, СТЦ, Эникс, концерна Швабе, Обуховского завода и других производителей беспилотн. Российские ВКС получили первую в 2024 году партию новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Российские беспилотники смогут работать на площадках, где нет GPS и ГЛОНАСС. По сообщениям российских СМИ, суперсекретный беспилотник проходит государственные испытания и в следующем году его могут принять на вооружение.
Какое новое оружие появится у России в 2024 году
RU - АО "Государственная транспортная лизинговая компания" ГТЛК назначено единственным поставщиком беспилотных авиационных систем БАС в рамках реализации государственного гражданского заказа в 2024-2025 годах. Такое распоряжение правительства опубликовано на портале правовой информации.
В Минобороны рассказали, сколько беспилотников пытались атаковать Россию с начала СВО 25 апреля 2024, 15:18 11 комментариев Российские военные с 24 февраля 2022 года уничтожили более 23 тысяч беспилотников вооруженных сил Украины, сообщает 25 апреля пресс-служба Минобороны РФ. За сутки система противовоздушной обороны сбила 200 украинских дронов. По информации военного ведомства, с начала проведения специальной военной операции было уничтожено 592 самолета, 270 вертолетов, 23 132 беспилотника, 509 зенитных ракет, 831 танк. Ранее «Фонтанка» сообщала, что в Петербурге готовят постановление , согласно которому сообщать про последствия применения беспилотников в городе будет запрещено.
Корреспондент MSK1. RU поговорила с авиаэкспертами, чтобы узнать, резонны ли опасения наших читателей или причин для беспокойства нет. Что будет, если беспилотник столкнется с самолетом Самолет — это самый безопасный вид транспорта. Столкновения в воздухе происходят крайне редко, однако когда это случается, сразу же возникают серьезные проблемы. По мнению экспертов, даже птицы могут стать причиной экстренной посадки или крушения — не то что беспилотники. Как в случае с посадкой на кукурузном поле, там оба двигателя отказали из-за попадания в них стаи птиц. К счастью, тогда всё обошлось, — вспоминает авиаэксперт Роман Гусаров. RU «Кукурузная посадка» — авиационная авария, которая произошла с самолетом «Уральских авиалиний» в 2019 году. Авиалайнер, выполнявший рейс Москва — Симферополь, столкнулся со стаей чаек, после чего оба двигателя были выведены из строя. Самолет экстренно сел на кукурузном поле недалеко от аэропорта Жуковский. Все находившиеся на его борту 233 человека 226 пассажиров и 7 членов экипажа выжили, 74 из них получили травмы различной степени тяжести.
Он уточнил, что в России производство «Ланцетов» организовано в здании бывшего торгового центра, который закрылся из-за пандемии коронавируса. На вооружение ВС России их приняли с 2020 года. Они прошли апробацию в боевых условиях в ходе действий спецподразделений российских Вооруженных сил в Сирийской Арабской Республике Денис Федутиновглавный редактор журнала «Беспилотная авиация» С помощью «Ланцетов» в Сирии наносились удары по боевикам запрещенной в России террористической организации «Хайат Тахрир аш-Шам» в провинции Идлиб. Денис Федутинов предположил, что после этого разработчики «получили от военных перечень требований в части исправления выявленных недостатков и внесения необходимых функциональных дополнений», на основе которых создали обновленные варианты. Характеристики «Ланцета» Вес Производитель выпускает несколько разновидностей дронов-камикадзе «Ланцет», в том числе «Ланцет-1» и «Ланцет-3». Масса «Ланцета-1» составляет 5 килограммов, отметил Денис Федутинов. Это говорит о его основном предназначении в качестве средства борьбы с живой силой противника», — подчеркнул главный редактор журнала «Беспилотная авиация». Взлетная масса «Ланцета-3», согласно тем же данным, достигает 12 килограммов. За счет этого они способны маневрировать по всем осям без ограничений, в отличие от беспилотников самолетного типа. С земли «Ланцеты» запускают с помощью небольшой пусковой установки. Цена Цена беспилотника, по данным Reuters , — 35 тысяч долларов, что делает его выгодным средством уничтожения военной техники противника. Для сравнения — турецкий беспилотник Bayraktar TB2 в зависимости от комплектации стоит от 2,5 до 5 миллионов долларов за штуку.
Беспилотники
Российский БПЛА «Орион» показал возможности истребителя, уничтожив ракетой другой дрон. Российское предприятие «Алмаз-Антей» организовало производство, способное выпускать более тысячи дронов в месяц. Также отмечается появление нового типа дрона-камикадзе: ВСУ ведут собственные разработки аналога российского беспилотника "Герань-2", сообщает "РГ". Часть беспилотников была сбита при подлёте (в районах Новой Москвы, Одинцова, Красногорска и в Истринском районе Московской области), но как минимум три БПЛА нанесли. Чтобы стать незаметным, беспилотник может снизиться до 10-15 метров и двигаться вдоль поймы реки. Российские военные прикрепляют к ударным беспилотникам боеприпасы от гранатомета АГС-17 «Пламя» и скидывают их в окопы противника.
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников
После внедрения системы «свой-чужой» на БПЛА ситуация изменится в нашу пользу, случаи «дружественного огня» сведутся к минимуму», — объяснил эксперт. Также Леонков отметил, что после появления системы российские дроны станут дольше служить, а у систем противовоздушной обороны ПВО уменьшится расход ракет. Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:.
Автономность БПЛА — 24 часа, однако ранее радиус управления с наземной станции из-за радиогоризонта составлял лишь 150 километров. А ведь их получили и другие роды войск, а также зарубежные заказчики. Украина, например, имеет шесть таких БПЛА, а вскоре может последовать контракт на еще 50 таких аппаратов. Словом, «Ориону» есть к чему стремиться и куда расти.
Аппарат в целом следует мировым трендам: это касается как конструкции, так и методов управления. С точки зрения концепции каких-либо недостатков у российского БПЛА нет либо мы их не видим на нынешнем этапе. Наперегонки с Америкой и звуком «Орион», будучи знаковой для России разработкой, не претендует ни на какую революцию в общемировом масштабе. В наше время активно создают скоростные реактивные БПЛА, которые к тому же будут обладать признаками малозаметности. Своего рода революцией мог стать американский Northrop Grumman X-47B, однако он так и остался лишь смелым экспериментом: на сегодня программа закрыта. Россия решила не отставать от Америки: еще в 2007 году «МиГ» построил полноразмерный макет БПЛА «Скат», который должен был стать крупным турбореактивным ударным беспилотником, способным развивать примерно 850 километров в час. В 2019-м генеральный директор «МиГ» Илья Тарасенко сделал несколько пространное заявление по этому поводу.
Ниша, в которой он будет находиться, сейчас не закрыта в России. Мы надеемся в этом году завершить согласование ТТЗ на него с нашим заказчиком. После этого будем переходить к опытно-конструкторским работам», — отметил он. Однако отсутствие сколь-нибудь определенной информации явно говорит не в пользу программы. Более определенные перспективы — у разработанного «Сухим» и совершившего первый полет 3 августа 2019 года беспилотника С-70 «Охотник». Его видят и ударным БПЛА, и беспилотным ведомым для истребителя пятого поколения, и даже «прообразом истребителя шестого поколения» что, конечно, преувеличение.
И в подтверждение своих слов привел два примера. На группу российских военнослужащих, передвигавшихся на небронированном, но оснащенном мобильной системой РЭБ, автомобиле, был организован FPV-налет.
Все попытки украинских дронов догнать и атаковать автомобиль оказались тщетными. Ни один из них не смог приблизиться к нему ближе пятидесяти метров, зато, как минимум, три беспилотника неожиданно для своих операторов достаточно жестко «встретились» с землей. По уважительной причине возможно, из-за технической неисправности экипаж вынужден был покинуть боевую машину в зоне досягаемости противника на всю ночь. Читайте также Битва за Белогоровку: Укро-артиллеристов сильно возбуждают Газманов и Шаман «Тарасики и миколы» очень хотят сбежать с Северского участка фронта домой на Львовщину, но «мясник» запретил Правда со включенной модульной системой радиоэлектронного подавления «Волнорез», что несомненно стало неприятным сюрпризом для небратьев. В течение шести часов представители «самой сильной армии Европы» безрезультатно атаковали стоявшую в чистом поле тяжелую огнеметную систему. Потеряв при этом не менее пяти своих FPV-дронов. А закончилась эта неприятная для ВСУ история банально — эвакуацией, восстановлением и возращением «Солнцепека» в строй. В качестве резюме.
Он отметил, что пострадавших нет. РИА Новости со ссылкой на источник в экстренных службах писало , что беспилотник, предварительно, ударился о резервуар с нефтепродуктами и он загорелся. Площадь пожара и объем горящей емкости уточняются. Представитель пресс-службы правительства Орловской области сообщил ТАСС, что возгорание ликвидируют более 60 человек и пожарный поезд. Нижегородская область Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил , что на Кстовскую промзону, на объект топливно-энергетического комплекса была совершена атака беспилотниками. По предварительным данным, пострадавших нет. Работает оперативный штаб», — написал он.
Беспилотники
Налицо еще одно подтверждение того факта, что российский авиапром по части беспилотной техники, которая является бесспорным мировым трендом, особенно в военном деле, отстал не только от таких лидеров, как США или Израиль, но и от Ирана, который вот уже 40 лет находится под санкциями США. А еще от Китая, Турции и еще некоторых стран. Почему так получилось? Некоторые пеняют на трудные 90-е, когда государство не выделяло денег на новые военные разработки. Было такое. Но беда и в том, что в относительно благополучные нулевые наши военные проглядели перспективность нового оружия, посчитав его, очевидно, баловством. Тогдашний главком ВВС публично заявлял: зачем нам беспилотники — у нас самолетов много. Но те самолеты давно уже утилизированы, главком тот в отставке, а вот беспилотников в нужном количестве и качестве как не было, так и нет. Дальше начались другие проблемы. Недоброй памяти министр обороны Анатолий Сердюков решил «построить» промышленность, которая, как он, наверное, считал — жировала на госзаказах. Оборонщикам предложили разрабатывать новое оружие за свой счет, а уже потом военный заказчик, оценив опытные образцы, скажет: годится или не годится.
Предложение, достойное нобелевской премии в области экономики, учитывая, какие миллиарды те же США тратят из госбюджета! С приходом нового министра обороны этот вопрос как-то решили.
У квадрокоптеров четыре микродвигателя и квадратная конфигурация. В переводе с английского буквально «вид от первого лица». Расчет FPV-дрона обычно состоит из двух человек: оператора-пилота и корректировщика. Оператор пользуется специальными линзами так называемыми VR-очками и электронным устройством, на мониторе которого отображается полет дрона. На линии боевого соприкосновения находится корректировщик, отслеживающий маршрут беспилотника в его реальном движении. По рации, связавшись с оператором, второй член расчета корректирует полет FPV-дрона. Эксперты считают его самым опасным среди российских беспилотников, задействованных в Специальной военной операции на Украине.
БПЛА Ланцет может использоваться равным образом для разведки и выполнения каких-то ударных задач. До недавнего времени существовал в двух вариантах: легкий «Ланцет-1» и тяжелый «Ланцет-3». Особый интерес вызывает вторая версия. Дальность полета «Ланцета-3» от 40 до 80 километров соответственно заданию. Западных аналитиков более всего поражает способность российских конструкторов за считанные месяцы адаптировать изделие к изменяющейся обстановке на фронте. Главным конструктором называют Александра Захарова. Из раскрытых официальных тактико-технических характеристик: «Беспилотник оснащен интеллектуальными навигационными и коммуникационными модулями. Не использует спутниковую навигацию. Имеет защиту от лазерного оружия».
Крейсерская скорость 80—110 километров в час. По оценке американских специалистов, производство одного «Ланцета-3» обходится в 35 тысяч долларов. По российским данным немного меньше — 3 миллиона рублей. Стоимость, конечно, немалая, но ударный беспилотник эффективно уничтожает танки, самоходки и другую бронетехнику, оцениваемую в миллионы долларов! В сентябре текущего года в зоне проведения СВО начали применять очередную версию «Ланцета», обозначаемую в документации «Изделие 53». Другое наименование Z-53. Бельгийский интернет-журнал Army Rekognition довольно высоко оценил последнюю модификацию, отметив положительные изменения в системе наведения беспилотника: «Она работает в автоматическом режиме и способна самостоятельно идентифицировать и классифицировать цели». Возросла полезная грузоподъемность сентябрьского «Ланцета», доставляющего «по назначению» пять килограммов взрывчатки! Ведущая российская авиакомпания «Сухой» позиционирует тяжелый разведывательно-ударный БПЛА С-70 «Охотник», иногда называемый беспилотным стелс-бомбардировщиком.
По сообщениям российских СМИ, суперсекретный беспилотник проходит государственные испытания и в следующем году его могут принять на вооружение. С-70 предполагается использовать в различных вариантах, как одинокий бомбардировщик, так и в атакующей группе. Во втором случае «Охотник» может быть задействован в качестве ведомого ударного самолета под управлением Су-57. В настоящее время разрабатывается двухместная версия российского многоцелевого стелс-истребителя, которая предусматривает наличие и пилота, и оператора вооружения. Он-то, оператор, и будет управлять различными оружейными системами, в том числе ударными беспилотниками. Из открытых тактико-технических характеристик С-70 «Охотник» известно, что его вес около 20 тонн, размах крыльев — 19 м, длина — 14 м. Боевая нагрузка — до 8 тонн. Практический потолок: 18 тысяч метров. Дальность полета: 6 тысяч км.
БПЛА сделан по схеме «Летающее крыло» с применением технологии снижения радиолокационной заметности.
Ведущий встречи-заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе — подполковник запаса Лузин Евгений Владимирович рассказал о вкладе военных топографов в годы Великой Отечественной Войны и в современное время. Минутой молчания почтили память погибших в ходе СВО.
Представитель компании «Дрон Солюшнс» - руководитель специальных проектов Статкевич Владимир Александрович выступил с презентацией. В ней он рассказал о действующих и перспективных дронах самолетного типа, особенностью которых является вертикальный взлет и посадка, применение беспилотной малой авиации во всех сферах народного хозяйства и в военном деле.
В Минобороны заявили, что за атакой восьми БПЛА на столицу стоит Украина , и назвали произошедшее террористической атакой. Несколько беспилотников, атаковавших город, упали в районе аэропорта Внуково, где находится специальный терминал, обслуживающий первых лиц государства, а также руководителей представительств других стран.
Текущая ситуация в Москве и Московской области заставила переживать многих, в соцсетях люди активно обсуждают, опасно ли сейчас летать на самолетах и будут ли закрыты аэропорты. Корреспондент MSK1. RU поговорила с авиаэкспертами, чтобы узнать, резонны ли опасения наших читателей или причин для беспокойства нет. Что будет, если беспилотник столкнется с самолетом Самолет — это самый безопасный вид транспорта.
Столкновения в воздухе происходят крайне редко, однако когда это случается, сразу же возникают серьезные проблемы. По мнению экспертов, даже птицы могут стать причиной экстренной посадки или крушения — не то что беспилотники. Как в случае с посадкой на кукурузном поле, там оба двигателя отказали из-за попадания в них стаи птиц. К счастью, тогда всё обошлось, — вспоминает авиаэксперт Роман Гусаров.
RU «Кукурузная посадка» — авиационная авария, которая произошла с самолетом «Уральских авиалиний» в 2019 году.
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников
Беспилотники. «Рособоронэкспорт» предложит организовать зарубежное производство российских БПЛА. Последние новости об атаке дронов и беспилотников на Россию на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ. Российские средства противовоздушной обороны уничтожили беспилотники вооруженных сил Украины над Рязанской и Орловской областями. О том, что российской армии нужны беспилотники и как можно в большем количестве, не говорит сегодня только ленивый.