Несмотря на то, что количество украинских евреев сократилось в восемь раз, на Одессе это сказалось меньше, и она по праву осталась еврейским городом.
А почему в Одессе много евреев?
И вышли они из земли подобно червям... Исраиля и умерло из них 90 человек... И избавил Песах хазар? И пошел от оттуда на Хлгу и воевал с ним четыре месяца, и Бог подчинил его Песаху, и он направился и нашел добычу, которую Хлгу захватил в Смкриу. Тогда сказал Хлгу , что это Романус побудил меня сделать это. И сказал ему Песах: если это так, то иди войной на Романуса, как ты воевал со мной, и тогда я оставлю тебя в покое.
Американский ученый: "Причина культурного упадка Одессы в исчезновении евреев" 19. Такое мнение ученый высказал в своей новой книге «Одесса: гениальность и смерть в городе мечты». Кинг уделил судьбе одесской еврейской общины, которая, по его мнению, играла выдающуюся роль в культурной и общественной жизни города. Уничтожение общины во время румынской оккупации автор книги называет одной из величайших трагедий второй мировой войны и концом культурного первенства: «На русский язык в Одессе оказал влияние идиш.
Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс. Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг. В 1989 г. Так что в наши дни это уже история, ушедшая в прошлое. Но глубокие корни, большие достижения жившего тут семитского народа от врачей до писателей и от банкиров до естествоиспытателей , интереснейшие традиции и любимый многими «еврейский юмор» надолго закрепили за Одессой славу «еврейского» города.
Например про черную сотню, которая была только во времена смутного времени, когда монастыри стали последними крепостями на русской земле. В позднейшее время никакой черной сотни не было, но разговоров про нее до сих пор навалом. Александр Олейник: Это входило в т. Видео-ответ Ответы знатоков Tata: Так уж получилось, что среди народов, столь плодотворно трудившихся в организации и строительстве южного города-порта красавицы Одессы, были и евреи. Одесса щедро и рачительно одарила всех, в том числе и потомков древнего библейского племени. И самое главное, дала возможность вкусить элементы cвободы в той самой империи, которую поэт категорически назвал «страной господ, страной рабов»… Согласно первой переписи основателя города, Дерибаса, в тогдашней Одессе среди жителей-мещан значилось 106 русских, 213 украинцев, 224 грека и 240 евреев. Право жительства в черте оседлости в Новороссии евреям было дано за четверть века как минимум до начала строительства города, еще с середины восемнадцатого столетия. Начало еврейской общине положили шесть евреев-ремесленников с семьями, которые жили еще в турецкой крепости Хаджибей. В 1794 году год основания еврейское население Одессы составляло десять процентов всех тамошних жителей. Участие одесских евреев в местном управлении — привилегия, впервые данная в 1783 году евреям Белоруссии, — в Одессе поощрялось и даже приветствовалось из столичного Санкт-Петербурга. Все начиналось при Екатерине, которая всячески и открыто, и секретно способствовала колонизации юго-запада России.
История и причины присутствия евреев в Одессе: рассмотрение фактов и обстоятельств
Речь идёт о таком проекте, как создание второго Израиля, или резервного государства для граждан Израиля со столицей в Одессе. Свежие новости Одессы на сегодня, 23.05.2022: Запад пытается вывезти украинское зерно, заблокированное в Одесском порту. В послевоенное время началась антисемитская кампания, из-за которой евреев увольняли с работы, некоторых арестовывали, были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе.
Одесса — город русский и чуть-чуть еврейский
Многие только пережидают военные действия, в том числе, в других областях Украины. Есть даже некий лагерь беженцев под Житомиром, организованный для луганской общины. Вчера я получил известие, что община Мариуполя осталась в городе, несмотря на то, что в каких-то 30-ти километрах слышна канонада. В эту субботу раввин проводил молитвы и все обряды, которые полагается иудеям выполнять в шаббат. Синагога работает, она открыта".
Сейчас это некое временное явление. В большинстве своем люди хотят переждать кровопролитие на востоке страны.
Наиболее продвинутые сефарды и ашкеназы понимали неизбежность очередного великого и массового переселения своего народа. Недаром же они санкционировали строительство в том же Днепропетровске самой большой синагоги на всем евразийском континенте. Они внесли великий вклад в развитие науки, литературы, искусства и других областей. Их много среди депутатов, мэров и президентов. Люди на Украине, как и в других европейских странах, сами, без принуждения голосуют за евреев на выборные должности.
И если вдруг в результате войны на Ближнем Востоке Израиль как государство падет в то, что это произойдет прямо сейчас, лично я не верю , то евреи могут переехать, куда захотят — в любые страны, включая Украину. Им не нужно совершать какие-то особые действия по отношению к Украине — евреи могут просто приехать и жить там. У многих украинское гражданство есть, а у кого нет — оформить его не будет проблемой… Украина для многих евреев родной дом. Здесь родились они, их родители и родители их родителей. Спросите одессита или днепропетровчанина, что будет, если в их город приедут евреи. Он ответит: «Ха! Они мы и не уезжали»».
Звучит практически как предложение израильским евреям перебраться в «ридну нэньку». Но это и логично. Совершенно очевидно, что нынешнее поколение кремлевских старцев не в силах остановить войну. Не может, не хочет, не в силах, не в состоянии. Так же они не в силах, не в состоянии далее по тексту доставить проблемы нашим противникам на их территории. То есть тем, отвечать за что не придется — никому и никогда. Устроить какой-то теракт в стиле своих знаменитых предшественников — это за гранью их восприятия мира.
Евреи стали массово покидать Одессу после восьмидесятых годов, когда появилась возможность свободно выехать за границу и многие из них устремились в Израиль или в США. Похожие статьи.
Однако существовавшая до войны динамичная и креативная община уже не возродилась. При этом Ч. Кинга отметил, что для современных России и Украины история довоенной Одессы может стать моделью политического и общественного развития, примером для подражания, образцом для формирования современной национальной идентичности.
Я имею вам сказать за Одессу-маму...
Еврейская община Одессы всегда была известна своей богатой культурной жизнью, особенно в области литературы, музыки и театра. Сегодня община евреев в Одессе продолжает активно развиваться. Она включает в себя синагоги, еврейские образовательные институты, центры культуры и искусства, а также организации, посвященные сохранению и продвижению еврейской культуры. Помимо этого, Одесса привлекает еврейских туристов со всего мира. Город известен своими историческими достопримечательностями, красивыми пляжами и живописными видами. Многие посещают Одессу, чтобы узнать больше о своем еврейском наследии и посетить места, связанные с их предками.
В первых городских вузах - «Благородном институте» и в Ришельевском лицее также обязательным было изучение итальянского языка. Даже в церковном училище при евангелической то есть протестантской церкви, открытом в 1824 году обучали итальянскому. Видимо, протестантам для успеха в делах знать итальянский было необходимо.
Итальянцы, помимо развития городской коммерции, внесли огромный вклад в развитие культуры. Именно итальянцы дали Одессе большое количество архитекторов, ювелиров, театральных деятелей, издателей, музыкантов, художников, преподавателей гимназий и университета. Вплоть до 70-х годов XIX века число итальянцев продолжало неуклонно расти, но затем рост итальянской группы приостановился, и в тоже время итальянцы начали растворяться в окружающей их русской среде.
Появились двойные фамилии, часто сокращающие до неузнаваемости итальянскую часть, а многие итальянские фамилии и вовсе полностью исчезли в смешанных браках. В 1905 году в Одессе насчитывалось всего 50 постоянно проживавших в городе итальянских подданных, и еще 600 одесситов, назвавших себя итальянцами, итальянским языком не владели. В советский период истории одесские итальянцы исчезли как этническая группа, смешавшись с разноплеменным русскоязычным населением города.
Особую роль в истории Одессе сыграли французы. Герцог Ришелье которого одесситы фамильярно и поныне называют Дюком и сменивший его Александр Ланжерон справедливо считаются теми, кто создал Одессу. Но помимо градоначальников, французы дали городу множество других деятелей экономики и культуры.
Французы создали в Одессе первые банки. Одесский коммерческий суд возглавлял граф де Сен-При, коммерцией с Европой занималась фирма Франже. Среди самых первых заводов Одессы - стеариновых свечей Ж.
Питансье, ваксы А. Жако, мыла Лабера, пудры Пишона. Неудивительно, что первая городская газета печаталась по-французски.
А когда в 1827 году начал выходить «Одесский вестник», то и он печатался на двух языках - французском и русском. Впрочем, французы не были столь многочисленными, как итальянцы или греки, так что ассимилировались они уже к концу XIX века. Как и во многих крупных городов Российской империи, в Одессе проживало много немцев.
Уже в 1803 году немцев в молодом годе было 558 человек. Среди первых одесских базаров был и Немецкий рынок. По переписи 1897 г.
Немцы имели сильные позиции в деловой жизни города.
Это произошло по следующим причинам: с 1791 по 1917 год в России существовала черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось за некоторыми исключениями. Крупнейшие города империи - Москва и Петербург - естественно были за пределами этой черты, поэтому больших диаспор евреев там сформироваться не могло.
Покинуть столицу юмора те, дескать, готовы в случае дальнейшего ухудшения обстановки. Например, в Молдавию. В выходные дни они закрыли Большую хоральную синагогу, собрали всех студентов и опасались за их жизнь.
Всем членам общины были разосланы сообщения, в которых их настоятельно просили оставаться дома. Они планируют арендовать лагерь отдыха на 600 человек, чтобы увезти детей, молодежь в безопасное место, - рассказал в эфире Радио «КП» 97,2 FM вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган. Дурной признак - считать евреев. Раввины говорят о 30 тысячах, другие источники - 10-15 тысяч. В любом случае речь о десятках тысяч человек.
«Великий исход евреев из Израиля – не за горами? И как это скажется на СВО?»
Ведь до молдавской границы от украинского города рукой подать - всего 50 километров. А один из районов Одессы так и называется - Молдаванка. Молдаване, да и сами украинцы, часто любят вспоминать, что за последние 650 лет между этими двумя странами не было ни одного военного конфликта. Молдаване, проживающие в Одессе, хорошо ладят с украинцами, называя их мирными и очень трудолюбивыми. По последним данным, в Южной Пальмире проживает не менее 8 тысяч молдаван. А во всей Одесской области их насчитывается 125 тысяч. Одесские молдаване занимаются на чужбине в основном тремя вещами - сельским хозяйством, бизнесом и наукой. Среди профессоров и преподавателей одесских вузов немало выходцев из соседнего государства. Молдаване в Одессе чувствуют себя очень легко и уютно. Никакого языкового барьера у них нет, как правило, они свободно владеют как украинским, так и русским языком. Представители этого меньшинства празднуют в Одессе свои традиционные народные праздники: Мерцишор и Маланку.
Кстати, именно одесская община молдаван финансирует издание всеукраинской газеты "Луче Феру", которая печатается на молдавском языке для представителей диаспоры. Одесса: газ. Тарифы для населения Новые тарифы на отопление и газ - вопрос, который очень сильно волнует одесситов. В мае 2015 года местное предприятие "Одессагаз" объявило о новых тарифах для жителей города. Так, ежемесячная плата за газ для жильцов квартир с обычными газовыми плитами возросла в 3 раза и составляет сегодня 21,56 гривен с человека. А вот обладатели газовых колонок должны платить 64,69 гривен на человека. Вместе с этим также возросли тарифы на отопление и горячую воду.
То есть он хотел выпрыгнуть, спастись, хотел жить... Но от пламени не убежишь. Милая юная девушка с хвостиком налила в бутылку бензин и сунула в горлышко тряпицу.
Аннушка пролила масло. Там есть все, чтобы содрогнуться от омерзения: и " Одесская копченая сотня" и "мирные жители дома сидят" про убитых под горой Карачун -там до сих пор куски мяса валяются, людей рвало крупнокалиберными пулями. И знакомое "вы не журналист, валите в свою Рашку-Парашку", "рой себе могилу москаль" или истошно-трусливое: "хлопцы-спецназ, выпустите ему кишки! События в Одессе освещает спецкор Нигина Бероева Также предлагаем подписаться на наш твиттер.
И почему-то только в Одессе конца 19-го века они вызвали у абсолютно нерелигиозных евреев такой «неожиданный» порыв — организовать массовое возвращение в Землю Израиля. Читаем в полицейском отчете 1886 года: «…По собранным негласным путем сведениям обнаружено следующее: немедленно после еврейских погромов в Одессе начали образовываться кружки, целью которых было способствовать в материальном отношении евреям, выселявшимся из России в Америку и Палестину». Единственная легальная сионистская организация в Российской империи — Палестинофильский комитет, созданный в Одессе, собирал деньги среди евреев для евреев, а на эти средства у турков и арабов покупали земли в Палестине, организовывали и поддерживали там сельскохозяйственные колонии. Положительные и отрицательные стороны сионизма не являются темой данной статьи. Отметим лишь факт: в Одессе стали обучать тысячи переселенцев ивриту, ремеслам и земледелию. Одесский публицист Моше Лейб Лилиенблюм писал в то время: «Одесса представила пример того, как евреи, вместе с другими пришедшие на здешние пустынные земли, взялись за постройку прекрасного города и успешной гавани. Так что они вполне могут это повторить и на земле Обетованной». Разношёрстная публика Молдаванки еще ходит по субботам в синагогу, ставит «хупу» , совершает обрезания и хоронит по еврейскому обряду , и все эти люди еще как будто связаны между собой невидимой нитью. Но дети их уже мечтают о «лучшей жизни», подсмотренной в городском театре и нафантазированной из прочитанных романов. Образ «благородного разбойника», каким его нарисовал Бабель, — так был необходим евреям в пору их тяжелого существования, полного ограничений и унижений. Отрыв от традиции уже вкрался в их жизнь, их заповеди уже не те, что были на Скрижалях , они перестают чувствовать связь с Вс-вышним, поэтому ищут в своей среде справедливых судей и храбрых защитников, что будут оценивать их по их достоинствам, а не по толщине их кошельков. А в одессите Владимире Зееве Жаботинском еврейское начало пробудила следующая волна погромов, которая прокатилась по югу Украины в 1903-1905 годах. Еврейская самооборона и еврейские студенты, организовавшие милицию, действуют в первый день погрома довольно успешно, но против них брошены войска и даже артиллерия. Самооборона теряет пятьдесят человек убитыми. Евреев убивают и в районах, примыкающих к Одессе, в поездах, топят в море. В октябре 1905-го года в Одессе было введено военное положение, продолжавшееся четыре года. Наступает тяжкий период в жизни еврейства Одессы. Местные молодчики из «Союза русского народа» безраздельно господствуют в городе. Черносотенцы изгаляются над евреями, унижают и избивают их, пользуясь полной поддержкой градоначальника генерала Толмачева. В этот период Владимир Жаботинский стал убежденным сионистом, вступил в еврейскую самооборону и вместе Дизенгофом стал собирать средства для покупки оружия. Тягостная антисемитская атмосфера порождала тягу в Эрец-Исраэль.
Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака. Существует еще множество имен великих людей, родившихся или творивших свои произведения в Одессе. Неудивительно, что среди такого большого количества людей встречались и видные представители криминала. Некоторые из них вообще стали легендарными личностями. Среди наиболее известных из них стоит упомянуть Софью Блювштейн, работавшей под кличкой Сонька Золотая ручка. Сама молодая женщина не была уроженкой Одессы, однако много в ней промышляла, попутно блистая в местном светском обществе. Другой легендарной личностью стал Михаил Мойша Винницкий, более известный под своим криминальным именем Мишка Япончик, считавшийся в начале XX века королем одесских бандитов. Очень часто в криминал уходили дети вполне обеспеченных родителей. Примером может служить Петр Перец, сын декабриста-еврея, получившего дворянское звание по указанию самого императора. Лев Беркович, известный одесский вор, происходил из богатой купеческой семьи. Были и другие случаи, когда дети уголовных «авторитетов» становились образованными законопослушными людьми. Примером этому служат Перельманы. Отец семейства Исаак сам вором и скупщиком краденого. Один из его сыновей также пошел по криминальной линии, зато 2 других уехали во Францию, где получили университетское образование в Сорбонне. Послереволюционное время Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война быстро разделили людей на 2 враждующих лагеря. Часть одесской еврейской элиты эмигрировала из России, другая — выступила в поддержку переворота. Тот же Мишка Япончик сформировал из своей 2-тысячной армии налетчиков полноценное армейское подразделение — 54-й полк имени Ленина. Правда, воевали бывшие бандиты недолго, разбежавшись после первого же боестолкновения. Самого же Япончика вскоре убили. В самой Одессе, как и в былые времена, управление осуществляли наиболее грамотные представители еврейского сообщества, перешедшие на сторону большевиков.
А почему в Одессе много евреев?
По многим причинам Одесса в начале 20-го века стала притягательным центром для евреев, проживающих в России, и особенно для евреев, которые жили в местечках, относительно близких к Одессе. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»:Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах. 08 июля 2017 Mikhail Malkin ответил: Сейчас в Одессе евреи составляют лишь около 1% населения, что в любом случае немного. По многим причинам Одесса в начале 20-го века стала притягательным центром для евреев, проживающих в России, и особенно для евреев, которые жили в местечках, относительно близких к Одессе. После войны какое-то количество евреев в Одессу вернулись однако в целом перестала быть "еврейской". Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году.
Места в Одессе, связанные с евреями
- Курсы валюты:
- Украину освобождают от населения для евреев
- История еврейской общины в Одессе
- Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения
- Краткая история еврейской Одессы
ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
«Одесса — это, конечно, русский город, но вот чуть-чуть еврейский», — сказал Путин. Одной из ключевых причин, почему евреи выбрали Одессу, была ее богатая торговая и промышленная инфраструктура. Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Почему в одессе много евреев. Одесса имеет большое количество еврейского населения из-за исторических, культурных и экономических факторов. В послевоенное время началась антисемитская кампания, из-за которой евреев увольняли с работы, некоторых арестовывали, были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе.
Я имею вам сказать за Одессу-маму...
Она включает в себя синагоги, еврейские образовательные институты, центры культуры и искусства, а также организации, посвященные сохранению и продвижению еврейской культуры. Помимо этого, Одесса привлекает еврейских туристов со всего мира. Город известен своими историческими достопримечательностями, красивыми пляжами и живописными видами. Многие посещают Одессу, чтобы узнать больше о своем еврейском наследии и посетить места, связанные с их предками. Таким образом, много ли сейчас в Одессе евреев? Да, еврейская община Одессы продолжает жить и процветать, сохраняя свою культуру и историю.
Вторая половина XIX века была золотым временем для Одессы.
Рост и процветание города привлекли еще больше еврейских бизнесменов и предпринимателей. В то время евреи играли важную роль не только в торговле, но и в банковском секторе, недвижимости и промышленности. Экономический рост евреев в Одессе был также связан с увеличением населения города. Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе. Они приходили в город в поисках работы и учебы. Евреи также активно участвовали в культурной жизни Одессы.
Они открывали и поддерживали театры, музеи, библиотеки и другие культурные учреждения. Они были патронами и спонсорами искусства и литературы. В результате, Одесса стала известным центром еврейской культуры и привлекала евреев со всего мира. Экономический рост и влияние евреев в Одессе продолжались до начала XX века и оставили незабываемый след в истории города. Культурные и общественные достижения еврейской общины Еврейская община в Одессе имеет богатое культурное наследие и внесла значительный вклад в развитие города. Благодаря активности еврейских эмигрантов и их стремлению к образованию, Одесса стала центром современных искусств и науки.
Одна из самых известных достопримечательностей, связанных с еврейской общиной, — это Одесский национальный академический театр драмы и комедии имени М. Театр был основан в 1926 году и стал одним из крупнейших и наиболее известных театров Украины. Его репертуар включает пьесы классических и современных авторов, а также спектакли, посвященные еврейской культуре и истории. Еврейская община также оказала значительное влияние на развитие музыкальной сферы Одессы. В городе действуют несколько еврейских музыкальных ансамблей, которые популяризируют традиционную еврейскую музыку и исполняют классические произведения. Одесса также известна благодаря своим еврейским писателям, которые внесли значительный вклад в мировую литературу.
Одесский дух и еврейская тематика нашли свое отражение в работах таких знаменитых авторов, как Исаак Бабель, Владимир Жаботинский и Григорий Иванович Хваршевский. Еврейская община также активно участвует в социальной жизни Одессы.
Большую часть времени у них вообще не было собственного государства, пока арабы не уступили часть своей земли для создания Израиля под давлением других государств. Неудивительно, что многие известные евреи прославились в других городах и странах, в том числе и замечательной «маме Одессе».
И там была другая «жмурка». Одесситы всю игру были впереди, и вдруг в капитанском конкурсе Валерий Хаит проигрывает Юлию Гусману целый балл, и Баку выходит вперед. Ничего страшного, подумал я, впереди еще литературный конкурс, так называемый БРИЗ, коронка одесситов, которую они не проигрывали. Но тут выходит Масляков и объявляет, что в связи с перерасходом эфирного времени последний конкурс отменяется, а значит, победила команда Баку. И тут же прекращается трансляция и гаснут огоньки на всех телекамерах. Что тут началось! У ложи жюри столпились все тогдашние знаменитые капитаны — Слава Харечко, Фима Аглицкий, Андрей Меньшиков — и кричали, что это позор, что так нельзя, и еще что-то совсем нецензурное. Наша команда тоже рвалась к жюри, но Хаит ее успокоил, выстроил на сцене лицом к ложе, и одесситы спели фрагмент из финальной песни приветствия: «До свидания, разные по званию судьи государства КВН, много уделявшие внимания, ничего не требуя взамен.
Не забыть нам это здание и гостиницы Москвы... До свидания, до свидания... Мы уходим, увы! А когда он входил в ложу, у него в руках ничего не было. Следующая сцена уже на улице. Автобус с бакинцами отъезжает от Телетеатра. Я, размахивая плакатом с надписью «Одесса», кричу: «Салют победителям! Много лет спустя, когда я работал на команду из Баку, я напомнил Юлику этот эпизод, и он воскликнул: «Так это был ты?!
С Масляковым была чудная история в финале первого сезона возрожденного КВН. Еще накануне игры мы вполне обоснованно предполагали, что на нас будут давить. В последнюю ночь в номере у Хаита состоялось тайное совещание, в котором участвовали несколько человек, в частности Фима Аглицкий. Он хорошо знал Васильича еще с 1960-х, они дружили семьями. У Фимы спросили: «Масляков же завтра будет сильно давить. Что можно этому противопоставить? Потом подумал и добавил: «Вы знаете, он очень боится физического воздействия». И тут его взгляд упал на Сережу Рядченко, который поехал на нашу игру в первый раз и которого Масляков раньше не видел.
Вид у Сережи был именно тот: здоровенный, широкоплечий, суровой внешности мужик. В юности он занимался боксом, а после института, окончив факультет романо-германской филологии, прошел Афган.
"Русский и чуть-чуть еврейский город". Правда об Одессе, которую не смогут скрыть украинизаторы
Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»: Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах названную Черноморском) как еврейскую (одни пикейные жилеты чего стóят!); близок им духом одесский. Евреи стали массово покидать Одессу после восьмидесятых годов, когда появилась возможность свободно выехать за границу и многие из них устремились в Израиль или в США. Фактом является присутствие евреев из Израиля и США при событиях в Одессе и там же корреспондент из Англии, который странным образом туда попал.
Места в Одессе, связанные с евреями
- Перевод на другие языки
- Евреи из Одессы не эвакуируются – они просто уезжают
- Почему в Одессе проживает так много евреев?
- Еврейская панорама :: 4 (106) Апрель 2023 :: Самый нееврейский «еврейский джентльмен» Одессы
- Одесса | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру