Министерство обороны Киргизии отменило проведение командно-штабных учений Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство-2022». Пройденный нами путь, в результате которого Организация Договора о коллективной безопасности приобрела новое качество, стала авторитетной структурой международной и региональной безопасности, позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Официальный канал Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Флаги государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) перед заседанием Комитета секретарей советов безопасности в Ереване Белоруссия уведомила ОДКБ об угрозах в восточно-европейском регионе. Армения была и остается союзником Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), нет смысла делать категоричные выводы из отсутствия Еревана на сессии в Минске.
Лавров ответил на вопрос о привлечении войск ОДКБ к спецоперации на Украине
Понятно, что когда Лукашенко попал под санкции, всё его балансирование, вся его разновекторность - это всё быстро закончилось. Он стал по сути вассалом, как российский протекторат, если уж честно говорить. Да, там есть какие то элементы суверенитета внутреннего, но степень зависимости совершенно другая... Есть такая развилка для Москвы, где и так и так хорошо... Если союзники не под санкциями, они и поспокойнее себя чувствуют и их можно использовать в качестве источника неофициального импорта. Сейчас не хватает ничего, вплоть до автомобильных деталей. А с другой стороны, если они попадут под санкции, то вот сплочение пространства", - добавляет Баунов. При этом даже зависимая от российского газа и политики Беларусь не стала участвовать в боевых действиях в Украине. И сказанные в конце февраля слова о том, что республика может участвовать в конфликте, постепенно забыты. Но если надо будет, если это будет необходимо Беларуси и России, они будут", - говорил Александр Лукашенко 24 февраля 2022 года, в день начала "спецоперации". Почему Казахстан - не Украина в глазах Москвы Многие задаются вопросом, почему Владимир Путин испытывает неприязнь к Украине, но не трогает Казахстан, за исключением выпадов отдельных чиновников, депутатов и прокремлёвских пропагандистов.
По мнению Александра Баунова, безопасность Казахстана кроется в сотрудничестве с Россией. Открывающийся в понедельник в Москве саммит - очередная демонстрация лояльности. В этом отношении страны ОДКБ хоть и испытывают беспокойство, но видят, что она ведёт себя не вполне рационально, и является опасным соседом. Однако они понимают, что Россия — опасный сосед, прежде всего, не для них, а для тех, кто не хочет входить в интеграционные проекты с лидерством России и для тех, кто хочет входить в альтернативные проекты. Вот для них, в первую очередь, Москва является источником угрозы. Москве ведь нужно показать, что есть разница между статусом противника и статусом союзника, поэтому понятно, что союзников она обижать не будет. Хотя бы для того, чтобы продемонстрировать всем остальным, что быть союзником России — выгодно и безопасно", - поясняет Баунов. Эксперты сходятся во мнении, что даже несмотря на произошедшее на Украине, международное право еще худо бедно, но действует.
В этом активно участвует созданная по инициативе России межгосударственная военно-экономическая комиссия ОДКБ. Мы все, уверен, будем готовиться к тому, чтобы достойно отметить в 2025 г. Планируется сотрудничество ОДКБ с заинтересованными странами и международными организациями в сфере безопасности. Предлагается сосредоточиться на взаимодействии с ООН и ее структурами. Токаев напомнил, что 18 марта 2010 г. Еще один приоритет — доработка нормативно-правовой базы по вопросу оперативного развертывания Коллективных сил оперативного реагирования КСОР , в частности, беспрепятственного и беспосадочного транзита контингентов, полетов военной авиации и других аспектов. Токаев также обратил внимание на подготовку военных кадров и раскрытие потенциала миротворческого контингента. Президент Казахстана также уверен в необходимости развивать сотрудничество в противодействии международному терроризму и экстремизму. Кроме того, нужно повышать эффективность борьбы с наркотрафиком.
По итогам саммита, приуроченного к 30-летию создания ОДКБ, лидеры стран-участниц подписали несколько совместных документов, включая заявление Совета коллективной безопасности ОДКБ. Реклама Главы государств — членов ОДКБ заявили о готовности и впредь обеспечивать безопасность рубежей в зоне ответственности организации, суверенитет и территориальную целостность стран-участниц. Лидеры отметили, что ОДКБ накопила потенциал для противодействия широкому спектру вызовов и угроз и стала фактором стабильности на евроазиатском пространстве.
Почему необходимо усиливать роль блока на международной арене? Как коллективный Запад стремится воспрепятствовать укреплению военной составляющей? Эти и другие вопросы обсудили участники видеомоста. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber.
Два десятилетия в едином боевом строю
Оно сделано по итогам юбилейного саммита, состоявшегося в Москве 16 мая. Как отметили в заявлении лидеры стран ОДКБ, структура организации совершенствуется, а спектр ее деятельности расширяется: в частности, во взаимодействии во внешней политике и в военной сфере, сотрудничестве по вопросам миротворчества, борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также по другим направлениям. Так, проведенная в январе 2022 года миротворческая операция в Казахстане подтвердила готовность сил организации эффективно решать задачи безопасности и показала высокий статус ОДКБ в системе международных и региональных организаций, подчеркивается в заявлении. Лидеры выразили готовность к углублению сотрудничества с Организацией Объединенных Наций ООН , другими заинтересованными международными и региональными организациями и государствами, однако в то же время отметили озабоченность некоторыми тенденциями, которые наблюдаются на международной арене.
Так, в декабре 2010 года страны, входящие в ОДКБ, а это Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения, подписали Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Согласно документу система коллективной безопасности ОДКБ предусматривает обеспечение благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития сторон путем предотвращения и устранения угрозы миру, локализации войн и военных конфликтов, совместной защиты от вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон, противодействия другим вызовам и угрозам безопасности, а в случае их развязывания — обеспечение гарантированной защиты национальных и коллективных интересов, суверенитета и территориальной целостности сторон. Руководствуясь этой целью, страны, входящие в организацию: рассматривают вооруженное нападение агрессию , иные вызовы и угрозы в отношении одной или нескольких сторон как вооруженное нападение агрессию , иные вызовы и угрозы в отношении всех сторон и будут предпринимать соответствующие ответные меры с использованием всех сил и средств, находящихся в их распоряжении; строят свои отношения со всеми государствами и союзами государств на основе общепризнанных норм и принципов международного права, содействуют расширению мер доверия в военной области, проводят последовательную политику, направленную на предотвращение войн и вооруженных конфликтов; отдают предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз в рамках обеспечения коллективной безопасности на региональном и глобальном уровне; формируют силы и средства системы коллективной безопасности. Соглашение предусматривает, что системы коллективной безопасности предназначены для участия: в предотвращении угрозы и отражении вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон, локализации вооруженных акций и конфликтов; в мероприятиях по противодействию вызовам и угрозам безопасности сторон, включая борьбу с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи; в усилении охраны государственных границ, а также государственных и военных объектов сторон; в миротворческих операциях; а также для решения иных задач, определенных советом коллективной безопасности ОДКБ. В состав сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ входят: объединения, соединения, воинские части и подразделения национальных вооруженных сил и других войск сторон, а также подразделения специального назначения группы специалистов органов внутренних дел полиции , внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, формирования органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подчиненные национальным органам управления и используемые по решению органов ОДКБ; коалиционная группировка войск; группировки объединенных совместных военных систем; коллективные миротворческие силы. При этом в документе говорится, что стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон.
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года , Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако Белоруссия отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся « молочной войны » с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнёров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее, решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность ОДКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и, соответственно, отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматривавшиеся 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.
Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых в период между сессиями совета. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов организации. За подготовку предложений по военной составляющей, координацию реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества отвечает Объединенный штаб ОДКБ Высшим административным должностным лицом Организации Договора о коллективной безопасности является генеральный секретарь. Политическое и военное сотрудничество Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные группировки войск, Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные военные системы и объекты военной инфраструктуры. Подготовка Коллективных сил к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий. Начиная с 2004 года на территории государств-членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба, среди них: "Рубеж", "Взаимодействие", "Нерушимое братство", "Гром", "Кобальт" и другие. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций. В 2007 году главами государств-членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности организации, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. В январе 2022 года в связи с обращением президента Казахстана, а также ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, принял решение о проведении в Республике Казахстан миротворческой операции. Коллективная миссия, продлившаяся в период с 6 по 19 января, прошла успешно и была завершена после нормализации обстановки. Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам безопасности для ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.
Делегация Организации Договора о коллективной безопасности посетила Дербент
23 ноября в Минске пройдет саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — сессия Совета коллективной безопасности. Делегация Организации Договора о коллективной безопасности прибыла в Дагестан для участия в открытии памятника воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Как НАТО, так и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) работают по принципам устава ООН, имеют военные базы союзников на своей территории, борются с [ ]. Главы государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали пакет документов по итогам саммита в Минске. Россия не просила помощи в спецоперации у стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так как имеет всё необходимое для достижения поставленных целей. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 1992 году.
Эффективность ОДКБ в контексте меняющейся системы региональной безопасности
Ключевая роль в этом отводится деятельности специального представителя генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества», — сказал Касым-Жомарт Токаев. Ещё одним приоритетом было названо развитие сотрудничества по противодействию международному терроризму и экстремизму, то есть укрепление антитеррористической составляющей системы коллективной безопасности. Важно задействовать механизм по розыску, задержанию и экстрадиции лиц, причастных к терроризму и экстремизму. Предлагаем активизировать деятельность Рабочей группы экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ», — сказал президент Казахстана.
По его словам, организация должна также противодействовать незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и делать это с учётом актуальных факторов, в том числе роста распространения синтетических наркотиков. Определяющую роль в этом призван сыграть Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Касым-Жомарт Токаев также считает значимыми направлениями борьбу с незаконным оборотом оружия и организованной транснациональной преступностью, углубление сотрудничества по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противодействие преступлениям в сфере информационных технологий.
Представляется важным учитывать это при использовании нашего основного инструмента — операции ОДКБ по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий «ПРОКСИ», — сказал президент Казахстана. Он проинформировал коллег о том, что список приоритетов председательства Казахстана в ОДКБ будет направлен государствам—членам в ближайшее время. Токаев выразил уверенность в том, что комплексная работа по укреплению и развитию системы коллективной безопасности государств ОДКБ будет продолжена.
Стоит добавить, что выступивший на саммите в Минске президент России заявил о том, что совместная деятельность в рамках ОДКБ способствует сплочению государств и народов альянса, сохранению памяти об общей истории и достижениях. Со своей стороны президент Беларуси напомнил, что в основе завершающегося председательства его страны в ОДКБ лежал девиз «Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности». Мы сформулировали приоритетные направления председательства таким образом, чтобы они заложили основу на долгосрочную перспективу развития ОДКБ.
Активнее всего пользуются этим в основном Беларусь и Казахстан. Страны-участницы взаимодействуют [17] для противостояния угрозам терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотических средств, которые возникают, в том числе и на границе с Афганистаном. С 2003 по 2019 года в рамках региональной операции ОДКБ «Канал» было изъято 385 тонн наркотиков, 14 тысяч единиц огнестрельного оружия и 392 единицы боеприпасов. ОДКБ пытается бороться с нелегальной миграцией и c 2008 по 2019 года в рамках операции «Нелегал» сумела выявить 1,5 миллиона нарушений миграционного законодательства, задержать 4 тысяч граждан, находившихся в нелегальном розыске, наложить штрафов на 90 миллионов долларов и возбудить более 13 тысяч уголовных дел. Военные учения при ОДКБ наряду с обменом информации и консультациями являются одними из главных механизмов сдерживания и предупреждения угроз безопасности. С 2009 года организация занимается защитой киберпространства и в рамках операции «ПРОКСИ» до конца 2019 года заблокировала 32 тысячи сайтов, в содержании которых обнаружены признаки преступной деятельности и на этой же основе возбудила 15 тысяч уголовных дел. Несмотря на то, что региональные операции проводятся на регулярной основе «Канал», «Нелегал» и «ПРОКСИ» , наличие Коллективных сил оперативного реагирования, в ОДКБ неэффективно работают механизмы профилактики и предупреждения конфликтов. За последние 18 лет организация придерживалась нейтралитета и не выступала в поддержку ни одной из сторон. Участие России в ОДКБ формально подтверждает её право на господствующее влияние в регионе, а центральноазиатские страны-участницы ОДКБ таким образом получают политическую и военно-техническую поддержку.
За что критикуют ОДКБ? Часть нормативных актов, принимаемых в ОДКБ, не имеет необходимых механизмов реализации. Например, в ОДКБ существует нормативная база для сотрудничества с международными организациями, но не прописаны механизмы её реализации. Из-за этого сотрудничество с международными организациями сегодня носит ограниченный характер. Отсутствует единая стратегия реагирования государств ОДКБ на внутригосударственные и международные конфликты, из-за чего пострадала внутренняя политическая стабильность в евразийском регионе. При этом часто страны сами не в состоянии решать внутригосударственные конфликты без посредников, а вмешательства ОДКБ и России не желают. Наглядный пример — конфликт на таджикско-кыргызской границе, где периодически вспыхивают столкновения с пограничниками и приграничным населением. МИД Таджикистана отказалось от вмешательства третьих сторон в ситуацию, назвав «деятельность в области делимитации и демаркации государственных границ внутренним делом государств-участников ОДКБ». По сей день миротворческие силы ОДКБ ни разу не были задействованы в вооружённых конфликтах, поэтому невозможно оценить их реальную ценность.
При этом численность войск в системе коллективной безопасности ОДКБ [21] к 2020 году составляет около 26 600 человек, что характеризует незначительный рост военной мощи Коллективных сил оперативного реагирования с начала их создания в 2009 году — тогда в КСОР числилось около 20 тысяч человек. Это одна из главных причин отсутствия у ОДКБ позитивного миротворческого имиджа. Недостаток исследовательских программ негативно влияет не только на бренд ОДКБ, но и на её продуктивность: наличие аналитических и прогностических функций, могли бы предотвращать эскалацию конфликтов в евразийском регионе и периодически предоставлять общественности полный отчёт о проделанной работе.
Сообщается, что будут подписаны соглашения, связанные с оснащением созданных в ОДКБ миротворческих сил современными вооружением, военной и специальной техникой, совместного формирования «подразделений радиационной, химической и биологической защиты и медицинского обеспечения». Эксперт обращает внимание на то, что вопрос участия сил ОДКБ в миротворческих операциях ООН обсуждался 10 ноября на заседании военного комитета организации. Такой механизм, я уверен, будет создан. Он также обращает внимание на то, что в рамках этих проблем под эгидой ОДКБ в Минске неделю назад прошла Международная военно-научная конференция о развитии, подготовке и применении сил и средств системы коллективной безопасности в потенциальных военных конфликтах.
Неткачев говорит о том, что в Белоруссии, по данным Минобороны РФ, российские военные проходят интенсивную боевую подготовку на полигонах, в том числе с применением бронетехники. Не исключаю, что российские группировки создаются для того, чтобы, войдя в западные регионы Украины, отрезать пути снабжения ВСУ из Польши», — полагает эксперт.
А для фиксации скоординированных позиций и продвижения коллективных интересов на международной арене принимаются совместные заявления государств ОДКБ. Главной задачей военного сотрудничества является обеспечение коллективной безопасности стран организации — для этого поддерживается необходимая достаточность сил и средств.
А для выполнения миротворческих задач у нас выделены военный, полицейский и гражданский персоналы. Хочу особо подчеркнуть, что наш миротворческий контингент создан в соответствии со всеми требованиями ООН. Для оперативного и эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы в ОДКБ постоянно совершенствуется антитеррористическая составляющая системы коллективной безопасности, развиваются механизмы противодействия незаконному обороту наркотиков и миграции, защиты информационного пространства, взаимодействия в охране государственных границ и оказания гуманитарной помощи населению при чрезвычайных ситуациях. Как оценивают эту операцию эксперты? В первую очередь обращает на себя внимание оперативность действий: экстренные консультации глав государств-членов в онлайн-режиме состоялись сразу после получения обращения от Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
От момента завершения консультаций и принятия политического решения на проведение операции до вылета первых подразделений миротворцев прошло всего несколько часов. В зоне операции наши военнослужащие действовали профессионально: четко и слаженно — именно так, как отрабатывали на совместных учениях. Все поставленные задачи они выполнили. Действия Коллективных миротворческих сил были удостоены высокой оценки со стороны руководства Казахстана и Совета коллективной безопасности ОДКБ. Надеюсь, ход и результаты этой миссии станут внятным сигналом для всех: мы не оставим союзника один на один с провокаторами и преступниками.
Всегда ли странам организации удается находить консенсус по важным вопросам? И это обстоятельство — добротный фундамент для выработки общих подходов к решению множества важных международных задач. Есть ясное понимание того, что ослабление безопасности любого государства ОДКБ автоматически означает ослабление безопасности всех других. Вместе с тем наша организация — это объединение шести равноправных независимых государств. На всех уровнях ОДКБ работают ответственные люди, профессионалы, которые умеют как отстаивать свою точку зрения, так и принимать во внимание аргументы партнеров.
Лидеры ОДКБ приняли заявление о коллективной безопасности
Россия не просила помощи в спецоперации у стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так как имеет всё необходимое для достижения поставленных целей. Россия не просила помощи в спецоперации у стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так как имеет всё необходимое для достижения поставленных целей. В ходе встреч обсуждены вопросы координации практической реализации решений органов ОДКБ в сфере военного сотрудничества, в том числе перспективы совершенствования военной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности. — Организация Договора о коллективной безопасности открыта к взаимодействию с теми странами, которые разделяют наши принципы и цели и желают к ней присоединиться. Почему возрастает угроза международного терроризма для стран ОДКБ, в интервью на радио Sputnik Кыргызстан рассказал спецпредставитель генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества Таалатбек Масадыков. ОДКБ имеет достаточный потенциал для решения задач 2024 года — генсек ОДКБ.
Эффективность ОДКБ в контексте меняющейся системы региональной безопасности
Для направления миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан не требуется разрешение российского парламента. Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке. Лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали по итогу саммита в Минске 15 различных документов и соглашений. Фото с сайта Казахстан возглавил ОДКБ С 1 января 2024 года председательство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) перешло к Республике Казахстан. Россия не запрашивала помощи у Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на фоне вооруженного мятежа основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина.