Главной мишенью стало управление оборонной промышленности Турции: помимо персональных санкций против его руководства новые меры предусматривают запрет на выдачу экспортных лицензий США и передачу любых товаров и технологий турецкому ВПК.
Турция и Россия: что происходит в отношениях?
Турки сделали свой истребитель, новый беспилотник и готовы лететь в космос | РИА Новости СПЧ обратился к послу Турции из-за недопуска россиян на авиарейсы. |
ВПК Турции | По словам президента республики, за 20 лет нахождения возглавляемой им партии у власти в Турции количество проектов в сфере ВПК выросло с 62 до более чем 750. |
Турция заявила о завершении разработки системы ПВО с характеристиками российской С-400 | Главной мишенью стало управление оборонной промышленности Турции: помимо персональных санкций против его руководства новые меры предусматривают запрет на выдачу экспортных лицензий США и передачу любых товаров и технологий турецкому ВПК. |
Потомки янычаров в эпоху Эрдогана
Одним из них стала закупка 40 европейских истребителей Eurofighter, а переговоры об этом велись турками с Лондоном и Мадридом. Вместе с тем, данный тип боевого самолета производится консорциумом европейских компаний из Британии, Испании, Германии и Италии. В итоге Берлин заблокировал продажу данных истребителей Анкаре. В этом же контексте конгресс США задерживает одобрение продажи Анкаре 40 новых истребителей F-16 и 79 комплектов для модернизации аналогичных боевых самолетов.
Свыше двух тысяч компаний, вовлеченных в оборонный комплекс, значительно способствуют увеличению стоимости сектора путем активных инвестиций в передовые технологии. Естественно, важно подчеркнуть, что военные инновации находят свое применение не только в сфере обороны.
В январе 2018 года я делал обзор разрабатываемых на Украине беспилотников, и единственной ударной моделью среди них был дрон, разрабатываемый заводом «Антонов» совместно с польской фирмой WB Electronics.
Однако на 2015 год этот беспилотник с размахом крыльев 14 м существовал лишь в проекте который далее, судя по всему, развития не получил , тогда как Bayraktar TB2 уже в 2014 году летал и успешно применялся в ходе военных операций в Турецком Курдистане. Причем двигателями для одного только Bayraktar Akinci дело может не ограничиться. Украинский портал об авиации «Крылья» 9 января 2020 года опубликовал краткое изложение интервью, данное 1 января телеканалу Ulusal генеральным директором Турецкой аэрокосмической компании тур. Беспилотник будет оснащен модернизированными украинскими турбореактивными двигателями АИ-25. Разработкой и производством двигателя занимается украинское государственное предприятие «Ивченко-Прогресс», которое уже имеет опыт сотрудничества с турецкими компаниями в ряде проектов». Так это или нет, сложно сказать.
Мы стремимся запустить его менее чем за год. Поскольку он сверхзвуковой, наш двигатель будет турбореактивным». О производстве беспилотного истребителя неназванного, но, вероятнее всего, речь идет об одном и том же зашла речь и выпущенном 3 января 2020 года Defence Express видеоролике, посвященном работе на Украине. При этом, хотя в видеоролике есть целое интервью генерального директора турецкой фирмы Халука Байрактара, по данному поводу говорит лишь директор Defence Express Сергей Згурец: «С 2021 года Украина может поставить Турции турбодвигатели AИ-450 как для оперативно-стратегического Akinci, так и модернизованный АИ-25 для перспективного беспилотного истребителя. В целом за 10 лет планируется поставить более 500 двигателей на общую сумму более 600 миллионов долларов». Крылатые ракеты Как я уже упоминал выше, новый беспилотник Bayraktar Akinci сможет нести даже крылатые ракеты.
Таковые в Турции уже производятся, в 2012 году была презентована крылатая ракета SOM тур. При этом разработки нового типа оружия в Турции продолжаются — как морского, так и наземного базирования. В идеале, сейчас Анкара хочет получить собственный аналог американской крылатой ракеты Tomahawk, способной поражать самые разные цели. Одна из новых разработок турецкого ВПК, перспективная крылатая ракета морского базирования, называется Gezgin, что значит «Путешественник». Очень милое название, вызывающее в памяти иронические эпиграфы из книги американского фантаста Роберта Асприна «Другой отличный миф»: «Одна из радостей путешествия — это возможность посетить новые города и познакомиться с новыми людьми. Как-никак, курируемая Александром Турчиновым крылатая ракета «Нептун», которая может иметь морское базирование, еще в прошлом году успешно прошла финальные испытания.
О том, что на новую турецкую ракету может быть поставлен двигатель, разрабатываемый тем же запорожским конструкторским бюро «Прогресс», стало известно после посещения 13 декабря 2019 года Запорожья министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофеем Миловановым. Во-первых, журналисты тогда обратили внимание на материалы, представленные на стенде «Прогресса», где, помимо прочего, значился двигатель АИ-35, предназначенный для установки на некую крылатую ракету, внешне похожую на Tomahawk. Во-вторых, и встречавшийся с министром генеральный конструктор «Прогресса» Игорь Кравченко сообщил , что контракт с турками на поставку двигателей уже подписан и начинается их производство: «Мы делаем АИ-35 для Турции. Это для крылатой ракеты.
Но к сегодняшнему дню возиться с танками, устаревшими ещё в 1980-е — абсолютный тупик.
Тем не менее, их порядка 1500 единиц. M60 модернизированный концерном Aselsan С другой стороны, на ближайшую перспективу, с учётом приоритетов Эрдогана, они ещё могут пригодиться в Сирии, а также передаваться союзникам в страны третьего мира. Более современное поколение представлено танками Леопард-2. Но это так, условно современное, так как речь идёт о модификациях А3 и А4, переставших быть актуальными ещё в 1990-е. Между собой они отличаются более серьёзным бронированием, совершенной электроникой и оптимизацией динамической защиты и прочих элементов под повышение выживаемости у серии А4.
Но даже они сегодня крайне беспомощны на поле боя, в мире, где противники активно применяют ПТРК 2-го и тем паче 3-го поколения. Но великой державе негоже решать геополитический вопросы импортными вундервафлями, поэтому при Эрдогане вновь стали разгонять полуживой проект собственного танка, который известен с 2011 года — им стала модель Алтай. Турки отказались от автомата заряжания в пользу более совершенной защиты башни, и таким образом увеличили бронирования. Не обошли вниманием динамическую защиту, а двигатель и радиаторную решётку к нему компоновали с применением собственных инноваций в снижении тепловой заметности. С пушкой мудрить не стали, оставили проверенную Rheinmetall Rh 120L в 55 калибров длины она же на Леопард-2 и, как лицензионная копия, используется на Абрамсе.
По системе управления огнем или комплексе активной защиты комментировать пока что-либо рано, ничего специфического и новаторского нет. Панорамический прицельно-наблюдательный комплекс на 360 градусов, лазерный дальномер, тепловизионный канал в комбинированном прицеле командира и наводчика, стабилизатор в двух плоскостях — сегодня это есть почти везде. Танк Алтай На вооружение этот танк пока поступил только в армию Катара, а для себя турки поставили его на конвейер вот только-только, так что скоро ждать на поле боя турецкие Алтаи не стоит. Правда, 2800 таких машин разбавили 650 единицами собственных ACV-15.
Турция серьезно взялась за оружие
Как заявил недавно назначенный глава Департамента оборонной промышленности Турции Халук Горгун, стоимость этой наиболее значительной для турецкого ВПК сделки превысила 3,1 млрд. долл. Как сообщает турецкий телеканал TRT, 21 февраля с авиабазы Мюртед впервые был произведен тестовый полет будущего истребителя пятого поколения KAAN, который был сконструирован в Турции и является надеждой турецких ВВС. Применение турецкой военной модели и продукции оборонной промышленности Турции сыграло важную роль в побе.
Эрдоган: Турция реализует 850 проектов в оборонной промышленности
Всю авионику поставил турецкий концерн Aselsan — крупный местный производитель электронных систем и компонентов. Турецкий вариант задумывался и как модель с хорошим экспортным потенциалом: продавать машину концерн TAI намеревался в сотрудничестве с AgustaWestland ныне Leonardo S. Турецкие доработки оказались неоднозначными: модель вышла перетяжеленной и не очень хорошо сбалансированной. Были выявлены и другие недостатки. Но главный удар по экспортным перспективам нанесла политика.
Производитель турбовальных двигателей для вертолета — американо-британский альянс LHTEC — запретил продавать машину за пределы Турции. Во всяком случае, со своими силовыми установками. Впрочем в меньшей размерности у турецкого военного судостроения успехи есть: в рамках той же программы разработки отечественных боевых кораблей MILGEM построено четыре корвета типа Ada. Два S, кстати, были потеряны турецкой армией в боях в Идлибе.
Но после того, как израильские коммандос взяли в 2011 году на абордаж лайнер Mavi Marmara, отношения стран разладились, и больше туркам на израильскую помощь рассчитывать не приходится. Еще одним важным турецким достижением здесь является разработка целой гаммы облегченных боеприпасов, которые можно применять с БПЛА. Вместе с тем говорить о турецком ВПК лишь в негативных тонах было бы неправильно. Компании республики создают широкий ассортимент оружия и боевой техники для нужд национальной армии и на экспорт.
Не такая драматичная ситуация у турок с электронной элементной базой. Известно, что на российские подводные лодки, которые строились для Индии, устанавливалась электроника Aselsan. Все эти годы турецкое общество менялось, уходя от традиционной модели с культом воина, готового сразиться с врагом и, если надо, с честью погибнуть и приближаясь к европейской модели с другим набором ценностей ценность человеческой жизни, права человека, личный успех. Престиж военной службы сейчас уже не так высок, как прежде, и многие офицеры предпочитают уйти на гражданку, где их профессиональные навыки востребованы и хорошо оплачиваются.
Особенно это касается пилотов ВВС. Стремясь покончить с традиционно активной политической ролью военных в Турции армия не раз в истории брала власть в свои руки , правительство Эрдогана проводило кампании по дискредитации офицерского корпуса, которые переросли в настоящие гонения после неудачного переворота 2016 года. Тогда многие опытные турецкие военные, работавшие за границей например, в структурах НАТО , предпочли просто не возвращаться в страну.
Хотите всегда быть в курсе событий отечественной и международной военной политики, знать про новейшие разработки оборонной промышленности? Материалы публикуются в соответствии с требованиями российского законодательства, но мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Так, еще в 2010 году на вооружении армии страны начали поступать «беспилотники» Anka-A и Anka-B с радиусом действия в 200 км. Эти аппараты использовались как в ходе операции «Щит Евфрата» в августе 2016-марте 2017, так и в ходе операции «Оливковая ветвь» в Африне в 2018 году. БПЛА стали настоящими глазами и ушами турецкой армии. Был создан и испытан в Сирии ударный БПЛА Bayraktar TB2 , способный нести как бомбовую нагрузку, так и поражать целю противотанковыми управляемыми ракетами. Bayraktar TB2 побил мировой рекорд среди беспилотных летательных аппаратов в классе тактических средневысотных БЛА по продолжительности полета. Так во время тестовых полетов в 2014 году на высоте восемь км он находился в небе 24 часа 34 минуты. Наряду с поставками в турецкую армию, Турция уже договорилась о поставках аппаратов на экспорт. Ударный БПЛА. Танк получил поднимаемую камеру кругового обзора, датчики лазерного облучения и самое главное — дистанционно-управляемую турель с автоматическим гранатометом или пулеметом.
Учитывая же отсутствие у Турции опыта разработки таких систем, логично предположить, что Анкара не могла завершить разработку за несколько лет.
НАТО и Турция: готова ли Анкара поступиться своими интересами
Для Турции развитие отношений в сфере ВПК важно по нескольким причинам. Кроме того, ВПК Турции ускоренными темпами ведет работы по созданию собственного истребителя Kaan, первый полет которого запланирован на 27 декабря. Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ВПК сказывается в двигателестроении, демонстрируя общую слаборазвитость в Турции классического машиностроения.
Эрдоган сообщил, что экспорт продукции ВПК Турции в год составляет $3 млрд
ВПК военно промышленный комплекс Турции. Член правления компания BMC Power, ответственной за разработку комплектующих танка Altay, Мурат Ялчынташ заявил, что Вооруженные силы Турции приступят к испытаниям двух образцов боевых танков Altay в конце апреля текущего года. Как указывает Naval News, в феврале 2024 года во время визита на предприятие президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана впервые официально представили проект авианосца собственной разработки. Весной сообщалось, что бюджет ВПК Турции планируют увеличить с 60 до 75 млрд долларов.