Притча о мытаре и фарисее задаёт определённую тональность особому периоду в богослужебном календаре Церкви — так называемым «подготовительным седмицам».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее
Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023 | Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. |
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее | А сегодня она посвящена поучительной притче о мытаре и фарисее. |
Готовимся к Великому посту: 22-27 февраля читаем притчу о мытаре и фарисее | Четвертое: Фарисей в своей молитве сравнивает себя с рядом стоящим мытарем, и, видя явное свое превосходство, благодарит Бога что он лучше, и, тем самым, унижает его. |
Толкования на Лк. 18:10
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.
Можно прилежно исполнять всё, изложенное в Уставе: молиться, поститься, делать добрые дела, соблюдать заповеди, — но это не приближает нас к святости и спасению, если продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий — превознести себя, а не стать светочем Божиим. Что такое по сути и пост , и молитва , и доброделание? Это не плюсики мне, прилежному христианину, не мои заслуги, а мой долг — обязательства перед Богом, свидетельствующие о понимании того, что «вера без дел мертва». И мытарь, и фарисей показаны нам молящимися. Молитва — разговор с Богом, и главное в этом разговоре — услышать Бога. А услышать Бога я смогу, только смирившись. Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как главному молитвенному состоянию, приучает нас Церковь. Не случайно, каждое утро христианин начинает со слов «Боже, милостив буди мне грешному». Там же, где человек гордится собой, он не только сам не слышит Божьего гласа, но и непременно осуждает ближнего и наполняет окружающих не Христовой любовью, а своими «добродетелями» и мнениями.
Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно: Посмотреть, кому она адресована — узнать адресата; Исследовать контекст, то есть понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи; И лишь затем определить тип притчи. Итак, давайте разберем три типа притч Христа: 1. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше. В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно. Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о молящихся фарисее и мытаре Лук. Сначала определим адресата, то есть тех, к кому обращался Иисус: в этом разговоре принимали участие ученики Христа и фарисеи, что видно из предыдущей, 17 главы. Но данная притча была обращена именно к фарисеям, и другим народным начальникам, которые считали себя выше простого люда, что отражено прямо в анонсе притчи. Сразу под притчей о фарисее и мытаре идёт речь о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие Лук. Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. О типах притч читайте во Вступлении В тексте сравнения — если малое верно, то большее тем более верно, мы не видим. Истолкования под притчей не наблюдается, а имеется фраза, больше похожая на вывод. Зато в первом тексте притчи Лук. Далее Христос приводит иллюстрацию, демонстрирующую неправильность таких измышлений. Перейдем непосредственно к анализу притчи о молящихся фарисее и мытаре Лук. Фарисеи — это религиозные учителя Израиля. В основном они были матерально состоятельны, и пользовались уважением народа за образованность, и внешне праведный образ жизни. Мытарями называли евреев, ставших сборщиками налогов в пользу Римской империи, окупировавшей Иудею. Мытарей приравнивали к грешникам, то есть считали неправедными, подшими людьми.
Местное население было вынуждено платить захватчикам налог. Сбором пошлины занимались чиновники из числа самих же евреев. Они и назывались мытари. Нередко эти люди были нечисты на руку. Оккупанты требовали одну сумму, а мытари произвольно устанавливали ее размер вдвое больше. Разницу — себе в карман. Центр эти махинации и вымогательства не особо волновали. Главное, чтобы в имперскую казну отчисления поступали вовремя и в нужном объеме. В остальном сами разберетесь. Да и нередко именно сборщики налогов становились глазами и ушами римлян среди местных. Короче говоря, окружающие ненавидели мытарей. В их глазах они были ворами, отступниками от веры отцов и предателями родины. Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс. Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл. Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети. Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен.
Проповедь о мытаре и фарисее
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer | Притча о мытаре и фарисее Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. |
Как нас касается притча о мытаре и фарисее? | Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю. |
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году | Правмир | Однажды Христос рассказал людям притчу о двух мужчинах — мытаре и фарисее, которые пришли в храм помолиться. |
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым | Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки? |
Как нас касается притча о мытаре и фарисее? | Фарисей прошел в переднюю часть храма, мытарь же стоял у входа, преклонив главу. |
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
Два человека вошли в храм помолиться. Это были два совершенно разных человека и по духовному уровню и по социальному статусу, в храм они пришли молиться Богу. И вели они себя по-разному. Этот исполнитель закона соблюдал все предписания и религиозные правила, был образованным человеком, часть своего богатства он давал на нужды Храма. Вероятно, в жизни он был даже неплохим человеком, и возможно к нему люди относились уважительно. В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости. Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога.
На литургии читается отрывок из Евангелия от Луки о блудном сыне, который покинул дом своих родителей, но позже раскаялся и возвратился. Притча напоминает о слабости человека и о Божьем милосердии, поскольку иносказательно описывает отношение Бога к падшему. Верующим напоминают о втором пришествии Христа и Страшном суде. Это последнее воскресенье, в которое верующим разрешают есть сырную пищу до конца Великого поста. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из рая. Кроме того, сыропустную неделю называют Прощеным воскресеньем, так как в этот день принято просить прощения друг у друга. Текст притчи о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте. Толкование притчи о мытаре и фарисее Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует.
Однако, вместе с этим, мытарь не перечисляет и собственных грехов. Видимо, тяжесть их такова, что у него не хватает ни моральных, ни физических сил как говорят — «язык не поворачивается» , для того чтобы эти грехи хотя бы просто перечислить. Мытарю стыдно за них не только перед стоящими в храме людьми, возможно из которых он тоже кого-то обидел. Ему, в первую очередь, стыдно перед Самим Богом. А ведь Бог, как известно, не смотря на всё, «поругаем не бывает» Гал. Мытарь просил только об одном — о милости к нему, которую проявить к нему может только Бог. Признавая себя грешником, и, конечно же, являясь на деле таковым, мытарь мог просить прощения своих грехов только у Всевышнего, у Того, Кто только может отпустить ему их Мих. Обратим внимание на мысль: мытарь покинул храм более оправданным, нежели находившийся там же фарисей. Здесь выражение «более оправданным» имеет, в сущности, два значения. С одной стороны, оправданы были они оба — фарисей и мытарь. Да, фарисей вёл себя вызывающе, но Бога он не обманывал. Судя по содержанию притчи, фарисей действительно делал всё, что он говорил, соблюдал требования Закона и вёл, как мы уже говорили, вполне добродетельную жизнь. Не будем забывать, что Господь справедлив одинаково ко всем, «нелицеприятно судит каждого по делам» 1Петр. И фарисей здесь не стал исключением. В то же время, фарисей был оправдан не полностью, но об этом чуть позже. Но за что же был оправдан мытарь? Ведь грехи его, судя по всему, были явно несопоставимы с грехами того же фарисея. А дело в том, что мытарь сумел проявить крайнее смирение, полностью осознавая всю тяжесть совершённого им греха, с трудом вымаливая у Бога за всё прощения. Фарисей, напротив, даже не пытался вспомнить, был ли он грешен в чём, тем более, просить у Бога за что-либо прощения. Вместо смирения фарисей только возгордился собой, не забыв ещё поставить в уничижительное положение других людей. Мытарь через своё искреннее раскаяние по-настоящему приблизил себя к Богу, тогда как фарисей, через проявленную им гордыню, через непомерное возвышение самого себя, только отдалился тем самым от Всевышнего. Фарисей как бы уже «расквитался» с Богом за свои собственные заслуги, а теперь как бы наступила очередь Самого Бога дарить те или иные блага фарисею. Как и сказано об этом в самой притче: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Как говорил апостол Пётр, Господь Бог «гордым противится, а смиренным даёт благодать» 1Петр. Вот почему мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Мытарь предстал пред Богом таким, как писал в своё время пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» Ис. То есть, не имело никакого значения, какое место в храме занял фарисей, а какое мытарь. Бог смотрит, в первую очередь, на человеческое сердце, а не на географическое положение молящегося. И это обстоятельство было только на пользу мытарю. В то же время, ради справедливости следует заметить, что мытарь ушёл именно «более оправданным», но всё же не полностью. Что можно на это сказать? С одной стороны, тяжесть совершённых мытарем грехов не позволяло ему полностью от них освободиться. Но с другой — достаточно ли для прощения грехов только один раз зайти в храм, пусть даже и для искреннего покаяния? Конечно же, нет. Здесь уже нужна постоянная работа над собой.
Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», — значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся — ты выздоровеешь. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника, с тою только разницею, что фарисей не признавал себя грешником, а мытарь признавал. Фарисей принадлежал к наиболее уважаемому в тогдашнем обществе классу людей, а мытарь — к наиболее презираемому. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Фарисей стал в передней части храма, у самого алтаря, по обычаю всех фарисеев проталкиваться на первые места. То, что фарисей стал совсем впереди, видно из дальнейшего описания, говорящего, что мытарь стоял вдали. Таковы горсть фарисея и его уверенность в собственной праведности, то есть в своем духовном здравии, что он ищет первенства не только пред людьми, но и пред Богом и ищет его не только на пиршестве и в собрании, но и на молитве. Одного этого довольно, чтобы показать: фарисей тяжело болен неправдою и в ней закоренел. Почему сказано: молился сам в себе? Почему не вслух? Потому что Бог внимательнее слушает, что Ему говорит сердце, а не язык. То, что человек думает и чувствует, когда молится Богу, важнее для Бога, нежели то, что он произносит языком. Язык может и обмануть, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть, — черным или белым. Так дерзает говорить в храме пред лицем Божиим грешный человек! Что есть храм, если не место встречи больного с Врачом? Болящие грехом приходят, дабы исповедать свою болезнь Богу Врачу, дабы попросить лекарства и здравия у Того, Кто является истинным Исцелителем всех скорбей и немощей человеческих и Подателем всех благ. Идут ли здоровые в больницу, чтобы похвалиться своим здоровьем перед врачом? Но фарисей этот пришел в храм, чтобы похвалиться своим здравием, не как человек с душою здравою и невредимою, но как тяжко болящий неправдою, который, находясь в болезненном бреду, более не ощущает своего недуга. Однажды, когда я посетил больницу для душевнобольных, врач подвел меня к решетке, за которою был человек, наиболее тяжело больной безумием. Он тут же ответил: — А как я могу себя чувствовать среди этих сумасшедших? Вот так и фарисей говорит: Боже! На самом деле, благодаря Бога, фарисей не хочет поставить Богу в заслугу, что не таков, как прочие люди. Нет; слова: Боже! Ибо из всего, что он сказал, он ничем не благодарит Бога; напротив, он хулит Бога, хуля прочие Божии творения. Он не благодарит Бога ни за что, ибо все, что он сказал о себе, он отметил как свои собственные заслуги, приобретенные без помощи Божией. Он не хочет сказать, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей и не мытарь, так как Бог сохранил его Своею силой и Своею милостью, да не будет с ним того. Никак; он хочет сказать только: он лично, якобы, является человеком такого исключительного рода и цены, что ему во всем мире нет равных. А кроме того, что он такого исключительного рода, он и сам прилагает усилия и приносит жертвы, дабы удержаться на сей необыкновенной высоте над всеми прочими людьми. А именно: он постится два раза в неделю и дает десятую часть из всего, что приобретает. Ах, какой легкий путь спасения избрал для себя фарисей, более легкий, нежели наилегчайший путь погибели! Из всех заповедей, данных народу Богом чрез Моисея, он выбрал только две, самые легкие. Но и эти две заповеди он на самом деле не исполняет. Ибо Бог дал сии две заповеди не потому, что Ему нужно, дабы люди постились два раза в неделю и давали десятину. Бог нисколько в этом не нуждается. И Он дал людям сии, как и все прочие, заповеди не для того, чтобы они были самоцелью, но да принесут они плоды смирения пред Богом, послушания Богу и любви к Богу и к людям; одним словом, да согреют, да умягчат и да просветят сердце человеческое. Между тем фарисей исполняет эти две заповеди бесцельно. Он постится и дает десятину, но ненавидит и презирает людей и гордится пред Богом. И так он остается подобен древу бесплодному. Плод не в посте, плод — в сердце; плод даже не в исполнении заповеди, плод — в сердце. Все заповеди и все законы служат сердцу: согревают сердце, очищают сердце, освещают сердце, орошают его, ограждают, пропалывают, засевают, — лишь бы плод на ниве сердца зародился, вырос и созрел. Все доброделание есть средство, а не цель, метод, а не плод. Цель — в сердце, и плод — в сердце. И так фарисей своею молитвой не достиг того, чего хотел. Он показал не красоту своей души, но ее уродство; не здравие свое явил, но свою болезнь. А Христос именно это и желал открыть сею притчей, и при том не только в одном данном фарисее, но вообще в фарисейской группировке, тогда господствовавшей в народе израильском. Но притчей сею Господь хотел открыть и изобличить мнимую набожность и лживое фарисейство и во всех поколениях христиан, в том числе и в нашем.
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста можно Следовательно, жениться в этот период можно.
Если откажут в просьбе в первой церкви, то стоит потратить время и найти более лояльно настроенного священника. Нужно ли читать притчу детям В этом случае ответом станет утверждение, что не можно, а нужно. Библия четко определяет разницу в духовной сущности разных по возрасту поколений. Принято считать, что детская душа освящена крылом и поцелуем ангела.
Однако даже у маленького ребенка уже складывается свой характер, который иногда сложно назвать покладистым. Особой привилегией дети наделены перед Богом по причине их возможности расти и развиваться как физически, так и духовно. Текст притчи и его значение могут быть непонятны ребенку. В этом случае на помощь придет более упрощенная версия библейского повествования, которую без проблем все желающие находят на различных христианских сайтах.
Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году — очередной шанс оставить повседневные дела и заглянуть себе в душу. Слова нравоучения с тонким смыслом являются посланием высших сил к людям. Нужно просто понять их смысл, чтобы на чужих ошибках не совершать свои прегрешения.
Нет; церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам — повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом. Мы призваны быть славой Божией; мы призваны так жить, чтобы, видя наши добрые дела, люди воздали славу, хвалу нашему Богу, дивились бы Тому, Который нас, таких же, как другие люди, может научить такой святости, такой добродетели, какую мы видим во святых. Но одновременно эта же добродетель должна привести нас к сознанию, что Бог бесконечно свят, бесконечно велик, и нам перед Ним нельзя хвалиться той добродетелью, которую без Него мы никак не могли бы исполнить. Добрые порывы в нас бывают; а сила их совершить, сила так прожить жизнь, чтобы она была сиянием славы Божией, может нам быть дана только Божией милостью. И вот почему нам надо, с одной стороны, изо всех сил бороться, чтобы наша жизнь была непорочна, чтобы, глядя на нас, люди дивились, чему нас научил Господь; и одновременно, потому что, борясь за чистоту, за свет, за добро, за правду, мы осознаем все более и более, что свят един Иисус Христос, что только Вот до предела прекрасен, мы должны научиться поклоняться Ему в смирении, в любви, в радости и воздавать славу Ему одному. Один вздох, действительно, спас мытаря, один крик спас разбойника на кресте; одного слова из глубин нашего сердца достаточно для того, чтобы нам раскрылась Божия любовь: но мы не можем заменить этим последним криком долг целой жизни. Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: Боже, милостив буди мне, грешному! Бог услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем как бы в надежде, что одним пустым словом заменим целую жизнь. Поэтому вдумаемся в эту притчу. Сейчас время, когда Церковь нас готовит познать себя с тем, чтобы приступить к Посту уже приготовленными. Из книги «Духовное путешествие» Размышления перед Великим постом Притча о мытаре и фарисее Эта притча ставит нас перед лицом человеческого и Божиего суда. Фарисей входит в храм и встает перед Богом. Он уверен, что имеет на это право: ведь его поведение до мелочей соответствует закону, который Сам Бог дал Своему народу, — не говоря о бесчисленных правилах, которые старейшины народа и фарисеи выработали на основании этого закона, превратив их в пробный камень благочестия. Область Божия ему родная; он принадлежит к ней, он стоит за Бога, — Бог постоит за него. Божие Царство — это область закона, и тот, кто подчиняется закону, кто стоит за него, тот безусловно праведен. Фарисей полностью во власти формального ветхозаветного видения вещей; в понятиях этого Завета исполнение закона может сделать человека праведным. Но закон не мог одного: он не мог дать Жизнь вечную, потому что Жизнь вечная заключается в том, чтобы знать Бога и посланного Им Иисуса Христа см. Ин 17:3 , знать Его знанием не внешним, каким было знание фарисея, будто Вседержавного Законодателя, — а знанием на основе тесных личных отношений, общей жизни Вы во Мне, и Я в вас. Ин 14:20. Фарисей все знает о том, как поступать, но ничего не знает о том, каким следует быть. За всю свою праведную жизнь с одним он ни разу не сталкивался, он никогда не понял, что между Богом и им могут быть отношения взаимной любви. Он никогда ее не искал, он ни разу не встретил Бога Исайи, Который столь свят, что перед Ним вся праведность наша — как запачканная одежда… Он уверен, что между Творцом и Его творением существует неизменные, раз и навсегда установленные, застывшие отношения. Он не увидел в Священном Писании историю любви Бога к миру, который Бог сотворил и который так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного ради его спасения. Он живет в рамках Завета, понятого им как сделка, вне каких бы то ни было личных отношений. Он видит в Боге закон, а не Личность. Он не видит оснований осудить себя; он праведен, холоден, мертв. Не узнаем ли мы в этом образе себя, и не только самих себя, а целые группы людей? Мытарь же знает, что он неправеден; об этом свидетельствует и Божий закон, и суждение человеческое. Он нарушает Божий закон и использует его в своих интересах. Обманом или нагло, в зависимости от обстоятельств, он преступает человеческие законы и обращает их к своей выгоде, а потому его ненавидят и презирают другие люди. И вот, придя в храм, он не осмеливается переступить его порог, потому что храм — это место Присутствия, а у него нет права вступить в Божие Присутствие, он страшится этой встречи. Он останавливается и видит перед собой священное пространство, как бы подчеркивающее неизмеримое величие Бога и бесконечное расстояние между ним и святостью, Богом. Храм велик, как Сами Присутствие, он повергает в трепет, он полон трагизма и осуждения, которые несет с собой очная ставка между грехом и святостью. И тогда, на основе беспощадного жестокого опыта человеческой жизни, у него вырывается неизмеримо глубокая и искренняя молитва: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Что знает он о жизни? Он знает, что закон, применяемый в полную силу, приносит страдание; что при неограниченной власти закона нет места милосердию, этим законом он пользуется и злоупотребляет им, чтобы уловить своих должников, чтобы загнать свою жертву в угол; он умеет исхитриться и остаться правым перед этим законом, отправляя в тюрьму разорившихся должников; на защиту этого закона он всегда может рассчитывать, притом что сам безжалостно, немилосердно наживается и копит неправедное богатство. А вместе с тем его жизненный опыт научил его еще чему-то, что не поддается логике и идет вразрез с его собственными представлениями. Он помнит, что и в его собственной жизни и в жизни подобных ему, бессердечных и жестоких, бывали моменты, когда он, имея на своей стороне всю силу закона, сталкивался с горем и ужасом, которые он навлек на несчастную семью, с терзаниями матери, со слезами ребенка; и в тот самый момент, когда, казалось, все в его власти, он, ошеломляя своих сотоварищей, вопреки их безжалостной логике, вопреки закону, вопреки здравому смыслу и своему привычному поведению, вдруг останавливался и, взглянув с печальной или даже мягкой улыбкой, говорил: «Ладно, оставьте их». Он, вероятно, знает, что сам не раз бывал спасен от разорения и гибели, тюрьмы и бесчестия благодаря нелепому, безотчетному порыву дружества, великодушия или жалости, и эти поступки полагали предел страшному закону джунглей его мира. Что-то в нем переросло границы суровой непреклонности; в мире зла единственное, на что можно надеяться, — это подобные порывы сострадания или солидарности. И вот он стоит у порога храма, в который не может войти, потому что там царит закон и господствует справедливость, потому что о его осуждении вопиет здесь каждый камень; он стоит у порога и молит о милости. Он не просит справедливости — это было бы попранием справедливости. Великий подвижник седьмого века святой Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду.
Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю — в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Он был собирателем податей, но как он отличался от современных! Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, сбирать их дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твердость, была жестокость, была беспощадность. Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вел среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие. Если все будет идти по писанному, если все будет делаться так, как по праву можно поступать, то ни один человек не уцелеет. И вот он стал у притолоки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же беспощадную жестокость, какую он сам применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, — милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя, ни быть достойным его нельзя — его только вымолить можно; оно может прийти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо, когда праведность склоняется перед грехом, когда милосердие вдруг прорывается там, где должна бы проявиться правда — высокая, беспощадная правда.
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
В сегодняшнем воскресном видео с Протоиереем Олегом Стеняевым мы рассуждаем о притче о мытаре и фарисее и касаемся следующих тем:Для кого эта притча?Об о. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Как понимать притчу о мытаре и фарисее. Среди них притчи о мытаре и фарисее, о талантах и безжалостном должнике и другие. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва. Предложенная ныне нашему вниманию притча о мытаре и фарисее имеет для нас, христиан, весьма важное значение.
Значение Недели о мытаре и фарисее
- Притча о мытаре и фарисее - Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
- Притча о мытаре и фарисее - Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
- Читайте также
- Неделя о мытаре и фарисее: смысл и особенности
- Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14
Первая подготовительная неделя Великого поста. Притча о мытаре и фарисее.
mitar2 Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Предложенная ныне нашему вниманию притча о мытаре и фарисее имеет для нас, христиан, весьма важное значение. это притча об Иисусе, которая появляется в Евангелии от Луки. Притча о мытаре и фарисее представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Думала, что притча о мытаре и фарисее – притча о гордости и об уничижении гордящегося. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение).
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023 | Притча о мытаре и фарисее представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. |
Притча о мытаре и фарисее | Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. |
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer | Фарисей и мытарь обладали разными характерами, разным пониманием веры, по-разному видели себя и анализировали себя. |
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. Притча о мытаре и фарисее была рассказана тем, "которые уверены были о себе, что они праведны, уничижали других". Сам Господь в последних словах этой краткой притчи истолковывает ее: всякий возносящий себя смирится, и всякий смиряющий себя вознесется, будет оправдан Богом. Притча о мытаре и фарисее, с одной стороны, раскрывает нам трагичность человека, который, казалось, был прав по букве закона.
К истинному Православию
- Мытарь и фарисей. Суть притчи (Павел Луков 2) / Проза.ру
- Притча о мытаре и фарисее
- Толкования на Лк. 18:10
- Мытаря и фарисея: что собой представляет неделя, значение и смысл притчи
- Как нас касается притча о мытаре и фарисее?
- О мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)