Новости лествица великого поста

Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.

Просветительская деятельность

Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит. Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех. А у нас часто как бывает?

Приходит человек на исповедь и говорит: редко хожу в церковь. Каким бесом он обладаем? Как же этого беса можно победить? Только одним способом: настало воскресенье — и все силы души направить на то, чтобы идти в храм. А если возникнут какие-то обстоятельства, которые этому мешают, со слезами возопить к Богу: «Господи, помоги мне преодолеть». И все равно идти.

Ну только если болезнь серьезная или трамвай тебя переехал, тогда уж никак не получится, а во всех остальных случаях почему не пойти? Если у тебя дел много, сходи на раннюю, и в девять часов уже свободен, пожалуйста, весь день у тебя: стирай, шей, салаты режь, что угодно можешь делать. Но нужно себя понудить обязательно, нужно нести подвиг, нужно обязательно противостоять греху — только тогда этот бес тебя покинет. А если подвига нет, то человек так бесноватым и умрет. И когда его душа выйдет из тела и он будет проходить мытарства, бесы его схватят и увлекут в преисподнюю, хотя он, может быть, сорок лет в храм ходил каждый день. Ходить-то можно, но нужна борьба с грехом.

А то меня толкнули — и я толкнул; мне сказали — и я сказал; захотел — пошел, не захотел — не пошел. Бес шепчет: посплетничай — и человек сплетничает; бес шепчет: осуди — и он осуждает; бес говорит: ругайся — и он ругается. Человек на поводу, бес его водит и смеется над ним, потому что он свой образ Божий втаптывает в грязь. А если есть воздержание, то, когда бес ему шепчет: осуди, — человек говорит: «Не судите, да не судимы будете. Ближний мой сегодня так согрешил, а я завтра еще хуже согрешу. Прости меня, Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего».

Бес говорит: посмотри туда — а человек, наоборот, отвращает взор: не моего ума дело, не хочу туда смотреть. Бес шепчет: поспи — а благочестие говорит: вставай. Бес внушает: ну, ты устал, хватит молиться — а человек решает: нет, я буду молиться, потому что молиться надо непрестанно. И так всегда надо понуждать себя. Но если человек просто понуждает себя и не обращается к Богу, это тоже бесполезно. Никто ни один грех победить сам не может.

Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого». И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто.

Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе, и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться. Господи, сделай что угодно, только спаси». И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет и вода фонтаном начнет бить. Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу. Это уже лукавство, потому что никогда искушение не бывает сильнее человека.

Искушение бывает ровно настолько, насколько человек может его победить. И если он обратится к Богу, то Господь ему тут же поможет, тут же пройдет всякое желание греха, тут же человек избавится. Вот в тебе все кипит, прямо не можешь терпеть — помолись Богу: «Господи, меня гнев душит, раздирает на части, помоги, видишь, Господи, в каком я сатанинском состоянии нахожусь». И Господь сразу поможет, гнев утихнет, успокоишься сразу, посмотришь на себя со стороны и облегченно вздохнешь: слава Богу, бес вышел. Надо нам стараться идти не на поводу у своих страстей, которые возбуждаются от геенны, а, наоборот, стараться в себе христианские добродетели воспитывать. Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который учит нас, как восходить от греха к добродетели, и читалось Евангелие о заповедях блаженства.

То есть когда ты приобретешь смирение, тогда будешь блажен; у смиренного нет скорбей, у него за все слава Богу, он рад всему, потому что с ним Бог. Некоторые говорят: во всем грешен; а завтра опять: во всем грешен. И спят спокойно, не ворочаются, их не беспокоит, что их бесы дерут, наплевать на то, что они в геенну огненную пойдут. Во всем грешен, и ладно. А человек должен с грехом бороться. Поэтому надо плакать оттого, что мы во всем грешны, нужно стараться прилагать все силы души, ума, тела для того, чтобы победить грех, нужно вопить к Богу день и ночь о помиловании, о прощении, о том, чтобы Он нас избавил от греха.

А у нас этого нет. Хорошо еще человек хоть в праздник придет в церковь, но и то стоит, как будто он всех тут облагодетельствовал: ты меня не толкай, здесь у вас душно, да у вас тут что-то не так происходит — считает, что он милость оказал, пришел, хотя по нашим грехам нас и близко-то подпускать нельзя к такой святыне, которой мы пользуемся. Поэтому нам нужно жаждать праведной жизни, жаждать чистоты; все силы употребить, чтобы освободить душу от греха, возненавидеть свою зависть, раздражительность, гневливость, злобу, блудность, немолитвенность. Всю эту нечистоту, помойку, в которой мы пребываем, надо от всей души возненавидеть — тогда можно очиститься от греха. А то мы с ним сжились, срослись, и многие дошли до того, что так и говорят: на мне нет ни одного греха. Это значит, что человек просто мертв душой.

Так покойника коли иглой — он ничего не чувствует. То есть душа настолько осатанела уже, что не видит и не слышит. И это в большей или меньшей степени с каждым из нас происходит. Нам присуща тяга к сладости греховной. А это бессмысленно, это только дьявол манит: согреши — и получишь блаженство. На деле от греха никакого блаженства нет, наоборот, самые страшные последствия.

Допустим, гнев обуял человека, и он хочет сорвать свою злобу. Ну, сорвал. Хорошо тебе от этого? Нет, не хорошо, на душе тошно, и человека оскорбил или в собственной семье скандал затеял, живи теперь в этом скандале. Не лучше ли было потерпеть? Уйти в ванную, задвижку задвинуть, упасть на пол: «Господи, помоги мне, утешь меня, успокой».

Все, отошел бес — слава Богу, личико умыл, полотенчиком вытер, вышел, глазки ясные, все спокойно». Зачем же «зреть мне свои прегрешения»? Неужели, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъедают душу. Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы исцелить! Этого просим мы, взывая: «Даруй ми зрети моя прегрешения!

Даруй же мне «зрети моя прегрешения», проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда!

Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но также составил «Лествицу» — классическое руководство в духовной жизни. В «Лествице» духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, молитвой утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума. В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению. Греховные страсти и борьба с ними.

Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить. Именно такое сердце Господь не уничижает. Только такое сердце может о чем-то просить уже. И только тогда, когда мы вот это сердце приобретем, когда мы себя понудим нудить себя нужно , только тогда Господь нам откроет возможность какие-то свои прошения излиять. И опять же прошения должны быть не о каких-то вещественных благах. Мы должны понимать, к кому мы обращаемся. Мы обращаемся к Творцу, и поэтому прошения наши должны быть соответствующие Тому лицу, к Которому мы обращаемся. Мы должны молиться о спасении, о даровании нам каких-то духовных даров, той же молитвы, видении своих грехов, которых мы подчас не замечаем или не осознаем. На исповедь приходим, говорим грехи, а не раскаиваемся и снова их повторяем, потому что нет сокрушения о том, что совершаем. И имея вот это желание, это обращение к Богу, Господь слышит нас и несомненно помогает нам. Это мы часто ощущаем, если искренне помолимся, искренне обратимся к Богу, то тогда сердце наше умягчается. И подчас становясь на молитву, в нерадении вроде бы, не желая поначалу молиться, понуждая себя, мы ощущаем благость и радость, потому что Господь, слыша нашу молитву, помогает нам, подает Свою благодать. И тогда мы сможем с вами смело вступать на ту лествицу, состоящую из тридцати ступеней, которую нам описывает в своем произведении Иоанн Лествичник, великий подвижник благочестия. Святая Церковь во дни Великого поста каждое воскресенье прославляет одного из своих великих угодников Божиих, нас поддерживая этим и как бы предваряя следующую неделю. То есть каждое воскресенье она заставляет нас о чем-то задуматься. В данном случае учитель покаяния Иоанн Лествичник пишет Лествицу, где описывает восхождение по духовному пути от первой ступени, от отречения от мира, которую должны пройти не только монахи и иноки, но любой человек не должен прилепляться к миру, к благам, к увеселениям мира сего, и до последних ступеней веры, надежды и любви, когда мы уже становимся совсем-совсем близки к Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Да сподобит и нас Господь Иисус Христос пройти по этим всем ступеням, обрести Царство Небесное, восходя на последнюю ступень. Но для этого не будем не радеть, будем молиться, будем поститься ради того, чтобы укрепить нашу молитву.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Пост и молитву святые отцы называют двумя крылами веры, двумя столпами, «крепким основанием для всех добродетелей». Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, молитвой утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума. В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению.

Традиционно часть всего приготовленного раздавалась бедным. Пятая седмица 7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает великое событие, послужившее началом спасения рода человеческого, славит Деву Марию и научает на Ее всесвятом примере слышанию и исполнению воли Божией. Пятая Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской. В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам.

Шестая седмица 24 апреля. Вербное Воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие из народа радостно приветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточки верб, поэтому день называется также «Вербным Воскресеньем». На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной Седмицы — великих и страшных евангельских событий — спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Страстная Седмица В последнюю самую строгую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть нас ради человек и нашего ради спасения, погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. Великий Понедельник. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди.

Великий Вторник. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним. Великая Среда. Этот день мы вспоминаем, постясь по средам, в течение всего года. Память великого падения, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается». Но и память великой милости Божией, по которой блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «целомудренна явися».

После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме кроме поклонов у Святой Плащаницы.

Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример. Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни».

Что же с этим делать? Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее.

Практическая польза от уставных богослужений и рациона питания — это тема для отдельного обсуждения, здесь не вполне уместного. Лестница приоритетов Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви. Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности». И, между прочим, это единственный не библейский и не богослужебный текст, чтение которого предусмотрено в богослужении. То есть эта книга, как минимум, может быть полезна всем верующим, а не только монахам, для которых она и писалась. Не теряет она актуальности и сегодня, хотя последний перевод ее был осуществлен во второй половине XIX века. Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит!

Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей. Как ни странно, первые ступени описывают не основные принципы общечеловеческой морали не лгать, не красть, не превозноситься и даже не аскетические требования против чревоугодия или многоспания , а описывают вполне монашеские этапы отречения от мира: от жития мирского, от житейских попечений, от родного дома «О странничестве»... Если мы задумаемся над этим, то поймем, что творение Иоанна Лествичника с первых слов предлагает христианину — любому, а не только монаху — верно расставить приоритеты. Осознание себя как часть мира вечного, а не преходящего, сосредоточение на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом — это первое, что происходит с человеком, услышавшим Божий призыв. У блаженного Августина есть прекрасные слова: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах». Так вот, начало духовного пути — поставить Бога на первое место. Разумеется, мирянин, который буквально начнет исполнять слова «Лествицы»: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати Мф 6, 24 », — в конечном итоге становится нарушителем евангельского требования: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: — злословящий отца или мать смертью да умрет» Мф15:5. Но ту же заповедь он может нарушить, восприняв буквально неоднократно повторенные слова Писания: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Это — тоже расстановка приоритетов.

Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

  • 26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
  • Вам может быть интересно:
  • ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram
  • Четвёртое воскресенье Великого поста
  • Православный календарь

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 году.

Далее, когда Господь исцелил этого бесноватого болящего юношу, ученики, те, которые не смогли его исцелить, подходят к Нему уже втайне где-то, отдельно уже и спрашивают: почему мы не смогли исцелить его? Господь отвечает: сей род исцеляется лишь молитвой и постом. Это нам тоже большое назидание. Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному. Они друг друга дополняют. И как говорил святитель Василий Вели кий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес». Но молиться надо правильно так, как научает нас святая Церковь, святые отцы. Прежде всего, она научает нас благодарить Господа нашего Иисуса Христа в молитве. Так составлены наши молитвословия, которые мы читаем — утренние молитвы, вечерние. Они начинаются с «Царю Небесный», «Трисвятое», а это молитвы, славящие Бога. Мы должны, прежде всего, внутри себя смотреть насколько благ Господь, сколько Он даровал нам и окружающим нас благ, насколько Он заботится о нас, и возблагодарить всем сердцем. Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить. Именно такое сердце Господь не уничижает. Только такое сердце может о чем-то просить уже. И только тогда, когда мы вот это сердце приобретем, когда мы себя понудим нудить себя нужно , только тогда Господь нам откроет возможность какие-то свои прошения излиять. И опять же прошения должны быть не о каких-то вещественных благах. Мы должны понимать, к кому мы обращаемся. Мы обращаемся к Творцу, и поэтому прошения наши должны быть соответствующие Тому лицу, к Которому мы обращаемся.

Видео:Преподобный Иоанн Лествичник. Беседа с батюшкой в 4-ю неделю Великого поста. Скачать Первая седмица Великого поста Богослужения в первую неделю различаются по продолжительности, они сразу вводят нас в особое состояние духовной бодрости, настраивают на молитву и освобождают от суетных мыслей и дел. Что касается еды, то мы постимся максимально строго. Первые четыре дня в храмах по вечерам читается покаянный канон св. Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние. На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе. Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения. Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля. Видео:Великий Пост. Иоанн Лествичник. Скачать Третья седмица Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Марка 8:34. Четвертая неделя Великого поста — память святителя Иоанна Лествичника. В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам.

Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане!

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста

Но именно в эти годы по просьбе игумена Раифского монастыря он написал свою знаменитую «Лествицу» — руководство по восхождению к духовному совершенству, вобравшее в себя и аскетические традиции египетских монастырей, и собственный опыт и размышления о нем автора. Икона преподобного Иоанна Лествичника С IX века Иоанна Лествичника начали почитать в Византийской Церкви как преподобного, и «Лествицу» церковным уставом было определено в Великий пост читать во время богослужений в храме, а в четвертое воскресенье совершать память ее автора. Тридцать ступеней «Лествицы» — это тридцать бесед о восхождении человека «из силы в силу» к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф 11:12. Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям. Но начинается все с главы о бегстве из мира. То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о морянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного.

И все-таки прочесть ее — хотя бы раз в жизни — стоит. Она многое ставит на свои места и дает точную оценку тем блестящим фальшивкам, которые мы зачастую склонны считать добродетелями.

В этот день мы вспоминаем, как иссушил Господь бесплодную смоковницу.

Это чудо является символом уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения предков Адама и Евы являются все люди. Видео:Притчи 4. Душеполезные истории.

Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, который осуждает книжников и фарисеев, приводя рассказанные им притчи о талантах, о десяти девах, о последнем суде. Еще одна возможность задуматься и переоценить свою жизнь: как мы справляемся с талантами, данными нам Господом, полны ли души наши елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к ближним. Видео:Лествица Великого поста и его первая неделя.

Скачать Великая Среда. Мы отмечаем этот день постом по средам в течение всего года. Вспоминая великое падение, когда один из близких учеников Господа, Иуда Искариот, предал Спасителя и сам избрал судьбу «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом облачается».

Но и память о великом милосердии Божием, по которому блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «явилась целомудренной». После литургии прекращаются поклоны до земли и всякое коленопреклонение в храме кроме поклонения Плащанице. Видео:4-я седмица Великого поста.

Преподобный Иоанн Лествичник. Что нужно сделать в этот день. Скачать Великий Четверток.

Воспоминание о последней трапезе. Именно в этот день Господь, накануне своего распятия, установил спасительное для нас таинство Вечери Господней. Все православные христиане в этот день стараются причаститься святых Христовых Таин.

На вечерней службе единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, о неправедном суде над ним, о пути его на Голгофу и о распятии. Во время чтения Евангелия все держат горящие свечи в знак духовной бодрости, а после службы забирают горящие свечи с собой домой. Сегодня верующие смотрят на распятие Господа и Спасителя Иисуса Христа, стоят с Богоматерью и богословом Иоанном у креста.

Литургии в этот печальный день нет, утром совершается отпевание великих пяточных часов, затем во второй половине дня — снятие святой плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со креста и помещение Его всесвятого тела во гроб. Видео:4 неделя Великого поста.

Лествица преподобного Иоанна 26. Скачать Великая Суббота. Святая Церковь воспевает погребение Спасителя и пребывание его во гробе с телом, сошествие во ад с душой и разрушение царства зла, освобождение душ праведных.

Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь.

Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху.

Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен.

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.

Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".

Ведь мы можем выделить множество различных форм воления. К примеру, естественные желания голод, жажда, половое влечение, желание сна и т. Надо отметить, что естественная воля не является греховной сама по себе, но едва ли ее можно отождествить со свободой.

Более того, она может стать греховной, если безраздельно обладает человеком. Так желание насыщения может реализовываться через отнятие пищи у другого человека. Итак, обладание волей не обязательно означает одновременное обладание свободой. Современная наука показала, что те или иные формы проявления воления присущи и животным.

Однако, освобожденная от своей замкнутости, эгоцентризма, вовлеченности в мир природы с ее законами, воля может стать свободной и соединенной с человеческой ипостасью. В этом во многом и состоит задача христианской жизни: ограничение себя ради Бога и ради других. Итак, преподобный Иоанн мыслит послушание как способ воссоединения воли со свободой. В монашестве же достижение этого наиболее реально.

Стояние в послушании приводит к важнейшему качеству — бесстрастию. Православное понимание последнего имеет лишь поверхностное сходство с античными аскетическими практиками. Мотивы же их кардинально различаются. Если для Платона и Плотина самоограничение и бесстрастие являются условием сведения человеческой природы к уму, то в Православии они мыслятся как способ преображения и обожения всего человека, которого исцелил Христос.

Святитель Григорий Палама назовет позднее бесстрастие стяжанием нетварного Света. Преподобный Иоанн рассуждал в терминах богословия седьмого века. С другой стороны, неверно представлять себе бесстрастие как такое состояние человека, при котором он абсолютно равнодушен ко всему, что происходит в мире, в том числе к страданию, смерти и так далее. Это извращенная трактовка православного понимания спасения и монашества.

Бесстрастие есть прежде всего свобода от мирских страстей, но не от мира как такового.

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

  • Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника — Успенский собор г.Пенза
  • Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника
  • Неделя 4-я Великого поста. Память Прп. Иоанна Лествичника. Проповеди в Оптиной пустыни
  • О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

5-я Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской Жизнь Церкви. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста

На Руси имели хождение разные списки «Лествицы», обычно содержащие, помимо основного текста, Житие святого Иоанна Лествичника, написанное Даниилом Раифским, предварительные послания и предисловие, а также «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном» и несколько дополнительных материалов. В ряде рукописей имеется разбивка на зачала, так как по уставу полагалось читать «Лествицу» за богослужением в период Великого поста. В 1647 году в Москве вышла книга «Труды исписания богодарованного разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам». Издание было осуществлено по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа. До наших дней наиболее распространены славянский перевод «Лествицы», осуществленный преподобным Паисием Величковским , а также его изложение на русском языке, подготовленное при участии иеромонаха Оптиной пустыни Климента Зедергольма. Итак, мы видим, что на протяжении тринадцати веков «Лествица» остается одним из наиболее известных и читаемых аскетических христианских сочинений. Что же означает само слово «лествица»? Это старославянский вариант привычного нам слова «лестница».

Такое название отражает суть духовных поучений преподобного Иоанна: необходимость духовного совершенствования, постепенного возвышения на пути в Рай, на Небо, к Богу.

О своём творении святой Иоанн сказал так: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». То есть каждая степень «Лествицы» — это по сути «прехождение из силы в силу» на пути стремления человека к совершенству, которое не в один момент, но лишь постепенно может быть достижимо.

Восхождение по этой лествице предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты души, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Например, 22-я степень «Лествицы» раскрывает подвиг истребления тщеславия, которое выказывается при каждой добродетели: и при посте, и при нестяжании, и при молчании, и при сокрытии всех подвигов. Преподобный Иоанн назидает: «Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, посылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.

Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.

Разве отказался от него? Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним! И вот, совсем еще юная девочка ответила Богу - да! Ответила Ему взаимной любовью! Ответила так, как наверное следовало бы ответить Адаму в Раю: « я раба Господня, и исполню любую Твою Волю! Но что значит быть избранным?

Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога. Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ. И она ответила Богу взаимной любовью. Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека! Сегодня торжественно вспоминая это евангельское событие - Благовещение Пресвятой Деве Марии - не будем сторонними наблюдателями великого Чуда Божия, а хотя бы попробуем ответить Богу на Его Любовь взаимностью и принять Его Святую Волю о нашем спасении! Церковь в это время вспоминает последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

И самым ярким воспоминанием является церковная традиция чтения двенадцати отрывков Священного Писания Нового Завета, так называемых «Страстных Евангелий».

Однако их водительство Моисеем было не напрасно. В скалистой пустыне они узрели великое чудо — чудо Божественного откровения и дарования первого закона — Декалога. Прошло почти два тысячелетия, и на Синайский полуостров снова стали стекаться люди, но на этот раз уже по доброй воле. Как и древние израильтяне, они терпели многие неудобства от солнечного зноя, жажды и бедности земли ради высшей цели — стяжания не земного, но Небесного Отечества. Этими «новыми израильтянами», шествующими в Царство Небесное, стали первые монахи Православной Церкви.

Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Новости. Лествица Великого Поста. Мы подготовили для вас краткую памятку пути и предлагаем вместе пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом. В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо.

По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора

  • Лествица Великого поста - презентация онлайн
  • Лествица Великого поста - презентация онлайн
  • О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
  • Лествица Великого Поста
  • 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий