В Якутии медведь пришел к дачникам, устроил погром и попал на видео. Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. «Комами» славяне называли медведей. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар. Медведь тотемное животное древних славян. Название праздник получил благодаря еще одной важной традиции, существовавшей у древних славян — почитание Медвежьего бога Кома.
Почему праздник весеннего равноденствия у славян назывался Комоедица?
- Кого древние славяне называли комами? Ответы на вопрос: 25
- В Комсомольском районе встретили весну необычным образом: там будили медведя - Славянская Традиция
- 🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
- Добавление комментария
Сожгли чучело и разбудили медведя хабаровчане на праздновании Комоедицы (ФОТО; ВИДЕО)
Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Ком медведь у славян. Пожаловаться. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям.
Откуда пошло выражение "Первый блин комом" и почему это не совсем так
Телефон для связи: 89026747070. Звонить в рабочее время!
Иногда такие блины для медведей так и называли - комы обрядовые хлебцы, сделанные из овса, гороха и ячменя. Пекли их самые старшие женщины в Роду, а затем относили в лес для Медведя. Мужчины тем временем строили крепость, и подготавливали место для игрищ. Не думаем, что многие удивятся, когда услышат, что блин - это символ Солнца. Ведь всем своим видом он говорит об этом окружающим. Поэтому блины - это основное блюдо праздника Комоедица. Помимо блинов можно отметить печенье в виде жаворонков. Они тоже были неотъемлемой частью празднества.
Приносите Весну красную, уносите Зиму стуженую! В первую очередь хотелось бы отметить, что под Чучелом подразумевается Марена-Зима, после сожжения которой в мир приходит Весна, а с ней и расцвет Земли-Матушки. Изготавливали её только девушки, наряжая в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых. Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры стенка на стенку, перетягивание каната и т. И так, как же проходила "главная игра" Комоедицы? Находясь в Крепости, Марена была под защитой своих слуг девушек, ряженых в "хари" обрядные маски. За Весну же в этой битве борются парни - "Слуги Ярилы" , задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости происходит в 3 захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевает отвоевывание одного из миров Явь, Навь и Правь.
После третьего захода Воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего Чучело сжигалось. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и все плохое. Христианизация праздника. Масленица-Комоедица После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе... Дню Весеннего равноденствия.
Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году - феврале. Но в людях начинает преобладать здравый смысл и с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: В День Весеннего Равноденствия! С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы. Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья — масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины. С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой — на любой вкус. На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем и не только молодые люди без с страшно лезут на масленичный столб за подарками.
Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно — праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника? Что мы празднуем на Масленицу, русы? Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна?
Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» — в день весеннего равноденствия — день астрономического, а не календарного, начала весны. Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима — 21 декабря. К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем. Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить.
Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями праздника в баню, дабы смыть с себя все плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось. Финалом мероприятия в Хабаровске стал хоровод вокруг горящего чучела Масленицы. Напомним, месяц назад на набережной Хабаровска состоялось празднование окончания зимы. Масленицу провели по всем обычаям и традициям — блины, перетягивание каната и, разумеется, сжигание чучела. Правда, небольшой шанс холодам все-таки оставили — вспыхнувшую фигуру затушили пожарные.
Кстати, само празднование Комоедицы длилось на протяжении двух недель. Неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после. Под чучелом подразумевается Марена-Зима, после сожжения которой в мир приходит Весна, а с ней и расцвет Земли-матушки. Изготавливали чучело только девушки, наряжая его в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых. Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры стенка на стенку, перетягивание каната и т. Как же проходила «главная игра» Комоедицы? Находясь в крепости, Марена была под защитой своих слуг — девушек, ряженых в «хари» обрядовые маски. За Весну же в этой битве боролись парни — «Слуги Ярилы», задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости проходил в три захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевал отвоёвывание одного из миров Явь, Навь и Правь. После третьего захода воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего чучело сжигали.
Как связаны Комоедица и Масленица?
- Комы медведи по древнеславянски
- Сожгли чучело и разбудили медведя хабаровчане на праздновании Комоедицы (ФОТО; ВИДЕО)
- «Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
- Кого древние славяне называли комами? Ответы на вопрос: 25
Масленица-Комоедица - древний славянский праздник
Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Медведь тотемное животное древних славян. А Ком — это спящий медведь и первые блины не зятю и не родственникам давали, а ложили в лесу на пеньки для Кома — для Медведя, проснувшегося от спячки и голодного и злого.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные. Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa — нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть. Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa в 1492 гoдy , пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия. И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa. Чин нaчинaлcя пoд кoлoкoльный звoн тopжеcтвенным выхoдoм пaтpиapхa из Уcпенcкoгo coбopa; зaтем к немy пpиcoединялcя цapь co cвитoй.
Пеpвым нa пoмocт вocхoдил пaтpиapх, зa ним — цapь, кoтopый пpинимaл oт пaтpиapхa блaгocлoвение. Зpелище былo тopжеcтвеннoе: цapь в шaпке Мoнoмaхa, в пopфиpе, пaтpиapх в cияющих oдеждaх и мнoжеcтвo бoяp, oдетых в пapчевые феpези бяpcкaя oдеждa c длинными pyкaвaми, oдевaемaя пoвеpх кaфтaнa , в выcoкие coбoльи гopлaтные шaпки, кoтopые дocтигaли пoлyметpa и веpх кoтopых был pacшит пapчей, гocти, пpикaзчики и дъяки в зoлoтых кaфтaнaх; нa пaпеpти Apхaнгельcкoгo coбopa pacпoлaгaлиcь инocтpaнные пocoльcтвa, a вoзле пoмocтa — cтpельцы c бapaбaнaми и знaменaми, — oт зpелищa зaхвaтывaлo дyх y пpocтoгo нapoдa, кoтopый теcнилcя пo плoщaди и дaже зaбиpaлcя нa кpoвлю Бaгoвещенcкoгo coбopa. Милocтыня и пиpы — для нищих и cтpaнникoв Пocле тopжеcтвеннoгo мoлебнa, пpoиcхoдил oбмен пoздpaвлениями cнaчaлa междy цapем и пaтpиapхoм, зaтем междy цapем и бoяpaми, a пocле цapь пoздpaвлял вcех, и вcя плoщaдь в oтвет пoздpaвлялa цapя; зaкaнчивaлocь пpaзднеcтвo paздaчей пoдapкoв: пpиближенным дocтaвaлиcь пиpoги и яcтвa, a пpoчемy людy — денежнaя милocтыня. Пocле cлyжбы блaгoчеcтивые гopoжaне cтapaлиcь пoмoчь нищим и yбoгим, paздaть милocтыню, ycтpoить yгoщения для cиpoт и вдoв, пoмoчь бoльным, yгocтить cтpaнникoв. Бoяpе и знaть пocещaли cтpaннoпpиимные дoмa, бoгaдельни, ocтpoги. Пo деpевням нa 1 cентябpя пocле цеpкoвнoй cлyжбы ycтpaивaли пиpы, нa кoтopых coбиpaлacь вcя деpевенcкaя oбщинa.
B пocледний paз нoвoлетие тaким oбpaзoм oтмечaлocь в нapoде в 1699 гoдy. Пpaзднoвaть Hoвый гoд cледoвaлo мacкapaдaми и yвеcелениями, cтpельбoй из пyшек, фейеpвеpкaми и бaлaми. Bпpoчем, внедpение нoвoгo пopядкa шлo co cкpипoм, a Pyccкaя пpaвocлaвнaя цеpкoвь oткaзaлacь пpинимaть нoвшеcтвo и пpoдoлжилa cчитaть, чтo нoвoлетие нacтyпaет 1 cентябpя кaждoгo гoдa. Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие, которое в современном календаре приходится на 20 или 21 марта, — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции и один из самых древних. По сути — это земледельческий Новый год.
Помимо встречи Весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком и отсюда поговорка — «первый блин комам», то есть медведям. Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему богу «блинные жертвы» испеченные к празднику блины и раскладывали их на пеньках. А уже после начинались пиршества и широкие гуляния. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями праздника в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году.
Работать в эти дни запрещалось. Праздник ждали и к нему готовились Фото: garanga, по лицензии Shutterstock. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю. В последний день праздничных гуляний преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.
Сразу после праздника начинались тяжёлые будни, люди принимались за сельхозработы, которые продолжались всё тёплое время года. Комоедица: история, суть и традиции праздника древних славян История возникновения и суть Комоедицы Традиции празднования Народные приметы Другие праздники в день весеннего равноденствия Во всем мире аграрные цивилизации празднуют окончание зимы и встречу весны, начало земледельческого года. Некоторые праздники насчитывают тысячи лет, потому их традиции смешиваются с другими или начинают забываться, как Комоедица. Что это за праздник, как и кто его отмечал — в материале 24СМИ. История возникновения и суть Комоедицы Рассказ об истории праздника следует начать с того, что стало его основой, а также с различий с другими традициями встречи весны. Для славян пробуждение медведя от спячки — такой же верный признак приближения весны, как у американцев сурок, выглядывающий из норки, чтобы увидеть собственную тень.
Медведь у древних славян — властелин леса, зверь, воплощающий силу и могущество. Славяне ассоциировали зверя с Велесом — покровителем междумирья, богом, которому подвласны Явь и Навь. Зимой Велес бродил по лесам в обличье большого черного медведя, а весной оборачивался человеком. Знак Велеса — бычья голова или медвежья лапа. Ком — медведь, но не совсем. По легендам, это волшебный медведь, дух леса, живущий внизу в утолщении ствола.
От того же корня образовано слово «комель» — толстая часть ствола у корневища. Деревья спиливали «под комель». Команика или куманика — ягода, растущая на лесных опушках и по берегам рек. Как и простой медведь, он был голоден и слаб. Чтобы напитать хозяина леса силой, женщины пекли обрядовые блины, которые и несли на опушку. Клали на пни, жилище духа, с тем, чтобы хозяин леса распределил подношение среди нуждающихся лесных обитателей.
Из этого обычая возникла пословица «первый блин комам», т. Вместе с тем весенний обряд мог быть частью культа почитания предков. Культ медведя — один из самых древних культов поклонения животным-предкам. Он существовал у славян, финнов, саамов, нивхов, айнов. Археологические находки свидетельствуют, что медведю поклонялись еще древние неандертальцы. Средневековые финны верили в то, что медведи — это божества, спустившиеся с небес, способные перевоплощаться.
Поэтому, убивая медведя, они просто позволяли божеству отправиться домой. Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство. Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам. Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника — «Комоедица», т. Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта 6 апреля. Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге.
Автор описания — этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год. Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье — поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги». Традиции празднования Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое — сушеный репник травянистое растение семейства крестоцветных. Второе блюдо — овсяный кисель.
Проверить комом ли первый блин, можно записавшись на праздник "Масленица широкая", который пройдет 16-17 марта в музее-заповеднике "Старина Сибирская". Телефон для связи: 89026747070. Звонить в рабочее время!
Сжигание Морены-Масленицы, хоть потеряло часть изначального смысла, осталось. А "пробудни" явно трансформировались в масленичные "заигрыши" и смотрины. Вернемся к названию "Комоедица", от куда оно все-таки произошло? До происхождения слова "масленица" мы так и не добрались еще. Бытующее объяснение о связи блинов с маслом, меня лично не устраивают.
Но пока про Комоедицу, про начало "комо-" уже упомянули, от слова "ком"-медведь. От сюда и пословица - "Первый были комом" "Если и седьмой блин комом... Фиг с ними, с блинами. Пеките комочки". Но есть жизнеспособная версия звучащая чуть по другому - "Первый блин комАм", то-есть "Первый блин медведям" Первый блин комам, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне И действительно в обрядах часто встречается кормление медведя и даже гощение медведя прием медведя в гости.
Видимо из-за этого есть версия, что "комоедица" означает "поедание комов", причем в разных смыслах. Первый, что комы поедают блины. Второй что есть особый вид "ритуальных" блинов с названием "ком", которым и потчивали медведей. И третий идет из обрядности независимого "Медвежьего праздника", где есть ритуал охоты на медведя, его ритуального убийства, поедания его и в последствии воскрешения бессмертной медвежьей души, то есть буквально "поедание медвежатины". И так, Масленица - это не Комоедица.
От Комоедицы в Масленице осталось не сильно много, а что осталось, потеряло смысл и претерпело большие метамарфозы, превратив по сути Масленицу из "языческого"-православного праздника в народный христианский.
Как же проходила «главная игра» Комоедицы? Находясь в крепости, Марена была под защитой своих слуг — девушек, ряженых в «хари» обрядовые маски. За Весну же в этой битве боролись парни — «Слуги Ярилы», задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости проходил в три захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевал отвоёвывание одного из миров Явь, Навь и Правь.
После третьего захода воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего чучело сжигали. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и всё плохое. Но Масленицей он стал именоваться лишь с XVI века, когда был включён в церковные праздники. И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение.
Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе — дню весеннего равноденствия. Масленицу привязали к христианскому Великому посту, который является подготовкой к Пасхе.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
В Якутии медведь пришел к дачникам, устроил погром и попал на видео. На Руси считали необходимым задобрить тотемное животное, поэтому говорили: «первый блин – комам», то есть медведям. Медведя славяне называли «ком». Медвежьи праздники у восточных славян Комоедицы были приурочены к весеннему пробуждению медведя и проводились 24 марта.
Комоедица – Медвежий праздник славян
Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. Славят род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай.
Кома это медведь
У входа в берлогу их клали на круглые пни. Потом брались за пиры, за потехи и игрища: Бой кулачный, а кто ловчее — лазил на столб, Молодецкую удаль-лихость казали да силищу. Время прошло и гуляний закончился срок.
В честь медведей готовили растительную пищу, варили овсяный кисель и блюдо из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица". Однако в лес никто не ходил, все это ели дома. И никаких блинов. Итак, оказывается, что Комоедица и Масленица — совсем не одно и то же, а комы — это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха. Появлением же мифа про комов-медведей славяне, вероятно, обязаны академику Б. Рыбакову, историку и археологу, который писал о Комоедице следующее: "К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" — праздник пробуждающегося медведя". Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе". При этом Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы.
Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в "Большом фразеологическом словаре" В. Телия написано: "Образ фразеол.
После свержения Наполеона дальнейшее расследование злодеяний христианской церкви было прекращено, а архивы опять вернули Ватикану. Ныне применяемое наименование язычество — всего лишь придуманная христианскими церковниками презрительная обзывалка исконной славянской религии. Слово язычество образовано попами от славянского слова язык, означавшего тогда народ.
В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный, плебейский, хотя действительное значение слова язычник совсем другое. Себя христианские церковники к народу не относили ни в давние времена, ни ныне, всегда полагая себя некой особой кастой, приближенной к Богу и недостижимо возвышенной над народом, за что народ своими трудами обязан их всегда содержать в сытости и довольстве. И ныне церковники полагают себя разумными пастухами пастырями , пасущими и стригущими свое несмышленое пасомое стадо паству. При этом пастыри свою паству "окормляют духовно", а постригают с пасомой паствы блага материальные. Любопытно, но многих прихожан положение пасомых барашков вполне нравственно устраивает, что связано с особенностями их измененной подавленной психики. Таким людям свойственна внутренняя потребность преклонения перед чем-либо или кем-либо.
Сам христианский Бог тратиться на содержание своих "верных прислужников" не желает что вполне соответствует нравам народа, его породившего , потому попам приходится обеспечивать себе жизненные блага бесстыдным обиранием народа, в т. Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, так как церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности. Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" то есть что они превыше царя , за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя. За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное рабское - ведь в христианстве все рабы божьи отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов. Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу.
Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости.
Вместе с тем весенний обряд мог быть частью культа почитания предков. Культ медведя — один из самых древних культов поклонения животным-предкам. Он существовал у славян, финнов, саамов, нивхов, айнов. Археологические находки свидетельствуют, что медведю поклонялись еще древние неандертальцы. Средневековые финны верили в то, что медведи — это божества, спустившиеся с небес, способные перевоплощаться. Поэтому, убивая медведя, они просто позволяли божеству отправиться домой.
Процесс поедания медвежьего мяса сопровождался сложными ритуалами, призванными показать уважение к зверю и снять с человека вину за убийство. Похожие обряды были у нивхов, коренных жителей Сахалина, у саамов, относящихся к финно-угорским народам. Эти обряды могли стать причиной возникновения названия праздника — «Комоедица», т. Некоторые источники описывают Комоедицу как праздник у белорусов, который приходился на 24 марта 6 апреля. Означал празднование прихода весны и связывался с моментом пробуждения медведя в берлоге. Автор описания — этнограф Павел Васильевич Шейн, который перепечатал статью священника Симеона Нечаева за 1874 год. Он описал празднование в селе Бегомль Минской губернии. В подтверждение привел белорусскую поговорку о том, что «На Овечницу медведь впадает в спячку, на Сретенье — поворачивается на другой бок и начинает сосать вторую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги».
Традиции празднования Согласно описанию, данному Шейном, женщины на Руси готовили особые ритуальные кушанья из продуктов растительного происхождения. Первое — сушеный репник травянистое растение семейства крестоцветных. Второе блюдо — овсяный кисель. Третье — гороховые блины или «комы». Первое символизирует растительную пищу в принципе. Второе и третье — продукты, которыми угощали хозяина леса и старались задобрить. После обеда совершали ритуал пробуждения медведя. Каждая семья укладывалась «спать», но не спала, а перекатывалась с боку на бок, имитируя поведение медведя в берлоге.
Однако тот факт, что описание встречается только в единственном экземпляре, заставляет этнографов сомневаться в его правдивости. В некоторых интернет-источниках Комоедицу объединяют с Масленицей. Но праздники не совпадают по датам и смыслу. Масленица — это проводы зимы. Комоедица — встреча весны, которая приходится на момент весеннего равноденствия. Объединяют их блины как пища, которой угощались сами, угощали друзей и подносили предкам. Народные приметы Комоедицу связывают с весенним равноденствием, которое приходится в 2022 году на 20 марта. Солнце перейдет в созвездие Рыб в 18:33 по московскому времени, и в Северном полушарии наступит астрономическая весна.
Как и на Масленицу, в этот день прыгали через костры и катали огненное колесо, символизирующее солнце. Цель действа — очищение. Очищение человека от бед и неудач, а также города или деревни от всего темного и негативного. Приметы, связанные с равноденствием: если стоит теплая погода, то следующие 40 дней будет тепло, а если ударил мороз, то и следующие дни будут морозными; дождь в этот день — к ранней весне; сильный ветер — будет ветрено следующие 2 недели; если облака плывут высоко в небе, легко и быстро, то лето будет теплым, а год — удачным для крестьянина; наблюдать стаи летящих птиц — к урожаю зерновых. Читайте такжеНавруз — древний праздник и факты о нем: история, традиции, значение Приметам, связанным с птицами, весной придавали особое значение. Жаворонок — вестник весны. Увидеть жаворонка — к счастью. Ласточки летают стайками.
Увидеть стайку — к счастью, одинокую ласточку — весь год оставаться одиноким. Вместе с комами в лесу на равноденствие просыпались и другие лесные духи. Поэтому в этот день не завязывали на одежде узлы. Завяжешь — на весь год долю запечатаешь. Что нельзя делать в день весеннего равноденствия: лениться — весна не любит безделья; отказывать нуждающимся — иначе год пройдет в нищете; ругаться и злословить — удача отвернется. Другие праздники в день весеннего равноденствия Комоедица, описанная Симеоном Нечаевым и Шейном, не единственный праздник весеннего равноденствия, равно как и не единственный медвежий праздник у древних народов. В финском эпосе «Калевала» встречаются упоминания о медвежьем культе. Дохристианские финны верили, что медведь пришел со звезд на землю.
После удачной охоты на хищника они устраивали праздник Karhunpeijaiset. В переводе его название означает «праздник медведя». Цель празднования заключалась в том, чтобы задобрить хищное божество и убедить его — охотник «уважает медведей», а убийство произошло случайно. После того, как мясо съедали, кости закапывали, однако череп, который содержал душу зверя, помещали высоко на ветви сосны. Возможно, сосна символизировала мировое древо, а размещение черепа на верхушке — доставку души медведя на небо, домой. Сохранился медвежий фестиваль и на Пиренейском полуострове. Во время праздника мужчины, одетые как медведи, имитируют нападения на людей на улицах. В Арле разыгрывается театрализованное представление.
Заканчивается французский вариант сказки «Маша и медведь» убийством «медведя». В древности они ловили медведя и содержали его в загоне. Считалось, что в образе медведя к потомкам приходит предок. Во время фестиваля зверю предлагали вернуться к богам и оттуда проявить благосклонность к жителям земным. После церемонии с песнями и плясками медведя убивали и съедали. Верили, что дух животного вернулся к богам и оттуда наградит нивхов удачей в охоте и обильными лесными дарами. Айны, жители Японского архипелага, зовут мишку «камуй», что означает «бог». У айнов он возглавляет сонм богов.
Их предки верили, что на земле боги могут принимать облик животных. Чтобы вернуть божество в его страну, люди совершали ритуальное жертвоприношение: убивали и съедали животное. Ритуал поедания медвежатины назывался Оманте. Что касается весеннего равноденствия, то в Японии его отмечают 20 или 21 марта каждый год. До Второй мировой войны праздник назывался Шунки Корейсай.
Новости страны Северной
Медведя славяне называли «ком». Дескать, известная пословица «первый блин всегда комом» совсем не про неудавшуюся выпечку. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. Узнайте последние новости о событиях, связанных с традиционной русской культурой, древними обычаями и фольклором. Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель.