Иверская икона Пресвятой Богородицы. Иверская икона Божией Матери.
Новости Рубцовска
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Иверская икона Божией Матери 26 октября — чудеса и празднование
Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною... В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие.
Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской...
Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». Николая в Толмачах.
В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская. В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже.
Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам.
Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.
Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди. Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря.
Часовня у Воскресенских ворот была приписана к монастырю еще в 1659 году. Молебны в ней служили перервинские иеромонахи. Фото: В.
Ходаков, И. Лазута, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
На щеке Богоматери — кровоточащая рана, нанесённая иконоборцами. С Вратарницей — так икону называют потому, что, по преданию, её обнаружили над воротами обители, — связывают множество исцелений и чудес и почитают не единожды за год. Один из Дней Иверской иконы Божией Матери — 6 мая.
Есть несколько теорий о том, как появилась Привратница. По одной из версий, в девятом веке при царствовании императора Феофила жительница древнего города Никея опустила образ Богоматери в море, чтобы спасти от уничтожения. Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море икону, которую держит столб огня. Во сне Гавриилу Святогорцу явилась Божия Матерь и наказала спасти икону, что преподобный и сделал. Он отнёс образ в главный храм, но утром икону нашли над воротами монастыря.
Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде. Иверский монастырь, Афон. Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим. Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки. Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ.
И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата. Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии Грузии и Афона. С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница.
Где находится оригинал Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву. Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств. Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия.
В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея. Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания. Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля. Всякий путник, въезжающий в город, спешил поклониться чудотворной иконе, причем среди богомольцев были и члены монарших фамилий. Иногда икону выносили для Крестного хода или носили по домам и больницам, где она творила чудеса исцеления и заступничества. К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия Воскресенские ворота были демонтированы, а икона попала в храм в Сокольниках.
Благочестивому старцу Гавриилу, жившему в обители, во сне явилась Богородица и сказала, чтобы он передал настоятелю и братии, что у них появится новая покровительница — Иверская икона, но Гавриил должен сам пойти за образом Богоматери по воде. Сопровождаемый пением братии старец Гавриил чудесно прошёл по воде и принял в свои руки Иверскую икону. Монахи трое суток возносили перед ликом Богородицы молитвы, а потом торжественно поставили образ в алтаре, но монах, зажигавший лампаду перед образом на следующий день, не увидел там иконы — она находилась над вратами обители. Её оставили в храме, но икона опять заняла своё место над вратами. В видении старцу Гавриилу Пресвятая Владычица сказала, что Она хочет быть Хранительницей обители, пока монахи будут видеть Её, то благодать Господа к ним не оскудеет. Иноки Иверской обители построили храм над вратами и поместили туда эту икону Богородицы, где Она находится и по сей день. У Иверской иконы несколько наименований: Вратарница, Привратница, Портаитисса, а по месту обретения она называется Иверской. Много чудес было от Иверского образа, продолжаются они и поныне, но часто о них мало кто знает: въезд на гору Афон ограничен.
История Иверской иконы Богородицы
Нам, новому «Израилю Божию» Гал. Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества. Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею». Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву.
Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно?
В акафисте Иверской Божией Матери описывается чудо, произошедшее в Византии, когда многочисленные персидские войска напали на город, но после молитвы перед иконой Божией Матери, войска были разбиты и город спасен. В другом случае, икона помогла спасти жизнь людям, оставившим свою машину на опасной дороге, где произошло столкновение двух автомобилей, но их машина осталась невредимой. Есть также предание, что икона помогла вернуть слух человеку, который приложился к ней. В одном случае, муж женщины, молившейся перед иконой, проснулся рано утром и предложил ей пойти в церковь, хотя раньше он не проявлял интереса к церкви. В другом случае, икона помогла зажить рану без боли и кровотечения. Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Иверская икона Божией Матери помогает верующим в разных ситуациях и является источником утешения и надежды.
Но всё случилось так быстро, ведь от благословенного Константинополя до не менее благословенной Никеи всего 750 стадий. Они вошли не постучавшись. Впрочем, стуком можно бы посчитать удар рукояткой меча в лёгкую дверь. Анастасия встретила их у самой двери. Скрестив руки на груди, она, беззащитная, но полная веры, убеждённая в чудотворной силе святых образов, стояла одна против вооружённых солдат, ожидая их первого слова. Лицо её казалось бледным, но не от испуга, а от светлой духовной сосредоточенности, готовности пострадать даже до смерти. Огромные чёрные иконные глаза в пол-лица глядели спокойно и строго. В них светилась тёмным светом такая глубина, в которой, казалось, застыла вся многовековая и многострадальная история греческого народа, весь Гомер, весь опыт античности, вся мировая скорбь о грешном человеке, который не ведает, что творит. Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен. Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении. Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс. Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни.
В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель. Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница. Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Поэтому Иверскую икону Божией Матери называют "Вратарница", пишет Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями. Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей? Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме.
Там Иверское сердце…
Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница. Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона. На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона. Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы». Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов. Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона. В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба.
Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы. В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Монастырь Ивирон на Афонском полустрове.
Фото Michalis Famelis Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По легенде, один из воинов ударил копьем по образу Богородицы, и в тот же миг из пораженного места потекла кровь. Вдова пообещала воинам деньги, только бы они ушли до утра и не трогали икону. А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море. Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону.
Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону.
Спасение святыни Впервые Иверская икона Божией Матери упоминается в IX веке Во время правления греческого императора Феофила велась жестокая борьба с христианской религией, а иконы безжалостно уничтожались. В ту нелегкую для христиан пору древняя икона Божией Матери хранилась у благочестивой вдовы, которая жила вместе с сыном недалеко от города Никеи территория современной Турции. Однажды, по преданию, воины, посланные выискивать и уничтожать иконы, ночью ворвались в дом вдовы, и один из них копьем ударил по образу Божией Матери. Удар пришелся по изображению правой ланиты Богоматери, и из раны потекла кровь. Женщина, в надежде спасти образ Божией Матери, упросила воинов оставить святыню до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы, смущенные кровью, выступившей на иконе, согласились.
Вдова, желая спасти икону Божией Матери от поругания, отнесла святыню к морю и опустила в воду. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встав вертикально, ликом к берегу, двинулась по морю. Как сложилась судьба вдовы в дальнейшем, неизвестно, а ее сын смог добрался до горы Афон, где стал монахом Иверского монастыря. Именно он рассказал монахам Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря. На лике Богородицы кровоточащая рана так и осталась, поэтому Иверскую Божию Матерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике. Вратарница Через два века монахи Иверского монастыря обрели икону Божией Матери. Однажды они увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в его основании образ Богоматери, стоящий на воде.
Афонская Вратарница: Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери — один из самых известных образов Богородицы. Икона Богородицы с матерью и бабушкой. 26 октября в православных храмах пройдут службы, посвященные обретению Иверской иконы Божией Матери. Иверская-Монреальская икона Божией Матери Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря. Иверская икона Божией Матери неоднократно помогала братии монастыря в самых трудных ситуациях. Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь.
История Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами.
Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница. Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона.
На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона. Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы».
Она найдена была над вратами обители на внешней монастырской стене и опять поставлена в храме, но снова оказалась над вратами - и это прехождение повторялось потом и еще несколько раз. Наконец Богоматерь явилась иноку Гавриилу и сказала: "Иди в монастырь и скажи монахам, чтобы они более не искушали Меня: не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей". Таким образом св. Инок Гавриил построил потом на этом месте небольшой храм во имя святой иконы, назвав ее Портаитиссою, то есть Вратарницею, или Привратницею. Сын никейской вдовы пришел спустя 15 лет в эту обитель, узнал образ Богоматери, пущенный в море его матерью, и рассказал, что было с ним до опущения на воду, затем сам постригся в монахи.
По воссоздании св. Иоанном Ивиром древней Климентовой, или Иверской обители, явленный образ Богоматери был перенесен в нее почему эта новая Иверская, бывшая Климентова, обитель и стала называться обителию Богоматери-Вратарницы и прославился здесь многими чудесами. Чудотворная икона Богоматери в храме Портаитиссы на Афоне стоит на левой стороне от царских врат, несколько выступив. Она невольно обращает к себе взоры молящихся как своим украшением и величественными размерами, так и особенным выражением Богоматернего лика. Лицо Богоматери склонено на левую сторону к держимому Ею Богомладенцу, который десницею благословляет именословно, а в шуйце держит свиток. Вверху по сторонам Богоматернего венца, в углах, образуемых верхним и боковым полями, - два архангела, обращенные к Богоматери Михаил и Гавриил ; на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите изображенной Владычицы виден след раны, нанесенной царским надсмотрщиком сыщиком , потом раскаявшимся.
По описанию нашего путешественника Барского 1724 - 1747 г. Сверху же сея св. Предстательство же и прилежное смотрение храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет один иepoмонax от всех прочих братий избран, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради онаго именуется приснопребывающий, понеже инно что не творить, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ниединоже от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпно горящую и поющи тамо правило и параклисию молебен Божьей Матери по вся дни и нощи". Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедро и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны". На древних списках этой св. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорит, что она Портаитисса Иверская милостивая.
Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы Пресвятая Владычица является, как и надлежит веровать, милостивой к просящим Её помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам св. В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы - в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника - Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собирается много богомольцев, которые угощаются от обители в продолжение суток.
Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге.
Его дети росли некрещенными. Но мужчина упал в храме на колени перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, провел много времени в слезах и молитвах. А дома его ждало чудо. Опухоли на телах обоих детей уменьшились вполовину, операция не понадобилась.
На иконе Пресвятая Богородица представлена в поясном изображении. Левой рукой она держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом. В левой он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца. Она стала щитом для всех, кто день и ночь молиться на Святой горе за всех людей. Иверская икона проявляет самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков. Она помогает людям, которые раскаялись в своих грехах. Иверская икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Ей также молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли и хорошем урожае, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в доме возле входа, поскольку второе название этого образа — «Вратарница» и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей. Что можно делать 26 октября В день Иверской иконы Богоматери нужно сходить в церковь и помолиться перед святым образом. В народе 26 октября принято наводить порядок в бане: менять сгнившие доски и лавки, чистить печь и все емкости для воды. Поэтому день прозвали Банником. По суевериям, в бане обитает дух, которого называли банником, жихаркой, анчуткой.
Икона Иверской Божьей Матери
Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Один воин ударил икону копьем, от чего на лике Богородицы выступили капли крови. просим детей рассмотреть внимательно Иверскую икону и найти, где на лике Богородицы выступила кровь. Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам. Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам. Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 января 2023 года в 20:48, длительностью 00:26:49, на видеохостинге RUTUBE.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке. Почитание иконы Богоматерь Иверская охватило разные стороны русской культуры: церковную сферу, архитектуру, живопись, графику, литературу, быт.