14 марта в рамках фестиваля «8 женщин» в Центральном Доме журналиста прошла конференция «Женщины и революция. Международный женский день – женский праздник. И будто бы больше – цветочно-конфетный. Сегодня 8 марта — день, когда женщины принимают поздравления. И если сейчас это скорее первый праздник долгожданной весны, изначально он замышлялся как символ солидарности трудящихся женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Международный женский день праздновался в Российской империи с 1913 года — спустя три года после его учреждения по инициативе немецкой социалистки Клары Цеткин. Международный женский день, безусловно, главное украшение первого месяца весны.
История 8 Марта и возникновение женской эмансипации
О чем это говорит? Да ни о чем. Просто люди, которые входят в строительство нынешней вертикали власти ведут себя совершенно одинаково независимо от гендера. Атака на ХХ век Когда нам говорят про «возврат к традициям» это означает отказ от культуры ХХ века как «порочной» и возрождение «старого славного времени», в которое женщина не считалась полноценным человеком. В Иране, который как бы теперь числится партнером России по «духовному возрождению», в прошлом году в 230 школах были зафиксированы массовые отравления учениц. Этот опыт борьбы за традиционную ценность женской безграмотности был подхвачен в соседнем Афганистане. Про девушек, забитых полицией нравов до смерти из-за отказа носить хиджаб, и кислоту в лицо за посещение школ тоже все хорошо знают.
В соседнем Казахстане отставной президент Назарбаев рассказывает теперь, как на личном опыте возрождал многоженство. Несколько лет назад муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев приветствовал женское обрезание, сообщив, что «необходимо снизить сексуальность женщин. Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше». Операции по удалению клитора почти открыто проводятся в Дагестане.
Разумеется, практика женского обрезания, которое делают маленьким детям, пытается расползтись за пределы Кавказа и несколько лет назад была вскрыта и пресечена в Москве. Обрезанием дело не заканчивается. Буквально на днях «убийство чести» произошло в Санкт-Петербурге. Да, это все истории мусульманского сообщества, но мракобесие поднимает головы и за его пределами. Россия — государство, где крайне влиятельны силовики, и в этом смысле интересны пособия, по которым их готовят. В учебнике «Криминология» объясняется , что основной социальной причиной женской преступности является «внедренная из-за рубежа идея эмансипации, что привело к массовому распаду семей, снижению деторождаемости и разобщению в обществе».
В Совете Федерации недавно рассказывали , что «нужно перестать ориентировать девушек на высшее образование». Глава Минздрава Михаил Мурашко примерно в тот же период отличился замечанием, что женщине вначале надо родить, а уже потом, с ребенком на руках, заниматься получением профессии. Верховный суд признал употребление слова «руководительница» признаком принадлежности к экстремистскому ЛГТБ-сообществу. Универсальный индикатор происходящих перемен — зарплата.
Эмансипация женщин. Феминизм в России и в мире». Среди выступающих на коференции были: председатель гендерной фракции партии «ЯБЛОКО» Галина Михалёва; адвокат Московской коллегии адвокатов Жанна Смаль; главный редактор веб-портала «За феминизм» Наталья Биттен; ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Любовь Штылева; журналист, документалист, автор фильма «Обретение силы» об истории женского движения в России Светлана Свистунова; режиссёр документального кино Екатерина Головня; доктор исторических наук, зав.
Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат.
Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость.
Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше.
Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках.
Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения.
К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности».
Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла.
В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной».
В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки».
К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979. В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений.
Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи?
В 1913-м впервые на митинги вышли женщины во Франции и России. Отмечать праздник 8 марта начали с 1914 года после того, как женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги протеста либо солидарности именно в этот день. Историки считают, что выбрана дата именно 8 марта была в память о крупных забастовках работниц текстильных фабрик в США, состоявшихся 8 марта в 1857 и 1908 годах: в 1857-м в Нью-Йорке работницы текстильных фабрик провели «марш пустых кастрюль» — прошлись по городу, протестуя против неприемлемых условий труда и низких зарплат, а в 1908-м забастовка нью-йоркских работниц прошла вновь — маршем прошлись 15 тысяч женщин, которые требовали сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда.
В России этот день отмечался в качестве официального праздника с 1919 года, первоначально носил название Международного дня работниц, однако с конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем. После распада Советского Союза день 8 марта остался государственным праздником в России и выходным днем. История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта.
Женская эмансипация и новые социальные роли / Виктория Вальковская
Культура - 8 марта 2023 - Новости Москвы - Изображение Международный женский день 8 марта в соцсети TenChat. Сегодня 8 Марта — праздник материнства и красоты, однако утверждение Международного женского дня 100 лет назад в первую очередь связано с эмансипацией. Традиционно 8 Марта на постсоветском пространстве ассоциируется с букетами тюльпанов, мимоз, шоколадными конфетами и государственными выходными – в общем, с чем угодно, только не с идеями эмансипации и борьбой женщин за свои права. т.е. НЕ выходным. 7 марта 2023, 13:16 — Общественная служба новостей — ОСН. 8 марта ежегодно отмечается Международный женский день, который появился как день солидарности женщин в борьбе за женские права и эмансипацию.
Женская эмансипация и новые социальные роли / Виктория Вальковская
8 марта — Международный женский день: праздник солидарности и эмансипации. Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. Праздник эмансипации женщин. false. С праздником дорогие женщины!
Митинг в защиту прав женщин 8 марта в Ленинграде
- 8 марта - день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию
- Международный женский день — Википедия
- Клара Цеткин
- Что мы празднуем 8 марта?
- День солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию или 8 Марта
- Смотрите также
Необходима авторизация
- День солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию или 8 Марта
- Митинг в защиту прав женщин 8 марта в Ленинграде
- 8 марта день эмансипации женщин - 56 фото
- Как женская эмансипация подарила дамам прекрасный праздник
8 Марта: феминизм и коммунизм
Самые наши инновационные, продвинутые и раскрепощенные организации, отдавая дань эмансипации, нанимают женщин пониженной социальной ответственности для раскрутки своей компетенции. Международный женский день отмечают уже 108 лет. Праздник исторически был посвящен солидарности женщин в борьбе за эмансипацию. То, что начиналось с призывов и лозунгов о равноправии, сегодня превратилось в традиционные цветы, конфеты и поздравления. Исторически 8 марта отмечался как день солидарности женщин в борьбе за равенство. Культура - 8 марта 2023 - Новости Москвы - Но есть ещё один аспект этой проблемы: эмансипация женщины ведёт к вымиранию популяции. Причём везде, во все времена и у всех народов. 8 Марта – Международный женский день. Праздник, в который отмечают достижения женщин вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий.
Как женская эмансипация подарила дамам прекрасный праздник
- «Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
- Что мы празднуем 8 марта?
- Вернуть празднику 8 марта название «Международный день борьбы за права женщин»
- 8 Марта – праздник феминисток?
- Казахские женщины и эмансипация: как это происходило в СССР?
Борьба за равноправие длиною в век: как за 108 лет изменились цели феминисток
Официальное поздравление с международным женским днем 8 марта Минималистичный плакат на 8 марта Открытки с 8 марта с поздравлениями 8 марта день эмансипации женщин С наступающим 8 марта 8 Марта день Восстания работниц против кухонного Поздравление женского коллектива с 8 марта С международным женским днем 8 Смешные плакаты на 8 марта 8 Марта день борьбы за права женщин Революционный плакат 8 марта С 8 марта дорогие коллеги День борьбы за женские права Советские плакаты про женщин Мира любви поздравляем женщин с международным женским днем 8 Марта праздник феминисток Поздравления с 8 марта прикольные Международный день феминисток С 8 марта поздравления счастья Открытки Мэри Кэй.
Но опять же, мы знаем об этом только из воспоминаний, поэтому, насколько это достоверная история, сказать сложно. Я читала, что все началось с так называемого «марша пустых кастрюль», который 8 марта 1857 года провели текстильщицы Нью-Йорка. Эти женщины якобы протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Но некоторые историки, как я успела заметить, опровергают эту версию, поскольку в документах и в прессе якобы нет никаких сведений об этой забастовке.
Так где же истина? А для участниц женского конгресса эта информация была абсолютно достоверной, и никто никогда, вплоть до эпохи маккартизма, не подвергал это сомнению. Более того, в бывшем Институте марксизма-ленинизма, а ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, сохранились газеты, которые рассказывают об этом марше, поэтому говорить о том, что это миф, не приходится. Все, кто заявляет, что это миф, опираются на американскую прессу.
Но ведь в этот же период американская пресса, например, писала о том, что коммунисты хотят убить президента Эйзенхауэра, о том, что Советский Союз планирует нападение с использованием подводных лодок и т. То есть в то время появилось много антисоветских и антикоммунистических мифов, так что говорить о том, что этого марша не было, — нельзя. Поэтому большинство историков сходятся на том, что демонстрации все-таки были. Может быть, конечно, они не были такого масштаба, который в дальнейшем им был приписан, но то, что они имели место и именно 8 марта, — это факт.
Праздник передовых пионерок — Встречается мнение о том, что раньше, у самых истоков эмансипации, Международный женский день был посвящен в основном «мужественным» женщинам, которые преуспели в «мужских» профессиях. Вы согласны с этим? Какую профессию могла иметь женщина в начале XX века? Максимум она могла быть домашним учителем, кухаркой или официанткой.
Круг профессий был очень узок, а все остальные занятия считались мужскими.
Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто.
Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979.
В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений. Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи? В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить. И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия.
В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…». Он считает, что в советском обществе власть давно в руках жен и тещ: и зарплатой управляют они, и в доме главные они, а мужчинам ничего не остается, кроме как сидеть у телевизора, чтобы не слушать бесконечные вопли и претензии. А из семьи мужчины уходят, по его мнению, потому что не в силах терпеть такое унижение. И в том, что мужчины «обмельчали», виноваты женщины, которые забыли о своей «слабости».
Как советские феминистки 70-х пытались говорить о проблемах в обществе В 1979 году в Ленинграде вышел первый номер феминистского самиздата «Женщина и Россия» — альманах из статей, зарисовок из жизни и стихов советских феминисток. Его основала журналистка и диссидентка Татьяна Мамонова. Также к ней присоединились журналистка Татьяна Горичева, писательницы Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская и другие литературные деятельницы. В альманахе авторки делятся болью, которая накопилась у советских женщин.
Они пишут об акушерском насилии в роддомах и абортариях, бытовом сексизме, безотцовщине и безразличии мужчин к детям, о жестоких женских тюрьмах, о бытовой усталости и о том, как с треском провалилась советская эмансипация. Например, Малаховская в статье «Материнская семья» подробно расписывает, почему с нагрузкой, с которой сталкивается женщина, практически невозможно справиться. Мамонова описывает свой опыт родов и абортов и говорит о жестокости врачей. А Вознесенская рассказывает о жизни в женской колонии и милицейском насилии.
По словам Горичевой, для своего времени их альманах был почти экстремистским: до сих пор о проблемах женщин так никто не говорил. Татьяна Мамонова в статье «Роды человеческие» Как пишет Анна Нижник в предисловии к переизданию альманаха, феминистское диссидентское движение чувствовало себя очень одиноко: с одной стороны их преследовало КГБ, с другой — отталкивало сообщество диссидентов-мужчин , считая, что женские проблемы не заслуживают такого внимания. Однако отмечает, что выпуск получил большое признание у французских феминисток. Их вызывали на «профилактические беседы», проводили обыски, прослушивали телефонные разговоры.
Тем не менее журналистки не прекратили работу — продолжением «Женщины и России» стал журнал «Мария», также выходивший в самиздате. Редакция проводила конференции и устраивала женский клуб, а также выступала против войны в Афганистане. Однако журнал также продержался недолго: в 1980 году Малаховская, Горичева и Мамонова эмигрировали из страны. Татьяна Мамонова продолжала свою активистскую деятельность во Франции.
Обсудить Мимоза и разговоры о правах: челябинцы в иммиграции рассказали, как празднуют 8 Марта за границей Традиционный и любимый многими в России весенний праздник 8 Марта приближается, несмотря ни на что. Его называют международным, но значит ли это, что в офисах и в домах по всему миру мужчины будут закидывать дам букетами и воспевать их красоту и женственность? Бывшие челябинцы, живущие теперь за границей, рассказали «Пчеле» о том, празднуют ли в их странах женский день и какой смысл вкладывают в эту дату. Я не видел, чтобы немцы каким-то образом отмечали его, — признался бывший челябинец. Женский праздник здесь тоже отмечают не так широко, как в России. Но не слышала, что что-то особенное случается. Тем более, всё время, что я там была, у нас локдаун на локдауне. В том году всё было закрыто с декабря по май, и работали только супермаркеты, плюс — комендантский час часов с восьми вечера, — поделилась Ирина. Там есть для этого День матери и День отца.
Вроде на 8 Марта феминистки что-то затевают — лекции, семинары… Есть программа по разным городам. Дома муж, конечно, меня поздравляет, потому что знает про 8 Марта в России. Поздравляет цветами, хотя у нас их и с поводом, и без него по пять ваз минимум всегда стоит. А 8 Марта государственного выходного нет. Цветы мужчины массово дарят своим возлюбленным на 14 февраля. Привычный нам день почитания женственности здесь — повод вспомнить о правах женщин. Также в Калгари есть памятник канадским феминисткам.