Высадкой морского десанта (кодовое название "Нептун") в Нормандии командовал адмирал Бертрам Рэмзи.
Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта
Весной 1943 года отношения между членами Антигитлеровской коалиции стали напряжёнными. Постоянный перенос сроков открытия второго фронта заставил официальную Москву перейти к более жёсткой риторике. В советских заявлениях откровенно говорилось о том, что позиция западных союзников производит на руководство СССР тяжёлое впечатление. Рузвельт прямо заговорил о том, что «если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится»», — рассказал Дмитрий Суржик. Уинстон Черчилль всё ещё рассматривал возможность замены высадки во Франции активными действиями в Италии и на Балканах, но Франклин Рузвельт уже решил готовиться к десантной операции в Западной Европе. Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции.
Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал». Также по теме Безоговорочная капитуляция: почему Запад не может простить Красной армии взятие Берлина 16 апреля 1945 года советские войска начали наступление на столицу нацистской Германии. Красная армия проводила операцию без участия... По его словам, это стало одним из факторов, склонивших командование союзников в пользу Нормандии при выборе места высадки в Западной Европе. Также в Лондоне и Вашингтоне приняли во внимание то, что Нормандия находится достаточно близко от британских портов, а её обширные песчаные пляжи идеально подходили для высадки морских десантов.
Путём распространения слухов, передачи информации через двойных агентов, строительства макетов военной техники они убедили нацистов в том, что собираются высаживаться в районе Па-де-Кале. Им это удалось настолько хорошо, что даже после начала высадки в Нормандии германское командование некоторое время считало, что имеет дело всего лишь с отвлекающим манёвром», — подчеркнул Кнутов. Операция «Оверлорд» Операция союзников получила кодовое название «Оверлорд» в переводе с английского — «повелитель». Изначально высадка была запланирована на май 1944 года, однако из-за задержки с разработкой планов её перенесли на начало июня. Эйзенхауэр отдает приказ парашютистам о наступлении AFP Общее командование операцией осуществлял верховный главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр.
Сухопутными войсками руководил командующий 21-й группой армий Бернард Монтгомери.
Американцы высадились на пляжах Омаха и Юта, британцы - на пляжах Голд и Сворд, а канадцы и англичане - на пляже Джуно. В фильме 1998 года «Спасти рядового Райана» показаны события, произошедшие на пляже Омаха, самой смертоносной из всех пяти зон высадки и той, где немецкая оборона оставалась почти полностью нетронутой.
Первая волна пехоты на пляже пережила самую страшную бойню за всю кампанию дня «Д». Большие части целых рот были убиты или утонули, так и не добравшись до берега и не сделав ни единого выстрела. Американские войска понесли потери на пляже Омаха в количестве 2 400 человек.
Немецкий Атлантический вал и его разросшиеся береговые укрепления стали объектами сокрушительной воздушной бомбардировки союзников, предшествовавшей вторжению пехоты. Одной из причин, по которой пляж Омаха был таким кровавым, было то, что густая облачность в этом районе сделала бомбардировки неэффективными, оставив вражескую инфраструктуру и орудия в идеальном рабочем состоянии. После воздушной бомбардировки, но до высадки на берег, 24 000 американских, канадских и британских десантников высадились на парашютах в тылу врага, чтобы обеспечить безопасность выходов с пляжей.
Сильная облачность, препятствовавшая бомбардировке пляжа Омаха, помешала и десантникам. Многие подразделения оказались далеко от намеченных зон высадки в условиях хаоса. Канадцы, атаковавшие пляж Джуно, пережили бойню, подобную той, что пережили американцы на Омахе, особенно первая волна войск, многие из которых погибли, не добравшись до берега, благодаря бурному морю и безжалостной немецкой артиллерии.
В конце концов именно канадцы захватили больше городов, больше стратегических позиций и больше территории, чем любые другие батальоны. Во вторжении приняли участие 6 939 кораблей и других судов. Восемьдесят процентов из них были британскими.
В операции также участвовало 11 590 самолётов. Они поддерживали военно-морской флот, высаживали десантников, вели разведку и обстреливали оборонительные позиции немцев. В день «Д» насчитывалось 73 000 американских военнослужащих.
Наряду с американцами в освобождении участвовали 61 715 британских и 21 400 канадских солдат.
Не понимал тогда, но понимаю сегодня. В одной песне популярной у нас поётся «Свободу мы несем в родимые края». Но не только в родимые края. Несли свободу всей Европе. И Франции тоже. Там как-то забыли, что немецкие дивизии, вошедшие в Париж , были начисто истреблены под Сталинградом. Мы действительно ждали открытие второго фронта. Долго ждали.
И они наконец пришли и высадились. Но вовсе не за тем, чтобы нести свободу. Они высадились чтобы не допустить того положения, когда русские дойдут до Парижа первыми. И всё шло к тому. И всем было ясно, что советские войска могли справиться с фашизмом сами, без какой-либо помощи. Вот тогда они и высадились. И при этом не поставили в известность даже де Голля. Вроде бы их главного союзника по освобождению Франции. Не нужен им был этот генерал.
Путается под ногами. Де Голль высоко оценил этот шаг, и предложил задействовать на Восточном фронте французских летчиков и авиамехаников. Так было положено начало эскадрилье, а затем полку «Нормандия — Неман».
Они поженились в 1916 году. В этом браке родились два сына. В 1920-х годах он служил в зоне Панамского канала, учился в школе командного состава, был членом комиссии по военным памятникам в Париже. В последующие годы Дуайт работал помощником начальника штаба армии генерала Макартура, а затем служил на Филиппинах. По возвращении в США в 1940 году он возглавлял штабы армии и дослужился до звания бригадного генерала. Во время Второй мировой войны Эйзенхауэр занимал руководящие посты в отделе военного и стратегического планирования Генерального штаба армии.
В это время он разработал многие американские планы военных действий, командовал войсками в Европе, Африке и Средиземноморье. После Тегеранской конференции 1943 был открыт второй фронт, и Эйзенхауэр был назначен главнокомандующим союзными силами в Европе. Именно он возглавлял крупную наступательную операцию союзников — вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии в июне 1944 года.
Высадка союзников в Нормандии
Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война, высадка в. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». Главная» Новости» Высадка в нормандии операция. Аннотация издательства: Книга представляет собой мемуарный труд бывшего верховного командующего союзными войсками при высадке в Нормандии в июне 1944 года, впоследствии президента США. Информагентство AP в подборку фотографий ветеранов, участвовавших в высадке в Нормандии 6 июня 1944 года, включило и снимок бывшего гитлеровца. Сегодня высадка в Нормандии выдается Западом как самое важное, чуть ли не решающее сражение Второй мировой войны.
Высадка союзников в Нормандии: когда Гитлера обвели вокруг пальца
Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото. Успех высадки в Нормандии 6 июня 1944 года превзошел все ожидания. Главная» Новости» Высадка в нормандии год. Высадка союзнических войск в Нормандии состоялась 6 июня 1944 года.
Американские учения "Тигр", ставшие катастрофой
Управление немецкими войсками в зоне операции «Нептун» было серьезно нарушено, десантникам удалось захватить многие ключевые точки, а также освободить первый французский город — Сент-Мер-Эглиз. Кровопролитная «Омаха» Если судить об операции «Нептун» по современным фильмам, может сложиться впечатление, что вся высадка союзников в течение первого дня висела на волоске. Такое представление очень далеко от действительности: общие потери десанта составили менее 1 процента! Другое дело, что в одном из пяти секторов высадки — «Омаха» остальные носили имена «Юта», «Суорд», «Голд» и «Джуно» — десант действительно оказался в очень тяжелой ситуации. В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе».
Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок.
Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном».
Поэтому союзники могли без труда создать локальное превосходство в произвольной точке высадки.
Вместе с тем, не вполне верны легенды о пропустившей высадку союзников "дивизии желудочников". Это соединение из ограниченно годных солдат находилось на подступах к Амстердаму и, как ни странно, держалось довольно долго. Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения.
Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии.
Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны. Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы.
Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции.
Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу.
Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей. Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды.
За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу.
Затем Эйзенхауэр командовал морским десантом на Сицилию и Апеннинский полуостров, что привело к падению фашистского Рима 4 июня 1944 года. В декабре 1944 года Эйзенхауэру присвоили звание 5-звездочного генерала.
После победы в Арденнском сражении 7 марта 1945 года войска западных союзников форсировали Рейн. Бернард Лоу Монтгомери: В начале Второй мировой войны Монтгомери возглавлял дивизию во Франции, а после эвакуации войск западных союзников из Дюнкерка командовал юго-восточной частью Англии в ожидании немецкого вторжения. В августе 1942 года премьер-министр Великобритании Черчилль назначил Монтгомери командующим 8-й британской армией в Северной Африке, которая незадолго до этого потерпела поражение и была отброшена немецким генералом Роммелем в Египет.
Там Монтгомери восстановил боеспособность вверенных ему войск и после битвы при Эль-Аламейне в ноябре 1942 года вынудил Роммеля отступить из Египта.
Джон Ран, капитан 5 батальона рейнджеров. Поддержку с моря осуществляли два линкора, три крейсера, 12 эсминцев и 105 прочих судов в основном из состава американского флота, но в их числе были британские и французские корабли сил Свободной Франции. Вскоре американцам удалось прорваться вперёд, противнику не удалось скинуть десант обратно в море. В ход пошли огнемёты. Бункеры вспыхнули ярким пламенем. Оборона была прорвана.
Первые жертвы не прошли даром, и уже после 6 июня на берег начали высаживаться всё новые и новые войска союзников, продвигаясь вглубь обороны немцев. Операция "Оверлорд" продолжалась до 31 августа 1944 года, закончившись освобождением Парижа. Командовали операцией генерал США Дуайт Эйзенхауэр внизу и британский генерал Виконт Монтгомери под первым портретом , прославившийся во время боевых действий в Северной Африке. Среди участников высадки в Нормандии был и американский танковый ас Лафайет Пул фото ниже. За 80 дней боёв принял участие в 21-й танковой атаке во Франции и Бельгии.
Как открывался Второй фронт в Нормандии в 1944 году
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Американские учения "Тигр", ставшие катастрофой: pantv — LiveJournal
- Вы точно человек?
- General Eisenhower D-Day Speech - YouTube
Высадка в Нормандии и как русские всех трупами закидали
Однако потери при высадке в Нормандии были настолько велики (погибло около шести тысяч человек и еще больше было раненых и контуженных), что смерть «всего» 749 человек в ходе учений была вскоре забыта. Высадка в Нормандии считается самой крупной десантной операцией за всю историю войн. Высадка в Нормандии Колли Руперт. Высадка в Нормандии — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция. Главная» Новости» Высадка в нормандии.
Дуайт Эйзенхауэр
- Айк и Монти против Лиса
- General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
- Высадка союзников в Нормандии: когда Гитлера обвели вокруг пальца
- Эйзенхауэр. Высадка в Нормандии
- 75 лет назад началась операция «Оверлорд» по высадке союзников в Нормандии
- Высадка в Нормандии
70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)
В реальности десант в Нормандии стал для союзников вынужденным шагом, так как они сильно боялись, что русские закончат войну сами без второго фронта и установят в освобожденной Европе свои порядки. Рузвельт писал, что "если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то, возможно, будущей весной второй фронт и не понадобится". А сама героическая высадка стала сочетанием комедии, трагедии и фарса. Если вспомнить эпические кадры фильма "Спасая рядового Райана": побережье Нормандии представляло собой неприступную крепость, которую силой духа и мужеством покорили бесстрашные американцы и частично канадцы, англичане. По факту же на участке высадки немцы имели исключительно старые, трофейные орудия, часто со времен Первой мировой войны, где использовались 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства. На одном участке защитных сооружений вообще практически не было, а в общем и целом на "Атлантическом валу" готовность укреплений не превышала 50 процентов. Сами "грозные орды гитлеровцев" в районе высадки представляли собой винегрет из частей, собранных из солдат с "ограниченной годностью" возрастные, инвалиды, раненые и даже целая дивизия из солдат, страдающих расстройством желудка и разношерстных подразделений из солдат оккупированных европейских стран, которые мгновенно сдавались без боя.
Команда не могла заставить работать ни его янтарные галофановые лампы, ни маяк Eureka до тех пор, пока падение не началось. Хотя у второго серийного следопыта был самолет в канаве в пути, остальные сбросили две группы около DZ C, но большая часть их габаритных огней была потеряна в брошенном самолете.
Им удалось установить маяк «Эврика» незадолго до прибытия штурмовиков, но они были вынуждены использовать ручной сигнальный фонарь, которого не видели некоторые пилоты. Самолеты, приписанные к DZ D вдоль реки Дув, не смогли увидеть конечную точку поворота и пролетели мимо зоны. Вернувшись с незнакомого направления, они приземлились на 10 минут позже и на 1,6 км от цели. Зона высадки была выбрана после смены миссии 501-го ПИРа 27 мая и находилась в районе, который немцы обозначили как вероятный район высадки. Следовательно, поблизости было так много немцев, что следопыты не могли направить свои огни и были вынуждены полагаться исключительно на Эврику, которая была плохим проводником на близком расстоянии. Первооткрыватели 82-й воздушно-десантной дивизии показали похожие результаты. В нем наиболее эффективно использовались маяки Eureka и голофановые сигнальные огни из любой команды следопытов. Самолеты, направлявшиеся в DZ N к югу от Сент-Мер-Эглиз, точно выполнили задание и визуально опознали зону, но все же сбросили команды в миле к юго-востоку.
Они приземлились среди войск 91-й немецкой дивизии и не смогли выйти на ДЗ. Команды, назначенные для обозначения DZ T к северо-западу от Сент-Мер-Эглиз, были единственными, кто сброшен с точностью, и, хотя они развернули и Эврику, и BUPS , они не смогли показать огни из-за непосредственной близости немецких войска. В целом четыре из шести зон падения не могли отображать сигнальные огни. Блоки для DZ N предназначались для направления парашютного пополнения запасов, запланированного на конец дня «Д», но пара DZ C должна была обеспечивать центральную точку ориентации для всех радаров SCR-717 для определения направления. Однако агрегаты были повреждены при падении и не оказали никакой помощи. Боевые прыжки Профильзадания Запланированные зоны высадки с воздуха на полуострове Котантен, день «Д», 6 июня 1944 г. С-47 из 439-й авианосной группы, на борту которой находился члены 506-го ПИР Братья известности в Нормандию. Зоны высадки 101-й дивизии находились к северо-востоку от Карентана и обозначены буквами A, C и D с севера на юг зона высадки B была зоной высадки B.
Каждый парашютно-пехотный полк ПИР , подразделение численностью около 1800 человек, организованных в три батальона, перевозилось тремя или четырьмя серийными войсками, соединениями, состоящими из 36, 45 или 54 самолетов С-47, и отделенных друг от друга по определенным временным интервалам. Сериалы были запланированы по зонам сброса с шестиминутными интервалами. Десантников разделили на дубинки - самолетом войск численностью 15-18 человек. Чтобы добиться внезапности, парашюты были направлены к Нормандии на малой высоте с запада. Сериалы вылетели в начале в 22:30 5 июня, собрались в боевые порядки в пунктах сбора командования и крыла и вылетели на юг в пункт отправления, получивший кодовое название «Флэтбуш». Там они спустились и полетели на юго-запад над проливом Ла-Манш на высоте 500 футов 150 м MSL , чтобы оставаться вне зоны действия радаров Германии. Каждый полет в рамках серийного полета находился на 300 м позади полета впереди. Полеты столкнулись с ветром, который выдвинул их на пять минут раньше запланированного срока, но эффект был одинаковым для всей силы вторжения и незначительно повлиял на расписание.
После над водой все огни, кроме огней группировки, были выключены, и они были уменьшены до минимальной практической интенсивности. Через 24 минуты 57 миль 92 км над проливом поток военнослужащих подошел к стационарной маркерной лодке под кодовым названием «Хобокен» с маяком «Эврика», где они резко повернули налево, чтобы на юго-восток и пролетел между Нормандскими островами Гернси и Олдерни. Погода над каналом была ясной; Все сериалы летели по своим маршрутам точно и плотным строем, приближаясь к своим начальным точкам на побережье Котантена, где они повернули к своим зонам высадки. Начальная точка 101-го в Портбейл , под кодовым названием «Мулшу», находилась примерно в 10 милях 16 км к югу от точки 82-го, «Пеория», недалеко от Фламанвилл. Разбросанный капли Несмотря на точное выполнение над каналом, множество факторов, встречавшихся на полуострове Котантен, нарушали точность капель, многие из которых встречались в быстрой последовательности или одновременно. Зенитная артиллерия немецких зенитных орудий вызвала улетание самолетов ниже или выше их предписанной высоты. Некоторые из мужчин, которые прыгали с самолетов на более низких высотах, были ранены при ударе о землю из-за того, что у их парашютов не было достаточно времени, чтобы замедлить их снижение, в то время как другие, прыгнувшие с большейвысоты, сообщили об ужасающем снижении в течение нескольких минут, наблюдая, как разлетается трассирующий огонь. Из 20 сериалов, составляющих две миссии, девять упали в облачную гряду и были сильно рассеяны.
Из шести сериалов, в которых удалось достичь концентрированного падения, ни один не пролетел сквозь облака. Однако основным фактором, ограничивающим успех парашютно-десантных подразделений, поскольку он увеличивал все ошибки, возникающие из-за вышеперечисленных факторов, было решение совершить массовое падение с парашютом ночью, концепция, которая больше не использовалась в трех последующих крупномасштабных воздушно-десантных операциях.. Это было дополнительно проиллюстрировано, когда те же группы авианосцев позже в тот же день точно и успешно вылетели второй лифт под сильным огнем. Первая волна: Миссия Олбани Схема высадки 101-й воздушно-десантной авиации, день Д, 6 июня 1944 Десантники 101-й воздушно-десантной дивизии «Кричащие орлы» первыми совершили прыжок 6 июня, между 00:48 и 01:40.
Почти в каждой роте был как минимум один человек, который решил, что ему нет смысла жить, однако хотел убивать и убивать, чтобы отомстить. Не все немецкие солдаты были фанатиками или эсэсовцами. В обычных пехотных дивизиях царили совсем другие настроения. Эберхард Бек из 277-й пехотной дивизии писал: «Для нас война давно уже проиграна.
Сейчас важно выжить». Такой же точки зрения придерживались многие солдаты постарше. Им не нужен никакой героизм». Бек с товарищами часто говорили о том, как бы получить легкое ранение, чтобы отправиться в госпиталь в Германию. Я хочу лишь выбраться из этих мучений». Вся эта тема о храбрости в бою имеет огромное значение. Бесстрашных людей очень мало, и некоторые из них наверняка просто испытывают желание умереть. Самые храбрые люди это те, кто преодолел свой страх.
Исследования, проведенные британскими военными в Италии незадолго до высадки в Нормандии, показали, что во взводе из 30 человек лишь небольшая группа берет на себя основную тяжесть боевых действий. Другая маленькая группа делает все, чтобы избежать боя или даже исчезнуть, а большинство посередине либо следует за храбрыми солдатами, если все хорошо, либо в моменты паники бежит с поля боя за трусами. Это исследование так напугало Монтгомери, что он скрыл его, и в результате серьезно пострадала карьера майора Лайонела Уигрэма, который его проводил. Но правоту его выводов подтвердили исследования, проведенные в других армиях, особенно в американской, где ими занимался бригадный генерал Сэмюэл Маршалл. Большинство солдат во время боя старались даже не стрелять из своего оружия. Что интересно, в российских архивах я отыскал признания офицеров Красной Армии, которые считали, что их солдаты поступают так же. Один заслуженный советский офицер рассказывал писателю Василию Гроссману, что оружие надо проверять сразу после схватки с противником, и если выяснится, что кто-то из солдат ни разу не выстрелил, его следует расстреливать на месте как дезертира. Немцы быстро поняли, что британцы отважно обороняются, но очень осторожно наступают, из-за чего потерь у них в итоге оказывается больше.
На то есть множество причин. Британские военные мифы всегда были посвящены героической обороне, будь это каре Ватерлоо, осада Лакхнау и Дели или битва за брод Рорк. Великие наступления редко кто вспоминает, за исключением тех случаев, когда они заканчиваются катастрофически, например, атака легкой бригады в Балаклаве. Но мы должны помнить, что Британия воевала почти пять лет, а это вызывало серьезную усталость. И когда стало понятно, что скоро войне конец, солдатам очень захотелось выжить. Они все неохотнее шли на риск. Солдаты и сержанты были также более политизированы, чем поколение их отцов в годы Первой мировой войны. Профсоюзный менталитет влиял на отношение людей.
Появился некий разграничительный менталитет: не делать ничего, что не входит в круг твоих обязанностей. Один канадец заметил, что британские саперы не считали нужным стрелять по врагу, а пехотинцы отказывались засыпать воронки и вытаскивать машины из грязи. В немецкой и американской армии таких настроений не было. Американцев и канадцев поражало и то, что британский солдат требовал регулярных перерывов на чай и перекуров. Даже в день высадки огромное количество солдат, уставших брести по воде к берегу, считали, что они заслужили отдых, хотя бы потому что выжили во время десантирования. Один американский офицер связи сообщал: «У многих солдат после высадки возникло такое чувство, что свою задачу они выполнили, и теперь пора сделать перекур и даже попить чайку вместо того, чтобы подниматься и идти дальше, взламывая оборону противника». Британские перерывы на чай раздражали не только американцев. Спустя неделю, когда часть 7-й танковой дивизии атаковала Виллер-Бокаж, войска сделали перерыв на чай в городе, даже не выслав разведдозоры и не заняв позиции для ведения стрельбы.
Последствия оказались катастрофическими, когда ас танковых войск гауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман ворвался в город на своем «Тигре» и начал расстреливать пустые танки справа и слева. Там он будет говорить об американской исключительности и о триумфе американской военной мощи, победившей зло в Нормандии. И хотя он прибудет туда в сопровождении президента Эммануэля Макрона, трудно представить, что Трамп станет подчеркивать важность международного сотрудничества. К счастью, на британских памятных мероприятиях в Нормандии не будет искусственной сентиментальности в духе фильма «Спасти рядового Райана». Это относится и к службе в соборе Байе, и к церемонии на военном кладбище. Прекрасная простота британских кладбищ, особенно того, что находится в Байе, где 4 649 могил, это лучшая дань памяти тем, кто отдал свою жизнь за освобождение Западной Европы. Но самая первая церемония 6 июня будет посвящена открытию площадки для строительства британского мемориала в Вер-сюр-Мер. Это будет дань памяти тем 22 254 военнослужащим, которые погибли в День Д и в битве за Нормандию, сражаясь под британским командованием.
Операция имела кодовое название «Минсмит» Mincemeat, Мясной фарш. В 1944 году немцы знали, что вторжение состоится, знали, что где-то на французском побережье, но не знали точно, где. Союзники хотели дать немцам правдоподобную альтернативу Нормандии, именно — Дуврский канал, кратчайший путь через Ла Манш. Гитлер относился к нему с уважением после боев в Северной Африке и на Сицилии. Армейская группа размещалась в Кенте на юго-востоке Англии. Здесь были размещены и тысячи фальшивых транспортных средств и танков.
В том же месте были сосредоточены и крупные канадские силы. Но основные силы, настоящие, размещались гораздо западнее, на юге Англии, — объясняет Удстебё. Взломали немецкий шифр Одним из важнейших элементов было соблюдение полной секретности. О том, где действительно будет высадка, знали очень немногие. Войска были в полной изоляции.