Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — вводились впервые в 1597 г. как сроки (5-, 10-, 15-летнего или иного (по продолжительности) розыска и возвращения беглых крестьян к своим владельцам, пока в 1649 г. Соборное уложение не установило бессрочный сыск и возвращение беглых. 16 октября 2019 Эля Смит ответила: В 1597 г. Были введены урочные лета сроком в 5 лет.
Урочные лета: особенности и последствия
это некий особый период в истории страны, когда принимаются определенные решения или проводятся специальные мероприятия. 1597 – введение «урочных лет» и установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Урочные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов.
Урочные лета дата - фото сборник
Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет. Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Важнейшие даты.
Отличие урочных и заповедных лет
- Урочные лета. Урочные лета - это Урочные лета срок в течение
- Урочные лета - что это? | Вопросы Quiz Club | QuizzClub
- Урочные лета - что это?
- События введение урочных лет
- Отличие урочных и заповедных лет
- Урочные лета — "Энциклопедия. Что такое Урочные лета
Опричнина: причины, сущность, этапы, последствия
- 2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве
- Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян
- Особенности сыска крепостных на Руси
- Урочные лета: особенности и последствия
Указ об Урочных летах 1597 года
В подавляющем большинстве крестьяне сбежали из вотчины в голодные весенние месяцы, не заплатив пошлины. Многих свезли к себе соседние феодалы, также без соблюдения правил Юрьева дня. К началу 80-х годов значительная часть сельского населения либо разбежалась, либо вымерла. Деревня напоминала огромный пустырь. Крестьяне пахали лишь малую часть той пашни, которая кормила их прежде. Под тяжестью катастрофы старый порядок перехода в Юрьев день полностью разладился. Этот сдвиг и запечатлелся в документах о волоколамских крестьянах. Никаких следов законодательной отмены Юрьева дня в них не обнаруживается.
При царе Василии Шуйском в 1607 году Поместный приказ издал пространное Уложение о крестьянах, в текст которого была включена своего рода историческая справка. Компетентность составителей Уложения не вызывает сомнения. Уложение вышло из стен того самого Поместного приказа, который издавал и хранил все законы о крестьянах. Этот источник имеет первостепенное значение. Он окончательно разрушает представление о том, что крестьяне утратили выход при Грозном. Предполагали, что царь Иван, введя «заповедь», провел перепись земель, чтобы закрепить крестьян за землевладельцами. По Уложению, перепись провел не Иван, а Федор.
Факты целиком подтверждают эту версию. При Грозном писцы побывали лишь в Новгороде. Общее описание государства было сделано после его смерти. Справку Поместного приказа 1607 года можно проверить с помощью более ранних документов. В 1595 году старцы Пантелеймонова монастыря Де-ревской пятины в своем прошении напомнили царю Федору, что ныне по его царскому указу «крестьяном выходу нет». Поместный приказ, принявший челобитную, не только не опротестовал это заявление монахов, но и процитировал его в своем судном решении. И челобитная, и решение суда сохранились в оригинале, что придает им особую ценность.
Подлинные документы 1595 года, таким образом, полностью подтверждают справку Поместного приказа 1607 года и тем самым дают в руки исследователя неопровержимые доказательства того, что у истоков крепостного режима стоял не Грозный, а Годунов. Но как объяснить тогда другой документ, найденный В. Корецким,— краткую летопись, сообщавшую, что «законный и благочестивый царь» Иван Васильевич наложил «заклятие» на крестьянский выход, а узурпатор Борис нарушил его волю и возобновил Юрьев день во время сильного голода в 1601 —1603 годах? Прежде всего попробуем ответить на вопрос: кем был этот новый свидетель, решительно опровергший заявления Поместного приказа? Может быть, это современник Грозного, непосредственный очевидец событий тех лет? Нет, это не так. Ее составил безвестный провинциальный дворянин-крепостник, апеллировавший к памяти «благочестивого царя» ради оправдания установившегося режима.
Нет и намека на то, что летописец имел под руками подлинные документы о закрепощении: заметка носит чисто литературный характер. Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах». Значительно больше сведений о новых нормах можно почерпнуть из жалованной грамоты городу Торопцу, составленной Поместным приказом дьяка Андрея Щелкалова в 1590 году. Городские власти получили в то время разрешение вернуть на посад своих тяглецов людей, плативших государеву подать — тягло , которые ушли на земли помещиков и монастырей «в заповедные лета». Торопецкая грамота вносит новую поправку в теорию «заповедных лет». Основной «заповедной» нормой считали формальное упразднение Юрьева дня. Однако торо-пецкий документ говорит не о крестьянах, а о посадских людях, никакого отношения к Юрьеву дню не имевших.
Казна издавна получала львиную долю денежных доходов с городских налогоплательщиков. В период «великого разорения» горожане искали спасения в деревне. Города опустели. В рамках «заповедных лет» власти добивались возвращения посадских людей в их старые городские дворы в целях возрождения платежеспособной посадской общины. Введение «заповедных лет» в Торопце означало временное прикрепление разбежавшихся из города налогоплательщиков к тяглой посадской общине. Меры по возрождению городского тягла получили наименование «посадского строения». О них подробнее мы будем говорить ниже.
Правительство ратовало за возвращение налогоплательщиков как в городах, так и в деревне. Чтобы вернуть себе тяглых крестьян, деревские помещики в своих исковых заявлениях старались доказать, что «спорные» крестьяне ушли от них «с тяглые пашни», чем нанесли ущерб казенным податям. Другой пример: администрация «черных» государственных волостей на Двине пожаловалась на разброд волостных крестьян, и Андрей Щелкалов в 1585 году велел сыскать этих крестьян в вотчинах соседнего монастыря и вернуть их в волость «на государеву землю на тяглое место». Последняя грамота, упоминавшая о «заповедных летах», была адресована Никольскому монастырю на Двине и имела дату— 1592 год. В то время Никольские монахи обратились в Москву с просьбой помочь им вернуть на старые тяглые наделы двух крестьян. Один крестьянин покинул монастырскую вотчину, другой остался в ее пределах, но забросил свой надел и ушел в зятья к соседу. Чтобы подкрепить просьбу, монахи тщательно подсчитали, какой убыток казне причинили вышедшие крестьяне.
Дьяк Щелкалов не только удовлетворил иск Никольских монахов, но и включил в текст судного решения особую статью, адресованную «черным» волостям, со всех сторон окружавшим владения Никольского монастыря. Волостям воспрещалось вывозить крестьян из Никольской вотчины «в заповедные лета впредь до нашего государева указу». Двинская грамота 1592 года отразила новый этап в становлении «заповедного» режима. Судя по торопецкой грамоте, правительство считало «заповедными» годы, предшествовавшие 1590 году. На основании двинской грамоты 1592 года можно заключить, что творцы нового режима намеревались распространить действие «заповеди» на все обозримое будущее, хотя при этом они и не отказались от взгляда на нее как на меру временную, которую рано или поздно упразднит особый государев указ. Достоверные источники приказного происхождения 1590—1592 годов позволяют обнаружить наиболее характерные черты «заповедного» режима, находившегося в то время в процессе формирования: «заповедь» имела в виду налогоплательщиков города и деревни; механизм «заповедного» режима приводила в движение инициатива отдельных землевладельцев и феодальных городов; «заповедные лета» функционировали как система временных мер. Можно отметить и еще одну характерную особенность.
В большинстве правительственных распоряжений о возвращении тяглых горожан и крестьян на старое место жительства нет термина «заповедные лета». Неизвестно, добились ли удовлетворения своих исков Непей-цын и двое других деревских помещиков. А вот их сосед по поместью Д. Языков выиграл аналогичную тяжбу из-за крестьян год спустя. Оригинал судного дела Языкова сохранился полностью, включая помещичий иск и решение приказного судьи о возвращении крестьян. Однако ни один из этих документов не содержит указания на «заповедные лета».
Греков в книге «Крестьяне на Руси».
Несмотря на возражения А. Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна.
Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.
Михаил Загоскин. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него. В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь.
Крестьянская война начала 17 в.
При царе Михаиле Федоровиче См. Михаил Фёдорович снова действовал 5-летний срок. В 1639 У. По Соборному уложению 1649 См. Соборное уложение 1649 вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права. Их ведь продавали как скот»… Подобный бред автор слышал не только от полуграмотных иностранцев.
Подобное «глубокое» познание собственной истории свойственно и многим бывшим советским гражданам. А уж про знаменитую помещицу-изуверку по прозвищу «Салтычиха» все мы в обязательном порядке читали в советских учебниках истории. Самая знаменитая отечественная душегубица Дарья Николаевна Салтыкова, в девичестве Иванова, после смерти мужа стала помещицей и владелицей нескольких поместий и около 600 душ крепостных. За малейшие провинности она велела сечь крепостных розгами, часто — до смерти. Любила обливать девушек кипятком, вырывала волосы, велела насмерть забить батогами, поздней осенью загоняла в пруд и те умирали от переохлаждения. Правда, советские учебники замалчивали продолжение этой истории.
Двум крепостным Салтычихи, у которых она насмерть замучила жен, удалось бежать, добраться до Петербурга, пробиться на прием к императрице и рассказать Екатерине второй о зверствах помещицы-садистки. Императрица пришла в ужас и взяла это дело под свой личный контроль. Сначала Салтычиху взяли под домашний арест, в 1764 г. Около года собирали доказательства и опрашивали свидетелей, которых набралось более 400 человек. Убийца отрицала свою вину, оправдывая себя тем, что «она наводила порядок в своем поместье». Но свидетелей обратного было слишком много.
Следователь по делу вдовы Салтыковой, Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека - «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек. Трупы жертв сообщники Салтычихи хоронили в безымянных могилах или оформляли как умерших естественной смертью. Октябрьским днем 1768 года у позорного столба рядом с Кремлем целый час простояла знатная помещица Дарья Салтыкова. На шее дворянки висела табличка с надписью «мучительница и душегубица».
На лобном месте Дарья Николаевна, известная также по прозвищу Салтычиха, оказалась по приговору самой Екатерины Великой за серию убийств крепостных крестьян. Приговор составила сама Екатерина II , в нем детально было описано как само наказание, так и детали его реализации. Салтычиху лишили дворянского звания. До конца жизни Дарья Салтыкова заключалась в подземную тюрьму, без света и человеческого общения. На каторгу отправились и сообщники Салтычихи. Салтычиха провела в «покаянной камере» московского ивановского монастыря 11 лет, потом е перевели в каменную пристройку, где было окно.
По словам свидетелей, она и в заключении осталась злобной скандалисткой, плевалась через окно в прохожих и пыталась достать их палкой. Помещица-садистка Дарья Салтыкова провела в заточении 33 года. Скончалась там же, похоронена на кладбище Донского монастыря. Императрица положила конец зверствам психически неуравновешенной помещицы. Но она же подавила восстание Емельяна Пугачева, отправив последнего на казнь. Правда, приказав начать четвертование с отсечения головы, чтобы уменьшить страдания Емельяна.
Своеобразный «гуманизм» немецкой принцессы… Восстание на заре крепостничества В Советском Союзе историкам было предписано представлять выступлением против крепостного права восстание Ивана Болотникова в 1606-1607 годах. Это было время становления крепостного права. Но выступление, организованное беглым холопом Иваном Болотниковым произошло в Смутное время. Это было выступление против власти Василия Шуйского. Сам Болотников объявил себя посланником чудом выжившего царевича Дмитрия, что позволило ему собрать под свои знамена многих крестьян, казаков и дворян. Все восставшие ждали самого Дмитрия, а когда он не появился, стали перебегать на сторону Шуйского.
В результате восстание «развалилось», самого Болотникова схватили, ослепили и утопили в проруби. Отмена крепостного права просто осталось за скобками. Кого хотел освободить Степан Разин Советские историки многократно именовали восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева «борьбой против крепостничества». На самом деле Степан Разин начал свою войну против тогдашнего строя по другим причинам: он мстил за старшего брата Ивана, которого повесили по приказу царского воеводы Долгорукого за неподчинение царскому указу. Месть за смерть брата и желание распространить казацкую вольность на всю Россию и послужили причиной восстания. Но вскоре любовь к грабежам взяла верх над прочими амбициями.
И уж никакого отношения к освобождению крепостных крестьян не имел разбойничий поход отряда Разина в Персию. Никаких крестьян он в Персии освобождать не хотел, а лишь грабил прибрежные персидские города и привез из этого похода знаменитую персидскую княжну, воспетую в известной песне. Политиком Стенька Разин был никаким и удержать власть на долгий срок просто не мог, даже если бы и взял Москву. Разбойника четвертовали безо всяких поблажек. Брат Степана Разина, Фрол, закованный и привезенный на место казни брата, желая смягчить свою участь, крикнул: «Слово и дело государево»! Он знал, что власти интересуются кладом, который по слухам спрятал Разин.
Степан, которому уже отрубили руки и ноги, успел проорать: «Молчи, собака»! Степану отрубили голову, а Фрола отвезли в Москву, желая выведать тайну клада. Долго пытали, но клад не нашли. После чего его казнили, как и Степана. Награбленные сокровища Степана Разина российские кладоискатели ищут до сих пор. Однако он опять-таки предпочитал делу освобождения крестьян обыкновенный грабеж.
Его любимым развлечением было, после взятия того или иного укрепления правительственных сил, вешать коменданта. А затем насиловать его жену на глазах у своей разбойничьей армии. Таким способом Емельян Пугачев демонстрировал свою мужскую силу. Скольких крепостных Пугачев освободил и наделил землей? Заниматься такими «мелочами» ему было некогда. Россказни советских историков о борьбе Разина и Пугачева «против крепостничества» критики не выдерживают.
В, Милова. Кого хотели «разбудить» декабристы Русские дворяне, участвовавшие в походах против Наполеона за границу, набрались в Европе достаточно модных в то время идей. Включая отмену крепостного права. Но Северное и Южное общества декабристов так и не смогли прийти к единому мнению по крестьянскому вопросу. Они планировали свергнуть самодержавие и убить императора вместе с семьей. Но будет ли будущая Россия республикой по образцу США или конституционной монархией, по образцу Англии, так и не решили.
Крестьянам хотели выделить по 2 десятины земли и на двор. Хотя в то время для прокорма одной крестьянской семьи нужно было минимум 4. Даже император Павел I планировал выделить 15 десятин на семью. Восстание 14 декабря 1825 года было спланировано и проведено бездарно, отчего сразу же и провалилось. Люди, планировавшие начать освобождение страны с убийства царя и всей его семьи, не освободили ни одного из своих собственных крепостных, коих у них было немало. Заговор с целью государственного переворота с неясными целыми не мог принести России ни свободы, ни процветания.
Место крепостничества в нашей истории Действительно ли крепостное право было «исконно русским явлением»? Ведь различные формы зависимости одних людей от других существовали на Руси всегда. А знаменитый «Путь из варяг в греки» существовал не только для торговли мехами, воском и пенькой. Но были это захваченные в боях или невольники из других племен? Дело уж очень давнее. В ранней Руси все крестьяне были свободны.
Постепенное подчинение центральной власти коснулось всех слоев общества. Крепостное право, в том виде, в котором мы его знаем из русской классики, просуществовало а России примерно 250 лет. В 1581 году был отменен Юрьев день, когда крестьянин, расплатившись с землевладельцем, мог уйти. Официально Крепостное право было введено Соборным уложением 1649 года, при царе Алексее Михайловиче. В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных. Таким образом был закреплен бессрочный сыск беглых крестьян.
Хронология закрепощения российских крестьян выглядит так: 1497 год - Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому - Юрьев день. Весь 18 век - постепенное усиление крепостного права в России. Крестьяне, прикрепленные к земле, не могли покидать наделы во время неурожая, что гарантировало доход казне. Отменит это бесправие российского крестьянина лишь государь Александр II в 1861 году. Все ли российские крестьяне были крепостными? Историки спорят: была крепостными одна треть или половина российских крестьян?
На Севере, в Финляндии, Прибалтике, в Сибири и в казачьих областях крепостного права не было. Годом основания казачества считается 12 мая 1570 года. К началу Первой мировой войны в Российской империи было 11 казачьих войск. Выражение «С Дону выдачи нет» означало, что крепостной, сбежавший от своего помещика и добравшийся до казачьих земель, становился вольным казаком и не мог быть выдан своему бывшему хозяину. Российское государство, таким образом, защищало свои границы, а казачьи войска получали постоянное пополнение. Но ведь крепостных крестьян в России 250 лет могли продавать как скот.
Было ли это явление исконно российским? В Европе закрепощение крестьян началось с девятого века. Феодалы получали от монархов земли в награду за свою службу и прочие заслуги. Но зачем им была нужна земля без крестьян? Кто-то должен был эту землю обрабатывать. Свободные крестьяне не стали бы просто так отдавать солидную часть своего труда землевладельцам.
В Западной Европе на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы, немецкие кнехты. В Восточной Европе — польские хлопы. Элементы крепостного права исчезли в 16-18 веках. В Центральной и Восточной Европе в это же время существовали наиболее тяжелые формы крепостного права. Оно было отменено в этих краях в ходе буржуазных реформ 18-19 веков. Германия, Польша, Австро-Венгрия отменили крепостное право лишь в девятнадцатом веке.
Вот как эти принципы формулировались в Северных землях Германии: Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и всё что вы имеете, является моим. Из помещичьего устава, определяющего повинности крестьян, Шлезвиг-Гольштейн, 1740 год В Дании крепостное право было сходным с немецким. Однако в Швеции и Норвегии оно не сложилось. Европейские феодалы сами решали, на ком жениться их вассалам. В прекрасной Франции В конце мая 1358 года во Франции вспыхнуло крестьянское восстание, получившее название «Жакерия». Название происходит от презрительной клички «Жак-простак» Jacques Bonhomme , данной французским крепостным.
Во время Столетней войны страну разоряли как английские солдаты, так и шайки собственных разбойников из числа солдат дофина. Восстание вспыхнуло в области Бовези к северу от Парижа. Окрыленные победой, крестьяне решили выступить против своих сеньоров с оружием в руках. Восстание распространилось в Пикардии, Иль-де-Франс и Шампани. У восставших не было плана. Они жгли замки, уничтожали документы, где были зафиксированы крестьянские повинности, жестоко убивали феодалов и насиловали их жен, как бы в отместку за «право первой ночи».
Лозунгом крестьян был: «Истребить всех знатных людей до единого». Восстание началось со ста человек, по пути их следование, к ним присоединялись единомышленники. Сначала их стало 6 тысяч, потом к ним присоединялись все новые и новые крестьяне. Во главе восстания встал Гийом Каль, уже прошедший военную службу. Его назвали «Генеральным капитаном Жаков» он даже организовал канцелярию. Одновременно в крестьянами, началось восстание ремесленников в Париже, которое возглавил купец Этьен Марсель, встав во главе 3 тысяч восставших.
Они ворвались в королевский дворец и убили ближайших советников короля Карла. Однако самому дофину Марсель обещал всяческое покровительство. Но дофин Карл предпочел тайно бежать из Парижа и начать собирать силы для борьбы с бунтовщиками. Собранные им отряды феодалов отрезали дороги, по которым снабжалась продовольствием французская столица. Парижу угрожал голод. Гийом Каль пытался соединить свои силы с восставшими парижанами, но граждане Париже не открыли ворота крестьянам.
То же самое произошло в Санлисе и Амьене. Французские феодалы, оправившись от страха, перешли в контрнаступление под предводительством дофина Карла. Против крестьян выступил король Наварры Карл Злой, пытавшийся в неразберихе захватить французский престол. Карл Злой вызвал к себе в лагерь Гийома Каля, якобы, для переговоров. Поверив «рыцарскому слову» короля, Каль, не обеспечив себе безопасность, явился в лагерь, где был схвачен и закован в цепи. Одновременно был атакован лагерь крестьян-мятежников.
Оставшиеся без своего умелого вождя, крестьяне, были вскоре разбиты. Другой дворянский отряд, шедший на помощь Карлу, уничтожил 1 300 человек, затем были убиты еще 800 человек. Триста крестьян укрылись в монастыре, но войска Карла сожгли их живьем. Кровавая расправа феодалов над бунтовщиками длилась до августа 1368 года и унесла жизни более 20 тысяч человек. Гийом Марсель вступил в переговоры с Карлом Злым, намереваясь сдать ему Париж, но не успел: 31 июля 1358 года он был убит сторонниками дофина, когда обходил посты. В доброй старой Англии В Англии в XIV веке барщинная система приходила в упадок: феодалы повсеместно заменяли ее на денежный оброк.
Часть крестьян беднела и разорялась и превращалась в батраков. Эпидемия чумы в 1348-49 годах опустошила большую часть Европы. В Англии вымерло до половины населения страны. Продовольствие подорожало. Тогда король и парламент в интересах нанимателей провели ряд законов, враждебных батракам и всем людям наемного труда. Так закон обязывал всех работоспособных граждан обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет наниматься на работу за ту плату, которая существовала до эпидемии чумы.
За отказ от найма и самовольный уход от нанимателя грозила тюрьма. Согласно закону от 1361 года, рабочие за самовольный уход от нанимателей, объявлялись вне закона и клеймились каленым железом. Непомерные налоги и гнет крепостного права привели к восстанию Уота Тайлера в 1381 году. Вспыхнувшее в графстве Кент восстание охватило многие регионы страны и быстро докатилось до Лондона. Восставшие, во главе с кровельщиком Уотом Тайлером, воевавшим ранее во Франции, где он приобрел боевой опыт, захватили столицу, на переговоры с ними был вынужден выйти сам король, укрывшийся в Тауэре.
Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах»
Telegram: Contact @lyubopitnie_istorii_i_faktu | Были определены так называемые «урочные лета» По истечении 5-ти летнего срока бежавшие работники закреплялись за новым владельцем. |
Отмена урочных лет | На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет. |
Что такое «урочные лета»? | Аргументы и Факты | «Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении. |
Юрьев день
- Чем «урочные лета» отличаются от «заповедных лет»?
- Большой энциклопедический словарь
- УРОЧНЫЕ ЛЕТА - Большая советская энциклопедия, БСЭ - Энциклопедические словари -
- Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян
- Введение урочных лет
- Дополнительно
Урочные лета. Что это?
XVII в. Указ царя Дмитрия Лжедмитрия I. О восстановлении 5-летнего срока беглых крестьян, разрешение ухода крестьян в случае угрозы голода. Март 1607 г. Об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян, то есть с 1592 г.
Правительство, видя недовольство масс, решило упростить налоговую политику. Некоторые налоги были заменены на косвенные.
В 1645 году налоги резко возросли, особенно на товары первой необходимости, в числе которых была соль. Цена на соль поднялась насколько, что "простые смертные" уже не могли позволить себе ее покупку. Соль была основным консервантом, и увеличение налога затронула все слои населения. Особенно пострадали крестьяне и купцы, чей товар начал быстро портиться. Пошлина на ноль была отменена в 1647 году, однако волнения на этом не прекратились. Власть наоборот увеличила и вернула отменные прямые налоги, чтобы восполнить недостаток в казне.
Толпа расправилась с судьей Земского приказа Л. Плещеевым, начальником Пушкарского приказа П. Траханиотовым, разгромила двор боярина Б. Морозова - свояка и воспитателя царя Алексея Михайловича Романова. Ухудшение положения народа Смута, вызванная резким ростом социальной несправедливости, разложением боярства элиты и вмешательством внешних сил, заинтересованных в ослаблении и гибели Руси, не завершилась пришествием к власти Романовых и серьёзными уступками Москвы Польше и Швеции Столбовский мир и Деулинское перемирие. XVII столетие стало «бунташным».
Романовы шли по пути вестернизации России перелом произойдёт при Петре Первом ; почти все крупные боярские семьи, которые были причастны к организации Смуты, сохранили свои позиции; происходило оформление крепостного уклада — крестьяне становились собственностью помещика, дворяне укрепляли свои позиции в государстве; происходило увеличение налогов; казаков начали лишать их привилегий, ограничивать. Таким образом, предпосылки Смуты начала столетия никуда не делась — происходило ухудшение экономического и социального положения населения России, то есть социальная справедливость была нарушена и как следствие шёл рост недовольства народа. Русское государство было разорено Смутой, борьбой со шведами, поляками и крымскими татарами. Казне требовались большие средства для укрепления государственности, обеспечения обороны, восстановления и содержания армии. При этом старые источники пополнения казны были подорваны. В частности, некоторые крупные города получили временную льготу от уплаты налогов из-за их полного разорения в годы Смуты.
Среди был ранее один из самых богатых русских городов — Новгород, который шведы вернули по Столбовскому миру в 1617 году. В результате вся тяжесть ликвидации последствий Смуты и интервенции перекладывали на простой народ. Часто стали прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных денег». Это был чрезвычайный налог, введенный правительством царя Михаила Федоровича. Пятина представляла собой налог в размере пятой части с чистого годового дохода или с наличного движимого имущества, или с оклада, который устанавливался с учетом движимой и недвижимой собственности. Первый запрос на основе добровольности был назначен Земским собором в 1613 году с монастырей, крупных светских землевладельцев и крупных торговцев, но не дал значительных средств.
Поэтому в 1614 году Земский собор назначил сбор пятины, которая падала на торгово-промысловое население города и уезда. В 1614 - 1619 гг. В январе 1642 года был созван Земской собор по проблеме Азова, захваченного донскими казаками в 1637 году. Дворяне воспользовались случаем и потребовали укрепления и расширения своих прав на землю, обеспечение поместий рабочей силой, защиты от произвола властей и крупных землевладельцев бояр. Также дворяне, монастыри и другие землевладельцы жаловались на бегство и насильственный увод крестьян другими феодалами. Многие требовали отмены урочных лет - срок, в течение которого владельцы могли требовать возвращения им беглых крестьян.
В 1637 году правительство Михаила Фёдоровича издало указ об увеличении срока урочных лет до 9, в 1641 году оно увеличило срок до 10 лет для беглых крестьян и до 15 лет для уведённых другими феодалами. В 1645 году служилые люди, собранные под Тулой для возможного отражения нападения крымской орды, снова попросили отменить урочные лета. При составлении в 1646 году переписных книг было отмечено, что впредь «по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, братья, и племянники будут крепки и без урочных лет». Это было закреплено в Соборном уложении, и приблизило полное оформление крепостного права.
По указу 24 ноября 1597 года был установлен пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 года он был увеличен до 15 лет, но в связи со Смутным временем начала 17 века фактически не осуществлялся.
При царе Михаиле Федоровиче снова был введен в действие пятилетний срок сыска.
Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский.
По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления. Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» — ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день. Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного — с 1581 года.
Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах. Причины введения урочных лет Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»: Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края.
Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство. Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами — неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
События введение урочных лет
Были определены так называемые «урочные лета» По истечении 5-ти летнего срока бежавшие работники закреплялись за новым владельцем. Эти меры отвечали интересам феодалов южных уездов, куда стремился основной поток бежавших. В 1607 году вышло новое Уложение, согласно которому возврату подлежали крестьяне, бежавшие в течение 15 лет. В 1640 годах установили 9-ти летний срок.
То есть в этот временной промежуток феодал-хозяин имел право возбудить дело по поводу своих бежавших людей. Следующими этапами становятся законы Михаила Федоровича: он увеличивает срок сыска сначала на 9 лет, а затем, через четыре года, на 15 лет. Таким образом, крестьяне уже теряют всякий интерес к переходу от одного хозяина к другому. Последний шаг Завершающим этапом в закрепощении крестьянства становится принятие Соборного Уложения. Это своего рода сборник феодального права, который регулировал все основные сферы жизни общества.
Чтобы разработать этот документ, специальной комиссии во главе с Одоевским потребовалось много времени. Что же было принято? Во-первых, срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, что говорило об окончательном закрепощении. Во-вторых, официально была оформлена социальная структура общества.
Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся.
Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года.
По указу 24 ноября 1597 года был установлен пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 года он был увеличен до 15 лет, но в связи со Смутным временем начала 17 века фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова был введен в действие пятилетний срок сыска.
Указ об Урочных летах 1597 года
Урочные лета — Энциклопедия | В 1649 году Урочные лета были отменены и принят бессрочный срок давности беглых крестьян. |
Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | В 1649 году " Урочные лета" были отменены и принят бессрочный срок давности беглых крестьян. |
Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход) | Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. |
Урочные лета — Карта знаний | урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г. |
Урочные лета определение егэ
Лучше всего российский крестьянин работает на СВОЕЙ земле, а не на земле помещика, колхоза или совхоза. Именно из труда свободного человека на собственной земле складывается его благосостояние и богатство всей страны. Но наша страна не была обособлена от остальной Европы. В начале XX века, после проигранной русско-японской войны, после развязанной эсерами и большевиками террористической войны, именуемой в советских учебниках «первой русской революцией», финансировавшейся японской разведкой, России удалось решить пресловутый земельный вопрос. Волна терроризма была остановлена благодаря введению военно-полевых судов, выносивших приговоры в ускоренном порядке. За восемь месяцев существования этих судов по их приговорам было казнено 683 террориста. В общей сложности за 1906-1910 годы военно-полевыми и военно-окружными судами по так называемым «политическим преступлениям» было вынесено 5735 смертных приговоров, казнено было 3741 человек. Это были убийцы и грабители, от их бомб и пуль за то же время погибло втрое больше людей.
Причем большинство погибших были случайными свидетелями терактов. Во время Тифлисской экспроприации, когда Сталин и Камо захватили более 300 тысяч рублей государственных денег, было убито 40 и ранено 50 человек. К сожалению, самому Сталину тогда удалось избежать знаменитого «столыпинского галстука», как окрестили повешение по приговору военно-полевых судов враги России. Подельника Сталина, Симона Аршаковсича Тер-Петросяна по кличке «Камо» Сталин устранит уже после революции 1917 года, как ненужного свидетеля бандитской юности вождя. Война против террористов была выиграна Николаем вторым и Столыпиным. Те, кто сегодня осуждают Столыпина за беспощадную войну с врагами России, могли бы с тем же успехом осуждать российских спецназовцев, уничтожающих террористов во время спецопераций на Кавказе. Или они не видят прямой параллели?
Земельный вопрос враги Российского государства считали свои главным козырем в борьбе против самодержавия. Но великий российский премьер Петр Аркадьевич Столыпин просто рассчитал, что в стране достаточно свободной земли в Сибири. Организованное по его указанию переселенческое движение в Сибирь не только наделило землей всех желающих, но и сделало Российскую империю лидером по экспорту зерна в мире. Россия снова займет это место лишь в 2016 году. В одной половине вагона ехала семья переселенца, в другой везли его скот. Никто в эти вагоны людей насильно не загонял. Переселенцы, которым не понравилось на новом месте, могли вернуться назад.
Насильно в «столыпинские вагоны» тысячи заключенных стали загонять большевики после государственного переворота 1917 года. Но это уже была другая эпоха в жизни страны. Великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, приговоренный революционерами к смерти пережил с 1905 по 1911 годы десять. Он погиб во время одиннадцатого, когда 1 14 сентября 1911 года в Киевском театре его застрелил эсер Дмитрий Богров. Он не мог знать, что разработанные по его проекту для помощи переселенцам «столыпинские вагоны» будут после его смерти использоваться врагами России для перевозки тысяч и тысяч заключенных. Идеи либерализма, социализма и коммунизма также пришли из Европы. Карл Маркс и Фридрих Энгельс были оголтелыми русофобами.
Вот, что писал Фридрих Энгельс о славянах: «У Европы только одна альтернатива: либо подчиниться варварскому игу славян, либо окончательно разрушить центр этой враждебной силы - Россию». Особенно разошлись на страницах британской прессы эти два коммунистических классика во время Крымской войны 1853-56 годов. Без Одессы, Кронштадта, Риги и Севастополя с эмансипированной Финляндией и враждебной армией у врат столицы... Гигант без рук, без глаз, могущий только пытаться поразить своих противников слепым весом". Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Пётр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингиз-хан завещал осуществить план завоевания мира".
Русские не только не являются славянами, но даже не принадлежат к индо-европейской расе. Они пришельцы, которых надо выгнать обратно за Днепр.... Я хотел бы, чтобы этот взгляд стал преобладающим среди славян» К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, том 31, Москва, 1963. Идейные творения этих людей десятилетиями заставляли изучать советских школьников. Конечно, приведенные здесь «цитаты из классиков» скромно замалчивались.
Не удивительно, что самый страшный вариант крепостного права был осуществлен в России после захвата власти большевиками в 1917 году. Но об этом речь пойдет уже в следующей статье. Урочные лета — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. Заповедные лета от «заповедь» - повеление, запрет - срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день предусмотренный ст. Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70-80-х гг.
XVI в. Ю рьев день осенний , 26 ноября по старому стилю, 1 церковный праздник в честь святого Георгия. Выход крестьянский , т. В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом - по неделе до и после Ю. Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет историки датируют введение различно - 1580, 1581 или 1584-85 , а затем запрещено законодательством 90-х гг. Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения.
Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников «Государева опричнина». Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии. Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах». В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки. Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры.
С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей, разъяренных названными в послании изменами бояр и Боярской Думе ничего не остается как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Это слово употреблялось раньше в смысле особого имущества или владения вдов умерших князей; теперь же оно получило иное значение личного удела царя. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т.
На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В.
Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские». В рассуждениях Чаадаева о смысле истории и исторической роли христианства вкрадывается некоторое противоречие.
Характеризуя воспитательную роль христианства, Чаадаев подчеркивает всемирность этого процесса. В то же время Чаадаев буквально сталкивается с фактом существования огромной страны, называющей себя христианской, на которую, однако, всемирный процесс воспитания человеческого рода религией откровения не распространился. Этой страной является Россия. Россия, таким образом, выступает для Чаадаева проблемой, на решении которой как бы проверяется полнота его учения. Когда Чаадаев пишет, что всемирный процесс воспитания человеческого рода не коснулся России, он имеет в виду, что в стране не были внедрены христианством те элементы социального бытия, которые в Европе формируют объективным образом поведение отдельного человека и нейтрализуют его своеволие. Даже государственные отношения в России есть лишь калька с семейных, то есть кровнородственных, в этом смысле натуральных отношений. Итак, Россия — это мир, в котором бытие целого государства определяют произвол и своеволие отдельного человека.
Это и имеет в виду Чаадаев, когда пишет, что Россия не вошла в круг действия процесса воспитания человеческого рода христианством и что до сих была предоставлена самой себе. Тем самым Россия попадает в один ряд с такими народами, как Китай и Индия, а также народами древнего мира , которые были предоставлены самим себе. Общей чертой их является то, что история их всецело определяется материальными условиями существования — географическими, климатическими и др. С такого движения, не приводящего к цели, можно сойти только в результате духовного усилия, каким в Европе явился импульс христианства. В позднейших высказываниях Чаадаева эта двойственность в отношении к России получает развитие. В письмах к А. Тургеневу от 1835 года он пишет о преимуществах нахождения России вне бурных процессов, происходящих в тогдашней Европе, и проводится мысль об особой роли русского царя, а точнее, русского деспотического государства в реализации всечеловеческого призвания России.
Так как страна прежде развивалась за счет идей и учреждений, произвольно заимствованных со стороны ее вождями, то и в настоящий момент возможна решительная замена прежних заимствованных идей и учреждений новыми, тоже заимствованными. Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести страну в состояние, при котором все же заработали бы независимые ни от чьего произвола и своеволия идеи долга, справедливости, права и порядка. Парадокс состоит в самой идее использования возможности произвола по отношению к собственной стране, для перевода ее в состояние, при котором ее развитие не определялось бы ничьим произволом. Но не постигнет ли новые заимствования судьба прошлых заимствований, перечеркнутых очередным властным актом верховной воли? Очевидно, что те противоречия, которые очерчивает чаадаевская мысль о России, вполне можно рассматривать как своеобразное предвосхищение реальных проблем последующего исторического пути России. Одним их важнейших положений, на которых строится система идей Чаадаева о сущности человека, смысле исторического процесса и особенностях места в этом процессе России, является тезис, что человек и народы, предоставленные самим себе , оказываются по ту сторону божественного слова и попадают в подчинение собственной телесной природе и окружающим физическим климатическим, географическим, этнографическим и др. И это подчинение человека собственной телесности и физическим обстоятельствам становится источником мирового зла.
Однако, что есть телесные качества людей и физические обстоятельства? В своей совокупности они складываются в материальную систему мира. Но дело в том, что, согласно самому Чаадаеву, материальная система мира параллельна системе духовности, возникающей из глагола Бога, и сама возникает из того же самого божественного источника. Обнаруживается, таким образом, фундаментальное противоречие в концепции Чаадаева. А именно: в ней сталкиваются два порядка — духовный в качестве источника добра и материальный в качестве источника зла — при одновременном признании, что оба в равной степени имеют божественную основу. Но если общий мировой порядок в своем единстве духовного и материального аспектов является исключительно божественным, то на что в мире, собственно, может опереться человеческое своеволие, чтобы стать чем-то действительным? А если допустить противоположное, именно, что предоставленность человека самому себе не исключает движения к Богу, но является необходимой предпосылкой этого движения?
И в самой природе человека как таковой заложено движение к Богу? Допустив это, придется допустить возможность разных способов этого движения. В таком случае получается несколько иной подход к человеческой свободе и взгляд на мировую историю , подход, который был реализован Вл. Соловьевым в работах раннего и среднего периода. Таким образом, Чаадаев видит особенности российского исторического пути в том, что, будучи по форме христианской, Россия лишилась благотворного организующего влияния религии на ее социальное бытие, она не усвоила религиозную дисциплину Запада в своем общественном сознании, и отпала от мирового исторического процесса, пойдя по пути восточных стран, чье социальное бытие определяют географические условия их существования. Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества. Началась политика гласности.
В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии. В мае 1985 г. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро , ведомств армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса , тем экологии, партийного руководства культурой и т. На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии.
Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма! Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны , а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г.
В 1987 г. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г.
Сокольников, Л. Серебряков и др. В 1989 г. Тогда, же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации.
Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения , созданные в прежние годы. Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-30-х гг. Вернулись из вынужденной «эмиграции» труды выдающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация «Новым миром» многотомного труда А. Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства.
Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше... Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества. Утратила свою роль всесильная прежде цензура Главлит.
Составители Указа от 1597 года фактически ориентировались при его составлении на писцовые книги. Данный закон устанавливал «урочные лета». Согласно Уложению от 1607 года срок сыска беглых крестьян теперь был увеличен до пятнадцати лет, однако уже при царе Михаиле Фёдоровиче опять вводится в действие пятилетний сыскной срок. В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока, а в 1640-х годах срок сыска для беглых крестьян составлял десять лет для беглых крестьян, а также пятнадцатилетний срок сыска для крестьян, которых увезли насильно другие землевладельцы. Необходимо также отметить, что уже к 1649 году был введён бессрочный срок беглых крестьян, что фактически означало полное узаконивание и окончательное оформление так называемого крепостного права в Российском государстве, которое принесло немало горя простым жителям.
Этапы закрепощения крепостных.
Причина продления урочных лет. Причины урочных лет. Предпосылки урочных лет. Указ о беглых крестьянах 1597. Указ фёдора Ивановича об урочных летах. Юрьев день.
Юрьев день и заповедные лета. Юрьев день заповедные лета урочные лета. Заповедные лета. Реформы избранной рады 1533-1584. Избранная рада Ивана 4 реформы. Реформы избранной рады при Иване Грозном таблица 16 век.
Реформы избранной рады Ивана Грозного. Восстание хлопка при Борисе Годунове. Причины Восстания хлопка Косолапа. Указ об урочных летах Федор Иванович. Указ Федора Ивановича о введении урочных лет. Введение заповедных лет причины.
Установление Юрьева дня. Основные этапы закрепощения крестьян в России в 16 веке. Этапы юридического закрепощения крестьян 1497-1649. Основные этапы закрепощения крестьянства на Руси. Этапы юридического закрепощения крестьян 1497-1649 таблица. Урочные лета Федор Иоаннович.
Указ об «урочных летах» 1597г. Указ об урочных летах 1597 года установил. Указ Федора Ивановича об урочных летах. Указ об урочных летах год. Указ об урочных летах устанавливал. История развития права таблица.
Таблица этапы формирования русского права. Этапы раскрепощения крестьян. Важнейшие памятники государственно правовой мысли Руси. Юрьев день картина Иванов. Клавдий Лебедев крепостничество. Лебедев крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день.
Царь Петр 1 1689-1721 Урочные лета Урочные лета — термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых крестьян в период русского царства. Урочные лета были введены во время правления великого князя московского и «царя всея Руси» Федора Иоанновича в 1597 году. Утратили они актуальность после вступления в силу Соборного уложения 1649 года. Введение урочных лет Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств. Урочные лета как этап закрепощения крестьян Существуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.
Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли.
Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход)
УРОЧНЫЕ ЛЕТА — вводились впервые в 1597 г. как сроки (5-, 10-, 15-летнего или иного (по продолжительности) розыска и возвращения беглых крестьян к своим владельцам, пока в 1649 г. Соборное уложение не установило бессрочный сыск и возвращение беглых. Урочные лета – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. 1597 – введение «урочных лет» и установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян. урочные лета это срок розыска беглых крестьян. - урочные лета заповедные годы когда появляются эти понятия и что означают. Поэтому власти сначала ввели урочные лета – срок, в течение которого следовало искать покинувшего землю, к которой он приписан, крестьянина и возвращать его обратно.
2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве
Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 года был установлен пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 года он был увеличен до 15 лет, но в связи со Смутным временем начала 17 века фактически не осуществлялся.
С чего же начали русские правители? Иван Грозный выпускает первый указ, который называется «Заповедные лета». Этим документом устанавливается следующее: запрет на переход крестьян в Юрьев день. Следующим шагом становится введение урочных лет Федором Ивановичем. Своим указом он устанавливает пятилетний срок сыска пропавших крестьян. То есть в этот временной промежуток феодал-хозяин имел право возбудить дело по поводу своих бежавших людей. Следующими этапами становятся законы Михаила Федоровича: он увеличивает срок сыска сначала на 9 лет, а затем, через четыре года, на 15 лет.
Таким образом, крестьяне уже теряют всякий интерес к переходу от одного хозяина к другому. Последний шаг Завершающим этапом в закрепощении крестьянства становится принятие Соборного Уложения.
В указе содержались распоряжения о том, чтобы беглые крестьяне, которые покинули работу в течение пяти лет, были возвращены хозяевам. Распоряжение о возвращении распространялось только на тех, кто бежал не позднее пятилетнего срока.
Указ приводился в исполнение в течение нескольких этапов. Составители ориентировались на прошлые подобные указы 1497 и 1581 годов.
Происхождение названия[ править править код ] Царский указ от 20 февраля 1597 года впервые использует словосочетание «урочные годы» для обозначения пятилетнего срока сыска крестьян, при этом словосочетание используется лишь однажды «и велел бы государь те урочные пять лет отставить», в других местах тот же указ использует «указные лета». Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета».
Изменения урочных лет[ править править код ] Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет по этому поводу существуют разногласия среди специалистов, см. Уложение о крестьянах 1607 года издал Василий Шуйский ; 5-летний срок действовал при царе Михаиле Федоровиче 9-летний срок был установлен в 1637 году; в 1642 году срок был увеличен до 10 лет для беглых крестьян и 15 лет для крестьян, увезённых новым владельцем. Владимирский-Буданов впервые использовал термин «урочные лета» для обозначения сыскных ограничений, введённых в 1597 году.