3 января 1905 года в Петербурге началась первая забастовка рабочих Путиловского завода.
Кровавое воскресенье. Прокурор Санкт-Петербурга
Считалось, что коль руководит ею Гапон и его товарищи, то опасность радикализации протестов отсутствует. Упущенные возможности Но здесь власти сами упустили момент, когда вопрос можно было решить относительно безболезненно. Переговоры забастовщиков с администрациями предприятий в первую очередь Путиловского завода провалились. Власти же никак в это не вмешались и не помогли прийти к компромиссу. А Гапон осознал, что провал переговоров грозит ему потерей влияния на рабочих. И с 18 января он взялся за подготовку петиции. В которой экономические требования уже соседствовали с политическими: свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, равенство всех перед законом и так далее. Попытки переговоров с министром юстиции Николаем Муравьевым оказались безрезультатными. Попытка ареста Гапона накануне шествия также провалилась.
До сих пор определиться не могут, и мы не будем. Наша задача - констатировать факт: его Собрание русских фабрично-заводских рабочих - одна из первых легальных и одновременно серьезных рабочих организаций страны. Напомним, создание легальных рабочих объединений, ставивших своей целью решение только экономических проблем, было одним из ноу-хау российской полиции. Вернее, одного из ее шефов, Сергея Зубатова. В самом деле, чем давить эсдековские рабочие кружки, не проще ли создать систему вполне легальных и подконтрольных союзов, занятых решением стоящих перед рабочими экономических проблем? И никаких смутьянов-агитаторов, по которым плачет Туруханский край... На этой базе он и создаст свое Собрание. Сам Гапон при этом неоднократно подчеркивал свое неприятие зубатовской идеологии обществ под полицейской эгидой, декларируя приверженность самостоятельным профсоюзам британского образца. Этому способствовали перемены в МВД: министра Вячеслава Плеве, сторонника жестких репрессивных мер, взорвал эсер Сазонов, на смену покойному пришел мягкий либерал Святополк-Мирский. Организация-то открытая, даже градоначальник на заседания ходит... К январской забастовке Собрание русских фабрично-заводских рабочих подошло внушительной организацией - с десятком тысяч членов, налаженной системой взаимоотношений с оппозиционными силами и собственной программой политико-экономического характера: с требованием основных гражданских свобод, всеобщего образования, свободы союзов, восьмичасового рабочего дня, введения прогрессивного подоходного налога и отмены налогов косвенных. Эти требования после лягут в основу той самой петиции 9 января. Требования Собрания восстановить уволенных на Путиловском заводе не восприняли всерьез - и, что главное, не признали права организации такие требования предъявлять. Я был в страшной тревоге, сознавая, что судьба нашего союза находится на краю пропасти.
Власти же никак в это не вмешались и не помогли прийти к компромиссу. А Гапон осознал, что провал переговоров грозит ему потерей влияния на рабочих. И с 18 января он взялся за подготовку петиции. В которой экономические требования уже соседствовали с политическими: свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, равенство всех перед законом и так далее. Попытки переговоров с министром юстиции Николаем Муравьевым оказались безрезультатными. Попытка ареста Гапона накануне шествия также провалилась. Шеф жандармов К. Рыдзевский объяснил это вероятностью большого числа жертв среди его подчиненных, поскольку Гапон скрывался в рабочих кварталах. Царю также была передана петиция.
Думой со всей беспощадностью и решительностью… Их задачей было — создать единый общественно-политический союз из распыленных и бесформенных рабочих масс. Оно гласит: «Рабочий класс, в сознании своей ответственности переживаемого момента, не должен ослаблять своих сил затягиванием забастовки. Интересы рабочего класса зовут вас к станкам. Депутат Чхеидзе знакомит Гос. Думу со взглядами Рабочей группы на основании принятой ими резолюции: «Рабочий класс, являясь решительным противником войны, принимал все меры для её предотвращения… Во время войны создалась легенда, которую поддерживают капиталисты: война де развернула перед рабочими такие перспективы относительно заработной платы, о которых трудно было мечтать. Война показала, что с рабочим классом ведет борьбу не только правительство, но и предприниматели-хозяева, которые на словах провозглашали единение, братство во имя высшей цели, во имя освобождения мелких национальностей и других благ. Когда рабочие требуют возвращения из Сибири своих представителей, социал-демократических депутатов, то большинство Гос. Думы не только не поддерживает их требований, но даже проваливают запрос с. Фракции по этому поводу, когда же рабочие начинают волноваться и делать выступления, то здесь, в Думе, все это движение стараются объяснить провокацией» После окончания прений Гос.
100 лет революции: забастовка на Путиловском заводе
3 января, в понедельник, на Путиловском заводе началась забастовка. 17 февраля 1917 года начались забастовки на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге — крупнейшем артиллерийском предприятии Российской империи. 5 января ЦК РСДРП распространил листовку с призывом к путиловцам продлить забастовку, а к рабочим других заводов – примкнуть к ней. 4 марта 1917 года продолжились волнения на Путиловском заводе, царь решил ехать на фронт, ухудшилось снабжение хлебом. ВАСИЛЬЕВ (представитель заводского комитета Путиловского завода): 27-го февраля на Путиловском заводе рабочие заявили о том, что они чувствуют себя плохо в продовольственном отношении и поэтому требуют увеличения пайка. 4 марта 1917 года продолжились волнения на Путиловском заводе, царь решил ехать на фронт, ухудшилось снабжение хлебом.
Путиловский завод начал забастовки. Госдума выступает против рабочих
Предполагалось отправить делегацию рабочих во главе с Гапоном к Зимнему дворцу, где лично передать петицию императору. Но священник убедил организовать всеобщую мирную демонстрацию рабочих вместе с женами, детьми, стариками. Большевики решили воспользоваться ситуацией и придать шествию революционный характер. Они заявили о сходстве петиции с социал-демократической программой, убеждали рабочих, что уже давно выступают с теми же требованиями, но агитировали не просить, а сразу свергнуть царя. Большевики воспользовались ситуацией и повернули всё в политическую плоскость, развернув агитацию за свержение монархии. Погружение Креста в иордань, как всегда, сопровождалось торжественными холостыми залпами орудий. В одном орудии оказался боевой заряд картечи.
Пули повредили колонны, разбили стекла в Николаевском зале, пробили одно из знамен, ранили городового. Об этом писала газета «Новое время». При расследовании выяснилось, что заряд остался в орудии случайно с предшествующих учений, но придворное окружение и власти подозревали попытку убийства Государя. Царь с семьей уехал в Царское село. Забастовка продолжала стремительно распространяться. Петиция царю - последняя надежда Текст составил Гапон в форме прошения Николаю II от рабочих и других сословий, их жен, детей, престарелых родителей с жалобами Государю на бесправное положение, нищету, унижения, низкую зарплату, опасные для здоровья и жизни условия труда, на произвол чиновников и заводского начальства.
Поп Гапон составил обращение царю, рассчитывая на него, как на последнюю надежду решить всё мирным путём и улучшить жизнь рабочих. Выдвигались экономические и политические требования: сократить рабочий день до 8 часов, отменить сверхурочные, цены на продукцию назначать с участием рабочих, повысить зарплату, обеспечить нормальные условия в мастерских, а также созыв Учредительного собрания, освобождение политзаключенных, предоставление разных свобод, прекращение войны, доступное для всех бесплатное образование, ответственность кабинета министров перед простым народом, всеобщее юридическое равенство и другие. В «Петицию» полностью вошла «программа пяти». Весь день 7 января Гапон ездил по городу, произносил пламенные речи на митингах, подробно объяснял рабочим пункты требований, после чего они ставили подписи. В этот день священник был вызван для объяснений к министру юстиции, у него в кабинете также страстно защищал интересы народа и умолял министра вместе с ним броситься в ноги Государю, просил связаться по телефону с министром внутренних дел, но поддержки не получил. Принять меры просили также представители интеллигенции вместе с Максимом Горьким, но безрезультатно.
Первое царю, он сообщал о всеобщем рабочем выступлении, просил показаться перед народом, обещал ему неприкосновенность ценой собственной жизни и жизни своих товарищей. Второе отправил министру внутренних дел вместе с петицией. Последние 2 письма верхам! Гапон в своих письмах царю и министру внутренних дел сообщил о своих намерениях вывести людей на улицу. Прочитав, министр собрал срочное совещание представителей власти и силовых структур, приняли решение расставить военные подразделения, чтобы не пустить демонстрантов в центр города. Рассчитывали, что люди, увидев войска, испугаются и разойдутся.
После совещания министр лично доставил монарху письмо и петицию. Игнорирование императором и властями забастовки и предупреждений о народной демонстрации вызвало обострение обстановки. Гапон начал выступать с призывами жесткого ультиматума Николаю II: если он не выполнит все условия петиции, значит не способен защитить свой народ, такой царь не нужен. К участию в демонстрации Гапон привлек также революционеров и разрешил, в случае вооруженного отпора властей, поднимать красные знамена и устраивать баррикады.
Петербургский комитет РСДРП принял меры, чтобы превратить забастовку путиловцев во всеобщую стачку петербургского пролетариата. В Петербурге не вышли газеты, промышленная и торговая жизнь была парализована.
Исходом этих событий стало массовое шествие рабочих 22 9 января 1905 года к Зимнему Дворцу с целью предъявить царю петицию о рабочих нуждах.
Но это было позднее, а сразу после ЧП царь спешно покинул Петербург. Да еще и фамилия городового оказалась Романов… Вообще, надо сказать, что обстановка в городе была напряженной. Уже несколько дней бастовали рабочие ряда крупных предприятий. Началась забастовка на Путиловском заводе. Требования забастовщиков поначалу были преимущественно экономическими и касались улучшения условий и оплаты труда. Большое влияние на забастовщиков в тот момент оказывало "Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном.
Поскольку создавалось собрание под контролем полиции, то поначалу власти не испытывали особых волнений из-за забастовки. Считалось, что коль руководит ею Гапон и его товарищи, то опасность радикализации протестов отсутствует. Упущенные возможности Но здесь власти сами упустили момент, когда вопрос можно было решить относительно безболезненно.
Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота. Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи. Нарвские триумфальные ворота в 1910 году.
Фото: «Яндекс» Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях. Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры филиал. Остановка у Нарвских ворот 1954 г. Фото: «Яндекс» Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер по-видимому, командно-наблюдательный.
Фото: «Яндекс» Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации. ДОТ на пр. Фото: «Яндекс» В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю. Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города.
Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута 1941 Кинохроника «Ленинград в борьбе». Трамвай 12 маршрута. Фото: «Яндекс» Памятник блокадном трамваю на проспекте Стачек, 114. Фото: «Яндекс» В 1950-х-1960-х годах проспект украсил жилой массив «круглой» площади, он был построен в европейском стиле и в последствии получил высокую архитектурную оценку. Они и сейчас являются его украшением. Площадь Стачек. Фото: «Яндекс» Знаменитый Дворец культуры им.
Центральный и северный корпуса были построены в 1960-х под руководством Евгения Полторацкого. С 2020 года здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Кровавое воскресенье. Прокурор Санкт-Петербурга
Представители администрации завода не приняли их делегацию, на жалобы никак не отреагировали. Заседание «Собрания», состоявшееся 2 января, постановило: на следующий день начать забастовку. Путиловский завод в Санкт-Петербурге Путиловский завод в Санкт-Петербурге Утром 3 января почти все рабочие Путиловского завода, численностью почти 12 тысяч, не вышли на работу. Часть из них отправилась к начальству, требуя вернуть уволенных работников. Но дирекция осталась непреклонна, к тому же пообещала через три дня уволить бастующих. Это заявление разозлило рабочих. Члены «Собрания» расширили список требований к начальству до 12 пунктов. Среди них было требование восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат и другие. Но администрация вновь не пошла на уступки. Правительство тоже не поддержало рабочих.
Боевые действия велись за Маньчжурию, Корею и Желтое море. Итогом войны стало подписание Портсмутского мирного договора, который прекратил действие Союзного договора между Российской империей и Китаем, подписанного на случай агрессии со стороны Японии, а также Русско-китайской конвенции от 1898 года, в соответствии с которой Россия имела право арендовать Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Россия также уступила Японии южный Сахалин от 50-й параллели и все прилегающие острова, признала право Японии на владение Кореей и разрешила заниматься ловлей рыбы вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. В стране начались «политические брожения»: сначала среди элиты, затем они перекинулись на рабочих. Одной из крупнейших организаций, вовлеченных в грядущие столкновения, стало «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Целью создания этой организации, которой руководил священник Георгий Гапон, являлось «объединение рабочих для просвещения и оказания взаимопомощи». Во многом эта сложная личность сыграла определяющую роль в дальнейшем формировании шествия рабочих к Зимнему дворцу. Георгия Гапона спустя год убили в Озерках боевики-эсеры по обвинению в сотрудничестве с властями, но это совершенно другая история. Инцидент на Путиловском заводе В декабре 1904 года на Путиловском заводе были уволены четверо рабочих. Все они являлись членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Уволенные обратились в Нарвский отдел своей организации и пожаловались на мастера деревообделочной мастерской вагонного цеха А. Тетявкина, который распорядился уволить их. Рабочие сообщили, что мастер «измывался над их членством в «Собрании», а одному из работяг якобы сказал, чтобы те шли «в свое «Собрание», оно вас и прокормит». Об инциденте рассказали Георгию Гапону, который поручил провести расследование. По его результатам оказалось, что мастер действительно несправедливо отнесся к рабочим. Также глава «Собрания» сказал, что на Путиловском заводе «враждебно относятся к членам организации» и призвал вступиться за униженных. В конце декабря того же года в Василеостровском отделе «Собрания» провели экстренное совещание в присутствии представителей каждого из 11 отделений организации, по результатам которого было решено: в России сформировались ненормальные отношения между трудом и капиталом. В «Собрании» обратились к руководству Путиловского завода с требованием восстановить на работе уволенных рабочих, а мастера Тетявкина призвали уволить. Две посланных депутации на завод не принесли успеха, третья депутация во главе с Гапоном пошла к городскому голове Ивану Фуллону, который пообещал оказать поддержку, но напомнил — «Собрание» не имеет права предъявлять требования заводу. На следующий день фабричный инспектор Чижов принял уволенных рабочих. Выяснилось, что из четырех человек был уволен лишь один, в результате чего требования рабочих были официально признаны несостоятельными. Георгий Гапон встретился с Чижовым, с заведующим отделом по разбору претензий рабочих на заводе Е. Иогансеном и директором завода Смирновым — все они отказали в поддержке. В ответ на это Гапон пригрозил: если рост «Собрания» не будет остановлен, его членами станут все работники завода к тому моменту на фабрике трудились 12,5 тысячи человек. В Нарвском отделе «Собрания» 2 января провели заседание, на котором решили потребовать уволить мастера Тетявкина и восстановить в должностях уволенных рабочих. Начало забастовки 3 января тут и далее — по старому стилю на Путиловском заводе началась забастовка рабочих. Абсолютно все сотрудники предприятия покинули свои места, порядка 2,5 тысячи человек и вышли во двор и потребовали разговора с директором завода. Беседа длилась около часа, Смирнов убеждал рабочих в несостоятельности их требований, а также пригрозил начать увольнение всех сотрудников, если они не вернуться на свои места.
Она была воздвигнута на заре прошлого века в псевдорусском стиле, в 20-е перестраивалась под заводской клуб в духе конструктивизма, после войны при восстановлении ей придали неоклассицизм. В 2000-х возвращена православным верующим. Фото: «Яндекс» Не так давно на проспекте был построен Храм Иоанна Кронштадтского, где проводятся богослужения. В 2006—2007 годах в непосредственной близости был построен бизнес-центр «Империал» — пр. Стачек, д. Фото: «Яндекс» В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Сиверса по проекту Ф. В конце века дворец перестроен И. Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения. Дача Сиверса. Фото: «Яндекс» Дом культуры «Кировец» 1975—1985 г. Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота. Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи. Нарвские триумфальные ворота в 1910 году. Фото: «Яндекс» Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях. Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры филиал. Остановка у Нарвских ворот 1954 г. Фото: «Яндекс» Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер по-видимому, командно-наблюдательный. Фото: «Яндекс» Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации. ДОТ на пр. Фото: «Яндекс» В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю. Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения.
Вместе с тем по направлению от Геслеровского переулка к Троицкой площади двигалась толпа в составе около 3 000 человек, имея среди себя священника Гапона. Когда скопище это приблизилось к бульвару, идущему от Троицкого моста, то шествие было остановлено нарядом полиции, которая потребовала удаления демонстрантов, но, ввиду их отказа и после нескольких предупреждений со стороны полиции и войсковых начальников, в толпу был произведен залп ротою Павловского полка, после чего на рабочих двинулись лейб-уланы. Толпа рассеялась, успев подобрать с собою убитых и раненых, из коих до 40 человек доставлены товарищами в Петропавловскую больницу. Число же убитых определить пока невозможно. Часа через полтора после этого на Каменноостровском проспекте, на углу Малой Посадской улицы, образовалась толпа фабричных числом около 200 человек, среди которых неизвестные лица успели произнести какие-то речи и распространить преступные прокламации. Около 12 часов дня из улиц, прилегающих к Дворцовой площади, стали стекаться группы рабочих, прибывших, по-видимому, из Городского района. На линии между главным штабом и адмиралтейством толпа была задержана полицией и войсками, расположенными на означенной площади. Вследствие неисполнения скопищем нескольких требований полиции разойтись рота Преображенского полка произвела два залпа, после которых на земле осталось довольно заметное число убитых и раненых, часть которых была унесена демонстрантами. Вслед затем толпу атаковала кавалерия, которая и рассеяла манифестантов, преследуя их по прилегающим улицам. При этом на Морской улице в разъезд Конно-гренадерского полка, шедший под командою офицера Соловецкого, было произведено два выстрела из револьверов, не причинившие однако никому вреда. В этой местности озлобление рабочих против воинских частей и отдельных военных было весьма резкое, причем было несколько случаев нападения на генералов, офицеров и юнкеров. Из числа пострадавших известны генерал Рудановский и состоящий при главном штабе генерал-майор Эльрих, из которых первому нанесены побои, а второй получил удар ножом в висок и отправлен в дворцовый госпиталь. Из групп фабричных слышались, между прочим, возгласы по адресу военных: «В царя стрелять из пушки умеете, а от японцев бежите». Около 4-х часов дня толпа рабочих собралась на Мойке около дома графа Строганова, но была рассеяна залпами пехоты, причинившими 10 лицам поранения. Другая кучка фабричных напала на городовых, стоявших около 1-го участка Адмиралтейской части, и, отняв у одного из них шашку, нанесла ему несколько серьезных ран, после чего злоумышленники были рассеяны выстрелами подоспевших полицейских чинов. Означенная толпа по 4-й и 5-й линиям направилась к Неве, но около Академии художеств была задержана полицией, тремя ротами лейб-гвардии Финляндского полка, отрядами лейб-улан и казаков. После установленных предупреждений со стороны полиции скопище было атаковано кавалерией, которая оттеснила демонстрантов по той же улице к Среднему проспекту. Вслед за этим часть толпы, числом до 1 500 человек, двинулась по Среднему проспекту и, войдя на 14-ю линию, стала приближаться к оружейной мастерской Шаффа, напав на которую, забастовщики успели похитить до 30 сабельных клинков. Прибывшие вслед за этим к месту происшествия воинские части разогнали рабочих, которые вернулись на Средний проспект. При этом, по распоряжению полковника Финляндского полка, задержан руководивший этой группой фабричных какой-то студент, при котором оказался револьвер и прокламация. Некоторые из тех же мастеровых успели отнять тесак у музыканта названного полка. Около 4-х часов дня та же толпа, скопившись у вышеупомянутой чайной, стала сооружать баррикады и с этою целью опрокинула ряд телеграфных и телефонных столбов, выбив несколько ворот и воспользовавшись лесным материалом из строящегося дома, расположенного напротив чайной. Перед баррикадой была протянута через улицу проволока от телефона; на самой же баррикаде появился красный флаг. Проволока была удалена подошедшею пехотою, после чего на баррикаде появился какой-то человек, обратившийся с зажигательною речью к солдатам, а из-за баррикады слышались крики «ура». После установленных предупреждений пехота произвела залп, которым был убит означенный оратор и тяжко ранен другой из демонстрантов, а затем пехота атаковала баррикаду штыками. Толпа бросилась в ближайшие дома 4-й и 5-й линий, откуда вскоре был сделан выстрел в войска, часть же толпы скрылась в названный строящийся дом. Отсюда был вывешен красный флаг и посыпались в солдат камни. После угрозы воинской команды сделать залп в этот дом забастовщики скрылись оттуда, но тем не менее толпа, разделившись на отдельные группы, продолжала бесчинствовать в означенной местности, причем около 200 человек напали на управление 2-го участка Васильевской части, разбили окна, разломали двери, не причинив повреждений никому из служащих в участке, которые отстреливались из револьверов. В то же время несколько лиц, из коих один был вооружен шашкою, напали на полицейского пристава, но, ввиду угрозы с его стороны револьвером, скрылись во двор дома. В пятом часу дня на Малом проспекте, между 4-й и 8-й линиями, толпа, достигшая до 8 000 человек, соорудила новую баррикаду, причем в этом месте, по-видимому, находился священник Гапон. Баррикада эта была атакована войсками, произведшими несколько выстрелов в толпу, которая и рассеялась, но означенный священник, подлежащий безусловному арестованию, успел скрыться. В течение всего вечера группы рабочих производили крайние бесчинства в разных частях города, причем разбиты некоторые винные лавки, разрушено несколько магазинов и лавок, разбиты фонари на площади Казанского собора, выбиты окна во дворце великого князя Сергея Александровича и т. На Васильевском острове начались случаи поджогов телеграфных столбов, обливаемых керосином. Число убитых и раненых, а равно задержанных в разных местах города демонстрантов определить пока невозможно, но в канцелярию градоначальника поступили сведения о 50 убитых и приблизительно 200 раненых 5. Примечания редакции «Красного архива» 1 Публикуемые документы воспроизводятся по подлинникам, хранящимся в Архиве революции, фонд мин. Мендель Явич был в минувшем году арестован 20 июля по делу местной социал-демократической организации». Долго мы терпели! Обижали нас и оскорбляли все, кто только этого желал». Опубликована в сборнике социал-демократических листовок «1905 год в Петербурге», выпуск I, 1925 г. Ленинградского Истпарта, стр.
Кровавое воскресенье
Общая численность бастующих достигла 26000 человек. Гапон ознакомил членов правления со списком общих требований. Выслушав требования, правление разделило их на три категории: одни из них могут быть приняты к рассмотрению правлением, другие зависят от усмотрения общего собрания акционеров, которое соберётся только через 2 месяца, а третьи, как требование восьмичасового рабочего дня, находятся в ведении министерства финансов. Достичь соглашения не удалось. Вечером требования рабочих были доставлены в министерство финансов. Ознакомившись со списком требований, министр финансов В.
Коковцов составил доклад на имя императора Николая II. В докладе он сообщал, что требования рабочих незаконны и неисполнимы для фабрикантов. Министр, в частности, писал, что «рабочим никаким образом не может быть предоставлено право устанавливать для самих себя размер заработной платы и решать вопросы о правильности увольнения со службы тех или иных рабочих, ибо в таком случае рабочие сделаются хозяевами предприятия». Министр также сообщал, что деятельность «Собрания русских фабрично-заводских рабочих», возглавляемого священником Гапоном, стала вызывать у него большие опасения, о чём он сообщил министру внутренних дел. Император ознакомился с докладом.
Составление рабочей петиции Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года 5 января Гапон и руководители «Собрания» убедились, что заводчики не пойдут на уступки и забастовка проиграна. Надежды на то, что правительство вмешается и окажет давление на фабрикантов, оказались тщетными. Руководители «Собрания» оказались в трудном положении. Было ясно, что взбудораженная рабочая масса не простит вожакам несбывшихся ожиданий, организация потеряет всякое влияние, а зачинщиков забастовки ожидают репрессии со стороны властей. В этих условиях Гапон и его помощники решили пойти на крайнюю меру: обратиться с петицией к царю.
Он рассказал о своих переговорах с администрацией Путиловского завода и безуспешных попытках заручиться поддержкой градоначальника и министров. В своей речи он указывал, что рабочие не могут добиться уступок со стороны фабрикантов, потому что на стороне последних стоит чиновничье правительство. И отныне да будет нашим лозунгом: «Долой чиновничье правительство! Предложение было встречено знаками шумного одобрения. Монархическая в целом рабочая масса приняла идею обращения к царю как естественный выход из сложившегося положения.
В сознании русских рабочих были ещё живы предания о единстве царя с народом и о праве подданных бить челом своему монарху. В тот же день Гапон объехал другие отделы «Собрания» и везде выступал с призывом идти к царю. Было решено составить на имя царя петицию, излагающую основные нужды рабочего народа. Руководителям отделов было поручено агитировать за подачу петиции и собирать под ней подписи рабочих. Мысль обратиться с народными нуждами к царю принадлежала самому Гапону и была высказана им задолго до январских событий.
Меньшевик А. Сухов вспоминал, что ещё весной 1904 года Гапон в беседе с рабочими развивал свою идею: «Народу мешают чиновники, а с царём народ сговорится. Только надо не силой своего добиваться, а просьбой, по-старинному». В ноябре 1904 года, во время кампании земских петиций, Гапон с группой рабочих встретился с представителями либерального «Союза освобождения». Последние предложили рабочим обратиться к царю с петицией политического содержания.
На протяжении всего декабря эта идея обсуждалась в руководящем кружке «Собрания». Гапон был против немедленной подачи петиции, считая, что время для политического выступления ещё не пришло. Однако оппозиционная Гапону группа рабочих во главе с А. Карелиным и В. Карелиной настаивала на скорейшем выступлении.
Решающее совещание состоялось накануне путиловской забастовки, 2 января 1905 года. По воспоминаниям участников совещания, Гапон выступал против петиции, убеждая вести чисто экономическую забастовку. Сторонники петиции, напротив, настаивали на немедленном политическом выступлении, доказывая, что другого удобного случая может не представиться. Решающее значение сыграло выступление А. Карелина, указавшего, что подачей петиции рабочие смоют с себя позорный ярлык «зубатовцев», навешанный на них партийными революционерами.
После этого выступления большинство собравшихся проголосовало за подачу петиции, и Гапон сдался. В итоге было принято компромиссное решение: вести чисто экономическую забастовку, но в случае её неудачи использовать момент для подачи петиции. Вначале Гапон рассчитывал, что забастовку удастся выиграть и до подачи петиции дело не дойдёт. Однако неудачные переговоры с администрацией Путиловского завода и молчание высших властей сделали очевидным поражение забастовщиков, и 5 января Гапон взялся за подготовку политического выступления. По замыслу священника, в основу петиции должна была лечь «программа пяти», с марта 1904 года рассматривавшаяся как тайная программа организации.
В тот же день на квартире литератора С. Стечкина был составлен первый набросок петиции, получивший название «Резолюции рабочих об их насущных нуждах», и под ним стали собираться подписи рабочих. Первоначально предполагалось, что петиция будет подана царю депутацией рабочих. Однако Гапон сильно сомневался в эффективности такого метода. Идея была мотивирована тем, что петицию, принесённую депутацией от рабочих, можно положить под сукно, а петицию, принесённую десятками тысяч рабочих, нельзя положить под сукно.
Предложение было принято руководящим кружком рабочих. В этот день, выступая в «Собрании», Гапон произнёс речь, в которой говорил, что на рабочих не обращают внимания, не считают их за людей и они должны поставить себя в такое положение, чтобы с ними считались, как с людьми. Поэтому они должны явиться в воскресенье с жёнами и детьми к Зимнему дворцу и «всем миром» предъявить царю петицию о своих нуждах. В тот же день священник предложил нескольким литераторам написать текст петиции, пригодный для обращения к царю «всем миром». По некоторым данным, в подготовке проекта петиции приняли участие литераторы А.
Матюшенский, В. Богучарский и В. Однако Гапон, ознакомившись с предложенными проектами, отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований. Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов.
В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счёт, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства и т. Завершалась петиция прямым обращением к царю: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России.
Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её! Гапон разъезжал из отдела в отдел, произносил зажигательные речи, читал и толковал петицию. Свои речи он начинал с Путиловской стачки, как примера бесправия рабочего класса, затем переходил к описанию общей обездоленности трудового народа и царящего произвола. Он говорил о необходимости протеста и борьбы, поносил министров и правительство, не заботящихся о нуждах народа, и заканчивал призывом обратиться к царю. Если он любит свой народ, он исполнит его смиренную просьбу».
В конце своих выступлений Гапон просил не выдавать его правительству, не позволять полиции производить арестов и заступаться за каждого арестованного товарища. Если вожаков движения арестуют, все от мала до велика должны выйти на улицу и требовать их освобождения. Рабочие обещали и клялись перед крестом исполнить своё обещание. В Нарвском отделе Гапон говорил: «Вот, товарищи, я стою за ваши интересы, а что я за это получу? Тёмную карету от ваших врагов».
В ответ рабочие кричали: «Разобьём мы эту карету! За тебя заступимся и тебя не выдадим. Начиная с 6 января, у квартиры Гапона на Церковной улице круглые сутки дежурила толпа в несколько сот человек. Продолжение забастовки Весь день 6 января прошёл в сильнейшей агитации по фабрикам и заводам Петербурга за присоединение к забастовке. В этот день забастовали: Российско-американская резиновая мануфактура с 6100 рабочих, Трубочный завод военного министерства с 6000 рабочих, мастерские Николаевской железной дороги с 3000 рабочих, Петербургский вагоностроительный завод с 2600 рабочих, Петербургский металлический завод с 1900 рабочих, Спасская и Петровская мануфактуры с 2700 рабочих, Сампсониевская мануфактура с 1500 рабочих и ещё несколько десятков предприятий.
В большинстве случаев снятие с работ происходило мирно. Толпы забастовщиков ходили по городу и приглашали рабочих поддержать путиловцев. При приближении к какому-либо предприятию толпа выделяла из себя группу людей, которая проходила по цехам и снимала с работы. Рабочие охотно покидали свои места и присоединялись к забастовщикам. В некоторых местах к не желающим бастовать применялись угрозы.
В большинстве случаев администрации был предъявлен список общих требований, кое-где к ним были добавлены местные требования. По данным фабричной инспекции, к вечеру 7 января забастовали 376 заведений с 99000 рабочих, а всего бастовало 382 заведения с 105000 рабочих. В этот день забастовали все типографии, и в городе перестали выходить газеты. К вечеру 8 января не работало 456 заведений со 111000 рабочих, а к 10 января забастовали все 625 предприятий города со 125000 рабочих. С учётом же заведений, не подведомственных фабричной инспекции, общее количество забастовавших насчитывало не менее 150000 человек.
С первого дня забастовки толпы рабочих заполняли помещения 11 отделов «Собрания». В отделах обсуждались рабочие нужды, зачитывалась петиция и собирались подписи под её требованиями. Небольшие помещения отделов не вмещали всех слушателей, и тысячи людей ожидали своей очереди на улице. Каждый час двери отдела открывались и в помещение впускалась очередная партия людей. Стоявший на трибуне оратор обращался к собравшимся с приветственной речью и зачитывал петицию.
В некоторых местах петицию читал сам Гапон, в других это делали руководители отделов. Зачитывая отдельные требования, оратор давал им краткое толкование и обращался к собранию с вопросом: «Так ли, товарищи? Затем оратор обращался к собравшимся с вопросом: «Готовы ли вы умереть за эти требования? Клянётесь ли вы в этом? После этого собравшиеся подходили к столу и ставили под петицией свои подписи.
Свидетели были поражены религиозно-мистической атмосферой, царившей на рабочих собраниях: люди плакали, приходили в исступление, некоторые падали в обморок. Популярность Гапона в эти дни достигла небывалых пределов; многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Предвидя возможное столкновение с силами правопорядка, Гапон 8 января написал два письма: одно — царю Николаю II, а другое — министру внутренних дел П. В письме к царю священник сообщал, что рабочие и жители Петербурга, веря в него, бесповоротно решили явиться в воскресенье к Зимнему дворцу, чтобы представить ему свои нужды. Если царь не покажется народу, если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая ещё существует между царём и его народом.
Священник призывал царя выйти к народу «с мужественным сердцем» и сообщал, что рабочие гарантируют его безопасность «ценой своей собственной жизни». В своих мемуарах Гапон вспоминал, с каким трудом ему удалось убедить вожаков рабочих дать царю эту гарантию: рабочие полагали, что если с царём что-то случится, они должны будут покончить с собой. По поручению Гапона письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. В письме к Святополк-Мирскому, составленном в аналогичных выражениях, священник призывал его немедленно сообщить царю о готовящемся шествии и ознакомить того с рабочей петицией. Известно, что министр получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село.
Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было. Отсутствие реакции со стороны властей, неудачные переговоры с министром юстиции толкнули Гапона и его соратников на более радикальный путь. Начиная с 8 января, Гапон в своих речах стал касаться личности царя. Священник заявлял, что в случае применения силы против демонстрантов вся вина за это падёт на Николая II, а его власть утратит свою легитимность. В таком случае, говорил Гапон, у нас больше нет царя и мы должны завоевать себе свободу сами.
С каждым часом речи священника становились всё решительнее, а их тон всё резче. В одном выступлении он говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит любит, а если нет — то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…» В другой речи он заявил так: «Если царь не исполнит наших требований, тогда мы разнесём весь Зимний дворец, не оставим камня на камне». А в интервью корреспонденту английской газеты «Стандард» Гапон сообщил: если царь откажется принять петицию, «тогда будет страшный бунт». Диспозиция войсковых частей в г.
Прибывший к ним священник Гапон отслужил молебен и обратился к собравшимся с напутственным словом. Рядом с Гапоном шли руководители «Собрания» — рабочие И. Васильев, Д. Кузин, В. Иноземцев и другие.
Для придания шествию характера крестного хода рабочими были взяты в близлежащей часовне несколько хоругвей, крест, иконы и портреты императора. Во главе одного из многочисленных потоков шёл священник Гапон. Он поднял крест перед собой — словно вёл этих людей в землю обетованную. За ним следовала верующая паства», — писал современник. Первые ряды шли плотной массой, взявшись за руки, с обнажёнными головами и с пением «Спаси, Господи, люди Твоя».
Первой на новом стенде будет протестирована паротурбинная установка для ледокола «Арктика». В годы Великой Отечественной основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и еще шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. После того, директор предприятия Сергей Иванович Смирнов отказал бастующим в удовлетворении их требований, забастовка переросла во всеобщую стачку в Петербурге: к бастующим Путиловского завода присоединились рабочие Семянниковского, Патронного и Франко-Русского заводов, и количество стачечников выросло до 15 тысяч человек. Поводом стало незаконное увольнение четырех рабочих и последующий отказ руководства восстановить их в должностях.
Временное правительство революционный орган власти получало всю полноту государственной власти, но лишь до созыва Учредительного собрания. Узнать больше Учредительное собрание Учредительным собранием считается высший демократический представительный орган власти, призванный учредить новое государственное устройство и создать Конституцию. В отличие от парламента Учредительное собрание — временный орган.
Как правило, он возникает в период радикальных революционных преобразований. После создания новой системы органов власти и утверждения Конституции Учредительное собрание прекращает свою работу, передавая власть новым политическим органам: парламенту и правительству. В России идея созыва Учредительного собрания стала популярной среди либеральных и революционных общественных движений на рубеже XIX—XX вв.
Требования созыва Учредительного собрания высказывались некоторыми лидерами земского движения в конце 1870-х гг. В начале XX в. В состав Временного правительства в основном вошли представители либеральных политических партий.
Возглавил Временное правительство глава Земгора и член партии кадетов князь Г. Военным министром стал октябрист А. Гучков, министром иностранных дел — П.
Единственным представителем социалистических партий стал А. Керенский, занявший должность министра юстиции. Первое Временное правительство: Г.
Львов, П. Милюков, А. Гучков, А.
Коновалов, М. Терещенко, А. Мануилов, А.
Керенский, А. Шингарев, В. Львов, Н.
Рассмотрите состав Временного правительства. Кто из членов первого состава Временного правительства вам уже знаком? Вспомните, к каким политическим партиям и организациям принадлежат эти люди?
За какие преобразования в России выступали сторонники данных партий и организаций? Падение монархии 22 февраля 1917 г. Император отбыл в Ставку верховного главнокомандующего, расположенную в Могилёве, для подготовки войск к весеннему наступлению.
Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжёлое время войны с Германией и Австрией». Командующий войсками Петроградского военного округа генерал-лейтенант С. Хабалов В тот же день император распорядился о роспуске IV Государственной думы, опасаясь, что думская оппозиция причастна к беспорядкам.
Это распоряжение было направлено на имя председателя Государственной думы М. Но депутаты не стали расходиться и продолжили свою работу под видом «частного заседания членов Государственной думы». Николай II эту рекомендацию проигнорировал.
Вечером 27 февраля генерал Хабалов направил телеграмму в Ставку верховного главнокомандования с отчётом о ситуации в столице. Телеграмма С. Хабалова генералу М.
Алексееву о беспорядках в столице 27 февраля 1917 г. Прошу доложить Его Императорскому Величеству, что исполнить повеление о восстановлении порядка в столице не мог точка Большинство частей одна за другими изменили своему долгу отказываясь сражаться против мятежников точка Другие части побратались с мятежниками и обратили своё оружие против верных Его Величеству войск точка Оставшиеся верными долгу весь день боролись против мятежников понеся большие потери точка К вечеру мятежники овладели большею частью столицы точка Верными присяге остаются небольшие части полков стянутые у Зимнего Дворца точка Задание к тексту Предположите, почему остатки верных императору войск были стянуты к Зимнему Дворцу. В ночь на 28 февраля император принял решение отправить в столицу верные войска под командованием генерала Н.
Иванова для усмирения восставших солдат Петроградского гарнизона. Однако продвижение войск к Петрограду оказалось невозможным, поскольку железные дороги были охвачены забастовками. Однако, как и войска генерала Иванова, императорский поезд не смог проехать к Петрограду.
Николай II приказал направить свой поезд к Пскову, где располагался штаб Северного фронта во главе с генералом Н. По прибытии в Псков императорского поезда генерал Рузский убеждал царя принять требования думской оппозиции и разрешить Государственной думе сформировать «правительство народного доверия». К концу дня император дал согласие на этот шаг.
Тем же вечером М. Родзянко телеграфировал генералу Рузскому, что учреждение такого правительства при сохранении монархии — запоздалая мера, и в текущей ситуации необходимо отречение Николая II.
Оказалось, что снаряд был боевым. Произведенное расследование показало, что происшествие было случайностью, несчастным случаем. Но это было позднее, а сразу после ЧП царь спешно покинул Петербург. Да еще и фамилия городового оказалась Романов… Вообще, надо сказать, что обстановка в городе была напряженной. Уже несколько дней бастовали рабочие ряда крупных предприятий. Началась забастовка на Путиловском заводе. Требования забастовщиков поначалу были преимущественно экономическими и касались улучшения условий и оплаты труда.
Большое влияние на забастовщиков в тот момент оказывало "Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном. Поскольку создавалось собрание под контролем полиции, то поначалу власти не испытывали особых волнений из-за забастовки.
3 января в истории рабочего движения.
3 января 1905 года в Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая послужила поводом к событиям Кровавого воскресенья и, как следствие, к началу Первой русской революции 1905–1907 годов. говорилось в "Кратком курсе ВКП(б)", - полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". Ровно за сто дней до Октябрьской революции История России в фотографиях, МАММ и Издательство Яндекса запускают спецпроект «100 фактов о 1917».Один факт — оди. Путиловские стачки 1905, 1916, произошли на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне «Кировский завод»), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе — забастовали все 12600 рабочих./Фото.
Nota Bene: Путиловская забастовка - урок протестующим и властям
Путиловский завод начал забастовки. Госдума выступает против рабочих | 3 января на Путиловском заводе началась забастовка – свои рабочие места оставили более 12 тысяч рабочих, парализовав работу предприятия. |
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года | Дата забастовки на Путиловском заводе – 18 февраля 1917 года. |
В Петербурге началась забастовка рабочих Путиловского завода (03.01.1905) | Неудовлетворенность условиями работы как причина забастовки Причина забастовки на путиловском заводе, запланированной на определенную дату, связана с неудовлетворенностью работников условиями, в которых они трудятся. |
Проспект Стачек в Петербурге — история появления и интересные факты | Путиловская стачка 1905, произошла на крупнейшем в Петрограде Путиловском заводе (ныне Кировский завод), Поводом к Путиловской стачке 1905 послужили незаконное увольнение 4 рабочих (члены Нарвского отдела гапоновского Собрания русских. |
Беспредел «кровавого воскресенья» 1905 года
3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия. «Путиловская» станет пересадочной на станцию красной линии «Кировский завод». Однако 3 января на Путиловский завод приехал Гапон и привез эти требования: восьмичасовой рабочий день, повышение платы чернорабочим и другие. Создание трактора «Универсал» проходило на Путиловском заводе с 1934 по 1940 гг. Это был первый русский трактор, который СССР начал экспортировать за границу. 16 января (3 января по старому стилю) члены собрания возглавили забастовку на Путиловском заводе (ныне Кировский завод). 17 февраля 1917 года начались забастовки на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге — крупнейшем артиллерийском предприятии Российской империи.
Хроника забастовки, ставшей "левоэсеровской провокацией"
Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу. Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг. Куда им еще было идти???
Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых. И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона. А что если люди распяли образ самого Христа? Разве такая страна заслужила другую судьбу?
Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви? Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут.
Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки. Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей. Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране.
Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма. Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей. Гапоновцам, если бы они были готовы к пути Ганди, предстояли долгие месяцы избиений, расстрелов и арестов, пока наконец царь и его окружение не приняли бы условия мирного протеста. Их путь был верен, гуманен, героичен и мужественен. Власть ответила террором, потому что как бы это не называли, но стрельба в толпу есть по сути слепой террор.
Царь в конце концов опомнился и дал манифест, позволивший собрать народных представителей. Но было поздно, и по сути не сделано было главное- прямой контакт с народом. Окружение царя типа садиста Дубасова мгновенно подготовили выбранную палачами "делегацию" которой был накрыт обед в царском селе и Гапон как организатор всей акции мирных протестов вообще не был принят во внимание. Слона то я и не заметил, как в басне. Причем стрельба производилась настолько жестоко и слепо, что были убиты два полицейских и просто зеваки, потому что любую толпу офицеры воспринимали как восстание и начали просто стрелять в людей скопившихся на улицах многолюдного кстати города-столицы. Выбор был даже у солдат, они могли стрелять поверх голов, не попадать и или бить в землю, и ни кто бы не мог их контролировать.
Рабочие называли солдат убийцами и многие рвали рубахи на груди, готовые умереть и быть раненными. Но на солдат так никто и не бросился. Просто инстинктивно разбегались и уходили с места расстрела. И 9 января и десятого и еще два дня после рабочие большими шествиями с разных концов столицы шли разными дорогами ко дворцу и попадали в разных местах под огонь войск. Поэтому и количество жертв так и не удалось точно подсчитать, еще больше осталось неподсчитанных раненых, поскольку обращение к медикам грозило арестом за участие в беспорядках. Представьте что вы работаете по 12 часов в грохочущем цеху а потом валитесь на свою койку в общем бараке, с которой только что встал ваш сменщик, то есть у вас даже нет своей кровати.
Постепенно весь мир для вас сузится в размеры этой койки и куска хлеба. Ваши забастовки не приводят к улучшениям. Вас готовы заменить толпы обнищавших на крошечных наделах крестьян, идущих как зомби в столицу из нищающих провинций. В церкви упитанный священник, никогда так не работавший, просит вас терпеть, но вы уже терпите на пределе. В конце концов у таких полурабов развивается психическое расстройство , революционный психоз. Но и это предусмотрено властями- вас просто расстреливают на площади, когда вы собираетесь больше пяти человек.
Дома отца Георгия Гапона ждала жена и дети. Его увели с площади вожди рабочего движения, когда стало ясно что никто не останется в живых, что дальше просто гибель под пулями и шашками. Старик несший портрет царя был убит пулей пробившей портрет и тело старика. Прекрасная сцена для трагедии. Причина тому была простая- стремление властей скрыть позорное количество жертв и коррупция властей. И не смотря на все жертвы даже таким кровавым путем можно бы идти, и мирные шествия могли бы продолжаться.
У Ганди получилось, потому что он смог объединить усилия всех группировок общества Индии, недовольных колонизацией. Скажу больше, именно арест Ганди дал ему возможность продолжать борьбу. Очень плохо, что Гапон не был арестован и заключен в Петропавловскую крепость как Максим Горький, взятый туда лишь по подозрению в соучастии организации беспорядков. Арест Гапона как и арест Ганди был бы освещен в прессе и общество имело бы время подумать и сделать выводы. Поймите, что Гапон прекрасно осознавал опасность своего поведения и был готов умереть за свою идею идти к царю. Но разве его идея была преступлением?
К тому времени в Европе никто никого не расстреливал за мирные шествия. Он, царь, их прощает и принимает кое какие меры и тд. Вот это было воспринято участниками событий как бред. Прощает за готовность умирать и калечиться чтобы проявить свое гражданское отношение к положению дел в стране? Прощает за отданных в кровавую жертву родственников, детей и женщин, убитых без разбору, до кучи? И люди это готовы были ему простить, если бы хоть что то Он сам понял, не передавая бесконечно свои полномочия Дубасовым и другим посредникам-палачам.
Поистине у всех сложилось впечатление что царь неадекватен. А таким его делали его доверенные лица, докладчики, которые чтобы сохранить свои посты готовы были оболгать кого угодно, героев рабочих назвать преступниками, лишь бы усидеть в креслах. И у них получилось, Николай проспал момент, когда можно было войти во взаимодействие с проектом Гапона по спасению страны, царства и кстати и церкви, потому что сам отец Георгий олицетворял на улицах и в газетах Церковь. Его присутствие показывало обществу, что Церковь и коррупированный царизм разные институты, что церковь еще не кладбище душ, что она может и участвовать в политических процессах не спрятавшись за штыки силовиков и отсиживаясь по погостам. Гапон пожертвовал собой когда начал все это и понимал, что сам может быть отлучен от официальной церкви за подобные несогласия с верхами. Отлучение его и снятие сана означало разорение его семьи, утрату всей прошлой жизни.
Что могло заставить отца Григория пойти на такое, он ведь мог бы свободно сойти с этого поезда на любрй стадии. Предложение Гапона царь так и не осознал, не понял его гениальности, народного духа и воплощения мечты о царстве русском. Конечно движение мирного протеста спешило, встреча Гапона с представителем власти царя в Петербурге произошла крайне неудачно и поздно, предварительного обсуждения не успели добиться и да царя не дошел масштаб события и его огромные последствия... От доклада о шествии и предложении Гапона до расстрела 9 января оставались сутки. Другой момент,очень важный, что от позиции царя зависело, будет ли людям компенсированы потери от действий военных. И тут получилось, что при признании мертвецов -худосочных работяг, стариков и детей и женщин бунтовщиками никакой компенсации семьям этих преступников не положено.
Любой адекватно видящий ситуацию политик подумал бы о том, что людей надо похоронить, и не в ямах как собак, а в нормальных гробах и оплатить кресты, венки и отпевание, простите, а так получалось, что если человек вышел на площадь мирным шествием протеста он объявлялся государственным преступником и лишался даже прав преступника на суд и человеческие похороны. Даже ЧК как то судили людей, но расстреливать толпы это даже красный террор себе не позволял. Существует еще такая вещь как честь и вежливость королей. Царь, император должен был понимать что побежденный, даже враг, а тем более свой же раб, не достоин собачьего отношения, тем более глупые по его мнению обманутые социалистами люди, его граждане, уже мертвые, зачем бесить общество жестокостью к трупам, жадностью к их похоронам, фактическим смертельным обвинением их без суда или хотя бы последующего публичного разбирательства их вины... Но все было сделано именно так как требовалось для свержения самодержавия. И тут мы подозреваем тайный умысел буржуазно настроенной прослойки дворян из окружения царя рубившего все подряд по принципу"чем хуже, тем лучше", чтобы потом сказать- в стране нужна буржуазная революция.
Но тут хитрецы не поняли одного-масса рабочих не позволит буржуазии использовать выгоды от свержения царя. Потому, что даже неадекватный царь мог быть терпим рабочими, он у них в подкорке сидел, его наконец можно было заменить другим Романовым, он был далеко и не определял их условия труда. А вот буржуазия то русская дошла до предела народного терпения, она забыла что на принадлежащих ей заводах царили нищета и штрафы, бездомность в огромных общих бараках и бесконечный рабочий день, иногда без выходных! Поэтому то и после свержения царя народ никаких улучшений не получил. И подкатило время Ленина, и фактически была проведена национализация промышленности, поскольку частник не мог удержаться от злоупотреблений с правами трудящихся. Вскрывая причины трагедии, важно понимать, что предпосылки ее сложились всей русской историей и христианский социальный проект для России рухнул по вине руководства и церковного и чиновничьего, слияние которых ослепило обоих, хотя долг Церкви был обличить зверства и призвать к политическому выходу из тупика...
Царя можно было спасти, если бы его чиновники генералы и офицеры четко действовали в его интересах, а интересы эти подразумевали уважение к народу и его гражданской активности. Тогда выстрелы не прозвучали бы и шашки не рубили бы всех подряд. Поверьте никакой необходимости массового расстрела не было. Ни один солдат не пострадал. Никто не бил витрин и не грабил дворцов. Пойдя путем Гапона церковь выдвинула бы своих представителей во власть и когда к власти пришли атеисты их влияние, смертельное для церкви было бы уравновешено в советах депутатами от духовенства.
Тактика, выбранная архиереями стоять на стороне любой реальной власти без разбору и без представительства в выборных органах привела к полной потере церковью опыта реальной политической борьбы а при приходе к власти врагов церкви оставляла ее вообще без защиты. И что это за идея неучастия, когда любые грешники и злодеи могут представлять свои интересы во власти, а святая церковь нет? Что может быть провальнее бездействия когда сама жизнь есть движение. Именно это бесило непримиримых борцов, заставляя считать его "Иудой"который так и не выбрал узкий круг эсеров или большевиков, проявив в этой беспартийности свою великую народность , потому что народ наш никогда партийным не станет. После изгнания из России и разгона гапоновцев Георгий не мог не пережить душевного кризиса от сознания того, что идущие за ним многие погибли безвинно, но вины его в их гибели было немного. Он не заставлял никого как большевики партийной дисциплиной идти под пули, каждый гапоновец сам принял решение ради будущего страны рискнуть.
Его мучило разочарование в царизме, даже в том обрядоверии, в слепой вере, в которой он был воспитан. Ему предстояла огромная работа по переосмыслению нового опыта воинствующей земной церкви. По сути его мир рухнул еще задолго до реальной революции. Также погиб и Ганди-его взорвал смертник в толпе поклонников, которым Ганди никогда не отказывал в приеме... Бескорыстие не позволило скопить деньги на хорошую охрану от убийц, открытость людям позволила убийцам войти в количестве, достаточном для удушения. Удушение тихое было предусмотрено планом убийц на случай вмешательства наружной охраны священника.
Убийцы были одеты как рабочие, ради которых он жертвовал всем. Он до последнего принимал людей и надеялся на второй шанс христианского социалистического движения, даже после неизбежного вооруженного восстания... И самое страшное и удивительное - Гапон пошел на свою казнь потому, что пригласил его в ловушку особый иуда -тот самый инженер, Рутенберг, что вывел его из под огня в подворотню в день шествия 9 января... Будь я на месте гапоновца, я бы тоже пошел на площадь, хотя в шлеме под шапкой и со сковородкой под пальто на груди, и конечно аптечкой на случай кровопотери, умереть от которой было бы вполне реально без помощи и при попадании 7,5 миллиметровой пули винтовки Мосина, которая могла почти оторвать руку, а толпе убить несколько человек, пройдя насквозь. Пуля винтовки в упор пробивала чугунный рельс. Стрельба в городе из винтовки приводит к случайным жертвам, рикошетам, так как убойная сила огромна и летит на полтора километра.
Особенно жутко и то, что для раненых не было вызвано карет скорой помощи, при адекватности властей их можно было поставить прямо на краях площади. Думаю кто то хотел максимально увеличить потери рабочих, все указывает на это. По сути 9 января это начало гражданской войны и выход обоих сторон из правового и политического процесса на поле боя,на ту дворцовую и другие площади и улицы, где солдат-брат стрелял в брата, в сестру, в сына, отца и священника. Ну а теперь серьезно.. Открытые Евангелием законы духовного мира и сама мистерия Великого Жертвоприношения не прекратились с распятием Спасителя на Кресте. Каждая эпоха и каждое поколение вновь происходит странное событие, когда последователь Христа вновь добровольно отдает себя в жертву за современников.
Начнем с примера апостола Петра, когда начались гонения в Риме он благоразумно ушел по Аппиевой дороге в изгнание, но вдруг недалеко от пройденных уже ворот ему явился Иисус, идущий в Рим. Куда ты идешь,Господи? Я иду в Рим. Петр мог бы жить "на пенсии"и пожертвования в каком нибудь имении патриция, как современные "деятели" церкви, дряхлеть и писать мемуары, но он повернул в Рим и был распят вниз головой, по его просьбе, по смирению, 12 июля, а спустя год в тот же день обезглавили апостола Павла. Тысячи зрителей казни обратились ко Христу и крестились, была основана римская церковь. Фактически Петр принес себя в жертву за обращение современников, ведь прошло шестьдесят лет после смерти Христа.
Если приложить этот смысловой ключ к событиям 9 января, то мы увидим вождя народного движения , священника Георгия Гапона, который мог бы уйти, отправить рабочих одних на площадь, но он не мог такого допустить. Подобно апостолу Петру в Петрограде он отдает себя в жертву и эта жертва показывает как российская власть далека от того Бога, в которого верил народ и сам Георгий, как предает Бога и его правду молчанием и неправдой и церковная и чиновничья аристократия. А ведь мог бы тихо служить и толстеть на щедрые столичные жертвы да гладить дочек до самой смерти... Вспоминаются слова Александра Невского -не силе Бог. И острота противоречий не снята, повторяется снова тот ночной архиерейский суд, когда первосвященники собравшись испытали Иисуса- Скажи нам ты -Сын Божий!? Но этот вопрос сам возникает из проблемы-как быть с талантливым проповедником-принять его как пастыря и следовать за ним или...
И вот уже находятся сотни поводов не принять его талант за Божий, увидеть в нем кого угодно, кроме Божьего пророка и посланника небес в вашу реальную ситуацию. Если вам спокойнее с церковными чиновниками- не слишком ли все ладненько и медом намазано? Мир обрядов это цикл, круг И каждый свободен выбирать, вот признак божественного испытания. Христианство всегда было сверхактуальной религией, учением о реальном представителе или вестнике Бога на земле, вот только весь вопрос как его выбрать, кто им быть достоин сегодня? Только уровень вашей духовной жизни может дать ответ. Гапон возвратил православию эту свободу и возможность на основе веры действовать и изменять общество не говорильней одной, а мирным противостоянием и протестом.
Дело его не было безнадежным. Расстрел изменил Россию. Но изменить отношение власти к правам народа еще не удалось. Но для победы нужны были долгие годы подвига и борьбы. И та вера, которую насаждал Ганди-активная жертвенная позиция религиозных сообществ. Образ честного священника, идущего впереди народа к царю до сих пор пугает коррупционеров всех мастей и всех структур.
Предлагаю установить 9 января день памяти невинно убиенных мучеников Петроградских. Интересно и то, что истинное мученичество в житиях святых сопровождается безнаказанностью виновных. Точь точь как на 9 января. По версии на одном сайте фамилия Гапон происходит от греческого имени Агафон,благо, добро. Искажение произношения сократило А и сменило ф на п, в просторечии и Николу называли Миколой. А читатель устает от серьезных тем и напоследок предложим несерьезную версию события с точки зрения царя.
Ведь в сущности именно в те поры у особы императора обострились вредные привычки офицера, дни праздичные их очень обостряют особенно в новогодние каникулы. То есть возможно царь просто был в культурно-аристократическом русском запое или отходил от него и не мог адекватно оценить изменчивый мир. На некоторых карикатурах его изображают с красным носиком и прищуром. И "проспал" гапоновскую волну. Устал писать эту стаью и хотел уже было закрыть файл, но вдруг открылись глубины, о которых я и не подохревал начиная изучать тему. То есть посев христианства почти завершен, и действия по обеспечению пространства этого посева, в частности политическая борьба за права христиан, за условия их жизни и труда обречена, бессмысленна и приводит к ненужным жертвам.
Короче спите спокойно дорогие прихожане, мы робко просим вас заходить в церковь хотябы раз в неделю и что нибудь жертвовать кстати этого пожетвования будет вплне достаточно для обеспечения духовенства как ничтожного меньшинства всем необходимым а учить вас и продвигать в духовном развитии будут книги и портреты вымерших старцев. Невольно вспоминаешь песню Галича-А на кладбище все спокойненько... Мы уже пятьсот лет живем в этой парадигме и видим, что по нашей вине христианство в России отступает даже там, где казалось бы есть победы. Любые достижения в этом мире обратимы. И Церковь это мы с вами, реальные христиане, наши ошибки и верные поступки или их отсутствие. Нам говорят что все бессмысленно все рухнет, но даже деловые люди знают любой результат это результат.
Ничего не делая не найдешь выхода, иди и дорога выведет. В таких случаях Спаситель говорил Петру-отойди от меня, сатана! Люди Церкви склонны к замыкаться в ее стенах, искушаться самоспасением, когда ты чувствуешь что спасен и тебе никто не нужен, остается только закрыть избушку с куполами на клюшку, поэтому и необходима рассудительность в выборе пути. Создать болото можно из любого хорошего начинания. Все начинается в христианстве и психологии с возгласа:Моя вина! Миа кульпа!
А бездействие в ожидании апокалипсиса приводит к пролежням, как у лежачих больных, атрофии мышц и психических функции здоровых и активных людей. Парадоксальным образом такая позиция совпадает с поведением государства-народ может позволить себе сопротивляться лишь внешнему врагу, все остальные проблемы "от Бога". Итак как можно было бы спасти дело христианского социализма в России? А именно отказом Гапона от всякого волюнтаризма-роли личности в партии, которую я называю ошибкой Жириновского, когда прекрасная патрия в случае смерти или покушения на своего создателя рассеивается как дым, не имея лидеров на замену. Теряя голову вся змея умирает, как велика бы она не была. И смысл общения с Лениным Гапон не смог уловить- Ленин именно боялся вождизма и намеренно создавал политическую партию нового типа-боевую организацию, где все заменяемы, благодаря партийной учебе и продвижению лидеров по социальным лифтам, делающему убийство вождя бессмысленным, его заменит другой зуб, как у акулы.
По сути Ленин дал ответ на вопрос как управлять огромной страной если царизм рухнет. У церкви ответа никакого не было, не было и политического опыта, он был забыт, утрачен, отрицался как соблазн властью, а соблазн безвластием разве не угроза? Вот этому Гапон не успел научиться и что то не сработало, слишком был силен упор на личность царя в идеях Гапона, и его отказ в контакте рушил все гапоновское движение, слишком узко направленное. Следовало предусмотреть все варианты, и саму ликвидацию Гапона, но не дать уничтожить и разогнать столь успешное в начале движение. Причина усталости людей от идей Гапона была еще и в том, что та вера, которую Гапон привел к рабочему движению и направил на дело, оказалась слишком малой и при первом испытании огнем ослабела. Смерть людей парализовала волю рабочих верить что их мирное дело от Бога и смерть не повод его прекращать,а напротив, жертвы зовут к продолжению, иначе они почти напрасны.
В крови брода нет. У Ганди этого не произошло. Ганди удалось поднять миллионы, Гапону только сотни тысяч. Чтобы победить и изменить страну нужны были миллионы гапоновцев, при большом количестве стойких тоже больше и шанс выдержать невинное страдание от полиции выше. Итак, мы приходим к той мысли, что Гапону нужно было проделать огромную работу по созданию партийного механизма и аппарата, покрыть всю страну гапоновскими организациями рабочих и показать правительству что ему в случае повторения расстрелов придется прослыть палачами и пойти под суд за тысячи убийств невинных людей. В суды должны были быть отправлены тысячи исков об убийствах, начата вербовка адвокатов и спонсоров рабочего движения типа Саввы Морозова, перевербованного большевиками.
Следовало найти и среди дворянских олигархов тайных сторонников христианского социализма. Следовало вести себя политически профессионально! Без всероссийской газеты типа "Искра" тоже нельзя было, ведь на гапоновцев обрушилась клевета со всех сторон и от консерваторов и от радикалов. Вот и выходит, что отец Г. Гапон сам не был готов к столь огромной работе и миссии, к превращению в духовного лидера нации-примеры есть в исламе и сам Ганди в индуизме. Ему не удалось правильно организовать рабочих и настроить их на долгую кропотливую и кровавую работу ради будущего, что по сути и есть религиозный путь спасения.
Странным образом напоминала парадигма Ленина на партийное строительство копирует основание Христом церкви апостольской-организации профессиональных революционеров напоминающих апостолов воплотителей идей Ленина. Итак, воплощается идея, имеющая неразрушимый как пулемет инструмент воплощения, а он был у Гапона слабым, одноразовым, а у Ленина железным. И когда конкуренты ослабли, технология Ленина заработала. Он обошелся даже без миллионов большевиков, хватило тысячи железно мотивированных сорви голов в столице. Итак, Гапон, как и Христос, пришел слишком рано, слишком зависел от стихии и потерпел временное крушение своего проекта, не потому что был не прав, из за плохой организации и слабой мотивации своих партийцев, у которых не было терпения продолжать мирные шествия. Но он был единственной мирной стороной в конфликте, единственным представителем Церкви, свободным от бараньего послушания кому угодно сверху.
Гнет никому не нравится и если Гапон хорошо поискал он бы смог найти среди угнетенного духовенства массу ожидающих освобождения. К примеру современному священству насильно "сверху" навязывают безбрачие при вдовстве по правилам 5 века! Без разбору отправляя молодого отца вдовца в монастырь, расчленяя семью или заставляя жить одному без жены в многодетной семье и большом хозяйстве, каждый день ловя хищные взгляды прекрасных и набожных прихожанок которые легко могли бы составить счастье молодого батюшки и освободив его для общения с паствой от забот по хозяйству.
Но администрация вновь не пошла на уступки. Правительство тоже не поддержало рабочих. Забастовка оказалась проиграна. Чтобы не потерять влияние «Собрания» на рабочих, 5 января Гапон предложил идти с петицией к императору Николаю II. Священник Георгий Гапон Священник Георгий Гапон Такое количество протестующих грозило создать серьёзные беспорядки, и в Москву были стянуты дополнительные силы — около 40 тысяч военных и полицейских. Священник Георгий Гапон предложил организовать крестный ход к царскому дворцу с петицией, в которой были не только экономические, но и политические требования. Часть рабочих, вышедших в тот день на улицы, все еще сохраняла веру в царя.
Однако демонстрация, назначенная на 9 января, в создавшейся ситуации имела довольно провокационный характер. И, несмотря на это, предотвратить события Кровавого воскресенья 1905 года не удалось. Кровавое воскресенье, художник Владимир Маковский Кровавое воскресенье, художник Владимир Маковский Когда вполне мирная демонстрация, наполовину состоявшая из женщин и детей, с портретами царя и хоругвями движущаяся к Зимнему дворцу, приблизилась к Невским воротам, она была атакована кавалерией.
Владимир Семенов Татьяна , 1 Гапона курировал кадровый агент английской разведки Рутенберг, затем входивший в руководство английской администрации Палестины. Он его и убил, когда этот проходимец решил начать собственную игру. Рутенберг же с вооружённой группой боевиков возглавлял «мирное шествие». Его задачей было спровоцировать побоище выстрелами из толпы, а в благоприятном случае убить Николая. Эта группа обеспечила отход Гапона после начала столкновения.
Показать полностью... Напомню, что всё это было во время русско-японской войны, Кроме того правительство заранее предупредило организаторов о том, что выступление будет разогнано. После трагедии пострадавшим была выплачена компенсация, а реагировать на заведомо издевательские требования подставных «трудящихся» вроде немедленного лишения православия государственного статуса было бессмысленно.
Он предназначен для испытаний паротурбинных установок различных конструкций и мощностей, которыми оснащаются атомные ледоколы и другие надводные и подводные морские суда. Первой на новом стенде будет протестирована паротурбинная установка для ледокола «Арктика». В годы Великой Отечественной основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и еще шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. После того, директор предприятия Сергей Иванович Смирнов отказал бастующим в удовлетворении их требований, забастовка переросла во всеобщую стачку в Петербурге: к бастующим Путиловского завода присоединились рабочие Семянниковского, Патронного и Франко-Русского заводов, и количество стачечников выросло до 15 тысяч человек.
Как коммунисты шатали Россию в 1905 году на деньги микадо
Основная причина забастовки на Путиловском заводе заключается в неустойчивости экономического положения рабочих. Ровно за сто дней до Октябрьской революции История России в фотографиях, МАММ и Издательство Яндекса запускают спецпроект «100 фактов о 1917».Один факт — оди. 17 февраля на Путиловском заводе были уволены несколько рабочих, требовавших повышения заработной платы.
Путиловский бунт
"ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Стачка на Путиловском заводе" | года началась забастовка на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. |
Хроника забастовки, ставшей "левоэсеровской провокацией" | Появление Ленина в Петрограде во время забастовки на Путиловском заводе лишь накалило обстановку. |
Путиловский завод начал забастовки. Госдума выступает против рабочих | 3 января – мятеж на Путиловском заводе в ответ на увольнение работников. |