Каторга представляла собой особую форму трудового заключения, при которой осужденные отправлялись на принудительные работы в труднодоступные районы России. Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) —. Сергей Максимов в «Сибири и каторге» пишет о тюремной иерархии так: «Каждая тюрьма имеет при себе непосредственного начальника, должностное лицо государственной службы, смотрителя.
Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге
Значение слова «Каторга» | Царская, имперская и советская система исполнения наказаний основывалась на необсуждаемой полезности каторжного труда для государства. |
Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге | Современное значение каторжных работ заключается в их исторической значимости и напоминании о бесчеловечности практик подавления гражданских свобод. |
По кандальному пути | Каторжные работы Каторга как вид наказания была впервые введена. |
Что такое каторжная работа | которое означало большое гребное судно с тройным рядом весел. |
Каторга: что это такое и история ее использования в России | КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства. |
Что значит каторжные работы
КАТОРГА, -и, ж. 1. Самые тяжелые [пер-вонач. на галерах] принудительные работы для заключенных в тюрьмах или других местах с особо суровым режимом. История каторжной работы начинается с древности, когда такие наказания использовались в различных цивилизациях. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. Каторга, каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими преступниками.
Каторга – что это такое?
Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим.
Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги. Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи. В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали.
Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить. В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось. Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола. Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением. Вместе с тем они не были неприкасаемыми, другие каторжане не считали зазорным пользоваться их личными вещами в случае нужды. Большевик Александр Воронский встретил такого человека во Владимирской пересыльной тюрьме: Его звали Марусей: он торговал собой, зазывая ночами арестантов под нары.
За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал. Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы. К нему относились с гадливым презрением, но его халатом накрывались многие. Якубович в своих мемуарах посвятил целую главу появлению на каторге гомосексуалиста по фамилии Шустер: Он явно старался в то же время подделаться к тюремным силачам и воротилам, был перед ними, как говорится у арестантов, хвостом, шутил, заигрывал, и иногда ему удавалось достичь своей цели: какой-нибудь Чащин или Быков расхаживал с ним по двору, фамильярно обнявшись и дружелюбно беседуя. Но проходило несколько минут, и тот же Чащин давал своему новому приятелю здоровенный пинок… Шустера презирали, готовы были гнать, бить, и в то же время под сурдинку "добрая половина тюрьмы" не считала зазорным участвовать в его позоре.
Я сам, например, вырос в Магаданской области и видел лагерные пункты, в которых находились заключенные советской эпохи. Их заставляли работать и жить практически под открытым небом — на Колыме тогда добывали золото.
Зимовать зэкам приходилось в палатках при 60-градусном морозе. Кто выживет — тот выживет. На новый сезон привозили свежую «партию», и так год за годом. Что это, если не утилизация? Здесь человек не только мог приносить реальную пользу обществу. Ему обеспечивали все необходимое для жизни, давали возможность социализироваться, начать жить иначе. При этом даже отъявленным злодеям, реальным государственным преступникам давали шанс. Вспомним хотя бы того же самого Николая Чернышевского — человека, чьи воззрения носили явно революционный характер.
Его не уничтожают, как поступили бы, например, в Советском Союзе. Чернышевского отправляют на Нерчинскую каторгу. Остатки тюремного здания в Кутомаре Кроме того здесь важно учесть и демографическую проблему. Ведь уничтожая преступника, вы тем самым уничтожаете и его будущих потомков. Именно поэтому в Российской империи каторжника за редким исключением старались беречь, в том числе и ради его возможных детей. Зарентуйская каторжная тюрьма Многие из отсидевших на Нерчинской каторге выходили потом на свободу, заводили семьи. Причем они внесли существенный вклад в освоение Забайкалья.
По закону н. По данным за 1898, на Сахалине числилось ссыльнокаторжных и поселенцев, отбывших наказание, 16 038 мужчин и 3516 женщин. Режим на Сахалинской каторге был крайне суровым, смертность чрезвычайно велика; для не способных к труду существовали также каторжные тюрьмы, в которых осужденные отбывали срок наказания при более тяжком, чем в обыкновенных тюрьмах, режиме, но при отсутствии работ. Законами от 18 апр. Все ссыльнокаторжные вступали на первое время, срок от 1 до 8 лет в зависимости от тяжести приговора, в разряд испытуемых: они содержались в острогах закованными в кандалы и использовались на самых тяжких работах. По истечении срока подавшие своим поведением надежду на исправление перечислялись в разряд исправлявшихся, которые пользовались определенными льготами: их содержали без оков, посылали на более легкие работы, они имели больше праздничных и свободных от работы дней, за их труд им полагалось некоторое вознаграждение и по истечении известного срока от года до трех лет пребывания в разряде исправлявшихся им позволялось жить вне острова и даже вступать в брак. В последних случаях им выдавалось на обзаведение пособие. Все ссыльнокаторжные по истечении срока наказания, а бессрочные, за исключением отце- и матереубийц, по истечении 20 лет совершенно освобождались от работ и переходили в разряд ссыльнопоселенцев.
Иногда вместе с ними или вслед за ними на тюремных пароходах добровольно отправлялись на каторжный остров члены их семей — за два десятилетия таковых было 1548 женщин и всего 6 мужчин. Именно эти «морские этапы» впервые в истории обеспечили массовый завоз заключённых на Дальний Восток. Большую часть плавания до Сахалина заключённые проводили в раскалённых тропической жарой трюмах, когда пароход шёл через Красное море и Индийский океан. Доктора тюремного ведомства оставили записки с ежедневными замерами температуры и влажности воздуха в трюмах с каторжниками. Страшная жара и духота — основной мотив всех дошедших до нас воспоминаний о плавучем «этапе» на Сахалин. Бывший студент петербургской Военно-медицинской академии Борис Еллинский, получивший за революционную деятельность 20 лет каторги, плыл на Сахалин в 1894 году и позднее описал быт раскалённого трюма: «Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутило. Казалось, что голова сейчас лопнет от боли. У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это — так называемая тропическая сыпь. Появились смертные случаи от тепловых ударов… Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу. Большинство не возвращались уже оттуда. После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст». Труд в угольных шахтах по праву считался самым тяжёлым и страшным: никакой механизации не было. Петербургский журналист Влас Дорошевич в 1897 году посетил Сахалин и оставил впечатляющее описание угольных шахт, где работали каторжане. Вода просачивается, капает на вас большими, тяжёлыми, холодными каплями, руки хватаются за мокрое, холодное, скользкое, вы ползёте по чёрной жидкой грязи…» В сопровождении горного инженера Дорошевич рискнул проползти вглубь шахты, чтобы увидеть, как работают каторжане: «Словно какие-то черви, мы ползли в недрах земли по узеньким, кривым, извилистым параллелям… На четвереньках идти можно было только местами, в виде роскоши. По большей же части приходилось ползти на животе. Схватиться правой рукой за какой-нибудь выступ в стенке и притягиваться на мускулах, в левой держа свечу…— А рабочим здесь постоянно приходится лазить. Немудрено, что ходят все в лохмотьях. Работы эти считаются не только самыми трудными изо всех существующих, но и прямо убийственными…"По узким подземным лазам Дорошевич с сопровождающим инженером добрались до забоя, где каторжане добывали уголь: «Мерные удары слышатся всё яснее, громче. Ближе, ближе. Послышался глухой человеческий говор и мы, наконец, друг за дружкой, выползаем в забой. Работа останавливается. Рабочие снимают шапки…В каменноугольном пласту от угля душно и жарко. Чёрные стены. Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело. Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году. По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек. Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока. Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи.
Нерчинская каторга: как была устроена система дореволюционных тюрем?
В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». В чём-то его функции выполняли каторжные работы.
Сравнительное уголовное право
КАТОРГА — История России до 1917 года | Каторга – это часть пенитенциарной системы, мера наказания по суду за уголовные и политические преступления. |
Каторга значение и определение слова, что такое Каторга? :: | (от позднегр. katergon - галера) - вид наказания за уголовные и политические преступления. |
В российское законодательство вернут каторгу | Ежегодно с каторжных работ бежали сотни заключенных. |
Русская каторга в конце XIX– начале XX века | После отбытия кaторжных рaбот в Сибирских рудникaх или нa зaводaх, его поселяют где-нибудь в Сибири. |
Значение слова «Каторга»
Каторга на весельных судах галерах появилась в России при Петре, и впервые применён указ от 24 ноября 1699 года П. Слово «каторга» было тождественно со словом «галера» или «галея». В журнале Петра I слово «каторга» отождествляется с кораблем [4] , но ещё до Петра слово было в употреблении. Воспользоваться рабочей силой преступников для гребного труда предложено было в 1688 году Андреем Виниусом в записке, поданной им в посольский приказ [5]. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение. Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г. Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Так, Петр I письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г.
Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству. В только что основанном Санкт-Петербурге в 1706 году на месте современной площади Труда появился Каторжный двор. Там содержались каторжники, большинство которых работало в качестве гребцов, часть трудилась на Галерной верфи. Зимой они таскали на спинах камни и забивали сваи [6]. Кудрявцев в брошюре « Александровский централ. История сибирской каторги» писал об Указе, изданном 5 февраля 1705 г. Этот указ предписывал «вместо смертной казни чинить жестокое наказание, бить кнутом и пятнать новым пятном, вырезывать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечную работу» из копии Указа, сохранившейся в фонде Илимской воеводской канцелярии. Пятнать новым пятном означало клеймить раскаленным железом в лоб.
И далее: «Натирать же пятна порохом многажды накрепко, чтоб они тех пятен ничем не вытравливали и чтоб те пятна были посмерть». Указ 1705 г. Кроме вечной каторги взамен смертной казни, указ предусматривал каторгу «на урочные годы», то есть на определённые сроки. Каторга в послепетровский период[ править править код ] Каторжный труд широко применялся во всех сооружениях и постройках первой половины XVIII века. Со времени передачи в 1760 г.
Когда на каторгу массово хлынули политические, они также завели своих Иванов, общак, а также написали свод правил жизни каторжан и нормы поведения между своими, которые усвоили все заключенные. Но между политическими и уголовниками были напряженные отношения, часто заканчивающиеся дракой и резней. Женщины на каторге в Сибири В 1879 году была проведена реформа, которая изменила условия каторги. Теперь каторжане получали разряд — с 1-го по 3-й, в зависимости от срока наказания. Самым злостным каторжанам первого разряда было разрешено работать только в подземных рудниках, в ручных и ножных кандалах, им обривали половину головы, чтобы предотвратить успешные побеги. По мере исправления, каторжанина могли классифицировать как «исправляющегося» и снять ручные или ножные кандалы. Каторжане на строительстве железной дороги В 1899 году, в России существовали 875 мест отбывания наказания каторжанами. Среднесуточное количество каторжан в стране достигало 14 000 человек и примерно 2000 человек ежегодно осуждались к каторжным работам. Но при этом, в учет не попадали не приписанные к работам по состоянию здоровья или тяжести преступления, отбывающие наказание в виде поселения и т. Фактически, порядка 40 000 ежегодно были каторжанами. В середине XIX века эти прииски считались самыми богатыми в России. Карийская каторга находилась примерно в 100 км от Читы и состояла из семи тюрем, расположенных в четырех деревнях по берегам Кары. В деревнях часто оседали и отбывшие наказание экс-заключенные. Всего тюремное население этих мест насчитывало около двух тысяч человек, еще примерно столько же находились здесь как переселенцы. Охрану обеспечивали четыре пехотных казачьих батальона. Сначала на Кару отправляли только уголовников. По данным автора монументального труда «История царской тюрьмы» Михаила Гернета, первые политические заключенные появились здесь в 1873 году. Основанием для перевода на Кару «централистов» послужило закрытие централов. Основания же перевода сюда других заключенных не известны. По-видимому, администрация хотела собрать политических каторжан по возможности в одну тюрьму», — предполагает Гернет. Условия на Каре были суровыми. Одни отламывали ломами большие глыбы, другие накладывали их в ручные носилки, третьи уносили их и разгружали ярдах в 150-200 ярд равен 0,91 метру — МЗ », — американский журналист Джордж Кеннан, побывавший на каторге в 1886 году. По его словам, большинство каторжников работали в кандалах, зимой их рабочий день продолжался с 7:00 до 17:00, летом с 5:00 до 19:00. В словаре Даля ж. Не житье, а каторга. Август каторга, да после будет мятовка. Каторжный, к каторге относящ. Каторжничий, им принадлежащ. Кат м. Давайте кату плату! Кто не слушался отца-матери, тот послушается ката. Не на каждого вора по кату по сыщику держат. Кат не кат, а ему а кату брат. Катов, ему принадлежащ. Катовщина ж. Каторга от кат, а это, кажется, от катать, бить. Декабристы Отвечая на вопрос о том, что такое каторга, невозможно не упомянуть государственных преступников, подвиг которых воспевали поэты и писатели. Каким было существование декабристов на каторге? Подневольный труд был невероятно тяжелым. Несмотря на это, многим декабристам удалось вернуться домой спустя 20-30 лет после этапирования в Сибирь. Условия пребывания на каторге зависели не только от тяжести злодеяния, но и от социального статуса, имущественного положения осужденного. Сперва декабристы были разбросаны по заводам и рудником. Позже сосредоточены в одной тюрьме. Они трудились на Петровском заводе и, в отличие от большинства каторжан, выполняли относительно легкую работу. Декабристы жили вместе. Они не страдали от недостатка общения. Дабы улучшить рацион питания, они со временем разбили при тюрьме огород. Согласно документальным источникам, они жили не просто полнокровно, но даже счастливо. Так, в Читинской тюрьме декабристы устроили библиотеку, читали лекции, продолжали научные изыскания.
Каторга 19 век. Тулонская каторга. Каторжники крестьяне 19 век. Сахалин каторга 19 век. Тюрьма 19 века Российской империи. Каторжане 18 век Россия. Штольни Нерчинской каторги. Забайкальская Нерчинская каторга. Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги м 1927. Нерчинские Рудники каторжане. Типы и виды Нерчинской каторги 1891. Нерчинск каторга. Нерчинская каторга 1917 года. Фёдор Михайлович Достоевский Сссылка. Сибирские каторжники. Сахалин 19 век русские каторжники. Каторжные кандалы. Кандалы каторга. Каторжники в кандалах. Ссыльные в кандалах. Антон Чехов на Сахалине. Чехов 1890 Сахалин. Чехов 1890 год в Сибири. Каторга 19 века Сибирь кандалы. Каторжники в царской России. Каторжане Сибирь в 19 веке. Достоевский Сибирь и каторга. Арест и ссылка Достоевского. Нерчинский завод Декабристов. Нерчинские Рудники каторга. Каторжники в кандалах 19 век. Кандалы для каторжников в царской России. Сибирская каторга 1850. Сахалин каторга Чехов. Путешествие Чехова на Сахалин. Каторга на Сахалине. Николай Верещагин. Обручев 19 век. Кайенская каторга.
Анализ законодательства различных стран относительно видов и форм наказаний. Контент доступен только автору оплаченного проекта Социальные последствия наказаний Исследование влияния наказаний на общество и социальные отношения. Анализ эффектов применения различных видов наказаний на структуру и динамику общества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Культурные аспекты наказаний Рассмотрение культурных особенностей и традиций, связанных с применением наказаний. Анализ влияния культурных ценностей на формирование видов и методов наказаний. Контент доступен только автору оплаченного проекта Наказания в современном мире Исследование современных подходов к применению наказаний в различных странах. Рассмотрение тенденций в развитии системы наказаний и их соответствие современным правовым и социокультурным стандартам. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Русская каторга в конце XIX– начале XX века
слово, которое ассоциируется с карательными работами, которые использовались для наказания преступников именно в России. В чём-то его функции выполняли каторжные работы. Последствия каторжной работы были катастрофическими для тех, кто попадал в это пучище унижений и страданий.
В российское законодательство вернут каторгу
Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о. Сахалин 800 чел. Реформа наказаний 1879 года Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. К разряду каторжных тюрем можно было отнести еще Шлиссельбургскую крепость , где содержались осужденные к каторге государственные преступники; крепость управлялась по особому положению от 19 июня 1887 г. Классификация каторжников и условия отбытия наказания после реформы 1879 года Заключённые перед Зерентуйской тюрьмой.
Все осуждённые к каторжным работам делятся на 3 разряда, осуждённые без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осуждённые к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. Бессрочные каторжные должны содержаться отдельно от других. На подземные работы при добывании руд могут быть отправлены лишь каторжные первого разряда; при обращении же на такие работы каторжных второго и третьего разрядов каждый год работ засчитывается им за 1,5 года каторжных работ, определённых судебным приговором. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах , бессрочные — в ножных и ручных кандалах , срочные — в ножных.
Мужчины подлежат бритью половины головы. При удовлетворительном поведении испытуемый переводится затем в отряд исправляющихся, которые содержатся без оков и употребляются для более лёгких работ отдельно от испытуемых. По истечении установленных сроков исправляющиеся пользуются правом жить не в остроге, могут себе выстроить дом , для чего им отпускается лес ; им возвращаются отобранные при ссылке деньги и разрешается вступить в брак. Срок каторги сокращается для тех, которые не подвергались взысканиям, причем 10 месяцев действительных работ засчитывается за год.
Работа каторжных оплачивается закон 6 января 1886 г. Осуждённые на бессрочную каторгу могут по истечении 20 лет, с утверждения высшего начальства, быть освобождены от работ кроме отцеубийц и матереубийц, которые и в отряд исправляющихся не переводятся. Каторжные, не способные ни к какой работе, размещаются по сибирским тюрьмам и через известные сроки обращаются на поселение. Разделение каторги на категории по роду работ к концу XIX века было упразднено; сохранилось лишь разделение по срокам — на семь степеней.
Осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ, начинавшегося со дня вступления приговора в законную силу, а когда приговор не был обжалован — со дня его объявления закон 1887 года. Работы отбывались на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является Зерентуйская каторжная тюрьма , на казённых солеваренных заводах — Иркутском , Усть-Кутском и др. На острове Сахалин работы заключались в прокладывании дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр. Каторга в СССР В 1943 году во время Великой Отечественной войны как мера наказания за измену Родине были введены каторжные работы сроком от 15 до 20 лет Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев...
Каторжане не имели права носить «вольную» одежду и даже иметь её при себе в бараках , им выдавали спецодежду: телогрейку, бушлат, ватные брюки, шапку-ушанку, чуни с калошами. На одежде в трёх местах на спине, на брюках выше колена и на шапке-ушанке пришивались номера. В 1948 г. В современной России В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы отсутствует.
Тем не менее, принудительный труд для заключённых предусмотрен статьёй 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ ; кроме того, статья 44 Уголовный кодекс РФ предусматривает такие виды наказания как обязательные , исправительные и принудительные работы , что, однако, не противоречит части 2 статьи 37 Конституции РФ , гарантирующей право на свободный и оплачиваемый труд, поскольку, в соответствии с подпунктом «с» пункта 3 статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах такой запрет не распространяется на работу, которую обязаны выполнять лица, находящиеся в заключении на основании вступившего в законную силу приговора суда [8]. Каторга в других странах В конце царствования Людовика XIV 1710-е годы тюрьмы поблизости от гаваней , служившие помещением для преступников, работавших в гаванях и портовых арсеналах и называемые баньо ,заменили во Франции каторгу на галерах.
Кредо работы было установлено на строгое исполнение распоряжений и укрепление дисциплины. В случае нарушения правил или попытки сбежать, каторжники подвергались пыткам и усиленной физической дисциплине. Жизнь каторжан и их условия Условия жизни для каторжан были крайне тяжелыми. Они жили в специальных поселениях, называемых каторжными поселениями или таборами. Эти поселения были окружены высокими оградами и охранялись специальными войсками. В каторжных поселениях заключенных ждала жизнь лишений и унижений. Они обладали крайне ограниченной свободой передвижения и были постоянно под наблюдением надсмотрщиков.
Заключенные вынуждены были носить специальную форму и выполнять тяжелые трудовые задачи, такие как каменоломня или лесозаготовка. Питание для каторжан было крайне несбалансированным и недостаточным. Заключенные получали мало пищи, что приводило к постоянному истощению и слабости. Медицинская помощь была минимальной, и многие каторжан умирали от болезней или истощения. Каторжные работы практически не имели временного ограничения. Заключенные вынуждены были работать до полного истощения, без выходных и отпусков. Такие условия приводили к множеству травм и заболеваний, которые сокращали срок жизни заключенных. Таким образом, жизнь каторжан была полна лишений и страданий. Этот вид наказания являлся не только физическим, но и психологическим испытанием для заключенных.
Каторга как средство наказания Осужденные каторжане выполняли разнообразные работы, такие как тяжелое физическое трудоемкое строительство, добыча полезных ископаемых и другие тяжелые работы. Цель такого труда была не только наказать преступника, но и использовать его рабочую силу для развития страны. Каторга включала в себя не только лишение свободы, но и применение жестоких наказаний, таких как палачество, суровые телесные наказания и т. Отбывание каторжной каторги означало для осужденных жизнь в постоянном страхе, изоляции и тяжелом труде. Осужденные каторжане проживали в специальных тюрьмах, их работы были организованы по системе строгого надзора и контроля, нередко в условиях каторжного поселения. Режим в каторжных тюрьмах был суровым, позволяющим мало времени на отдых и пищевые процедуры. Таким образом, каторга была использована как средство жесткого наказания и труд за общественно полезные работы. Права осужденных были сведены к минимуму, а целью было обеспечить страшное и тяжелое наказание, имеющие образцовый характер для других потенциальных преступников.
Но еще каких-то 150 лет назад все было не так, ведь сахалинская каторга была главной «тюремной столицей» царской России позапрошлого века. И попасть сюда панически боялся любой преступник.
Не только каторжане, но и многие писатели и журналисты, посетившие остров в те годы с познавательной целью, признавали, что это настоящий ад. Каторжников заковывают в кандалы. Ад начинался уже в пути Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота. Группа каторжан судна добровольного флота в пути на Сахалин Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца.
Корсаковская тюремная пристань. Каторжане становились поселенцами Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных — противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников — убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка. Сонька Золотая ручка в кандалах. Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания.
В конце XIX века администрация тюрем начала противодействовать бродягам и не допускать их на места старост. Со временем иванцов стали ссылать на Сахалин, откуда было трудно сбежать.
Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы. Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение. Внутри этой группы существовали небольшие подгруппы, например, поддувалы — аналог современных "шестерок". В самом низу каторжной иерархии находилась шпанка — обычные люди, попавшие на каторгу по воле случая и не являющиеся профессиональными преступниками. Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме". Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов.
Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим.
Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги. Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи. В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали.
Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить. В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось.
Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге
Почитайте «Сахалин» Чехова — это о каторге. Если человек приезжал отбывать наказание с семьей, ему снижали разряд каторги. Конечно, для семьи это было страшным испытанием: дети иногда гибли, с женщинами были большие трудности. Но факт остается фактом: к каторжанину относились по-человечески.
ГУЛАГ все это уничтожил — и в этом огромная разница с каторгой. В советском ГУЛАГе человек был ничем не связан, его полностью отчуждали от социальных возможностей, делали из него абсолютного раба. Может, у нас тоже обнаружились задачи, где нужна даровая рабсила?
Ну, скажем, обустройство острова Русский для саммита АТЭС, или прокладка Трансполярной железнодорожной магистрали, которую забросили после смерти Сталина? Каторга, как таковая, сформировалась в XIX веке. Ее устройство подробно изложено в Уставе о ссыльных.
К концу XIX осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ. Работы отбывались в Зерентуйской каторжной тюрьме, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалин работы заключались в строительстве дорог, добыче угля, устройстве портов, мостов и пр.
Каторга делались на шесть разрядов по срокам: 4 года, 8 лет, 12 лет, 16 лет и 20 лет. Больше двадцати лет каторги не было. Это был исполнительный кодекс, который действовал вплоть до прихода к власти большевиков.
С помощью каторжников пытались колонизировать Восточную Сибирь, Сахалин, но это плохо удавалось. Чехов три года прожил на Сахалине, и детально описал тогдашнюю каторгу — она была абсолютно непродуктивна. Это было полным моральным разложением людей, которые не имели перспектив — ни социальных, ни личных.
Да, мы можем силами заключенных построить даже египетскую пирамиду, бросить человека на это, как материал. Но наши дети будут жить после этого в рабстве, и считать, что тюрьма — нормальный способ существования! Социальное развитие предполагает отношение к человеку, как к значимой единице, носителю жизни.
Это фактически проклятье, от которого мы никак не можем отойти. Загляните в Устав о ссыльных — и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее — 10 часов. У каторги была совесть, было христианское понимание, что преступник тоже создан по образу и подобию Божьему.
Каторжников заковывают в кандалы. Ад начинался уже в пути Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота. Группа каторжан судна добровольного флота в пути на Сахалин Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек.
Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца. Корсаковская тюремная пристань. Каторжане становились поселенцами Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных — противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников — убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка. Сонька Золотая ручка в кандалах. Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания.
Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах.
Заключенные выполняли тяжелую физическую работу на протяжении всего рабочего времени без должного отдыха и перерывов. Рабочие места: заключенные обычно работали на открытых территориях, без надлежащего оборудования и защитных средств.
В большинстве случаев, рабочие места были несанитарными и опасными для здоровья. Физические нагрузки: заключенные выполняли тяжелую физическую работу, такую как добыча полезных ископаемых, строительство, тяжелые манипуляции с грузами и другие утомительные операции. Отсутствие адекватного питания и отдыха сказывалось на физическом состоянии заключенных, что приводило к значительному истощению и ухудшению здоровья. Погодные условия: заключенные вынуждены были работать в любых погодных условиях, включая холод, жару, дождь и снег. Это только усиливало физические нагрузки и повышало риск заболеваний.
Надзиратели: надзиратели на каторжных работах обычно были жестокими и бесчеловечными, применяли физическое и психологическое насилие в отношении заключенных, что дополнительно усугубляло их трудовые условия. Охрана труда и медицинская помощь: охрана труда и медицинская помощь на каторжных работах были практически отсутствующими. Заключенные не получали должной медицинской помощи при травмах и заболеваниях, и их здоровье зачастую систематически разрушалось. Условия содержания: помимо тяжелых трудовых условий, заключенные на каторжных работах находились в гуманитарно неприемлемых условиях содержания с ограниченным питанием, низкой гигиеной и отсутствием надлежащих мест для отдыха. Таким образом, трудовые условия на каторжных работах были крайне тяжелыми и представляли собой серьезное нарушение прав заключенных, приводившее к серьезным последствиям для их здоровья и жизни.
Психологические и физические нагрузки Каторжная работа отличалась высокой степенью физических и психологических нагрузок.
Каторжане обычно лишены свободы, они живут в домах с ограниченным доступом к любому комфорту, о котором мы привыкли. Кроме того, каторжная работа зачастую связана с невыносимыми условиями проживания. Каторжные лагеря могут быть расположены в отдаленных районах, где нет нормальных условий жизни и необходимых материалов. И уж точно нет доступа к современным технологиям и коммуникациям, которыми мы так легко пользуемся в нашей жизни. Словом, каторжная работа представляет собой целый комплекс физических и психологических испытаний. Но, знаешь, я думаю, что когда мы читаем о таких ужасах, мы должны задуматься о том, насколько хрупка и счастлива наша собственная свобода. Может быть, это поможет нам ценить и беречь все то, что мы имеем в наших современных условиях. Наследие каторжной работы в современном обществе На сегодняшний день, когда каторжная работа уже давно нелегальна, ее наследие остается актуальным для современного общества.
На протяжении многих лет оно оказывало значительное влияние на формирование моральных и нравственных ценностей, а также на развитие общественных институтов. Влияние на правовую систему Каторжная работа способствовала формированию российской правовой системы, повлияв на развитие законодательства и управленческих практик. Опыт каторжных работ влиял на создание законов, регулирующих сферу труда, условия содержания заключенных и правовые гарантии для граждан. Влияние на образование Каторжная система также оказала влияние на развитие образования в России. Строгий и дисциплинированный режим воспитания заключенных привнес в образовательную сферу идею жесткости, дисциплины и трудолюбия. Эти ценности стали важной составляющей современной системы образования. Влияние на литературу и искусство Неоспоримым является вклад каторжной работы в литературу и искусство. Многие писатели и художники находили вдохновение в истории каторжников, создавая произведения, в которых отразились тяготы и страдания этого тяжелого времени. Эти произведения позволили сохранить память о прошлых событиях и оказались важным источником исторической информации.
Наследие каторжной работы в современном обществе является важной частью исторической и культурной памяти нации. Оно напоминает о тяжелых испытаниях, которые преодолел народ, и служит напоминанием о необходимости борьбы за свободу, справедливость и гуманность в современном мире. Вопрос-ответ: Какое наследие оставила каторжная работа в современном обществе? Каторжная работа оставила многочисленные следы в современном обществе. Во-первых, она сформировала определенные нормы и стереотипы в отношении труда и обязанностей. В советское время, когда каторжная работа была широко распространена, работа нередко рассматривалась как обязательство перед государством, а не как индивидуальный выбор. Во-вторых, каторжная работа повлияла на развитие инфраструктуры и промышленности в некоторых регионах.
Что такое пожизненное заключение и кому оно теперь светит. Объясняем простыми словами
Каторжные работы – это особый вид наказания, который используется в системе уголовного правосудия для принудительного труда осужденных лиц. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Виды каторжных работ. Каторжная работа в концлагере. Каторжные работы нацистские лагеря. Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. в настоящее время в России на нее наложен мораторий и уже не первый год идут споры о его отмене. В чём-то его функции выполняли каторжные работы.
На каторжных работах
- История каторжных работ и их значение в современности
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Каторга: что делали на ней
- Каторжный труд
- Что такое каторжная работа: история, особенности, последствия
Что такое каторжные работы и их значение в истории?
Не житье, а Каторга. Август Каторга, да после будет мятовка. Каторжный , к каторге относящ. Каторжничий, им принадлежащ. Кат м. Давайте кату плату!
Кто выживет — тот выживет. На новый сезон привозили свежую «партию», и так год за годом. Что это, если не утилизация? Здесь человек не только мог приносить реальную пользу обществу.
Ему обеспечивали все необходимое для жизни, давали возможность социализироваться, начать жить иначе. При этом даже отъявленным злодеям, реальным государственным преступникам давали шанс. Вспомним хотя бы того же самого Николая Чернышевского — человека, чьи воззрения носили явно революционный характер. Его не уничтожают, как поступили бы, например, в Советском Союзе. Чернышевского отправляют на Нерчинскую каторгу. Остатки тюремного здания в Кутомаре Кроме того здесь важно учесть и демографическую проблему. Ведь уничтожая преступника, вы тем самым уничтожаете и его будущих потомков. Именно поэтому в Российской империи каторжника за редким исключением старались беречь, в том числе и ради его возможных детей. Зарентуйская каторжная тюрьма Многие из отсидевших на Нерчинской каторге выходили потом на свободу, заводили семьи.
Причем они внесли существенный вклад в освоение Забайкалья. Духовной помощью каторжанам занималась Русская Православная Церковь. Сюда часто приходили священники для того, чтобы пообщаться с преступниками, кого-то поисповедовать, причастить. В зданиях каторжных тюрем имелись домовые церкви.
Пока неясно, как отреагировала на предложение Госдума. В будущем глава СПЧ может получить право самостоятельно вносить законопроекты.
Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями Комментарии.
Введение в 1782 и 1783 гг. К введению последнего призван был "законодатель ссылки", гр. Сперанский, назначенный сибирским ген.
Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение ее с катор. Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшею, сравнительно с ссылкою на поселение, карательною мерою. По отбытии К.
Свод Законов 1832 и 1842 г. Только в Уложении 1845 г. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловною, а обозначает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осужденного. По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы.
Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась. Самые работы не всегда существовали, и осужденные к данному роду кат. По замечанию проф. Таганцева лекции, стр.
Деление работ на категории постепенно оставляемо было законодательством. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу еще в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных.
Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновленных лишь в 80-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унесшие в один год до 1000 чел. Максимов, "Сибирь и К. Ядринцев, "Русская община в тюрьме и ссылке". Закон 18 апреля 1869 г.