Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. Новая ипостась была для Гагарина в чем-то даже сложнее, чем полет в космос, — он не готовился стать публичным общественно-политическим деятелем. Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. космос, космонавтика, история, гагарин, гибель гагарина 30 марта 1968 года урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина были захоронены у Кремлевской стены с воинскими почестями.
Защита от безумца
- День космонавтики 2023: летал ли Юрий Гагарин в космос на самом деле
- «Не так страшен чёрт»
- Рассекречены слова Гагарина перед стартом
- 10 малоизвестных фактов о Юрии Гагарине - 9 марта 2024 - 116.ру
- 15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого (Татьяна Сергеева 9) / Стихи.ру
- Гагарин и цензура
8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека
Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание.
Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. И подумал, что это Волга.
Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин. Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Опять меня развернуло к Волге.
Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся.
Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин. Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом.
Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт.
Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код.
Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока».
Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание.
К таким кадрам все уже привыкли, но этот фильм — не просто монтаж картинки из космоса, а воссоздание полета Гагарина, минута за минутой, деталь за деталью. Режиссеру был важен именно путь «Востока-1» , та самая первая орбита. Он хотел взглянуть на Землю глазами первого человека в космосе.
Для съемок нарисовали даже подробную карту — когда, где и под каким углом включать камеру. Крис Райли, режиссер: «Это был вопрос серьезных математических расчетов. Это было превосходно. Но возникла другая проблема: я должен был снимать в то самое время, когда Гагарин был в космосе, чтобы солнце было с той же стороны, чтобы все выглядело так, как тогда».
Такие совпадения на Международной космической станции происходят раз в шесть недель. Поэтому «Первую орбиту» снимали целый год, как голливудский фильм.
Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом. А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная.
Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный? Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика. Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор. Позже это восклицание невольно будут повторять едва ли не все космонавты. Почти не прерывалась радиосвязь Востока с Землей, с Москвой. К тому же Гагарин на протяжение всего полета даже в самые трудные, критические минуты записывал свои впечатления и ощущения на магнитофон.
Самым трудным и непредсказуемым оказался спуск. Не только потому, что неидеально сработала техника. Гагарин увидел в иллюминаторе языки пламени. Это горела обшивка капсулы. Огонь не представлял роковой опасности для космонавта, но на Земле этот эффект не отрабатывали — Гагарин не только мысленно, но и вслух, под запись, прощался с товарищами. Держался он при этом, как подобает первопроходцу и офицеру, мужественно и достойно. И в огне не сгорел и в воде не потонул, ведь приземлился он почти в двух шагах от Волги. Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом.
Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли. Он стартовал 12 апреля старшим лейтенантом, а приземлился майором, миновав звание капитана. Так решил лично Никита Хрущёв. Как помог его опыт будущим космонавтам! И конструкторам, и инженерам, и врачам. После Гагарина космос был уже не «темным лесом», они знали, в каком направлении работать. Гагарин продолжал участвовать в подготовке всех советских космических полетов независимо от должности, которую занимал. Существует миф, что после полета Гагарина чрезмерно опекали.
Это не так.
10 неизвестных фактов о полете Гагарина
55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики - ТАСС | После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. |
День космонавтики (10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина) | Когда Алексея Гагарина поздравили с полётом его сына в космос, тот не поверил. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос | Когда Гагарин уже вошел в атмосферу во время приземления он увидел Волгу. |
Ответы : Видел ли Юрий Гагарин что то необычное во время своего полёта в космос? | Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. |
Впрочем, всё по порядку…
- Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
- Миссия неповторима
- Гонка века
- Интересные факты о первом полете человека в космос -
- Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
- Новости и события Российского исторического общества
55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики
Подборка старых газет, посвященных полету Юрия Гагарина в космос. Через 106 минут Гагарин стал не только первым человеком, побывавшим в космосе, но и самым успешным «пиар-проектом» советской власти. Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Это благодаря Гагарину мы называем Землю «голубой планетой», он первым ее такой увидел с орбиты. Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, когда ему было всего 27 лет. Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день.
Впрочем, всё по порядку…
- Миссия неповторима
- Миссия неповторима - Российская газета
- Защита от безумца
- 15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого (Татьяна Сергеева 9) / Стихи.ру
- Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать?
И получается, что Юрий Гагарин в космос взлетел на светлой Пасхальной седмице. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. Сообщение ТАСС о 108-минутном полете Гагарина в один виток вокруг Земли стало самой цитируемой новостью в мире и воодушевило всех людей планеты вне зависимости от того, по какую сторону железного занавеса они находились. Гагарин приближается к настоящему космосу.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Гагарин передал на Землю, когда увидел в иллюминатор огонь в другой части корабля. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». И, видимо, кто-то увидел, и пошли сплетни, что он неудачно слетал в космос. Миллионы людей теперь могут увидеть то, что видел Юрий Гагарин в иллюминатор корабля «Восток». Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..» | Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. |
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире | От магистральной дороги к месту приземления Гагарина ведет узкая асфальтированная дорога, окаймленная пирамидальными тополями. |
Минутная слабость Юрия Гагарина | Уверены в том, что Гагарин видел в космосе инопланетян и даже контактировал с ними, и многие ясновидящие. |
Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью. После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами.
Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника.
И сам Юрий Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие. Поэтому за пару дней до старта он составил прощальное послание для своей жены и двух дочерей. Его должны были передать семье в случае катастрофы.
Это письмо Валентина Гагарина прочитала, но уже спустя годы — после гибели мужа во время испытаний самолета 27 марта 1968 года. В нем Юрий Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей. Три варианта предполетного обращения Космонавты, присутствовавшие на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года, заранее записали три предполетных обращения к советскому народу.
Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, еще не зная, кого из них выбрали для миссии. Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно написали три разных варианта сообщения о первом полете человека в космос. Какое из них попадет в эфир, зависело от исхода событий.
Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза.
Ведь всего год назад Пауэрса сбили. Вдруг и меня за шпиона примут? А Вале — скромной медсестре — пришлось смириться с тем, что тысячи и тысячи женщин жаждали познакомиться с ее мужем поближе. Прекрасная половина человечества сходила по Гагарину с ума. К нему бросались на улицах, на приемах, на торжественных встречах. Те, кого охранники не успевали вовремя оттащить, кидались целоваться, рвали пуговицы на мундире. Гагарин даже возил с собой запасные пуговицы. На вопросы журналистов, как он себя чувствует, Юрий Алексеевич часто отвечал, что от приветствий болит рука.
В Японии он купил для дочек пару кукол. Журналисты на пресс-конференции не преминули задать провокационный вопрос: «Вы что же, не можете купить кукол в СССР? Теперь об этом напишут — и сюрприза не будет. Вы испортили радость двум маленьким девочкам…» Британская королева Елизавета II ради снимка с Гагариным проигнорировала правило, по которому ее величеству не положено фотографироваться с простыми людьми. Елизавета заявила: «Он не земной человек, а небесный, так что этикет я не нарушаю». Кинозвезда Джина Лоллобриджида в одном из интервью призналась, что часто целует фото с галантной подписью Юрия Алексеевича: «Много видел я звезд, но самая прекрасная — Джина Лоллобриджида». Поездка Гагарина в аристократическую Англию в июле 1961 года только подтвердила безграничность гагаринского обаяния. Приехав в Манчестер в проливной дождь, Юрий попросил, чтобы крышу его кабриолета не поднимали, — и всю дорогу приветствовал встречающих его людей.
В Лондоне женщины прямо в бигуди выскакивали из парикмахерских, чтобы взглянуть на кортеж с космонавтом. Люди стояли по обе стороны дороги от аэропорта до Букингемского дворца. Точно так же, живым коридором, выстроились вдоль стен королевские слуги, мимо которых шел космонавт. Всем хотелось его увидеть. В вестибюль даже выкатили коляску с годовалым принцем Эндрю, чтобы, по словам королевы, и он, когда вырастет, мог сказать, что видел живую легенду. Не знающий всех тонкостей этикета Гагарин умудрился во время традиционного файф-о-клока съесть лимон из чашки. Королева, чтобы не ставить гостя в неловкое положение, последовала его примеру, чем создала прецедент. Елизавета II проглотила лимон, не поморщившись, и произнесла: «Великолепно!
Каманин вызвал флотских военных врачей из Севастополя, которые прямо в санатории сделали Юрию операцию. Через неделю, когда он прилетел в столицу, гримерам пришлось наклеивать Гагарину фальшивую бровь, а фотокорам запретили снимать его с левой стороны. Уже потом над бровью немного поколдовали пластические хирурги, но шрам остался. Официальная версия произошедшего гласила, что Гагарин споткнулся, когда прогуливался с младшей дочкой Галей на руках. Падая, он крепко держал ребенка, поэтому не смог подстраховать себя руками. На самом деле, как писал в своем дневнике генерал-полковник Каманин, Гагарин выпрыгнул из окна одной знакомой, но зацепился штаниной за куст глицинии, который рос под окном, и приложился головой о бордюр. Ему было всего 59 лет.
В конце мероприятия он поблагодарил автозаводцев за теплый прием, пожелал всем доброго здоровья и успехов в работе. Гагарин встречался с автозаводцами два дня. На одной из этих встреч его полный тезка, наладчик Юрий Гагарин вручил космонавту статуэтку оленя — точно такую, какие устанавливали на «Волги» того времени. О чем разговаривали между собой два Юрия, сейчас уже не узнать, однако нижегородец вспоминал эту встречу с улыбкой и благоговением. Герой Советского Союза также побывал на малой родине Валерия Чкалова, успел побеседовать со своими друзьями и однокурсниками, ни про кого не забыл. Отвечал на письма и навещал нижегородцев. Доцент Горьковского госуниверситета Геральд Макаров поздравил Гагарина с полетом в космос и приложил к письму свою брошюру. Отправил и забыл. Каково было его удивление, когда спустя три года пришел ответ со штемпелем «Почта летчиков-космонавтов СССР». Это Гагарин ответил ему на письмо и поблагодарил за подарок: — Уважаемый Геральд Николаевич! С большим интересом прочитал Вашу брошюру «Рабочий-революционер Петр Заломов». Большое спасибо за внимание. Желаю Вам, Геральд Николаевич, творческих удач, крепкого здоровья и личного счастья. Эти строки нижегородец перечитывал с теплотой и волнением, ему было очень приятно, что его труд читал сам Герой Советского союза. Был еще такой случай: в начале августа 1963 года теплоход Волжского пароходства «Космонавт Гагарин» прибыл в Москву. К нему подошла яхта «Дружба». С нее на борт теплохода сошел сам Юрий Гагарин. Он тепло поприветствовал команду, осмотрел все судно и даже попробовал управлять им.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10 , на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался [61]. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в Ил-14 , прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж» , и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Чтобы избежать шумихи, приняли решение произвести посадку не в аэропорту «Курумоч» , а на заводском аэродроме «Безымянка» [62]. Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс» , где, кстати, и была выпущена ракета Р-7 , на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полёт в космос [63]. Освещение в советских СМИ[ править править код ] Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники , где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске [64]. Встреча в Москве[ править править код ] Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва [66] : Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: «Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании». Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: «Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте». Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором. Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. По другим свидетельствам, очередное звание капитан Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о своём звании майора только после посадки [51]. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии — расстегнулась подтяжка для носков , но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть [67] , под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытом « ЗИЛ-111В », Гагарин стоя приветствовал встречающих.