С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Истории детей блокадного ленинграда. 22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро. 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей». Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было. Переживал блокаду с мамой и младшей сестрой, восьмилетней Ирой.
Блокада Ленинграда глазами детей 21 века
Блокада глазами детей. Воспоминания детей, переживших блокаду Ленинграда. Тяжелейшие условия блокадного Ленинграда: страшный голод, отсутствие электричества, замерзший водопровод, остановка трамваев, лютый мороз. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – город был взят в окружение 8 сентября 1941 года, а полностью освободить его удалось 27 января 1944 года. О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов.
Please wait while your request is being verified...
Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. 27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). О жителях блокадного Ленинграда, Дороге жизни и героизме защитников города: в правительстве Ленинградской области открылась выставка лауреатов конкурса рисунков, посвящённых 80-летию прорыва блокады Ленинграда.
Просмотр новости
Блокада Ленинграда — дети войны — сироты | У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. |
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников | Журналист Дарья Боровских рассказывает ее историю — в честь 78-й годовщины снятия блокады Ленинграда. |
Настройка шрифта: | 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. |
Аркадакские школьники посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей» | Переживал блокаду с мамой и младшей сестрой, восьмилетней Ирой. |
Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей" | Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. |
Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей» | В рамках военно-патриотического месячника ребята просмотрели посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев | Лента новостей ДНР. Официально. 12 октября в МБУ "Анадольский СДК" оформлена выставка детских рисунков "Блокадный Ленинград глазами ребёнка" посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Война и булка хлеба. Как жили и совершали подвиги дети блокадного Ленинграда
Повзрослевшие мигом, но не успевшие даже распробовать жизнь, или сумевшие обмануть смерть, но потерявшие детские годы в тяжелом труде и мечтах о хлебе — к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда «360» вспоминает о детях, многие из которых отстояли город на Неве наравне со взрослыми. Круг сомкнулся. Как в блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей Что Ленинград придется оборонять, стало очевидно на второй месяц войны. Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома Андрей Жданов стал ответственным за программу по эвакуации самых уязвимых категорий населения города — в первую очередь детей, которых там было примерно 400 тысяч.
Однако из-за недостаточных и путанных разведданных о положении в пригородах Ленинграда и соседних областях вывозили детей эшелонами в небезопасные места, которые оказались под ударом гитлеровских войск. РИА «Новости» «Уже в эти дни над некоторыми районами Ленинградской области нависла угроза захвата их наступающими немецко-фашистскими войсками, а эвакуация туда детей продолжалась до 2 июля. Вражеская авиация уже бомбила железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.
Под бомбежки попадали и эшелоны с детьми. В связи с этим эвакуация в районы Ленинградской области была прекращена», — писал в своей работе профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики Борис Белозеров. Однако за время заминки родители бросились искать детей, осадив железные дороги.
Скопления людей и техники с воздуха заметили немецкие летчики… Крыши вагонов были все пробиты пулями, мы забирались под нары, на которых спали, плакали, писались. От страха все было. Страшное было в Бологое, оно горело, когда наш эшелон прибыл, к нам кинулись толпы женщин, которые выкрикивали номера школ и имена своих детей, искали, нет ли их.
Время шло, смертельная петля вокруг Ленинграда становилась все плотнее. В августе Оргбюро ЦК ВКПб в постановлениях гневно указывало, что «для эвакуированных детей до сих пор не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их надлежащее медицинское обслуживание». Железнодорожное сообщение перестало работать 27 августа, а 8 сентября 1941 года стало началом полной блокады города — последнюю сухопутную связь с Ленинградом оборвали немецко-фашистские захватчики.
Возобновить эвакуацию по земле — нестабильную, но хоть какую-нибудь — смогли лишь в декабре, по трассе Ваганова — станция Заборье. Чтобы вывезти детей, стариков, больных, использовали все виды транспорта. Водный путь по Дороге жизни начал работать уже 12 сентября, по льду — в конце ноября.
Обстрелы там были постоянными. РИА «Новости» Как выживали дети в блокадном Ленинграде В книге «Рисуют дети блокады» авторы описали то, что изобразил на бумаге трехлетний Саша Игнатьев в 1942 году — плотные черные каракули с округлым светлым пятном посередине. Он пояснил: «Это война, вот и все, а посередине булка.
Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось — ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. Тани Савичевой не стало. Страницы дневника Тани Савичевой Фото: world-war. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой — стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Выставку дополнили снимками ленинградских фотокорреспондентов. На них отражена работа блокадных школ и садов. Иногда учителям, и самим ученикам приходилось доставлять туда топливо и следить за чистотой.
Как зачарованный, сегодня класс притих, Ведет наставница в извозчичьем тулупе Воспитанников колпинских своих Вслед за указкою — по знойной Гваделупе. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе.
Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело.
Блокада глазами девчонки
Новости общеобразовательных организаций школ, лицеев, гимназий Интервью Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Дианова» Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.
Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Школьники узнали о многих интересных фактах того периода. Для них была проведена игра, в которой каждая группа выполняла сложное задание, показывая знания по данной теме. Каждому участнику была вручена листовка и волонтерский значок. Помощь в подготовке акции была оказана региональным отделением общественного движения «Волонтеры Победы».
Попробовали фронтовой хлеб. Прослушали музыкальные произведения о Подвиге и детях блокадного Ленинграда. Поиграли в игру «Собери картинку». В конце занятия почтили людей, погибших в блокадном Ленинграде минутой молчания под метроном с зажженной свечой в руках.
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета | Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий. |
Блокада - глазами детей — «Восход», новости | К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». |
«Блокада Ленинграда глазами детей» | В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей. |
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО | После просмотра фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» подростки высказывались о своих впечатлениях: страшно, как пережить это, смогли бы мы или нет, нельзя допустить. |
ЕЖЕДНЕВНО С РДШ БЛОКАДА | Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. |
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Военная блокада города Ленинграда фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 900 дней и ночей. К началу блокады в первых числах октября 1941 года в городе, по разным данным, было от 400 до 500 тысяч детей и подростков. Именно, им — детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса.
Он съел и говорит: «Вот теперь я усну». На следующий день дедушка умер. Мы с бабушкой на саночках отвезли его к месту, где складывали всех мертвых. Бабушка все говорила: «Держи его ноги, они почему-то сваливаются», а я боялась.
Мы с бабушкой остались вдвоем. Морозы крепчали. Стекла вылетели во время бомбежки и обстрелов. Окна забили фанерой, завесили одеялом. Топлива не было, темно, одна коптилка. Мы вместе ходили за водой, хлебом.
Бабушка боялась оставлять меня одну. Идти было трудно, повсюду слежавшийся снег, сугробы. Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбежек вставали и шли в бомбоубежище. В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать.
К утру, когда повернулась к ней, она как-то резко от меня отстранилась. Я стала ее тормошить — не просыпалась и была холодной. Бабушка была мертвой. Было очень страшно. В комнате холод, мрак, грязь. Я кое-как перебралась через нее, свалилась с кровати и спряталась в шкафу, который стоял в коридоре.
Я пролежала там трое суток, пока меня не подобрали отряды МПВО и перевезли в квартиру, где были подобраны дети, такие же, как я. Я долго болела — не могла оправиться от дистрофии. Потом туберкулез, глухота. Но я все-таки выжила, хотя и сейчас еще страдаю от последствий голода. Почти все мы стали инвалидами. Миндель И.
Москвы Новогодняя елка сорок второго года Теперь, спустя столько лет, я с удивлением вспоминаю этот странный праздник. Все, чем одарили тогда меня, десятилетнего, и тысячи моих сверстников, везли по ладожскому льду. И называли эти подарки грузом особого назначения. И берегли, как снаряды и другие боеприпасы. Но об этом вычитал в книгах позже. А тогда… Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника Как-то вечером раздался настойчивый стук в дверь и послышался такой знакомый голос, от которого я отвык за блокадные месяцы: после нескольких уроков в родной школе в самом начале сентября занятия там прекратились, переместившись на месяц-полтора в бомбоубежище.
Но с наступлением морозов и голода никто уже на занятия в бомбоубежище не ходил. Это была моя учительница Любовь Яковлевна с первого по третий класс. Она шумно поздравила нас с прибавкой хлебной нормы. Именно с этого дня иждивенцам и служащим, к кому относились мама, я и младшие брат с сестрой, норму увеличили со 125 до 200 граммов. Было 25 декабря сорок первого. И о прибавке мама узнала еще утром в булочной.
Конечно, Любовь Яковлевна обходила своих учеников не только для того, чтобы поздравить с прибавкой. Она принесла пригласительный билет на праздник новогодней елки. Это праздник устраивался в тридцатой школе — на углу проспекта Маклина и нашей улицы Печатников. Там будут давать подарки.
В городе было разрушено 526 школ и детских садов, 21 научное учреждение и 840 заводов. Но для тех, кто не застал то время, это только пугающие цифры, появляющиеся в учебниках. Блокадный Ленинград же имеет свои лица и свою историю. У него есть своя музыка, своя культура и своя жизнь, привыкшая к гулу сирен. И именно об этой жизни рассказывают многочисленные акции для школьников и их родителей. Ведь детям XXI века важно не только напомнить о подвиге, который остался в мировой истории, но и позволить прочувствовать события прошлого века, выйдя за пределы учебных параграфов.
Сегодня на наших глазах создается дорога памяти — по ней пройдем мы, а за нами и будущие поколения. Дорога памяти. В 2022 году в городе проходят более 100 мероприятий, посвященных освобождению Ленинграда. Многие из них доступны для школьников города-героя. Одна из самых ярких всероссийских акций, которая зародилась в Северной столице, — это «Блокадный хлеб». Ее символом стал 125-граммовый кусок хлеба — эту норму получали ленинградцы самой тяжелой зимой 1941—1942 годов. В ходе акции волонтеры рассказывают о блокаде, проводят тематические уроки в школах, а также выдают символические кусочки «блокадного» хлеба и помогают ветеранам. Юные петербуржцы могут посетить и концерты, которые проходят в городе в честь памятной даты. Например, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр уже дал концерт, посвященный 78-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Во время концерта были исполнены произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны: Сюита из балета «Золушка» Сергея Прокофьева, которую композитор завершил в 1944 году, а также Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра.
В день освобождения Ленинграда люди всех возрастов могут поучаствовать в молодежной акции памяти «900 дней и ночей». Во дворе Государственной академической капеллы состоится интерактивное светозвуковое представление. Оно воссоздаст атмосферу блокадных дней.
Точно так же тревожно, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя...
Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один — для работы в нормальных условиях, другой — на случай артобстрела или бомбежки.
«Как же я буду жить без мамы...»: страшные дневники детей блокады
Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Главная Наша деятельность Новости Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей». Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи. Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса. Они пережили блокаду Ленинграда детьми.
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми
В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы.
Кинокартина продемонстрировала ребятам жизнь в блокадном Ленинграде. Редкие кадры рассказали участникам показа о разрушениях великого города, бомбоубежищах, работе и учёбе ленинградцев в полном окружении и о том, как наступил долгожданный день освобождения.
После просмотра состоялось обсуждение увиденного в формате открытого диалога.
Самое страшное произошло 8 сентября 1941 года, когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Этот день я запомнила на всю жизнь, потому что именно тогда сгорели знаменитые Бадаевские склады с продуктами.
Они располагались на другом берегу Обводного канала, прямо напротив нас. Мы все высыпали на берег и все пять часов, пока горели склады, смотрели на все это. Взрослые плакали, а мы, дети, ничего не могли понять.
Громадный пожар, поднявшийся до самого неба, видел весь Ленинград... Именно с этого дня началась моя война. Ежедневно, днем и ночью над городом летали самолеты, сыпались бомбы, велись тяжелые артиллерийские обстрелы.
На улицах установили громкоговорители. Мы бегали в бомбоубежище на другой стороне улицы. Дров уже не было, двор был пустой.
Улицы перегородили баррикады, и мы, дети, лазали по ним после обстрелов, собирая разноцветные осколки немецких снарядов. Мы их забирали домой и играли с ними, как с конфетами и фантиками от конфет. Мы же голодные были, есть было нечего.
Мы воображали, будто едим настоящие конфеты... Взрослые все работали, и я обычно сидела дома одна. На улицу не выпускали.
Я играла в магазин: нарезала газеты на «карточки» и подавала их «продавцу» сквозь «окошко» спинку стула со словами: «Дайте мне много-много хлеба! Нам выдавали на день кусочек хлеба, который приходилось делить на три раза — на завтрак, обед и ужин. Мама выдавала один из кусочков, а остальное прятала.
Взрослые ходили к сгоревшим Бадаевским складам, собирали там землю, пропитанную сахаром, растворяли ее в воде, отстаивали и поили сладкой «бадаевской» водичкой детей. Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно.
Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки. Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью.
В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было. Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку.
Все тепло вылетало наружу. В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее. Она остывала быстро.
Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег.
Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали. Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом.
Вскоре она умерла. Не помню по какой причине, но дядю Мишу на фронт не взяли. Он остался в городе и работал снабженцем. Он приносил иногда мороженые капустные листья и очень редко малюсенькие кусочки сахара. Но кушать все равно хотелось всегда. Однажды снаряд попал в сахарный завод, голодные и измученные люди шли и ели сладкую землю, пропитанную сахаром, и брали ее с собой, чтобы потом добавлять в еду.
Зима была очень холодной. В квартире стояла буржуйка, а труба через окно выводилась на улицу. Жгли все: книги, мебель, а когда жечь было нечего ходили собирали топливо по пустым квартирам. Народ умирал от голода и холода. Хоронить было негде или просто не хватало сил, мертвых просто выносили на улицу, иногда во что-нибудь завернув. Весной, когда сошел снег, трупы на улицах были кругом.
Казалось, весь город мертв. Сначала было очень страшно, но потом привыкли. В декабре 1942 года нас эвакуировали. Мы переплывали через Ладогу, пробивая себе путь сквозь лед. Я не знаю, что было страшнее: переправляться или остаться в городе.
Блокада Ленинграда глазами детей
Эти дети были из разных регионов, в том числе из Ленинграда. Ослабленных и голодных ребят везли в Сибирь, и именно здесь им старались вернуть детство — учили, воспитывали, лечили. Гость встречи Нина Лисовенко вспомнила, как грянула война, и ее отец ушел на фронт. Вместе с мамой маленькая Нина пыталась укрыться от бомбежек, но вражеский снаряд все же лишил девочку матери. Крошку нашли в обломках жилого дома и эвакуировали из блокадного Ленинграда в Тюмень. Здесь она и воспитывалась, в детском доме недалеко от Тобольска, и очень хорошо его помнит.
Алевтина Пичуева в пятилетнем возрасте ощутила блокаду Ленинграда, и все 872 дня, которые она длилась, провела в самом городе. Она помнит нескончаемые бомбежки, нехватку хлеба, чистой воды, одежды… Она видела, как умирают люди, как труповозки собирают их и увозят… Такое не стереть из памяти.
Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города.
Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира. Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом.
На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб. На снимке игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже.
Транспорт с детьми подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых.
Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше.
Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые. Блокада Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город.
Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму. Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы.
Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью.
Не все добрались живыми. В поезде кормили, и не все могли удержаться, чтобы не съесть сразу тарелку пустого супа. После блокадной пайки это было смертельно для голодных людей.
Петровых распределили в Курганскую область, в деревню Прудки Макушинского района. Ее на склад взяли зерно охранять, работать она не могла. Смешно, конечно: какой из нее охранник — маленькая, худенькая, еле ходила. Но пожалели люди добрые.
Зерно нам разрешили есть, кашу из него запаривали. До 1946 года прожили, окрепли маленько. Жили сначала в общежитии — 12 семей в комнате, где Петровым выделили одну кровать на троих. Через год дали комнатку размером 10 метров в финском домике.
Адрес отпечатался в памяти Зои Алексеевны: правый берег Невы, Веселый поселок, дом 55. Бутылку подберем, сдадим, пять рублей получим — вот и хлеб. Мама без выходных, без отпуска работала. На заводе талоны на одежду и обувь давали, нас одевала, а себе юбку сшила из того одеяла, что в эвакуацию с собой брали.
Я хотела работать после 8-го класса пойти, она сказала — «учись». Мы с Борей оба техникумы закончили — вытянула нас. Умерла, когда 50 лет было: сердце больше не выдержало, давление поднялось, парализовало прямо в трамвае. Боря ее с остановки на руках принес.
После техникума Зоя Алексеевна уехала в Тамбов, где всю жизнь проработала на химическом предприятии: мастером, начальником цеха. На пенсии вместе с мужем перебрались в Омск, к дочери. Все война, будь она проклята. Я больная вся, Боря, братик мой, уже умер.
К маме на могилку в Ленинград, наверное, уже не съезжу. Но дочке, внуку показала — не забудут. В названии каждой — страшное слово «блокада»: — Внучка присылает: рассекретили все, наконец, — объясняет Нина Семеновна Махотина, председатель секции блокадников Омской городской общественной организации ветеранов. Чтобы знали.
Немного нас осталось-то — на весь город 150 блокадников. Кто из дому уже не выходит, кто говорить не способен, кто просто не помнит. Это мне семь было, когда эвакуировали, а Валентину Кобылкину, например, два. Остались в голове вода и детский рев: есть хотели, плакали, а какой-то добрый человек ходил, их по головкам трепал.
Или Татьяна Балякина — ее годовалой возле мертвой матери подобрали, что она может вспомнить? Счастливое довоенное время почти стерлось из памяти Нины Семеновны, тогда — Нины Осиной: ходила в садик с младшей сестренкой Галей, по выходным всей семьей — в парк или в цирк. Жили на Лабораторном проспекте: комната в деревянном двухэтажном доме на восемь семей, общий коридор, туалет на улице. Отец работал на Ленинградском металлическом заводе имени Сталина.
Мама, ткачиха по профессии, хозяйничала дома, обшивала семью. А их прямо с дороги вернули — война началась. Завод сразу на военное положение поставили, сотрудников там и поселили, так что не скоро мы его увидели. Маму отправили на Лужский рубеж рыть противотанковые рвы.
Приходила еле живая, руки в кровавых мозолях — ничего, кроме лопат и ломов, у них не было. Уже 29 июня началась эвакуация детей из Ленинграда. Правда, проводили ее по довоенным планам, разработанным на случай угрозы со стороны Финляндии: южные районы области, которые тогда включали в себя и нынешнюю Новгородчину, считались наиболее безопасными. Нину и Галю отправили с группой на станцию Хвойная.
Как обстрел начинается, нас воспитатели кого за руки, кого на руки хватают: «Ребятишки, бежим в лес». Потом до родителей слухи стали доходить, что мы в опасности, и мамы приехали.
Чтобы расширить знания детей о войне и трагических страницах жизни в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями совместно с активом школы был проведён кинолекторий. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С. После просмотра участники кинолектория обсудили кинокартины и отметили важность того, чтобы нынешнее поколение помнило подвиг тех, кто не жалел своей жизни за город, народ и страну.
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. Главная 78 — летие Великой Победы Блокада Ленинграда глазами детей. Библиотекарь рассказала детям о том, что блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса. Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов.
Настройка шрифта:
После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда. Блокада Ленинграда глазами детей – 50 просмотров, продолжительность: 08:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Анастасии Чайковской в социальной сети Мой Мир.