На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом.
Кирилло-Белозерский музей
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году православные верующие будут отмечать 7 апреля. Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. православная икона праздника и католическая алтарная картина, сравнение. Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.
Что за редкая икона Благовещение в сибирском храме?
Выделяется детальным повествованием о Благовещении и других сценах земной жизни Богородицы. В верхней части композиции изображен Господь Саваоф, отсылающий архангела Гавриила с благой вестью к Деве Марии. На переднем плане представлен иконографический вариант Благовещения, где архангел застал Марию за чтением. Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей.
Предание относит икону к категории неруктоворных реликвий. Другое предание относит появление иконы к периоду правления царя Ивана Грозного. Согласно ему, в темнице на Житном дворе сидел невинно осуждённый воевода и был помилован благодаря явившейся на наружной стене башни иконе Благовещение. В 1730 году, по указанию императрицы Анны Иоанновны, на Житном дворе была построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При строительстве почитаемая икона со стены башни оказалась внутри церкви за правым клиросом. Ей приносились многочисленные драгоценные дары-подвески, из которых, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году был сделан серебряный оклад и золотой венец для иконы утрачены при нашествии французов в 1812 году. В 1816 году для иконы был сделан новый оклад. По церковным описям XIX века, икона представляла собой изображение, выполненное масляными красками на штукатурке. Размеры образа 190 на 120 см.
Другое предание относит появление иконы к периоду правления царя Ивана Грозного. Согласно ему, в темнице на Житном дворе сидел невинно осуждённый воевода и был помилован благодаря явившейся на наружной стене башни иконе Благовещение. В 1730 году, по указанию императрицы Анны Иоанновны, на Житном дворе была построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При строительстве почитаемая икона со стены башни оказалась внутри церкви за правым клиросом. Ей приносились многочисленные драгоценные дары-подвески, из которых, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году был сделан серебряный оклад и золотой венец для иконы утрачены при нашествии французов в 1812 году. В 1816 году для иконы был сделан новый оклад. По церковным описям XIX века, икона представляла собой изображение, выполненное масляными красками на штукатурке. Размеры образа 190 на 120 см. В 1891-1892 годы в Благовещенской церкви, в память о спасении семьи императора Александра III во время крушения поезда у станции Борки, в башне, на стене которой был написан образ, устроили придел во имя святителя Иоанна Милостивого.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет. Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием. Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…» и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо. Неожиданно в ее комнате случилось чудо — она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту. Протянув их Марии, Гавриил сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим» Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.
Каталог Благовещенская Икона
В фондохранилище постоянно поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, экскурсии проводятся только по предварительной записи", - привела пресс-служба слова генерального директора музея-заповедника Михаила Шаромазова. По информации научных сотрудников музея, икона была создана для иконостаса деревянной Ильинской церкви города Белозерска. Возможно, ее написали местные иконописцы Михаил и Дмитрий. Выделяется детальным повествованием о Благовещении и других сценах земной жизни Богородицы.
В верхней части композиции изображен Господь Саваоф, отсылающий архангела Гавриила с благой вестью к Деве Марии.
А началось всё задолго до рассказываемых мною событий. Пирр Фессалийский, врач и философ, в своём историческом труде упоминает, что ещё в 1821 году, накануне праздника Евангелизма, житель Тиноса — Михалис Полизонис, 80 лет от роду, увидел во сне Божью Матерь, которая обратилась к нему со словами: «Ступай на участок земли, принадлежащий Антонию Доксара, и возведи там церковь на руинах дохристианского храма.
А я помогу всем, кто возьмётся за её строительство». Михалис Полизонис проснулся, перекрестился и, решив, что видел сон, приготовился спать и дальше. Но сон не шёл.
И он всё думал и думал над словами Пречистой Девы. И тогда, словно для того, чтобы он понял всю важность видения, Матерь Божья предстала перед ним снова, одетая в белоснежную одежду и окружённая серебристым сиянием. На этот раз обратилась она к старцу строго: - Чего боишься?
Или не признал меня? А может, страх твой — результат недостатка веры? Так знай, всё, что я поручила тебе, следует исполнить немедленно.
Ступай на тот участок, о котором я говорила тебе и найди икону с моим изображением. Она должна лежать там, под слоем земли. С этими словами Богородица исчезла.
Старик поднялся и стал размышлять, к кому ему лучше всего обратиться. И решил идти прямо к Митрополиту. Последний, впрочем, выслушал его с недоверием.
Он стал уверять старика, что тот просто увидел всё это во сне. И напрасно Михалис уверял священнослужителя в том, что если в первый раз Пресвятая Дева и явилась к нему во сне, то во второй раз он вовсе не спал. Обеспокоенным вышел Михалис Полизонис от священнослужителя.
И всякий раз, останавливаясь по пути домой, он рассказывал то, что случилось с ним этой ночью. Поверили ему двое. Так втроём они разработали план.
Вечером, когда стемнело, они пробрались на участок, принадлежащий Антонио Доксара и стали копать. Но участок был большой, копали они неглубоко. К тому же их сбил с толку тот факт, что в какой-то момент они нашли остатки античной стены.
Причём, они не поняли, что именно они нашли, и принялись было вынимать из стены мраморные камни, пытаясь найти икону среди них. А когда над Тиносом взошёл рассвет, щедро крася небо, море и землю розовым цветом, они в спешке собрали свои лопаты и кирки. И ушли восвояси, донельзя разочарованные.
А меж тем, всё та же сила уже направляла волю никем неизвестной монахини… В местечке Кехровуни, что лежит вблизи деревушки Кехрос, в монастыре Успения, или как его ещё называют Повелительницы Ангелов ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; , построенном в десятом веке, принимает постриг девица Лукия Негрепонти, принимая имя Пелагия. Именно ей со временем предстоит быть посвящённой в ранг святых. Монахини очень скоро обнаруживают, что Пелагию отличают не только скромность и аскетизм, но и ясновидение.
Всё это помогает Пелагие завоевать уважение других монашек. И вот, 9 июля 1822 года было Пелагие видение: явилась ей во сне Богоматерь и объяснила, как, впрочем, уже объясняла она Михалису Полизонису что на холме, близ пристани, среди развалин сожжённой Сарацинами церкви, выстроенной на развалинах храма Диониса, находится икона. И что необходимо найти икону и поспешить со строительством церкви, куда и должна быть помещена эта икона.
Пелагия проснулась. Сомнения грызли её. Что делать рассказать о своём видении или нет?!
Она не знала. Скрыв своё видение, она продолжала обычную жизнь.
Доктор Коринна кур Королёв, курирующая Гатчинский дворец, сообщила о звонке доктора Юксток и её намерении вернуть икону. Научными сотрудниками была срочно проведена проверка инвентарных книг и дано подтверждение, что до войны образ действительно находился во дворце. После этого, благодаря помощи Департамента культурного наследия, были подготовлены документы для ввоза культурной ценности, что и было осуществлено 9 июля 2014 года. Так, через 72 года реликвия вернулась в родной Гатчинский дворец.
В фондохранилище постоянно поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, экскурсии проводятся только по предварительной записи", - привела пресс-служба слова генерального директора музея-заповедника Михаила Шаромазова. По информации научных сотрудников музея, икона была создана для иконостаса деревянной Ильинской церкви города Белозерска.
Возможно, ее написали местные иконописцы Михаил и Дмитрий. Выделяется детальным повествованием о Благовещении и других сценах земной жизни Богородицы. В верхней части композиции изображен Господь Саваоф, отсылающий архангела Гавриила с благой вестью к Деве Марии.
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы". (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Об иконах праздника Благовещения, — священник Иоанн Халюта.
Кирилло-Белозерский музей
Люди испокон веков верили, что она обладает защитными, охранительными свойствами. Именно поэтому нередко ее ставили в амбары с семенами, прося у Матери Божией «благоволить, урожай благословить». Это был день совершенного покоя, свободы от дел. Малейшая работа считалась грехом: «В Благовещеньев день — птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Немало поверий связано было с этим праздником.
В то же время некоторые запреты остаются в силе — мясо и молочные продукты на время поста запрещены. Часто православных интересует вопрос: а можно ли мыться на Благовещение? Вопрос разумный, учитывая, что на двунадесятые праздники рекомендуется оставить на потом все мирские дела и посвятить себя молитве. Чистоту нужно и полезно соблюдать всегда, независимо от даты. Да и встречать такой значимый день неумытым для христианина порицается.
Православным на Благовещение стоит чаще ходить в церковь и обязательно исповедоваться. Самый правильный подход — это провести день с семьей, в молитве и с чистыми мыслями, навещать родственников и не отвлекаться на мирские проблемы. Креститься в Благовещение можно, но сделать это будет непросто, поскольку на двунадесятые праздники священники храмов бывают чрезмерно нагружены. Что нельзя делать на Благовещение Как и на все великие православные праздники, в Благовещение Пресвятой Богородицы нужно воздерживаться от физической работы.
На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет.
В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви — не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе «Устюжская» и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода.
В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле». Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии.
Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром. Архангел Гавриил Изображён в охряном хитоне и голубоватом гиматии с золотыми волосами. Заглубления и тени одежды переданы дополнительными цветами, а глубина складок подчеркнута тёмным вилкообразным рисунком. Хитон и волосы Гавриила покрыты золотым ассистом, наложенным по диагонали, что указывает на направление света, падающего на иконе сверху и слева. Через гиматий проступает оранжевый тон нижней одежды. Отчетливость складкам гиматия придаёт грузило, прикреплённое к концу гиматия, перекинутому через правое плечо архангела.
Гавриил с ораторским жестом обращается к Марии. В его левой руке виден сохранившейся фрагмент мерила. Колпакова отмечает, что Гавриил изображён так, что его «движение словно натыкается на незримую преграду, демонстрируя непреодолимую даже для небесного вестника границу между тварным архангел и Той, что служит вместилищем Несотворённого». Ветхий Денми Изображён в синей мандорле, сидящем на красном престоле-этимасии, поддерживаемом огненными херувимами. Выше их расположены серафимы с золотыми рипидами. Голова окружена крещатым нимбом, в левой руке свиток, а от правой благословляющей руки исходит луч к Богородице возможно в луче было традиционное для икон Благовещения изображения Святого Духа в образе голубя. В XVI веке икона была отреставрирована: новым левкасом окружили фигуры архангела, Марии и Ветхого Деньми фрагменты древнего золотого фона уцелели у полусферы неба и в нижней части иконы. В соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены изначальные контуры фигур: головы уменьшены, а сами фигуры сделаны более тонкими.
В этот же период, вероятно, были дописаны либо был изменён их контур крылья архангела Гавриила. Это подтверждается тем, что они написаны на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях, а также тем что крылья отсутствуют на списке иконы, сделанном перед реставрацией Устюжского Благовещения, для Архангельского собора, что отражает древнюю традицию изображения ангелов без крыльев. По мнению исследователей, иконописец, создавший Устюжское Благовещение, связан с мастерами, украшавшими мозаикой и фресками Михайловский Златоверхий собор.
Икона "Благовещение"
Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры. Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. Новая икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана архимандритом Зиноном для Феодоровского собора. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов.
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
Посмотрите, друзья, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Обратите внимание: это движение — поднятие крыла Архангела — перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения — ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел — своё крыло. Это — знак почтения и приветствия. Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. Посмотрите, как изображена Ее фигура: Мария склонилась в размышлении: что бы значили эти слова? Как бы в раздумье поднесла Она к лицу правую руку и опустила глаза. Именно в этот миг происходит таинственное событие.
Решается судьба всего человеческого рода. От решения Марии зависит, совершится ли воплощение Бога.
О явлении Ангела Гавриила Деве Марии рассказывает только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия Евангелие от Луки, 1 глава, 26-38. Евангелист повествует, что в шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть Архангел — высший ангел , был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа. Древнее предание объясняет, почему это было именно так. Еще до рождения Марии Ее родители, тогда бездетные Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание в Иерусалимский храм.
Живя здесь несколько лет в атмосфере молитвы, юная Мария так возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям, или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли. Первосвященник, зная об обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью — Иосифу.
Да свяжет ими не Себя, а других, не для того, чтобы ограничить Свое могущество, но чтобы сделать необходимой Свою милость. Точно так же орудие, которое человек смастерил своими руками, не ограничивает свободы человека работать так или иначе, используя орудие сие или не используя, - вот, и Богом сотворенный мир со своим законным устроением не ограничивает свободы Бога поступать так или иначе, в соответствии с Его милосердием и людскими потребностями. Будто рождающие рождают своею силой, а не Божией! Бог есть сугубый Ревнитель, когда речь идет о жизни, и Он наделяет ею, как хочет; жизнь зачинается, где Он хочет, и не зачинается, где Он не хочет.
Оттого и бывает, что иногда молодые супруги, при исполнении всех законов природы, не имеют детей; иногда же престарелые супруги, вопреки законам природы, имеют детей. Живый Бог является единственным Владыкою жизни; и над тем, над чем Он властвует, не имеют силы ни природа, ни ее законы, а еще менее - знахари и колдуны, к которым часто обращаются за помощью неплодные женщины, не ведающие, что знахари и колдуны - служители не светлой Божественной силы, но темной силы бесовской. Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него. Природа стала для человека древом искушения. Скрывшийся по причине наготы своей в тени природы, человек и хотел бы, чтобы посетил его Бог, и боится Божия посещения. Когда Бог его не посещает, он жалуется, а когда посетит, он этого не признает. Как в Раю Адам был поставлен меж двух древ: жизни и познания - так потомки Адамовы снова поставлены меж двух древ: Бога как Древа Жизни и природы как древа познания. Да будет и ныне, как и тогда, испытана свобода человека, его послушание и его смирение.
Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека. Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы. А не было бы свободы - не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней: неподвижные камни и движущиеся камни. Все сии простые и ясные истины, которых души с земным разумом не ведают и не могут ведать из-за помраченности духовного зрения грехом, знала одна простая, но праведная старица, Елисавета. Потому она и не удивилась, зачав в старости своей, а сразу же привела готовое и единственное разумное объяснение своей неожиданной беременности: так сотворил мне Господь во дни сии. А почему?
Она еще и не ведает, а по смирению своему и не дерзает помыслить, сколь редкостен и велик будет плод чрева ее. Она не знает о той львиной роли в истории человеческого спасения, кою имеет сыграть ее сын: Пророк, Предтеча и Креститель. И не знает она глубинных смотрений Божиих, просчитанных до конца времен, и не проникает еще в то, как Бог бесшумно изводит эти смотрения чрез рабов и рабынь Своих, бесшумно и неспешно, но беспрепятственно и неудержимо. Ей известна лишь одна скромная и умилительная причина Божия благоволения к ней: так сотворил мне Господь во дни сии, - глаголет она, - в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Чудо Божие она истолковала как знак Божией милости к себе. И это правда - но не вся. Если бы она истолковала чудо сие как знак Божией милости ко всему ветхому миру, бывшему неплодным, - тогда она сказала бы все. Се, этим чудом Бог приуготовлял другое, большее чудо, которым хотел снять поношение между ангелами со всего неплодного рода человеческого.
В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Здесь имеется в виду шестой месяц чревоношения Елисаветы, или шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи. Почему именно в шестой месяц? Почему не в третий, или пятый, или седьмой? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Христос есть Обновитель всей твари. Он приходит как Новый Сотворитель и как Новый Человек. В Нем все новое.
При сем новом творении Иоанн является предтечею Христа примерно так же, как при первом творении Божием вся природа была предтечею ветхого Адама. Иоанн представляет пред Господом Иисусом Христом всю земную тварь вкупе с ветхим человеком, только в нем покаявшимся. От имени рода человеческого он предыдет пред Господом как покаянник и проповедник покаяния. Еще этот шестой месяц, в который младенец Иоанн взыграл во чреве матери своей, соответствует шестому периоду времен, когда родился Спаситель, и шестой печати из Откровения апостола Иоанна Богослова Откр. Итак, в шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога. В великой драме первого творения прежде всего появляются ангелы: Вначале сотворил Бог небо и землю Быт. Под небом разумеются ангелы всех чинов небесной иерархии. Вот, и в самом начале великой драмы нового творения снова первыми появляются ангелы.
Ангел устами пророка Даниила предопределил время, когда родится Царь царствующих; ангел устами пророка Исаии и иных пророков изрек, как Он родится; ангел известил первосвященника Захарию о рождении Предтечи; ангел извещает ныне и о рождении Самого Богочеловека. Когда же родится Богочеловек, ангельские лики воспоют над вертепом вифлеемским. Каждое творение - радость для Бога, ибо Бог ничего не делает по необходимости и вынужденно, как утверждают некоторые мрачные философские учения и языческие баснословные религии. Каждое творение - радость для Бога, и сию радость Свою Бог любит разделять с другими. Ибо радование в чистоте и из любви - единственная вещь на небе и на земле, которая, будучи разделяема, не умаляется, но возрастает, если бы вообще можно было говорить о возрастании радования из любви у Бога, Первоисточника и радости, и любви. Потому, создав при первом творении ангелов, Бог сразу делает их соработниками в дальнейших делах Своих. Создав Адама, Он тут же берет его соработником в управлении Раем и всеми творениями в Раю. Точно так же и при Новом Творении: пред Христом, Новым Человеком, идут ангелы; при созидании Своего Царствия Господь сразу же берет в соработники апостолов, а затем и других лиц, что трудятся вместе с Ним, не только пребывая на земле, в земной жизни, но и после своей телесной смерти.
И доныне Бог делает соработниками Своими святителей, мучеников и всех прочих, которые этого удостаивались и удостаиваются. Но к кому был послан великий архангел Гавриил? Иоанн Златоуст. Беседа на Благовещение. К Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна послужить вратами, чрез кои Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель; Дева, а не жена, ибо жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к ветхому миру и ветхому творению, будучи привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности. Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего.
Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира. Эта избранная Дева была обручена мужу, именем Иосиф, из дома Давидова, сроднику своему.
Мозаика из храма Санта-Мария-Мадджоре. На мафории часто изображаются три звезды — на лбу и плечах Богородицы. Они символизируют непорочность Приснодевы до, во время и после Рождества.
На некоторых иконах видны только две звезды, что символизирует Воплощение Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы. Луч, идущий от верхнего края иконы, — указание на сошествие Святого Духа на Богородицу, как о том предвозвестил Архангел: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя Лк 1:35. Михаил Нестеров 5 Архангел и его жезл Часто архангел в левой руке держит жезл, который указывает на его функцию небесного посланника. Иногда его изображают с лилией в руках, которая символизирует чистоту и непорочность. Одно крыло архангела распростерто за спиной, а другое иногда изображается поднятым в знак приветствия.
Эта символика перешла в православное богослужение: подобно архангелу, диакон во время произнесения ектении поднимает вверх перед собой конец длинной ленты — ораря, который символизирует ангельские крылья. Действие на иконе разворачивается на фоне высоких палат, соединенных велумом красная ткань , который указывает, что событие происходит внутри помещения.
Читаем икону «Благовещение»
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания. Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2023.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы, арт И275-3, 14x20x1,8 см. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом. Традиционно на иконах Благовещения изображают две фигуры — Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к стоящей или сидящей Деве Марии.