В 1982 году Аркадий Райкин со своим театром перебрался в Москву.
7 жизненных испытаний Аркадия Райкина
Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны Второй степени. Руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады тов. Райкин культурно обслуживал личный состав кораблей эскадры Черноморского флота, Новороссийскую, Туапсинскую и Потийскую военно-морские базы, обслуживал соединения и части ВВС ЧФ… Из наградного листа Театр Аркадия Райкина Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. Позднее вышли еще две ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов». В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство». Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актера. Я не хочу при этом обидеть его товарищей по работе, среди которых немало одаренных, интересных артистов, с большим искусством создающих необходимый выразительный фон, очень сложный игровой антураж для Райкина.
Но все же несомненно, что Райкин сам по себе — это целый театр. Из этюда писателя Льва Кассиля Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина». Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Каждый скажет: «Я иду на Райкина…» Из рецензии на спектакль «Любовь и три апельсина» в «Литературной газете», 1960-е годы В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале». Монологи Райкина были остро сатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике. Но в начале 1970-х судьба сыграла с артистом злую шутку.
Очередной спектакль «Плюс-минус» по текстам Леонида Лиходеева и Михаила Жванецкого зрители, как всегда, приняли восторженно. Однако в правительственных кругах он вызвал резкую критику, и спектакль грозились закрыть. Райкину советовали уйти из профессии, запретили выступать в Москве и Ленинграде. Шумиха вокруг спектакля стоила артисту здоровья — у него случился инфаркт. Несмотря на эти перипетии, народная любовь к творчеству Райкина не угасла. Не забывали о советском артисте и иностранные поклонники. О гастролях Театра Райкина писала польская, болгарская, немецкая и даже японская пресса. В Англии и Чехии создали фильмы, посвященные советскому юмористу.
Конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей. Сотрудничал с писателями-сатириками В.
Поляковым, В. Массом, М. Червинским, М.
В 1939 году Аркадий выступил с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка», которые принесли актеру всенародную славу, а также он стал победителем 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Максим Райкин: «C 1939 года, после того как Аркадий стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, у брата началась другая жизнь. Члена жюри конкурса Утесова спросили: «Как ты думаешь, этот парень долго будет иметь успех? Через три года его назначили художественным руководителем этого театра. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 Райкин давал концерты на фронте. За эти годы Театр миниатюр побывал практически во всех уголках страны.
После окончания войны Аркадий продолжил сниматься в кино и работать в Театре миниатюр. Аркадий Райкин сыграл в картинах: «Валерий Чкалов» 1941 , «Мы с вами где-то встречались» 1954 , «На сон грядущий» 1960 , «Когда песня не кончается» 1964 , «Сказки русского леса» 1966 , «Вчера, сегодня и всегда» 1969 , «Волшебная сила» 1970 , «Люди и манекены» 1974 , «Королевский бутерброд» 1985 , «Мир дому твоему» 1987 и др. В 1982 году, из-за ухудшения отношений Райкина с партийными властями Ленинграда, его театр переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр.
Но болезнь мужа, анонимные угрозы физической расправой и опала нанесли ущерб и ее здоровью. У нее случился инсульт.
Это стало огромным потрясением для Райкина. Его трудолюбивая, жизнерадостная и энергичная Рома была парализована, лишилась речи и не могла встать с кровати. Но зрители не догадывались, какая трагедия случилась в жизни любимого артиста. Он тратил на лечение жены огромные деньги, возил ее к европейским медицинским светилам, в лучшие санатории, но она так и не смогла произнести ему больше ни слова. Но Райкин сделал все, чтобы Рома не чувствовала себя ущербной.
Он цеплялся за любую возможность помочь жене. Однажды его познакомили со ставшей очень модной Джуной. Сначала он сходил на сеанс лечения сам. Джуна сказала, что сможет вылечить его больное сердце. Он привел Джуну к своей больной супруге и очень надеялся, что она вернет здоровье жене.
Но у Джуны ничего не вышло. Катя вышла замуж за Михаила Державина. При этом он был женат, и его супруга тоже ждала ребенка. У Райкина чуть снова не случился инфаркт. Он был возмущен поведением артиста.
Но Катя его не послушала, бросила Державина и вышла замуж за Яковлева. В итоге "Ипполит" оставил ее с маленьким ребенком. От депрессии ее спасла только поддержка папы. Екатерина Райкина В конце 70-х Райкин понял, что больше не может оставаться в любимом Ленинграде, где прожил 60 лет. Сил больше не было.
Во время очередной поездки в Москву он попал в ЦКБ. Как-то в коридоре услышал разговор двух крупных чиновников, которые собирались в гости к Брежневу. Райкин попросил их: -Возьмите меня с собой. Он подумал, что это последний шанс начать нормальную жизнь без гонений. За ними прислали правительственный автомобиль и троица заявилась к Брежневу прямо в больничных пижамах.
Брежнев был вне себя от радости. Генеральный секретарь стал спасением для Райкина. Артист дал у него на дому блестящий концерт. Просится в Москву. Ты тоже.
Вскоре Райкин получил квартиру в столице и уехал из Ленинграда. Брежнев обещал дать ему театр, но дело застопорилось, а в 1982 году Брежнева не стало. Сил на строительство нового театра у него уже не осталось. Несмотря на плачевное состояние, он согласился летом 1987 года поехать в длительный тур по Америке. Врачи пытались его остановить, но не смогли.
Там у него началось воспаление среднего уха, сопровождающееся дикими болями. В Америке сердце Аркадия Райкина болело каждый день. Все чаще он хотел, чтобы его оставляли одного и уезжал в Переделкино или в тихий Дом ветеранов кино. Он дико устал бороться с чиновниками, от хождения по кабинетам, от всей подковерной возни. В декабре 1987 года его увезли в реанимацию Кунцевской больницы.
Он увидел любимую Рому и успел с ней попрощаться. Она была совсем слаба. Он тоже.
Аркадий Райкин - биография, новости, личная жизнь
24 октября исполняется 110 лет со дня рождения великого советского актера, создателя театра «Сатирикон» Аркадия Райкина. по старому стилю) 1911 года в Риге в семье лесного бракера Рижского торгового порта. Очень интересна история знакомства Аркадия Райкина с его единственной супругой Руфью Марковной Иоффе, которую ласково называл Рома.
«Метр с кепкой»: советские актеры с низким ростом
Всю жизнь он скрывал то, что и сам сидел в тюрьме. Ему было 18 лет, когда он провел 11 месяцев в Бутырке. У него не было денег на билеты в театр, и они с приятелями подделывали контрамарки. Однажды Райкин попался. Попался случайно. Был партийный концерт, на который всех впускали, но никого не выпускали. Пройдут годы, и он, ничего не боясь, будет смеяться над дурными правилами жизни, когда костюм кривой, а спросить за это некого. Над дефицитом, который управлял жизнью миллионов граждан, высмеивал глупых чиновников, показывал истинное лицо большинства трудящихся. Ведь пили в СССР много.
Именно поэтому власти устроили ему такие проводы. Они боялись, что милиция не справится с толпой. В этом же году страна отмечала 60-летие Сталина. Райкин должен был выступить на грандиозном концерте в Большом театре, но из-за дезорганизации туда не попал. Но Сталин очень хотел посмотреть на молодую звезду эстрады и вызвал Райкина ночью. После официального банкета с вождем остался узкий круг. И Райкин выступал в двух метрах от стола, за которым сидела верхушка власти. Всю свою жизнь Райкин мастерски использовал резиновые маски.
Быстро снимал одну и надевал другую. И мало кто знает, что добро на маски ему дал сам Сталин. На той встрече ему очень понравилось выступление Райкина. Он пригласил его за стол и назвал талантом. На этом банкете артист просидел до утра. У Райкина была очень интересная прическа: темные волнистые волосы и одна седая прядь. Она привлекала публику, заставляя думать, что за ранней сединой артиста скрывается личная драма. И никто не знал, что на самом деле у артиста были крашеные волосы и голова его была седой абсолютно вся.
И поседел он, когда ему было всего 26. В 1937 году у него снова случился тяжелейший приступ ревмокардита и он попал в больницу в состоянии между жизнью и смертью. А когда ненадолго пришел в себя, то услышал, как врач говорит медсестре, что этот не жилец и ночью скончается. Услышав такое, Райкин принял решение ни в коем случае не спать, чтобы смерть не пришла за ним во сне. А утром медсестра увидела, что Райкин жив, но у него за одну ночь волосы стали седыми. После больницы он стал их красить. Жена навсегда. Большинство артистов - люди, склонные к постоянным романам, изменам.
Аркадий Райкин был не таким. Он женился раз и навсегда. В свою будущую жену он влюбился в 13 лет. Красивую девочку звали Руфь Иоффе. Она была внучкой великого физика и в семье ее звали Рома. Став постарше, они встретились в буфете театрального института. Райкин пригласил Рому в кино и долго ухаживать не стал. Дождавшись окончания сеанса, он предложил девушке руку и сердце.
Девушка была красивой - раз; два - она была очень умной; в-третьих Рома была талантливой писательницей; в-четвертых она была хорошим и справедливым человеком. После свадьбы они стали жить с родителями Ромы, но отношения Аркадия с новой родней были натянутыми. Особенно с тещей. Родители Ромы считали брак дочери мезальянсом.
Разочарование в кинематографе После выпуска из института Аркадий Исаакович попадает по распределению в Ленинградский ТРАМ - театр рабочей молодежи, затем переходит в Новый театр - будущий Ленсовет. Спустя четыре года Райкин покидает театральные подмостки и решает уйти на эстраду. Но в 1939 году актер очаровывается кинематографом и чуть было не уходит со сцены навсегда. За один год он снимается в двух картинах: "Огненные годы" и "Доктор Калюжный". К сожалению, а может быть и к счастью, фильмы прошли незамеченными для советского зрителя.
Этот кинопровал мог поставить точку в карьере 28-летнего актера. Однако, не успев окончательно расстаться со сценой, Райкин выступает на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и, благодаря номерам "Чаплин" и "Мишка", получает признание мэтров отечественной эстрады. Это был первый настоящий успех молодого артиста, который в последующем "выльется" в собственный театр. И все четырнадцать - вставал". Конечно, это был один из судьбоносных моментов в жизни народного комика, но именно этот день мог перечеркнуть карьеру Райкина навсегда. Банкет по случаю 60-летия вождя проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца и все номера артистов были заранее оговорены. Но, как вспоминал сам Аркадий Исаакович, "подбодренный взглядом юбиляра" он решает показать то, что не было запланировано. Первый персонаж приводит Сталина в восторг и он предлагает тост за полюбившегося артиста, но Райкин не останавливается, и после этого благодарственного жеста начинает показывать номер за номером. Такое своенравие было недопустимым и могло сыграть роковую роль в судьбе артиста.
Однако риск оказался оправданным и после каждого нового сюжета Сталин и его гости хлопали стоя. На войне С самого начала Великой Отечественной войны Аркадий Райкин, вместе со своими актерами, выезжает на фронт. Именно здесь, среди стрельбы и постоянного страха солдат, в репертуаре артиста появляются сатирические миниатюры, в основном на политическую тему.
Артист сделал в этот же вечер предложение руки и сердца.
И с тех пор вместе супруги были больше пятидесяти лет. Всего хватало в их жизни. Трудно было смириться с ревностью, но Руфь понимала, что её муж знаменит. Она знала, что главное для неё создать уют и воспитать хороших детей.
Её интеллигентность и образованность, способность от души веселиться покоряла всех. Она могла заниматься всем на свете: была прекрасной рассказчицей, играла в театре, как секретарша, отвечала на телефонные звонки. Ей приходилось забывать о своих интересах ради интересов супруга. Только таким образом удавалось сохранить семью, пожертвовав собой ради любимого человека.
Аркадий Исаакович это понимал и ценил. Когда понадобилась его помощь, он не задумываясь, делал всё, что от него требовалось. Когда Руфь заболела, муж не отходил от её постели. У супругов есть дочь Екатерина и сын Константин.
Дети пошли по стопам своего отца, они актёры, Константин унаследовал театр «Сатирикон». Внуки Райкина тоже выбрали актёрскую профессию. Смерть 17 декабря 1987 года на 77-м году жизни в Москве от последствий ревмокардита жизнь Аркадия Райкина оборвалась. Похоронен артист на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Аркадия Райкина Всю жизнь Райкин прожил с единственной женщиной, Руфью Марковной Иоффе, которая стала его любимой женой и музой. Невероятно, но впервые Аркадий увидел свою избранницу еще подростком, когда выступал на концерте школьной самодеятельности. Его внимание привлекла девочка в красном берете, с черными как смоль вьющимися локонами. Спустя несколько лет он снова встретил ее в студенческой столовой и, набравшись смелости, подошел познакомиться. Аркадий пригласил Руфь в кино и прямо во время сеанса сделал ей предложение. Аркадий Райкин и Руфь Иоффе в молодости С женой Райкин прожил в счастливом браке без малого пятьдесят лет. Он боготворил свою обожаемую Ромочку, которая родила ему дочь Катю 1938 г. Конечно, в их жизни случались размолвки, которые, в первую очередь, были связаны с огромным количеством поклонниц, преследовавших артиста. Рома и сама была писаной красавицей и не страдала от отсутствия мужского внимания — среди ее ухажеров был даже молодой Леонид Брежнев, пытавшийся приударить за очаровательной брюнеткой. Аркадий Райкин с сыном Константином Руфина Марковна была хорошо образованной женщиной, наделенной массой разнообразных талантов.
Она играла в театре Райкина, выступала с ним перед бойцами на передовой, а после войны стала секретарем мужа и его личным помощником. На склоне лет женщина перенесла тяжелый инсульт, после которого передвигалась с большим трудом и полностью потеряла речь. Аркадий Исаакович, будучи и сам глубоко больным человеком, трогательно заботился о супруге и старался все время находиться рядом. Ромочка пережила своего Аркашу всего на два года и ушла из жизни в 1989 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. Аркадий Райкин и его жена прожили почти 50 лет в браке Болтун и харизматик на сцене, в жизни Аркадий Исаакович был человеком тихим и домашним, даже, по воспоминаниям некоторых друзей, скучным. Он не любил светские приёмы и шумные компании, предпочитая им вечера в компании жены и детей, говорил тихо, пока речь не заходила о работе, которой артист отдавал сего себя. Одним из немногих хобби Райкина были походы по грибы. Старшая дочь артиста Катя пошла по стопам своего великого отца и тоже стала актрисой. После школы она окончила Щукинское училище, играла в театре Вахтангова и «У Никитских ворот», снималась в кино.
Во втором браке родился сын Алексей, но когда мальчику исполнилось три года, Катерина развелась с супругом из-за его пьянства и постоянных измен. Аркадий Райкин с женой и детьми Младший сын Райкина Константин после окончания физико-математической школы планировал продолжить обучение на биофаке, но в последний момент передумал и поступил в Щукинское училище. Получив диплом, был приглашен Галиной Волчек в «Современник», откуда спустя десять лет перешел к отцу в Ленинградский театр миниатюр. Внучка Аркадия Райкина, Полина, тоже стала актрисой В 1988 году, после смерти Аркадия Исааковича, возглавил театр «Сатирикон», которым руководит по сегодняшний день. Его дочь Полина тоже продолжила семейную династию — после учебы в «Щуке» играет в «Сатириконе», снимается в кино и преподает актерское мастерство. Последние годы и смерть Постоянные конфликты с чиновниками от культуры серьезно подорвали и так слабое здоровье артиста. Он много времени проводил в больницах и даже вынужден был обращаться к народным целителям, в том числе и к знаменитой Джуне.
Аркадий Райкин
Но судьба сжалилась, и паренек поправился. Ему предстояло заново научиться ходить, но он мужественно преодолел все трудности и вернулся к полноценной жизни. Правда, у него остались серьезные проблемы с сердцем, которые приводили к частым, многократно повторяющимся приступам. Аркадий Райкин в юности В школе любимым предметом Райкина было рисование.
Одно время он даже хотел стать художником, но любовь к театру все-таки победила. Аркадий решил поступать в театральный, но Исаак Давидович устроил страшный скандал и буквально заставил сына устроиться лаборантом на Охтинский химический завод. Юноша проработал там год и следующим летом все же подал документы на актерское отделение Ленинградского техникума сценических искусств, а чтобы избежать новых ссор с отцом, после поступления ушел из дома в общежитие.
Группа Аркадия Райкина Часто задаваемые вопросы Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали.
Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери.
В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал. Константин Райкин — сын известного отца Творческий путь Еще студентом Райкин начал выступать с концертными номерами для детей, для создания которых использовал куклу Миньку, патефон и надувных поросят. Брал частные уроки пантомимы и сценического движения у знаменитого куплетиста и эксцентрика Михаила Савоярова.
Аркадий Райкин на заре карьеры После окончания техникума был распределен в труппу Театра рабочей молодежи ТРАМ , который позже был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, а сейчас носит название «Балтийский дом». Его зрителям Райкин запомнился как недотепа Воробушкин, фанатичный комсомолец. Читайте также: Пил, бил, ревновал: почему от Владимира Басова уходили жены - роковые красавицы Макагонова, Фатеева и Титова Спустя два года Райкин попал в больницу с тяжелым приступом ревмокардита, после чего практически полностью поседел.
С 26 лет актер был вынужден красить волосы, о чем его поклонники даже и не догадывались. Впрочем, это была малая цена за жизнь, ведь когда его госпитализировали, врачи были убеждены, что через неделю тело пациента отправится в морг. Аркадий Райкин в молодости После выздоровления Аркадий ушел из ТРАМ, поступил на службу в ленинградский Новый театр а также начал сниматься в кино «Огненные годы», «Доктор Калюжный» , но его первые роли практически никто не заметил.
А вот на сцене дела шли гораздо лучше — в 1939 году Райкин стал лауреатом Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады, показав номера «Чаплин» и «Мишка». Одним из членов жюри был легендарный Утесов, который предрек молодому артисту долгое и успешное творческое будущее. Ему удалось сформировать уникальную творческую команду, с которой он выступал перед советскими бойцами во время Великой Отечественной войны.
Аркадий Райкин. Миниатюра «Чарли Чаплин» Его родные в это время находились в осажденном немцами Ленинграде и были вывезены из города одними из последних. Уже вырвавшись из блокадного кольца, отец Аркадия умер — от большого количества съеденной за раз пищи у измученного голодом мужчины случился заворот кишок.
В конце 1944 года Райкин с семьей вернулся в освобожденный Ленинград. Жизнь стала постепенно налаживаться, все спектакли Театра миниатюр проходили при полных аншлагах, и все благодаря Аркадию Исааковичу, который сам придумывал постановки и принимал в них самое активное участие. Аркадий Райкин на фронте Со временем билеты на его спектакли стали своеобразной «валютой», за которую можно было приобрести любой дефицит.
В 1951 году в театр пришел и младший брат Аркадия Максим, который заменил внезапно ушедшего актера, да так и остался в труппе на долгие годы. На репетиции Театра миниатюр Феномен Райкина заключался не только в уникальным даре сценического перевоплощения, за что его называли «человеком с тысячей лиц». Номера артиста отличались острой сатирической направленностью и не всегда устраивали высшее руководство.
В ноябре 1939 года Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. Через три года стал художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Позже, в 1981 году, сын Аркадия Исааковича Константин Райкин , к тому времени уже сложившийся успешный актер, переходит в театр отца. Вместе они сыграли спектакли «Его Величество Театр» 1981 и «Мир дому твоему» 1984. В 1982 году театр становится Государственным театром миниатюр и переезжает в Москву. Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин ездил с концертами по фронтам.
Александр Исаакович говорит: "Так у нас, наоборот, грузин хороший, у нас доцент тупой". В итоге Райкин сыграл маленькие басни, и после этого два года его не пускали в Москву. И таких случаев было очень много. Александр Исаакович выносил на себе все эти дурацкие взгляды на правду и неправду и всегда говорил правду. Ему не разрешали, очень часто программу снимали, и мы должны были переделать ее и сделать оптимистический финал. Но ни Райкин, ни мы с Витей Ильченко никогда не боролись с советской властью. Мы занимались искусством, образами, характерами. А боролись другие люди, и они победили. Репетиция в Ленинградском театре миниатюр. Справа Аркадий Райкин, третий слева Роман Карцев, 1963 год.
Работать с ним было большое удовольствие, несмотря на то, что с артистами Аркадий Исаакович был очень строг. Сложность нашего жанра в том, что каждую миниатюру нужно играть по-разному, в отличие от пьесы, где ты играешь один образ. И успех спектакля — в разнообразии этих ролей. Не все актеры так могли, и Райкин за этим очень следил. Он требовал, чтобы мы играли то, что изначально решили. Иногда не позволял нам смеяться, а на сцене разрешал импровизировать только в фарсах. А что мы только ни придумывали! Райкин сам хохотал, поворачиваясь спиной к публике. Я не знаю другого человека, который бы так понимал юмор Когда Райкин смеялся, у него светились глаза. Это редкая вещь.
Я знал только несколько таких людей, когда они смеются, у них и глаза смеются. У большинства глаза мертвые. Даже у гениальных актеров, например у Товстоногова и Смоктуновского, не было таких смеющихся глаз. Это сейчас называется "корпоратив". Райкину, несмотря на свое величие, приходилось подрабатывать.
Летом 1922 года Райкины переехали в Петроград на улицу Рубинштейна. В 13 лет мальчик серьезно заболел: после затяжной простуды у него началась ангина, которая дала осложнение на сердце. Райкину диагностировали ревматизм и ревмокардит, которые приковали его к постели на девять месяцев. После болезни он буквально заново учился ходить. Юный мастер пантомимы После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие. Артисты, полагал он [отец], в большинстве своем бродяги, перекати-поле. Они несерьезны, непригодны для жизни и потому, за редким исключением, безденежны и лишены устойчивого положения в обществе. Быть врачом, адвокатом, в конце концов лесным бракером — это дело, а быть артистом — не дело. В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера. Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. Как это прекрасно! В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели. Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде.
Чем сегодня занимаются внуки и правнуки Аркадия Райкина
Аркадий Райкин рано пришёл в театр, в 13 лет чуть не умер, женился по любви с первого взгляда, был знаком со Сталиным и Брежневым. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня. Сегодня Константин Райкин, сын Аркадия Райкина, является художественным руководителем этого театра. Аркадий Исаакович Райкин – актер эстрады, театра и кино, режиссер, отец двух артистов: Екатерины и Константина Райкиных. Аркадий Райкин рано пришёл в театр, в 13 лет чуть не умер, женился по любви с первого взгляда, был знаком со Сталиным и Брежневым. Родился Аркадий Райкин 24 октября 1911 года в латвийском городе Риге в еврейской семье.
РАЙКИН АРКАДИЙ
До 13 лет Аркадий Райкин рос абсолютно здоровым ребенком, но в этом возрасте заболел ангиной. 17 декабря 1987) - советский стендап-комик, актер театра и кино, режиссер. Театр Еще студентом Аркадий Райкин начал выступать с концертами для детей.
Аркадий Исаакович Райкин
Очень успешной был и послевоенная театральная деятельность Аркадия Райкина. Совместно с писателем-сатириком В. Поляковым были созданы отличные театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались очень большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик. Аркадий Райкин создал целое созвездие совершенно разных, но при этом очень ярких образов, прослыв непревзойденным мастером сценического перевоплощения. Аркадий Райкин много и успешно сотрудничал со своими коллегами по творческому цеху. Совместно они создали ряд очень запоминающихся эстрадных сценок, из которых самой известной стала концертная программа под названием «Светофор». Как впоследствии неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, сатирик был едва ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто демонстрировать на театральной сцене, как портят человека вседозволенность и власть.
Отношения с советской властью у Райкина всегда были достаточно своеобразными. Его очень любили большие начальники, однако ненавидели средние, с которыми он часто конфликтовал. Практически все его миниатюры отличались остротой, что было особенно заметно в сравнении с другими советскими артистами эстрады того же временного периода. Однако, как отмечали советские критики, миниатюры Райкина всегда были корректны и интеллигентны. Наверное, именно по этой причине для многих граждан Советского Союза Аркадий Райкин — это часть их души, часть эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно. Аркадий Райкин никогда специально не добивался наград или званий, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Так Звание народного артиста СССР Райкин получил в 58 лет, когда, по сути, давно уже являлся настоящим народным артистом. На Ленинскую премию артиста выдвигали два раза.
Впервые еще в середине 1960-х годов за его спектакль «Волшебники живут рядом». Однако выдвижение Райкина, несмотря на письма многочисленных зрителей его спектаклей, не было поддержано соответствующими «инстанциями». Лишь в последние годы своей жизни он получил Ленинскую премию 1980 год , а в 1981 году и звание Героя Социалистического Труда. Всю свою жизнь Аркадий Райкин мотался с гастролями по стране и миру, в 1965 году он даже выступал в Лондоне. Много лет он жил между двумя главными городами страны — Москвой и Ленинградом. В тот момент, когда отношения артиста с партийным руководством города на Неве, окончательно расстроились, он попросил у Леонида Брежнева разрешения переехать вместе с театром в столицу. Получив разрешение, Аркадий Райкин в 1981 году вместе с театром переехал в Москву. Меньше чем через год после этого появляется новый спектакль, теперь уже московского театра Аркадия Райкина «Лица» 1982 год , в 1984 году вышел спектакль «Мир дому твоему».
В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр, возглавляемый Райкиным, получил новое имя «Сатирикон», под которым известен и сегодня. Выходя на сцену в последние годы своей жизни, Райкин буквально совершал подвиг. Ему трудно было начать говорить — все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр и начинал их разминать. Лицо всегда живое и отличающееся яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились, это замечали даже зрители, которые писали письма о том, что любят его и считают, что о не должен больше выходить на сцену, уделяя внимание заботам о своем здоровье. Но родные прятали от него эти письма. Как вспоминала его дочь, если бы письма показали отцу, он бы, наверное, завтра же и умер, а на сцене он всегда возрождался. Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, он скончался от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище.
После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия Райкина театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя. По материалам из открытых источников Фильмы Карьера в кино Аркадия Райкина была менее удачна, чем театральная, особенно поначалу. Еще до войны актер снимался в эпизодах фильмов «Первый взвод», «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», а в драме «Валерий Чкалов» создал образ американского журналиста. Аркадий Райкин в фильме «Волшебная сила искусства» Больше внимания как киноактер Райкин стал привлекать, когда начал на экран переносить собственные остросатирические сюжеты. Популярной и эффектной получилась новелла «Мы с вами где-то встречались», интересны мюзикл «Вчера, сегодня и всегда» и комедийная история «Волшебная сила искусства». Но самыми знаменитыми фильмами такого жанра являются сборники монологов «Люди и манекены» и «Мир дому твоему». Аркадий Райкин в фильме «Сказки русского леса» Также Аркадий Исаакович много участвовал в новогодних фильмах-концертах.
Особенно заметными были мюзикл «Когда песня не кончается…», концерт «На два часа раньше» и «Сказки русского леса». Послевоенные годы По окончании Великой отечественной войны Райкин вместе с возглавляемым им Театром миниатюр возвращается в Ленинград. Параллельно с театральной деятельностью он снова пробует себя в кинематографе, снимаясь в нескольких картинах, которые также оказались практически незамеченными зрителем. В то же время его сценические работы пользуются все возрастающей популярностью. Театральные программы, созданные совместно с сатириком В. Поляковым — «На чашку чая», «Откровенно говоря», «Не проходите мимо» — становятся в исполнении Райкина настоящими шедеврами. Он выступает с ними на радио и телевидении. В те годы о Райкине начинают говорить как о мастере сценического перевоплощения — он способен мгновенно менять облик, манеру поведения, создавать ряд образов различного, часто прямо противоположного характера.
Аркадий Райкин перевоплощался в своих миниатюрах Через некоторое время Аркадий Исаакович снова снимается в кино. Режиссер М. Слуцкий приглашает Райкина в фильм-концерт «Концерт фронту». Райкин исполняет роль киномеханика, прибывшего на фронт в одну из действующих частей, где ему предстоит принять на себя обязанности конферансье. По сути, фильм являлся экранизацией эстрадных номеров, исполнявшихся на фронте во время войны — кроме Райкина, свои фронтовые выступления для фильма повторили Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Третья попытка «подружиться» с кинематографом оказалась успешной, и далее следуют знаменитые «Мы с вами где-то встречались», «Когда песня не кончается». Многосерийный телесериал «Люди и манекены», созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, стал вершиной кинематографической карьеры Аркадия Исааковича. В этом телесериале было экранизировано большинство лирических и остросатирических образов Райкина, в разные годы появлявшихся на сцене его Театра миниатюр.
Впервые Аркадий увидел ее еще мальчиком, когда выступал со школьной самодеятельностью на концерте. Позднее вновь встретил девочку на улице, но снова не решился познакомиться. И только спустя много лет, когда Аркадий уже оканчивал вуз, в студенческой столовой молодые люди в очередной раз столкнулись и договорились пойти в кино. После сеанса Райкин сделал своей Роме предложение. Руфь Иоффе и Аркадий Райкин Читайте также: Сергей Майоров: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Влюбленные поженились в 1935 году, и вскоре в семье появилась дочь Екатерина, которая будет женой трех знаменитых актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля. А сын Аркадия и Руфи, Константин Райкин, сам стал знаменитым артистом и руководит детищем собственного отца — театром «Сатирикон». Аркадий Райкин с женой и детьми С женой Аркадий Исаакович прожил душа в душу без малого 50 лет. Отношения актера и жены стали примером как для их собственных для детей, так и для всех, кто знал эту чудесную пару.
Екатерина Райкина: биография, семья Героиня этой статьи появилась на свет в Ленинграде. Произошло это в апреле 1938 года.
Судьбоносным в творчестве Аркадия Райкина искусствоведы называют участие актера в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады 1939 г. Дунаевский, Л. Утесов, И.
Ильинский, В. Лебедев-Кумач и другие авторитетные деятели культуры и искусства. После этого конкурса Аркадия Райкина, получившего за номер «Чаплин» вторую премию, стали называть «советским Чарли Чаплиным» и «чародеем пантомимы». Леонид Утесов вспоминал: «В процессе конкурса Дунаевский все время спрашивал меня: «Этот надолго? Вдруг на эстраду вышел худощавый, с большой шапкой черных волос молодой человек.
Он быстро и непринужденно исполнил три эстрадных номера. Дунаевский спросил: «А этот надолго?
Хотел сыграть Сирано - и сыграл. Кажется, Питер Брук сказал, что Гамлет — вершина, усеянная трупами актеров и режиссеров. И мой труп там есть. Кино для него, хотя и замечательный вид искусства, но театр всегда был на первом месте. Нравится ли сам себе на экране? Совсем нет. Знаю, что лысый и маленький, но могу позволить себе то, что ни один высокий и синеглазый не позволит.
С кино у меня нет длительного творческого альянса. Работать в театре актеру интереснее. Театр с самого начала стал единственным, главным моим делом… Боязни зрителя у меня не было, хотя выход на сцену — это волевой акт, определенный поступок. У каждой профессии — свое мужество. Если летчика-испытателя поставить в ситуацию срочного ввода в спектакль, то он может не выжить. Я люблю играть на сцене. Есть особый страх, когда выходишь один на один с огромным залом: микрофон, осветительные приборы, шесть тысяч человек и ты. И ты должен быть одухотворен и мобилизован всеми фибрами своей души, нервами и клетками. Жена и дочь Константина Аркадьевича — актрисы.
Вносит ли это дополнительные нюансы в совместную работу и во взаимоотношения? Оказывается, нет. И мне она нужна как актриса. Родственные узы в такие моменты уходят на второй план. Я так же с женой работаю. Может быть, я отношусь к ним гораздо строже, чем к другим. Зная их возможности, пытаюсь максимально их проявить.
Ему предстояло заново научиться ходить, но он мужественно преодолел все трудности и вернулся к полноценной жизни. Правда, у него остались серьезные проблемы с сердцем, которые приводили к частым, многократно повторяющимся приступам. Аркадий Райкин в юности В школе любимым предметом Райкина было рисование. Одно время он даже хотел стать художником, но любовь к театру все-таки победила. Аркадий решил поступать в театральный, но Исаак Давидович устроил страшный скандал и буквально заставил сына устроиться лаборантом на Охтинский химический завод. Юноша проработал там год и следующим летом все же подал документы на актерское отделение Ленинградского техникума сценических искусств, а чтобы избежать новых ссор с отцом, после поступления ушел из дома в общежитие. Именно здесь начинал Райкин — активный и энергичный, готовый всего себя отдать великому делу построения социализма. Да, 1930-е годы актеры тоже строили социализм. Играли передовиков, стахановцев, комсомольцев или молодых врачей. Вполне возможно, что Райкин был бы великим киноартистом, но в конце 1930-х на экраны его не тянуло. Манило на сцену: помериться силами со зрителями. То ли он их насмешит, то ли они его освищут. И Райкин набрал труппу артистов. Так в Ленинграде появился первый и единственный частный театр — Театр миниатюр. Конечно, по документам он числился государственным. Директора назначали власти, а Аркадий Исаакович являлся лишь худруком. Но это был именно его театр, где все было подчинено ему. И были те артисты, которые это понимали. Он никогда не говорил: «Мой театр», а говорил: «Наш театр». Театр миниатюр — это театр одного актера. На большие роли здесь никто не мог рассчитывать, остальные актеры были лишь на подхвате и шли на это осознанно. Он очень обижался, когда от него уходили люди, или когда приходилось с кем-то расставаться по каким-то причинам, Райкин это воспринимал болезненно. А актеров называл своей семьей. Великая Отечественная война застала артиста врасплох. Райкин, к тому времени уже глава семьи из трех человек, включая дочь Катю и жену Руфь. Когда началась война, 3-летнюю Катю пришлось эвакуировать в Ташкент. Родители не хотели брать ее на войну, оставили чужим людям. А сами ездили на фронт с артистической бригадой, выступали перед бойцами. Он очень быстро набрал популярность. А главная идея: сатирой улучшить качество советского человека. К зрительному залу он относился с большим трепетом. В его личности заключалась огромная сила, словно поток электрической энергии могла зарядить ближнего, а могла и крепко ударить. Смерть Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет он сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены — мальчик не выживет.