читайте в статье на сайте
Пётр I и старообрядчество
Выступления старообрядцев причины Восстания. Причины и повод выступления старообрядцев. Протесты старообрядцев. Протесты старообрядцев кратко. Протесты старообрядцев кратко 7 класс. Гонения на старообрядцев. Гонения на старообрядцев картина. Годы гонения на старообрядцев. Гонение на старообрядцев 1765. Выступления старообрядцев при Петре 1. Причины парадных выступлений при Петре 1.
Социальные и национальные движения оппозиция. Социальные и национальные движения оппозиция реформам. Причины социальных и национальных движений. Соловецкое сидение 1668-1676 итоги. Соловецкое восстание 1668-1676 таблица. Причины выступлений при Петре 1. Предпосылки народных выступлений. Причины народных выступлений при Петре. Причины народных выступлений. Мясоедов сожжение Аввакума.
Казнь 300 человек на красной площади Иван Грозный. Преследование старообрядцев. Преследование старообрядцев в 17 веке. Гонения на старообрядцев кратко. История выступления старообрядцев. Протесты старообрядцев в 17. Церковный собор 1666-1667 раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667. Земский собор 1666.
Церковный собор 1666 — 1667 г.. Практикум по теме народные движения в 17 веке 7 класс с ответами. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Соловецкое восстание 1668-1676 картины. Сожжение старообрядцев. Соловецкое восстание Боярыня Морозова. Раскольники это в истории. Восстание старообрядцев. Раскольники и старообрядцы. Боярыня Морозова церковный раскол.
Появление старообрядцев. Таблица народные Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре i. Таблица по восстаниям при Петре 1. Народные Восстания при Петре 1 таблица. Крестьянские Восстания 17 18 века. Крестьянская война 17 века. Крестьянские войны в России.
Эта особенность старообрядцев сохранилась до начала XX в. Таким образом, при Петре I относительно небольшой группе иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, в то время как старообрядцы превратились в самую гонимую группу населения. Положение мусульман В середине XVI в. На протяжении всего последующего времени они принимали активное участие в судьбе России. Например, подписи семи татарских мурз — высшего слоя татарской аристократии — стояли под грамотой об избрании Михаила Фёдоровича Романова на престол. Нельзя сказать, что мусульмане занимали равноправное положение с православными, однако гонений и инквизиции, как в Западной Европе, в России не было. Пропаганда веры мусульманам была строжайше запрещена: за обращение православного в ислам полагалось «сжечь огнём безо всякого милосердия» виновника отпадения от христианства. Вместе с тем мусульман не принуждали отказываться от веры, а татары-помещики свободно владели деревнями с православным населением. В конце XVII в. Голицына, Азовские походы Петра I. Все эти конфликты заставляли опасаться возможной помощи российских мусульман единоверцам и требовали от государства усиления контроля над мусульманским населением России. Уже при Фёдоре Алексеевиче началось наступление на свободы мусульман, но при Петре I оно стало принимать активный характер.
Пётр I разрешил всем христианам свободное отправление богослужения. В скором времени в Москве и Санкт-Петербурге начали возникать первые протестантские кирхи и католические костёлы. Священный Синод допустил смешанные браки, однако при условии, что русская жена сохранит свою веру, а дети будут крещены по православному обряду. Совсем иначе относились к старообрядцам государство и церковь. Когда немцы, шведы, французы и другие европейцы могли открыто придерживаться своих религиозных обрядов, староверы были объявлены «лжебратиями». Хотя изначально Пётр I достаточно терпимо воспринимал их, с годами их начинали всё больше и больше притеснять, пока вновь не перешли к гонениям. Старообрядцы должны были платить все подати в двойном объёме, впоследствии они увеличились ещё больше. Им запретили носить нормальную одежду — как традиционную русскую, так и европейскую. Вместо этого их обязывали наряжаться в зипуны — верхнюю крестьянскую одежду — пёстрых цветов и носить шутовские колпаки. Каждый раз, чтобы собраться на молитву, староверы должны были получать особое разрешение. От них не принимали челобитные и жалобы, заставляли платить многочисленные штрафы, а заключаемые ими браки считались недействительными. Есть несколько причин столь резкой неприязни первого императора России к старообрядцам.
Алексей Иванович Корзухин. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников". Почти через полвека, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, стоявший на Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву внучку Артамона Матвеева и сказал ей: "Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги". Среди стрельцов было много старообрядцев. Достаточно вспомнить, что когда царевна Софья Алексеевна , пришедшая ко власти стараниями Милославских в ходе этого бунта, назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Андреевича Хованского , тот сразу же заявил, что он за "старое благочестие". Понятно, что для Петра I с отроческих лет староверы были чем-то чуждым, жутковатым и ненавистным. Но, тем не менее, в зрелые годы царь-реформатор решил смягчить репрессивные законы против раскольников. В 1702 году Пётр I, возвращавшийся из Архангельска, решил посетить Выг , где находилось большое старообрядческое поселение. Приехав туда, он никого не казнил, никого не тронул их, а пообещал местным жителям некоторую конфессиональную автономию. Следующим летом на Олонецкие заводы приезжал Александр Данилович Меншиков , чтобы проверить закладку Шуйского оружейного завода. Помимо этого Меншиков посетил и выговских староверов и договорился, что в обмен на веротепимость со стороны властей старообрядцы должны обеспечить рабочей силой Повенецкий завод, а позднее — и Петровский завод.
Выступление старообрядцев 1716
Главная» Новости» Дата выступления старообрядцев при петре 1. Выступление старообрядцев при Петре 1. Во многих районах Европейского Севера России, Среднего Поволжья, Северной Украины на протяжении всего царствования Петра I происходили выступления крестьян-старообрядцев против властей. Статья Кирила Михайлова об отношении старообрядцев к политике и государственной деятельности Петра I. 11. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.
Религиозная политика Петра I
При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Это закрепило преследование старообрядцев законодательно: на них стала распространяться статья Уложения 1649 г., предусматривавшая за преступления против веры и Церкви смертную казнь. Связанных вопросов не найдено.
Выступление старообрядцев дата причины основные события итог
И после смерти Петра Феофан, будучи хитрым и жестоким политиком, сумел завоевать расположение новых правителей, пользовался большим почётом у императрицы Анны Иоанновны. По словам историка Н. Костомарова, Феофан «стал… ужасным тираном, не разбиравшим никаких средств… стал безжалостным мучителем, который тешился страданиями своих жертв даже и тогда, когда они переставали быть для него опасными». Замечательная характеристика этого человека содержится в тайных записках новообрядческого епископа Никодима Казанцева , опубликованных посмертно после 1905 года: «По одиночному своему усмотрению Пётр избрал для сочинения устава Синоду архиерея Феофана Прокоповича, которому не следовало и быть архиереем.
Он отрекался от православия, был католиком, потом лютеранином и снова возвратился в православие. Такому ли, шатающемуся верою, быть сочинителем устава православному правительствующему Синоду?.. Феофану принадлежит и ещё один трактат, оправдывавший одно из самых чудовищных догматических нарушений новообрядческой церкви, — «Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых…», изданный в 1724 году с благословения Синода.
Дело в том, что согласно Апостольским правилам таинство крещения в христианстве должно совершаться в три погружения, что имеет глубокий символический смысл, и только в этом случае может считаться действительным таинством. Католики же, а затем и отколовшиеся от них протестанты со временем стали нарушать это непреложное правило и ввели у себя крещение поливанием и даже окроплением. Из-за этого и греки, и русские до никоновской реформы принимали католиков и протестантов в свою церковь только через повторное трёхпогружательное крещение.
Первым данное правило отменил Большой московский собор 1666—1667 годов, что как нельзя лучше свидетельствует о прокатолической сущности никоновско-алексеевской «реформации». Впоследствии, начиная с Петра I, добавились ещё «дипломатические» соображения, окончательно закрепившие это правило. Надо было налаживать международные связи, чему способствовали многочисленные династические браки между представителями дома Романовых и европейских царствующих домов.
И чтобы обойти «острые углы» в вопросах вероучения, приём в православие невест-протестанток осуществлялся без требуемого перекрещивания. Так что получалось, что матери всех последующих царей из дома Романовых с точки зрения православных канонов фактически оставались некрещёными. Ещё одним важнейшим изменением в жизни новообрядческой церкви были ограничение права свободного выбора мирянином своего духовного отца и отмена такого древнего института, как «покаяльная семья».
Проводя в жизнь церковные реформы, утверждённые Большим московским собором 1666—1667 годов, власти пытались поставить этот институт под жёсткий контроль. В совокупности с постановлениями собора 1666—1667 годов устанавливался комплекс мер и норм, делавший приходского священника инструментом религиозного контроля над мирянами. В практике епархиального управления фактически приход понимается уже как низшая церковная административная единица, и соответствующим образом управляется приходская жизнь, а деятельность приходского священника наполняется бюрократическим содержанием»[73].
В таких обстоятельствах Петр и решил оставить церковные дела без патриарха. Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе. Верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов. Сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Но его чрезвычайно привлекал опыт протестантской лютеранской церкви Германии, основанной на главенстве монарха в духовных делах. И в конце концов, незадолго до окончания войны со Швецией, Петр решился провести Реформацию в Русской Церкви. Целительного воздействия на запутавшиеся церковные дела он и на сей раз ожидал от коллегий, вознамерившись учредить особую духовную коллегию — Синод. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности и вместе с тем весьма образованный, изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но также в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству.
Однако и православное богословие, тогда плохо и мало разработанное, не удовлетворяло Феофана. Поэтому от католических доктрин он перешел к изучению протестантского богословия и, увлекшись им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Петр сделал Феофана епископом Псковским, а впоследствии он стал архиепископом Новгородским. Человек вполне светский по направлению ума и темпераменту, Феофан Прокопович искренне восхищался Петром и — Бог ему судья — восторженно славил все без разбору: личное мужество и самоотверженность царя, труды по устройству флота, новую столицу, коллегии, фискалов, а также фабрики, заводы, монетный двор, аптеки, шелковые и суконные мануфактуры, бумагопрядильни, верфи, указы о ношении иноземной одежды, брадобритие, табакокурение, новые заграничные обычаи, даже маскарады и ассамблеи. Иностранные дипломаты отмечали в Псковском епископе «безмерную преданность благу страны, даже в ущерб интересам Церкви». Феофан Прокопович не уставал напоминать в проповедях: «Многие полагают, что не все люди обязаны повиноваться государственной власти и некоторые исключаются, а именно священство и монашество. Но это мнение — терн, или, лучше сказать, жало, змеиное жало, папский дух, неведомо как достигающий нас и касающийся нас. Священство есть особое сословие в государстве, а не особое государство». Ему-то и поручил Петр составить регламент нового управления Церковью.
Царь очень торопил псковского архиерея и все спрашивал: «Скоро ли поспеет ваш патриарх? В опубликованном чуть позже регламенте Духовной коллегии Петр был вполне откровенен насчет причин, заставивших его предпочесть синодальное управление патриаршему: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного». Перечислив примеры того, к чему приводило властолюбие духовенства в Византии и других странах, царь устами Феофана Прокоповича заканчивал: «Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». По существу, Синод мыслился Петром в качестве особой духовной полиции.
Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода Деятельность Феофана Прокоповича Положение старообрядцев и других христианских конфессий Положение мусульман 1721 г. Термины: Синод. Персоналии: Стефан Яворский, Феофан Прокопович. Религиозная политика Петра I полностью соответствовала его стремлению к построению «регулярного государства». Будучи искренне верующим человеком, он в то же время мало заботился о догматической стороне религии. В духовенстве он видел противников своих реформ, а потому стремился ограничить власть церкви и подчинить её интересам государства. Каковы были истоки церковной реформы Петра I? Как она повлияла на роль церкви в обществе? Какую политику проводил Пётр I по отношению к старообрядцам и представителям других религий? С середины XVII в. Однак, неуёмные амбиции патриарха Никона, катастрофические последствия проведённой им церковной реформы очень сильно ослабили влияние церкви. На церковном соборе 1666 г. Никон был низвержен из сана и стал простым монахом, а верующие раскололись на никонианцев и старообрядцев. Тем не менее реформы Никона отменять не стали, а старообрядцев начали преследовать. Это только усилило раскол, который все больше приобретал социальную окраску: к старообрядцам примыкали все, кто был недоволен ростом налогов и усилением крепостного права. Патриарх Никон. Неизвестный художник Узнать больше Одним из самых радикальных средств протеста старообрядцев против гонений были гари —массовые самосожжения. В XVII в. В 1672 г. При Петре I количество самосожжений несколько снизилось, но всё ещё оставалось очень большим. С избранным в 1690 г. Возведение его на патриарший престол осуществилось волей царицы Наталии Кирилловны и вопреки желанию самого Петра I. Отношения между молодым царём и новым патриархом сразу не заладились. Ещё в 1682 г. Адриан заступался за стрельцов, поддержавших царевну Софью. Когда царь хотел развестись со своей первой женой — Евдокией Лопухиной, патриарх отказался постригать её в монахини. В 1699 г. Адриан вновь заступался за стрельцов, замешанных в новом бунте против царя. Патриарх Адриан. Неизвестный художник Кроме того, патриарх выступал противником петровских преобразований. Он осуждал ношение иноземного платья и политику брадобрития, проникновение на государственную службу иноверцев и табакокурение. Однако реальной власти для противодействия петровским реформам у Адриана не было. Это проявилось, например, в одном из посланий патриарха, в котором он призвал священников не допускать к причастию мужчин без бороды. Однако сам он отказать Петру I, который бороды не носил, в причастии не смог. Исследователи считают, что на формирование взглядов Петра I на роль церкви в государстве большое влияние оказало его знакомство с устройством протестантских стран — Англии, Голландии, немецких земель. Что-то подобное царь задумал реализовать и в России. Он смотрел на священников, как и на всех прочих подданных, с точки зрения «общего блага». Если дворяне служат государству на военной и гражданской службе, крестьяне и посадский люд платят подати, то священники также должны служить «на пользу государственную». Неврев Государство всё больше и больше подчиняло себе церковь: контролировало её доходы и назначения на высшие должности.
Сергей П. Правильный ответ В правление Петра I у России, помимо внешних врагов, то есть Швеции и Османской империи, существовали ещё и внутренние проблемы, с которыми иногда приходилось бороться с помощью армии. Так, например, было подавлено восстание Кондратия Булавина.
Смотрите также
- Личность императора Петра: «кормило церковное» или «Антихрист на троне»?
- Выступление старообрядцев 1716
- Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода
- Старообрядчество. Большая российская энциклопедия
- Похожие файлы
- Религиозная политика Петра I • История, История России (XVIII в.) • Фоксфорд Учебник
Религиозная политика Петра I
Главная» Новости» Выступление старообрядцев результат. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Выступления старообрядцев при Петре I вызвали серьезные последствия для этой религиозной группы.
Содержание
- Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
- Смотрите также
- Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
- Церковь и государство к XVIII в.
Религиозная политика Петра I
Выступление старообрядцев при Петре 1: даты и события Дата: 17 ноября 1666 года В это время Русской православной церковью были приняты изменения, внесенные Патриархом Никоном. Событие: выступление старообрядцев при Петре I Состоялась публичная дебатная встреча между старообрядцами и новобрядцами. Выступление старообрядцев при Петре 1 стало символом сопротивления новым реформам и важным этапом в истории России. Выступление старообрядцев при Петре 1 стало символом сопротивления новым реформам и важным этапом в истории России. Выступления старообрядцев при Петре I не привели к политическим изменениям в России, их голос был заглушен реформами.