Новости традиция сжигания чучела на масленицу

Популярный масленичный обряд с сожжением чучела на самом деле можно считать советским новоделом. Интерес к традициям и обычаям прошедших времен был необычайно велик и подстегивался отменой запретов, действовавших во времена советской власти больше семидесяти лет. Традиционно масленичная неделя завершается сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму.

Сожжем Зиму законно

Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу? Интерес к традициям и обычаям прошедших времен был необычайно велик и подстегивался отменой запретов, действовавших во времена советской власти больше семидесяти лет.
Топили и рвали чучело. Загадочные традиции Масленицы, о которых забыли В старорусской традиции сжигание Масленицы символизирует проводы зимы, обновление, начало весны.
Чучело Масленицы традиции зачем сжигают и как называется Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни.

Чучело Масленицы

История традиций и обычаев Масленицы Фото: Сгенерировано Midjourney/рия традиций и обычаев Масленицы. Сожжение чучела на Масленицу выполняют и сегодня, вот только современный сжигаемый масленичный «красавчик» отличается от того, что был у наших предков. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.

Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?

По словам эксперта, исконные традиции смазались после того, как Масленица стала в советское время праздником проводов зимы. Сейчас очень непросто установить, из каких именно регионов России пришел обычай сжигать чучело Масленицы.

Этот день называют Прощеным воскресеньем, а соломенное чучело Масленицы — символ зимы, и люди сжигают его и просят друг у друга прощения за прежние обиды. Когда же будут жечь чучело на Масленицу в 2024 году? Прощеное воскресенье в этом году будут отмечать 17 марта.

В наши дни, как и в старину, в городах и селах в этот день будут проходить ярмарки, устраиваться катания на санях и праздничные гулянья. Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Масленица считалась одним из главных календарных языческих праздников. Ее популярность в народе была настолько велика, что даже после принятия христианства многие обряды сохранились практически в неизменном виде.

Если есть излишек — раздать бедным и нуждающимся. С блинами на Масленицу связано и масса интересных примет. В частности пересоленное тесто символизирует плаксивый год для хозяйки, подгоревшие блины — неудачи, а удавшееся блюдо, радующее своими вкусовыми и эстетическими качествами, знаменует очень удачный и счастливый год. Сжигание чучела на Масленицу — зачем проводят этот обряд Масленичное чучело понемногу готовят еще с понедельника, чтобы к воскресенью оно стало как можно более совершеннее.

Выполняют его из старых лоскутов одежды, соломы и обрезков ткани. Чучело всегда похоже на женщину. Символизирует оно зиму, с которой жители хотят попрощаться. Традиция пришла еще с дохристианских времен — кострами славяне встречали весну.

Костер символизирует скорый приход тепла и его победу над зимней стужей. Считается, что огонь обновляет каждого человека, даря ему шанс на улучшение своей жизни. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году.

Но сжигать чиновников ярославцам запретили, и тогда чучела просто вываляли в грязи. А в Ленинградской области один из депутатов выпустил памятку, рекомендующую не сжигать чучела Обамы и не наносить ущерб престижу страны. Предлагаю посмотреть, что в этом году люди жгли в праздничных весенних кострах! Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Одна из традиций – сжигание чучела Масленицы. Ритуальное сожжение чучела Зимы, которое приходится на последний день Масленницы, берет свое начало с незапамятных времен, когда этот праздник был языческим. Мы видим, что здесь сжигание чучела – символические похороны уважаемого земляка по древнему обряду кремации. Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства. Противоположность двух мотивов «сжигания» предметов – на русскую и советскую Масленицу – красноречиво говорит и о колоссальной разнице между двумя традициями. Кульминацией праздника Масленицы является сжигание соломенного чучела в последний день масленичной недели – Прощеное воскресенье (проводы).

Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело

Мы не связываем обучение грамоте с необходимостью порки. А наши предки связывали. Они даже говорили: «Ухо ребенка — на его спине». И каких-нибудь сто пятьдесят лет назад крестьяне отказывались отдавать своих детей в школу графа Толстого, потому что там не наказывали. Толку от такого учения, по их мнению, не могло быть никакого. Пороть детей во время «постижения науки» было традиционным и само собой разумеющимся. Начиная строительство дачного дома, нам не приходит в голову закапывать на месте будущего крыльца трупик петуха или тем более коня. А ведь это жертвоприношение было обязательной составляющей строительного обряда у древних славян, и его отголоски сохранились в украшениях крыш старых деревянных домов.

Почему бревно, венчающее дом, называется коньком? Почему на его конце, развернутом на улицу, вырезали голову коня? Дом, по представлениям древних, «вырастал» из тела жертвенного животного, из тела коня. Поэтому конская голова и венчала жилище. В какой-то момент петух в качестве жертвы заменил коня: строить стали больше, кони стали дороже. Но ведь и конь когда-то заступил место человека. До него в жертву будущему дому, месту, дающему приют огромной семье на долгие годы, приносили первенца, ребенка.

Это для нас непостижимо. Это для нас страшно. А для древних, которых мы почитаем своими предками, такое было в порядке вещей, традицией. Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду. Он напоминает: когда-то люди поклонялись Солнцу, почитали его и приносили ему человеческие жертвы. Одно из свидетельств тому — сказка «Снегурочка». Это самая что ни на есть «масленичная» сказка.

Девочка из снега погибает с наступлением весны в пламени костра. Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда. В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом. Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка.

В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь.

Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом. Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка. Дети воспринимают сказку здесь и теперь, внутри контекста той культуры, в которую рождаются и в которой живут, внутри современного ассоциативного ряда. И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим. Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка.

Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия. Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали. Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами.

Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм». Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое.

Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом. Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее. Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию. Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца. Жертва огню тогда была не эстетическим и не развлекательным дей-ствием, и обойтись без нее было нельзя.

Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше. Но обряд проводов зимы не ограничивается одним только ритуальным сожжением куклы, а представляет собой полную пародию на похороны. В костёр с горящей фигурой бросали традиционную поминальную пищу — блины, яйца, лепёшки. Что дальше 2 марта начинается Великий пост — самый важный этап у православных христиан, который продлится вплоть до 19 апреля, когда состоится Пасха Христова.

И покровительницей зимы считалась богиня Морена — повелительница мороза, стужи и ночи. Эту богиню люди одновременно и чтили, и побаивались, так как в холодную зиму людям в те времена жилось очень несладко. Поэтому они с нетерпением ждали прихода весны и тепла. Масленица, по мнению историков, в дохристианские времена праздновалась не одну неделю, а две, причем начинался этот праздник в последних числах февраля. Масленица в языческой традиции древних славян — проводы зимы и большой повод для радости, ведь богиня холода Морена лишалась своей власти над землей до следующей зимы. Поэтому на вопрос, что сжигают на Масленицу — зиму или Масленицу и чьё чучело и зачем бросают в огонь, историки дают однозначный ответ: соломенная кукла, которую сжигают в последний день Масленичной недели, символизирует богиню Морену-зиму. А сам обряд сжигания чучела — это «похороны» зимы и связанных с нею невзгод. У многих современных людей может возникнуть вопрос, чем так не угодила нашим предкам зима, что именно ее чучело торжественно сжигали, а вот подобных обрядов с весной, летом и осенью не было. Ответ на такой вопрос кроется в условиях жизни древних славян, ведь зима для людей была тяжелым и нередко голодным временем, и праздник в честь окончания зимы для них значил в первую очередь окончание трудного и ненастного периода. Народный обряд проводов зимы и сжигания чучела Так как главное, для чего сжигают чучело — проститься с зимой и ненастьями, важно, чтобы эта кукла хорошо горела. Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше.

Топили и рвали чучело. Загадочные традиции Масленицы, о которых забыли

В такие минуты явственно попахивает серой. Таким образом, разрешается кушать блины и веселиться. А вот чего точно не следует делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких, как сжигание чучела. Нельзя наполнять языческим смыслом своё участие в масленичных забавах. Массовик-акционист Платоnoffеста со стажем 07. Та часть Платоновского фестиваля-корпоратива, которую навязали Воронежу как уличное культурное мероприятие в котором нуждается воронежское население - носит такое же по форме неоязыческое значение. А по смыслу - постмодернисткое предложение для населения под видом карнавального маппет-шоу - поучаствовать в десакрализации государственности, того что понимается под "государством-"Левиафан", рассеивания смысла единения людей не на основе почитания предков-героев, общей истории, священных символов, а на индивидуалистическом желании городского социума, офисных клерков, мелких торговцев, мамаш с детьми, собранных в уличную толпу, - продемонстрировать публично свою "креативность", и сшить из купленного тюля и параллона какие-нибудь образы компьютерных игр, фентезийных героев голливдско- киношного треша, "анимешек", клоунов с плакатиками типа "Кто сегодня не веселиться с нами на Платоновском, - тот не добро, - мракобес в кокошнике и лаптях, того надо отправить воевать...

Почему сжигают Масленицу Масленица в представлении восточных славян символизировала зиму-Морану — женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Поэтому соломенная кукла тождественна с древней богиней. А сам обряд сжигания чучела — это "похороны" зимы и, соответственно, всех связанных с нею невзгод.

Как проходит обряд Что нового готовит "Сибирская Масленица" и кто станет ее хедлайнером В этом году на площадке построят огромный снежный городок и позовут настоящих каскадеров Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители.

Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело Поделиться Фото pixabay. В 2021 году начало Масленицы приходится на 8 марта. Целую неделю россияне будут печь блины, а в воскресенье в некоторых регионах страны обязательно пройдёт один из главных обрядов праздника — сожжение чучела. Рассказываем, откуда взялась эта традиция и что она символизирует.

Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица! В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра. В центральных областях России же, к примеру «проводы масленицы» сопровождались сжиганием скоромной пищи, которая символизировала Масленицу. В кострах на масленицу иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко.

Источник — По материалам maslenisa.

Что сжигают на Масленицу: чьё чучело и зачем?

Сжигать чучело Масленицы. В этот же день сжигали Масленицу: чучело возили по всей деревне, а затем вывозили за пределы селения, чаще всего в засеянное поле. Традиционное сжигание соломенного полутораметрового чучела прошло в тульском ремесленном дворе. В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сыр. После сожжения чучела на Масленицу убедитесь, что оно полностью сгорело и не осталось угольков. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей.

Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу

Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы. Давайте разберемся подробнее, чье чучело сжигают на Масленицу, узнаем о традиционных ритуалах Масленичной недели. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела.

Топили и рвали чучело. Загадочные традиции Масленицы, о которых забыли

Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре. Для христиан это время подготовки к посту, в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо», - пишет священник. В Книге Правил, одном из главных ориентиров для каждого христианина, существует немало пассажей, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Очевидно, речь идёт о цыганах, гадалках, ясновидцах, астрологах, экстрасенсах, магах и пр. Религиозный компромисс между христианством и язычеством невозможен в принципе, уверен иеродиакон. Церковь благословляет все благие порывы в жизни и быте людей, пытаясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящаются плоды нового урожая, жилища людей и т. Но в самом учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц, скота, нет в Церкви и такого «церковного» праздника, как Масленица», - сообщает отец Иоанн.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план — то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом — временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, масленица, — неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели блины — угощение, сделанное как раз на основе молочных продуктов и без мяса. А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после Недели то есть воскресного дня о Страшном суде.

Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…».

Необходимо обратить особое внимание на состояние газовой плиты и «колонки». При использовании специальных бытовых электрических приборов, обратите внимание на целостность проводов, исправность узлов и механизмов. Электросеть не следует перегружать и с помощью переходников пытаться подключать в одну розетку множество электропотребителей. В случае неисправностей и отклонений в работе устройства, его необходимо обесточить и отдать на ремонт в специализированную мастерскую. Если вы решили приготовить блины в исконно русской печи, в первую очередь обратите внимание на целостность кладки, нет ли на ней трещин - именно поэтому печи рекомендуют обрабатывать побелкой. Важным является и готовность дымохода к работе, а также наличие предтопочного листа. Ни в коем случае не используйте для растопки легко воспламеняемые жидкости, такие как бензин, керосин и подобные им. В случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации необходимо позвонить по номеру «101» с мобильного телефона и «01» со стационарного. Берегите себя и своих близких! Веселой и безопасной масленицы!

Традиции празднования русской Масленицы

Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы. Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Обряд сжигания чучела существовал практически у всех славянских народов.

Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи

Гори ясно: Как зовут масленичное чучело и зачем его сжигать? Кульминацией праздника Масленицы является сжигание соломенного чучела в последний день масленичной недели – Прощеное воскресенье (проводы).
Сжигание чучела на Масленицу - языческий обычай Чучело Масленицы водружали на шест и ходили с ним по деревне всю неделю, устраивая весёлые гуляния с пением и катанием с горок.
И чучело сжигать нельзя... Праславянская Масленица. | Пикабу Главная. Новости дня. Чучел не сжигали: о традициях празднования Масленицы на Урале.
Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу | 19.12.2018 | Всё Здорово Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства.

Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу

Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда. В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом. Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка. Дети воспринимают сказку здесь и теперь, внутри контекста той культуры, в которую рождаются и в которой живут, внутри современного ассоциативного ряда.

И праздник для ребенка становится празд-ником не потому, что он был значимым событием в глубокой древности, а потому, что имеет смысл сегодня и отвечает психологическим запросам детства. Психологопедагогический критерий в «отборе традиций» для внедрения их в жизнь детсковзрослого сообщества, учет детского восприятия мира при работе с детьми совершенно необходим. Прежде чем водружать куклу на костер, нужно подумать, чем она по природе своей является для ребенка. Кукла в игровом детском мире призвана изображать человека. Дети кукол кормят, одевают, укладывают спать — то есть воспроизводят по отношению к ним «родительские» дей-ствия.

Это значит, что кукла — отчасти сам ребенок, что ребенок временами с ней отождествляется. И мы на этом играем, требуя, чтобы дети не бросали кукол на пол, не рвали им волосы, не ломали. Мы говорим: «Нельзя так обращаться с куклой. Кукле больно! Мы изо всех сил поддерживаем отношение ребенка к кукле как к одушевленному существу или хотя бы как к существу, которое может оживать временами.

Например, по ночам. Литература изобилует сюжетами об оживших игрушках. Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества.

Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм». Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое. Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом. Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее.

Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию. Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца.

С этим вопросом «Фома» обратился к протоиерею Андрею Ефанову: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ В провождении масленичной недели — то есть недели перед постом — важно различать два плана: один — языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя — так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых — сжигание чучела масленицы — символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы — это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет. А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план — то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом — временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души.

Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после.

Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее.

Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства.

Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну.

Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей.

В Костромской фигура «соломенного мужика» губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного. Современный смысл традиции Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом. Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.

Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия. Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю. Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды. Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств. Именно поэтому, несмотря на все усилия монархов и служителей церкви, праздник со всеми его ключевыми обрядами дошел до наших дней.

Сейчас сжигание чучела масленицы — это уже не такой важный обряд, но его продолжают повсеместно проводить в воскресенье этой праздничной недели. Для простых людей данный ритуал стал символом окончания торжеств и приближения великого поста, и без него сложно представить Масленицу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий