Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств-членов. Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет Имангали Тасмагамбетов.
Для чего Белоруссия активизирует свою деятельность в ОДКБ?
это региональная структура безопасности, основа которой была заложена на постсоветском пространстве в 1992 году. Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Что такое ОДКБ: как расшифровывается, какие страны входят, зачем была создана, какие у организации основные цели и задачи, структура. Аббревиатура ОДКБ расшифровывается как "Организация Договора о коллективной безопасности". ОДКБ появилась в 2002 году.
ОДКБ – последние новости
Где пройдут учения ОДКБ осенью 2024 года | Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет Имангали Тасмагамбетов. |
В каких случаях ОДКБ может оказать помощь странам-участницам | ОДКБ – это своеобразная замена Организации Варшавского договора (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), которая распалась 1 июля 1991 года. |
В Объединенном штабе ОДКБ рассказали о приоритетах в работе
Иными словами, чтобы Армения получила реальную военную помощь от ОДКБ, после обращения Пашиняна вопрос должен был поднять президент Таджикистана Эмомали Рахмон, а все остальные главы — единогласно одобрить предоставление помощи, потому что решения в Организации принимаются на основе консенсуса. Очевидно, что ситуация, когда ОДКБ может приступить к реальным коллективным оборонительным действиям, почти невозможна. Современная война — это и есть приграничные стычки, диверсии, труднодоказуемые кибератаки. А устав ОДКБ рассчитан на полномасштабное военное наступление в стиле плана «Барбаросса», которое сейчас бывает лишь в фантазиях пропагандистов. Армянское общество, что ни удивительно, восприняло такое отношение союзников как предательство.
Там ситуация сложилась поразительная — во время боев министр обороны и секретарь Совбеза Кыргызстана находились в столице «противника» - Душанбе, как раз на заседании Совета министров обороны государств ОДКБ. Генсек Организации Станислав Зась тогда призвал стороны к миру, но в целом было понятно, что он здесь не помощник. А все остальные инициативы, с которыми могли выступить Россия или, скажем, Казахстан — предложить посредничество и площадку для переговоров — уже никак не связаны с участием в Организации. Наконец, еще один кризис чудом миновал ОДКБ, когда туда не стал обращаться Александр Лукашенко, который на пике протестов пугал оппозиционеров словом «стабильность» из устава Организации.
Формально размытая формулировка «угроза стабильности» может стать основанием для каких-то мер в рамках ОДКБ, но на деле отправлять войска подавлять протесты в другой стране — перспектива сомнительной привлекательности. Ни повоевать, ни расшириться Нельзя сказать, что страны-участницы не пытались как-то улучшить имидж ОДКБ и закрепить его субъектность делами. В 2017 году в России обсуждалась идея, что Организация должна бороться с угрозами не только у своих границ, но и на дальних подступах — например, в Сирии. Москва просила союзников отправить туда свой контингент, но откликнулась только Армения.
Правда, в боях армянские военные не участвовали, ограничившись операциями по разминированию. Когда на переговорах по Донбассу зашел разговор о возможном введении миротворцев, то возникло ожидаемое предположение, что это должны быть представители ОДКБ.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет, что повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности является одним из основных национальных интересов в военной сфере. Согласно документу ОДКБ рассматривается в роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает укрепление системы коллективной безопасности и дальнейшее развитие отношений с государствами — членами ОДКБ по вопросам развития и применения сил коллективной безопасности, создания объединенных военных систем, развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене в целом. Военная доктрина Республики Беларусь Российская Федерация Российская Федерация подписала Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года в городе Ташкенте.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию , а также угрозам в информационной сфере.
В сентябре 1993 г. В апреле 1999 г. Расширение военно-технического сотрудничества государств — участников ДКБ, развитие системы консультативных органов, формирование Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности 2001 создали предпосылки для преобразования ДКБ в международную региональную организацию в духе статей 52—54 Устава ООН.
Соответствующее решение принято 14 мая 2002 г. На сессии СКБ в Кишинёве 7 октября 2002 г. В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Структура К 2004 г.
Впоследствии к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. В апреле 1999 г.
Что такое ОДКБ, как и зачем Путин предлагает поменять ее устав
Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации выполнения решений глав государств — членов ОДКБ, руководителей оборонных ведомств по развитию военной составляющей Организации. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона.
Сербия и Союзное государство находятся в статусе наблюдателей.
До 1999 года в договоре также участвовали Грузия, Узбекистан и Азербайджан, однако они решили не продлевать партнерство. Узбекистан на время возвращался в ОДКБ в 2006—2012 годах. В приоритете у организации не военные, а политические средства достижения мира.
Однако документ разрешает использовать военные и миротворческие силы партнеров ОДКБ — но только на территориях стран-участниц и только по их предварительному запросу. При этом миротворцы не остаются в стране на неопределенный срок, а покидают ее сразу по завершении миссии. Как активизация сотрудничества Еревана с Вашингтоном скажется на отношениях с Москвой Кроме того, государствам-партнерам запрещено размещать на своей территории военные базы третьих стран и вступать с ними в союзы без согласия остальных участников, а также разворачивать военные действия против партнеров.
Высшим политическим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, в который входят президенты стран-партнеров.
В то время как Россия довольствуется наращиванием военной инфраструктуры и использованием территорий государств-членов ОДКБ для размещения войск, другие страны часто видят организацию в качестве инструмента для поддержания их авторитарных режимов или смягчения этнической напряженности, еще оставшейся после распада Советского Союза. Такой разительный контраст в том, как участники видят организацию, создает атмосферу недоверия. ОДКБ и Российская Федерация Россия является государством-преемником бывшей сверхдержавы, ее геополитическое положение и опыт руководства в одиночку гарантировали ей значимость на мировой арене, что ставит ее на несколько голов выше всех держав-участниц и делает сильным лидером в организации.
По результатам переговоров по ряду стратегических военных сделок с союзниками по ОДКБ, например, строительство новых авиабаз в Беларуси, Кыргызстане и Армении в 2016 году, Россия сумела укрепить свое присутствие в этих странах и их соответствующих регионах, а также уменьшить здесь влияние НАТО. Несмотря на экономические трудности, Россия еще более увеличивает военные расходы и планирует завершить амбициозную военную программу модернизации до 2020 года, демонстрируя свое желание играть все более важную роль в глобальном масштабе. В краткосрочной перспективе Россия достигнет целей и консолидирует свое влияние, используя ресурсы ОДКБ. Создавая условия для более глубокой интеграции, Россия открыла путь для создания эффективной коллективной безопасности со структурой, аналогичной западному соседу.
Надеемся, что теперь вам расшифровка ОДКБ как мощной региональной организации стала понятна.
Правда, из договора решили выйти Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Это совместные военные силы государств-участников ОДКБ. Предполагается, что Коллективные силы оперативного реагирования будут в состоянии постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Но это лишь одобрение, впереди было само создание… 14 июня 2009 года на очередной сессии съезде ОДКБ должны были быть созданы КСОР, но без Беларуси, у которой был конфликт с Россией «молочный войны» , это сделать не удалось. Но из-за устава ОДКБ он оказался нелегитимным. В июне 2010 в Киргизии начало противостояние киргизской и узбекской диаспор, которое практически привело к гражданской войне.
ОДКБ отказал в содействии урегулированию ситуации.
Что такое ОДКБ и зачем она России?
Осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Продолжается целенаправленная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения Войск Коллективных сил ОДКБ, организации управления, материально-технического и медицинского обеспечения, упрощения процедур перевозок национальных формирований, а также их оснащения современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники. Приоритетными задачами Объединенного штаба ОДКБ также являются качественная подготовка и успешное проведение мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки, в том числе комплекса совместных и специальных учений, запланированных на осень этого года на территориях Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Республики Таджикистан.
Члены ОДКБ не могут вступать в военные союзы с третьими странами, а также участвовать в действиях, направленных против других стран организации. Агрессия в отношении одного из участников ОДКБ вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету рассматривается как агрессия против всех членов Договора. Договор не направлен против третьих стран. Он не затрагивает прав и обязательств стран ОДКБ по двусторонним соглашениям, а также не затрагивает право государств - участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом ООН. Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности, в который входят главы государств - участников организации.
Высший координирующий орган - секретариат во главе с генеральным секретарем. Система коллективной безопасности В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования около 18 тыс. Все эти структуры включены в состав единых войск организации - Коллективных сил, решение о создании которых было принято 19 декабря 2012 года. Подготовка предложений и реализация решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности возложена на Объединенный штаб ОДКБ. В организации также действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения странам - участницам по льготным ценам, ведется подготовка кадров для вооруженных сил и силовых структур государств - членов ОДКБ на безвозмездной и льготной основе. Механизм реагирования на кризисные ситуации Согласно статье 2 договора ОДКБ в случае "возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников" члены ОДКБ должны незамедлительно начать совместные консультации с целью координации своих позиций, выработать и принять меры по оказанию помощи в целях устранения возникшей угрозы. В случае вооруженного нападения, угрожающего безопасности и территориальной целостности, на любое из государств - членов ОДКБ все участники организации по просьбе этого государства "незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную" статья 4 договора ОДКБ.
Принятые изменения коснулись выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам - участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету.
Сегодня штаб отмечает очередную годовщину своего образования. И, по словам Владислава Щегриковича, все эти годы особое внимание уделяется развитию Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона, а также совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения войск ОДКБ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 г. Ключевыми задачами ОДКБ являются обеспечение национальной и коллективной безопасности, углубление военно-политического взаимодействия, координация внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности, укрепление многосторонних механизмов сотрудничества, включая военную составляющую, развитие сотрудничества по противодействию современным вызовам и угрозам безопасности, таким как международный терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, международная организованная преступность, информационная безопасность и кибербезопасность, биологическая безопасность, военно-техническое сотрудничество.
Дипмиссии Беларуси за рубежом.
Что такое ОДКБ, как и зачем Путин предлагает поменять ее устав
Задачи ОДКБ за десятки лет не изменились: отражение внешних угроз, защита территориальной целостности, борьба с терроризмом и наркотрафиком. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств-членов. Он создал ОДКБ — самую масштабную военно-политическую организацию Евразийского пространства, которая на протяжении 21 года эффективно защищает это пространство от всех. Пашинян также добавил, что Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией». В 2017 году исполняется 25 лет Договору о коллективной безопасности и 15 лет его организации — ОДКБ. ОДКБ — это Организация договора о коллективной безопасности. Договор подписан 15 мая 1992 года между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном.
Что такое ОДКБ, как и зачем Путин предлагает поменять ее устав
Значения аббревиатуры ОДКБ | участники Договора учреждают международную региональную Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), далее именуемую - Организация. |
ОДКБ – последние новости – | Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь ОДКБ, который назначается решением СКБ ОДКБ сроком на три года по представлению СМИД. |
В каких случаях ОДКБ может оказать помощь странам-участницам
И одним из главных инициаторов этого процесса сегодня становится Белоруссия, что в очередной раз подтвердил прошедший 23 ноября в Ереване саммит Совета коллективной безопасности ОДКБ. Стоит напомнить, что изначально ОДКБ, куда сегодня входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, многим виделся как своеобразный ответ НАТО, так как на постсоветском пространстве после развала СССР и системы Организации Варшавского договора были разрушены все прежние связи, обеспечивавшие военное и иное сотрудничество в сфере безопасности. Поэтому еще в мае 1992 года и появился Договор о коллективной безопасности, четвертый пункт которого гласил: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету , то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету на все государства — участники настоящего Договора». Предполагалось, что в таком случае страны будут предоставлять партнерам необходимую военную помощь и поддержку.
В последующем именно данный пункт стал одним из наиболее спорных и критикуемых как сторонниками появившейся в продолжении договора в 2002 году ОДКБ, так и ее противниками. Известно, что целями ОДКБ являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». Однако за все годы существования организации наибольшего прогресса страны смогли добиться лишь в области противодействия наркоторговле и терроризму.
Главной помехой перерастанию ОДКБ в полномасштабную военно-политическую организацию стало превалирование государственных интересов над коалиционными. Каждый член объединения всегда был озабочен своими проблемами, что можно видеть и сегодня во время различных саммитов и встреч. Так, Москва обеспокоена глобальной деятельностью НАТО во главе с США, Минск — нарастанием напряженности у своих западных границ и внутриполитической обстановкой, Астана, Бишкек и Душанбе видят главную опасность в ситуации в Афганистане, а Ереван — в противостоянии с Азербайджаном.
Подобные различия не раз становились препятствием не только для развития организации, но и принятия оперативных решений, необходимых для поддержания безопасности внутри ОДКБ. Можно, например, вспомнить о том, что Киргизия трижды в 1999, 2010 и 2021 годах обращалась за помощью к партнерам и каждый раз получала отказ. Единственным случаем, когда в ОДКБ согласовали миротворческую миссию, стал кризис в Казахстане в начале текущего года.
Тогда после обращения Касым-Жомарта Токаева о помощи в борьбе с террористическими бандами решение о направлении миротворческих сил ОДКБ было принято практически моментально, а в Казахстан оперативно прибыла группировка из более чем 2 тыс. Несмотря на то, что в текущем году это была уже пятая встреча лидеров стран организации, она снова показала, что национальные интересы преобладают над общими. Так, лидер Армении Никол Пашинян говорил о конфликте его страны с Азербайджаном, не только критикуя своих партнеров за нерешительность, но и напоминая, что внутри ОДКБ нет взаимопонимания, о чем свидетельствует недавний конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном.
Неудовлетворенность Пашиняна в конечном счете вылилась даже в то, что он отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности и документа о совместных мерах по оказанию помощи Армении, так как в них не была отражена агрессия Азербайджана и не содержалось требование к Баку вывести войска с занятой им части армянской территории.
За это время в ходе операций из незаконного оборота было изъято свыше 428 т наркотиков. С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции "Нелегал", направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых "комплексных" или "гибридных" технологиях.
В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств - членов организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств - членов организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции "ПРОКСИ" от полного названия "противодействие криминалу в сфере информации".
Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств - членов организации. За эти годы выявлено более 377 тыс. При этом была приостановлена деятельность 148 тыс.
При организационной и координирующей роли Объединенного штаба осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2022 году в связи с возникновением угроз биологической безопасности создано совместное формирование РХБ защиты и медицинского обеспечения. Большое внимание в Объединенном штабе уделяется вопросам совершенствования механизмов кризисного реагирования ОДКБ. Возможности Центра кризисного реагирования ежегодно задействуются для проведения стратегических командно-штабных тренировок и совместных деловых игр, координации вопросов перегруппировки национальных контингентов и проведения совместных командно-штабных и специальных учений в формате ОДКБ, а также проведения других мероприятий совместной подготовки Войск Коллективных сил ОДКБ.
Совместная оперативная и боевая подготовка сил и средств системы коллективной безопасности — одна из приоритетных задач Объединенного штаба ОДКБ. В нынешнем году запланировано специальное учение с совместном формированием РХБ защиты и медицинского обеспечения «Барьер-2023».
Особое внимание на пространстве ОДКБ уделяется проблематике развития кооперации оборонных предприятий, взаимных поставок продукции военного и двойного назначения в рамках госзаказов стран ОДКБ. С этой целью учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в которой ведется работа по созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. Актуальными для союзников по ОДКБ являются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом. Формой реакции на угрозы, связанные с возвращением из «горячих точек» Ближнего Востока лиц, прошедших террористическую подготовку и участвующих в деятельности террористических организаций стало ежегодное проведение с 2019 года в формате ОДКБ специальной операции «Наемник», которая является прямым конкретным вкладом Организации в выполнение резолюций СБ ООН 2178 и 2396.
В этом контексте следует отметить совместную работу в ОДКБ по формированию Единого списка организаций, признанных террористическими в отдельных государствах-членах объединения. На треке противодействия незаконному обороту наркотиков в формате ОДКБ в 2014 г.
Организация Договора о коллективной безопасности
ОДКБ — последние новости. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, созданная с целью укрепления мира и защиты. Организация договора коллективной безопасности ОДКБ – молодая структура. региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира. Задачи ОДКБ за десятки лет не изменились: отражение внешних угроз, защита территориальной целостности, борьба с терроризмом и наркотрафиком.