Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности.
5 гештальт-техник для личностного роста
При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. методу, объединившему в себе искусство и науку. Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества.
Техника пустого стула
это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life.
Метод песочницы
- Психодрама
- Психологическая интервенция - Блог Викиум
- Психодрама
- Способ забыть человека со стулом
- "Пустой стул" в гештальте - Прасс, и готово!
Как работает психологическая интервенция
- Техники психодрамы
- Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
- Метод песочницы
- Оклендер В. Окра в мир ребенка
- Гештальттерапия
- Техника пустого стула — Студопедия
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Берем два стула. Садимся на один из стульев. Представляем на пустом стуле человека, с которым хотите поговорить. Выскажите все что вы хотите сказать данному человеку. Когда закончите говорить, сядьте на пустой стул и представьте что вы и есть ваш собеседник и скажите, что бы он ответил вам. Второй способ Этот способ распространен в основном в гештальт направление. В отличии от классического способа он не требует ответной реакции Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом.
Третий способ Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Представляем на пустом стуле себя. Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул.
И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства.
Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место? Но нас будет интересовать только ЭГО функция. Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент. Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки? Если вдуматься, то это "оксюморон". Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду.
Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственным своим тайнам, чему-то, что находится вне зоны контакта. Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время не доступно. Функция эксперимента во время начала консультации Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации. Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию. Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую демонстрационную функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия.
В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть. Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности.
По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента. Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал. Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства. Это может показаться парадоксом, но избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала.
Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт. Этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, — это внесение новой фигуры в ситуацию контакта. Эксперимент развивает энергию, поддерживает процесс дифференциации и фокусировки, дате место для целостности объединение тела, эмоций, ума. Эти позитивные моменты не мешают пониманию обратной стороны эксперимента, как дополнительной формы организации контакта, по сравнению с встречей клиента и терапевта. В этом смысле часто в ходе сессии эксперимент — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. В этом случае эксперимент может быть понят как вариант "тактики подавления". Название тактики подавления предложено Перлзом для того, чтобы обозначить открытые тактики конфронтации терапевта с прерываниями контакта со стороны клиента.
Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место начала и место завершения. Примеры популярных экспериментов: Метафорическая работа Терапевт предлагает клиенту перевести свой опыт из его персональной ситуации в метафорическое пространство. Такой перенос дает дополнительную экспрессию "решающей семантической машины". Это предложения со стороны терапевта типа: "поговори от имени руки! Обращение к воображаемой фигуре диалог с пустым стулом Этот эффект основан на сочетании направленного движения и произнесенного текста. Монолог, произнесенный энергично, адресно и с выражением в адрес обозначенной в пространстве символом подушкой, предметом фигуры побуждает человека координировать свои переживания и делать фокусировку в высказывании, фокусировать интенцию. Возможно развитие темы в таком эксперименте как диалог между фигурами.
Групповая скульптура Популярный групповой эксперимент, в котором клиент делает рассказ о свое ситуации, а затем создает из участников группы пространственный скульптурный портрет, отражающий динамическую семантику внутренних связей его ситуации. Как правило, в таком эксперименте клиент много раз переставляет участников и меняет места, за счет этого усиливая свое осознавание. Собака сверху и собака снизу Название эксперимента предложил Ф. Перлз, использовав популярную в Америке и мало понятную в России идиому. Несмотря на странность названия, этот эксперимент чудесно происходит в группе, когда ставятся два стула, и на них по очереди выходят участники. Большую роль играет пример предшествующих участников. Участники "болеют" и дают свои эмоции и разогревают тех, кто выходит на эти "ролевые" стулья.
С одного стула человек говорит от имени своей внутренней позиции по типу "надо делать", со второго стула человек говорит от имени своей внутренней позиции "естественного сопротивляющегося" персонажа. Преимущества работы в группе с этим экспериментом очевидны. Во-первых, участники привыкают к импровизации. Кроме того, легализируются некоторая часть чувств и высказываний. Участники группы привыкают к тому, чтобы заметить переключения энергии от одной из фигур к другой. Существенно, чтобы ведущий поддерживал энтузиазм каждой фигуры, и поддерживал, чтобы она говорила, о чем хочет! Полярности Эффект полярности сам по себе известен в опыте культурной практики.
Введение контрастной пары к имеющимся в распоряжении клиента фигурам создает эффект оживления. Независимо от того, выбрана альтернативная человеческая роль, концепция или абстракция, в ситуации эксперимента обращение к полярности расширяет поле и насыщает фон. Некоторый риск таких приемов состоит в том, что внимание клиента может рассеивается, и ему иногда приходится не так просто переключаться на новую фигуру. Популярны эксперименты, в которых полярности "встречаются" в споре, в драматическом движении, как могли бы встретиться два человека на диспуте. О полярностях рассказано и написано много. Не все любят эксперименты с полярностями. Количество вариантов пар бесконечно, начиная с "я добрый — я злой", "умный-глупый", "доброта-агрессивность", и завершая совершенными абстракциями.
Есть мнения, что работа с полярностями эффектна, но запутывает клиента. Чаще всего эффект запутанности, однако, возникает в ситуации, если невнимательный терапевт начинает в качестве эксперимента с полюсами одной семантической оси, а заканчивается дело неожиданно для терапевта конфликтом ролей. А надо помнить, принять к сведению, что тактики поддержки экспериментов с внутренним конфликтом сильно отличаются от тактик поддержки экспериментов с полярностями. В целом, однако, стоит сказать, что использование спонтанно предложенных в ходе сессии полярностей для эксперимента оживляет ситуацию и дает дополнительный эмоциональный материал для работы. Есть в нем что-то одиозное. Конечно, его трудно считать визитной карточкой современной гештальт-терапии, тем более что он по сути заимствован из психодрамы. И используется в рамках множества самых разных задач в практике всей современной терапии.
Но у гештальт-терапевтов есть свои мотивы дружить с этим экспериментом. Как ни как эксперимент с расстановкой пустых стульев отражает пространственную диспозицию. То есть клиент обращается не просто в пустое пространство, а фокусирует, проецирует в физическое пространство те вектора, которые имеют место в эмоциональном пространстве человека. Когда он необходим? Конечно, в моменты, когда необходимо прояснение отношений с конкретными людьми, с ушедшим или с умершим человеком. И в тех случаях, когда конфронтация терапевта со слиянием у клиента затруднена, и человек переживает сложный конгломерат чувств, которые ему трудно дифференцировать.
Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Перлза в психологии предлагает посадить на пустой стул воображаемые или реальные объекты или людей, чтобы создать ситуацию диалога или конфронтации. Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул. Внутренний критик Внутренний критик — это внутренний голос, который постоянно критикует и осуждает наши действия и мысли. Посадив внутреннего критика на пустой стул, можно взглянуть на его доводы и увидеть их источник.
Такой диалог поможет осознать и преодолеть негативные убеждения и ограничения, наложенные внутренним критиком. Родительская фигура На пустой стул можно посадить родительскую фигуру, которая может символизировать отца, мать или другого взрослого, играющего значимую роль в жизни человека. В процессе диалога с воображаемым родителем можно выразить свои чувства и обсудить проблемы, связанные с отношениями с родителем. Это позволяет осознать свои эмоции и взглянуть на отношения с родителем с новой перспективы.
Важный человек На пустой стул можно посадить важного человека из своей жизни, с которым у вас есть нерешенные проблемы или незавершенный диалог. Такая воображаемая встреча может помочь высказать свои мысли, переживания и эмоции в отношении этого человека, а также получить более глубокое понимание ситуации. Это может быть полезным для разрешения конфликтов и принятия дальнейших решений. Части личности На пустой стул можно посадить различные части личности, которые могут быть внутренними субличностями или представителями разных аспектов личности.
Такая техника позволяет провести диалог между разными частями себя, чтобы лучше понять свои внутренние конфликты и стремления. Фантазийные объекты На пустой стул можно посадить фантазийные объекты или персонажей, чтобы провести диалог с ними или взаимодействовать с ними воображаемым образом. Это может быть полезным для развития творческого мышления, преодоления страхов или получения новых идей. Заключение Техника «Пустой стул» Ф.
Перлза предлагает широкие возможности для работы с различными воображаемыми или реальными объектами и людьми. Посадка на пустой стул позволяет создать ситуацию диалога или конфронтации, что способствует осознанию и преодолению проблем.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Что такое гештальт: техники, законы и примеры | Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. |
Техника «пустого стула»: как простить близких | Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. |
Пустой Стул - значение символики | методу, объединившему в себе искусство и науку. |
Техники психодрамы | Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. |
Как проходит работа с техникой
- 5 гештальт-техник для личностного роста — Мозаика Жизни
- Эксперимент «пустой стул»
- Определение гештальта
- Ольга Некрасова
- Виды гештальт-техник | Психологический центр Равновесие
Эксперимент «пустой стул»
В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему».
Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста.
У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист.
Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре.
Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации.
В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила. Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе.
Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице.
Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет.
Этапы проведения техники.
Разместив проблему напротив, клиент может олицетворить её в образе. Рассказать, как именно она выглядит? Клиент выражает своё отношение к сидящей напротив него проблеме, отреагируя скопившиеся эмоции.
Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан.
Выполняя упражнение вы сможете освободить себя от плохих мыслей, стать на путь личностного развития и просто начать новую жизнь. В каких случаях помогает техника и как правильно выполнять? Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым он осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой.
Решение: Сядьте на диван, поставьте перед собой стул и представьте сидящим на нем человека, ситуация с которым не завершена. Вот вы находитесь напротив него. Выскажите ему все, что у вас накопилось внутри за это время, всё, что хотели бы ему сказать. Не сдерживайте ваши эмоции, необходимо их полностью прожить. После того, как все слова сказаны, эмоции пережиты, поменяйтесь с представляемым вами человеком ролями, пересядьте на пустой стул, посмотрите на себя со стороны и представьте, что бы он мог вам сказать в ответ, либо как отреагировал на сказанное вами.
Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено.
При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда. По окончанию упражнения противоположный стул убирают, подтверждая завершение ситуации. Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче! И со словами: "Побудьте в этом состоянии, поберегите свои открытия!
Пустой Стул - значение символики
Прислушайтесь к себе, пока вы говорите - что вы чувствуете? Чувствуете, что начинаете злиться? Если вы почувствуете, что сердитесь, позвольте этому чувству проявиться. Прислушайтесь к себе, что вы хотите сказать или сделать? Расскажите об этом другому. Вы ничего не чувствуете? Если вы ничего не чувствуете, вернитесь на пару шагов назад и расскажите подробнее о том, что произошло, и как это было болезненно и тяжело.
Расскажите себе еще раз почему это было неправильно. Рассказав другому о своих чувствах, запишите извинения, которые вам было нужно услышать от собеседника. Извинение может содержать раскаяние значимого другого - что он видит и понимает свои ошибки, осознает, как это должно было быть для вас тяжело, искреннее извинение и слова о том, что он должен был сделать на самом деле или что он может сделать сейчас. Прочтите про себя извинение и обратите внимание на то, что вы чувствуете. Потратьте несколько минут на то, чтобы подвести итоги для себя и того, что вы, возможно, захотите сделать в жизни.
Работа с внутренними конфликтами и поиск способов их разрешения. Развитие самосознания и работы с личностным ростом. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. Она помогает клиентам лучше понять самих себя, разрешить конфликты, принять эмоции и разработать стратегии для достижения своих целей. Практика работы с техникой пустого стула требует навыков и опыта психолога, поэтому рекомендуется проводить такие сеансы под руководством профессионала. Плюсы и минусы использования техники пустого стула Плюсы: Эмоциональное освобождение: техника пустого стула позволяет человеку выразить и проявить свои эмоции и чувства, которые могут быть затруднены в обычной ситуации. Это может помочь в освобождении от негативных эмоций и создании психологического комфорта. Саморефлексия и саморазвитие: пустой стул может стать символом внутреннего диалога с самим собой. Человек может задавать себе вопросы, высказывать свои мысли и искать ответы. Это может способствовать саморефлексии и саморазвитию, помогая осознать свои потребности и цели. Проявление конфликтов: техника пустого стула может помочь выявить и разрешить внутренние конфликты и противоречия. Человек может попытаться установить диалог между разными сторонами себя, что помогает понять и смягчить конфликтующие между ними точки зрения. Минусы: Основанность на воображении: техника пустого стула требует от человека использования воображения и представления. Некоторым людям может быть сложно воспринимать пустой стул как реальное присутствие, что может ограничивать эффективность техники. Необходимость самостоятельной работы: для использования техники пустого стула необходимо иметь некоторые навыки самостоятельной работы и рефлексии. Не все люди могут дать себе возможность полностью погрузиться в процесс работы с пустым стулом, особенно если у них есть трудности в самоанализе или самопонимании. Не всегда подходит для всех случаев: техника пустого стула может не подойти для всех случаев и не всем людям. В некоторых случаях может потребоваться более традиционный подход к психотерапии или другие методы работы с проблемами. Важно помнить о том, что техника пустого стула не является универсальным решением для всех проблем и не всегда дает быстрые результаты. Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое. В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем. Одним из основных направлений на сайте psyholic. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.
Вы сможете выделить и выразить свои эмоции, дать им выход, пережить и отпустить их. Повышение самооценки, самоуважения, самолюбия, доверия к себе. Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм. Вы сможете установить диалог между разными частями своей личности, найдете компромисс, согласие, баланс. Вы сможете разобраться и интегрировать свои противоположности, полярности, амбивалентности, конфликты. Улучшение отношений с другими людьми, партнером, друзьями, реальными или воображаемыми объектами. Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания. Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним. Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки. Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление. Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить. Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить. Вы можете застрять на одном стуле, на одной роли, на одной эмоции например, обиде , на одном конфликте, на одной проблеме. Возможно, у вас в этот момент нет доступа к вашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, фантазиям. Возможно, вы не идентифицируете себя с той частью вашей личности или с тем человеком, с которым вы говорите. Вы говорите от третьего лица, в прошедшем времени, в косвенной форме, обобщенно, абстрактно, рационально. Говорите не о себе, а о других, о ситуации в теории. В этих случаях помогает использование следующих простых методов: Дыхание, релаксация, движение. Это важно, чтобы расслабиться, снять психологическое напряжение, выразить себя. Начните дышать глубоко, медленно, ритмично. Нужно расслабить мышцы, суставы. Выделите себе достаточно времени на эту практику.
Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру. Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула. - | одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. |
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps! | Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. |
Гештальттерапия » Журнал «Эзотера» | техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами. Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели. Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности. Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия. Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах.
При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат. После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали. Другой техникой является «пустой стул». В таком случае перед клиентом располагается человек, который имеет какое-то значение. Также в таком случае неважно жив ли еще этот человек или уже умер.
Все это помогает решить внутриличностные конфликты. Концентрация и экспериментальное усиление Оригинальная техника гештальт-института имеет название концентрация или фокусированное осознавание.
Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул.
Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня. Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник.
После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог. Если хотите - кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация.
В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин». В процессе работы нам удалось отследить эти мысли, оказывается, клиентка переняла их от матери.
Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты. Если речь идет о глубоких травмах, лучше обратиться к психотерапевту. Если за открытым гештальтом прячется болезненная ситуация или серьезная утрата, человек самостоятельно не пойдет в свою травму, если он, конечно, не мазохист. Психика попросту не даст ему провести над собой эту экзекуцию Юлия Ананьевагештальт-терапевт Эксперт добавила, что психика человека способна скрывать множество «слепых пятен». Самостоятельно человек может попросту не осознавать, где именно есть незакрытые гештальты, отравляющие ему жизнь. Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники.
Творчество, игра, искусство — это все, что помогает нам выйти из обыденности, из привычного способа мыслить, помогает нам расшевелиться и посмотреть на ситуацию другим взглядом. Мне кажется, не только в терапии, но и в повседневной жизни важно вносить элементы игры, творчества и фантазии. Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения.
Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз активно использовал пустой стул в гештальт терапии на своих сеансах. Он считал, что это отличный способ вывести клиента из зоны комфорта, разбудить скрытые эмоциональные пласты. Беседа с воображаемым собеседником запускает мощные внутренние процессы, которые могут стать прорывом на пути личностного роста. Фриц Перлз широко применял и другие нестандартные для того времени методы: крик, медитацию, даже использование психоделиков.
Но среди них техника "пустого стула" выделялась особо. С ее помощью удавалось раскрывать глубинные внутренние конфликты, которые мешали клиенту полноценно жить. Яркий пример - история пожилой женщины, которая в детстве подверглась насилию от отчима, но загнала эти воспоминания на подсознательный уровень. Беседа с "пустым стулом", изображающим этого человека, позволила вытащить травму наружу.
Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого. Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе. Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным. Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете?
Тот, кто готов поделиться, садится напротив пустого стула и начинает воображаемый диалог с выбранным им человеком. По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе. Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь.
Правила работы в технике "пустой стул": Не судить и не оценивать участника, предоставить ему свободу выражения чувств.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.
Гештальттерапия
В роли воображаемого оппонента может выступать цель, мечта, даже собственное Я из будущего. Диалог с ними проясняет возможные пути развития ситуации. Также в разговоре с "пустым стулом" полезно менять позиции, становясь на место оппонента. Это расширяет угол зрения, позволяет лучше увидеть альтернативную точку зрения. Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер. Рассталась с мужем из-за его измены. До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана. Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил.
Мне было так плохо и больно! Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях. Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию. Маша пересела на "пустой стул" и как бы от лица Ивана ответила себе: - Прости меня, пожалуйста, я сам не понимаю, что на меня тогда нашло... Между нами все было замечательно, ты - самая лучшая из всех женщин, которых я знал.
Наверняка многим из вас знакомо ощущение, когда все в жизни сложилось, но чего-то все равно почему-то не хватает. Слышали романтическую истории подруги, у которой прекрасный муж и дети, но которая тем не менее постоянно вспоминает свою первую любовь — того самого красивого и умного парня, навсегда разбившего ей сердце?
Более того, с каждым новым рассказом она упоминает все больше подробностей, как если бы жила не реальной жизнью в состоявшемся браке, а той самой, прошлой и не случившейся. Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1901 году. Является основательницей экспериментальной патопсихологии Она помнит его голос, их первую встречу, ямочки на его щеках при улыбке, тот самый поворот головы, когда он посмотрел на нее впервые. Она убеждена, что если бы они не расстались, то были бы самой счастливой парой: жили бы душа в душу, никаких ссор и скандалов, только полное взаимопонимание двух любящих людей. Вы можете поддакивать своей подруге, сопереживать ей и поддерживать ее. Но знайте: ее домыслы о счастливой жизни с бывшим возлюбленным — всего лишь домыслы. Да, этого никак не доказать, потому что она не может заново прожить свою жизнь по другому сценарию. Однако психологии известен эффект Зейгарник, и сегодня я объясню вам, откуда берется эта ностальгия, почему мы никак не можем расстаться с прошлым и есть ли хоть какой-то шанс начать жить полноценной жизнью, отказавшись от иллюзий.
Классический эксперимент Зейгарник Когда-то давным-давно жила одна замечательная девушка — студентка немецкого психолога Курта Левина, который всегда любил неформальное общение с учениками. Мы не знаем подробности истории, которая легла в основу открытия эффекта Зейгарник, однако одна из версий гласит, что в 1927 году в Берлине группа студентов во главе с их преподавателем зашли перекусить в один из ресторанов. Официант, обслуживающий их группу, не пользовался блокнотом и с легкостью запомнил заказ, как и заказы посетителей за другими столиками. Официант в заведении общественного питания может запросто запомнить ваш заказ, но отнюдь не по причине хорошего к вам отношения Казалось бы, ничего сложного и необычного, ведь он, по сути, прекрасно знал меню и наверняка не раз сталкивался с заказами, имеющими одинаковые позиции. Любопытным оказалось другое. Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан.
Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова. А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов. Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины.
Используя воображение, человек вызывает эту значительную фигуру, которая больше не существует в физической реальности, но в его психологической реальности, сидя на пустом стуле.. Как только это достигнуто, человек идет прямо к той фигуре, которая занимает кресло, передавая в настоящем все эмоции, которые заставляли его чувствовать в прошлом и настоящем. Напомним, что целью является достижение катарсического эффекта. Аспект личности Человек проецирует на стуле аспекты своей личности, потребностей, инвалидности, чувств и т. Уметь лучше управлять и понимать субъективные аспекты - внутренние - в другой реальности, конкретной реальности. Проецируя эти аспекты на пустой стул, они становятся более ощутимыми. Почему-то они как будто оживают. Когда человек проецирует аспекты своей личности на пустой стул, он позволяет себе смотреть и исследовать себя на расстоянии, извне. Таким образом он получает возможность добиться более беспристрастного впечатления о себе. Иногда отрицание аспектов своей личности заключается в борьбе между желанием человека и его моральной сдержанностью, что приводит к неприятию самого себя.. В этом смысле вы можете проецируйте в нем те аспекты своей личности, которые не воспринимаются как его собственная, отсутствующая личность, чувство или определенная ситуация, с которой он сталкивается. Все с целью их интеграции. Хотя это полезный инструмент, который кажется простым в применении, его следует использовать под наблюдением терапевта.
Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.