Одним из вопросов, которые могут возникать перед верующими, является то, можно ли бриться в эти дни или стоит ли отказаться от этого обычая на время праздника. Привести в порядок захоронения можно в родительские субботы или любые другие не праздничные дни. Из поколения в поколение миряне передают друг другу рассказы о том, что можно делать во время Великого поста, а что строго запрещено. Можно ли смотреть в пост новости? Великий пост ежегодно сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее.
Можно ли бриться в церковные праздники ответ священника
— Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста? Можно ли в воскресенье в пост есть рыбу. Итак, ответ на вопрос о том, можно ли бриться во время поста, может зависеть от вероисповедания и точки зрения духовных лидеров. Привести в порядок захоронения можно в родительские субботы или любые другие не праздничные дни.
Можно ли бриться на Благовещение
- Что такое Великий пост
- Как отметить Лазареву субботу 27 апреля: главные традиции церковного праздника
- Стригутся ли в пост
- Стригутся ли в пост
Можно ли бриться в пост в исламе: религиозные аспекты и практическое применение
Люди приветствовали сына Бога пальмовыми ветвями, бросали на дорогу пальмовые листья и одежды. Откуда же взялась верба? Отмечать свадьбы в период Великого поста православие не рекомендует Когда праздник пришел на Русь, возник вопрос: что делать, если пальмовых листьев в округе днем с огнем не сыскать. В северных широтах их заменили веточками вербы, потому что это едва ли единственное растение, которое расцветает буквально повсюду ближе к Пасхе: даже если на улице холодно, верба исправно радует пушистыми «котиками», будто исполняя свое послушание.
Читайте также Духовник Путина: «24 февраля можно было избежать. Но православные знали, что все это будет давно» Когда празднуется Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим празднуется в шестое воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи. Это «плавающий» праздник: в 2024 году Вербное воскресенье выпадает на 28 апреля.
Как провести праздник Страстная неделя, которая следует за Входом Господним, станет венцом Пасхи Заранее сорвите несколько веточек вербы с молодых и здоровых деревьев. В окрестностях кладбища этого делать не стоит, даже если они там сильные и красивые. Когда пойдете в Храм, возьмите с собой вербу.
Во время ночного бдения приветствуют Иисуса с веточками вербы в руках, а на утрене читается особая молитва на благословение «ваий». Вербу не выбрасывают весь год: считается, что символ праздника будет приносить здоровье и радость домочадцам. В Вербное воскресенье можно есть рыбу и морепродукты, вареную пищу с растительным маслом, а также пить вино: это единственный день помимо Благовещения во время Поста, когда даются такие послабления, поэтому накрывайте стол и наслаждайтесь вкусным семейным ужином!
Позже я узнала, что священнослужители сейчас разрешают в праздники заниматься рукоделием. Но я все равно, по совету мамы, с утра в церковные праздники стараюсь ничем таким не заниматься. А чтобы не нагрешить, иду прогуляться или в магазин. Иногда даже в церковь. Но очень редко. Может быть, зря? Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать? Ответ в этом случае не может быть однозначным, так как зависит от разных факторов.
Если руководствоваться тем, что написано в Ветхом Завете, то четвертая заповедь его гласит о том, что день субботний должен быть проведен свято и посвящен Господу. Остальные шесть дней недели необходимо посвятить работе. Согласно этой заповеди, полученной Моисеем от Бога на горе Синай, раз в неделю должен быть день для отдыха от повседневных хлопот, когда нужно посвятить свои мысли и дела Господу, посещать церковь и храм, изучать Слово Божье. Что говорит Новый завет? Новозаветные тексты таким днем называют воскресенье, которое и стало для верующих людей днем, когда не стоит работать, а лучше посетить церковь и помолиться. Но учитывая темпы современной жизни, мало кому удается отстраниться от выполнения самых разных задач, поэтому и в выходной день люди продолжают заниматься текущими вопросами. Почему нельзя работать в церковные праздники? Тем не менее есть периоды, когда верующие стараются отложить все дела, — это церковные праздники.
В народе считается, что работать в эти дни грешно, так как они посвящены святым и событиям из Библии, которые следует почитать. Человека, нарушающего традицию и предписания Нового Завета, ждет наказание. Поэтому христиане стараются воздерживаться от работы в главные двунадесятые церковные праздники. В какие церковные праздники нельзя работать? Что нельзя делать в праздники? Чтобы избежать неприятных ситуаций, все-таки старайтесь избегать работы в большие праздники, даже если вы не очень верующий человек и церковь посещаете нечасто. Какие же существуют приметы и поверья? На Рождество не стоит ходить на охоту, рыбалку, в походы — в общем, активно проводить день, так как велика вероятность несчастного случая.
Праздник этот семейный, и проводить его нужно в кругу родных и близких. На Рождество также нельзя заниматься делами, связанными с производительным трудом: шитьем, вязанием, плетением, прядением. Нить считается символом судьбы и жизни, и завязывать ее или делать какие-либо другие действия — плохая примета. Рождество — это праздник семьи, покоя и радости, поэтому нельзя заниматься хозяйственными делами, которые можно отложить: уборкой, стиркой. Убирать нельзя вплоть до 14 января — в это день весь мусор собирается и сжигается на улице, чтобы в течение года злые духи не беспокоили дом. Еще одна примета, связанная с Рождеством: если вы пригласили гостей и первой на порог ступила представительница слабого пола, значит, женщины в семье будут болеть весь год. В праздник Сретения не стоит уезжать из дома, так как поездка может закончиться не так, как вы ожидали, или вернетесь домой не скоро. В Благовещение и Вербное Воскресенье нельзя выполнять работу по дому до вечера.
Также не рекомендуется работать на земле, из которой в этот день, согласно поверью, выползают змеи. Существует даже поговорка: «Птица гнезда не вьет, девка косу не заплетает». На Пасху и вообще всю предшествующую ее Пасхальную неделю также рекомендуется воздержаться от работы. Но если есть неотложные дела, то церковь воспринимает это обстоятельство лояльно. Церковный праздник Вознесение. Можно ли работать? Вознесение считается одним из самых больших праздников в церкви. В этот день, так же как и в любые другие праздники, работать строго запрещается.
Существует даже поговорка: «На Вознесенье в поле не работают, а после Вознесенья запахивают». Можно ли работать в Троицу? Это день, когда Святой Дух снизошел на апостолов и обещал им вернуться после своего вознесения на небо. Так и случилось. Событие стало праздником для христиан всего мира и отмечается с особенным почетом. Поэтому различные работы на земле, по дому не рекомендуются. И на вопрос о том, можно ли работать в Троицу, священник скажет вам, что делать это не желательно. Лучше убедиться, что вы все делаете верно, особенно если относите себя к людям глубоко религиозным.
Поэтому не бойтесь лишний раз спросить у служителя церкви, можно ли в церковные праздники работать. Священник подскажет, какие работы позволительны в тот или иной праздник, а какие — категорически запрещены. Многочисленные приметы и поверья объясняют, почему нельзя работать в церковные праздники: тех, кто нарушает данный запрет, ожидает наказание в виде бедности, проблем со здоровьем и всяческих неудач. Что говорят служители церкви? Церковные служители говорят о том, что если в праздничные или воскресные дни человек не молится, не посещает церковь или храм, не читает Библию, а просто бездельничает, то это очень нехорошо. Свободные от работы дни даются как раз для того, чтобы посвятить их служению Господу, познанию себя, посещению службы и покою. Грех ли работать в церковные праздники? От священника вы услышите, что если вы по своему графику должны выйти на работу или заступить на смену, либо нет возможности отложить хозяйственные дела, то это не будет являться грехом.
Ведь посвящать мысли Богу можно не только дома или в церкви, но в любом месте в любое время. Все зависит от ситуации. То же самое касается вопроса о том, можно работать в огороде в церковные праздники или нет. Если есть острая необходимость, лучше выполнить задуманное и попросить прощения у Бога в молитве. Какие приметы связаны с церковными праздниками? Народ за долгие годы накопил много знаний, которые передавал из поколения в поколение. В том числе это связано с различными приметами, особенно касающихся праздничных дней. Поэтому помимо актуального вопроса о том, можно ли в церковные праздники работать, религиозные люди должны знать и о наблюдениях, связанных с ними.
Так, считается, что если на Рождество идет снег , то год будет удачным и прибыльным. Если же погода солнечная, то весна будет холодной. Приятной традицией было запекание монетки в пироге. Того, кому она попадется, ожидает успех и счастье в новом году.
Такое запретное действие связано с уважением и почтением к ушедшим душам. Еще одной особенностью церковного бритья является обязательное соблюдение праздничных дней и постов. Во время поста, включая Великий пост и Рождественский пост, верующим рекомендуется воздерживаться от бритья. Это считается духовным упражнением, позволяющим укрепить свою веру и почтение перед Богом. Кроме того, в ряде православных стран существуют традиции, связанные с бритьем.
Например, в некоторых славянских культурах считается, что парикмахерство и бритье восходят к антихристу, поэтому верующим не рекомендуется обращаться к парикмахерам в определенные дни. В таких случаях священники рекомендуют бриться самостоятельно или просить родственников об этом. Советы и рекомендации священника 1. Уважайте традиции и особенности церковного праздника: Важно помнить, что церковные праздники имеют свои особенности и традиции, которые следует уважать. Это относится и к вопросу о бритье. При наличии запрета на бритье в конкретный церковный праздник, рекомендуется следовать этому запрету, проявляя уважение к празднику и его значениям. Обратитесь к священнику: Если у вас возникли вопросы или сомнения относительно бритья в церковный праздник, лучше обратиться к священнику за консультацией. Он сможет проконсультировать вас на основе знания и понимания традиций и заповедей церкви. Изучите устав церкви: Для более глубокого понимания традиций и правил церкви рекомендуется изучить ее устав.
В уставе могут содержаться указания и запреты относительно бритья и других аспектов поведения в церковные праздники.
Сначала верните в рацион рыбу, затем — птицу, и только после этого — мясо. Выбирайте нежирные сорта мяса, приготовленные на пару. В первые дни после поста ешьте часто, но маленькими порциями; при этом добавляйте мясные продукты, яйца и рыбу только в один приём пищи. Из сладких пасхальных блюд лучше отдать предпочтение творожной пасхе. Пейте больше воды и не забывайте о физической активности. Добиться этого одной диетой невозможно; священники советуют придерживаться этих рекомендаций: Чаще посещайте храм и регулярно читайте молитвы. Старайтесь больше помогать нуждающимся и заботиться о близких. Пройдите через исповедь.
Старайтесь больше радоваться и не унывать. Не настаивайте, чтобы за компанию с вами постилась вся семья. Не навредите своему здоровью чрезмерными ограничениями. Весна — период авитаминоза, поэтому желательно поддержать организм витаминами и минералами. Великий пост и дети Многие верующие задумываются, стоит ли детям соблюдать пост, насколько это безопасно и есть ли особые правила Великого поста для детей. Мы постарались разобраться в этом вопросе. Можно ли поститься детям? Гастроэнтеролог Адиля Сафронова, к примеру, утверждает , что детям дошкольного возраста ограничивать употребление привычных продуктов не стоит. Ребятам постарше, если семья верующая и соблюдает пост, можно ограничить свой рацион на время самого строгого поста.
При этом нельзя исключать рыбу, яйца и молочные продукты — они необходимы для растущего организма. С точки зрения детской психологии пост не должен ассоциироваться с запретами.
Можно ли во время поста бриться?
Стричься и бриться, а также совершать остальные косметические процедуры можно и в иной день. Изучать состав продуктов, в случае сомнений спрашивать у батюшки, можно ли это употреблять в пищу во время поста. Хочу спросить у вас: подобает ли православному христианину бриться? Можно ли играть свадьбу во время Петрова поста.
Как держать Великий пост честно, но без фанатизма. Личный опыт за 25 лет
В основном это бобовые — нут, чечевица, маш, фасоль, грибы, тофу и другие соевые продукты. Стручковая фасоль и грибы — полноценный белковый ужин. Но тут уже как кто любит. В орехах и белок, и жиры, и клетчатка, и витамины. Они годятся и в качестве перекусов, и как дополнение к блюдам. Можно ли в пост есть морепродукты? Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений.
Это креветки, кальмары, мидии, гребешки, устрицы. Если есть их регулярно и при этом не забывать про бобовые и грибы, в сумме получится достаточное количество белка. Чем заменить сладкое? Сладкое улучшает настроение и помогает справляться с физическими нагрузками, так что совсем отказываться от него не стоит. Калорийные торты и пирожные в пост не разрешаются, но их можно заменить на десерты с медом, сухофруктами и орешками или на сладости на основе агар-агара — в отличие от желатина он полностью растительный. Можно ли пить чай и кофе?
А если хочется с молоком? Ограничений на кофе и чай во время поста нет, но, если вы привыкли пить их с молоком, замените его на растительное — кокосовое, миндальное, кунжутное, рисовое, соевое, овсяное. А если пост не совместим с состоянием здоровья?
Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома.
В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей.
В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение.
В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим. Можете рассказать о том, как правильно отмечать этот праздник? И каждый раз, когда совершается его память, читается Евангелие. В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть. Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу. Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг.
А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого. В древности обычно великих полководцев встречали пальмовыми ветвями, как победителей со словами «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». То есть благословенный тот, который грядет во имя Господне, они Его встречают как великого царя и пророка. Почему именно встречают? Так вот накануне Вербного воскресения у нас есть суббота Лазарева. В этот день церковь вспоминает, как Господь воскресил праведного Лазаря, который был уже 4 дня во гробе.
Когда по Иерусалиму разнеслась весть о чудесном воскрешении, местные жители стали видеть в Христе пророка. Они вышли встречать Спасителя.
Узнайте, какие продукты можно в Великий пост, а какие строго запрещены. Попросите поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями.
Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача.
Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно.
Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара. Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами.
От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления.
Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания.
В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение.
Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве.
Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту.
Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим.
В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Можно ли подстригать волосы в период Великого поста: церковные правила
Давайте разберемся, можно ли работать в церковные праздники? Если поминки выпали на пост, проводить их можно. — Обязательно ли в пост ходить в церковь? Вопрос бритья во время поста в исламе остается открытым и зависит от индивидуальных убеждений каждого мусульманина. Бывает, что у священника спрашивают: "Можно ли охотиться на животных в пост?". Можно ли стричься в пост. Если углубиться в церковные каноны, то прямого запрета на то, чтобы посетить парикмахера, в них нет.
Принцип работы
- Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
- Великий пост: что можно есть постящимся
- Можно ли бриться в Рамадан
- Главное — уместность
Как есть в пост, чтобы не умереть
Это нам разъясняют толкователи. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика». Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям.
Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили». Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов». Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние.
А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше». И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора.
В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися». То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают.
Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы». И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален.
Стиль Зонары иногда просто памфлетичен. В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни. То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом — ни слова. Смысл 96 правила Трулльского собора — сохранение умеренности.
Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению». Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека». Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью. Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают — это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило.
Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни. В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь. Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.
Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора — совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями. Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах. Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» 1Кор. Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот. Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение — «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят? Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика». Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили». Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов». Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше». И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися». То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы». И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде.
Постараемся разобраться с этими вопросами. Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать « церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения». Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет. Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах. Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли. Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов. Источником канонов является именно Церковь , как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя Иоанна Златоуста. Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка. Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость — это нечто другое. Святость — даже не просто некий нравственный пример. Святость — это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость — динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём. Повторю еще раз — лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину. Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод. Так вот — нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью. А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания — сами старообрядцы. Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне. Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Так ли это? Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан. Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» Втор. Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений. В любом случае, критерием всегда является сама Церковь — что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула. В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное. В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад». Соответствует ли это действительности? Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится.
Так что же православные христиане в божьи дни не делают? Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху Не ругаются Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми. Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина. Не прибираются Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник , не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор. Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания. Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде — как запрет на любую физическую деятельность , например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась. С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни , чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, — богоугодное занятие. Не стирают В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность К физической работе , попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило — работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно. А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой , особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день — разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет. Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка , которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой — бога ради! Не моются Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете — такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой — работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам. В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути. Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями. Не занимаются рукоделием Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера. Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки — приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью! Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное — не забыть посетить церковь На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год. Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия — обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм. Не работают в огороде Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову. Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу — день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5 Бог разрешает работать в божий день, главное — чтобы работа проходила с молитвой Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы. Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме. Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой.
Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
Можно) И мыться, и бриться можно. В середине Великого поста оглянемся назад и удостоверимся, на верном ли мы пути. Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям. — Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста? Что можно делать в Великий пост? В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге.