Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910). Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину. Посетители впервые могут увидеть картину «Пророк» такой, какой она была задумана изначально, «Гадалку», портреты жены художника Надежды Забелы-Врубель, «Царевну-Лебедь», «Шестикрылого серафима» и сразу нескольких «Демонов».
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов
Архитекторы экспозиции Сергей Чобан и Александр Шейнер превратили залы первого этажа в прорезанную окнами структуру, которая должна подчеркнуть ломаные линии рисунка Врубеля и одновременно стать метафорой его ломаной жизни. Кроме того, каждое окно — это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована.
В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах. Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С. Мамонтова во время судебного разбирательства Мамонтовы вынуждены будут продать этот дом с молотка. Изображения этих львов в свое время использовали как эмблему керамической мастерской Абрамцево на всех рекламных листовках. Благодаря Мамонтову Врубель познакомился с главной музой свой жизни — оперной певицей Надеждой Забелой, поэтому следующей точкой на маршруте экспозиции стал зал с ее изображениями.
Здесь есть и самые первые портреты Забелы, созданные Врубелем после первой встречи с Надеждой во время репетиции оперы «Гензель и Гретель». Он сразу влюбился и сразу сделал предложение. Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет.
Государственная Третьяковская галерея Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне. Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х — 1910-х годов. В пейзажах К.
Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстаёт как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад. Подчёркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации. Константин Богаевский. Берег моря. Государственная Третьяковская галерея Константин Богаевский.
Пустыня Сказка. Государственная Третьяковская галерея Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А. Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» 1909 к жанру картины-панно. Александр Савинов. На балконе. Государственная Третьяковская галерея Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И. Бродского «Италия» 1911.
Художник проводил лето на Капри в гостях у А. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость. Иосиф Бродский. Государственная Третьяковская галерея Отечественные художники рубежа XIX—ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразие типологических форм.
Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии. Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. Государственная Третьяковская галерея Николай Андреев. Портрет Л. Портрет М.
Э Ушковой.
После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду». Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.
Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910). Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге еще раз продлил работу выставки «Михаил Врубель.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек | «Получил свое» Михаил Врубель от молодого репортера «Нижегородского листка» Алексея Пешкова. |
Врубель: художник на все времена | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | РИА Новости, 1920, 03.11.2021. |
Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля / Новости города / Сайт Москвы | Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. |
Демоны и ангел: на выставке Врубеля разделенные полотна воссоединились | Статьи | Известия | Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. |
Михаил Врубель – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge | Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. |
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины
Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Но на пути художника появились первые неудачи. Врубель предложил свой вариант росписи плафона Владимирского собора на тему «Пятый день сотворения мира — отделение воды от тверди».
Хоть он и трудился по чужим, ранее утвержденным эскизам, он привнес свои орнаменты. Но заказчики не приняли работу. Также был отвергнут набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве» из-за обнаженных фигур стражников и больших размеров фреска налегала на дверцу. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Творческие неудачи и увлечение спиртным и женщинами усугубило положение.
Новое направление Помимо живописи Михаил увлекался музыкой, литературой и театром. Всего несколько строк Лермонтова «По небу полуночи ангел летел…» он создал картину «Ангел с кадилом и свечей». Ангел с кадилом и свечей. Рубинштейна «Демон», которую в Киеве поставил И. Живописец, пораженный спектаклем и голосами артистов, загорелся идеей написать образ увиденного им демона, что впоследствии станет его одержимостью. Рассмотрев иллюстрации к одноименной поэме М.
Лермонтова, Михаил Александрович стал уверять друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле. Все вечно путают его то с дьяволом, то с чертом, а ведь с греческого «демон» переводится как «душа». Это нужно соотносить и с поэзией Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины и веры. Знакомство с меценатом Саввой Мамонтовым, обожавшим талантливых людей, в 1889 году позволило Врубелю решить финансовые вопросы и продолжить свою работу. Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме. Демон сидящий.
Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Пляска Тамары. Лермонтова «Демон» 1890-1891 «Несется конь быстрее лани…» Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Кроме иллюстраций к «Демону», Врубель создал рисунки к собранию сочинений, но данные издания вызвали возмущение читателей, напуганных иллюстрациями. И только такие мастера, как В. Поленов, И.
Репин и В. Суриков понимали, что в художественном мире появился новый гений. Михаил Александрович продолжал жить у Мамонтовых и отправился с ними в путешествие по Италии, Франции и Греции, что поспособствовало созданию «европейских» работ. Заказ на эти панно — со свободным выбором темы — был передан Врубелю. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Размер заказа — 100 квадратных метров — и срок исполнения — три месяца — обескураживали, но Михаил Александрович согласился. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович» — как выражение силы русской земли, для другой — «Принцессу Грёзу» Ростана — как символ общей для всех художников мечты о прекрасном. Бенуа сообщил руководству Академии художеств, что во вверенном ему павильоне ведутся несогласованные работы, и потребовал от Врубеля эскизы предполагаемых панно. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. Беклемишева, К. Савицкого, П.
Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича» не сохранился. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались, и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках.
Но притягательность Врубеля в этой многомерной сложной и убедительной образности.
В понимании того, что все эти образы созданы не просто человеком, беззаветно потрудившимся для искусства. Зритель с первых шагов по выставке, а потом это подтверждается, видит человека, великолепно подготовленного к тому, чтобы эти сложные миры являть людям. Это фундаментальное врубелевское мастерство, высшее мастерство. Умение творить искусство по законам искусства, рождая авторский мир не по заданным образцам.
Он доходит до глубин ужасного, но находит путь к свету. Эта способность спуститься в ад и увидеть высший свет привлекает во Врубеле человека, тревожащегося о смысле своей жизни. Умение этого художника увидеть и обрести свет особенно притягательно. Мыслить вслух — таково условие игры.
Готовность сказать, услышать и вступить в диалог с другим человеком. Тогда мы понимаем, что интересует зрителей, а не моделируем их запросы. Интересен, потому что неизвестен. Много чего существует неизвестного, но здесь публике хотелось понять.
На самом деле Врубель вкладывал в Демона более сложный образ. Третьи искали ответ на вопрос, что такое сложный человек, обращали внимание на гендерные особенности образа Демона и взаимосвязь врубелевских персонажей и картин. Как сказала одна из участниц музейной медиации, обращаясь ко всей нашей небольшой группе: я увидела Врубеля глазами каждого из вас, это было очень интересно, это помогло мне найти свое понимание.
Экспозиция объединила около 200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Более 60 лет работы художника из собрания Третьяковской галереи не привозились в Санкт-Петербург, так же, как и многие произведения Русского музея долгое время не показывались широкой публике.
Полотна «Летящий демон», «Демон сидящий », «Принцесса-Лебедь», «Богатырь», иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, вдохновленные образами Александра Пушкина «Пророк», «Шестикрылый Серафим» вошли в золотой фонд национальной культуры. Наряду с признанными шедеврами на выставке экспонируются работы до сих пор малоизвестные широкому зрителю. Максимально свой талант художник реализовал в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. Все эти области его творчества представлены на настоящей выставке. Таким образом, выставка дает представление зрителям обо всех периодах творчества Михаила Врубеля.
Традиционно принято считать, что их четыре. Избранные произведения, созданные мастером в эти периоды, журнал Точка ART представляет в рубрике «Экскурсия для чтения». Годы учебы, 1880-1884 В двадцать четыре года дипломированный правовед, знающий несколько иностранных языков, увлекающийся немецкой философией и современной литературой, Врубель становится учеником Академии художеств. Врубель «Гамлет и Офелия», 1884. От Чистякова, идеи которого были близки мастеру, Врубель воспринял интерес к акварели, к чистоте цвета и «мозаичному» письму.
С помощью этих средств достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности форм. Знаковые работы этого периода представлены на выставке. В поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов.
Написанное доктором наук, в классическом советском понимании искусствоведческого исследования — это не легкочитаемая беллетризованная биография, но очень интересный и информативный труд для интересующихся. Воспоминания о художнике». Переписка художника с родными и женой Н. Забелой-Врубель, с коллегами и друзьями, а также воспоминания тех, кто знал Врубеля и общался с ним. Учитывая неоднозначность и сложность личности художника, составить о нем мнение можно, только постепенно собирая цельный образ так же, как он писал свои картины — штрихами, мазками, мозаичными деталями, и эта книга в этом очень поможет. Леонид Осыка, 1989 В основе фильма, рассказывающего о киевском периоде художника, сценарий Сергея Параджанова. Фильм не биографический, это не дорогостоящая эпическая постановка, а скорее художественная зарисовка, рассчитанная на знакомого с творчеством и биографией Врубеля зрителя. Муратов, 2008 Документальный фильм о становлении Врубеля как художника, особенное внимание уделяется обучению под руководством П. Музейная подборка Предлагаем несколько работ Михаила Врубеля, которые можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
выдающийся русский художник, символист и мастер символической живописи. Его картины восхищают своей уникальной энергией и глубиной выражения. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Замоскворецкий районный суд передал в собственность государству картину и репродукцию с рисунка Михаила Врубеля («Автопортрет» и «Мужской портрет»), которые 26 лет хранились в Третьяковской галерее. Михаил Врубель. Галерея картин. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
hudozhnik Mihail Vrubel 8 1024x562 Михаил Александрович Врубель. Показ такой творческой кухни разных картин на выставке повторен неоднократно, потому что для Врубеля создание этюдов, многие из которых в итоге лучше финальной версии, было типичным. Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись. Михаил Врубель с детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Попытки представить репутацию Врубеля сконструированной не вызывают у меня ничего, кроме кривоватой усмешки.
Загадочный образ по мотивам картины "Сирень" Михаила Врубеля Врубелем начала, Врубелем и закончу.
- Михаил Врубель: что предсказал своими картинами гениальный русский художник
- Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля
- Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
- Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель»
- Особенности проекта
10 шедевров Михаила Врубеля
Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Ввести все творчество Михаила Врубеля к 10 картинам, которые особенно отражают его художественный язык было не простой задачкой. В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.
Михаил Врубель
Художник знал толк в тех особенных мирах, которые открываются изысканному и сложному воображению, требовательной и образованной душе человека. Эти миры находятся на сложном пересечении текстов, самоцветных камней, красок и персидских миниатюр, духовных идей и сложных состояний. Этот художник словно не ведает, что такое серые будни. Для многих это интересная фигура. Каждый взгляд имеет право на существование.
Многомерность Врубеля, невозможность свести его к четкому осознанию его образов мне представляются очень притягательными для посетителей выставки. В нашей многозадачной жизни, когда для каждой задачи надо найти решение, перед нами художник, который не предлагает решений. Но притягательность Врубеля в этой многомерной сложной и убедительной образности. В понимании того, что все эти образы созданы не просто человеком, беззаветно потрудившимся для искусства.
Зритель с первых шагов по выставке, а потом это подтверждается, видит человека, великолепно подготовленного к тому, чтобы эти сложные миры являть людям. Это фундаментальное врубелевское мастерство, высшее мастерство. Умение творить искусство по законам искусства, рождая авторский мир не по заданным образцам. Он доходит до глубин ужасного, но находит путь к свету.
Эта способность спуститься в ад и увидеть высший свет привлекает во Врубеле человека, тревожащегося о смысле своей жизни. Умение этого художника увидеть и обрести свет особенно притягательно. Мыслить вслух — таково условие игры.
В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона».
Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла.
Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова.
Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе.
Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.
В экспозиции объединены 200 работ художника из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и частных коллекций. Живопись по большей части — из Москвы, а графика — из Русского музея. Художник создавал свои произведения на рубеже веков, когда мир становился другим. Врубель искал скрытый и главный смысл вещей, но его эксперимент не принимался зрителями, даже заказчики часто отказывались от работ художника. Например, представленное на выставке панно «Утро», было отвергнуто заказчиком - С.
Оно было куплено позже М. Тенишевой по совету С. Как вспоминал С. Судейкин, на выставке русского искусства, устроенной С. Дягилевым в Париже в 1906 году, картины Врубеля никого не заинтересовали, кроме одного человека, который внимательно всматривался в работы и делал наброски в своем блокноте.
Этим человеком был Пикассо. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста с польскими корнями. С польского слово «врубель» переводится как «воробей».
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист.
Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй!
Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью.
Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу.
В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен?
И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.
Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него.
Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона».
В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического.
Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта.
Михаил Александрович Врубель
Экскурсия по постоянной экспозиции в Корпусе Бенуа, на которой Вы встретитесь с работами Михаила Врубеля. В Абрамцевской керамической мастерской Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. Михаил Александрович Врубель (Mikhail Vrubel; родился 17 марта 1856 — умер 14 апреля 1910 гг.) — один из самых значительных русских живописцев конца XIX-начала XX века, творивший и создававший не только живописные шедевры в разных жанрах, но и графические работы, скул.
Демониана Врубеля
- Михаил Врубель: порыв к тайнам мироздания
- «Богоматерь с младенцем» (1885 год)
- 10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля
- Михаил Врубель - биография и творчество художника