Новости масленица народные традиции

Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела. Блины, костры и народные гуляния — традиции Масленицы практически не менялись на протяжении веков. Между тем некоторые масленичные обычаи и традиции, как древние, так и современные, могут показаться шокирующими.

Все про Масленицу: дата праздника, традиции и обычаи

Народ катался с горок, качался на качелях и каруселях. Начиналось время ряженых: молодёжь надевала козьи маски и соломенные шляпы, а в руках держали длинный шест с прикреплённым веником. К его прутьям часто привязывали ленточку с наговором от недугов и других невзгод. В народе верили, что когда уедут ряженые с веником, вместе с ними уйдут и все горести. Но самые главные традиции этого дня связаны со сватовством молодых.

Одинокие мужчины флиртовали с потенциальными жёнами, ходили на смотрины и выбирали себе невесту. Парни приглашали девушек и их родных кататься с горок — непринуждённая и весёлая обстановка помогала им сблизиться и узнать друг друга получше. Если в этот день семьи влюблённых договаривались о помолвке, то свадьбу играли после Великого поста — на Красную горку. Катались на горках и супружеские пары, которые сыграли свадьбу незадолго до Масленицы.

Считалось, что это сулит им счастье и изобилие. А над холостяками в этот день насмехались и всячески шутили, намекая на то, что им пора обзавестись семьёй. На улицах ставили торговые палатки, в которых продавали различные угощения: горячие сбитни, калёные орехи, медовые пряники и, конечно же, символ этого праздника — блины. Продолжали печь блины и накрывали столы в этот день в каждом доме.

И именно в этот день тёщи ждали в гости зятьёв и устраивали для них настоящий пир.

Люди ходили в гости друг к другу, просили прощения за все намеренно или невольно причиненные обиды. Дети кланялись в ноги родителям, прося извинить их, а родители, в свою очередь, отправлялись на кладбище, чтобы отдать дань уважения своим предкам. На могилах тоже оставляли блины и просили усопших родственников о помощи и защите всего рода для его процветания. Еще одной интересной традицией было катание молодоженов на санях. Пары объезжали всех, кто был на их свадьбе, говорили слова благодарности за счастливый брак. Считалось что энергетика любви также заряжает землю плодородием, и радует хорошими всходами и богатым урожаем.

Устраивали и всеобщий день поцелуев, когда молодых заставляли целоваться у всех на глазах. В этот день парни могли заходить в дома и целовать понравившихся девушек. Наши предки свято чтили традиции. Почитание своих корней являлось залогом успеха и процветания семей. Сейчас масленичная неделя все так же заявляет о незыблемости традиций. Несмотря на языческие корни, она органично вошла в нашу жизнь. Желаем вам веселой Масленицы и счастья в личной жизни.

Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом.

Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.

И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.

Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы.

Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника».

Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869.

В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37].

Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].

Масленица: народные обычаи, обряды и ритуалы. Проводы зимы

Знаток народных традиций ученый-этнограф Сергей Максимов утверждает, что веселье и обильные угощения Масленицы символизируют прощание с ними надолго, помогают подготовиться к Великому посту. Зрители узнают о традициях празднования Масленицы, а воспитанники исполнят веселые народные песни. Народные традиции и обычаи в Масленицу. В Масленичную неделю на Руси устраивали народные гуляния и большие застолья, женщины гадали, проводили обряды и делали привороты.

Комментарии

  • Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть
  • История праздника
  • Масленица в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
  • Масленица: народные обычаи и традиции

Новости страны Северной

Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы. Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь. Не обошлось на празднике и без шашлыков и чаепития с горячими блинами. Завершилось гуляние традиционным сожжением чучела - символизирующего прощание с Зимой и приход Весны, и пожеланиями добра и счастья всем присутствующим. За правильный ответ — вкусный блинок! С вареньем, да медком!

Не смотря на то, что погода была не весенней, земляки с огромным удовольствием отвечали на вопросы и угощались блинами. Дети и молодежь с удовольствием ходили на ходулях и лыжах, сражались боем мешков на бревнах, перетягивали канат. Самые сильные парни села поднимали гирю. Жителей и гостей села угощали блинами с чаем. Между конкурсами участники художественной самодеятельности «Селяне» дарили музыкальные подарки.

Соколово состоялся заключительный праздник «Ух ты, Масленица! Жители села состязались в играх, конкурсах, для молодежи и детей подготовлена программа отдельным блоком «Ой, блин, Масленица! Особо интересны и занимательны конкурсные и командные соревнования: «Забей гол! А также совет ветеранов и жители села порадовали угощеньем, блинами и сладостями. Праздник состоялся, все разошлись с веселым настроением и призами.

Бурлаки весело и с размахом проводили Широкую Масленицу. В этом им помогли библиотекари Бурлаковской сельской библиотеки в роли купчих. Вместе с жителями купчихи проводили Госпожу Зиму, встретили Широкую Масленицу и Весну, участвовали в разных играх и забавах. Даже морозная и ветреная погода не помешала гостям мероприятия получить заряд хорошего настроения для встречи весны. В этот день для гостей праздника прошли веселые конкурсы — масленичные хороводы, игры «Ряженные», «Сковорода», «Скороходы» и другие.

Каждый смог в этот день повеселиться от души, испробовать себя на силу, ловкость и смекалку. А любителям песен было предложено исполнить частушки про весну, масленицу и блины. Согреться можно было у чайного стола, где кроме ароматного чая можно угоститься блинами, пирогами, сладким вареньем и медом. В конце мероприятия прошло традиционное сжигание чучела Масленицы с кричалками, зазывалками и пожеланиями на скорую весну. Праздник прошел весело и задорно, каждый получил свой кусочек праздничного настроения и вкусный блин.

Для гостей на празднике выступали веселые скоморохи с шутками и прибаутками. С танцами и плясками встречали мы весну, играли веселые игры и конкурсы: скакалка, хоккей с метлой, метание снежка в цель, саночные гонки, бег в штанине, дуга, перетягивание канатов, конкурс силачей. И, конечно же, поедание блинов на скорость, запевание частушек. В конце праздника прощание с зимой — поджигали Чучело и водили хоровод. В воскресенье 26 февраля в поселке Севск, прошли традиционные гуляния, посвящённые прощанию с зимой.

Праздник проходил весело и задорно. Жителей и гостей праздника ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры. Они показали театрализованное игровое представление «Прощай, матушка Зима, здравствуй, красная Весна! Сказочные герои приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Игровое театрализованное представление с песнями, прибаутками, с хороводами и призами.

В поселке Калачево веселые скоморохи приглашали детей и взрослых на Масленицу - праздничную, вольную, вкусную, хлебосольную. Масленица — самый шумный русский народный праздник. Масленицей на Руси провожали зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях, русский народ часто обращался к образу солнца. Солнце всегда было желанным другом.

И на Масленицу принято было призывать Солнце, приближать этим весну. В 11:00 для детей прошли веселые старты «Здравствуй, Масленица» В 12:00 состоялось театрализованное представление «Ух, ты, Масленица». Началось представление песнями, шутками да прибаутками, которое провели Баба Яга и Василиса. В ходе программы проводились игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью.

Кончено, древняя религия славян — язычество существовала не одно столетие, и даже после крещения Руси невозможно было в один миг искоренить всех идолов, поклонение им и различные празднования наших предков. Славянский календарь полон подобных сюрпризов, естественно церковь отвергает даже намек на заимствования праздников у язычников. Хотя при обычном взоре на славянские праздники сразу становиться понятно, что спустя тысячелетия языческие праздники наших предков все-таки перекачивали в нашу современную жизнь. Одним из таких спорных праздников считается Масленица, которая по славянскому календарю проводилась 21 марта в день прихода весны. На сегодняшний момент мы знаем немного о том, как она праздновалась далекими предками, но все же некоторые традиции и обряды дошли до наших дней. Хотя и исконная Масленица наших предков несколько отличается от современного церковного празднования. Что значил этот праздник для наших предков, и какой в нем был скрыт сакральный смысл? Стоит отметить, что в первую очередь Масленица означала наступление весны, радости и новой жизни для всего живого. Ведь именно весной наступает пробуждение не только природы, но и всех животных, птиц и растений, происходит настоящее природное обновление. По этой причине пышные празднества Масленицы проводились в день весеннего равноденствия, и почиталась нашими предками как один из самых важных и веселых праздников в году.

Праздничную выставку посетили 95 человек. Свободный провели третий день Масленицы -«Лакомка». Где провели развлекательное мероприятие со взрослыми. Стенка на стенку», перетягивание каната, все дружно играли в снежки, угощались вкусными блинами. Весело и задорно провели время. В четвертый день Масленицы в Соколовской сельской библиотеке состоялся Мастер - класс "Масленица". Пошагово библиотекарь и директор СДК рассказали как можно из с подручного материала смастерить куклу Масленицу. Маленькая масленица - сувенир хранится весь год, а большая из соломы сжигается. Широкий четверговый разгуляй под названием "Ух, ты! Сотрудники Дома культуры и библиотекари п. Ясная Поляна подготовили и провели весёлые конкурсы для детей и взрослых: бег на четвереньках в валенках, перетягивание каната, кидание гири, и многие другие. Игры да забавы, хороводы и частушки, не оставили равнодушными никого, а каждый участник получил памятные призы. Завершением разгуляя стало угощение пирогами да блинами, которые приготовили радушные жители посёлка Ключи. Пятый день Масленицы - пятница — «Тещины вечерки». В этот день тещи отправлялись в гости к зятьям. Блинами в этот день занимались их жены. А зятья обихаживали своих тещ, стараясь им во всем угодить. Тещины вечерки — это их праздник. Соколово в этот день ходили с Масленицей друг к другу в гости с играми, загадками, шутками. Тихоновка и п. В народном гулянье приняли участие Скоморохи, Зима и Весна. Сказочные герои проводили задорные игры и конкурсы. За конкурсы взрослым и детям вручались памятные сувениры. Закончилось гулянье сожжением чучела масленицы. Мастерицы напекли блинов, украсили стол, чтобы угостить детвору и рассказать о днях масленичной недели. На Масленицу - девушки, женщины на посиделках не только водят хороводы под русские песни, играют в игры, а занимаются рукоделием, делами. И Карагайлинская сельская библиотека с детьми отгадывали загадки, прославляли стишками масленицу, дегустировали блины, запивая ароматным чаем. Весна-Красна и ее помощница Марфуша познакомили гостей с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица". Шарап прошел праздник масленицы «Масленица идет — весну под руку ведет! Под веселую музыку и канат то перетягивали, и на лыжах да санках соревнования устраивали, и гири пудовые поднимали, призы за это получали да песни веселые слушали. Лакомились блинами да пирогами, да всё горячим чаем запивали. А затем чучело Масленицы сожгли, чтобы весна поскорее настала. Они приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Веселые хороводы, петушиные бои, игра в снежки и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. С самого утра на площади у Дома культуры играла веселая музыка. Всем посёлком, от мала до велика, спешили односельчане на Масленичное гуляние. Гостей встречали весёлые Скоморохи Наботова С. Началось гуляние театрализованным представлением, в котором зашёл спор о том, как Зиму провожать да Весну встречать надо. А по народному обычаю встречать ее нужно - весело да задорно, и обязательно прощения у всех попросить. Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы. Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь.

Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались. Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона. Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты.

Русский праздник Масленица

Вообще, масленичные традиции посвящены чествованию молодожёнов, которые женились во втором полугодии предыдущего года. Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым. Согласно опросу ВЦИОМ, масленичные традиции (например, выпекание блинов и сжигание чучела) соблюдают 53% россиян. Масленица, Сырная неделя, она же Мясопуст. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале[30]. В последний день Масленичной недели просят прощения у близких и сжигают чучело Масленицы, встречая весну.

Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния

Как проходит Масленичная неделя: традиции, обряды, что едят на Масленицу. В Масленичную неделю на Руси устраивали народные гуляния и большие застолья, женщины гадали, проводили обряды и делали привороты. «Приходи честной народ, Масленица всех зовет!» – под таким названием прошли масленичные гулянья в селе Макарьевка. Масленичная неделя перед Великим постом и масленичные обряды и традиции Масленицы в России.

Костер из старых вещей и блины за иконой. Необычные традиции Масленицы

Встреча, Лакомка, Разгуляй. Как на Руси принято отмечать каждый день Масленицы Масленица в народных традициях.
Традиции празднования русской Масленицы Традиции проведения праздника масленица. На протяжении масленичной недели (Сырной седмицы) весь народ с радостью и разгульным весельем прощается с холодной зимой и призывает ей на смену весну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий