Новости лествица великого поста

Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).

В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей?

Просветительская деятельность

Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни.

Великопостный устав жизни

  • Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника
  • Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024
  • Смотрите также
  • Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена

Виртуальная экскурсия

  • Проповедь "ЛЕСТНИЦА НА НЕБО."
  • Правила комментирования
  • 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника - Екатеринбургская епархия
  • Великопостный устав жизни
  • Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника

Лествица Великого Поста

Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись.

Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную.

Вот, например: «Так и делали сии блаженные осужденники. У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды веки , лишенные ресниц; ланиты щеки , уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси грудь , болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь. Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример. Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни». Что же с этим делать? Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник.

В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности) Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах.
Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий) | Волгоградская епархия Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами.
«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская".

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста

"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА? Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника.
Оптина пустынь 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого.
Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала.

Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия.

Жизнь преподобного Иоанна малоизвестна. Как избранник Божий, он с юных лет возлюбил Господа, но никто из его учеников не упоминает о том, кто были его родители, где он родился и воспитывался. По их словам, преподобный Иоанн был выдающимся человеком по дарованиям, способностям и образованию. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений.

Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане!

Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Уклонившись от зла, сотвори благо Святой пророк и царь Давид в своих псалмах пел человеку, желающему достигнуть святости: «уклонися от зла и сотвори благо». Для того чтобы стать совершенным, обрести по благодати богоподобие, человеку мало отрешиться от суеты и раскаяться. Но мало и достигнуть бесстрастия, удалив из души угнездившиеся в ней пороки. Образовавшаяся пустота обязательно должна чем-то наполниться… Преподобный Иоанн Синайский рекомендовал христианам не дожидаться, пока в ум и сердце вновь постучатся греховные помыслы и желания, но взамен их, воспитать в себе добродетели. Наполнить душу благодатью Духа Святого. Советам о том, как достигнуть этого, и посвящены последние четыре главы его сочинения. В них он говорит о внутреннем покое, молитве и союзе трёх основных добродетелей: веры, надежды и любви. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.

Память преподобного Иоанна совершается несколько раз в год: в 4-ю Неделю Великого поста в этом году это 29 марта , 12 апреля и в день празднования Собора Синайских преподобных это празднование также переходящее. Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника. В нём для нас есть наглядный пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека преобразить в светильника миру. Житие преподобного Иоанна повествует нам, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Совсем юным, в возрасте шестнадцати лет святой Иоанн пришел в Синайский монастырь. Первым наставником и духовным отцом преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет подвижнической жизни на Синае святой Иоанн Лествичник принял иноческий постриг. Около 19-ти лет преподобный Иоанн провёл в строгом послушании своему духовнику, а когда его авва почил, преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Именно поэтому в своей «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».

Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря память в Сырную субботу , и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат... Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит память 11 ноября и 26 января , Сергий Радонежский память 25 сентября и 5 июля , Иосиф Волоколамский память 9 сентября и 18 октября и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства. Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие...

Великий пост для христиан - семь недель седмиц , в которые запрещено принимать в пищу еду животного происхождения мясо, яйца, молочные продукты , время, предназначенное для духовного очищения и сближения с Богом. Какого числа Великий пост в 2024 году? Даты начала и окончания поста каждый год разные. Они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста - 48 дней. Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед этим Великим праздником. В 2024 году длится с 18 марта по 4 мая включительно. Пасха - 5 мая. Состоит из двух частей - Святой Четыредесятницы первые 6 недель и Страстной Седмицы последняя неделя - 6 дней. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Торжество Православия - 24 марта. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы. Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов. Святителя Григория Паламы - 31 марта. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, - один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад - учение о непрестанной молитве, исихии молчания , нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен с Божией помощью удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения. Преображение - одно из важнейших событий евангельской истории праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» - необычайного сияния, которое увидели апостолы. Пост - лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас. Крестопоклонная - 7 апреля. Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинают уставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день - крест, главный христианский символ. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно». Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки.

Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии. Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов. Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют. Существует другое безмолвие, которое необходимо как монаху, так и светскому человеку: это безмолвие внутреннее, т. При этом человек углубляется в самого себя, разбирается в своих мыслях и действиях, пребывает в непрестанной молитве и памятовании о Боге.

Что есть в нас, то есть и в детях наших. Беснование бывает разной степени. Вот в этом отроке бес был настолько силен, что даже святые апостолы, которым Господь дал власть на духов нечистых, не могли его изгнать. И когда несчастный отец пришел к Господу, то Он сказал, обращаясь к бесам, обдержавшим этого мальчика: «О, род неверный! Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его». Бесенок почувствовал, что благодать Божия приближается, сейчас ему плохо будет, и отрока стало трясти. Часто можно наблюдать такую картину, когда ребенок бросается на спину, дрыгает ногами и орет. Это то же самое беснование, и причина часто в порочном воспитании: несчастная душа ребенка не может противостоять злу, которое в нем кипит. Он падает на пол, закатывает истерики: я не буду, не хочу, хочу белого пуделя. Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Замечательные слова он произнес — сказал со слезами, что уверовал в Спасителя. Слезы есть свидетельство того, что его молитва, это обращение к Богу, шла от самого сердца. И тут же он испугался своих слов, тут же его осенило: какая же это моя вера, какое же мое состояние души, если у меня таков отрок? Но сразу раскаялся в своем маловерии: «Господи! Покаяние и обращение к Богу. Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Не хватило у учеников Христовых этих христианских добродетелей для того, чтобы беса связать и изгнать. Чему это Евангелие нас учит? Что всякое беснование изгоняется молитвой и постом, то есть воздержанием. Речь не о том, что мяса не есть, молока не пить — этим не изгонишь беса. Имеется в виду воздержание от всего греховного, труд души и молитва. Каждый из нас одержим бесами в большей или меньшей степени, а некоторые полностью связаны. Вот жалуется человек: у меня язык как овечий хвост, мелет и мелет, я не могу остановиться. То есть в нем сидит бес многоглаголания, не может человек молчать, а только и ищет повода, с кем бы поговорить. Другой не может с деньгами расстаться: жалко. Это бес жадности. В третьем бес блуда. Ты понимаешь, что это смертный грех? А почему делаешь? Я не могу. То есть связан уже накрепко. Так же бес пьянства, бес злобы, гнева, зависти, осуждения, хулы, бес ослепления, когда человек не видит в себе грехов. Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит. Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех. А у нас часто как бывает? Приходит человек на исповедь и говорит: редко хожу в церковь. Каким бесом он обладаем? Как же этого беса можно победить? Только одним способом: настало воскресенье — и все силы души направить на то, чтобы идти в храм. А если возникнут какие-то обстоятельства, которые этому мешают, со слезами возопить к Богу: «Господи, помоги мне преодолеть». И все равно идти. Ну только если болезнь серьезная или трамвай тебя переехал, тогда уж никак не получится, а во всех остальных случаях почему не пойти? Если у тебя дел много, сходи на раннюю, и в девять часов уже свободен, пожалуйста, весь день у тебя: стирай, шей, салаты режь, что угодно можешь делать. Но нужно себя понудить обязательно, нужно нести подвиг, нужно обязательно противостоять греху — только тогда этот бес тебя покинет. А если подвига нет, то человек так бесноватым и умрет. И когда его душа выйдет из тела и он будет проходить мытарства, бесы его схватят и увлекут в преисподнюю, хотя он, может быть, сорок лет в храм ходил каждый день. Ходить-то можно, но нужна борьба с грехом. А то меня толкнули — и я толкнул; мне сказали — и я сказал; захотел — пошел, не захотел — не пошел. Бес шепчет: посплетничай — и человек сплетничает; бес шепчет: осуди — и он осуждает; бес говорит: ругайся — и он ругается. Человек на поводу, бес его водит и смеется над ним, потому что он свой образ Божий втаптывает в грязь. А если есть воздержание, то, когда бес ему шепчет: осуди, — человек говорит: «Не судите, да не судимы будете. Ближний мой сегодня так согрешил, а я завтра еще хуже согрешу. Прости меня, Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Бес говорит: посмотри туда — а человек, наоборот, отвращает взор: не моего ума дело, не хочу туда смотреть. Бес шепчет: поспи — а благочестие говорит: вставай. Бес внушает: ну, ты устал, хватит молиться — а человек решает: нет, я буду молиться, потому что молиться надо непрестанно. И так всегда надо понуждать себя. Но если человек просто понуждает себя и не обращается к Богу, это тоже бесполезно. Никто ни один грех победить сам не может. Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого». И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто. Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе, и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться. Господи, сделай что угодно, только спаси». И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет и вода фонтаном начнет бить. Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу.

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке.
Неделя четвертая. Иоанн Лествичник На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности) Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями.
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица.

Неделя четвертая. Иоанн Лествичник

Еще одним предшественником великого поста является пост перед крещением. После II века традиция креститься в пасхальную ночь получает широкое распространение. Пост был обязательной частью подготовки к таинству. Вероятно, со временем Великий пост перед Крещением и Великий пост перед Пасхой слились в один. Святитель Афанасий Великий ок. В него святитель включал и Страстную неделю, поэтому Великий пост, по его мнению, начинался за 6 недель до Пасхи. Он также исключил из общего числа дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста составило сорок. Широкое внедрение поста в христианской церкви произошло в конце 4 — начале 5 века. Тем не менее, количество дней поста не было одинаковым для жителей разных регионов, и традиция поста тоже была разной.

А если мирянин, да будет отлучен». Отличный пост Видео:«Притчи-5»: «Великий пост. Ошибки неофита» Скачать Постное время светло начнем! В первых псалмах Великого поста всех призывают очищать не только плоть, вкушать пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаться от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать. Почаще ходите в эти дни в церковь и укрепляйтесь в молитве. Да, Господи царь, дай мне увидеть грехи мои и не осудить брата моего». Великий пост есть время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, обретения легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати. Православные христиане во время Великого поста следуют уставу на трапезу, составленному святыми отцами.

Однако вы должны посоветоваться со священником о том, сколько у вас воздержания и обязательно взять благословение на пост. Великий пост состоит из Великого поста который длится 40 дней и Страстной недели. Каждая неделя имеет определенное значение и символику. Лествица в рай. Священник Валерий Духанин Скачать Великопостный устав жизни В будни Великого поста в храмах служится литургия на освященные дары — верующие принимают участие в святых дарах, освященных ранее на литургии святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста в России и во всех православных странах жизнь людей резко менялась: прекращались увеселения и торговля мясом, закрывались магазины, театры и бани. В первые семь дней Великого поста и во время Страстной недели в учебных заведениях отменялись занятия, временно закрывались все государственные учреждения. Таким образом, у верующих высвободилось время для усиленной молитвы и посещения богослужений.

Даже сегодня верующие стараются взять хотя бы один отпуск на Страстной неделе, чтобы вместе с Господом подняться на духовную вершину года и всей своей жизни. Видео:Преподобный Иоанн Лествичник. Беседа с батюшкой в 4-ю неделю Великого поста.

Иоанн Лествичник: «Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей.

Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн. Разве здесь уместен разговор о настроении?

Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою».

Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем. Страх там, где нет любви. Страх, вызывающий постоянное состояние тревоги и беспокойства обо всем. Хотите перестать бояться?

Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет!

Фрагмент росписи Знаменской церкви над лестницей на крылос хоры Накануне Недели 4-й Великого поста служили Всенощное бдение. Икона на аналое в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника о. Андрей в алтаре во время всенощного бдения накануне Недели 4-й Великого поста Видео. Всенощное бдение 25. Чтец Андрей читает Апостол Видео.

Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о. Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26. Андрей напомнил прихожанам житие прп. Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о. Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января.

Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.

Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием. Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг? Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится. Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения. Почему у святого Лествичника изображение сего труда кончается двадцать шестой уже степенью. Чему он здесь не учит, против какой страсти не вооружается! Вооружается против гордости и тщеславия, хитрости и лукавства, сребролюбия и любостяжания, чревоугодия и нецеломудрия, многословия и злословия, гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, лености и сонливости, малодушия и боязливости и прочего. Научает смирению, незлобию, мужеству, бдению и усердию к молитве, нестяжательности, целомудрию, воздержанию, кротости, благоразумному молчанию, послушанию, памяти смертной, плачу, мягкосердию и прочему. Искоренение всякой страсти и насаждение противоположной добродетели составляет особую степень, которую надобно пройти, чтоб приступить к следующим. Во всем этом есть свои чин и порядок, для всякого, впрочем, свой, о которым узнает он, однако ж, уже на самом деле.

Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника

Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. “Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Рассмотрим, для чего инок удаляется в монастырь или пустыню? Для того чтобы избежать соблазнов, чтобы было легче следить за собой, для борьбы со страстями, чтобы пребывать в молитве и учиться простой, суровой жизни. Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих.

А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии.

Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов. Наконец, должны ли миряне безмолвствовать?

Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют.

Духовное восхождение от простого к сложному и совершенному он изобразил в виде ступеней лестницы. При этом он, как и святитель Григорий Палама, не был только лишь теоретиком, но исходил из собственного многотрудного и многоценного опыта добродетельного жития. Принцип этот мы наблюдаем очень часто в нашей жизни. Поставив себе цель, начинают всегда с простого, стремясь к сложному. Любой учебный процесс основан на этом принципе, в спорте и в любом другом деле точно так же.

Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда.

То есть следует отсечь все то, что мешает на пути к святости. Для человека, который готовит себя к монашеской жизни, это может быть удаление в монастырь, а для мирянина, которому свойственна забота о семье, о своих близких, отречение от мира будет сводиться к тому, что он по возможности станет удаляться от тех ценностей, которыми живет мир, ведь если он будет жить жаждой обогащения или стремлением к власти, то какой же он христианин? Преподобный Иоанн говорит о том, что тот, кто прошел все ступени духовной лестницы, победил гордыню, леность, чревоугодие, а любви не стяжал, тот трудился тщетно, тот медь звенящая или кимвал звучащий 1 Кор. Неужели только вверх? В духовной жизни, в борьбе со своими страстями существует только один путь — к добродетелям, к Богу. На миниатюрах, иллюстрирующих «Лествицу», изображается как подвижники восходят вверх, и некоторые из них, искушаемые бесами, с самых различных ступеней падают в бездну, которую символически изображает расселина в скале. Как легко уклониться с намеченного пути, думаю, каждый христианин знает по собственному опыту. Стоит на день или два ослабить молитвенное правило, как потом бывает очень трудно его восстановить. Поэтому христианин должен непрестанно трудиться над собой, на каком бы уровне духовного развития он ни находился. До этого в трудах святых отцов большое внимание уделялось догматическому учению Церкви, а «Лествица» посвящена главным образом борьбе человека со страстями и стяжанию добродетелей. То есть это произведение аскетическое. Да, и до появления «Лествицы» духовная литература знала аскетические труды, но в этих произведениях говорилось об одной или нескольких сторонах христианской жизни, а «Лествица» охватывает все стороны подвижничества: от обращения человека ко Христу до полного избавления от страстей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий