Функциональная грамотность. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных.
У приволжских учеников прошла Неделя функциональной грамотности
Функциональная грамотность. Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность. И возвращаясь, к понятию функциональная грамотность, роль учителя научить понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Функциональная грамотность. Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение".
Функциональная грамотность
Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы. Формирование основ функциональной грамотности относится к тем метапредметным результатам, которые должны предшествовать предметному обучению, иначе изучение учебных дисциплин не сможет стать результативным и эффективным. Российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев определил понятие функциональной грамотности как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Лаборатория функциональной грамотности
- Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
- Функциональная грамотность. ВСОКО
- Сущность понятия «функциональная грамотность». | Математика - гимнастика для ума! | Дзен
Её организовали для учащихся начальных классов Килинчинской школы с 1 по 7 февраля
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Неделя функциональной грамотности 2023-2024 учебный год
- Main navigation
- Обновленные ФГОС: Вектор функциональной грамотности и воспитания личности - Центр АНЭКС
- Лаборатория функциональной грамотности
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям. Функциональная грамотность — понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Как проявляется недостаток функциональной грамотности? О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием.
Лебедев, Е.
Огарев, А. Хуторской рассматривают данное понятие «функциональной грамотности» с точки зрения образованности учащихся и образовательного результата. Леонтьев утверждал следующее: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Из словаря методических терминов и понятий: «функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Функциональная грамотность на уровне общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логический результат. Уровень образования предполагает использование приобретенных навыков для отработки важных вопросов образования и общения, как социального, так и личностного взаимодействия.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Существенное дополнение к трактовке рассматриваемого понятия сделал А. Леонтьев, который считает, что функционально грамотный человек способен максимально использовать приобретенные в течение жизни знания, умения, навыки и компетенции для конструктивного решения своих жизненных задач в различных областях человеческой деятельности, в том числе для организации коммуникации и социальных связей [5]. Рассматривая понятие функциональной грамотности применительно к обучающимся, Н. Виноградова полагает, что ребенок должен обладать: способностью решать учебные и жизненные задачи, и выстраивать диалоговые отношения с окружающей действительностью; определенным набором рефлексивных умений, позволяющих объективно оценивать уровень развития своей функциональной грамотности с перспективой дальнейшего самообразования [2]. Согласно мнению Р. Бунеева, воспитание функционально грамотной личности должно являться итоговым результатом обучения [1]. Таким образом, функциональная грамотность на ступени общего образования обладает следующими особенностями: является метапредметным образовательным результатом, при этом уровень образованности подразумевает использование учащимися полученных знаний, умений и навыков для решения актуальных проблем обучения, социального и личностного взаимодействия; способствует выбору разнообразных программ профессионального образования и досуга, указывает на готовность учащихся к выполнению различных социальных ролей в гражданском обществе, помогает ориентироваться в культурном пространстве и организовывать деловые контакты. Проведенный анализ показывает, что функциональная грамотность характеризуется способностью человека эффективно действовать в современных социальных условиях, используя приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, при этом функциональная грамотность проявляется в тех действиях обучающихся, которые они могут продемонстрировать в учебных ситуациях, приближенных к реальной жизни. Основными составляющими функциональной грамотности являются: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Понятие математической грамотности включает в себя следующее: определение проблемы, решаемой с помощью математики; перевод проблемы на математический язык; решение проблемы с помощью математического инструментария; анализ методов решения проблемы; комментирование и запись полученных результатов решения [2]. Кларин уточняет, что математическая грамотность характеризуется способностью человека понимать роль математики в окружающем мире, обосновывать математические рассуждения и использовать математику для удовлетворения собственных потребностей [3]. Проведенный анализ показывает, что в определении математической грамотности основной акцент сделан не на овладение определенным набором предметных знаний, умений и навыков в области математики, а на развитие функциональной математической грамотности, которая проявляется в способности применять математические знания в реальной жизни. Под функциональной математической грамотностью обучающихся понимают способность использовать приобретенные математические знания и сформированные умения и навыки для решения различных задач в учебной деятельности и в реальных жизненных ситуациях [6].
Зачем дошкольникам функциональная грамотность. Интервью с экспертом
Домен припаркован в Timeweb | А. А. Леонтьев, академик РАО. |
Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы" | В рамках Недели читательской грамотности в 4-А классе, учителем Медведевой М.В. проведено внеурочное занятие по курсу "Функциональная грамотность". |
Сущность понятия «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность. ФГОС. | основа развития функциональной грамотности ученика" в МОБУ Липовецкая СОШ № 1. |
"Функциональная грамотность" | При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на международных оценочных исследованиях — «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA. |
К вопросу о понятии функциональной математической грамотности | Кроме того, функциональная грамотность упоми-нается в проекте Концепции развития поликультурно-го образования в Российской Федерации. |
Большелогская средняя общеобразовательная школа | Функциональная грамотность | На 2 уровнем овладения функциональной грамотностью учащиеся приобретают умения применять имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях. |
Стартовала Всероссийская Эстафета "Мои финансы"
Финансовая грамотность Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения Приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни Проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Требования к предметным результатам. Обществознание Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятий эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Исследование PISA Финансовая грамотность Акцент на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов: покупка товаров и услуг планирование финансовых дел и др. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
Очередной педагогический совет был посвящен актуальной современной теме Функциональная грамотность школьников: теория и практика международных исследований. Российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев определил понятие функциональной грамотности как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности школьника — это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель на уроке, это задача всей команды учителей, системная работа всего педагогического коллектива.
В рамках Недели функциональной грамотности, учитель русского языка и литературы Л. Бондарь провела урок по формированию Читательской грамотности в 7-А классе - "Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени". В рамках Недели читательской грамотности в 4-А классе, учителем Медведевой М. Обучающиеся работали с текстом"Собака бывает кусачей", читали и извлекали необходимую информацию из текста, формулировали выводы на основе прочитанного, узнали о правилах поведения при встрече с бродячими собаками, в парах и в группах отвечали на вопросы, узнали много интересных фактов о собаках. Читательская грамотность» Тема занятия: «Про мыло». Обучающиеся узнали историю создания мыла, что люди использовали вместо мыла в далеком прошлом. Познакомились с растениями, которые являлись мылом в далекие времена, как появилась профессия «мыловар», какой город в России считается центром мыловарения и много других интересных фактов. Ребята с удовольствием слушали, работали в группах, делали выводы. В рамках Недели читательской грамотности учителем русского языка и литературы Л. Усаиновой был проведен брейн-ринг «Знатоки русского языка». Участие приняли обучающиеся 7-Б и 7-В классов. Цели игры были достигнуты.
А ФГ основывается на умении анализировать тексты различной направленности и, в том числе, учебные и научно-популярные. В зависимости от конкретной образовательной задачи смысловые акценты в анализе текста могут быть расставлены по-разному, в том числе из-за обилия таблиц, графиков и других иллюстраций. Это уже сложнее и требует дополнительных усилий. А еще нужно уметь воспринимать информацию на слух, следить за динамическими видеорядами — мультипликацией, анимированной графикой, видео. Все эти форматы в наши дни широко используются в учебной литературе: электронных учебниках, ресурсах Интернета, компьютерных моделях. Еще раз повторим, что сами понятия чтения и письма существенным образом изменились. Сегодняшние учащиеся в большей степени, чем предыдущие поколения школьников, подвержены технологическим аспектам информатизации. Современный учебный текст приобрел мультимедийный характер: он использует весь спектр иллюстративных ресурсов от статичного изображения до звука и видео, обладает интерактивностью. Даже традиционные дидактические материалы сильно изменились по сравнению с теми учебными пособиями, которыми пользовались раньше. Еще заметнее эта тенденция прослеживается применительно к электронным учебникам, образовательным программам, ресурсам Интернета, которые уже стали полноправными участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод, что для сегодняшнего школьника чтение — это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной совокупностью различных форматов. Педагогика сегодня стремится сделать учение более активным, предлагает различные практики, в которых школьники должны самостоятельно усваивать учебный материал.
Функциональная грамотность. ВСОКО
А. А. Леонтьев, академик РАО. Авторы статьи проводят анализ понятий функциональной грамотности и функциональной математической грамотности. конкретизируют особенности функциональной грамотности на ступени общего образования, выделяют уровни развития функциональной математической. Международное исследование функциональной грамотности (PISA) —.
ФГОС. Функциональная грамотность
Мальчишек и девчонок сопровождали и поддерживали мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги. В течение часа участники очного турнира решали задачи и тесты по экономике, финансовой грамотности, семейному бюджету, истории денег. Желаем новых достижений и успехов! Результаты олимпиады узнаем до 13 апреля. Просмотров всего: , сегодня: Они вышли в финал Олимпиады по финансовой грамотности Подведены итоги первого отборочного этапа Краевой олимпиады школьников по финансовой грамотности. Члены жюри проверили 1275 творческих работ на темы: «Деньги: что это такое? В финал Олимпиады вышли 98 ребят из разных городов и районов края.
Им предстоит участие в заключительном этапе Олимпиады. Заключительный этап Олимпиады состоится в 10.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление. Глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни. Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности: 1. Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать 1 грамотность в чтении — способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 2 грамотность в математике — способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах личностный, общественный, профессиональный, научный. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину; 3 грамотность в области естествознания — способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Валуйский ММЦ в рамках Регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год в Белгородской области 22 марта провел региональный семинар-тренинг «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности обучающихся». Педагоги поделились своим опытом работы по данному направлению. Литовченко А. Об эффективных практиках формирования функциональной грамотности в начальной школе, в том числе о креативном мышлении, доложила Каширина Л.
Сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова
Содержат обучающие и тренировочные задания, построенные на основе реальных жизненных ситуаций. Опыт креативного мышления 1. Парта будущего Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования?
Проявите свое воображение. Желаем удачи! Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях.
Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Какие компетенции включает функциональная грамотность Одной из важнейших задач ЮНЕСКО с первых лет работы этой международной организации было распространение грамотности. Но сразу же встали вопросы: кого считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности необходим современным людям?
Так появились разные определения элементарной и функциональной грамотности: Просто грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное. Функционально грамотный человек — тот, кому навыки письма и чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется грамотность. В чём разница? Человеку с навыками лишь элементарной грамотности будет сложно разобраться в инструкции к лекарству или технике, маршрутах общественного транспорта, условиях договора. Функциональная же грамотность означает, что навыки чтения и письма развиты достаточно для бытового и профессионального взаимодействия. То есть грамотность — это не просто умение читать и писать, а основа для овладения социальной, гражданской, экономической ролью человека. В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор: «Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества».
От определения из российского ФГОС эта формулировка заметно отличается. Объяснить это можно тем, что изначально функциональную грамотность понимали как очень относительное качество. Ведь в разных группах и обществах список занятий, в которых требуются навыки чтения, письма и счёта, разный.
Из этой статьи вы узнаете: какие виды или компоненты бывают у функциональной грамотности; какие уровни функциональной грамотности выделяют; почему есть сомнения в том, что функциональная грамотность существует на самом деле. В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР. Ранее планировалось , что к 2030 году Россия войдёт в десятку лучших по качеству школьного образования стран — причём качество предлагалось оценивать именно по результатам PISA и других международных измерений. Но на самом деле понятие «функциональная грамотность» гораздо старше, чем исследование PISA. Разберёмся, что же это такое.
Сейчас функциональная грамотность упоминается во ФГОС основного общего образования. Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Какие компетенции включает функциональная грамотность Одной из важнейших задач ЮНЕСКО с первых лет работы этой международной организации было распространение грамотности. Но сразу же встали вопросы: кого считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности необходим современным людям? Так появились разные определения элементарной и функциональной грамотности: Просто грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное. Функционально грамотный человек — тот, кому навыки письма и чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется грамотность. В чём разница?
Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. Ермоленко, Р. Леонтьев А. Деятельностный ум Деятельность. Цукерман Г. Как младшие школьники учатся учиться? Публикации по теме:.
Информационные ресурсы по оценке функциональной грамотности
Российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев определил понятие функциональной грамотности как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания и навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Оценка функциональной грамотности учащихся основной.
Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
Функциональное чтение — это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:а поиск информации;б понимание прочитанного смысловое чтение ;в работа с полученной информацией оценка, интерпретация то есть критическое мышление ;г применение информации для решения своих задач. Таким образом, функциональное чтение — это работа с текстом, которая включает следующие умения:- выделять главную мысль текста или его частей;- понимать информацию, содержащуюся в тексе;- преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;- применят информацию из текста в измененной ситуации;- критический оценивать степень достоверности информации. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека. В исследовании PISA функциональное чтение разделяют на уровни:а поиск в тексте нужной информации по простому критерию;б поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;в поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;г поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;д понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [2]. На сегодняшний день, педагогическая наука накопила достаточный арсенал педагогических методов и средств для того, чтобы эффективно формировать функциональную грамотность учащихся.
Не стоит забывать о том, что этот процесс многоступенчатый и сложный, и не стоит ждать здесь быстрых и легких результатов. Необходимо накопить, осмыслить, переложить на свой опыт весь этот богатый методологический арсенал, а это процесс не простой. Однако при грамотном сочетании в работе различных образовательных технологий и четком понимании того, что именно мы развиваем, возможна эффективная работа в этом направлении. Таким образом, отметим, что существует множество приемов и методов развития навыков функционального чтения на уроках русского языка и литературы, которые включают в себя работу с разными формами текста сплошной, несплошной, смешанный и гипертекст. Основные приемы работы с текстом, которые я использую в своей педагогической практике, можно разделить на:1.
Приемы осмысления текста.
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое 3-5 минут мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят. Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты.
И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее. Опыт читательской грамотности Рассмотрите диаграмму со списком городов.
Функциональное чтение — это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:а поиск информации;б понимание прочитанного смысловое чтение ;в работа с полученной информацией оценка, интерпретация то есть критическое мышление ;г применение информации для решения своих задач. Таким образом, функциональное чтение — это работа с текстом, которая включает следующие умения:- выделять главную мысль текста или его частей;- понимать информацию, содержащуюся в тексе;- преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;- применят информацию из текста в измененной ситуации;- критический оценивать степень достоверности информации. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
В исследовании PISA функциональное чтение разделяют на уровни:а поиск в тексте нужной информации по простому критерию;б поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;в поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;г поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;д понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [2]. На сегодняшний день, педагогическая наука накопила достаточный арсенал педагогических методов и средств для того, чтобы эффективно формировать функциональную грамотность учащихся. Не стоит забывать о том, что этот процесс многоступенчатый и сложный, и не стоит ждать здесь быстрых и легких результатов. Необходимо накопить, осмыслить, переложить на свой опыт весь этот богатый методологический арсенал, а это процесс не простой. Однако при грамотном сочетании в работе различных образовательных технологий и четком понимании того, что именно мы развиваем, возможна эффективная работа в этом направлении. Таким образом, отметим, что существует множество приемов и методов развития навыков функционального чтения на уроках русского языка и литературы, которые включают в себя работу с разными формами текста сплошной, несплошной, смешанный и гипертекст. Основные приемы работы с текстом, которые я использую в своей педагогической практике, можно разделить на:1.
Приемы осмысления текста.
Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации». Итак, функционально грамотная личность - это человек, — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей ; — способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; — умеющий отвечать за свои решения; — способный нести ответственность за себя и своих близких; — владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; — обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; — для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление; — легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; — хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; — владеющий современными информационными технологиями. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1 содержание образования образовательные стандарты, учебные программы ; 2 формы и методы обучения; 3 система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4 программы внешкольного, дополнительного образования; 5 модель управления школой общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана ; 6 наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7 активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Ковалева Г.