древнегреческий драматург. Самые популярные произведения - "Антигона", "Царь Эдип".На одном из театральных состязаний победил самого Эсхила. древнегреческий драматург. Самое известное произведение - трилогия "Орестея".Софокл - тоже древнегреческий драматург (трагик).
Кому принадлежат эти имена Эсхил, Софокл, Аристофан
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр. Гладиатор — сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Диадема — головной убор, знак царской власти. Имение — земельное владение богатого человека. Император — повелитель, главнокомандующий.
Карфаген — богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима. Катон — сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой «Карфгаген должен быть разрушен». Провинция — область, завоеванная Древнем Римом. Пуны — название жителей Карфагена. Пунические войны — войны Рима с Карфагеном их было три. Итог: победа Рима. Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя Личности.
Ганнибал — командующий войсками Карфагена во время второй Пунической войны. Сципион — римский полководец во время второй Пунической войны. Даты: 218—201 до нашей эры — вторая Пуническая война Рима и Карфагена. Глава 13. Гражданские войны в Древнем Риме. Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу. Гражданская война — война между гражданами одного государства.
Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях. Империя — большое и сильное государство. Капуя — область в Италии, где началось восстание Спартака. Преторианцы — личная стража императора в Римской империи. Клеопатра — правительница Египта. Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов. Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.
Даты: 133 год до нашей эры — земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли. Рим стал империей. Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. Венеды — этим именем римляне называли славян. Германцы — племена, жившие по берегам реки Рейн.
Германцы были врагами Римской империи. Донар Один — главный бог германских племен. Евангелие с греческого благая весть — описание жизни Иисуса Христа. Колизей — знаменитый амфитеатр в Древнем Риме. Колоны — земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет. Пантеон — храм всех богов в Древнем Риме.
Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Опишите здание театра и представление комедии На рисунке мы видим древнегреческий театр. На зрительских местах, устроенных восходящими ступенями вокруг места театрального действия, собрались тысячи афинян. На полукруглой площадке - орхестре - проходит показ комедии «Птицы». На ней мы видим актеров, наряженных в костюмы птиц. Художник на рисунке изобразил сцену из комедии Аристофана «Птицы». В этой сцене появляется вестница богов - богиня Ирида, а птицы не пускают ее в город и прогоняют ее. Актер, изображающий Ириду, спускается на канатах, а другие актеры в костюмах птиц изображают птичью стаю. Что он осуждает в людях? Софокл в данном отрывке прославляет могущество человека, создавшего речь и свободную мысль, написавшего законы и умеющего врачевать болезни, способного прогнозировать будущее. Одновременно с этим Софокл осуждает чрезмерную гордыню человеческую и неумение отличить добро от зла. Он считает, что могущество человека может сослужить ему плохую службу, человек может посчитать, что он самый сильный и самый умный, и волен решать все по собственному усмотрению, отвергая мораль, справедливость и законы богов.
Что рассказывали о нем греки? Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? Почему места в театре занимали с ночи? Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени? Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки? Ответ: 1. Зарождение театра связано с богом Дионисом, который покровительствовал виноделам. На праздниках греки одевались в шкуры козлов и маски, пытаясь подражать лесным богам сатирам. Наряженные в костюмы греки разыгрывали сцены из мифов об этом боге. Чтобы даже бедняки могли посетить театр, власть выделяла деньги на покупку билетов. Чтобы занять более удобные места, с которых лучше было бы видно представление, многие греки приходили к театру к ночи. Кроме того, часть мест уже была зарезервирована: для жрецов Диониса, стратегов, победителей Олимпийских игр.
Чем участники представлений отличались от актёров нашего времени? Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки? Вопросы и задания второй рубрики Опишите здание театра и представление комедии по одноимённому рисунку. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?
10 античных произведений литературы, которые должен знать каждый
трилогия "Орестея".Софокл - тоже древнегреческий драматург (трагик). Эсхил Софокл Еврипид Аристофан. Трагедия Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») тоже черпает начало в реальной истории. Античная трагедия — Эсхил, Софокл, Еврипид (V в. до н. э.). Эсхил, Софокл и Аристофан — знаменитые древнегреческие драматурги. Эсхила считают отцом европейской трагедии.
ГДЗ по истории древнего мира 5 класс Годер | Страница 190
Эсхил и Софокл являются одними из первых древнегреческих драматургов, а вот Аристофан был комедиографом. 5. Эсхил, Софокл и Аристофан был авторами древнегреческих трагедий и комедий. древнегреческий драматический поэт, родоначальник классической трагедии.
ГДЗ - В городе богини Афины - 5 класс, история
С трагедией связаны имена указанных Эсхила и Софокла, а также Еврипида. Эсхил известен благодаря таким своим произведениям, как "Прикованный Прометей", "Агамемнон" и "Орестея" до нас дошли лишь 7 его трагедий из более большого их количества - около 90 ; Софокл известен благодаря трагедии "Эдип царь", "Эдип в Колоне" и "Антигона".
Аристофан — древнегреческий комедиограф, был прозван «отцом комедии». Первую комедию подписал псевдонимом. Из творений к нам дошли лишь 11: "Ахарняне", "Мир", "Плутос" и др. Знаешь ответ?
Само слово «комедия» с греческого переводится как «песня космоса» — в те времена так назывались фаллические шествия ряженых в праздник урожая. В пьесах античных авторов были отражены характеры и поступки «лучших людей, нежели ныне», по словам Аристотеля, автора теоретического трактата о драме под названием «Поэтика». Сюжеты трагедий заимствовались из далекого прошлого, даже мифического, комедии же были остросоциальные, злободневные, высмеивающие пороки граждан — в частности, политических деятелей. Отбор пьес осуществлялся первыми архонтами, то есть высшими должностными лицами в древнегреческих полисах. Одновременно с предоставлением автору права участвовать в состязании ему давался хор под руководством хорега, который был обязан подготовить его к предстоящему выступлению.
И актер-протагонист, и поэт-автор, так же как и все остальные участники спектаклей, должны были принадлежать к числу полноправных афинских граждан. Рабам, а также женщинам было запрещено участвовать в представлении. Среди актеров тоже было деление: комедийные никогда не участвовали в трагических постановках, а трагические — в комедийных. Из-за того что в соревнованиях участвовали по три трагика и три комика, зрителям приходилось смотреть по 15 пьес за двое суток — 9 трагедий, 3 драмы и 3 комедии. Такой нон-стоп был обусловлен еще и тем, что в античных пьесах соблюдался закон трех единств: места, времени и действия, а потому нельзя было просто прерывать представление.
Читайте также Как в кино: 9 реальных мест для нереальных сцен Великие драматурги Расцвет афинской драматургии связан с именами Софокла, Еврипида, Эсхила, Аристофана. Эсхил — старший поэт. Вы наверняка знаете его пьесу «Прометей прикованный». Он начал ставить свои произведения в 25 лет, но признание и первый успех пришли к нему лишь в 40. После себя он оставил, по одним данным, около 72 пьес, по другим — 90 драматических произведений, 13 раз удостаиваясь первого места на афинских соревнованиях.
Скульптурный портрет Эсхила — великого античного трагика Младший современник Эсхила — Софокл, знаменит пьесами «Царь Эдип» и «Антигона».
А пока Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, общался с историком Геродотом. В начатой Эсхилом череде обновлений древней по своему происхождению трагедии, продолжилнововведения в сценической постановке пьес и наш герой Софокл. Он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены значительно продвинули весьма тяжеловесную и подобную ритуальным мистериям, а не зрелищам, древнюю трагедию. Приблизили ее к тому пониманию театра, с которым мир столкнулся уже в эпоху Возрождения и Просвещения. Софокл подарил больше движения, смог усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил.
Традиции античного театра актуальны и сегодня. В том числе, в качестве площадок и принципов постановки Традиции античного театра актуальны и сегодня.
Кому принадлежат эти имена Эсхил, Софокл, Аристофан
Актеры, меняя костюмы, могли играть несколько ролей в каждом спектакле. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки? Ответ: Эсхил, Софокл и Аристофан были авторами пьес, которые ставились в древнегреческих театрах. Эсхил и Софокл прославились написанием трагедий, Аристофан созданием комедий. Задание 3. Опишите здание театра и представление комедии. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?
Ответ: Как и все древнегреческие театры, данное здание состояло из трёх частей. Самую большую из них занимали места для зрителей. Они всегда были битком набиты народом. Актёры выступали на другой части театра — орхестре, которая имела полукруглую форму.
Вообще жанр имеет интересное прошлое. Изначально басня была орудием борьбы низов против власти. Такого рода короткий рассказ должен был косвенно намекнуть верхушке о том, что бывает с теми, кто нос высоко задирает и теми, кто людом простым помыкает.
Но уже совсем скоро в орудии пропадает необходимость, начинается расцвет демократии V в. Можно сказать, план удался. Басни же из взрослой литературы переходят в разряд учебной, с помощью них поучали детей народной мудрости. Античная трагедия Эсхил, Софокл, Еврипид. Здесь я буду очень краток: рекомендую к чтению. Красота, да и только. Впрочем, все трагедии здесь созданы на мифах, поэтому краткое изложение всех знаменитых трагедий вы найдете в статьях мифологии в конспективном изложении.
Что же касается античной комедии, то здесь всё менее привлекательно. Жанр комедии в целом считался творением для простого люда, трагедия в этом смысле более высокий жанр. Думаю, даже не зная этой информации, вы обнаружите разительную пропасть между этими двумя сборниками. Эдип и Сфинкс - Гюстав Моро Трагедии и комедии разыгрывались в театре. Театры Древней Греции это вообще интересная вещь. Во-первых, они были о-о-очень большими, рассчитаны на то, чтобы вместить население всего полиса — в Эфесе театр вмещал 60 000 мест. Во-вторых, было что-то наподобие пушкинской карты, то есть государство оплачивало тебе билетик на представление.
В-третьих, все роли, даже женские, играют мужчины. И у всех огромные маски на лицах. Театр был также значим для грека, как и олимпийские игры, только здесь соревновались режиссеры. Интересно, что театр никогда не был текстом литературой. Текст имел функциональный характер, то есть промежуточный этап, он не существовал сам по себе. Это же было и во времена Шекспира. Поэтому правильным будет, не просто читать эти труды, но разыгрывать у себя в голове сцену.
По крайней мере, так вы приблизитесь к тому виденью текста тех, кто это писал. Напоследок отсылаю вас к курсу по театральному искусству , в котором вы найдете много нового о греческом и римском театре. Идиллии и эпиграммы Феокрит. Поэт Феокрит наиболее ранний представитель жанра буколики идиллии. Здесь мы оставляем позади привычную уже напыщенность текста, важность событий, сложность хитросплетений и прочие прелести высшего общества. Вместо этого мы уходим в сельскую местность, поближе к природе, к простым пастухам. Они ведут простую жизнь, пасут коз, постоянно соревнуются в песнопении и признаются стихами в любви.
Когда я брался за книгу, я не ждал от неё ровным счётом ничего. Автор был не знаком, жанр не вызывал доверия — и вообще я наткнулся на эту книгу случайно в эссе, которое упоминаю ниже. По итогу этот труд произвел на меня огромное впечатление. Безоговорочно рекомендую. Перед тем, как читать Вергилия советую насладиться небольшим эссе Гаспарова — Вергилий, или Поэт будущего. После таких книг ожидания от их предмета исследования возрастают кратно. Мало того, что подробно разбирается биография автора, дается анализ и контекст создания его произведения, так ещё чаще всего такие эссе написаны людьми, которые влюблены в труды тех, о ком пишут.
Любовь заражает любовью. И это я хочу сказать в целом о всех предисловиях, которые мне посчастливилось читать к античной литературе. Эта литература стара как мир, поэтому у человечества было достаточно времени, чтобы поработать с ней и оценить по достоинству. Создано очень много текстов вокруг неё, поэтому для тех, кому интересна эта тема, здесь можно остаться на многие годы, так как материала для изучения в избытке. Местами, мне было интереснее читать эти самые предисловия, чем тот первоисточник, по которому текст и был написан. Ярким примером в этом плане выступает Вергилий. Я к нему шёл долго, и всё грезил про продолжение Илиады в лице одного из участников войны — Энея.
И это было фиаско. Пейзаж с Энеем на Делосе - Лоррен Надо понимать, что, начиная, читать Вергилия, я уже прекрасно знал по Гаспарову, какой это мастодонт римской литературы. Ещё при жизни его произведения вошли в школьную программу. Все кому не лень лелеяли поэта и хвалили его труды. Он был тем, кто рождал римскую литературу в противовес греческой. Это было важно для Рима, так как ему нужна была своя литература.
В ответ этот бог изрек пророчество, что Крона свергнет сын. После этого Крон стал продавать рождавшихся у него детей в рабство Мегаре и проглатывать полученные деньги.
Известно не менее 50 имен авторов Новой Аттической комедии. Самый значимый из них, а также единственный, чьи пьесы сохранились — Менандр. Три автора новой комедии Менандр, Филемон и Дифил создали по 100 комедий каждый. Такая продуктивность была связана с тем, что новые комедии ставились в Афинах ежегодно. Комедия Аристофана «Лисистрата». Wikimedia Commons Темой Новой Аттической комедии стали нравы времени. Героями были простые афиняне, а также рабы, наемники, параситы нахлебники при богачах , сводники. Александрийский филолог Аристофан Византийский спрашивал, кто кому подражает — Менандр жизни или наоборот.
Современники очень ценили творчество Менандра. Его цитаты включались в антологии. В Средние века он был забыт. В эпоху Возрождения были известны только его цитаты. В 1844 году немецкий ученый К. Тишендорф нашел в монастыре на Синае два пергаментных листка с текстами Менандра. Они были вклеены в переплет другой книги, и он переписал их текст. В 1854 году русский епископ Порфирий освободил эти листы из переплета и привез в Россию.
Так началось возвращение Менандра читателям. В 1897 году был найден папирус с текстом комедии «Земледелец». За ним последовали новые открытия текстов. В 1905 году в Египте был раскопан римский дом, где среди других папирусов нашли неполные тексты пяти комедий Менандра. В результате до нас дошел полный текст комедии «Угрюмец» «Брюзга» и неполные тексты еще четырех комедий. Театр Диониса: как готовили постановки в Афинах Театральные постановки проходили в Афинах четыре раза в год на праздниках в честь Диониса. Великие Дионисии были не просто театральным праздником, а символом величия Афин. В театре награждали граждан венками за заслуги перед Афинами.
В конце IV века до н. На сцене театра эфебы демонстрировали строевые приемы, а после каждый из них получал от государства копье и щит. На Великих Дионисиях каждый драматург и хорег ставили цикл из 3 трагедий и одной сатировской драмы. Также 5 драматургов и хорегов ставили 5 комедий. На Малых Сельских Дионисиях спектакли показывали не в Афинах, а в демах территориальных единицах Афинского государства. Самые масштабные проходили в афинском порту Пирее. На Сельских Дионисиях ставили старые пьесы. Wikimedia Commons Артистами могли быть только граждане Афин.
Хор считался священным, поэтому артисты и хорег освобождались от военной службы. Драматурги сами подбирали себе актеров и создавали постоянные труппы. Поэт, решивший представить пьесы на одном из праздников, шел с ними к архонту. Архонт принимал решение о допуске пьес к постановке и назначал поэту хорега, отвечавшего за финансовую сторону вопроса. Перед праздниками афиняне выбирали судей, которые присуждали победу участникам театральных состязаний. Свои решения судьи заносили в протоколы, названные дидаскалиями. В дидаскалии заносили имена поэтов, хорегов и первых актеров, участвовавших в постановках, и занятые ими места на состязании. Дидаскалии хранились в архиве и выбивались на камнях около храма Диониса.
Для организации сценических представлений в Афинах действовала литургия добровольная повинность под названием хорегия. Ее исполнитель, хорег, за свой счет содержал артистов для спектакля. Хорег должен был оплатить обучение артистов, платить им зарплату и содержать все время подготовки пьесы. Особое внимание он должен был уделять снабжению актеров пищей, которая усиливает голос. Хорег заказывал подобающие одежды, венки и маски для артистов, а после праздника посвящал их в храм Диониса. Кроме реквизита хорег посвящал в храм картину или рельеф с изображением сцены из трагедии и подписью. Исполнитель литургии арендовал помещение для репетиции или предоставлял артистам свое. Если в ряды актеров затесывался гражданин другого полиса, хорег обязан был уплатить за него штраф.
Со времен Софокла в трагедии играли три актера и хор из 15 артистов. Когда пьесы становились более пышными, драматурги требовали от хорегов оплатить дополнительные эффекты.
Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н. Термины: Александрия — город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света — Фаросский маяк. Македония — маленькая горная страна в Северной Греции. Средиземноморье — общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.
Аристотель — древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского. Дарий Третий — персидский царь, противник Александра. Демосфен — древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии. Парменион — македонский военачальник, друг Александра. Филипп, Александр — цари Македонии. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов. Поход Александра Македонского на Восток. Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством 333 — битва при г.
Подчинён бассейн Средиземного моря 332-331 — подчинение Египта. Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы 331- битва при Гавгамелах. Полностью сломлены военные силы Дария III. Подавлены последние очаги сопротивления в Персии. Битва с Пором при Гидаспе. Крайние истощение сил македонского войска 323 — Смерть Александра Македонского. Начало развала созданной в процессе завоевания державы — империи Александра Македонского. Глава 11.
Древнейший Рим. Весталка — жрица богини домашнего очага Весты. Италия — страна на Аппенинском полуострове. Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять. Латины — племя, жившее по берегу Тибра. Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима.
Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме. Ликторы — охрана древнеримского царя. Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето запрета , которое позволяло отменить решение консула или Сената. Патриции — жители Рима, потомки его древнейших жителей. Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии. Рим — город на берегу реки Тибр, в Италии. Построен на семи холмах.
Самые известные Палатин и Капитолий. Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами из было 300 становились консулы, после годичной службы.
ГДЗ - В городе богини Афины - 5 класс, история
Расцвет афинской драматургии связан с именами Софокла, Еврипида, Эсхила, Аристофана. главный создатель трагедии для греческого театра (его произведения Царь Эдип, Электра и др). Их авторы — Эсхил, Софокл, Еврипид — были очень известны и любимы греками. 5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Первая половина V в. до н. э. – Эсхил вводит второго актера, Софокл – третьего актера. Трагедии: Эсхил – «Персы», «Орестея».
ГДЗ История древнего мира 5 класс Вигасин, Годер 2023 Страница / 202
Гетеры могли участвовать в пирах, развлекать мужчин и разговаривать с ними, даже получать образование. Неудивительно, что им посвящены многочисленные истории о красоте, остроумии, власти над мужчинами: для женщин из знатных семей подобная слава была губительна — о действительно добродетельной женщине сказать нечего, даже имена их не сохранились. Афинский политик Перикл полюбил гетеру Аспазию. Это пример умной и образованной гетеры, которая не только очаровывает великого мужчину, но и дает ему политические советы. Великий скульптор Пракситель изваял статую Афродиты с гетеры по имени Фрина, а гетера Таис подтолкнула Александра Македонского сжечь Персеполь. Античные источники изобилуют подобными рассказами, но все же влиятельные и знаменитые гетеры скорее исключение. Демосфен в речи «Против Нееры» говорит: «Мы держим гетер ради чувственных наслаждений, наложниц для повседневного пользования, а жен, чтобы они производили на свет наших детей и были верными хозяйками нашего дома» Памятники исторической мысли.
Речи Демосфена. Картина Шарля Лебрена. Гибрис — причина большинства конфликтов между человеком и богами, на нем строится множество сюжетов трагедий. Человек стремится «переиграть» богов, и за это боги жестоко карают его трагическими переменами в судьбе. Красноречива история Поликрата. Богатый и могущественный тиран сам понимает, что баланс его жизни нарушен: она слишком хороша.
Опасаясь, что боги заметят это и лишат его слишком многого, Поликрат бросает в море любимый перстень. Но это не помогает: боги не принимают подачку, и она возвращается в брюхе рыбы, поданной к столу. Еще меньше везет Танталу, который разгласил тайны богов и страдает в подземном мире от вечного голода и жажды, или Арахне, которая решила посоревноваться с богиней Афиной в искусстве ткачества и превратилась в паука. А Фаэтон, решивший, что сможет управлять солнечной колесницей, гибнет, не справившись с конями. В трагедии Эсхила «Персы» царь Ксеркс решает построить мост через море. В слепоте тщеславья, смертный, он с богами и самим Посейдоном вздумал спорить!
Не безумья ли недуг Поразил его? Боюсь я, что трудов моих плоды, Что богатства наши сможет первый встречный захватить Перевод Соломона Апта.. Выходом за пределы человеческих возможностей и проявлением гибриса является и попытка сопротивляться пророчеству. Пророчество все равно сбудется, а бунтарь будет сурово наказан. Лекции Николая Гринцера о самосбывающемся пророчестве и гордыне в трагедии «Царь Эдип» Софокла Впрочем, гибрис не всегда связан с литературными сюжетами. Люди же, воздающие равным за равное, не оскорбляют, а мстят.
Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними» Античные риторики. Перевод Надежды Платоновой.. Здесь речь также идет о превышении меры и о желании возвыситься больше, чем это подобает человеку. Реплика работы скульптора Мирона «Дискобол». Идеал гармонически развитого человека сколь прекрасен, столь и недостижим. На практике греческое образование в разные эпохи склонялось к тому или иному полюсу калокагатии.
Древний идеал благородного юноши-аристократа, сочетающего в себе спортивность, сдержанность и почтение к старшим, описывает Аристофан в комедии «Облака». Он же высмеивает тех, кто уклоняется от физического развития в пользу умственного: Если добрые примешь советы мои И свой слух обратишь к наставленьям моим, Будет, друг, у тебя — Грудь сильна, как меха. Щеки — мака алей. Три аршина в плечах, за зубами — язык. Зад — могуч и велик. Перед — мал да удал.
Если ж будешь по новым обычаям жить, Заведешь ты себе восковое лицо, Плечи щуплые, щучьи, тщедушную грудь, Язычок без костей, зад — цыплячий, больной, Перед — вялый, большой; болтовню без конца.
Не достигши еще тридцати лет от роду, Софокл победил Эсхила в поэтическом состязании, потому что более соответствовал миросозерцанию и настроению афинян времен Перикла. О политическом направлении Софокла лучше всего говорит дружба, которая связывала его с Периклом. Третий великий драматический поэт, Еврипид, летами был очень немного моложе Софокла, но он уже воспитался и жил в эпоху полного развития демократии и нового философского движения. Еврипид был решительным противником и олигархии, и тирании и первый в Афинах стал пользоваться театральной сценой для того, чтобы проповедовать новые идеи, пользуясь при этом приемами уже зарождавшейся тогда риторики. Его действующие лица — совершенно обыкновенные люди со всеми слабостями, свойственными человеку, и в его трагедиях нередки споры о разных сложных и трудных вопросах морали или политики, причем прямого и ясного ответа на них, без колебаний и сомнений, не дается. Поэтому и зрители уходили с представления трагедий Еврипида очень часто с чувством недоумения относительно религиозных, нравственных и политических вопросов.
Античная литературы древняя литература Европы считается от Гомера 8 век до н. Дальше идет византийская литература. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета. Античная литература — Аза Тахо-Годи, Алексей Лосев В этой главе я постараюсь дать общее, тезисное представление о литературе античности и обозначить примерную структуру, последовательность чтения тем, кто только знакомиться с ней. Это весьма вольная глава, в ней я очень выборочно пройдусь по тем трудам, о которых мне есть что сказать. Остальные же оставлю здесь для хронологического порядка. Начнём с трудов, описывающих в целом всю античную литературу. Если вы хотите на университетском уровне погрузиться в эту тему, поиграть в филолога и получить очень подробный гайд, то вам сюда. Здесь же оставлю пару слов о Лосеве. Этого человека вы будете часто встречать, изучая тему античности. Советский антиковед, который подарил миру очень много работ по темам философии, мифологии и литературы античности. Оценивать их качество, я должным образом не могу, так как в полной мере не погружался в них. Качественное их изучение выходило за рамки моего исследования. Его книги идут не по верхам, а проникают в саму глубь, они весьма требовательны по времени, и здесь недостаточно просто интереса к вопросу, здесь нужен интересище или страсть, коих у меня не было в таком объеме. Я думаю вы поняли, такие книги требуют любви, выходящей за рамки хобби. Это уже ближе к профессии, когда ты без особого сожаления можешь выделить пару лет на работу со всеми необходимыми трудами и применить полученное для дальнейшего анализа. Список ярких представителей Что же касается самой античной литературы, давайте наметим структуру. Нумерация дана для визуальной простоты, она лишь отражает порядок появления на свет литературы — от самого древнего к самому молодому. Список приведен в формате: название произведений — автор годы жизни. Не стоит много внимания уделять датам в этом списке. Всегда, когда мы говорим о столь позднем времени, даты и даже вопрос авторства являются предметом жаркой дискуссии. Тем не менее есть общепринятые даты и авторы, закрепленные за произведениями, которыми мы и будем располагать. Для удобства все книги собраны в подборке Античная литература. Греческая литература: Труды и дни. Басни — Эзоп 620 — 524 гг. Античная трагедия — Эсхил, Софокл, Еврипид V в. История — Геродот 484 — 425 гг. История — Фукидид 460 — 400 гг. Анабасис — Ксенофонт 430 — 356 гг. Избранные речи — Демосфен 384 — 322 гг. Аргонавтика — Аполлоний Родосский 295 — 215 гг. Избранное — Лукиан 120 — 180 гг. Римская литература: Тускуланские беседы — Цицерон 106 — 43 гг. О природе вещей — Лукреций 99 — 55 гг. Стихотворения — Катулл 84 — 54 гг. Буколики, Георгики , Энеида — Вергилий 70 — 19 гг. Собрание сочинений — Гораций 65 — 27 гг. Метаморфозы , Наука о любви — Овидий 43 до н. Метаморфозы, или Золотой осел — Луций Апулей 125 — 170 гг. При должном погружении в тему, этот список можно продолжать до бесконечности. Тем не менее чтобы оставаться в рамках обзорного экскурса, я посчитал достаточным внести в него наиболее хайповые труды. Пару слов об избранных работах Орфей и животные - Себастьян Вранкс В этом разделе я поделюсь с вами личным опытом чтения некоторых их этих трудов. Расскажу вкратце о чём написано в них, поделюсь впечатлениями и дам наводку в каком порядке их читать. Также в моём рассказе примут участие книги, которых нет в списке, но они ещё как заслуживают, чтобы о них было сказано пару слов. Вместе с тем, в источниках к истории и мифологии я кратко даю комментарий к отдельным трудам, которые здесь не будут упомянуты. Начнём по порядку. Первый на очереди у нас Гомер. И перед тем, как говорить о его произведениях, вспомним, что у Лосева есть одноимённая книга — в ней вы найдете разбор творений Гомера и его биографию, разбор гомеровского вопроса. А что собственно за гомеровский вопрос?
Это благоразумие, здравый смысл, умение чувствовать меру. Благоразумие и умеренность важны не только с точки зрения личного благополучия: согласно Аристотелю и Платону, они нужны для гармоничного функционирования общества. Если обучить людей, служащих государству, умеренности, пишет Платон в «Государстве», то они смогут разобраться во всем, что необходимо для жизни. Рассудительность граждан приведет государство к справедливости. Аристотель тоже видит меру и благоразумие в основе идеальной формы государственного правления: люди, обладающие средним достатком, не стремятся к борьбе за власть, не испытывают ни зависти бедняков, ни презрения богачей, поэтому создают наилучший государственный строй. Благоразумие следует проявлять и в удовольствиях — «постольку, поскольку мы животные» Аристотель. Впрочем, мера — не обязательно результат воспитания: иногда может просто повезти. Так, именно умеренностью античные географы объясняют благополучие Греции: она находится в центре мира, поэтому климат в ней не слишком холодный и не слишком жаркий. А это, в свою очередь, способствует формированию «умеренных характеров» ее жителей Античные географы считали, что люди, живущие на окраинах мира, склонны к крайностям: чрезмерно воинственные скифы на севере, невероятно справедливые инды на востоке, греки же идеальны и обладают балансом.. Эти отношения накладывали взаимные обязательства на хозяина и гостя, распространялись на их семьи и даже могли наследоваться человек мог как отказаться от родовой проксении, так и возобновить ее. Примеры такой связи встречаются уже в греческой мифологии и поэмах Гомера. Покровителем гостеприимства был сам Зевс, носивший соответствующее прозвище — Ксений. Об этом рассказывает миф о Филемоне и Бавкиде — фригийских старичках, пустивших к себе в дом Зевса и Гермеса в обличии обычных путников. Старики жили бедно, но ради того, чтобы как следует накормить неизвестных гостей, решили зарезать своего единственного гуся. Зевс наградил их: разрешил служить в своем храме и умереть в один день. Самый известный сюжет, показывающий, что нет границ узам гостеприимства, — миф об Алкесте. Герой Геракл приходит к Адмету, у которого только что умерла жена. Адмет развлекает гостя как ни в чем не бывало, выполняя свой долг, но Геракл замечает плач и траур, а узнав о горе друга, сражается со смертью и возвращает жену Адмета из мертвых. В «Илиаде» Гомера сражающиеся воины, узнав друг друга, понимают, что связаны узами гостеприимства. Они останавливают бой и обмениваются подарками, а затем отправляются на поиски нового противника. Из частного гостеприимства вырастает общественное: человек может стать проксеном то есть получить право гостеприимства в другом городе, сделав что-то полезное для его жителя. Подобные связи особенно важны в эпоху общегреческих состязаний и религиозных праздников: «Чужеземцы, приходившие в Дельфы вопросить оракул или поучаствовать в Пифийских играх, а также торговцы из разных мест Средиземноморья могли останавливаться у проксенов» А. Исследования и публикации по истории античного мира. Выпуск 14. Проксения становится также средством дипломатии. Офорт Пьетро Теста. Слепой Гомер, как и его герой Одиссей на пиру у царя Алкиноя, развлекал пирующих рассказом о подвигах. Афинские мудрецы за вином предавались философским спорам. Ученицы поэтессы Сафо, украшая себя гирляндами и умащивая благовониями, пели стихотворения собственного сочинения. И даже суровые спартанские юноши вместе ели невкусную похлебку, воспитывая силу духа Отвратительный вкус спартанской еды описан во множестве античных источников. Так, Цицерон в «Тускуланских беседах» рассказывает: «Ну а разве не видали мы, чем кормятся лакедемоняне [спартанцы] на общих своих обедах? Когда у них обедал тиран Дионисий, он не в силах был есть ту черную похлебку, с которой начинался обед. Вино подавалось после основной трапезы, и тогда же начинались развлечения: музыка и танцы, которыми услаждали пирующих гетеры и рабы, игры, поэтические импровизации, беседы. В этом диалоге описывается начало симпосия: друзья собираются, устраиваются по двое и по трое на пиршественных ложах греки ели полулежа , наедаются, а затем приступают к вину. Персонажи решают, что вчера перебрали, отпускают флейтистку и переходят к беседе, стараясь при этом не злоупотреблять вином. Как правило, из участников застолья выбирался симпосиарх аналог тамады , который задавал тон пиру, определяя, в какой пропорции вино будет смешано с водой. Застольные беседы. Вино пили и неразбавленным, но это считалось признаком разнузданности и варварства.
Эпоха эллинизма
В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель. Действующими лицами комедий — весёлых и насмешливых представлений — наряду с героями мифов были современники зрителей. Комедиями называли забавные пьесы или песни весёлых поселян. В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Непревзойдённым мастером политической комедии считался Аристофан 450—388 гг. Комедия Аристофана «Птицы» была популярна среди простых афинян. Аристофан Источник На орхестре появляются два афинянина. Они говорят, что им наскучила беспокойная жизнь в родном городе: «Вот отчего в дорогу мы отправились. Скитаясь, ищем тихого пристанища». Повстречался им птичий царь Удод. Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город меж небом и землёй: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!
Тут под музыку с криками и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счёта птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят». Хор и актёры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них бездарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, обманщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон. Летит вестница богов — богиня Ирида. Актёр, исполняющий её роль, спускается на канатах.
Птицы не пускают её: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из Зевсовых детей никто к нам не пройдёт, курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!
Во-вторых, было что-то наподобие пушкинской карты, то есть государство оплачивало тебе билетик на представление. В-третьих, все роли, даже женские, играют мужчины. И у всех огромные маски на лицах.
Театр был также значим для грека, как и олимпийские игры, только здесь соревновались режиссеры. Интересно, что театр никогда не был текстом литературой. Текст имел функциональный характер, то есть промежуточный этап, он не существовал сам по себе. Это же было и во времена Шекспира. Поэтому правильным будет, не просто читать эти труды, но разыгрывать у себя в голове сцену. По крайней мере, так вы приблизитесь к тому виденью текста тех, кто это писал. Напоследок отсылаю вас к курсу по театральному искусству , в котором вы найдете много нового о греческом и римском театре. Идиллии и эпиграммы Феокрит.
Поэт Феокрит наиболее ранний представитель жанра буколики идиллии. Здесь мы оставляем позади привычную уже напыщенность текста, важность событий, сложность хитросплетений и прочие прелести высшего общества. Вместо этого мы уходим в сельскую местность, поближе к природе, к простым пастухам. Они ведут простую жизнь, пасут коз, постоянно соревнуются в песнопении и признаются стихами в любви. Когда я брался за книгу, я не ждал от неё ровным счётом ничего. Автор был не знаком, жанр не вызывал доверия — и вообще я наткнулся на эту книгу случайно в эссе, которое упоминаю ниже. По итогу этот труд произвел на меня огромное впечатление. Безоговорочно рекомендую.
Перед тем, как читать Вергилия советую насладиться небольшим эссе Гаспарова — Вергилий, или Поэт будущего. После таких книг ожидания от их предмета исследования возрастают кратно. Мало того, что подробно разбирается биография автора, дается анализ и контекст создания его произведения, так ещё чаще всего такие эссе написаны людьми, которые влюблены в труды тех, о ком пишут. Любовь заражает любовью. И это я хочу сказать в целом о всех предисловиях, которые мне посчастливилось читать к античной литературе. Эта литература стара как мир, поэтому у человечества было достаточно времени, чтобы поработать с ней и оценить по достоинству. Создано очень много текстов вокруг неё, поэтому для тех, кому интересна эта тема, здесь можно остаться на многие годы, так как материала для изучения в избытке. Местами, мне было интереснее читать эти самые предисловия, чем тот первоисточник, по которому текст и был написан.
Ярким примером в этом плане выступает Вергилий. Я к нему шёл долго, и всё грезил про продолжение Илиады в лице одного из участников войны — Энея. И это было фиаско. Пейзаж с Энеем на Делосе - Лоррен Надо понимать, что, начиная, читать Вергилия, я уже прекрасно знал по Гаспарову, какой это мастодонт римской литературы. Ещё при жизни его произведения вошли в школьную программу. Все кому не лень лелеяли поэта и хвалили его труды. Он был тем, кто рождал римскую литературу в противовес греческой. Это было важно для Рима, так как ему нужна была своя литература.
И вот Вергилий был тем, кто её создал. Вергилий, или Поэт будущего — М. Гаспаров Отталкивало от Вергилия лишь одно — все его работы можно считать политическим заказом, они решали какую-то конкретную задачу общества того времени. Напоминание о былой великой истории, воспевание и обожествления рода Юлиев, который идёт от самого Энея. И сейчас во время написания Энеиды, у власти прямой потомок рода, Октавиан Август. А также, предсказания светлого будущего, которое ожидает Рим. Хвала новому режиму, — Рим в это время перестает быть республикой, теперь это империя. Вергилий был не одним, кто занимался таким промыслом.
Прежде чем, читать Вергилия, я настоятельно рекомендую прочесть его греческих предшественников — Гомера, Гесиода, Феокрита. Фиаско как раз таки чувствуется в сравнении с ними. По крайней мере, для меня оно было именно так. Вергилий признан как великий поэт всеми теми, кто слышал хоть что-то о нём. Поэтому критиковать его дело недальновидное, не разобравшись как следует в деталях творчества. Для меня в сравнении с греческими авторами, он сильно проигрывает. Вергилий как будто подражает великому, но лишь тянется к нему, и рука далека от цели. По итогу всё выглядит как-то искусственно.
В отличие от первых Софокла и Эсхила, афиняне не любили его. Афинский драматург Аристофан, например, выводил Еврипида в качестве комического персонажа едва ли не в каждой второй своей комедии, желая доказать зрителю порочность и глупость произведений драматурга. Наград ему тоже не доставалось: трилогия с «Медеей» завоевала лишь третье — последнее — место на дионисийских состязаниях.
Греки, недооценившие Еврипида при жизни, превознесли его после смерти как величайшего драматурга Эллады. И сохранили для потомков аж его 17 пьес — больше, чем от Эсхила и Софокла, вместе взятых. Этим он отличался от Эсхила и Софокла, которые писали возвышенно-героическим тоном и изображали мужественных героев, верных своему нравственному долгу.
Еврипид же мыслит человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. Самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу.
Рабы разгружают мешки, вероятно с зерном, привезенные купцами в Афины. В правом углу рисунка можно наблюдать богато одетых людей, управляющих разгрузкой.
Вероятно, это купец или его представители, а может быть и афинские граждане, назначенные для сбора торговых пошлин. На пирсе мы видим повозку, нагруженную амфорами. В таких амфорах греки перевозили вино и оливковое масло. На причале у торгового корабля мы видим несколько человек, которые спускаются по трапу под охраной.
Это рабы, которых привезли на невольничий рынок Афин. Также у причала мы видим небольшую рыбацкую лодку — значит торговая гавань использовалась не только для приема торговых кораблей, но и для рыбацких судов самих афинян. Подумайте Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов с. Предположите, почему далеко не все афиняне могли владеть рабами.
Мы видим, что заработки бедных, но свободных афинян, были минимальными, достаточными лишь для того, чтобы сводить концы с концами. Действительно, зачем платить наемным рабочим, если можно купить раба. Стоимость раба, конечно, была высока, но и она окупалась за 1-3 года. При этом мы видим, что далеко не каждый афинянин мог позволить себе купить раба, для этого просто не хватало заработка.
В городе богини Афины Объясните значение слов Керамик — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики. Агора — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя.
Греческое слово агора означает «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Акрополь — 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной около 300 м в длину и 170 м в ширину.
В микенский период Акрополь являлся местом расположения резиденции царей. За полвека до персидского нашествия на Акрополе был возведен первый храм Афины Гекатомпедон то есть длиной в сто шагов. Он был разрушен персами. Впоследствии рядом с ним был возведен всем известный храм Афины Парфенон и целый комплекс различных храмов и святилищ.
Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Деве парфенос. Построен в 447—438 годах до н. Фронтон — треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом. Кариатида — статуя одетой женщины, выполняющая функцию колонны или пилястры.
Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских? Улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских выглядели малоухоженными. Улицы были узкими и немощеными. Поскольку на них выливали помои и отходы жизнедеятельности, на улицах была непросыхающие грязь и зловонные лужи.
Дома были типичными мастерскими, с глухими стенами и запертыми калитками. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие — краснофигурными? Чернофигурными и краснофигурными назывались вазы, на которых были изображены фигуры: на чернофигурных вазах фигуры рисовались черным лаком на красноватой глиняной поверхности, на краснофигурных вазах под рисунки оставлялся натуральный цвет глины, а вся остальная поверхность закрашивалась черным лаком. Чернофигурная вазопись как стиль декоративной отделки был распространен в Афинах со второй половины VII века до н.
Он был заимствован в Коринфии. С появлением краснофигурной вазописи ориентировочно в 530 году до н. Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? Агора — это главная площадь Афин, которая была традиционным местом встреч афинян.
Также Агора являлась самым большим торжищем, на котором можно было купить как продукты питания, так и ремесленные товары. Также Агоры были большим рынком рабов и свободных наемных работников. На рынке устраивались и различные развлекательные мероприятия типа петушиных боев, выступлений фокусников. Обычно покупки в греческой семье делали мужчины.
В рыночные часы на Агоре можно было увидеть толпы народа и услышать крики торговцев, зазывающих покупателей. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот? Совет пятисот — орган самоуправления, высший орган власти Древних Афин. Он избирался из афинских граждан.
Совет следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городской инфраструктуры, храмов. Опишите рисунок «Шествие на Акрополь» Современный рисунок «Шествие на Акрополь» довольно точно изображает вид на Акрополь с последней площадки у лестницы, ведущей на вершину. На рисунке мы видим праздничное шествие. Колонна людей поднимается по лестнице на холм.
Нам открывается величественный вид на Пропилеи, парадный проход на вершину Акрополя, образованный портиками и колоннами. Над Пропилеями возвышается главный храм Акрополя Парфенон, посвященный Афине-деве парфенос , богине мудрости и справедливой войны, покровительнице Аттики. Рядом с Парфеноном возле храма Эрехтейон посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею, расположен на месте мифического спора между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой стоит бронзовая статуя Афины-Промахос воительница. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм?
Кому он посвящён? Справа, на скальном уступе, мы видим небольшой храм, посвященный богине победы Нике-бескрылой. Постройка представляет собой здание с двумя ионическими портиками по четыре колонны. На непрерывном фризе под крышей изображались эпизоды греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс.
Храм выполнен из мрамора. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя? Статуя Афины на Акрополе изображала богиню в образе воительницы в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были покрыты золотом или сделаны из чистого золота. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце.
Возможно, статуя служила «маяком». Как выглядел храм Афины Парфенон? Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях.
Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м.
На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней праздника всех афинян, посвященного Афине. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.
Составьте рассказ Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Величественные Афины, чей вид открывается еще на пути в гавань Пирей, поражают воображение всех гостей этого города. Еще на подходе к гавани мы видели блеск золота на кончике копья и шлеме несравненной Афины, чья бронзовая статуя установлена на вершине афинского холма Акрополя. Мне не терпится самолично удостовериться в красоте великолепного архитектурного ансамбля Акрополя.
Говорят, Парфенон просто изумителен. Сам великий скульптор Фидий занимался его отделкой и наблюдал за строительством. Как представлю себе скульптурные композиции рождения Афины и спора Афины с Посейдоном, которые должны быть размещены на фронтонах Парфенона, так мурашки по коже от благоговения идут. Афинянам не придется упрекать меня в черствости и называть меня ослом, я уже заранее восхищаюсь их умением строителей и талантам скульпторов.
А пока нас ждет Пирей. Именно здесь находится самый сильный в Элладе флот и сосредоточена торговая жизнь Аттики. Пирей — главный порт Афин. Как говорят, он находится в восьми километрах от Афин, в прекрасной гавани.
От города к Пирею ведет проход, образованный двумя Длинными стенами. Афиняне уверены, что такие стены во время осады города обеспечат постоянный доступ к морю. Таким образом снабжение города не будет прервано и город может обороняться очень долго. Мне рассказывали, что порт Пирей разделен на несколько гаваней.
Две из них военные и одна — для торговых кораблей. В военные гавани нам заглянуть не позволят. Ведь именно сюда после военных походов приплывают афинские корабли. Они входят в ворота гавани, которая окружена высокими стенами.
Даже очень любопытный афинянин не может заглянуть за эти стены, не то что путешественник-иноземец. Вот наш корабль прибывает в торговую гавань. Как здесь шумно и многолюдно. Раньше, пользуясь своим могуществом, афиняне практически заставляли торговцев заходить в Пирей.