^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова. Какова основная мысль стихотворения лермонтова парус? Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус».
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова | «Парус» («Белеет парус одинокой») — стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма. |
Какова основная мысль стихотворения Лермонтов «Парус»? - Univerkov - образовательный сайт | мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя. |
Лермонтов «парус» | «Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. |
Анализ стихотворения «парус» (м. ю. лермонтов) - Literature Teacher | Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. |
Исследование структуры стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
07 декабря 2018 Екатерина Шмелева ответила: Основной мыслью в стихотворении "Парус" является одиночество и постоянные скитания. Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах. Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Несмотря на то, что «Парус» был написан еще в начале XIX века, его глубокий смысл и философская направленность до сих пор не перестают восхищать читателей, вот почему так важно знать историю создания стихотворения. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус».
Основная мысль стихотворения парус лермонтова 6 класс кратко
Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя.
Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури.
Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта.
Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение. В стихотворении несколько раз встречается многоточие. Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни. Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав. Выразительные средства Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты «одинокой», «родном», «золотой» , олицетворение «играют волны» , метафоры.
Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. Для усиления выразительности поэт также использует риторические вопросы в первой строфе и восклицания во второй и третьей. Основная мысль произведения — попытка поэта путем сравнения и размышления разобраться в собственной бурной душе. Мятежный дух Лермонтова просится наружу, ему тесно в существующих общественных рамках. Стихотворение громко заявляет о независимости человеческой личности. Поэтому оно приобрело большую популярность в революционной и демократической части общества. Анализ стиха Лермонтова Парус Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни.
По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли. Читайте также: Биография Маяковского кратко. Владимир Маяковский биография кратко В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека.
Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград. Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам. Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению. В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой. В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент.
Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну. Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить. Юный поэт придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве.
Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути. Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя. Жанр, направление и композиция Это лирическая новелла, сочетающая описание природы и философские размышления. Является образцом романтической поэзии. Стихотворение имеет 3 строфы. Все они объединены внутренними переживаниями русского поэта.
Строфа построена так, что в начальных двух строчках рисуется картина, в последующих — переход к внутреннему миру. Стих имеет в конце риторическое восклицание.
Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой». Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя. В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое.
В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой — редкое поэтическое качество.
Главная идея произведения, что автор хотел описать одиночество и свой внутренний мир, как деятеля искусства. Образ паруса выступает центральным героем. Он отображает человеческую сущность, стремящуюся в неизвестность и пытающуюся найти свое место в мире. В моменты отчаяния человек склонен к мятежу, риску и поиску чего-то нового, это результат неизвестности.
Лермонтов также выражает мысль — человеку не дано знать, что в этом мире происходит во благо ему, а что — нет. Композиция и жанр По жанру стихотворение относится к лирической новелле. В нем одновременно присутствуют философские раздумья и описание пейзажей. Произведение служит примером романтизма в русской литературе XIX столетия. Лермонтов написал стихотворение четырехстопным ямбом и использовал перекрестную рифму. В произведении есть ассонанс: в первом четверостишье присутствует логическое ударение на «о», второе играет звуком «э», а в последнем чувствуется яркое звучание буквы «у».
Это делает «Парус» Лермонтова похожим на звучание ветра, шум волн и вызывает соответствующие ассоциации. По структуре стихотворение поделено на 3 четверостишия. Строфы объединены по смыслу за счет описаний пейзажей и волнений лирического героя. Каждый катрен построен так, что в первых двух строках описывается «картина», а в последующих — характеристика внутреннего состояния персонажа. Повествование заканчивается риторическим восклицанием, чувством «неправильности» и неизвестности. Средства выразительности В своем стихотворении Лермонтов использует художественные средства и тропы: Метафоры — «парус бежит», «волны играют», «ветер свищет».
Они делают повествование более динамичным и придают ему особого шарма. Эпитеты «мятежный», «золотой», «голубой», «одинокий» придают описанию яркости.
Основная идея парус
Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения. Обучающиеся смогут выявить идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Мне кажется, что главная идея стихотворения "Парус" состоит в том, что время от времени человек сам избирает одиночество и желает жить не так, как иные люди.
Мысль стихотворения парус лермонтова
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта.
Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.
Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир.
Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность.
В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.
Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Что кинул он в краю родном?.. Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает» «Как будто в бурях есть покой!
В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении — это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус».
Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус — это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, — это главная мысль, которая занимает молодого человека.
Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает. В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути.
Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус». Композиционное построение В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта.
Образы Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус — это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти.
Художественные средства автора Продолжая анализ стихотворения М. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Сам парус является эмблемой души такового человека. Он безусловно одинок на синей глади моря, потому что не вожделеет жить смирно, его душе хочется бурь и смен, в то время как другие устремляются к стабильной жизни. Именно потому он остается непонятым, ведь то, что для него счастье, для иных - страшная буря, в которой они побаиваются потеряться и погибнуть.
Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега? Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта. Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?
Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом. Есть ли что- то общее в этих картинах? Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.
Какие краски преобладают в описаниях моря? Голубые, синие, лазурные, золотые. Но мы не только видим, но и слышим шум моря. Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе И мачта гнётся и скрипит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит — отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч. Здесь использован художественный приём аллитерации. А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные носовые звуки n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды. Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? Море и парус Как они связаны между собой? Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания.
И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек. Какими эпитетами охарактеризован парус? Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным.
Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания. В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы: Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Назовите ключевые слова в каждом просе.
Ищет и кинул. Что можно искать «в стране далекой»? Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Лермонтова "Парус" по праву считается одним из ярчайших образцов русской романтической лирики. Всего в двенадцати строках автор сумел сотворить целый мир настроений и переживаний. Уже первые слова "белеет парус" мгновенно рисуют в воображении картину одинокого паруса, маячащего вдалеке среди лазурного безмолвия моря.
Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его. Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом. Паруса удачи. Медведев Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч , антитеза родной край — страна далекая подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен. Гаврилова Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром. Похожие записи Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г.
В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя.
Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Совет И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение. Жанр «Паруса» — лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами. Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же — с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два — состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй — «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». Обратите внимание В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой: Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен.
Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки». Жанр, направление и размер «Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности. Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха. Смысл названия Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога — рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года. Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте. Темы и мотив Одиночество. Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения — белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова. Цель лирического героя — обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам. Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений. Идея Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном. Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема. Средства художественной выразительности Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул. В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный. Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена. Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания. Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит о парусе. Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия. Лермонтов Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия. Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Читайте также: Сценарий развлечения «проводы зимы» в старшей группе детского сада Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни. По жанру «Парус» является лирическим стихом.
Подробный анализ стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий»
Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность. Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус».
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность. Идея Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. «Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус.
Мысль стихотворения парус лермонтова
Берта Моризо 1841 — 1895 гг. Камиль Писсарро 1830 — 1903 гг. Альфред Сислей 1839 — 189.. Megakat0210 27 апр. Соотнеси строки из стихотворения А?
Veselovadahsa 27 апр. Будь ласка... При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.
В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне.
Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта.
Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.
Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова.
Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения.
Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой».
Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой. Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба. Центральные персонажи Парус — центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении — «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря. Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее — буря, порыв, движение. Лирический герой Лермонтов нередко использует приём отождествления.
Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск. Сюжет Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра. Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины.
Cмысл стихотворения «Парус» Лермонтова
Несмотря на то, что «Парус» был написан еще в начале XIX века, его глубокий смысл и философская направленность до сих пор не перестают восхищать читателей, вот почему так важно знать историю создания стихотворения. Стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий» Анализ стихотворений. Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя.
Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания
Полный анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов) | И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. |
Лермонтов Парус: главные герои. Какова главная мысль рассказа? | Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова ~ Другие сочинения | В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ. |
Какова основная мысль стихотворения "Парус" | Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения. |
Подробный анализ стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий»
Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема — одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург.
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения.
Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение. Жанр «Паруса» — лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами. Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же — с жизнью.
Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два — состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй — «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». Обратите внимание В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой: Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой? Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире. Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[1]. В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения: Увы!
Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя[2]. Третья строфа, по замечанию В. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»: Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой… Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя: А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой! Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны.
Покинув институт и забыв мечту стать филологом,Лермонтов поступил в юнкерскую школу. Военная служба предполагала разлуку с домом и возлюбленной бабушкой Елизаветой Арсеньевой,зато может быть место подвигам,о которых грезил поэт. Описание морского пейзажа-это жизнь стихотворца в Москве,тихая и спокойная,а рвение к буре и краям далёким-это будущая жизнь,полная схваток и славы,которая так и осталась лишь в мечтах. Потому "Парус"-это раздумья Лермонтова о своём будущем,о актуальном выборе.
Одиночество — единственное, что будет незримо и на протяжении всей жизни сопровождать человека словно самый верный друг. Автор демонстрирует нам метания творческого человека, который, как и этот белеющий парус, находится в раздумьях, остаться ли в безопасной заводи или отчалить от пристани навстречу неизвестности, на поиски приключений и предназначения. Лермонтов довольно часто использует прием отождествления и, упоминая в стихотворении детали пейзажа, мы догадываемся, что в каждой он волей-неволей подразумевает себя, свои духовные скитания и собственное одиночество. Стихотворение написано так, будто автор отстраненно наблюдает за всем происходящим. Чувствуется в его отношении легкая самоирония и сочувствие, ему жаль и печально смотреть на бездвижное судно, истинное предназначение которого — бороздить волны и покорять все новые просторы. Момент, когда Лермонтов сочинил это стихотворение, был психологически трудным для поэта. Он пребывал в отчаянии от того, что не сумел поступить в Петербургское учебное заведение, его страшило неопределенное будущее. Душа лирического героя металась, он жаждал событий, движения и его не устраивала необходимость оправдывать чьи-то ожидания. Все свои переживания автор умело и ладно переложил на окружающий его пейзаж.