В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа.
File history
- Фото Ранний снег, альбом Василий Поленов. - 60 фото | Фотографии Мыслящий Тростник.
- Ранний снег - Василий Поленов
- На выставке Василия Дмитриевича Поленова
- Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения
- Ранний снег
- Telegram: Contact @istokirb
Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891
Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Картина Василия Поленова «Ранний снег», написанная в 1891 г. По словам Поленова, он увидел из окна своей мастерской в 1890 г. Ранний снег. Просматривайте этот и другие пины на доске Поленов пользователя Nadezhda Zyper. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной, культурной, дворянской семье. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной, культурной, дворянской семье.
Ранний снег. Бёхово
Слияние жанрового и пейзажного начал в работах Поленова конца 1870-х годов ясно обозначило новое явление в русской живописи, получившее широкое распространение на рубеже столетий. Оно было связано с взаимопроникновением жанров, в которых пейзаж начинает играть важную «содержательную» роль. Федоров-Давыдов впоследствии назовет это явление «пейзажизацией жанра»[15]. В поленовских пейзажах можно увидеть и истоки того «бессобытийного» жанра, принципы которого в дальнейшем разовьются в творчестве его учеников. Впечатляющий дебют Поленова на выставках передвижников оказался тем более неожиданным, что его предыдущий период учебы в Академии художеств и пенсионерства, кажется, никак не предвещал этого прорыва. Об этом свидетельствует следующий раздел экспозиции, посвященный пенсионерскому периоду жизни художника. Пенсионерство Поленова Василий Дмитриевич получил глубокое и разностороннее образование, учась одновременно в Императорской Академии художеств и Петербургском университете. В 1871 году он был удостоен большой золотой медали за программу «Воскрешение дочери Иаира» и получил право на заграничную пенсионерскую поездку так же, как и его друг по Академии художеств И.
В том же году Поленов окончил университет, сдав выпускные экзамены и представив вдумчиво и обстоятельно разработанную диссертацию на тему о развитии ремесел в различных европейских государствах. I872-I876 годы - время пенсионерства Поленова. Он побывал в Германии, Италии и Франции, где знакомился и по-своему воспринимал новейшие достижения западноевропейской живописи. Его особое внимание привлекли в Германии представители академически-романтического направления в исторической живописи, прежде всего К. Одновременно он увлекся творчеством А. Бёклина, Г. Макарта, предвосхитивших неоромантизм модерна.
Годы, проведенные Поленовым во Франции, совпали с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Их искусство явилось дополнительным импульсом к освоению художником пленэрной живописи, для чего им была предпринята совместно с Репиным поездка на север Франции, в Нормандию, в маленький городок Вёль, где они жили в одном домике с июля по сентябрь 1874 года. За полтора месяца Поленов написал серию превосходных пейзажей и этюдов. Среди них картины «Белая лошадка. Нормандия» Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Поленова, далее Музей-заповедник В. Поленова , «Рыбацкая лодка.
Нормандия» ГТГ , «В парке. Нормандия» Музей-заповедник В. В Париже Поленов и Репин были частыми посетителями артистического кружка А. Боголюбова, объединившего русских художников, живших за границей. В доме Боголюбова собирались в условленные дни для занятий офортом, керамикой, устраивали вечера с чтениями, постановками живых картин, музыкой, в которых Поленов «общественный, веселый человек»[16], по словам Репина, принимал самое деятельное участие. На вечерах Боголюбова частым гостем бывал И. Тургенев, знакомство с которым имело большое значение для Поленова.
Писатель заметно выделял художника, ввел его в салон известной певицы Полины Виардо, где собирались видные литераторы, музыканты, общественные деятели, среди которых были писатель Э. Золя, историк религии, философ Эрнест Ренан. Беседы с Ренаном, его книга «Жизнь Иисуса» Париж, 1863 сыграли важную роль в размышлениях художника над воплощением образа Христа и евангельских событий в его будущей серии картин «Из жизни Христа» конец 1890-х - 1900-е. Среди массы задуманных и начатых во время пенсионерской командировки работ на исторические сюжеты были осуществлены «Право господина» 1874, ГТГ и «Арест гугенотки» 1875, ГРМ. Обе эти картины близки к западной позднеакадемической исторической живописи К. Пилоти, П. Деларош, Л.
Галле с ее стремлением к документально-визуальной точности в воспроизведении деталей, интересом к литературно-романтическим сюжетам и своеобразной театрализацией. В 1876 году, представив в Совет Академии художеств в качестве отчета о командировке шесть картин и пятьдесят этюдов, Поленов получил звание академика. Тогда же он обратился к известному художественному критику В. Стасову с просьбой поделиться мнением о его произведениях, выставленных в Академии художеств. Стасов, отметив в его таланте «две главных струны - колоритность и грацию», обвинил его во «французистости». Считая, что его «склад души ничуть не русский», он посоветовал ему «всего лучше жить постоянно в Париже или Германии»[17]. Критик был прав, увидев в живописи Поленова влияние западноевропейских веяний, «много элегантного и изящного письма...
Другое дело, что ему в голову не могло прийти, что, владея таким письмом, можно оставаться русским живописцем. Неожиданно для Стасова в его отзыве наметилась проблема, особенно остро вставшая перед художественными деятелями конца XIX - начала XX века. Она касалась вопроса сохранения национальной самобытности русского искусства при активном взаимодействии с западноевропейскими процессами развития художественной культуры. Творчество Поленова конца 1870-х годов воочию убеждало в перспективности такого взаимодействия. Во время пенсионерской командировки и сразу после нее Поленов отдыхал в родовом имении Имоченцы Олонецкого края. В Имоченцах все располагало к глубокому погружению в народную жизнь. Отсюда пришло понимание Поленовым уклада крестьянской жизни, здесь состоялось его первое знакомство с изделиями ремесленников, народных умельцев.
Редкие селения Олонецкого края хранили все особенности северной жилой деревянной архитектуры. В 1870-х годах художник написал здесь пейзаж «Сахарная гора зимой» 1870-е, частное собрание с крестьянскими избами в окружении суровой северной природы. Познакомился Поленов и с устным народным творчеством края, фольклором. Песни и былины в исполнении сказителей Олонецкого края приобрели в это время широкую популярность благодаря экспедициям, предпринятым учеными для их записи. В портрете «Сказитель былин Никита Богданов» 1876, ГТГ Поленов создал тип «человека из народа», «одаренного природным умом и житейским смыслом». Он близок образам крестьян из любимого художником произведения И. Тургенева «Записки охотника», родствен он также портретным типам крестьян И.
Вернувшись в Россию после пенсионерской командировки, художник вступает в состав русской добровольческой армии на сербско-турецком фронте. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и орденом, а его впечатления нашли отражение в рисунках, опубликованных в журнале «Пчела». Это в основном сцены из бивуачной жизни, этнографические типы, архитектурные зарисовки. К батальной теме Поленов вновь вернулся в I877-I878 годах, когда состоял в качестве штабного художника на болгарском фронте Русско-турецкой войны. Но, как и в Сербии, самыми интересными были рисунки и небольшие этюды маслом, изображающие будни походной жизни и местные типы. Батальным живописцем он так и не стал. В Абрамцевском художественном кружке.
Поиски синтеза искусств Важным фактором для Поленова в поисках им «себя самого» стало знакомство, а затем и дружба во время пенсионерской командировки в начале 1870-х годов в Риме с С. Мамонтовым, продолжившаяся в Париже, где наездами бывал Савва Иванович,и,наконец, в Москве, куда в 1877 году переезжает Поленов. С Мамонтовым, по словам Н. Прахова, его «сближало взаимное увлечение искусством, во всех его проявлениях и видах: живописью, музыкой, скульптурой и сценой. Оба отдавались искусству целиком»[19]. Поленова, автора «тургеневских» мотивов в живописи, легко представить в Абрамцеве, усадьбе второй половины XVI11 века, где с 1843 года жил писатель С. Аксаков, а с 1870-го - С.
Многочисленными мотивами Абрамцевская усадьба и ее окрестности вошли в десятки этюдов и пейзажей, написанных здесь художником, - «Березовая аллея в парке» 1880 , «Верхний пруд в Абрамцеве» 1882, все - Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник, далее Музей-заповедник «Абрамцево». В абрамцевских пейзажах появились новые интимно-лирические связи художника и природы. Их живописные формы становятся более крупными и обобщенными, хотя сохраняются излюбленные художником таинственные романтические «уголки», игра планов, часто нагромождаемых один на другой «Абрамцево. Речка Воря», 1882, Музей-заповедник «Абрамцево». В них меньше пленэризма, и, как следствие, становится более звучным цвет. Свое завершение этот тип пейзажа получит в картине «Осень в Абрамцеве» 1890, Музей-заповедник «Абрамцево» , законченной уже в Бехове на Оке, в имении, приобретенном Поленовыми в самом конце 1889 года. Вокруг С.
Мамонтова в конце 1870-х годов объединились крупнейшие мастера изобразительного искусства: И. Репин, В. Поленов и В. Васнецов, скульптор М. Антокольский; в 1880-1890-е годы в кружок влились художники младшего поколения: В. Серов, К. Коровин, Е.
Поленова, М. Врубель, М. Нестеров, А. Васнецов, И. Остроухов и многие другие. Впервые Поленов приезжает в Абрамцево в 1873 году в перерыве пенсионерской командировки. Здесь он знакомится с Мстиславом Праховым старшим братом историка искусства Адриана Прахова , поэтом и философом, лингвистом, романтиком-шеллингианцем, подолгу гостившим у Мамонтова.
В Прахове художник находит подтверждение и теоретическое обоснование своим эстетическим идеям. Наиболее цельное практическое применение они получат в театральной деятельности кружка, начатой по инициативе Прахова. К спектаклям домашнего театра Поленов создает романтически приподнятые эскизы декораций. Он же исполняет в этих постановках главные роли, легко вживаясь в близкие ему образы - Деция в «Двух мирах» А. Майкова 1879 , олицетворявшего героико-романтизированный дух античности; Камоэнса в одноименной драме В. Жуковского 1882 , переделке пьесы австрийского романтика Мюнха Биллинггаузена, - умирающего в нищете поэта, бросившего вызов не понимающей его толпе и духовно торжествующего над ней. В экспозиции этого раздела представлены эскизы декораций Поленова к домашним спектаклям, среди них «Атриум» Музей-заповедник «Абрамцево» к первому спектаклю, поставленному в кружке по пьесе А.
Майкова «Два мира» 1879. В нем привлекает внимание сочетание точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. Работая над «Атриумом», Поленов вносит в декорацию не только знание античной архитектуры и свой талант живописца, но и возникшее в ходе его актерской работы понимание драмы Майкова. В результате рождается новый синтез искусств. Зрителей «Двух миров» поражали «художественная цельность» постановки и «моменты совпадения на сцене красоты с подлинной поэзией»[20]. Действие 3. Майкова «Два мира» на домашней сцене Абрамцевского кружка.
Премьера — 29 декабря 1879 года, Москва. Бумага, акварель. Выработанный «принцип единой картины» позволил художнику использовать в оформлении сцены свое мастерство, подчинив при этом живопись сценическим законам. Она приобрела эмоциональную приподнятость и обобщенность. Умело варьируя, стилистически заостряя различные архитектурные формы, он создает в эскизах декораций выразительные сценические образы. Передает характер мрачного средневекового лиссабонского госпиталя, используя декоративные возможности простых и лаконичных форм сводчатых перекрытий в эскизе «Госпиталь» к «Камоэнсу» В. Жуковского 1882 ; выявляет экспрессию египетской архитектуры в эскизе «Темница» оба - Музей-заповедник «Абрамцево» к «Иосифу» С.
Мамонтова 1880. Наибольшим достижением Поленова в театрально-декорационном искусстве в период домашних постановок было оформление «Алой розы» С. Мамонтова 1883 , где трансформации подверглась сама живопись художника. Домашний театр определял в содружестве организационные и временные рамки кружка, его структуру, накладывал отпечаток на характер личных и творческих контактов между его участниками и в значительной мере определял место каждого из них в сообществе. Об этом свидетельствует тот факт, что датой формирования сообщества его участники считали 1878 год, когда в доме Мамонтова на Садовой-Спасской был дан первый театральный вечер. Потому и празднование 15-летия кружка состоялось в январе 1893 года. После вечера участниками содружества было решено издать альбом, посвященный юбилею, - «Хроника нашего художественного кружка»[21], составлением которого занимались Мамонтов и Поленов.
В 1894 году для этого альбома художник создал авантитул: на нем - вход в помещение, ряд деталей которого совпадает с деталями интерьера кабинета мамонтовского дома. Но в целом изображение носит символистский характер, который прочитывается достаточно ясно - здесь мир красоты и ее культ. Роль, которую театр играл в жизни Абрамцевского кружка, в какой-то степени сродни театральности, пронизывающей все искусство и культуру Серебряного века, когда жизнь, искусство и театр сливаются в представлении о мире как о вечной игре. Происходит своеобразная «театрализация жизни и искусства»[22]. Театральный опыт, приобретенный в кружке, был использован на сцене Русской частной оперы С. Мамонтова, организованной в 1885 году. Уже первые спектакли театра произвели настоящую сенсацию необычной художественностью постановок, тонкими связями сценической живописи с режиссерским, музыкальным и драматическим замыслами.
Левитана, А. Янова, Н. Чехова, В. Симова и К. Обращение к театру художников-станковистов в конце 1870-1880-х годов в Абрамцевском кружке, начало которому положил Поленов, не только способствовало мощному взлету искусства театральной декорации начала XX века, но привело к возникновению принципиально нового явления в русском искусстве этого времени, названного впоследствии «театрализацией» живописи. В 1890-е годы Поленов создает с Мамонтовым две театральные работы - живую картину «Афродита» в оформлении художника и в сочиненном им же музыкальном сопровождении, поставленную в зале Благородного собрания на I съезде художников в 1894 году, и спектакль по опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере в 1897 году.
Обе были связаны с античным искусством и, по воспоминаниям Василия Дмитриевича, доставили ему «особое удовольствие». Вместе с Мамонтовым, автором сценария живой картины «Афродита», он создал, по словам Н.
Ещё одна картина «Ранний снег. Бёхово», 1891 находилась в коллекции Фёдора Терещенко, которая потом стала частью собрания Киевского музея русского искусства.
Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее. Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег. Это было незадолго до переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово».
Рисунок кружев пушистых веток кустов с листьями разнообразной конфигурации и сложно переплетающихся обнаженных веток деревьев на фоне серого неба — тонок, точен и изящен. На протяжении 1890-х годов Поленов будет много раз повторять и варьировать этот полюбившийся ему мотив. При этом они ничуть не уступали основному произведению, которое он покажет на 19-ой выставке Товарищества передвижников в 1891 году. Так, из всех повторений пейзажа «Ранний снег» лучшей считается работа, выполненная Поленовым для его друга, известного коллекционера, доктора медицины Алексея Лангового.
Если вам понравился пост, приглашаю вас вступить в мою группу: Арт-дневник О вдохновляющих художниках, разных видах искусства и творчества. В мире так много талантливых людей, создающих красоту, так давайте с ними познакомимся!
Создание архитектурного проекта и эскизов внутреннего убранства церкви в Абрамцеве. Женитьба на Наталье Васильевне Якунчиковой 1858—1931. Ученики: А.
Я Головин, К. А Коровин, И. Левитан, Л. Пастернак, Э. Татевосян и др.
Создание эскизов декораций к спектаклю мамонтовского кружка «Алая роза» по пьесе С. Работа над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница» в мастерской в Риме. Участие осенью 1884 года в создании Русской частной оперы С. Рисовальные вечера в доме Поленовых. Создание в размер полотна графического варианта уголь картины «Христос и грешница».
Работа над картиной «Христос и грешница» в московском доме С. Путешествие с К.
Смотрите также
- Кто на завалинке
- Нерастраченный "Ранний снег"
- История жизни Василия Дмитриевича Поленова
- Инфанта Маргарита — милое солнышко Веласкеса
- Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891: ortorussia — LiveJournal
- Биография и информация (сайт www.artchive.ru)
Поленов ранний снег
Василий Дмитриевич Поленов "Источник девы Марии в Назарете". Home ⇒ Поленов Василий ⇒ Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». К снегу хочется прикоснуться рукой, настолько естественно удалось художнику его изобразить. «Ранний снег», Василий Дмитриевич Поленов. Подпишитесь на новости и акции и будьте в курсе всего! Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с правилами обработки персональных данных.
Смотрите также
- Содержание
- Sorry, your request has been denied.
- Документальные фильмы о знаменитых музеях
- Василий Поленов.
- Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891
- Василий Дмитриевич Поленов. Ранний снег
Ранний снег. Бёхово
Картина Василия Поленова "Ранний снег", которую художник специально написал в 1891 г. для московского собирателя Алексея Петровича Лангового, была авторским повторением такой же более ранней работы. ИнтернетРанний снег «Ранний снег» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1891 году. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2017 Картина "Ранний снег", Василий Дмитриевич Поленов Ранний снег Василий Дмитриевич Поленов.
Портал правительства Москвы
Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург – 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) – выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Ранний снег. Василий Дмитриевич Поленов • Живопись, 1891, 48×85 см.
Сочинение по картине Поленова "Ранний снег" (4 варианта)
Пейзаж написан с высоты, поэтому взгляд зрителя легко скользит по поверхности заснеженных холмов и свободно уходит вдаль, где снежная пелена полей сливается с затянутым серыми тучами небом. Четко вырисовывается на этом серо-белом фоне силуэт одиноко стоящего дерева в глубине, что еще более приковывает взгляд зрителя к далям, как и удаляющаяся река, теряющаяся среди снежных просторов.
Коровин, А. Головин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С. Виноградов и их друзья - И. Остроухов, В.
Серов, М. Васнецов, М. Врубель и другие. Поленовой, была в том, что «собираются вместе люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важней самой работы»[33]. Пастернак, - вероятно, трудно себе представить, каким оазисом... Его же влиянию и активному участию обязаны памятные московские периодические выставки своим расцветом, достигшие довольно высокого уровня»[35]. В 1893 году в Москве было образовано Московское товарищество художников, в деятельности которого приняли участие многие ученики Поленова и сам художник.
Главное своеобразие направления выставок этого объединения заключалось в том, что интерес к импрессионизму сочетался в нем с поисками «декоративного элемента»[36]. Увлечение декоративными исканиями, основанными на интересе к национальным традициям, свойственное москвичам, восходит к деятельности Абрамцевского кружка, к первым работам в этом направлении Васнецова и Поленова. В 1897 году С. Дягилев, впервые увидев работы московских молодых художников на выставке передвижников, писал в рецензии о «молодой московской школе, влившей совсем новую струю в нашу живопись... Отсюда, из этой кучки людей, от этой выставки, - говорил критик, - надо ждать того течения, которое нам завоюет место среди европейского искусства»[37]. Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38].
Готов был помочь Поленов не только своим ученикам. Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М. Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской. Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка.
Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи.
Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40]. Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41].
Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию. Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета.
Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В.
В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской. Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи.
Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости». Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере.
Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место.
Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток.
Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны.
Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла. В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества? В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку. Им были созданы Всенощная и Литургия, в которых он, по его словам, «работая над евангельским кругом в образе и слове, пытался передать свое настроение и звуками»[49]. В свою очередь в картинах цикла ясно слышится иногда нежная, а порой возвышенно-торжественная духовная музыка. Необходимость использования словесного или музыкального творчества для более широкого и глубокого выстраивания образной системы произведений изобразительного искусства - выражения тайников своей души, своих грез, полифонии собственных переживаний, наиболее тонких впечатлений - испытывали многие художники-символисты на разных этапах эволюции романтико-символистского мировоззрения. Характерно, что Поленов прибегнул к смежным видам творчества в поисках образных решений наиболее захвативших его «несказанно» любимых евангельских повествований. Пейзажная живопись Поленова 1890—1910-х годов Уже в начале 1880-х годов в творчестве Поленова наряду с интимными лирическими пейзажами возникает тяготение к эпическим пейзажным образам.
Художественные материалы для их осуществления предоставляла ему в первую очередь северная природа Олонецкого края, где располагалось родовое имение его родителей Имоченцы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались, по словам Василия Дмитриевича, самыми дорогими: «С ее чудных берегов [реки Оять. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор»[50]. В самом деле, картины Поленова, раскрывающие своеобразие северной природы Олонецкого края, можно видеть и в 1880-е годы, и в 1890-е, когда Имоченцы из-за семейных обстоятельств были уже проданы 1884 , и в 1900-е годы. На основе этюдов, написанных в 1880 году на реке Оять, он создаст несколько картин, среди них «Река Оять» 1886, повторение 1915 года, обе - Музей-заповедник В. Поиски мотивов для пейзажей с широким пространственным разворотом будут продолжены в 1880-е годы и в Абрамцеве, и в Жуковке на Клязьме. В этих произведениях появляются основные характерные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых, извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали. Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бехово на Оке «Вид на Оку из Старого Бехова», 1891, Музей-заповедник В.
Именно здесь родится своеобразный тип «поленовского» лирико-эпического пейзажа. Новая тема в пейзажной живописи, связанная с широкими перспективами окских речных далей, придет к художнику не сразу. Созданное на основе небольших интимных абрамцевских этюдов, написанных в 1880-е годы, - «Лодка на Воре в Абрамцеве» Музей-заповедник «Абрамцево» , «Река Воря. Абрамцево» Музей-заповедник В. Поленова , это произведение своей строгой декоративно-ритмической организацией, тщательной выверенностью композиции в целом и отдельных ее деталей, разнообразием живописного строя, вобравшего в себя все богатство осенних красок природы, станет наиболее полным выражением особой любви художника к этому времени года. Переплетаясь, нарастая в своем эмоциональном напряжении, они образуют нечто вроде контрапункта, заставляющего вспомнить о музыкальном даровании художника и его опыте композитора. Рядом с великими минутами счастья, которые она мне дала, я нес, скажу прямо, целые годы тяжелого разочарования, прямо горя. А музыка давала мне только радость и утешение»[51].
Осень в Абрамцеве.
Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома - С. Мамонтов - умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Поленов принимал самое деятельное участие. Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными...
В Риме им не было создано ни одной картины. Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники - "что кому по душе", их умение "осуществить свои силы и способности". Пенсионерство Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Искусство нового направления глубоко не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи.
Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Нормандия" Особенно притягательным для Поленова во Франции было творчество испанского мастера М. Фортуни, восхищавшего всех виртуозной техникой художественного исполнения.
В одном из писем Крамскому он говорит: "Но меня лично охватил и поглотил один художник, произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства: он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время. Можно бы сказать техники - но это слово слишком узко для его произведений, в них она является в таком богатстве, в такой роскошной красоте, что перестает быть манерой, а делается творчеством... После его картин ничего уже не видишь, то есть ничего в памяти не остается,- они заслоняют собою все остальное". Поленов в Риме у своей мастерской, 1884 Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу.
Таков был итог его исканий за границей. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte [натюрморт] и т. Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию, несмотря ни на что. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла и Поленова и побудила его отправиться добровольцем в сентябре 1876 года на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость Поленов был награжден черногорской медалью "За храбрость" и сербским золотым орденом "Таковский крест".
Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для журнала "Пчела". Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки "Вид г. Парачина", "Белград с восточной стороны", "Долина Моравы перед Делиградом" и др. Объяснение этому следует искать не только в пристрастии Поленова к пейзажному, бытовому жанру.
Сочувствуя целям освободительной войны, он в то же время не мог без содрогания смотреть на те жертвы, которые она несла с собой Война вставала перед Поленовым прежде всего не картинами героических сражений и побед, а тысячами смертей, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Как художник, он не чувствовал в себе сил передать в искусстве эту жестокую правду жизни. Да и она была неуместна в официальных отчетах о войне, какими должны были быть рисунки в "Пчеле", исполнявшиеся ради заработка. Сюжеты мирные, т. Поленова В конце 1876 года Поленов вернулся в Петербург, а уже в марте 1877 года, осуществляя свое давнишнее намерение, переселился в Москву.
Там он совместно со своим другом Р. Левицким снял квартиру в Трубниковском переулке на Арбате и принялся за создание картин "пейзажного, бытового жанра", вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. К этому времени относится этюд со Спаса-на-Песках как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской. Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина "Московский дворик". Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине "Пострижение негодной царевны", замысел которой возник у него еще в Петербурге в начале 1877 г.
Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы "Золотая царицына палата. Окно", "Верхнее золотое крыльцо", "Успенский собор. Южные врата", "Теремной дворец"", Выход из покоев на золотое крыльцо" и ряд других.. Все принадлежат Третьяковской галерее. Наиболее удались Поленову интерьерные изображения.
Поленов хорошо почувствовал интимный уют теремной древнерусской архитектуры, ее нарядную декоративную праздничность. Никогда еще в его творчестве не было таких ковровых, цветисто-радостных красок, как в этих этюдах, такой увлеченности декоративным богатством русского зодчества. Дружба с Мамонтовым и художниками, группировавшимися вокруг него и пытавшимися возродить традиции древнерусского и прежде всего прикладного искусства, помогла Поленову так живо, с такой проникновенностью воспринять своеобразие архитектурных решений и особенно декорировки дворцовых помещений Древней Руси. Аббатство - мастерская В. Поленова в Борке Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы - "Московский дворик".
К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа. В картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета по воспоминаниям самого художника. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени.
Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь. Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Мамонтов и В. Поленов, 1890 Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. От "французистости" вернувшегося из пенсионерской командировки Поленова, так отпугнувшей от него Стасова, не остается и следа.
Репин оказывается прав. В России Поленов становится истинно русским художником, а его "Московский дворик" - любимым произведением всякого русского человека. В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Бабушкин сад Картина, действительно, прежде всего покоряет именно своей живописью.
Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь друг с другом, образуют единую колористическую гамму. Эта гамма, благородная и изысканная, сразу же настраивает зрителя на поэтический лад. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественно и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни, не подчеркивает социальную принадлежность людей к определенному сословию. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной юной девушки в розовом прогуливается горбившаяся, вся в черном, старушка.
Это - само олицетворение старости, как ее спутница - юности и красоты. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа, изображенная художником. Это постоянное обновление природы тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть пространства картины, ибо в ней проявляется неистребимая созидательная сила жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает в картине именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения старые, изуродованные временем деревья.
От этого природа кажется вечно юной, никогда не стареющей и такой же прекрасной в своем цветении, как очаровательная молодая девушка в розовом, идущая по дорожке сада. Слияние человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика. И те и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником. В написанной два года спустя картине "Старая мельница" 1880, Серпуховской историко-художественный музей решается та же тема.
Старая мельница Старая разрушенная мельница. Заброшенный уголок природы. Буйно разросшаяся зелень.
Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38].
Готов был помочь Поленов не только своим ученикам. Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М. Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской.
Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.
Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40].
Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41].
Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию. Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик.
Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета. Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности.
Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской.
Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи.
Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости». Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала...
То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере. Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме.
Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем...
В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток.
Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца.
Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла. В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям.
Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?
В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку. Им были созданы Всенощная и Литургия, в которых он, по его словам, «работая над евангельским кругом в образе и слове, пытался передать свое настроение и звуками»[49]. В свою очередь в картинах цикла ясно слышится иногда нежная, а порой возвышенно-торжественная духовная музыка. Необходимость использования словесного или музыкального творчества для более широкого и глубокого выстраивания образной системы произведений изобразительного искусства - выражения тайников своей души, своих грез, полифонии собственных переживаний, наиболее тонких впечатлений - испытывали многие художники-символисты на разных этапах эволюции романтико-символистского мировоззрения. Характерно, что Поленов прибегнул к смежным видам творчества в поисках образных решений наиболее захвативших его «несказанно» любимых евангельских повествований. Пейзажная живопись Поленова 1890—1910-х годов Уже в начале 1880-х годов в творчестве Поленова наряду с интимными лирическими пейзажами возникает тяготение к эпическим пейзажным образам.
Художественные материалы для их осуществления предоставляла ему в первую очередь северная природа Олонецкого края, где располагалось родовое имение его родителей Имоченцы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались, по словам Василия Дмитриевича, самыми дорогими: «С ее чудных берегов [реки Оять. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор»[50]. В самом деле, картины Поленова, раскрывающие своеобразие северной природы Олонецкого края, можно видеть и в 1880-е годы, и в 1890-е, когда Имоченцы из-за семейных обстоятельств были уже проданы 1884 , и в 1900-е годы. На основе этюдов, написанных в 1880 году на реке Оять, он создаст несколько картин, среди них «Река Оять» 1886, повторение 1915 года, обе - Музей-заповедник В. Поиски мотивов для пейзажей с широким пространственным разворотом будут продолжены в 1880-е годы и в Абрамцеве, и в Жуковке на Клязьме.
В этих произведениях появляются основные характерные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых, извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали. Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бехово на Оке «Вид на Оку из Старого Бехова», 1891, Музей-заповедник В. Именно здесь родится своеобразный тип «поленовского» лирико-эпического пейзажа. Новая тема в пейзажной живописи, связанная с широкими перспективами окских речных далей, придет к художнику не сразу. Созданное на основе небольших интимных абрамцевских этюдов, написанных в 1880-е годы, - «Лодка на Воре в Абрамцеве» Музей-заповедник «Абрамцево» , «Река Воря. Абрамцево» Музей-заповедник В.
Поленова , это произведение своей строгой декоративно-ритмической организацией, тщательной выверенностью композиции в целом и отдельных ее деталей, разнообразием живописного строя, вобравшего в себя все богатство осенних красок природы, станет наиболее полным выражением особой любви художника к этому времени года. Переплетаясь, нарастая в своем эмоциональном напряжении, они образуют нечто вроде контрапункта, заставляющего вспомнить о музыкальном даровании художника и его опыте композитора. Рядом с великими минутами счастья, которые она мне дала, я нес, скажу прямо, целые годы тяжелого разочарования, прямо горя. А музыка давала мне только радость и утешение»[51]. Осень в Абрамцеве. Поленова Картина «Осень в Абрамцеве» наполнена ощущением драматизма и чувством примирения с печалями и горем, «снятия» страданий красотой и гармонией мира, которые читаются в «Больной».
Когда у Поленова умер его двухлетний сын-первенец, он, тяжко страдая, часто приходил в Абрамцеве в полюбившийся ему уголок парка на берегу реки Вори, запечатленный им ранее в этюде «Речка Воря. Абрамцево» 1880. Судя по этюду, печальное настроение осенней природы соответствовало его тогдашним переживаниям. Но настроение законченного пейзажа в целом иное. Печально звучащий центр картины уравновешивается золотисто-оранжевым мажорным цветом берез и еще яркой зеленью стоящих по краям деревьев. В их цветовой разработке разрешается та глубокая печаль, которая навеяна состоянием центральной части полотна.
Музыкальными ассоциациями наполнена и картина Поленова «Золотая осень» 1893, Музей-заповедник В. В воспоминаниях Минченкова есть эпизод о том, как однажды, придя к художнику домой, он не стал заходить, чтобы не мешать ему музицировать. Иногда не удавался бас, Поленов повторял все сначала, улаживал контрапункт, и торжественные, светлые звуки высились и спокойно замирали. Чувствовался безмятежный покой, красивое созерцание мира. Стемнело, звуки замерли, и я постучал в дверь... Вот если б научиться так, как Бах писал, так бесстрастно и так возвышенно, отвлеченно, без этих житейских мелочей.
Как эта проза надоела, а у нас ее еще в искусстве превозносят»[52]. Именно такая «возвышенная» музыка звучит в поленовской «Золотой осени», в ее изумительно чистых красках ранней осени и линии горизонта, очерченной так мягко, что непонятно - небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Беспредельность мира, где эта прекрасная, уютно-обжитая земля с церковкой является точкой отсчета, - вот основа для того созерцательного настроения, которое вызывает поленовский пейзаж, воссоздающий единство человеческого и космического как наиболее полную картину мира. В другом осеннем пейзаже мы попадаем в то место, где стоит изображенная в «Золотой осени» старая Троицкая церковь в Бехове. В 1906 году Поленов построил рядом с храмом, уже обветшавшим к тому времени, новую Троицкую церковь. В 1911 году он писал своему молодому другу Л.
Кандаурову из «Борка» о тех мыслях, которые владели им, когда он размышлял над необходимостью постройки храма в Бехове: «Эстетика была во все времена одним из самых постоянных и могучих спутников религии.
Нерастраченный "Ранний снег"
Ранний снег. Василий Дмитриевич Поленов • Живопись, 1891, 48×85 см. Золотая осень — Василий Поленов Пейзаж в творчестве Василия Дмитриевича Поленова занимал особое место. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2017 Картина "Ранний снег", Василий Дмитриевич Поленов Ранний снег Василий Дмитриевич Поленов. Василий Дмитриевич Поленов ранний снег 1891Скачать Картины Поленова зимаСкачать Василий Дмитриевич Поленов зима ИмоченцыСкачать Батурин Виктор Павлович (1863-1938)Скачать Илья Семёнович Остроухов. «Ранний снег» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1891 году. На картине "Ранний снег", созданной Василием Дмитриевичем Поленовым в 1891 году, представлен прекрасный пейзаж, который передает тихую зимнюю атмосферу.