Игумен Пётр (Еремеев), настоятель Высоко-Петровского монастыря: «Совершенно разные постройки позволяют сегодня здесь увидеть и эпоху Рюриковичей, и эпоху ранних Романовых. Об итогах работы Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих в 2022 году «Монастырскому вестнику» рассказал ее председатель игумен Петр (Еремеев). В Хабаровской духовной семинарии, в связи с направлением в распоряжение Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, освобожден от должности первого проректора игумен Петр (Еремеев). Игумен ПЁТР (Еремеев), доктор богословия, ректор Российского православного университета, был участником седьмых Рождественских чтений в г. Якутске. «Ведомости») игумен Петр (Еремеев) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана», – говорится в сообщении.
Игумен Петр (Еремеев) совершил отпевание Владимира Зельдина
Конфессионально ориентированное, под которым понимаются конфессионально ориентированные учебные курсы, дисциплины, предметы и модули, направленные на изучение вероучения и вероисповедания, исторических и культурных традиций религий, изучаемые в рамках образовательных программ общего или профессионального образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, в рамках дополнительных программ или иным способом. Духовное, которое направлено на подготовку священнослужителей, реализуемое в образовательных учреждениях религиозных организаций, находящихся в ведении централизованных религиозных организаций, которые создаются и деятельность которых регулируется в соответствии с Законом о свободе совести и религиозных объединениях. Поскольку эти положения принципиальны, мы надеемся, что такая логика будет сохранена законодателем. Хочу обратить внимание на два частных, но также важных и принципиальных положения. Первое касается документов о государственном образовании. На сегодняшний день духовное образовательное учреждение, имеющее свидетельство о государственной аккредитации, имеет право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования, заверяемых печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации.
Вы упомянули, что существуют списки епархий, по которым выстраивается план открытия курсов базового богословского образования. По какому принципу формируется этот план?
Список предлагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, а формируется он по принципу количества монастырей в епархии или митрополии — от большего к меньшему. Этот список рассматривает Священный Синод на заседании в конце года, и в декабре мы имеем план работы на предстоящий год. В этом году, например, по решению Священного Синода в план по открытию курсов базового богословского образования для монашествующих вошли 9 митрополий и епархий Бурятская, Кузбасская, Курганская, Ставропольская, Удмуртская и Челябинская митрополии, Владикавказская епархия, Сыктывкарская и Якутская епархии. Также были перенесены в план этого года Оренбургская и Томская митрополии. А Донская и Архангельская митрополии сами изъявили желание открыть курсы для монашествующих вне плана. Таким образом, в 2023 году мы работаем над открытием богословских курсов в монастырях 13 митрополий и епархий Русской Православной Церкви. Есть ли такие епархии, где уже функционируют несколько площадок с курсами базового богословского образования для монашествующих?
Или сейчас работа строится таким образом, чтобы охватить максимум епархий и митрополий и открыть везде хотя бы по одной площадке? В одной епархии или митрополии может быть несколько точек, где реализуется программа базового богословского образования, но отвечает за их работу центральная базовая площадка. Именно она обеспечивает всю работу по подготовке, представлению курсов к открытию и последующей аккредитации. При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удалённых обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Всегда ли курсы базового богословского образования для монашествующих открываются на базе монастырей или духовных учебных заведений?
Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении? Изначально курсы богословского образования для монашествующих планировалось открывать только на базе монастырей. Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но ещё и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций.
Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад. С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы. Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих.
И вот, 8 февраля церковный суд Московской епархии принимает решение об извержении его из сана.
Впрочем, не следует забывать, что данное решение вступит в силу только после его утверждения Патриархом. Довольно популярный канал «Религия и политика. Александр Вознесенский» отреагировал на произошедшее со ссылкой на всё тот же канал «Епископ Люцифер» следующим образом : «При этом канал неоднократно намекал, что Еремеев якобы является членом клуба "голубая устрица". Я в этом вопросе услышал аналогичное мнение от собеседника в Патриархии». Итак, пока сообщается, что игумена Петра обвиняют, во-первых, в том, что он обокрал храм. А надо заметить, что храм великомученика Дмитрия Солунского в Дмитровском не закрывался в советское время. Он был известен тем, что в нем было много старинных икон, которые представляли большую ценность.
А поскольку храм и его имущество принадлежит государству по сложившейся практике Церковь владеет им на правах бессрочной и безвозмездной аренды , то речь, похоже, идёт уже о хищении не церковной, а государственной собственности. Во-вторых, речь идёт о том, что Еремеев был причастен к так называемому «голубому лобби» в Церкви. Скандалы по этой части давно связаны с его именем. В 2005 году его — на тот момент доктора теологии, ответственного секретаря Учебного комитета РПЦ, проректора Московской духовной академии — Патриарх Алексий неожиданно своим распоряжением отправил в Хабаровск, проректором созданной только что семинарии. В статье в Википедии, которую, видимо, подредактировал позднее игумен Пётр, это называется командировкой, чтобы поднять на ноги новую семинарию. Это, конечно, смехотворно — если бы это было так, то о. Петра командировали бы в Хабаровск в качестве ректора.
Тогда в кулуарах шептались, что виной всему стал скандал с его домогательствами к студенту семинарии.
Главным редактором был ректор нашей семинарии, а студенты, четыре-пять человек, — выпускающими редакторами, сменяющими друг друга. Таким образом, у нас было время подготовить очередной номер газеты, не отрываясь от учебного процесса. И я тогда обратил внимание, насколько сильно развивает человека занятие таким делом, как донесение полученных тобой знаний до читателей с разным уровнем воцерковленности. Расширяется кругозор, появляются новые интересы, новые направления деятельности. Главная цель любых издательских и информационных проектов в семинарии — это обучение будущих священнослужителей, использование новых форм и возможностей их подготовки к служению Церкви на более качественном уровне. Для нас главное сегодня, во-первых, разработать полноценную учебно-методическую базу для обеспечения учебного и воспитательного процессов, во-вторых, сформировать хорошую библиотеку. Еще одна важная задача — максимально обустроить семинарию, чтобы атмосфера в ней создавалась не только людьми, но и интерьером. Для этого сейчас мы специально заказываем у хабаровских и московских художников картины, чтобы украсить ими семинарию.
В семинарии все — святые иконы, картины и другие предметы искусства — должно помогать преподавателям воспитывать в студенте интересную, содержательную личность. Материально-техническая часть семинарии в исходном варианте благодаря попечению нашего губернатора В. Ишаева находится на исключительно высоком уровне. Текущее же содержание семинарии обеспечивает Хабаровская епархия. Надо сказать, что епархия делает это из последних сил. А ведь по сути наша семинария является дальневосточной духовной школой, потому что наши выпускники пойдут служить Церкви Христовой на всем пространстве Дальнего Востока — от Чукотки и Приморья до Читы. Хабаровская епархия в этом отношении испытывает серьезные материальные трудности, и было бы хорошо, если бы нашлись люди, которые могли принять участие в благом деле помощи Церкви в ее образовательных проектах. А пока, вместо того чтобы заниматься в большем объеме церковным строительством, возводить крайне необходимые сегодня храмы, епархия финансирует семинарию. Нужно отдать должное владыке Марку, который понимает, что церковное строительство должно идти одновременно с внутренним строительством Церкви.
Можно возвести прекрасные храмы, но кто будет в них служить, кто будет наполнять их пением, благовестием о Христе? Когда в начале 1990-х в Хабаровском крае восстанавливались или строились храмы, их расписывали наши художники, делая первые робкие шаги в иконописи, храмовой росписи. Сейчас все больше живописцев вовлечены в этот процесс. Творчество некоторых из них наряду с московскими иконописцами было представлено на выставке «Современная православная икона» в Дальневосточном художественном музее. Побывавший в тот момент в Хабаровске заведующий иконописной школой в Троице-Сергиевой Лавре отец Лука достаточно высоко отметил работы, созданные в Петропавловском женском монастыре. Конечно, еще рано говорить о формировании дальневосточной иконописи, но какие действия намерена предпринять в этом плане Хабаровская епархия, будет ли создана у нас собственная иконописная школа? Проблема в отсутствии пригодных для этого помещений. Семинария рассчитана на обучение исключительно студентов-мужчин, а в иконописную школу традиционно поступают преимущественно представительницы прекрасного пола. Поэтому на базе семинарии иконописной школы быть не может.
Когда милостью Божией мы будем располагать необходимыми помещениями и средствами, тогда, возможно, и откроется иконописная школа. Потребность в ней огромная. Сегодня весь Дальний Восток преимущественно пользуется услугами московских иконописцев, что достаточно накладно, да и по времени очень обременительно, т. Качество икон, к слову, тоже бывает разное. Вопрос в том, как научиться писать. Сегодня среди массы иконописцев лишь единицы действительно могут писать. Большинство просто копируют. Ведь что такое писать икону? Конечно, необходимо иметь качественное художественное образование, владеть технологиями, чувствовать цвет, но и этого недостаточно.
Очень важен внутренний настрой человека, его готовность творить тот или иной образ, выражая волю Божию, раскрывая церковную традицию. И это качество иконописца — смиряться перед опытом Церкви в написании икон, в поиске путей того или иного решения — цветового, фигурального — делает икону настоящим произведением иконописного искусства. Сегодня нередко бывает так, что даже очень хорошие живописцы, пытаясь писать иконы, не достигают искомого результата. И будто все верно написано, но это не икона. А все дело в том, что, приступая к иконописанию, художники привносят опыт прежней работы, собственное «я», свои титулы и звания. Но в написании иконы, в поиске иконописного образа, который ты собираешься выразить своей рукой, изначально должно проявляться смирение. Настоящий иконописец воспринимает себя как руку Божественного Провидения, которое изображает те или иные образы.
О. Петр (Еремеев) против запрета абортов
все новости чемпионатов. Богослужение возглавит ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей университета в священном сане. Указ № У-02/175 от 9 ноября 2023 года // игумену Петру (Еремееву)Игумен Петр (Еремеев), исполняющий обязанности настоятеля Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма великомученика Дмитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, освобождается. Это происходит в день памяти святителя Петра, что дает нам обоим силы и укрепляет наш дух: мне — в преддверии разлуки с любимой обителью, а моему преемнику — в подъятии на себя ответственности за братию и продолжении трудов по возрождению монастыря. Епархиальный суд Русской Православной Церкви в Москве запретил в служении и постановил извергнуть из сана игумена Петра (Еремеева) после троекратного вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился.
И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев...
На прошедшем вчера заседании Синода РПЦ был освобожден от должности наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев), вместо него назначен игумен Евфимий (Моисеев), клирик Московской епархии. Отец Петр посвятил свое пастырское слово основной и самой важной теме воскресного дня перед Великим постом – прощению ближнего. Панихиду у его могилы возглавил настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Пётр (Еремеев), в сослужении иерея Владимира Правдолюбова. В 2006 году отец Петр получил посвящение в сан игумена. Игумен Петр (Еремеев): В слое мусора мы нашли части надгробий родственников Петра I [Интервью].
«Голубое лобби» в РПЦ понесло тяжёлую потерю
Когда начинаешь по-настоящему, по-евангельски верить в Бога и Богу, ты понимаешь, что есть ты, как созидающаяся за годы земной жизни личность, и есть Бог, который тебя сотворил и который тебя ожидает в Небесном Отечестве. И что тебе надлежит жить там. И кем ты был по профессии, видел ли ты вулканы Камчатки, ничто не имеет значения для Вечности. Но я говорю о монашестве, имея в виду образ жизни. Это форма, в которую мы облекаем свою жизнь. Такой же удобной для спасения души формой в земной жизни является и семья. И Бог, как мы видим в Священном Писании, дает человеку возможность выбирать между одним и другим жизненным путем. Они являются равными друг другу.
Потому что, вступая в брачный союз с другим человеком, рождая детей, человек сознательно идет на самоотречение, на жертвенность, без которой любовь и счастье в семье невозможны. Человек в браке сознательно подставляет свои бока обстоятельствам жизни, сложностям, болезням, которые переживаются всей единой семьей. Центрифуга под названием "семейная жизнь" отшелушивает постороннее. И в таком случае в завершении земного христианского брака мы наблюдаем удивительных стариков: когда люди, прожившие жизнь, воспитавшие детей, внуков и правнуков, становятся по образу мысли и даже по внешнему виду похожи на почитаемых нами стариц и старцев, которых мы видим в монастырях. Я порой не нахожу различий, когда вижу стариков в миру ближе к 80-90 годам. Я поражаюсь им не меньше, чем неотмирным старцам, жившим с юности на Афоне. Монашество как форма организации земной жизни — такой же путь совершенствования души, с теми же условиями самоограничения, самопожертвования, которые ты сознательно выбираешь, которые тебя воспитывают и возводят тебя от одной к другой ступенечке духовного опыта.
И тут, и там есть взлеты. И там, и тут есть падения. И то, и другое учит преодолевать каждое следующее испытание с большим усердием и, наверное, с большей легкостью. Известно такое выражение, как "монашеский подвиг", но выражения "семейный подвиг" нет. Есть тоже. Мы нередко можем слышать о семейном подвиге. Есть такое выражение.
Как человек, проживший жизнь в Церкви, я понимаю: быть монахом, что в миру, что в монастыре, то есть в общежитии, непросто. Не каждому такое под силу. С другой стороны, отрешение от общечеловеческих проблем иногда легче. В чем же заключается монашеский подвиг? Вы нашли ответ? И мы не отделяем себя от лаврского монашеского братства, потому что, как и они, мы дали обеты Богу у раки этого великого праведника. Я и сейчас приезжаю в Лавру с одной только просьбой: как родного отца просить его о помощи на поприще монашеского служения и его ходатайства у Престола Вседержителя о прощении грехов и немощей.
В Академии монахи живут почти в тех же условиях, что и лаврская братия. Это тоже келья и особый режим. Когда по окончании Академии меня направили в докторантуру богословского факультета Софийского государственного университета, я там тоже жил при семинарии. Это был новый, относительно, конечно, богослужебный опыт. В Болгарии принято византийское пение, но тексты молитв — церковно-славянские или болгарские. И эта новая богослужебная культура меня настолько воодушевила, настолько понравилась, что я, по возможности, каждый день ходил на богослужения. Утром и вечером.
Надо лишь приходить в положенные часы на докторантские испытания, участвовать в научной работе. А проживание при семинарии — это пансион, который выделил Священный синод Болгарской Церкви, позволяющий жить в центре города и в шаговой доступности от богословского факультета. Я старался соблюдать устав семинарии: колокольный звон будил всех в шесть утра, трапеза здесь была согласно церковному уставу. С удовольствием выезжал служить в болгарские монастыри, что приводило к казусам, особенно в первый год, когда я еще не знал хорошо болгарский язык, поскольку в ряде монастырей и храмов служат по-болгарски, а не по-церковнославянски. Однажды оказался на Страстной Седмице в женском монастыре единственным священником, и мне пришлось совершать многочасовые богослужения по болгарскому служебнику. К тому моменту я уже несколько месяцев жил в стране, так что более-менее читал и понимал на болгарском, но этот экспресс-метод освоения языка был для меня настолько интересным, что я часто вспоминаю о нем. Я вернулся из Софии и был оставлен при Академии: нас с отцом Владимиром Шмалием Святейший Патриарх назначил проректорами.
Его по научной работе, меня — по организационно-административной. Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса, и отец Владимир отвечал за создание научных направлений, оформление их в виде кафедр и тому подобное. Совершенно потрясающую живую волну энтузиазма в жизни корпорации внес тогда и новоназначенный Секретарь Ученого совета отец Павел Великанов. Мне же было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии дали преподавать Историю Поместных Православных Церквей. Снова потекла монашеская жизнь в условиях родного монастыря. Первый опыт приходской жизни по-настоящему приходской и опыт личной ответственности за конкретный проект я получил в Хабаровске.
В праздник Троицы 2005-го года владыка Евгений сообщил, что Патриарх Алексий направляет группу преподавателей из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий в Хабаровск: принято решение об открытии на Дальнем Востоке Духовной семинарии. Владыка сам занимался формированием нашей группы, которая, к сожалению, значительно "ужалась": некоторые отказались поехать. В итоге мы выехали вшестером. Каждый год к нам добавлялись выпускники Петербургской и Московской академий, мы принимали и преподавателей из местных вузов. Это был замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении — в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля. Пройдя за короткое время вместе со всем нашим коллективом лицензирование в части религиозного образовательного стандарта, а также государственных образовательных стандартов по теологии и, параллельно занимаясь организацией остальных сторон жизни семинарии, я понял принцип организации и работы вуза.
До того самостоятельного опыта у меня не было. И, вы знаете, мне это пригодилось сразу после окончания командировки. Когда неожиданно для себя я получил решение учредителей Православного института св. Иоанна Богослова выбрать меня ректором. Первое, что я узнал по вступлении в должность: у вуза, который должен через месяц выпускать специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Соответственно, мы не могли никого выпустить.
Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальщиков. О своем новом послушании я узнал, когда вопрос уже был решен. Но из Хабаровска я вернулся на подъеме: это были пять лет позитива, поэтому никакие проблемы не пугали. И все же какие-то вещи пришлось делать впервые. Например, в срочном порядке проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки, вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработать всю документацию для лицензирования и программ бакалавриата по целому перечню: религиоведение, история, филология, психология, экономика, юриспруденция. Параллельно требовалось ускорить процесс получения лицензии на образовательную деятельность по специалитету, провести госэкзамены и выпустить ребят, завершивших обучение.
Опыт служения в Хабаровске пригодился и в части приходской работы. Владыка Марк доверил мне настоятельство в историческом Христорождественском соборе Хабаровска, что было совсем в новинку. Зато было легче, когда меня назначали настоятелем в Покровское-Стрешнево. Храм до моего назначения был приписным, то есть не имел юридического лица, у него не было постоянного клира, приход нужно было по сути создавать. Насколько это правильно? Оттуда ездил на богослужения на приход. Спустя два года Священный Синод определил меня наместником в Высоко-Петровский монастырь с оставлением прежних послушаний ректора Института св.
Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова на Новой площади был закрыт вскоре после революции 1917 года и передан в пользование Музею истории города Москвы. Внутренние пространства церкви и прилегающих строений были перестроены для удобства работы музея, купола снесены. В 1992 году власти Москвы приняли решение о передаче храма Русской Православной Церкви, однако богослужения в нем смогли начаться лишь в 2011 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал храм Российскому православному университету. Храмовый комплекс, использовавшийся не по назначению в течение многих десятилетий, пришел в ужасное состояние, и требует сейчас комплексной реставрации. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении руководства города Москвы.
Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удалённых обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Всегда ли курсы базового богословского образования для монашествующих открываются на базе монастырей или духовных учебных заведений? Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении?
Изначально курсы богословского образования для монашествующих планировалось открывать только на базе монастырей. Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но ещё и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни. В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад. С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы.
Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих. Поэтому, зная из общения с игуменами и игуменьями о проблеме нехватки специалистов по гражданским специальностям, мы начали диалог с профильными светскими учебными центрами по совместному созданию соответствующих программ дополнительного образования. С каким уровнем образования люди приходят в монастырь? Есть ли какие-то минимальные требования, образовательный ценз? Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела? В принятом в 2011 году Архиерейским Собором документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» содержится рекомендация для всех монахов и монахинь получить духовное образование хотя бы на базовом уровне. Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии.
Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения.
Нашей задачей мы видим обеспечение возможности их специализации в рамках семинарской программы, после этого последует обучение в российских духовных академиях и научная специализация в зарубежных богословских центрах.
Думаю, с их возвращением, спустя уже шесть-семь лет, ситуация будет постепенно выправляться. Вместе с тем мы стараемся привлекать преподавателей из светских вузов нашего города. Кто-то пришел в храм в школьные годы, другие после армии или вуза. Поэтому они продолжают себя считать частью общества, и это естественно. Сегодня тот комплекс неполноценности и отрешенности от общества, навязываемый священнику атеистическим государством в советское время, в лице молодого поколения христиан себя изжил. И преподаватели семинарии, и священники нашей епархии, увлекаясь культурой, искусством, спортом, конечно же, стремятся проявить себя и в этих сферах.
Большое значение мы придаем взаимодействию с научной общественностью, с вузами Дальнего Востока. В этом отношении в отличие от многих, скажем так, людей неверующих, христиане не отделяют себя от жизни государства и общества. Мы граждане России, и каждый считает себя вправе участвовать в жизни страны. Более того, православное мировоззрение предполагает даже понуждение себя к участию в общественной жизни, поскольку, живя в этом мире, заботясь о государстве, о людях, населяющих твою страну, ты готовишь себя к жизни в Отечестве небесном. Именно поэтому наши преподаватели и студенты принимают активное участие в культурной жизни города и края, во многих общественных акциях и мероприятиях. При Вашем непосредственном участии Хабаровской духовной семинарией был создан информационный портал «Православие на Дальнем Востоке», который стал лауреатом пятой дальневосточной интернет-премии «Стерх-2007».
Какие еще издательские проекты осуществлены или могут появиться в ближайшее время? Создавая информационный портал «Православие на Дальнем Востоке», мы рассчитывали, что, формируя редакцию ресурса из числа студентов и преподавателей, мы закладываем основы для нашей будущей издательской деятельности. Здесь активно работают несколько студентов, которые, возможно, встанут у истоков издательско-информационного центра семинарии. Силами редакции портала уже изданы пособие для поступающих в семинарию, сборник материалов научной конференции «Христианство на Дальнем Востоке», готовится к изданию еще ряд книг. Вообще издательское дело в любой семинарии имеет важное значение. Когда я учился в Ставропольской семинарии, на втором курсе мы стали издавать газету «Православное слово».
Главным редактором был ректор нашей семинарии, а студенты, четыре-пять человек, — выпускающими редакторами, сменяющими друг друга. Таким образом, у нас было время подготовить очередной номер газеты, не отрываясь от учебного процесса. И я тогда обратил внимание, насколько сильно развивает человека занятие таким делом, как донесение полученных тобой знаний до читателей с разным уровнем воцерковленности. Расширяется кругозор, появляются новые интересы, новые направления деятельности. Главная цель любых издательских и информационных проектов в семинарии — это обучение будущих священнослужителей, использование новых форм и возможностей их подготовки к служению Церкви на более качественном уровне. Для нас главное сегодня, во-первых, разработать полноценную учебно-методическую базу для обеспечения учебного и воспитательного процессов, во-вторых, сформировать хорошую библиотеку.
Еще одна важная задача — максимально обустроить семинарию, чтобы атмосфера в ней создавалась не только людьми, но и интерьером. Для этого сейчас мы специально заказываем у хабаровских и московских художников картины, чтобы украсить ими семинарию. В семинарии все — святые иконы, картины и другие предметы искусства — должно помогать преподавателям воспитывать в студенте интересную, содержательную личность. Материально-техническая часть семинарии в исходном варианте благодаря попечению нашего губернатора В. Ишаева находится на исключительно высоком уровне. Текущее же содержание семинарии обеспечивает Хабаровская епархия.
Надо сказать, что епархия делает это из последних сил. А ведь по сути наша семинария является дальневосточной духовной школой, потому что наши выпускники пойдут служить Церкви Христовой на всем пространстве Дальнего Востока — от Чукотки и Приморья до Читы. Хабаровская епархия в этом отношении испытывает серьезные материальные трудности, и было бы хорошо, если бы нашлись люди, которые могли принять участие в благом деле помощи Церкви в ее образовательных проектах. А пока, вместо того чтобы заниматься в большем объеме церковным строительством, возводить крайне необходимые сегодня храмы, епархия финансирует семинарию. Нужно отдать должное владыке Марку, который понимает, что церковное строительство должно идти одновременно с внутренним строительством Церкви. Можно возвести прекрасные храмы, но кто будет в них служить, кто будет наполнять их пением, благовестием о Христе?
Когда в начале 1990-х в Хабаровском крае восстанавливались или строились храмы, их расписывали наши художники, делая первые робкие шаги в иконописи, храмовой росписи. Сейчас все больше живописцев вовлечены в этот процесс. Творчество некоторых из них наряду с московскими иконописцами было представлено на выставке «Современная православная икона» в Дальневосточном художественном музее. Побывавший в тот момент в Хабаровске заведующий иконописной школой в Троице-Сергиевой Лавре отец Лука достаточно высоко отметил работы, созданные в Петропавловском женском монастыре. Конечно, еще рано говорить о формировании дальневосточной иконописи, но какие действия намерена предпринять в этом плане Хабаровская епархия, будет ли создана у нас собственная иконописная школа?
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву
Председатель Отдела митрополит Каширский Феогност кратко рассказал о том, что по благословению Святейшего Патриарха ему поручено проведение собеседований с кандидатами на игуменскую должность как мужских, так и женских монастырей, а также с кандидатами на монашеские постриги и хиротонии из числа насельников ставропигиальных обителей. Владыка заметил, что, несмотря на разную степень готовности к этим послушаниям, он никогда не встречал среди кандидатов «случайных людей». Видна высокая степень осознанности жизненного выбора, и на основании таких бесед с уверенностью можно утверждать, что у нашего монашества есть будущее. Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Викторина Перминова в своем выступлении, посвященном инспекционным поездкам членов Коллегии в монастыри, описала основные задачи, стоящие перед теми, кто посещает обители Русской Православной Церкви от имени Синодального отдела. Главной задачей матушка назвала оказание братской помощи монастырям в решении наболевших вопросов. Нам не стоит погружаться в какие-то мелочи, в те вещи, которые могут быть решены и без нашего участия.
Мы призваны быть не «ревизорами», а собратьями», — сказала в своем выступлении игумения Викторина, отметив, что и сами члены Коллегии, посещая монастыри с инспекционными поездками, готовы учиться и учатся у преуспевших. Игумения Викторина также обратила внимание собравшихся на тот факт, что в обителях зачастую либо не знают о выпущенных Межведомственной комиссией и утвержденных Священным Синодом документах, о которых рассказывала игумения Домника, либо на эти документы не обращают должного внимания. Между тем они детально разрабатывались с учетом часто задаваемых монастырями вопросов. Матушка порекомендовала всем ознакомиться с вышедшими документами, а проверяющим раздавать эти документы в ходе посещений монастырей. По мнению игумении Викторины, инспекционные поездки членов Коллегии более всего необходимы для поддержания связи между обителями и Синодальным отделом, что дает возможность монастырям передавать просьбы о помощи и вовремя оказывать необходимую помощь, поддерживать духовно, предупреждать об опасности или передавать значимые новости.
Эта связь должна быть живой и неформальной. Именно таким образом, создается духовное, молитвенное и братское единение между обителями, которое нужно всячески укреплять, и которое способствует нашему общецерковному единству. Сообщение настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия игумении Елисаветы Поздняковой было посвящено инспекционным поездкам членов Коллегии в связи с открытием новых монастырей. Ввиду того, что в состав Коллегии в настоящий момент вошло большое количество новых людей, матушка Елисавета подробно описала алгоритм таких поездок, сложившийся на основе опыта нескольких лет. Основной акцент она сделала на создании обстановки доверительного общения и всесторонней поддержки братства или сестричества, готовящихся стать полноценным монастырем.
Обратила внимание на то, что приезд комиссии не должен нарушать установленный распорядок жизни и обременять неоправданными затратами времени и средств. Но при максимальной доброжелательности нельзя забывать и об объективной оценке возможностей преобразования общины в обитель, заметила игумения Елисавета.
На должности управляющего монастырем владыка Иосиф сменил епископа Можайского Леонида, которому определено быть викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский».
Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким. И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду. Расскажите, пожалуйста, как формируются учебные группы? Как происходит отбор? Есть ли он? Общий подход таков: когда открываются курсы, в число обучающихся включают насельников, которые не имеют духовного образования, даже если они уже пострижены в иночество или монашество, а также тех, кто только собирается принять постриг: послушников, трудников. Зачисление в списки обучающихся происходит по благословению правящего архиерея. Когда группы начинают обучение, какого-то разделения, образно говоря, на более и менее «продвинутых» нет, все, как правило, учатся вместе. Может ли насельник отказаться от обучения или не сдать экзамен? Вопрос нежелания насельника учиться относится уже к духовному руководству обители. Сложные вопросы, связанные с трудностями обучения, решает священноначалие. Иногда на уровне епархиального центра может трансформироваться график обучения тех или иных насельников в индивидуальный план — например, в связи с началом полевых работ, активных хозяйственных периодов, от которых зависит жизнь монастыря. Последний вопрос к Вам как к монаху. Как Вам кажется, что отличает современного монаха, какими знаниями он должен обладать? Ещё в семинарские годы на меня произвело впечатление знакомство с монашеской литературой: я читал святоотеческие труды, жития и видел, что в разные эпохи у разных народов основа духовной жизни не менялась по существу. Да, невозможно не заметить отличий в бытовых, социальных или общественно-политических условиях бытия монастырей и самих монашествующих, но содержание и стержень духовной жизни ведь оставался одинаков на протяжении веков.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Игумен Петр (Еремеев): Плоды горьких духовных болезней советской эпохи мы пожинаем до сих пор
Размышления о современном монашестве Игумен Петр (Еремеев), председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования Монашествующих Русской Православной Церкви. Отец Петр, когда говорят о православных вузах, предполагается, что и наука в них какая-то «особенная», но разве возможна «православная физика» или «православная биология»? Панихиду у его могилы возглавил настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Пётр (Еремеев), в сослужении иерея Владимира Правдолюбова. Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра (Еремеева) порталу.
Священник посетил ПНИ "Союз"
В Башкирии православный иеромонах отрекся от церкви и обвинил ее в поборах | Вот примерно в такой атмосфере оказался наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), и он принял единственно верное решение. |
Обретая веру и надежду | Словесница Искусств | Размышления о современном монашестве Игумен Петр (Еремеев), председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования Монашествующих Русской Православной Церкви. |
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву | Монах Пе́тр — священнослужитель Русской православной церкви с 6 декабря 1998 по 11 марта 2024 годы. Доктор теологии (2004). |
И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев... | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
В день своего 50-летия игумен Пётр (Еремеев) возглавил богослужение в Андреевском храме | Почему Пётр Еремеев так долго отравлял церковную жизнь, загадка. |
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева). Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика. Это правило касается «блудодеяния, или клятвопреступления, или татьбы». Клирик трижды не явился на | Вступай в группу Новости РБК в Одноклассниках. Должность ректора РПУ игумен Петр (Еремеев) занимал с 2011 по 2021 год, наместником Высоко-Петровского монастыря он был в 2013-2021 годах. Гостем состоявшихся в Якутске VII Республиканских Рождественских образовательных чтений «Нравственно ориентированное образование: традиция и современность» стал ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).