Политика - 3 января 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Фолклендские или Мальвинские История спора Аргентины и Великобритании по вопросу данных островов длится уже более двух веков и успела достигнуть своего апогея в 1982 году, когда между государствами вспыхнула Фолклендская война.
Война за Фолклендские острова
Украине, вероятно, может грозить военный конфликт с другими странами из-за нового соглашения с Великобританией. указывает он, комментируя заявление главы МИД южноамериканской страны Сантьяго. Аргентина решила напомнить о территориальном споре с Великобританией, которому уже 191 год. МИД Аргентины призвал британскую сторону возобновить переговоры о суверенитете островов (которые считаются в стране оккупированными Лондоном), в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2065*.
Чемпионские футболки аргентинцы купили на рынке Мехико за три дня до четвертьфинала
- Причины Фолклендской войны
- СМИ: Украине может грозить война с Аргентиной из-за договора с Британией
- Аргентина исправляет «пьяную ошибку» в отношениях с Британией
- "Корпоратив" Маргарет Тэтчэр при поддержке Пиночета
- Британия и Аргентина вспоминают Фолклендскую войну
- Между Британией и Аргентиной разгорается новый конфликт вокруг Фолклендов
Великобритания отвергла претензии Аргентины на Фолклендские острова
Ильин Дмитрий Владимирович - магистрант, кафедра истории и международных отношений, Рязанский государственный университет им. Е сенина, г. Рязань Аннотация: статья анализирует влияние Фолклендского кризиса 1982 года на отношения между Великобританией и Аргентиной. В статье рассматриваются причины конфликта, его исход.
А также эволюция отношений двух стран от конфликта до наших дней. В этой статье мы рассмотрим, как Фолклендский кризис повлиял на отношения между двумя странами -Аргентиной и Великобританией. Для того чтобы глубже и подробнее раскрыть тему, мы рассмотрим причины этого кризиса, основные события этого кризиса, а также проанализируем то, какое влияние он оказал на дипломатические отношения между двумя этими государствами.
Суть Фолклендского кризиса состояла в том, что на Фолклендские Мальвинские - по аргентинской версии , Южные Сандвичевы острова и острова Южная Георгия у берегов Аргентины претендовали две страны - Аргентина и Великобритания. Право на острова аргентинская сторона обосновывала ссылкой на тот факт, что до их захвата Великобританией в 1833 г. Британская же сторона указывала на то, что население островов составляли только выходцы из Великобритании, желавшие сохранить британское подданство [4].
Усиление репрессивного режима военной хунты в Аргентине в начале 1980-х годов привело к росту ее непопулярности. Глава хунты генерал Леопольдо Гальтьери решил привлечь внимание общественности страны с помощью операции по возвращению Фолклендских островов, на которой были распределены меньшие силы англичан. Острова были отдалены от Великобритании на 6000 миль, и генерал Гальтьери надеялся, что такой диапазон помешает британцам принять какие-либо решительные военные контрмеры [6; 152].
Когда Тэтчер созвала заседание кабинета, она была довольно решительной. Премьер-министр выступила за военные действия. Каждый из членов кабинета должен был сказать, согласен ли он с таким решением.
Никто не возражал, поэтому ответственность за начало военных действий была возложена не на Тэтчер, а на весь кабинет. В течение сравнительно недолгого периода кризиса 74 дня противоборствующие стороны проводили ожесточенные бои в отдаленном районе Атлантического океана с самым современным оружием и большим количеством войск и техники. В общей сложности в боях с обеих сторон приняли участие до 60 тысяч человек, более 180 кораблей и кораблей, 350 истребителей и вертолетов.
Более того, воюющие стороны должны были буквально "в движении" адаптироваться к условиям войны, потому что даже Аргентина никогда серьезно не готовилась к возможной войне за этот регион, не говоря уже о Великобритании.
Большую роль в материальном обеспечении экспедиционных сил сыграла военно-транспортная авиация, которая перевезла свыше 10 тыс. В период между 2 и 30 апреля серьезную работу проделала аргентинская военно-транспортная авиация. С момента захвата островов и по 30 апреля между материком и архипелагом действовал воздушный мост, по которому в обоих направлениях перебросили до 9365 т грузов и 12000 человек личного состава. Из других вспомогательных самолетов использованных в конфликте, можно назвать самолеты заправщики. Переоценить их значение в войне трудно. Именно эти машины позволили британцам использовать авиабазу острова Вознесения и как перевалочный пункт и как боевой аэродром, с которого взлетали бомбардировщики "Вулкан". Два аргентинских заправщика КС-130 способствовали ударам самолетов "Супер-Этендар". Но британцы, в отличие от аргентинцев, могли восполнить потребность в таких машинах. Всего за кампанию было английскими самолетами осуществлено около 600 дозаправок, причем в шести случаях неудачно.
Отмечается, что аргентинские ВВС также пытались организовать дозаправку своих самолетов топливом в воздухе, но из-за сложных метеорологических условий, особенно плохой видимости, она не всегда удавалась. Учитывая, что главную угрозу для экспедиционных сил Великобритании представляла базовая патрульная авиация, английское командование струилось удерживать свои корабельные группировки на пределе ее досягаемости. Принятые на вооружение в 1956 году, в 1982 они первые вступили в бой. Не сказать, что участие этих самолетов в войне принесло британцам существенную пользу. Из 7 операций "Блэк Бак" три окончились провалом: вылет либо отменялся, либо самолет возвращался на базу не достигнув Фолкленд. В одном случае удалось повредить РЛС , убило 4-х операторов. Едва ли все затраты "окупились".
Считалось, что ослабленный сокращениями Королевский флот в бой не отправят, и всё решится за столом переговоров, где британцы после некоторых колебаний в итоге отдадут Аргентине ненужные им острова. Высадка в Порт-Стэнли прошла как по маслу, сопротивление небольшого британского гарнизона было быстро сломлено.
На соседнем острове Южная Георгия британцам удалось повредить аргентинский вертолет, но высадка превосходящих сил и здесь сделала свое дело. Британский отряд сдался. Аргентина ликовала. В Буэнос-Айресе шли демонстрации в поддержку власти. Однако это было только начало. Британский ответ Главная проблема аргентинских властей заключалась в том, что британское правительство точно так же очень нуждалось в каком-нибудь видимом успехе. Из-за жесткой экономической политики население было крайне недовольно положением вещей. Необходимость дать отпор незваному агрессору оказалась очень кстати. Тэтчер отдала приказ начать операцию по возвращению островов.
Ни о каких переговорах, пока аргентинцы не уберутся с Фолклендов, она даже слышать не хотела. Британскому адмиралтейству для войны пришлось мобилизовать все свои ресурсы. В боевую группу, которая выдвинулась к аргентинским берегам, вошли два авианосца, пара вертолётоносцев, восемь эсминцев, несколько подводных лодок и многочисленные патрульные корабли и фрегаты — всего 43 вымпела. Однако этого для перевозки всех припасов и военнослужащих категорически не хватало. Пришлось, как и в годы мировых войн, мобилизовать гражданский флот. В строй вошли 62 корабля, в том числе океанские лайнеры, танкеры и контейнеровозы.
Законсервированный конфликт Британии и Аргентины 02 апреля 2015 13:51 Владимир Курносов Чтобы привлечь внимание человека современного к событиям аж 1982 года — да еще Бог весть где, на островах в Южном полушарии!
Как там у О. Генри — «успею добежать до канадской границы»? Склочный Джерри, который явно нарочно дразнил аборигенов, резво достиг границы чилийской. Второго апреля 1982 года началась война между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские острова, которые аргентинцы до сих пор называют Мальвинскими и считают спорной территорией Falklands War, Guerra de las Malvinas. Победившие англичане так не думают… Война не объявленная, но начатая и, вроде бы, оконченная. Пришедший к власти в конце 1981 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери счёл, что вернуть присвоенные англичанами в 1833 году острова будет а — несложно и б — угодно рейтингу, просчитался с оценкой потенциала Империи, над которой когда-то не заходило солнце. Пожелтевшие клыки британского льва не утратили хватки.
Аргентина исправляет «пьяную ошибку» в отношениях с Британией
Ставка аргентинских военных была на то, чтобы быстро и без жертв захватить архипелаг и поставить международную общественность перед фактом. Считалось, что ослабленный сокращениями Королевский флот в бой не отправят, и всё решится за столом переговоров, где британцы после некоторых колебаний в итоге отдадут Аргентине ненужные им острова. Высадка в Порт-Стэнли прошла как по маслу, сопротивление небольшого британского гарнизона было быстро сломлено. На соседнем острове Южная Георгия британцам удалось повредить аргентинский вертолет, но высадка превосходящих сил и здесь сделала свое дело. Британский отряд сдался. Аргентина ликовала. В Буэнос-Айресе шли демонстрации в поддержку власти.
Однако это было только начало. Британский ответ Главная проблема аргентинских властей заключалась в том, что британское правительство точно так же очень нуждалось в каком-нибудь видимом успехе. Из-за жесткой экономической политики население было крайне недовольно положением вещей. Необходимость дать отпор незваному агрессору оказалась очень кстати. Тэтчер отдала приказ начать операцию по возвращению островов. Ни о каких переговорах, пока аргентинцы не уберутся с Фолклендов, она даже слышать не хотела.
Британскому адмиралтейству для войны пришлось мобилизовать все свои ресурсы. В боевую группу, которая выдвинулась к аргентинским берегам, вошли два авианосца, пара вертолётоносцев, восемь эсминцев, несколько подводных лодок и многочисленные патрульные корабли и фрегаты — всего 43 вымпела. Однако этого для перевозки всех припасов и военнослужащих категорически не хватало. Пришлось, как и в годы мировых войн, мобилизовать гражданский флот.
Едва ли все затраты "окупились". На аргентинцев было оказано больше моральное воздействие, чем материальное. Единственной "потерей" - был интернированный в Рио-де-Жинейро борт ХМ597, один из двух бомбивших острова "Вулканов".
Вторым бортом был ХМ607. Ими было выполнено более 2000 вылетов к югу от о. Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Есть и другая статистика вылетов: "Си Харриер" 28 машин - около 1200, а "Харриер" 14 - до 150.
Продолжительность каждого полета составляла примерно 1,5 ч. В авиационных подразделениях ежесуточно 95 проц. Общий их налет составил 2675 часов. Каждый английский летчик ежедневно совершал по 3 — 4 вылета общей продолжительностью до 10 часов. Количество летчиков на 1 самолет в начале конфликта равнялось 1,2, а позднее было доведено до 1,4. По данным французского происхождения, с помощью ЗРК "Роланд" аргентинцы сбили 4 и повредили 1 "Харриер".
Так, в декабре минувшего года, зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев в совем Telegram-канале напомнил, что Британия все еще контролирует Мальвинские острова, которые должны принадлежать Аргентине. Выступая в ООН, дипломат подчеркнул, что западные страны забывают о праве народов на самоопределение, когда оно идет вразрез с их геополитическими интересами. Эксперты указывают: учитывая схожесть проблемы, Москва могла бы оказать дипломатическую поддержку дружественному государству. Более того, это позитивно сказалось бы на российско-аргентинском диалоге, уверены они. В этой связи, как считают эксперты, Москва могла бы оказать действенную дипломатическую поддержку дружественному Буэнос-Айресу, что позитивно сказалось бы на диалоге двух стран. Они считают, что страна несправедливо потеряла важнейшие территории и осуждают британскую колониальную политику», — рассказал испанист и политический обозреватель Никита Коваленко. В разных городах страны в автобусах можно встретить листовки с напоминанием о Мальвинах. Это же касается названий аэропортов. Государственные учреждения также украшены соответствующими плакатами. Однако аргентинцы пока не готовы к решению спора с Британией силой», — отметил собеседник. Параллель между Мальвинами и Крымом также прослеживается. По мнению Коваленко, Россия в этом споре могла бы активнее поддерживать Аргентину. Учитывая, что главным инициатором демонтажа колониальной системы в XX веке была Москва и сейчас наша страна придерживается того же курса — поддержка Буэнос-Айреса полностью укладывается в концепцию внешней политики России», — считает собеседник. К тому же, аргентинцы помнят, как Россия спасла их во время пандемии, отправив вакцину от коронавируса. Этот шаг по-прежнему расценивается как огромная помощь в трудный момент. Кроме того, несмотря на доминирование западных СМИ в местном информационном пространстве, аргентинцы не осуждают Россию за какие-либо действия и интересуются позицией Москвы по многим вопросам», — подчеркнул Коваленко. Если подходить к нему без предвзятости, то у обеих сторон есть сильные аргументы в пользу собственной правоты», — добавляет Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам.
Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом. Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель. Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду. Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность. Высадка британского десанта висела на волоске: Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. К счастью для британцев, детонации не произошло — в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню. Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути — в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек. Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду — подальше от опасного «аттракциона». Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом впоследствии затонул. Легко представить, что бы случилось, взорвись они все — «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли — все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла бы Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы! На тот момент аргентинцы располагали всего шестью! Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине — отсутствию части авионики. В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великобритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха. Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным — взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться. Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос! Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное оружие — подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске — тонна бомб. Впереди — бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути — обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками. Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер». На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем — палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов. Результат был предсказуем — треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения. С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни. Яркий пример — триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд» «Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн — сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».
СМИ: Украине может грозить война с Аргентиной из-за договора с Британией
Однако когда речь идет о территориальной принадлежности Крыма или других регионов, вошедших в состав России по итогам референдумов, Лондон напрочь забывает о собственном опыте. По этой причине Москва нередко указывает на «двойные стандарты», присущие британским политикам. Так, в декабре минувшего года, зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев в совем Telegram-канале напомнил, что Британия все еще контролирует Мальвинские острова, которые должны принадлежать Аргентине. Выступая в ООН, дипломат подчеркнул, что западные страны забывают о праве народов на самоопределение, когда оно идет вразрез с их геополитическими интересами. Эксперты указывают: учитывая схожесть проблемы, Москва могла бы оказать дипломатическую поддержку дружественному государству. Более того, это позитивно сказалось бы на российско-аргентинском диалоге, уверены они.
В этой связи, как считают эксперты, Москва могла бы оказать действенную дипломатическую поддержку дружественному Буэнос-Айресу, что позитивно сказалось бы на диалоге двух стран. Они считают, что страна несправедливо потеряла важнейшие территории и осуждают британскую колониальную политику», — рассказал испанист и политический обозреватель Никита Коваленко. В разных городах страны в автобусах можно встретить листовки с напоминанием о Мальвинах. Это же касается названий аэропортов. Государственные учреждения также украшены соответствующими плакатами.
Однако аргентинцы пока не готовы к решению спора с Британией силой», — отметил собеседник. Параллель между Мальвинами и Крымом также прослеживается. По мнению Коваленко, Россия в этом споре могла бы активнее поддерживать Аргентину. Учитывая, что главным инициатором демонтажа колониальной системы в XX веке была Москва и сейчас наша страна придерживается того же курса — поддержка Буэнос-Айреса полностью укладывается в концепцию внешней политики России», — считает собеседник. К тому же, аргентинцы помнят, как Россия спасла их во время пандемии, отправив вакцину от коронавируса.
Этот шаг по-прежнему расценивается как огромная помощь в трудный момент.
На войну отправилась английская военная эскадра из 40 судов, во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвизибл". В конце апреля британцы начали отрабатывать авиацией по позициям аргентинец на островах и тогда же произошел первый воздушный бой. Когда пилот Пол Бартон летавший на палубном "Харриере", впервые увидел аргентинцев в воздухе, то был шокирован - они были на "Миражах" и не могли нормально держать строй, такой строй американцы называют "сваренное крыло".
Пол Бартон заложил под ними вираж, зашел сзади-снизу и выпустил ракету, через 4 секунду первый горящий "Мираж" падал в море. А 2 мая произошла первая атака атомной подводной лодки надводного корабля.
Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески». Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот — бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав: - грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения.
От судьбы не уйдешь — спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике. Самнер» тоже времен Второй мировой. Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах? Флот королевы идет на Юг «Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы — пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться. Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом. Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.
Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду. Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность. Высадка британского десанта висела на волоске: Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. К счастью для британцев, детонации не произошло — в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню. Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути — в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек. Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду — подальше от опасного «аттракциона».
Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом впоследствии затонул. Легко представить, что бы случилось, взорвись они все — «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли — все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла бы Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы! На тот момент аргентинцы располагали всего шестью! Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине — отсутствию части авионики. В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великобритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха. Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным — взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.
Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос! Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное оружие — подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске — тонна бомб. Впереди — бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра.
Конечно, я простил Марадону за "руку Бога", но до сих пор не забыл судью. Уверен, что линейный арбитр увидел игру рукой. Думаю, он просто испугался. Гари Линекер По сути Линекер прав: линейный рефери действительно видел, что Марадона забил рукой. Но он не испугался. Я видел, как аргентинец играл рукой. Рефери признал гол еще до того, как посмотрел на меня. Причём мы вообще не общались — бин Нассер знал только свой родной язык. Итак, оба гола не должны были засчитывать. Значит, я забил победный мяч, и мы заслужили победу на чемпионате мира! Гари Линекер Однако, бин Нассер впоследствии настаивал, что в моменте со вторым голом он сработал идеально. Марадона вылетел с центра поля, и я следовал за ним по пятам. Когда судишь кого-то вроде Марадоны, не можешь оторвать от него глаз. Англичане трижды пытались сбить его, но желание победить двигало Марадону вперёд. Я кричал "преимущество" [атакующей стороны], пока он не дошел до штрафной. Я наблюдал за Марадоной из-за штрафной, гадая, как он ушёл от трёх защитников и вёл мяч почти 50 метров. Я подумал: "Сейчас защитники попробуют его сбить". Я был готов свистеть пенальти. К моему удивлению, он обошел другого защитника и вратаря и забил гол, ставший "Голом столетия".
Максим Григорьев. Мальвинские острова: британская собственность или оккупация?
Аргентина требует от Великобритании возобновления переговоров о принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов, захваченных британцами в войне 1982 г. – Что на самом деле стало причиной войны между Аргентиной и Великобританией в 1982 году? Аргентина решила напомнить о территориальном споре с Великобританией, которому уже 191 год. Согласно Британской энциклопедии, территориальный спор между Великобританией и Аргентиной касательно данных островов длится с XIX века. Давний конфликт между Аргентиной и Британией из-за спорных островов на юге Атлантики перешел в новую фазу.
Дипломатический провал
- Фолкленды. Законсервированный конфликт Британии и Аргентины
- Причины Фолклендской войны
- Аргентина и ООН
- Политический подтекст противостояния
- Аргентину подталкивают к пересмотру итогов Фолклендской войны
- Фолклендская война
Аргентинский «Крым»: почему Буэнос-Айрес разорвал соглашение с Лондоном по Фолклендам
На тот момент аргентинцы располагали всего шестью! Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине — отсутствию части авионики. В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великобритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха. Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным — взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться. Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!
Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное оружие — подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске — тонна бомб. Впереди — бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути — обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками. Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха».
Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер». На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем — палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов. Результат был предсказуем — треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения. С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда.
Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни. Яркий пример — триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд» «Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн — сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда». Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля — чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет». Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты — вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей.
Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек. Фото, что на заставке к статье, как раз после попадания ракеты в эсминец «Шеффилд», оно обошло все газеты мира. Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения — что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов. Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнес-класса Liarjet 35A. Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри». Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл — внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «Си Харриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось — ЗРК эсминца не сработал. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов. Фрегат отделался сравнительно легко — одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх этот случай рассматривался чуть выше и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше — из трех попавших в него 500-фн. У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем — из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.
События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Центральное телевидение СССР рассказывает об аргентинском пленном солдате, направленном на разминирование, подорвавшемся и пристреленном английским сержантом «из гуманных соображений». Британцы поясняют, что, хотя привлечение военнопленных к разминированию запрещено всяческими конвенциями, в данном случае нарушений не имеется, поскольку аргентинский солдат «вызвался добровольцем».
Возражений со стороны добровольца не последовало, международная общественность успокаивается. Победа воспринята как новое свидетельство мощи Британии — военно-морской державы. Патриотизм в метрополии зашкаливает — правительство Тэтчер поимело те самые рейтинги, на которые рассчитывал генерал Гальтиери.
В Лондоне проходит парад Победы! Гальтиери — всё… …И что? Аргентинец Хорхе Луис Борхес назвал войну «ссорой двух лысых из-за расчёски»….
Из своего дома губернатор островов передал в эфир такое сообщение: «Они нас окружили и по-настоящему сковали. Но они не пытаются атаковать. Я не собираюсь сдаваться чёртовым аргентинцам, конечно же нет» Откуда же росли предпосылки ко всему этому? Мальвинские острова: Предыстория конфликта Острова впервые были открыты англичанами в 1690 году. В течении двух веков две страны претендовали на эти острова. Аргентина контролировала их всего 10 лет, пока в 1833 году британцы не вернули над ними контроль. Аргентинцы называют острова Мальвинскими и заявляют, что они по праву должны принадлежать им.
Будущее островов долгое время было неопределённым, пока инициативу в свои руки не взяли аргентинцы. По характеру правления он был типичным диктатором из Латинской Америки: репрессии против политических противников, экономика страны находилась в кризисе, а население начинало охладевать к харизматичному генералу. Ему нужно было найти причину для популяризации своего правления, какая-нибудь победоносная война или успех внешней политики, и Галтьери знал, где этот успех искать. Он также знал, что его люди постоянно об этом думают — в притязаниях на Фолкленды. Как он считал, возврат контроля над Фолклендами сплотил бы население Аргентины, и 2 апреля его план по захвату островов претворился в жизнь. Через час после высадки аргентинские солдаты были повсюду, они даже захватили местную радиостанцию. Момент захвата транслировался в эфир, и в тот момент ведущему стали угрожать оружием.
У губернатора Ханта не было другого выбора, кроме как сдаться. По тому же радиоэфиру он транслировал своё последнее сообщение: «Это скорее всего последнее сообщение, которое я смогу вам передать, и я желаю вам всего наилучшего, и будьте уверены — британцы вернутся…» Морпехи были взяты в плен и отправлены в Великобританию. Рекса Ханта отправили самолетом в Уругвай, где он и пробыл вплоть до окончания войны. Гражданское население задавалось всего одним вопросом — «что случится дальше? Нам пришлось выйти и ждать на заднем дворе, и этот аргентинец все время держал свой пулемёт направленным на нас. Мама думала, что нас убьют». Нил Хэвитт, житель Фолклендов 47 Пленные британцы На расстоянии 8 000 миль от Британских островов жители остались беззащитны и оторваны от метрополии.
Когда появилась новость о том, что британцы сдались, около 200 000 аргентинцев вышли на центральную площадь Буэнос-Айреса, радуясь возвращению в родную гавань освобождению Мальвинских островов. План Галтьери сработал. Пока толпа праздновала, он был уверен, что ответа на агрессию не последует.
В 1982-м южноамериканцы попытались разрешить его радикальным образом, высадив десант на своих исконных, как они считали, территориях. Однако «реконкисты» не вышло. Вооружённый конфликт продлился 73 дня и завершился победой британцев. В результате боевых действий Аргентина потеряла 649 человек, Великобритания — 255. Несмотря на то что официально войну друг другу противоборствующие стороны не объявляли, дипломатические отношения между ними на годы были разорваны. Вторая по величине страна Латинской Америки надолго погрузилась в экономическую и политическую депрессию.
Из которой её вывел только Марадона. Футбол для Аргентины всегда был больше, чем просто игрой. Для очень многих — смыслом жизни. Последняя довоенная встреча футболистов двух стран состоялась в мае 1980 года на «Уэмбли». Англичане уверенно выиграли — 3:1, а единственный гол гостей Даниэль Пассарелла забил с пенальти за фол на Марадоне. После 1982-го речи о товарищеских матчах между ними уже не могло быть — даже предложение об этом показалось бы кощунственным по отношению к памяти погибших солдат. Сегодня ФИФА с УЕФА что-нибудь придумали бы, чтобы предотвратить раннее столкновение недружественных сборных на ранних стадиях Кубка мира — возможно, искусственно развели бы по сетке вплоть до финала. В 1980-х до такого ещё не додумались, и Англия нарвалась на самого нежелательного противника уже в четвертьфинале. Чемпионские футболки аргентинцы купили на рынке Мехико за три дня до четвертьфинала Сами виноваты.
Не придумай себе британцы приключения в группе ладно, поражение от Португалии, но ничья с Марокко?! Они же будто бы нарочно приближали досрочный финал мундиаля — другие потенциальные пары по степени взаимной ненависти и близко не стояли. И вот четвертьфинал.
Россия возобновила конфликт Аргентины и Великобритании
Аргентина решила напомнить о территориальном споре с Великобританией, которому уже 191 год. Фолклендские или Мальвинские История спора Аргентины и Великобритании по вопросу данных островов длится уже более двух веков и успела достигнуть своего апогея в 1982 году, когда между государствами вспыхнула Фолклендская война. В этом году исполняется 40 лет войне за Фолклендские (Мальвинские) острова между Британией и Аргентиной. МИД Аргентины предложил возобновить переговоры с Великобританией по возвращению Фолклендских островов.