Американский социолог К. Киркпатрик считает, что определяющими в супружеских отношениях являются три основных вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров. В этой статье мы рассмотрим психологические аспекты супружеских ролей, а также обязанностей в браке, и как они влияют на качество семейной жизни. Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.
Какие роли бывают в семье?
- История семейных отношений от первобытного общества до наших дней | РБК Тренды
- Р - Распределение ролей в семье
- Супружеские взаимоотношения
- Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура - презентация онлайн
- История семейных отношений от первобытного общества до наших дней | РБК Тренды
Р - Распределение ролей в семье
Брачный договор Выше мы рассмотрели личные неимущественные права и обязанности супругов. Семейный кодекс также устанавливает имущественные права супругов. Есть два режима регулирования имущества супругов: законный и договорной. Договорной режим регулирования имущества основывается на брачном договоре. Законный режим вступает в силу, если между супругами не заключён брачный договор. Брачный договор — письменное соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и в случае его расторжения. Заключение брачного договора — необязательное условие заключения брака. Брачный договор может быть оформлен как до официального заключения брака, так и в любой момент после регистрации.
Если брачный договор оформляется до регистрации, он вступит в силу только в момент, когда брак будет считаться заключённым. Брачный договор при взаимном добровольном согласии можно расторгнуть, изменить в любое время в период брака. Расторжение брачного договора не означает расторжения брака. Но если супруги разводятся, то и брачный договор прекращает своё действие. Брачный договор составляется только в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному заверению. Брачный договор может быть составлен как в отношении имеющегося имущества, так и «на будущее». Супруги определяют в договоре права и обязанности, а также можно предварительно определить судьбу имущества в случае развода.
Брачный договор регулирует только имущественную сторону жизни супругов, не затрагивая личные права. Иными словами, нельзя запретить мужу или жене общаться с неприятными вам людьми. Брачный договор не может регулировать личные права супругов: вопросы по ограничению правоспособности и дееспособности супругов эти вопросы решает суд ; права и обязанности в отношении детей например, супруги не могут решить, с кем останется ребёнок после развода, это определяет суд ; ограничение личных неимущественных прав например, в брачном договоре нельзя прописать, что муж имеет право запрещать жене ходить на работу, заставить её взять его фамилию, запретить ей выезжать в другой город ; условия разделения домашних обязанностей например, в брачном договоре нельзя прописать, что жена готовит еду в будни, а муж — в выходные. По общему правилу, если было решено не заключать брачный договор, имущественные отношения супругов регулирует законный режим. По умолчанию всё имущество, которое нажито за годы брака, считается совместно нажитым. В случае развода его поделят пополам. Причём это не зависит от того, на кого записана квартира: на жену или на мужа.
Однако установлены и исключения, то есть те вещи, которые будут принадлежать лично одному из супругов. К ним относят: имущество, полученное по наследству; имущество, полученное в результате приватизации процесса перехода собственности из государственной в частную ; имущество, приобретённое на деньги, полученные до заключения брака; вещи индивидуального пользования одежда, обувь, вещи личной гигиены ; целевые выплаты например, компенсация морального вреда по решению суда ; исключительное право пользования интеллектуальной собственностью не распространяется на гонорар и прочие подобные доходы. Итоги В Российской Федерации отношения в рамках семьи регулирует семейное право. Для вступления в брак необходимо соблюдать установленные семейным законодательством условия. Расторгнуть брак можно в органах ЗАГС или в судебном порядке. Семейный кодекс устанавливает взаимные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов могут регулироваться в рамках законного и договорного режимов.
Брачный договор регулирует только имущественную сторону взаимоотношений супругов. Семейные отношения — самые важные в личной жизни человека, и он должен относиться к ним бережно и ответственно. Каковы преимущества и недостатки незарегистрированных отношений? Можно ли регулировать следующие вопросы с помощью брачного договора: а где проживать жене после заключения брака; б какую фамилию взять мужу; в с кем будет проводить выходные ребёнок; г кто будет покупать бытовую технику в дом; д участие жены в конкурсе кондитеров; е сколько денег должен давать муж жене ежемесячно; ж какое имущество перейдёт жене в случае развода; з кем работать мужу?
Таким образом, в древних культурах идентичность и комплементарность супружеских ролей были важными элементами социального порядка и баланса. Они неразрывно связывались с религиозными верованиями и обрядами, отражая особую роль мужчины и женщины в создании и поддержании гармонии в обществе. Развитие понятия Понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей возникло в социальных науках и имеет культурно-историческую природу. Сначала оно было введено в конце XIX века в рамках социологических и философских исследований. В начале своего развития понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей основывалось на представлении о семье как о месте, где муж и жена выполняли различные функции и роли в соответствии со своим полом.
Муж был обязан защищать семью, обеспечивать ее материальными ресурсами, в то время как жена была ответственна за домашние дела, воспитание детей и поддержание гармонии в семейных отношениях. В таком контексте идентичность и комплементарность супружеских ролей были рассмотрены как естественное и неизбежное явление. Со временем с изменением социокультурной ситуации понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей стало подвергаться критике. Оно стало рассматриваться как конструкт, созданный обществом для поддержания социальной и гендерной неравенства. Критики проводили параллели между супружескими ролями и сексизмом, дискриминацией и ограничением прав женщин. Постепенно начали возникать новые представления о том, что каждый человек должен иметь возможность выбирать свою роль в семье независимо от пола и что главное — взаимное уважение и поддержка между супругами. На текущий момент понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей продолжает развиваться и эволюционировать. В современных исследованиях акцент делается на значимости гендерного равенства в семейных отношениях и важности партнерства и взаимодействия между супругами. Теперь идентичность и комплементарность супружеских ролей рассматриваются не только в контексте традиционной модели семьи, но и в рамках различных семейных форматов, таких как однополые браки или семьи с несколькими родителями.
В целом, понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей продолжает привлекать внимание исследователей, и его интерпретация становится все более разнообразной и включающей в себя различные культурные и социальные контексты. Философские концепции Пonятие идентичности и комплементарности супружеских ролей были введены в философии для объяснения взаимоотношений и взаимодействия между мужчиной и женщиной в браке. Понятие идентичности подразумевает, что мужчина и женщина обладают своими уникальными качествами и способностями, которые необходимо уважать и ценить. Они могут быть разными по своим физическим, эмоциональным и психологическим особенностям, но в то же время они равны в своих правах и должны иметь равные возможности для самореализации и развития. Комплементарность супружеских ролей предполагает, что мужчина и женщина, будучи разными, дополняют и дополняют друг друга. Они имеют уникальные качества и способности, которые могут быть использованы для достижения общих целей и счастливой совместной жизни. Взаимное доверие, уважение и поддержка являются неотъемлемой частью комплементарности супружеских ролей. Они помогают создавать гармоничные отношения и добиваться взаимного благополучия и успеха.
В этом труде Парсонс формулирует концепцию «ролевого субстрата», в рамках которого он рассматривает гендерные роли в семье и их взаимодействие. Однако, стоит отметить, что идея идентичности и комплементарности супружеских ролей не является универсально принятой и вызывает активное обсуждение среди исследователей и общественных деятелей. Значение в древних культурах В древних культурах идентичность и комплементарность супружеских ролей имели огромное значение. Часто в этих культурах присутствовали ярко выраженные гендерные роли, которые определялись и закреплялись в обществе. В древнем Египте супружеские роли были тесно связаны с понятием божественной иерархии. Муж был понимаем как глава семьи и представитель сверхъестественного мира, в то время как жена выполняла роль матери и домохозяйки. Они вместе образовывали двойственное божество, символизирующее баланс мужской и женской энергий. В древней Греции муж и жена были воспринимаемы как две половины одного целого. Мужчина, выполнявший роль главы семьи и защитника, считался активным, сильным и воинственным. Женщина, в свою очередь, взращивала детей, заботилась о доме и была символом пассивной, мягкой и материнской энергии. Оба супруга необходимы были для создания гармонии и равновесия в жизни. В Персидской империи муж и жена считались равными и взаимодополняющими друг друга. Мужчина выполнял роль защитника и представлял семью в общественной жизни, а женщина заботилась о детях и доме. Вместе они формировали цельную единицу, создавая уравновешенную супружескую пару. Таким образом, в древних культурах идентичность и комплементарность супружеских ролей были важными элементами социального порядка и баланса. Они неразрывно связывались с религиозными верованиями и обрядами, отражая особую роль мужчины и женщины в создании и поддержании гармонии в обществе. Развитие понятия Понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей возникло в социальных науках и имеет культурно-историческую природу. Сначала оно было введено в конце XIX века в рамках социологических и философских исследований. В начале своего развития понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей основывалось на представлении о семье как о месте, где муж и жена выполняли различные функции и роли в соответствии со своим полом. Муж был обязан защищать семью, обеспечивать ее материальными ресурсами, в то время как жена была ответственна за домашние дела, воспитание детей и поддержание гармонии в семейных отношениях. В таком контексте идентичность и комплементарность супружеских ролей были рассмотрены как естественное и неизбежное явление. Со временем с изменением социокультурной ситуации понятие идентичности и комплементарности супружеских ролей стало подвергаться критике.
Но по мимо общего, от жены ещё требуется: -готовность отказа от рыцарства супруга так как супруги равны -равная ответственность за поддержания статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей отказ от материальной помощи. А от мужа: -принятие равного статуса жены и согласие с её равным участием в принятии любых решений.
Семейные правоотношения
Введение Супружеский долг — это тема, которая всегда будет актуальной для многих пар. Но кто же придумал этот долг — мужчина или женщина? Кому он нужнее и зачем он нужен вообще? Давайте разберемся. Исторические факты Супружеский долг — это понятие, которое существует уже давно. В Библии есть упоминания о том, что супруги должны удовлетворять друг друга сексуально, и это является обязательством перед Богом.
Также во многих культурах сексуальные отношения между супругами были не только приняты, но и обязательны.
Интересно, что иногда муж имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка.
Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз. В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили. Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего.
Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене и своему ребенку в столь трудный момент. И общество не препятствовало, а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам. Партнерские роды в современном мире В 1985 году Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения, которые не теряют актуальности и сегодня.
В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…». По мнению Грентли Дик - Рида, основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток. Любое сверхволнение матери приводит к выделению гормонов стресса.
В результате сфинктеры круговые мышцы напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными. Кроме того, происходит отток крови от матки к рукам и ногам, поскольку страх и напряжении готовят тело к бегству или сражению. Все это препятствует нормальному снабжению матки и ребенка кислородом.
С другой стороны все, что способствует расслаблению тела и спокойствию духа, стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными обезболивающими веществами. В состоянии релаксации лучше работают родовые гормоны, высокий уровень которых способствует более мягкому и продуктивному течению процесса, улучшается самочувствие мамы и ребенка. Снятию стресса и мышечному расслаблению способствует присутствие помощника, которому женщина полностью доверяет.
Маршал Клаус и Джон Кеннелл сообщают о том, что, проведя исследование нескольких сотен родов 1970-е годы , они пришли к следующему выводу: присутствие такого помощника сокращает время периода схваток, по крайней мере, на треть. Конечно же, роль помощника совсем не обязательно должен выполнять муж. Сопровождать в родах может мама, сестра, подруга или доула.
Основной задачей партнера является создание атмосферы благополучия и комфорта, безопасности и спокойствия. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что сегодня роды чаще всего проходят в стационаре — в незнакомом месте, в безликой родильной палате, с неприятным ярким освещением, с незнакомыми людьми, у которых нет личной заинтересованности в благополучии роженицы. Высокий уровень тревоги и страха у женщины приводит к слабости дискоординации родовой деятельности, и вынуждает врачей использовать нежелательные способы родовозбуждения, а в случае их неэффективности — проводить оперативное родоразрешение.
И наоборот, ощущение уединенности, интимности, спокойствия, возможность принять любое удобное положение и издавать любые звуки, присутствие чуткого помощника - значимые условия для естественного протекания родов.
В некоторых племенах в обязанности мужчины входило строительство «родильной» хижины, обеспечение этого помещения теплом и водой. Кроме того, он мастерил специальные приспособления для родов, такие как родильный стул, трапеция, подвешивал веревку или канат. Он же готовил емкость для первого омовения младенца. Нередко муж сам принимал роды у своей жены — был непосредственным помощником и участником процесса. Маргрет Рид пишет о некоторых племенах в Полинезии, где мужья издавна ухаживали за женами во время родов самым активным образом. Главной задачей мужа было обеспечение спокойствия и безопасности на схватках, а также поддержка жены в потугах, затем принятие ребенка и перерезание пуповины.
В таких родах ведущую роль выполняла сама роженица, а муж отвечал на ее просьбы и требования. В некоторых племенах мужчины выполняли обязанности акушеров, например, на Гонолулу Сандвичевы острова , у многих африканских племен бари, мади, мору, бонго, униоросы. Есть сведения о том, что в Калмыкии женщины рожали, стоя на коленях и опираясь на мужчину. А у лезгинов, живущих в горных долинах Закавказья, пастухи очень ловко помогали своим овцам при ягнении, их так же призывали, как искусных акушеров, при тяжелых родах у женщин. Афанасий Никитин в своих записках о путешествии в Индию «Хождение за три моря» 1466—1472 писал: « Когда у жены родится дитя, то принимает муж, и имя сыну дает отец, а дочери — мать». Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно.
Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть. В 1898 году доктор Г. Плосс, автор книги «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» пишет: «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие». С развитием повивального искусства основными помощницами в родах для женщин стали акушерки и повивальные бабки. Но не редко на мужчину возлагали второстепенную роль в процессе родов: он физически помогал женщине принять ту или иную родовую позицию. Отношение к участию мужчины в родах на Руси было неоднозначным. Помощь роженице традиционно оказывали старшие в семье женщины.
Позднее эта обязанность перешла к повитухам. Но наряду с этим правилом существовали и другие традиции, допускающие мужчин до участия в родовом процессе. Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались следующим методом.
Конечно же, роль помощника совсем не обязательно должен выполнять муж. Сопровождать в родах может мама, сестра, подруга или доула. Основной задачей партнера является создание атмосферы благополучия и комфорта, безопасности и спокойствия. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что сегодня роды чаще всего проходят в стационаре — в незнакомом месте, в безликой родильной палате, с неприятным ярким освещением, с незнакомыми людьми, у которых нет личной заинтересованности в благополучии роженицы. Высокий уровень тревоги и страха у женщины приводит к слабости дискоординации родовой деятельности, и вынуждает врачей использовать нежелательные способы родовозбуждения, а в случае их неэффективности — проводить оперативное родоразрешение. И наоборот, ощущение уединенности, интимности, спокойствия, возможность принять любое удобное положение и издавать любые звуки, присутствие чуткого помощника - значимые условия для естественного протекания родов.
В современных условиях самым близким человеком для женщины и эффективным сопровождающим в родах нередко становится ее супруг - человек, которого она хорошо знает, с кем есть особая энергетическая связь, тот, который способен поддержать и защитить. А это в свою очередь облегчает течение процесса, снижает болевые ощущения, сокращает время родов, уменьшает риски для здоровья мамы и малыша. Вешнякова Е. История развития акушерства в России» реферат Дик-Рид Г. Роды без страха. Добряков И. Здоровые роды — счастливый малыш. Мартис Р.. Постоянная поддержка женщин в процессе родов: Комментарий БРЗ. Библиотека репродуктивного здоровья ВОЗ.
Хождение за три моря. Оден М. Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему? Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование. Рекомендации ВОЗ по родовспоможению. Соколова Л. Воспитание ребенка в русских традициях.
Читайте также
- Семейные роли, их распределение
- Вы точно человек?
- Содержание
- Виды семейных отношений. Кто главный в семье?
- 4.Распреление ролей в семье.
- Психология семейных ролей: как они формируются и меняются | ПсихологияОтношения&Саморазвитие | Дзен
История семейных отношений от первобытного общества до наших дней
Главная Коллекция "Otherreferats" Психология Теоретические основы проблемы супружеских ролей в современной молодой семье. Главная» Новости» Кто придумал основные виды супружеских ролей. Такой вид супружеских отношений как полиандрия в давние времена был популярным у многих народов Африки, Южной Америки, Азии и Океании. К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организа-тор, психотерапевт, главный воспитатель.
Традиционная семья уже не та? Узнайте, что изменилось в роли мужчины и...
Распределение семейных ролей — Мегаобучалка | Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. |
Супружеские взаимоотношения презентация, доклад | Бергмановским «Сценам из супружеской жизни», одному из самых значительных фильмов за всю историю кино, исполняется полвека. |
История семейных отношений от первобытного общества до наших дней
Семейные роли играют важную роль в динамике семейных отношений, влияя на взаимодействие между членами семьи. А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. «По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские. Классификация супружеских ролей. Семейные роли.
Кто лидер: 3 сценария распределения ролей в паре
Смотреть что такое "СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ" в других словарях. Трипольский + Рашкин нужен ли сейчас Украине мир, новости президентской гонки в США. br /> Наши роли в семье Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Личная жизнь супружеской пары
Структура семейных ролей | Чтобы главные роли были главными и чтобы они – были. |
Вы точно человек? | Это обмен сексуальными партнёрами в двух супружеских парах. |
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА | Кто придумал основные виды супружеских ролей? А. И. Тащёва пришла к заключению, что свой вклад в исполнение супружеских ролей. |
Виды супружеских стилей
Существует много подходов к интерпретации понятия «семья». Рассмотрим некоторые из них. Так, М. Гуслова определяет семью как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль как общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации [10]. Видный специалист в изучении семьи А. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [41]. Белова и Е. Ращикулина понимают под семьей общность людей, основанную на единой общесемейной деятельности и связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [5]. Таким образом, анализируя представленные точки зрения на трактовку понятия «семья», мы пришли к выводу, что для отечественных и зарубежных психологов характерны два ведущих подхода к пониманию семьи. Первый подход рассматривает семью как группу индивидуумов, у которых имеются как общие, так и различные интересы, а семейный контекст представляется как среда, в которой личность социализируется и развивается.
Второй психологический подход рассматривает семью как целостную систему, которая не сводится к суммарной совокупности ее членов. Такой подход зародился в зарубежных исследованиях С. Минухин, М. Боуэн, В. Сатир , а так же стал интенсивно развиваться в отечественной психологии А. Черников, А. Я Варга. На сегодняшнее время ведущим представлением о семье является представление как о системе, включающей в себя определенные функции, задачи, структуру, циклы жизнедеятельности. Таким образом, семья - это социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это совокупность элементов и их свойств, связи и отношения между которыми динамичны.
Видение семьи как малой группы является важным направлением исследований в сфере семейных отношений. Важными становятся вопросы функционально-ролевой, коммуникативной, социометрической структуры семьи, обусловленной субъективным восприятием членами семьи своих ролей и статусов доминирующего - подчиненного, любимца - изолированного и др. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплоченности, уровню развития семьи как целостного образования, процесса группового нажима, лидерству, конфликтам, психологическому климату, признакам здоровой и дисфункциональной семьи и прочее. Любые изменения жизнедеятельности семьи деятельность, общение, отношения ее членов могут рассматриваться как групповые процессы 6. Кроме того, среди исследователей нет единой трактовки понятия «молодая семья». Некоторые социологи А. Антонов, С. Голод, И. Каткова, П.
Рубина, Б. Урланис и др. Исследователи Л. Карцева, Е. Васильев к молодой семье относят семьи, у которых стаж совместной жизни составляет три года, где супруги состоят в первом браке, и при условии, что оба они не достигли тридцатилетнего возраста [13]. Самохина и А. Колесник считают, что продолжительность брака должна составлять 5 лет включительно, ведь именно к этому времени молодые имеют, по крайней мере, одного ребенка, и таким образом, заканчивается один из этапов жизненного цикла семьи [26]. Смирнова под молодой семьей понимает семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка [30]. Акцент на возрастную составляющую, а также на наличие или отсутствие детей, стаж брака, дается в определении Н.
Таировой, для которой молодая семья - это «семья, существующая в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака , в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [33]. Фетисова определяет молодую семью как семью в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет [38]. Характеризуя молодую семью, З. Хамитова отмечает, что молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло ранее. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями [40]. Тяпкина определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики - «это супруги активного репродуктивного возраста до 28 лет , проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность» [34].
Карцева и Е. Васильев под молодой семьей понимают малую группу, в которой возраст супругов составляет не более 35 лет, стаж - не более 5 лет, а брак является первым для обоих супругов. При этом такая структурная характеристика, как наличие или отсутствие общих детей, не отмечается в работах данных исследователей [13]. На наш взгляд, наиболее приемлемым является определение, данное Н. Уразаевой, М. Асильдеровой, которые к молодой семье относили «семьи, в которых супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни составляет не более пяти лет включительно, имеющие первый зарегистрированный брак». Однако следует отметить и некоторые отрицательные моменты, сложившиеся с отнесением той или иной семьи к данному типу. Например, многие социальные программы, в частности, «Молодая семья» и «Жилище», закрепляют за молодой семьей возраст 35 лет. Кроме того, не рассматриваются тенденции современной ситуации, сложившейся с возрастом вступления в брак, когда многие молодые люди принимают решение о вступлении в брак после 30-35 лет.
В данном случае остается неизвестным, является ли семья, вступившая в первый брак после 35 лет, молодой или она уже не может относиться к данной категории. Молодая семья проходит процесс социализации, которая проявляется в формировании внутрисемейных и внесемейных отношений, выработке общих ценностных ориентаций, привычек молодых супругов, сближения их точек зрения, представлений и т. Структура и функции семьи разнообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности. Три основных типа семей раскрывает социолог Т. Данную типологию, на наш взгляд, можно отнести и к молодым семьям: 1. Традиционный тип ориентация исключительно на семейные ценности и на семью с двумя детьми. В такой семье главным является муж. Семьи с установкой иметь одного - двух детей, но не более ориентированы прежде всего на развитие личности. Установка на бездетную или не многодетную семью.
Проведенный анализ литературных источников и социокультурных реалий позволяют выделить следующую структуру современной семьи: - наличие брачных партнеров неполная, формально полная, полная ; - порядок вступления в брак первичный, вторичный ; - стадия жизненного цикла семьи молодая, зрелая, пожилая ; - количество поколений в семье одно или несколько поколений проживает вместе ; - количество детей бездетная, малодетная и многодетная [17]. Как видим, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только мужчину и женщину, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; совместная деятельность. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной обмен информацией , интерактивной организация взаимодействия , перцептивной восприятие партнерами друг друга. В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, а потому возможно существование разных вариантов семьи. Самой распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, вдовства, рождения ребенка вне брака [21]. Если семейная структура помимо мужа, жены и детей включает других родственников родителей супругов, их братьев, сестер, внуков , то ее называют расширенной.
Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству: бездетных, однодетных, малодетные, многодетные. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального статута.
Яценко игнорирует функцию первичного социального контроля, так как термин «опекун» в русском языке имеет четкое значение отношений с детьми… Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями, полоролевой системой.
Половые роли — это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Полоролевая система имеет два аспекта, две части. Основными чертами идеала феминности единодушно признаются пассивность, зависимость, эмоциональность и т. При этом «настоящему мужчине» и «настоящей женщине» запрещается обладать чертами, присущими другому полу.
Второй аспект, или вторая часть, полоролевой системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, «подходящих» для мужчин и женщин. В системе культурных полоролевых норм содержание ее второго аспекта следует из содержания первого, а именно: набор личностных качеств, которыми должны обладать или обладают мужчины и женщины, делают их приспособленными для одних, а не других деятельностей. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он был профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе.
Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей; профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье и в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины.
Матриархат В наше время все чаще семейные проблемы взгромождает на собственные плечи благоверная. Она - глава семейства, она добывает мамонтов, она постановляет, что приобретать, а что не приобретать, к ней торопятся за рекомендациями все прочие члены семейства. Как водится, женщина, которая возлагает на себя первенство, - женщина сильная. Ее почитают, но любят не всегда. За ее спиной совершается немало дел. Причем не только муж, но и детки стараются утаить от «атаманши» собственную жизнь. Завязывается все с того, что супруг не может приобрести картошку без консультации благоверной: в случае ошибочной закупки в его спину летят оскорбления и тухлые помидоры. Позднее мужчина дозволяет благоверной принимать за себя все решения.
Через пару лет благоверная начинает обвинять супруга в инфантильности; детки, подросшие в таком семействе, заимствуют сходственную систему взаимоотношений, перестают почитать обоих родителей.
В некоторых племенах мужчины выполняли обязанности акушеров, например, на Гонолулу Сандвичевы острова , у многих африканских племен бари, мади, мору, бонго, униоросы. Есть сведения о том, что в Калмыкии женщины рожали, стоя на коленях и опираясь на мужчину. А у лезгинов, живущих в горных долинах Закавказья, пастухи очень ловко помогали своим овцам при ягнении, их так же призывали, как искусных акушеров, при тяжелых родах у женщин. Афанасий Никитин в своих записках о путешествии в Индию «Хождение за три моря» 1466—1472 писал: « Когда у жены родится дитя, то принимает муж, и имя сыну дает отец, а дочери — мать». Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно.
Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть. В 1898 году доктор Г. Плосс, автор книги «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» пишет: «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие». С развитием повивального искусства основными помощницами в родах для женщин стали акушерки и повивальные бабки. Но не редко на мужчину возлагали второстепенную роль в процессе родов: он физически помогал женщине принять ту или иную родовую позицию. Отношение к участию мужчины в родах на Руси было неоднозначным. Помощь роженице традиционно оказывали старшие в семье женщины.
Позднее эта обязанность перешла к повитухам. Но наряду с этим правилом существовали и другие традиции, допускающие мужчин до участия в родовом процессе. Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались следующим методом. Муж по договоренности с повитухой «неожиданно» громко стучал в окно бани, где проходили роды, и громким голосом кричал обвинительные слова в адрес роженицы, укоряя ее в медлительности. Факт испуга, по наблюдениям, часто приводил к положительному результату — женщина разрешалась-таки от бремени. И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где—то неподалеку, и при продолжительных родах или реальной угрозе жизни роженицы именно мужу полагалось усердно молиться Богу и обходить дом с образами.
Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна, в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды. Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном I век до н. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание».