Вхождение Узбекистана в Евразийский экономический союз необходимо рассматривать с разных сторон, - пояснила корреспонденту "РГ" доктор экономических наук. Узбекистан отложил вступление в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), но ему очень нужны инвестиции, чтобы снизить социальную нагрузку. Как показал проведённый совсем недавно опрос, ¾ жителей страны выступают за вхождение Узбекистана в состав ЕАЭС. Процесс вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве полноценного члена в ближайшее время может быть ускорен, заявил посол РФ в Ташкенте. Вступит ли Узбекистан в Евразийский экономический союз?
Грушко: Россия приветствует стремление Узбекистана к уплотнению сотрудничества в ЕАЭС
Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами–членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана. Власти Узбекистана заявили о намерении вступить в Евразийский экономический союз в октябре 2019 года. Узбекистан уже одной ногой в Евразийском экономическом союзе. Узбекистану и Кубе предоставлен статус наблюдателей в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Конечно, оптимисты заявляют, что вступление Узбекистана в ЕАЭС приведет к снижению таможенных пошлин для узбекского экспорта в Россию. "Подчеркну, что Узбекистан готов к дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества со странами Евразийского континента по всей повестке инновационного развития".
Узбекистан захотел гарантий в случае вступления в ЕАЭС
Блог Лаборатории аналитики ИАМП | Узбекистан на заседании Евразийского межправсовета выступил за выработку мер по устранению тарифных и нетарифных барьеров между странами ЕАЭС. |
ЕАЭС и Узбекистан расширили направления сотрудничества | — по итогам 2022 года товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС увеличился на 23% (результат работы по формированию благоприятных условий. |
Вступление Узбекистана в ЕАЭС будет способствовать диверсификации инвестиций – эксперт
Сам факт того, что новость о том, что Узбекистан уже рассматривает вопрос о вступлении в ЕАЭС, прозвучала из уст иностранного официального лица, а не от самого правительства страны, только усиливают эти ощущения. Азамат Акенеев, эксперт по экономике Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве Кыргызстана Азамат Акенеев. Фото с сайта Kaktus. Сейчас мы лишились права самим определять, на какие товары увеличивать ставки, а на какие — снижать, поэтому на ряд товаров, например автомобили, ставки выросли, и они подорожали. Таможенные ставки призваны защищать национальные отрасли промышленности. Так, в интересах России — защищать интересы машиностроения. У нас же производства автомобилей нет, и защищать нам нечего, но условия для нас будут такие же, как и для других стран. Поэтому стоит вопрос, насколько политика таможенного регулирования внутри ЕАЭС отвечает национальным интересам каждой страны. Узбекистан хорошо защищает свой рынок и не переживет такой же шок, какой был у нас после вступления.
Другой минус связан с тем, что, открывая границы, Кыргызстан не оценил, что не только он сможет экспортировать свои товары, но и в страну будут свободно поступать товары из других стран ЕАЭС. Это привело к тому, что некоторые отрасли экономики не выдержали конкуренции с более крупными компаниями России, Белоруссии и Казахстана. Например, цементная отрасль и птицеводческая. Однако реальность оказалась иной. Ушел таможенный контроль, но осталась область техрегулирования. Теперь товары должны иметь необходимые сертификаты качества, а в Кыргызстане это не было развито, так как не было лабораторий и аккредитованных центров. По этой причине завышенные ожидания фермеров и бизнесменов не оправдались. Поэтому в ЕАЭС выгоднее вступать странам с развитой промышленностью.
Так же сильно пострадал реэкспорт. До вступления в ЕАЭС, начиная с 2000-х годов, у нас была низкая стоимость растаможивания товаров, которые мы затем поставляли на рынки России и Казахстана, на этом держался огромный сектор экономики, который сильно пострадал.
Кроме того, Узбекистан достаточно внимательно наблюдает за развитием Евразийского экономического союза ЕАЭС , активно смотрит на перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества ШОС. И с учетом растущего интереса республики к нашим евразийским инициативам мы можем предполагать, что через какое-то время она присоединится к Евразийской интеграции», — отметил экономист. Внешняя политика Узбекистана, по его словам, является многовекторной. Также Масленников спрогнозировал продолжение совместных проектов Узбекистана и России в области образования. Он указал на серьезный миграционный потенциал республики, добавив, что РФ, в свою очередь, теперь требуются не просто курьеры и чернорабочие на стройках, а «более-менее обученная, желательно квалифицированная рабочая сила».
Традиционно Узбекистан экспортирует в ЕАЭС продукцию текстильной, автомобильной, электротехнической отрасли, а также продовольствие, прежде всего плодоовощную продукцию. Из ЕАЭС в Узбекистан поступают металлопродукция, нефтепродукты, древесина, машины и оборудование, продукция химической промышленности, продовольствие, в частности злаки, растительные масла и др.
При дальнейшей интеграции с ЕАЭС Узбекистан получит более выгодные условия для выхода на внешние рынки, в частности при торговле с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром, которые заключили соглашения о преференциальной торговле с ЕАЭС.
Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики [40]. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Сторонами разрабатывается проект нового основополагающего документа — Договора о Евразийском экономическом союзе [44]. Договор должен был быть подготовлен до 1 мая 2014 года [45]. В полной мере интеграционные соглашения Единого экономического пространства, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года. В феврале 2012 года председатель Госдумы России Сергей Нарышкин заявил, что вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнёры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента, а Таможенный союз и Единое экономическое пространство станут базой для формирования будущего Евразийского союза [46].
Нарышкин заявил, что «Евразийская межпарламентская ассамблея, которая придёт на смену межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, должна разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, а в перспективе стать полноценным евразийским парламентом», «наделённым законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европарламентом и формируемым на основе прямых демократических выборов». Нарышкин заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза.
Грушко: Россия приветствует стремление Узбекистана к уплотнению сотрудничества в ЕАЭС
Политик рассказал, что товарооборот между государствами-членами организации растет. При этом он назвал наиболее приоритетные области сотрудничества. Для Узбекистана важными являются транспортная инфраструктура, водные ресурсы, промышленная кооперация, финансовый сектор и трудовые ресурсы. Страна заинтересована в участии в проектах в сфере морской инфраструктуры.
Кроме того, не урегулированы вопросы, связанные с применением в странах ЕАЭС торговых ограничений, в том числе в отношении поставок сельхозпродукции, энергоносителей и прочих сырьевых товаров. Пока не дают ожидаемого результата проекты, инициированные в сфере транспорта и логистики, в частности, по ускоренной взаимной поставке качественной и доступной продовольственной продукции. Уважаемые участники заседания! Усиление глобальных вызовов, серьезные разрывы в транспортно-логистических цепочках, растущие риски продовольственной и энергетической безопасности и другие проблемы обуславливают необходимость более тесной координации для решения первоочередных задач устойчивого социально-экономического развития наших стран.
Надеюсь, что нынешний саммит позволит нам «сверить часы» и определить приоритетные направления практического сотрудничества. Узбекистан готов к продолжению совместной работы по упрощению торговых процедур и созданию условий для кардинального увеличения объемов товарооборота между нашими странами. Считаем, что этому будет способствовать принятие Соглашения об устранении технических барьеров и взаимном признании сертификатов. В этих целях в Узбекистане полностью завершена подготовительная работа по гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС. Продолжим также работу по развитию взаиморасчетов в национальных валютах. Расширению экономического сотрудничества и деловых контактов, на наш взгляд, будет способствовать интеграция электронных платформ и онлайн-систем таможенного администрирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, а также сертификации происхождения товаров. Готовы провести предметные консультации на экспертном уровне для выработки механизмов реализации этой инициативы.
Считаем важным принятие совместных мер по углублению промышленной кооперации и локализации как важного фактора создания новых рабочих мест и формирования индустриальных хабов на евразийском пространстве. Заинтересованы в участии в многосторонних программах, направленных на оказание финансовой поддержки реализации кооперационных проектов.
Торжественная церемония состоялась на стенде РСПП. Стороны договорились способствовать развитию деловых контактов между странами-членами ЕАЭС и странами наблюдателями ЕАЭС, проводить совместную работу по выявлению барьеров в сфере торгово-экономического сотрудничества и стремиться к их устранению. Также стороны договорились поощрять обмен опытом в сфере арбитражной практики и других способов разрешения хозяйственных споров.
Представители этого течения, в частности, британские исследователи К. Уэйр и Р. Уотс, считали, что дифференциация власти возможна при согласии полномочных представителей национальных государств о передаче части своих полномочий сформированным наднациональным органам. Американский политолог А. Этциони, представитель неофедерализма, утверждал, что целью интеграции является создание «политического сообщества».
Основу функционализма, по мнению одного из основоположников Д. Митрани, составляет наращивание сфер интеграционного взаимодействия, модификация национальных интересов. Митрани считал, что суверенитет можно передать посредством функции. Функциональное сотрудничество в одной сфере порождает потребность в таком же сотрудничестве в другой сфере, которая ведет к необходимости создания специализированных национальных институтов для координации сотрудничества и к ускорению процесса политической интеграции. При этом процесс начинается с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются легче, чем политические события. Неофункционализм впервые проанализирован Э. Необходимо отметить, неизбежность ослабления национального государства. Неофункционализм представляет угрозу суверенитету государства, в следствии делегирования полномочий. Сторонники этого течения убеждены, что интеграция модифицирует содержание государственной деятельности, однако интеграция должна быть экономически оправданной.
Потенциальный эффект интеграции Узбекистана в Евразийский экономический союз
Имею в виду взаимодействие деловых кругов. Общение по линии предпринимателей является основой для продвижения торгово-экономического сотрудничества», — заявил Абидов. По информации пресс-службы, проведение следующего заседания совместной рабочей группы запланировано на третий квартал 2024 года в одном из городов государств ЕАЭС. Совместная рабочая группа была создана в соответствии с этим документом.
К слову, в Узбекистане действует мажоритарная система. То есть, в нижней палате представлены именно те партии и движения, которые хочет видеть в парламентариях избиратель. Независимых депутатов нет. Вот он социологический срез общества… Так вот, для того, чтобы представить мнение о возможном вхождении Узбекистана в ЕАЭС гражданского общества достаточно было проинтервьюировать лидеров партий, как входящих в правящий блок, так и оппозиционных. И каков, вы думаете, результат? Все нашли исключительно плюсы в присоединении к Евразийскому экономическому союзу. Заключительную часть работы по пропаганде идей евразийской интеграции проведена успешно.
Россия приветствует и высоко ценит стремление Узбекистана укрепить сотрудничество в Евразийском экономическом союзе ЕАЭС. Мы приветствуем и высоко ценим этот настрой на уплотнение сотрудничества в Е АЭС". Кроме того, высокопоставленный дипломат указал, что Россия особое внимание уделяет развитию многосторонних отношений со странами СНГ.
Об этом рассказал старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз, доцент филиала Российского экономического университета им. Плеханова Равшан Назаров.
Узбекистан вступает в ЕАЭС
Узбекистан уже одной ногой в Евразийском экономическом союзе. Новости Казахстана и мира на сегодня. Полноценное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволит республике убрать ряд препятствий для экспорта ее продукции в страны союза, заявил. В Москве проходит второй Евразийский конгресс, на котором Узбекистан представляет заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности. Россия рассчитывает, что Узбекистан, в прошлом году получивший статус страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в перспективе станет полноценным. В этих целях в Узбекистане полностью завершена подготовительная работа по гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС.
Власти Узбекистана намерены ускорить интеграцию с ВТО и ЕАЭС
Сейчас у республики статус государства-наблюдателя в ЕАЭС. Я думаю, что в ближайшее время решение этого вопроса будет ускорено, - сообщил дипломат. Глава российской дипмиссии отметил вклад официального Ташкента в работу ЕАЭС и добавил, что вместе с тем Узбекистан обсуждает и возможность вступления во Всемирную торговую организацию. При этом, как сказал Олег Мальгинов, некие внешние силы не желают движения Узбекистана в сторону Евразийского экономического союза. Однако Ташкент продолжает двигаться в направлении присоединения к ЕАЭС, но пока неизвестно, сколько времени займет этот процесс. Интересна в этом контексте история взаимоотношений Узбекистана с Кыргызстаном. Не имея преференций полноправного участника ЕАЭС, узбекские бизнесмены нередко маркировали свою продукцию как сделанную в КР. Известны многочисленные случаи, когда трудовые мигранты из РУз покупали паспорта граждан Кыргызской Республики и уже с ними отправлялись на заработки в Россию. После получения статуса участника союза к таким манипуляциям прибегать не придется.
Считаю, что идеи бизнеса, взаимовыгодные сделки и проекты помогут достижению столь амбициозной цели. Правительства России и Узбекистана будут оказывать максимальную поддержку инициативам деловых кругов", — подчеркнул Мишустин. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 1-2 декабря находится с рабочим визитом Узбекистане, совместно с премьер-министром республики Абдуллой Ариповым они проведут в Самарканде заседание Совместной комиссии на уровне глав правительств, а также выступят на пленарном заседании Российско-Узбекского бизнес-форума.
Об этом в ходе рабочей поездки в Ташкент и ознакомления с потенциалом индустриального технопарка «Чирчик» заявила министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян. Министр ЕЭК посетила расположенные на территории технопарка три совместных химических предприятия: единственный завод в Центральной Азии по производству вспененного полипропилена и продукции из него — Rhodium Polymer, предприятие VR Plast TPE по производству термопластичных эластомеров, а также завод по выпуску средств биологической защиты растений для сельскохозяйственных культур — Bionovatic-Agro. Гоар Барсегян ознакомилась с условиями локализации производства, а также практиками и компетенциями управляющих компаний. По словам министра, сегодня страны ЕАЭС придают приоритетное значение инновационным проектам по привлечению современных технологий и активно инвестируют в крупные проекты в машиностроении, газохимическом комплексе, металлургии, текстильной, пищевой промышленности и многих других отраслях. Для самой Республики это будет новым витком развития сотрудничества с евразийской «пятеркой» и значительным шагом к формированию на своей территории крупнейшего в Центральной Азии производственного хаба», — сказала Гоар Барсегян.
Мировое обозрение » Геополитика »Узбекистан готовится вступить в ЕАЭС: что Ташкент хочет получить от организации Узбекистан готовится вступить в ЕАЭС: что Ташкент хочет получить от организации 0 Геополитика 2021-12-02 В Москве проходит второй Евразийский конгресс, на котором Узбекистан представляет заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности страны Джамшид Кучкаров. Он обратил внимание, что Ташкент придерживается вектора сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Политик рассказал, что товарооборот между государствами-членами организации растет. При этом он назвал наиболее приоритетные области сотрудничества.
Вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз не состоялось
Благодаря прямым ежегодным инвестициям Узбекистан сможет значительно увеличить рост ВВП. Работники из Узбекистана получат возможность беспрепятственно устраиваться на работу в страны ЕАЭС, а связанные с этим денежные поступления, внесут вклад в увеличение ВВП страны. Кроме того, это поможет обеспечить людей работой и снизить социальную напряжённость. Объём торговли между Узбекистаном и ЕАЭС значительно вырастет, тем более, что он и сейчас довольно велик. Кооперация промышленных предприятий и расширение ассортимента выпускаемых товаров позволит увеличить экспорт и приведёт к значительному росту ВВП.
Если президентом остается Мирзиеев, все проекты, начатые в рамках сотрудничества России и Узбекистана, будут продолжены. Для РФ это плюс с точки зрения развития внешнеэкономических связей с республикой, объяснил эксперт. Кроме того, у страны есть долгосрочные соглашения с Венгрией, а для нас это тоже немаловажно, поскольку открывается окно для использования этого канала в наших собственных интересах. Это может быть и параллельный импорт, и разные другие вещи», — рассказал Масленников. Кроме того, Узбекистан достаточно внимательно наблюдает за развитием Евразийского экономического союза ЕАЭС , активно смотрит на перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества ШОС.
Следует отметить, что страны ЕАЭС входят в число основных торгово-экономических партнеров Узбекистана. Традиционно Узбекистан экспортирует в ЕАЭС продукцию текстильной, автомобильной, электротехнической отрасли, а также продовольствие, прежде всего плодоовощную продукцию. Из ЕАЭС в Узбекистан поступают металлопродукция, нефтепродукты, древесина, машины и оборудование, продукция химической промышленности, продовольствие, в частности злаки, растительные масла и др.
В Узбекистан стремятся гиганты российского бизнеса. Есть, куда расти На сегодняшний день вложения российских компаний в экономику Узбекистана составляют свыше 13 миллиардов долларов. В этом году в стране планируется освоить инвестиции на 5 миллиардов долларов. Независимый международный эксперт Бахтиёр Алимджанов отмечает, что работа российских компаний в стране приносит не только финансовые и экономические выгоды, но и культурные, которые также влияют на развитие экономики. Кроме того, это мягкая сила со стороны России: многовековые связи, которые были ослаблены, нужно укреплять. Культурное обновление и развитие общего культурного пространства позволит быстрее модернизировать прочие отрасли", — заметил он. Интересы российского бизнеса охватывают многие сферы экономики Узбекистана. Очень интересна россиянам и сфера доставки. Еще предприниматели из России предпочитают вести здесь ресторанный и туристический бизнес", — рассказал Алимджанов корреспонденту Podrobno. При этом, по мнению эксперта, есть еще множество отраслей, на которые стоило бы обратить внимание.
Потенциальный эффект интеграции Узбекистана в Евразийский экономический союз
Внешнеторговый оборот Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС за январь-июнь вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил $7,4 млрд, из них. Как показал проведённый совсем недавно опрос, ¾ жителей страны выступают за вхождение Узбекистана в состав ЕАЭС. Однако, несмотря на существенный экономический рост, правительство Узбекистана не спешит стать страной-участником ЕАЭС. В этих целях в Узбекистане полностью завершена подготовительная работа по гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС.