Авто - 8 сентября 2023 - Новости Москвы - «Ъ»: Минэнерго решил узнать объемы экспорта и производства бензина в России. Что будет с ценами на бензин и солярку в Омске после запрета экспорта топлива — отвечают эксперты. Кризис с бензином и дизтопливом в России не завершен. О том, почему это происходит, сообщает Life.
Из чего складывается цена топлива
- Экономисты сообщили, почему растут цены на бензин в РФ и будет ли дефицит - АБН 24
- Похожие материалы
- Почему в России резко выросли цены на топливо? Ответ замминистра энергетики
- Власти решили узнать причину роста цен на бензин: Госэкономика: Экономика:
- Рекордное повышение цен на бензин АИ-92 в РФ: как справляться водителям?
- Цены на бензин выросли: почему в России дорожает топливо - 31 августа 2023 - 56.ру
Бензин становится золотым: уже с сегодняшнего дня на АЗС резко подорожало топливо
Отвечая на вопрос о том, почему цены на бензин и дизель внутри РФ растут, тогда как по всем экономическим законам должны были бы падать, нужно отметить несколько важных моментов. Российская редакция Forbes на основе данных Росстата сообщает о заметном увеличении с начала 2023 года стоимости бензина и «дизеля» в России – на 6,6% и 2,7% соответственно. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Эксперты разъяснили, по какой причине в России начал дорожать бензин и стоит ли ожидать россиянам дефицита топлива. Цены на бензин и дизельное топливо на АЗС в России продемонстрировали устойчивый рост на протяжении шести недель, начиная с середины марта.
Юра, мы всё продали! Когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицит топлива
Но розница, если и реагирует на опт, то с задержкой по времени, пояснил «Российской газете» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Сначала в продажу поступает топливо из старых, более дорогих поставок, затем приходит черед тех, что обошлись подешевле. Рост цен в последние недели мог стать реакцией на мартовское их повышение в опте после нескольких атак на российские НПЗ. Влияние на стоимость может оказывать и повышенный после начала полевых сельскохозяйственных работ спрос на внутрироссийском рынке. У крупных сетевых АЗС всегда имеются солидные запасы дизеля и бензина. У мелких сетей и независимых заправок их нет, поэтому обычно именно с них и начинается подорожание топлива. А после снижения оптовых цен, розничные вниз не поползли.
А после снижения оптовых цен, розничные вниз не поползли. В России разные механизмы ценообразования в опте и в рознице, рассказал ОТР Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор Telegram-канала Oilfly. Розницу сдерживает среднегодовой уровень инфляции, тогда как в опте цены иногда буквально скачут то вверх, то вниз. Нередка ситуация, когда оптовые цены выше розничных, но стоимость бензина на заправках из-за этого не подскакивает до того же уровня. Эти механизм демпфера и механизм ограничения розничной цены по инфляции, запрограммированы так, что если вдруг у нас Минфин и Росстат скажут ,что пошла дефляция, то и цены в рознице будут опускаться», — добавил Дмитрий Гусев. Максимальное годовое подорожание бензина и дизеля ограничивается среднегодовым уровнем инфляции, отметил собеседник ОТР. Выше него цены подняться не смогут.
Важные причины кроются и в росте затрат нефтепроизводителей, которые работают на импортном оборудовании. Ведь при нынешнем курсе доллара обслуживание обходится достаточно дорого. А если мы пересчитаем стоимость нашего бензина в долларах на начало года и сейчас, то поймем, что он вообще подешевел, — считает эксперт. Специалисты считают, что цены будут повышаться, но не стремительными темпами. За последние несколько дней в регионе, судя по данным Оренбургстата, увеличилась стоимость всех видов топлива.
На этом фоне топливо еще и активно экспортируется — задачу по пополнению бюджета и экспортной выручке никто не отменял. К тому же любой не прямой экспорт, а через внутреннюю поставку, государству более выгоден, потому что если топливо экспортирует не производитель, с него собирается акциз.
Напомню, что в России нет ограничений на экспорт топлива. Узнать подробнее У российских потребителей, которым не хочется постигать тонкости внутреннего рынка ГСМ, есть альтернатива в виде газа. Можно переходить на метан и спокойно на нем ездить, цены на него стабильные. Но это пока Минфин не разглядел в нем перспективное моторное топливо и не наложил на него акциз. При этом розница, скорее всего, по итогам года не будет превышать инфляцию. Протокол Козака есть, он действует.
«Такого давно не было»: эксперты объяснили, стоит ли ждать снижения цен на бензин в Кузбассе
Топливо также дорожает из-за роста биржевых цен на нефть, которые увеличиваются с начала 2023 года. Биржевые цены на бензин и дизель в России с поставкой в августе-сентябре обновили максимумы. Особенно заметен рост цен в восточных регионах России, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю, причем стимулом для подорожания топлива стало ослабление рубля.
Бензин становится золотым: на АЗС сегодня резко подорожало топливо
Правительство РФ считает, что стоимость бензина и дизтоплива увеличивается в связи с дисбалансом между поставками на внутренний рынок и за границу. Ведь при высоком курсе доллара нефтяникам выгоднее поставлять нефтепродукты на экспорт, а не внутри страны. Аналитики подчеркнули, что в октябре-ноябре рост цен остановится, но существенного отката назад не произойдет. Что касается дефицита топлива, то, по мнению экспертов, он может появиться, если правительство решит искусственно снизить цены.
Во-вторых, в рамках посевной кампании происходят большие закупки топлива. В-третьих, в апреле были сокращены выплаты из бюджета нефтяникам, которые занимались поставкой топлива на российский рынок. Этот механизм сдерживания цен на топливо называется демпфер. Так как при повышении нефтяных цен продажа за границей топлива будет приносить большую прибыль, то правительство компенсирует нефтяникам ценовую разницу, чтобы продажи не носили лавинообразный характер и большая часть топлива оставалась в стране.
Николай Шульгинов считает, что потребности внутреннего рынка в моторном топливе полностью обеспечены производством, а ситуация на юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями. Мы стараемся пресекать такие действия», — добавил глава Минэнерго. Об ограничении серого экспорта в российском правительстве говорят с августа. Однако конкретных действий пока не было. Локально правительство ограничилось лишь рекомендациями по перенаправлению поставок на внутренний рынок, однако рекомендательные меры практически никогда не работают, считает аналитик. Квотирование экспорта могло бы искусственно создать профицит на внутреннем рынке, что снизило бы цены», — говорит Сергей Кауфман. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов добавляет, что второй мерой, которая повлияет на рынок, будет ускорение выхода ГПЗ юга России из ремонтов за счёт оптимизации работы проверочных органов. В совокупности это позволит стабилизировать цены на текущем уровне и немного их снизить. Вероятность установления ценового потолка, предложенного депутатами от ЛДПР, оцениваю как низкую, так как рисков у такого решения довольно много», — отмечает Максим Худалов. Постоянный адрес новости: eadaily.
При этом уменьшение размера выплат по демпферу автоматически делают экспорт топлива более привлекательным, то есть опять же разгоняет внутренние оптовые цены. В экстренном случае, при сильном росте цен у государства остается еще крайняя мера — ограничение экспорта топлива. Если сравнивать ожидаемый эффект для бюджета, то экономия на выплатах по демпферу в три и более раза превышает доходы казны от экспортной пошлины на нефтепродукты. Отвечая на вопрос о том, почему цены на бензин и дизель внутри РФ растут, тогда как по всем экономическим законам должны были бы падать, нужно отметить несколько важных моментов. Экономист Константин Селянин, возглавлвший рабочую группу при Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи, которая занималась созданием биржи нефтепродуктов в Санкт-Петербурге, считает, что налоговое бремя — это далеко не самый важный фактор, влияющий на ценообразование: Россия полностью обеспечивает себя топливом собственного производства. Для того чтобы увеличенные объёмы производства нефтепродуктов можно было реализовать на внутреннем рынке, нужно, чтобы росла экономика, приобреталось большее число автомобилей, развивались отрасли, потребляющие нефтепродукты. Иными словами, просто увеличить объём производства мало для снижения конечной цены. Этот рынок в России — олигополия, то есть власть немногих. Эти компании преследуют общие цели, и для того чтобы повышать цены, им даже не нужно сговариваться. Что они и делают.
Эксперты объяснили, почему растут цены на бензин и как это остановить
Однако на днях цены не просто пошли вверх, а взлетели. На «Лукойле» всего за четыре дня АИ-92 подорожал на 95 копеек, а АИ-95 и дизельное топливо — более чем на рубль. У «Газпрома» рост по бензину в пределах 30 копеек, а по ДТ всё осталось на своих местах. Напомним, что запрет на экспорт был введён в сентябре этого года, так как цены на топливо выросли до заоблачных высот, а некоторые регионы, в том числе Волгоградская область, столкнулись ещё и с дефицитом топлива.
Поэтому топливо не всегда доходит до места назначения быстро, и в отдельных регионах возникает его дефицит. А где дефицит, там и высокие цены. Мол, гонят наш бензин и солярку за рубеж, вот и дорожают они внутри страны. Проблема такая, конечно, есть. Правда, достоверно оценить объемы экспорта трудно - с одной стороны, часть производителей занимается серым экспортом, скрывая от надзорных органов реальные поставки, с другой, Федеральная таможенная служба ФТС перестала публиковать данные об экспорте-импорте еще в марте 2022 года. Но многие эксперты уверены: вывоз топлива надо сокращать - тогда и цены пойдут вниз.
По данным независимых агентств, экспорт особенно рос в конце весны - начале лета кстати, основными покупателями нашей нефти и нефтепродуктов стали сейчас Индия, Китай и Турция. А вот в августе Россия стала продавать за рубеж меньше топлива из-за введенного странами G7 потолка цен - об этом сообщает, в частности, агентство Bloomberg. Правительство, конечно, осознает проблему. С одной стороны, стране нужны деньги, а экспорт нефтепродуктов их дает. Но, с другой стороны, дефицит топлива и его подорожание на бирже в конечном итоге ведет к уменьшению его потребления и разгоняют инфляцию. ПРИЧИНА 4 Повлияло на цены и намеченное на сентябрь сокращение субсидий нефтяникам от государства - так называемая корректировка демпферного механизма. Демпфер, если говорить простыми словами, это компенсация из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках. А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то наоборот: уже нефтяные компании перечисляют деньги в бюджет. Такая схема работает с 2019 года, но в конце июля Госдума приняла закон о корректировке механизма.
Экономия бюджета, таким образом, составит около 30 млрд рублей в месяц, но для производителей нефтепродуктов экспорт топлива становится еще более привлекательным. Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен.
Поскольку с сентября 2023 года демпферные выплаты государственные субсидии, компенсирующие нефтяникам разницу между ценами на внутреннем рынке и более выгодным экспортом сократятся двукратно, финансовая нагрузка на поставщиков увеличится.
Поэтому, акцентировал внимание Митрахович, в ближайшие месяцы точно не стоит ждать уменьшения розничной стоимости бензина. В то же время сомнительно, что бензин сильно подорожает. Во-первых, на спрос на топливо летом влияет повышенное потребление в агрокультурном секторе и сезон отпусков.
Во-вторых, осенью подойдут к концу плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, что увеличит предложение на рынке и, соответственно, стабилизирует цены, указал аналитик. По словам Митраховича, сложнее всего приходится субъектам РФ, на территории которых широко представлены независимые сети заправок, не интегрированные в крупные структуры. Они приобретают топливо на бирже, а текущим уровень цен вынуждает фактически торговать в убыток.
На этом фоне топливо еще и активно экспортируется — задачу по пополнению бюджета и экспортной выручке никто не отменял. К тому же любой не прямой экспорт, а через внутреннюю поставку, государству более выгоден, потому что если топливо экспортирует не производитель, с него собирается акциз. Напомню, что в России нет ограничений на экспорт топлива. Узнать подробнее У российских потребителей, которым не хочется постигать тонкости внутреннего рынка ГСМ, есть альтернатива в виде газа. Можно переходить на метан и спокойно на нем ездить, цены на него стабильные. Но это пока Минфин не разглядел в нем перспективное моторное топливо и не наложил на него акциз. При этом розница, скорее всего, по итогам года не будет превышать инфляцию. Протокол Козака есть, он действует.
Инфляционная осень: когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицит топлива
В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней. Глуши мотор: в России начались проблемы с поставками топлива, а сам бензин дорожает. Рекордному подорожанию бензина на российских АЗС нашлось несколько причин. Почему в России дорожает бензин. © Российская Газета. Причины подорожания называют две. Официальная версия: котировки растут из-за плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и увеличения объемов экспорта топлива, в том числе и бензина.
Топливный кризис: Почему дорожает бензин и куда пропал дизель в регионах
Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей. Бензин подорожал на 2%, в прошлом году цена не менялась, нарастающим итогом инфляция за два года — 15%. Бензин на российских заправках подорожал за неделю.
Объявлено, что будет с ценами на бензин и дизтопливо с 1 октября 2023 года
Posted 14 августа 2023,, 02:56 Published 14 августа 2023,, 02:56 Modified 14 августа 2023,, 04:21 Updated 14 августа 2023,, 04:21 Эксперты объяснили, почему растут цены на бензин и как это остановить 14 августа 2023, 02:56 Почему растут цены на бензин? Объясняет эксперт Пермского Политеха Стоимость автомобильного топлива растет как в Прикамье, так и по всей стране. Цены на заправках повышаются из-за роста оптовых цен на топливо, которые увеличиваются вместе с биржевыми ценами на международном рынке. При этом российские нефтеперерабатывающие заводы оказываются в сложном положении, считает эксперт: происходит ослабление курса рубля к доллару, что усиливает разницу между внутрироссийскими и международными ценами на топливо.
Как правительство России боролось с повышением цен на бензин — ТАСС Его суть в том, чтобы за рубеж нефтяники продавали бензин по цене, которая формируется на бирже, а в России — по согласованной с правительством. Когда цена на нефть растет и производителям становится невыгодно работать на внутреннем рынке, бюджет компенсирует нефтяникам потерянную прибыль. А если цены в России высокие, нефтяники, наоборот, платят дополнительные налоги. Предполагается, что демпфер должен создать ситуацию, когда бензин в России дорожает не быстрее, чем все остальные товары.
Пора уже приступать к ним, считают эксперты. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость дизельного топлива продолжает расти. Примерно на 5 тыс.
В то же время и бензин АИ-95 продолжает держаться на рекордных уровнях — 76 395 тыс. Оптовые цены уже сказываются на ценах на топливо на независимых АЗС. Например, в Крыму, где сетевых станций нет, стоимость дизтоплива выросла до 70 рублей за литр и выше, по данным benzin-price. При этом спрос не ослабевает и в крымских телеграм-каналах пишут о нехватке как дизтоплива, так и Аи-95 на АЗС. Федеральные власти сообщают, что проблемы по нефтепродуктам одинаковы по всему югу России. При том, что аграрии еще на прошлой неделе заявили о рисках для уборочной и посевной из-за отсутствия топлива. Это будет катастрофа», — заявил Дмитрий Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы.
Бензин дорожает по мере того, как нефтяные компании сокращают продажи на бирже и стремятся вывезти топливо за рубеж, ожидая снижения выплат из федерального бюджета, которые в прошлом году составили рекордные 2,2 трлн рублей. Речь идет о так называемом демпферном механизме, который власти запустили в ответ на бензиновый кризис 2018 года: если внутренние цены на бензин ниже экспортных, правительство доплачивает нефтяникам разницу из казны, и наоборот — если внутренние продажи выгоднее, компании платят повышенный «налог». Только за один май 2023 года нефтяники получили 103,5 млрд рублей демпферных выплат из бюджета. Но резкое падение доходов вынудило Минфин задуматься о сокращении расходов. По плану ведомства, с 1 сентября субсидии нефтяникам уменьшатся на 30 млрд рублей в месяц. Это, наряду с падением курса рубля к доллару, и стало главной причиной взрывного роста оптовых цен на бензин, считает аналитик «Финама» Сергей Кауфман.
Почему бензин всегда дорожает в России - Новости России
Особенно заметен рост цен в восточных регионах России, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю, причем стимулом для подорожания топлива стало ослабление рубля. Итак, почему дорожает бензин в России? «Причина, по которой растут цены на бензин, — увеличение экспортной альтернативы для российских производителей», — приводит объяснение Шейбе РБК. Это только одна из причин, почему бензин станет дороже в ближайшее время.
Курсы валюты:
- Аналитик объяснил, почему бензин в России будет дорожать
- С 1 сентября регулировать цены на АЗС будут по-новому: Как изменится стоимость бензина и дизеля
- Что будет дальше? Бензин снова подорожает?
- Поделиться
- Публикации по теме
- Новые реалии: эксперты рассказали, почему бензин начнет дорожать | Москва | ФедералПресс
Россиянам объяснили, почему бензин дальше не будет дорожать и дешеветь
Большая часть нефтеперерабатывающих заводов в это время года делает упор на производство топлива для сельского хозяйства. Нефтеперегонные заводы НПЗ в первую очередь загружены именно им, снижается производство бензина, — рассказал Прокофьев в беседе с корреспондентом MSK1. Грубо говоря, оно стоит в «пробках»» экономист Дмитрий Прокофьев Похожего мнения придерживается автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, дело не только в сезонном спросе на дизель в сельском хозяйстве, но также и в том, что нефтеперерабатывающие заводы зачастую уходят на ремонт именно в этот сезон. При этом у нас цены на топливо растут даже в тех регионах, куда даже везти ничего не надо — там расположен нефтеперерабатывающий завод. Тогда, получается, дело не в доставке? RU Эксперты считают, что падающий рубль спровоцировал рост цен на бензин. На стоимость топлива серьезно влияют курсы валют, поскольку оно отгружается и на экспорт. В правительстве считают, что цены внутри страны растут из-за дисбаланса между поставками в Россию и за рубеж. Всё потому, что при таком курсе нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж, из-за чего ограничиваются поставки внутри страны, а биржевые цены растут. RU Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование экспорта, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры.
Много лет одним из механизмов стабилизации был топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, с 1 сентября его размеры сократились вдвое, что лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций. Также уменьшился размер демпфера — налогового вычета, который компенсировал часть упущенной выгоды от непродажи топлива за рубеж, — отметил Прокофьев. Причина отказа от демпфера — бюджетный дефицит.
Это, конечно, влияет и на цены".
Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть". Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний. Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". Первая и третья компании по большей части принадлежат государству.
Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина! Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых НДПИ и понижает экспортные пошлины.
Это называется "налоговый маневр". Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.
Потому, что государство повышает акциз на бензин. Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль.
В результате внутреннему рынку бензина стало не хватать, отсюда и рост цен. Правда, при этом в Минэнерго неоднократно подчеркивали, что дефицита топлива в стране нет. Другая версия у большинства экспертов. Демпферный механизм компенсировал разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними.
В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Сумма более, чем солидная.
Вот как это получается?
С рынка ушла белорусская солярка, а российская очень востребована на внешних рынках, куда и уплывает с нарастающим темпом. Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен.
А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции. Сезонное распухание Стоимость дизтоплива подвержена сезонному влиянию.
Так, она выросла на три рубля в период с ноября 2022-го по январь 2023 года. Весной наблюдалось незначительное снижение, затем к началу августа стоимость вернулась на январские уровни, но за неполный август уже прибавила больше рубля. Сейчас средняя по России цена дизтоплива составляет около 60 рублей за литр, при этом, например, на Дальнем Востоке она подбирается к 70 рублям за литр.
Сезонный фактор дополнительно давит на стоимость дизтоплива, и 22 августа Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены для сельхозпредприятий. В правительстве обещали урегулировать и вопрос с поставками топлива по железной дороге. С бензином ситуация чуть попроще, поскольку заканчивается сезон отпусков, а с ним и повышенный спрос на топливо, однако эксперты сходятся во мнении, что речь может идти не о снижении цен, а лишь о нормализации их роста, под чем, видимо, понимается удорожание на уровень инфляции.