В полной мере воплотить свои фантазии Шехтелю удалось при строительстве собственного дома – в Ермолаевском переулке, где Федор Осипович прожил целых 14 лет (ныне посольство Уругвая). Композиция особняка динамична и состоит из разных объемов, ассиметричное. ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1. Это первые столь масштабные работы, которые проводятся в здании за его более чем 120-летнюю историю. ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр.
МИД воссоздаст горгулий на фасаде особняка в центре Москвы
Там, где располагались квартиры и различные учреждения, арендаторы, увы, не всегда задавались вопросами сохранения культурного наследия. Коренным образом ситуация изменилась в постсоветский период, когда ГлавУпДК, к тому моменту перешедшее на хозяйственный расчет и самоокупаемость, начало вкладывать большие силы и средства в масштабные реставрационные проекты. Можно с уверенностью сказать, что Предприятие и по сей день остается верным своим принципам. И эта работа по заслугам оценивается профессиональным сообществом - с 1997 года ГлавУпДК было удостоено более 20 наград конкурса «Московская реставрация», который проводится Правительством Москвы. Не менее важно и то, что, оберегая памятники архитектуры, ГлавУпДК сохраняет для последующих поколений атмосферу московской старины - бесценное культурное наследие, свидетельствующее о величии нации. Секреты московской старины Поделимся лишь некоторыми из впечатляющих исторических сюжетов, которые кропотливо хранит ГлавУпДК. Городская усадьба Наумова Малый Кисловский пер. Тургенева, после возвращения из ссылки здесь обитал декабрист З. Чернышев, а П. Чайковский, гостивший у своего друга и ученика - музыканта В. Шиловского, даже посвятил этому зданию шутливое четверостишие: Ты помнишь ли, как Кисловским проулком, На Знаменку свой направляя бег, Резвились мы, подобно сдобным булкам, Попавшим с печки прямо в мокрый снег...
Реставрация здесь была завершена ГлавУпДК в 2014 году. Городская усадьба Наумова - г. Москва, Малый Кисловский пер. Под руководством ГлавУпДК здесь была произведена реставрация фасадов, кровли, а также восстановлены утраченные когда-то элементы. Цветковская галерея - г. Москва, Пречистенская набережная, д. Особняк Кекушевой, выстроенный в стилистике модерна с элементами готики, считается одним из наиболее вероятных претендентов на роль дома Маргариты из произведения М.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Здание состоит из нескольких частей, заметно различающихся по своему внешнему виду. Шехтель любил экспериментировать, а уж в своём-то доме он вполне мог себе это позволить. К этому своему дому Шехтель относился с юмором, и в письме к А. Чехову писал: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Дом Ф. Фото конца 1890-х годов Ф. Шехтель в своём доме в Ермолаевском переулке.
Фото конца 1890-х годов из семейного архива К. Лазаревой-Станищевой На золотистом фоне мозаики, украшающей главный вход, изображены три ириса — распускающийся, цветущий и увядающий - символизирующие сущность бытия. Парадный вход. Фото Маргариты Фединой Люстра и витражи в доме Лестничный холл в доме Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай. Особняк Шехтеля на Большой Садовой В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем неподалеку, на Садовой улице. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения. Этот дом получился в более спокойном стиле, тяготеющем к классицизму. Старинная фотография последнего дома Шехтеля Шехтель в своем последнем доме,1910 г.
У здания оказалась очень непростая судьба. В советское время дом переходил из рук в руки, а с 1991 года вообще оказался заброшенным. В 1991 году в нем поселились бомжи, и два года там жили, сжигая в камине все, что могло гореть. А в 1993 году выяснилось, что дом построил Федор Шехтель и что он здесь жил. Здание начали потихоньку реставрировать. Закончена реставрация была лишь в 2016 году, после чего дом предстал во всей своей красе. Известный меценат Савва Тимофеевич Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. Cам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а Зинаида Григорьевна, не считаясь с деньгами мужа, вела исключительно расточительный образ жизни.
Новый дом Морозовых был призван поразить столицу.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке: жизнь коротка, искусство - вечно
После чего мы преступили к реставрационным работам. Была выполнена промывка поверхности натром, после водой, далее выполнялась очистка поверхности при помощи резиновой крошки и протирка мягкой ветошью. Наше портфолио Подробнее Процесс реставрации мозаики После мы производили очистку от трудноудаляемых загрязнений: высолов и лакокрасочных слоев. Делалось это при помощи специального состава и механической расчистки щеткой и скальпелем. Остатки раствора и загрязнения удалялись ватным тампоном смоченным в спиртовом растворе. Демонтаж поврежденной смальты производился с особой осторожностью, чтобы не повредить соседние участки мозаики.
Далее производилась зачистка основания. Фрагменты мозаики, чья связь с основой была неудовлетворительной подлежали повторному монтажу. Мозаика отделялась от основы, далее фрагмент очищался от раствора, производилась расчистка основания, и мозаичные тессеры устанавливались на прежнее места, на специальный реставрационный раствор. Устранение трещин на поверхности мозаики проходило по следующему алгоритму: трещина расшивалась, разрушенный шов промывался водой, далее заполнялся специальным реставрационным раствором.
Шехтеля Кроме хозяина, архитектора Федора Шехтеля, этот дом помнит В.
Маяковского, В. Чекрыгина, И.
Об этом в субботу, 16 марта, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, всего в городе построено порядка 90 зданий, связанных с именем архитектора. При разработке проекта будущего здания Шехтель вдохновлялся европейскими замками.
В 1904 году он расширил свою мастерскую дополнительной двухэтажной пристройкой с северной стороны дома [6] [3]. В письмах своему другу художнику Николаю Чехову архитектор в шутку отмечал, что «построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху , то ли за синагогу » [7] [8]. В 1910 году семья перебралась в более просторный особняк на Большой Садовой , старый дом приобрела купчиха Е. В 1944-м особняк перешёл в ведение Наркомата иностранных дел и был переоборудован в резиденцию дипломатического представительства [9] [3]. В дальнейшем усадьбу практически не перестраивали, благодаря чему хорошо сохранилось оригинальное убранство: паркет , деревянные панели, кованные решётки [8]. С 50-х годов XX века здание занимает посольство Уругвая, но особняк открыт для посещения в дни исторического и культурного наследия [1] [10]. Экстерьер[ править править код ] Исследователи отмечают, что именно в собственном доме Шехтеля в Ермолаевском переулке отчётливо виден переход в творчестве архитектора от неоготики к модерну. Так, средневековые объёмы башен лишены богатого декоративного оформления, свойственного более старому стилю. Новые веяния в архитектуре прослеживаются в соединении различных по форме и размерам объёмов, символизме декора, а также в ступенчатом заборе с кованной решёткой растительного орнамента [1] [11].
Большая Садовая ул. Часть 2.
Особняк Ф.Шехтеля. | Особняк, расположенный в Ермолаевском переулке, бывший собственный дом Федора Осиповича Шехтеля, нынче является временной территорией, далекой и жаркой небольшой заморской Латиноамериканской страны под названием Уругвай. |
Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке | Интерьер дома Шехтеля в Ермолаевском переулке. |
Особняк Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке. Интерьеры | Дом в Ермолаевском переулке, выстроенный Федором Осиповичем Шехтелем в период зарождения стиля модерн, расположен в районе Патриарших прудов. |
«То ли кирха, то ли синагога». Как архитектор Фёдор Шехтель поражал Москву | Франц - он из поволжских немцев) построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. |
Реставраторы вернули на место горгулий дома-особняка Федора Шехтеля | Особня́к Ше́хтеля в Ермола́евском переу́лке — здание, возведённое на пересечении Трёхпрудного и Ермолаевского переулков Фёдором Шехтелем в 1896 году для своей семьи. |
Дом, которого нет: история особняка на садовом кольце
В бывшей гостиной семьи Шехтелей проходят официальные приёмы, а в кабинете архитектора — камерные музыкальные вечера: тогда место на деревянной галерее занимают музыканты, а слушатели сидят внизу у зажженного камина… Дом в Ермолаевском переулке, выстроенный Федором Осиповичем Шехтелем в период зарождения стиля модерн, расположен в районе Патриарших прудов. По одной из версий, «Козьим» болото прозвали потому, что поблизости находился козий двор, откуда поставлялась шерсть ко дворам царя и патриарха. Еще раньше это место называлось Патриаршей Слободой — здесь располагалась резиденция патриарха Иоакима, близ которой находился Патриарший Житный двор. Именно по распоряжению Патриарха на месте болота были выкопаны три пруда, впоследствии названные Патриаршими, где разводилась рыба для патриаршего стола. До настоящего времени сохранился только один пруд, а о прошлом напоминает лишь название переулка — Трёхпрудный. К сожалению, дом Цветаевых не сохранился. В советское время была предпринята неудачная попытка переименовать Патриаршие пруды в Пионерские, но новое название не прижилось. В 1986 году пруд украсил изящный павильон архитектор Б. Палуй и др.
Современное название Ермолаевского переулка он проходит между Трёхпрудным переулком и улицей Спиридоновкой , связано с некогда находившейся на нем церковью Ермолая «что на Козьем болоте» возведена в 1610—1612 гг. Патриарх успел построить церковь при Лжедмитрии, незадолго до своей мученической смерти от голода в подземельях Московского Кремля. В настоящее время на месте этого храма, снесенного в 1932 году, разбит небольшой сквер. В начале прошлого века Ермолаевский переулок активно застраивался доходными домами, в одном из которых, с необычными ограждениями балконов, жил художник И. Сегодня внимание москвичей привлекает жилой дом, стилизованный под XIX век, с крупными колоннами и скульптурами львов, получивший название «Дом со львами». Он был построен в 1944—1945 гг. Дзисько и Н. Гайгаровым специально для советских генералов, и условия жизни в нем были более чем шикарные — генеральские квартиры состояли из 12-ти комнат.
Самое современное строение по Ермолаевскому переулку — 12-этажный дом с башенкой, декорированный на верхних ярусах скульптурными композициями, — получило название «Патриарх» проект Ж. На фоне всех этих зданий особняк Шехтеля, который архитектор выстроил для своей семьи, выглядит самым необычным. Ко времени постройки дома в 1896 году 36-летний Шехтель завершил строительство особняка Морозовых на Спиридоновке, получив, наряду с известностью, значительную материальную свободу, что и позволило ему приступить к строительству собственного дома. Вообще, в районе Патриаршей слободы и близлежащих к ней улиц Шехтель работал весьма активно.
Он датируется 1896 г. В мозаичном панно над главным входом, представляющим ирисы на золотом фоне, запечатлен год постройки 96 и монограмма Шехтеля s. Особняк сохранил первоначальную изысканную отделку фасадов и интерьеров в «готическом стиле» в сочетании со свободно-функциональной системой модерна: дубовые парадную лестницу и панели, камин, витражные двери, кованную решетку столовой, оконные витражи с рыцарскими мотивами, метлахскую плитку вестибюля и т. Несмотря на высокую сохранность интерьеров, комплексная реставрация начинается здесь впервые.
Экскурсию провела научный сотрудник Отдела свода памятников истории и культуры Государственного института искусствознания Ольга Михайловна Замжицкая.
Но фирменный стиль архитектора все же сохраняется в интерьерах. А в 1987 году коллектив театра разделился на две труппы: под руководством Ефремова Московский Художественный академический театр имени А. Горького на Тверском бульваре.
В народе говорили, что МХАТ разделился на «мужской» и «женский». Это здание выглядит более строго, чем частные особняки. И больше напоминает гимназию. Или доходный дом.
В данном случае заслуга архитектора заключается не только в красивом фасаде. Но и в продуманном освещении, коврах, поглощавших звуки, и, конечно, в крутящейся сцене. Этот театр основали Станиславский и Немирович-Данченко. Он много раз менял названия.
И сейчас официально называется «Московский Художественный театр им. В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино: Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие. Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют проект разрабатывается. По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, помимо архитектурных достоинств, у этого дома интересная московская история.
Например, есть легенда, что этот участок земли в 14 веке принадлежал полководцу Дмитрия Донского. Меркурия несчастный лик Огромный бело-розовый дом на Мясницкой улице построили для фарфорового магната Матвея Кузнецова. Статус: памятник строительства и архитектуры. Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую.
Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля — фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить или заказать посуду самого разного уровня.
Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы. Лично мне это здание как раз напоминает театр, а не магазин. Наверное, из-за пышных украшений и завитушек. Три года назад про фарфоровый дом писали все столичные газеты.
И не в честь Шехтеля с Кузнецовым. А из-за обычного рабочего, который замазал лик Меркурия. В процессе реставрации часть лица крылатого бога обвалилась и гастарбайтер решил это исправить. В результате получилась лепнина на уровне детского сада.
Прохожие заметили и сбросили фото в соцсети. Позже несчастному Меркурию сделали пластическую операцию и теперь он такой, как все остальные. Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт.
Недалеко от главного входа мужичок торгует старыми книжками. На асфальт простынку постелил и выставил. Говорит, что бывает здесь часто. И, по словам рабочих, в здании будет продюсерский центр.
И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает. Особняк с черным пауком на дверях Особняк Дерожинской, который сейчас занимает посольство Австралии, сохранил первоначальный облик. Адрес: Кропоткинский переулок, 13, стр.
Фото конца 1890-х годов Ф. Шехтель в своём доме в Ермолаевском переулке. Фото конца 1890-х годов из семейного архива К.
Лазаревой-Станищевой На золотистом фоне мозаики, украшающей главный вход, изображены три ириса — распускающийся, цветущий и увядающий - символизирующие сущность бытия. Парадный вход. Фото Маргариты Фединой Люстра и витражи в доме Лестничный холл в доме Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай. Особняк Шехтеля на Большой Садовой В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем неподалеку, на Садовой улице. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения. Этот дом получился в более спокойном стиле, тяготеющем к классицизму.
Старинная фотография последнего дома Шехтеля Шехтель в своем последнем доме,1910 г. У здания оказалась очень непростая судьба. В советское время дом переходил из рук в руки, а с 1991 года вообще оказался заброшенным. В 1991 году в нем поселились бомжи, и два года там жили, сжигая в камине все, что могло гореть. А в 1993 году выяснилось, что дом построил Федор Шехтель и что он здесь жил. Здание начали потихоньку реставрировать.
Закончена реставрация была лишь в 2016 году, после чего дом предстал во всей своей красе. Известный меценат Савва Тимофеевич Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. Cам Морозов был достаточно неприхотлив и даже аскетичен, а Зинаида Григорьевна, не считаясь с деньгами мужа, вела исключительно расточительный образ жизни. Новый дом Морозовых был призван поразить столицу. Поскольку строительство особняка на Спиридоновке не ограничивалось никакими финансовыми рамками, многие именовали его не иначе, как «пляска миллионов». Особняк действительно вышел великолепным, став истинным украшением Москвы.
Шехтелем были разработаны абсолютно все детали внешнего интерьера: решетки, фонари, ворота, замки, ручки и т. Внутри дом также был поистине роскошным: к оформлению его пышных интерьеров Шехтель привлек тогда еще начинающего художника Михаила Врубеля, с которым они были хорошо знакомы. Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.
Специалисты отреставрировали фасад особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Любопытно оформление фасада главного ризалита, увенчанного двухскатной кровлей и выходящего большим окном в переулок. Здесь оконная перемычка сделана из современных материалов — стальной балки, но облицовка имитирующая кирпич изображает также арочную перемычку, при этом ясно видно, что это лишь архитектурная игра. Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S Franz и Shektel — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом. В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается посольство Республики Уругвай.
Чем страннее, чем более спорным выглядит здание сейчас, тем больше шансов у него потом оказаться в списке достопримечательностей. Так было со страдающими избытком украшений купеческими особняками, мрачным фундаментализмом сталинок, творческими поисками конструктивистов… Вообще, в восприятии наших горожан преобладает инерция: уже отстоявшееся — хорошо, новое — плохо. Даже примечательная лишь своей непримечательностью бетонная коробка Центрального дома художника на Крымском валу была признана наследием брежневских времен и гордо противостояла попыткам ее заменить на новаторский «апельсин» Нормана Фостера, который, если бы был построен, также наверняка бы обрел ценителей. Разумеется, привыкли и даже стали гордиться затейливыми творениями Шехтеля, переложившего модерн на русский лад и сделавшего заграничную «архитектурную блажь» национальным феноменом. По окрестностям рассеяно немало шехтелевских работ: знаменитый особняк Рябушинского на Спиридоновке с фасадом, украшенным мозаичными ирисами; построенное для Петра Смирнова на Тверском бульваре здание с эркерами, арочными проемами окон, о роскошных парадных залах которого ходили легенды; скоропечатня Левенсона в соседнем, Трехпрудном, переулке — остроконечные башенки, красные веера наличников, барельефы… Здесь старина смешалась с новейшими веяниями, и оттого нет сумрачности, а сплошной праздник души. Композиция особняка динамична и состоит из разных объемов, ассиметричное здание одинаково живописно смотрится со всех сторон. Сам Федор Осипович писал в письме Н. Чехову брату Антона Павловича : «…Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Это было первое творческое объединение московских зодчих и инженеров-строителей, созданное по инициативе архитектора Быковского в 1865 году. Занималось оно делами весьма полезными: пропагандировало, преподавало, изучало, устраивало конкурсы и выставки, издавало… Так, в 1870 году вышел первый печатный труд — «Записки членов Московского архитектурного общества о лучшем способе мощения улиц Москвы», который, возможно, не грех было бы изучить и потомкам, так эти улицы качественно мостить и не научившимся. Последние годы жизни именитого мастера русского модерна, искавшего в архитектуре «музыку форм и радость красок» и обогащавшего этой музыкой и радостью город, прошли в борьбе за выживание. Назначенной по ходатайству Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало. Глупо, но я чист», — писал Федор Осипович незадолго до смерти Сытину. Отпевали его в тогда еще стоящей на Козихе так, напомним, назывался этот район Церкви Святого Ермолая. Московское архитектурное общество пережило Шехтеля на шесть лет — просуществовало до 1932 года, затем здание было передано Московскому союзу художников. С 1999 года в доме размещается Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Львы и Патриарх Повторим: то, что вызывает больше всего споров, как правило, и становится потом достопримечательностью. Писал же Чуковский в своих дневниках об одном из самых знаменитых творений Шехтеля музее Горького — особняке Рябушинского : «Самый гадкий образец декадентского стиля.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. Следующим этапом реставрации особняка станет работа над интерьерами. Сейчас специалисты занимаются исследованиями, на основе которых разработают проектную документацию.
На Ваганьково молитвенно почтили память архитектора Ф. О. Шехтеля
ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1. Это первые столь масштабные работы, которые проводятся в здании за его более чем 120-летнюю историю. Ермолаевском_переулке. Оригинал записи и комментарии на РИА Новости, 1920, 31.05.2021. Как мы реставрировали мозаичное панно в Ермолаевском переулке г. Москва.
Особняк Морозова, Подсосенский переулок, 21
- Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896)
- Другие города Московской области
- Свой, но недоступный
- Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896)
В Москве разработают онлайн-экскурсию по дому Шехтеля в Ермолаевском переулке
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке — здание, возведённое на пересечении Трёхпрудного и Ермолаевского переулков Фёдором Шехтелем в 1896 году для своей семьи. К примеру, уже завершилась реставрация фасадов особняка в Ермолаевском переулке. Это дом построен в духе романтических традиций конца XIX века, в нём много уникальных элементов. Особняк Ф.О. Шехтеля находится в историческом районе Москвы и привлекает внимание своей необычной архитектурой в стиле модерн и ассиметричной планировкой. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора.
Собянин рассказал о сохранении в Москве наследия архитектора Шехтеля
Со временем скульптуры были утрачены, и реставраторы воссоздавали их по сохранившимся архивным материалам. Кроме того, восстановили штукатурку на фасаде, кирпичную кладку и кровлю. Отдельное внимание специалисты уделили старинным окнам: они расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. Следующим этапом реставрации особняка станет работа над интерьерами. Сейчас специалисты занимаются исследованиями, на основе которых разработают проектную документацию. Всего за последние 13 лет в Москве отреставрировали около 40 объектов, построенных по проектам архитектора. Так, в 2016 году завершились работы по восстановлению здания скоропечатни Левенсона — одной из лучших типографий Российской империи. В 1899-м владелец «Товарищества скоропечатни А.
Левенсона», решив расширить мощности своего предприятия, заказал архитектору Шехтелю проект производственных зданий, отвечающих новейшим требованиям времени. Комплексная реставрация зданий скоропечатни началась в 2013 году и продолжалась до 2016-го.
Отдельное внимание специалисты уделили старинным окнам: они расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи.
Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. Следующим этапом реставрации особняка станет работа над интерьерами. Сейчас специалисты занимаются исследованиями, на основе которых разработают проектную документацию.
При этом старовер Рябушинский потребовал, чтобы в доме был… настоящий коровник на двух Буренок! Это почти в центре Москвы, у Никитских ворот. Но первичными всегда были удобство и функциональность здания. Шехтель строил дома как бы изнутри, беря за основу требования заказчика и концепцию внутреннего обустройства, а потом нанизывая на них конструктивные элементы. Внешний облик и декор дополняли и заканчивали картину. Другое дело, что вторичность внешнего облика со стороны совершенно не ощущается, а наоборот, кажется доминирующей над внутренним.
Не зря Чехов называл Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов». Как у любого мастера, у Шехтеля были фирменные приемы, свои «фишки». Например, обычно закругленные парадные лестницы, непременные камины, огромные окна или витражи. Он любил играть с яркостью освещения и даже его цветом. Большое внимание уделял полам — рисунку паркета, цвету каменой плитки т. Конечно, учитывались интересы заказчика: кому-то была нужна биллиардная, кому-то, библиотека.
Важно, что довольны оставались все. Особняк Рябушинского в стиле модерн на Малой Никитской улице в Москве. В 1894 он решил сдать экзамены экстерном и подал в Техническо-Строительный комитет МВД аж 700 листов с графическими эскизами к особняку Морозовых на Спиридоновке. В итоге Федору Осиповичу выдали свидетельство на право самостоятельного ведения строительных работ, при этом в документе подчеркивалось, что оно «не может служить для означенного лица видом на жительство и не дает ему право именовать себя Инженером или Архитектором». С этого времени Шехтель гордо подписывал чертежи «техник архитектуры». А всего через пять лет за создание ансамбля российских павильонов на Международной выставке в Глазго Шехтель был удостоен звания академика архитектуры.
В семье случилось несчастье — умер старший сын мастера, поэтому Федор Осипович хотел сменить обстановку. Дом в Ермолаевском переулке получился совершенно необычный: «…Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А рядом с ним, в Трехпрудном переулке стоит построенное мастером «Здание Товарищества Скоропечатни А. Оно недавно отреставрировано в первоначальном виде. Снаружи — настоящий готический замок с башней необыкновенного изящества. На самом же деле, по мнению владельца, он принадлежал «современной, хорошо построенной и устроенной фабрике наших дней, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства».
Описывать все постройки мастера в Москве нет возможности — только отдельных больших зданий в нашем городе около восьмидесяти. Это и особняки, и банки, и гостиницы, и конторы, и конотеатры, и доходные дома. И, конечно же, великолепный Ярославский вокзал. Скоропечатня типография товарищества «Левенсон А. Уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, заводимые регулярно и постоянно», — писал о себе сам Шехтель. И все же особняком в его наследии стоят театры и, прежде всего, Художественный.
Но оно требовало огромной работы, а на это денег уже не было. А Шехтель стоил очень дорого. Но в этом случае он согласился на минимальный, даже символический гонорар. То ли из уважения к Чехову, то ли к Морозову, то ли из любви к театру вообще. Он нарисовал фасады, придумал вестибюли, гримерки, уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой. Все, включая полы, светильники и дверные ручки.
А еще одним росчерком пера нарисовал чайку, ставшую эмблемой театра.
Их забрала революционная власть. Семью уплотняли до тех пор, пока она не оказалась в "коммуналке"...
Но Шехтель не захотел никуда уезжать: "Здесь все мои детища". Умер он в 1926 году. И долгие годы "король русского модернизма" считался в своей стране "одиозной фигурой", а теперь его особняки стали памятниками.
Но при этом ни в одном их них не находится места для музея Шехтеля. С 90-х годов наследники пишут письма во все инстанции: помогите открыть музей - и безрезультатно. Фондам тоже хочется жить в особняках Шехтеля.
Кстати, в семье даже сохранилась купчая на землю, где Федор Осипович построил свой первый дом...
Собянин: отреставрировали фасады особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке
Особняк Шехтеля на Большой Садовой ул. Фото 1910 г. Франц - он из поволжских немцев) построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. Недавно была завершена реставрация фасадов усадьбы в Ермолаевском переулке, возведенной по проекту самого Федора Шехтеля, сообщает ТГ-канал мэра Москвы. Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора.
Особняк Шехтеля на Большой Садовой
- Усадьба Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке: moya_moskva — LiveJournal
- Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023 - YouTube
- Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве
- Сохранить наследие: в Москве началась реставрация усадьбы Морозова