К столетию ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. При этом КГБ стал одной из наиболее могущественных и эффективных спецслужб в истории человечества, занимавшейся практически всеми сферами жизни общества — от собственно разведки и контрразведки до науки», — подытожил историк. Именно это убийство ветераны КГБ называют последним – мол, позже на такие расправы был наложен запрет.
Юбилей ВЧК: сто лет с властью
- КГБ СССР — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Чекисты отделились от Наркомата внутренних дел. Из истории органов госбезопасности
- Сбор подписей: за доступ к архивам ЧК-НКВД-КГБ
- Комментарии
- Почему архивные данные по репрессиям до сих пор засекречены: rons_inform — LiveJournal
- Спецслужбы и государство или почему Путин не любит Сталина. К столетию ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ.
Архивы партии, НКВД, КГБ, ФСБ. Обсуждаем Новости. 2023"
Ягода: Да, сожалею, очень сожалею… Вышинский: Внимание, товарищи судьи. Предатель и изменник Ягода сожалеет. О чем вы сожалеете, шпион и преступник Ягода? Ягода: Очень сожалею… Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял". Дипломат, юрист, один из организаторов сталинских репрессий. Комиссия утверждала все приговоры о смертной казни в СССР. Показать ещё Ягоду приговорили к расстрелу. Одна из публикаций в ходе 10-дневного судебного процесса газета "Известия" от 8 марта 1938 года.
Позже ему было присвоено звание генерального комиссара госбезопасности. Ежов выступал одним из организаторов массовых репрессий 1937-1938 годов, способствовал широкому применению мер физического воздействия на заключенных, разрешенных в практике НКВД с 1937 года циркуляром ЦК ВКП б. Из книги НКВД изнутри. Записки чекиста автор - Михаил Шрейдер "... На первых страницах центральных газет были помещены огромные портреты Ежова и Ягоды и большие статьи, посвященные обоим. Большинство старых чекистов были убеждены в том, что с приходом в НКВД Ежова мы наконец вернемся к традициям Дзержинского, изживем нездоровую атмосферу и карьеристские, разложенческие и липаческие тенденции, насаждаемые в последние годы в органах Ягодой. Ведь Ежов, как секретарь ЦК, был близок к Сталину, в которого мы тогда верили, и мы полагали, что в органах будет теперь твердая и верная рука ЦК.
В то же время большинство из нас считали, что Ягода как хороший администратор и организатор наведет порядок в Наркомате связи и принесет там большую пользу. Этим вашим надеждам не суждено было сбыться. Вскоре началась такая волна репрессий, которой подверглись уже не только троцкисты и зиновьевцы, но и работники НКВД, плохо борющиеся с ними". В 1937-1938 годах прошло несколько громких процессов против бывшего руководства страны, закончившихся смертными приговорами Карл Радек, Леонид Серебряков, Николай Бухарин, Михаил Тухачевский, Генрих Ягода и др. В 1938 году был признан членом право-троцкистской организации на Украине. В 1939 году был расстрелян, в 1956 году - полностью реабилитирован. В марте 1937 года в докладе на пленуме ЦК ВКП б Ежов выступил с резкой критикой подчиненных, указав на провалы в агентурной и следственной работе.
С 1 октября 1936 года по 15 августа 1938 года были арестованы тысячи сотрудников госбезопасности. В июле 1937 года Ежов был награжден орденом Ленина "за выдающиеся успехи в деле руководства органами НКВД по выполнению правительственных заданий". Именно при Ежове появились так называемые "разнарядки" местным органам НКВД, в которых указывалось число людей, подлежащих аресту, высылке, расстрелу или заключению. Записки чекиста автор - Михаил Шрейдер "Вскоре после ареста Ягоды и некоторых его бывших подчиненных, якобы "тормозивших борьбу с троцкистами", Ежов созвал в Москву на совещание всех полномочных представителей НКВД республик, краев и областей. От Ивановской области ездил на это совещание Стырне. По возвращении Владимир Андреевич рассказывал своему заместителю и мне о том, как Ежов проводил совещание. Свою речь на совещании он начал примерно следующими словами: "Вы не смотрите, что я маленького роста.
Руки у меня крепкие - сталинские. У меня хватит сил и энергии, чтобы покончить со всеми троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и прочими террористами. И в первую очередь мы должны очистить наши органы от вражеских элементов, которые, по имеющимся у меня сведениям, смазывают борьбу с врагами народа на местах". Сделав выразительную паузу, он с угрозой закончил: "Предупреждаю, что буду сажать и расстреливать всех, невзирая на чины и ранги, кто посмеет тормозить дело борьбы с врагами народа". После этого Ежов стал называть приблизительные цифры предполагаемого наличия "врагов народа" по краям и областям, которые подлежат аресту и уничтожению. Услышав эти цифры, рассказывал Стырне, все присутствующие так и обмерли. На совещании присутствовали в большинстве старые опытные чекисты, располагавшие прекрасной агентурой и отлично знавшие действительное положение вещей.
Они не могли верить в реальность и какую-либо обоснованность названных цифр". Показать ещё В ноябре 1938 года Политбюро обсуждало донос на Ежова. В доносе утверждалось, что наркому не раз докладывали о подозрительном поведении некоторых работников НКВД, но Ежов эти доклады игнорировал. Политбюро решило провести проверку деятельности НКВД, в результате которой было найдено множество недостатков в работе чекиcтских органов. Из книги Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы автор - Павел Судоплатов "В 1938 году атмосфера была буквально пронизана страхом, в ней чувствовалось что-то зловещее. Шпигельглаз, заместитель начальника закордонной разведки НКВД, с каждым днем становился все ургюмее.
Он оставил привычку проводить воскресные дни со мной и другими друзьями по службе. Это для нас явилось полной неожиданностью. Вскоре появилось озадачившее всех распоряжение, гласившее: ордера на арест без подписи Берии, первого заместителя Ежова, недействительны. Ходили слухи, что Берия уменьшительно-ласково называл Ежова "мой дорогой Ежик" и имел обыкновение похлопывать его по спине, однако его дружеское поведение было чисто показным.
Так начался процесс слияния органов государственной безопасности и органов внутренних дел. С начала 1930-х годов органы ОГПУ начали проведение массовых политических репрессий. Дзержинский, которого сменил В. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до своей смерти 10 мая 1934.
Главой которого назначили В. Иваненко - руководитель с ноября по декабрь 1991 г.
Ельцина, и на их базе было образовано Министерство безопасности Российской Федерации. Министры: В. Баранников — январь 1992 г. Голушко — июль 1993 г. Ельциным, а на его базе образована Федеральная служба контрразведки. Руководство: Н. Голушко — декабрь 1993 г. Степашин — март 1994 г. Руководство: М.
В ведении НКВД оставались внутренние, конвойные, пограничные войска, части и подразделения охраны тюрем и лагерей, милиция, части противовоздушной обороны и пожарной охраны. Такое изменение в органах госбезопасности было закреплено даже соответствующей поправкой в Конституции СССР. Статья по теме: Через год после Сталина. Как было заявлено, в связи с изменившейся внешней обстановкой. Наркомом государственной безопасности СССР вновь, как и в 1941 году стал комиссар государственной безопасности 1 ранга Всеволод Меркулов.
Архивы КГБ не откроют до 2044 года
Тайны НКВД и КГБ» была написана в 2006 и издана в 2006 году. Руководство НКВД также принимало участие в работе «комиссии НКВД и Прокурора СССР» и «комиссии НКВД, Прокурора СССР и Председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР» — внесудебных органов, образованных для принятия решений о расстреле в ускоренном. По закону КГБ обладала правом производства предварительного следствия и дознания по целому ряду дел, отнесенных законом к его ведению. О том, как сотрудники НКВД и КГБ выслеживали нацистских преступников после Великой Отечественной войны, — в материале РИА Новости. Первый и единственный председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко умер в возрасте 75 лет.
Электронный каталог библиотеки «Мемориала»
Одно дело, когда судили Бухарина, Сокольникова или Тухачевского — хотя бы теоретически они могли представлять угрозу для обитателей Кремля, и совсем другое, когда в застенках Лубянки оказывались такие люди, как Всеволод Мейерхольд, Михаил Кольцов, Лидия Русланова, Зоя Федорова и даже несовершеннолетние мальчишки и девчонки. В 1954-м мрачное здание на Лубянке снова поменяло вывеску и стало называться Комитетом государственной безопасности — КГБ. Задачи, которые поставила партия перед КГБ, на первый взгляд, были возвышенны и благородны: «В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берии и добиться превращения органов государственной безопасности в острое оружие партии, направленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей». Как ни грустно об этом говорить, но КГБ прославился не только блестяще проведенными операциями против шпионов и террористов, но и жестоким преследованием всех, кто устно или письменно выражали сомнения в гениальности линии партии или богоизбранности обитателей Кремля. Самое странное, под чекисткий меч а я напомню, что символом этой организации являются щит и меч попадали не только так называемые диссиденты, но и писатели, музыканты, художники и другие деятели искусства, которые, при всем желании, не могли свергнуть советскую власть. Именно поэтому авторитет КГБ в народе был крайне низок, и именно поэтому все облегченно вздохнули, когда в декабре 1991 года Комитет государственной безопасности был упразднен и как таковой перестал существовать. Расстрелянный театр Не только история русского театра двадцатого века, но и история мирового театра немыслима без Мейерхольда. То новое, что этот великий мастер внес в театральное искусство, живет в прогрессивном театре мира, и будет жить всегда.
Назым Хикмет Как жаль, что эти слова великого поэта о великом мастере театрального искусства были сказаны в 1955-м, а не пятнадцатью годами раньше! Как жаль, что вклад Мейерхольда в прогрессивный театр мира признан лишь теперь, а не в довоенные годы, когда Всеволод Эмильевич жил и творил! Чем объясняется невероятная спешка, связанная с арестом Мейерхольда, что за ветры подули в коридорах Лубянки, сказать трудно, но столичные энкавэдешники даже не стали ждать возвращения Всеволода Эмильевича в Москву, а приказали арестовать его ленинградским коллегам. О том, как это случилось, рассказывает его давний знакомый Ипполит Александрович Романович. Последнюю в своей нормальной жизни ночь он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. Их дружба-любовь началась еще со времен работы над «Дон Жуаном» в Александрийском театре. Накануне вечером Всеволод Эмильевич пришел к Юрьеву поужинать.
Он был мрачен и почему-то все время расспрашивал о лагере, вдавался в детали жизни заключенных. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме. Меня внезапно охватило странное чувство: мне захотелось поцеловать руку Мастера. Но я устыдился своего порыва и, смущенно откланявшись, пошел наверх, — закончил Ипполит Александрович. А через несколько часов будущего врага народа посадили в спецвагон и, проведя осмотр на «загрязнения и вшивость», под усиленным конвоем отправили в Москву.
На следующий день начальник тюрьмы, врач и конвоир подписали акт, что «произведена санобработка и дезинфекция вещей арестованного, согласно его осмотра и личного опроса загрязнения и вшивости у него не имеется», посадили будущего врага народа в вагон и под усиленным конвоем отправили в Москву. Юридическим обоснованием этой акции было постановление на арест, подписанное Лаврентием Берией и его правой рукой в такого рода делах начальником следственной части Богданом Ко-буловым. В 1953-м оба будут арестованы, приговорены к высшей мере наказания и в один день и час расстреляны. Вчитайтесь в эти строки, и вы поймете не только то, как сочинялись такие документы, но и кто этим занимался, — ведь Берия и его ближайшее окружение лишь подписывали эти бумаги, тем самым благословляя на кровавый беспредел палачей рангом пониже. Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским под данным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж.
Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Приезда Мейерхольда в Москву ждать не стали и к обыску в Брюсовском переулке, где он жил вместе со своей женой Зинаидой Райх, приступили немедленно. Зинаида Николаевна была женщиной темпераментной, права свои знала, поэтому стала горой на пороге своей комнаты: «В бумагах и вещах мужа рыться можете, а в моих — нет! К тому же в ордере на обыск мое имя отсутствует».
Просто дураков и непрофессионалов в Советской России в спецслужбах не держали. И, уж, тем более, не отправляли за рубеж с «деликатными поручениями». К огромному сожалению это — мое личное мнение! Опаснейшие предатели и перебежчики оставались безнаказанными — вопреки вракам о страшном «советском терроре» и «всепроникающей руке Москвы». Первый еще и книжонки крапает — одна другой гнуснее. Никто их почему-то не ликвидировал — ни при СССР, ни сейчас, хотя, считаю, заслужили с лихвой. Станислав Левченко, Анатолий Голицын, Владимир Петров и даже гнуснопрославленный генерал Калугин — всех этих Иуд никто и пальцем не тронул. Как, кстати, и поведавшего всему миру о том же «Новичке» Мирзояна, преспокойно живущего сегодня в США. Может, и зря… И уж если Владимир Владимирович и вправду наследует традиции бывшей ему когда-то родной организации, то отправлять за море недоумков-«ликвидаторов» по душу давным-давно «вышедшего в тираж» шпиона он точно не станет. Стоит ли нам «стыдиться» деяний тех, кто рисковал жизнью, выполняя полученный приказ и служа орудием возмездия? Мне кажется — ни в коем случае. В Израиле сотрудниками Моссад, без суда и следствия отправлявших на тот свет нацистских преступников и террористов, восхищаются. А западным фантазерам, увлеченно выдумывающим бездарные страшилки о «русских ликвидаторах», стоит поработать с историческими первоисточниками. Хотя бы для того, чтобы их россказни не были такими убогими, как сейчас.
Такое отношение к охране было характерно не только для С. До 1 декабря 1934 года многие высшие руководители государства и партии в отдельных случаях не брали с собой охрану при поездках и передвижениях. Ягода подписал приказ: «За халатное отношение к своим обязанностям по охране государственной безопасности в г. В целях совершенствования организации, управления, взаимодействия, отбора и подготовки кадров в службе государственной охраны постоянно происходили изменения и преобразования. Необходимо было своевременно учитывать все нюансы оперативной обстановки. Ягода отмечал «благодушие и самоуспокоенность» как серьёзные недостатки в работе ленинградского управления наркомата, и особенно в службе охраны. Тем не менее преобразования произошли не сразу после рокового выстрела в Смольном. Долгое время не менялись ни структура Оперативного отдела, ни численность его сотрудников. Возглавил 1 отдел комиссар государственной безопасности 2 ранга Карл Викторович Паукер. В апреле 1937 года вместо К. Но ненадолго: уже 14 июня Владимир Михайлович был с снят с должности, а спустя три недели, 8 июля, покончил жизнь самоубийством застрелился. В кратком некрологе газеты «Грозненский рабочий» об обстоятельствах смерти тридцатидевятилетнего комиссара госбезопасности 3 ранга сообщалось иначе — что скончался он «после непродолжительной болезни от разрыва сердца». Сталина, старший майор госбезопасности Николай Сидорович Власик. Несмотря на существенные кадровые перестановки, 1 отдел успешно выполнял все поставленные перед ним задачи. Одним из первостепенных и основополагающих принципов отечественной охраны было взаимодействие между спецслужбами и силовыми ведомствами. Так, в ноябре 1940 года группа личной охраны 1 отдела совместно с представителями контрразведки и разведки успешно обеспечила безопасность Председателя Совета Народных комиссаров и наркома иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова во время его визита в Берлин. Это была первая зарубежная поездка руководителя советского правительства.
Выходит, мы смело можем запрашивать в архиве документы, созданные до 1985 года на самом деле нет. Список критериев из 23 пунктов позволяет закрыть практически любой чекистский документ еще на 30 лет. Составители онлан-петиции подчеркивают: "Под действие этого решения попадает огромное количество документов, касающихся Большого террора 1937—38 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий.
Охотники за нацистами: как советские спецслужбы ловили военных преступников
Доски увековечивали память наших соотечественников, уничтоженных сталинскими карательными органами, и польских пленных из Осташковского лагеря, убитых НКВД в Калинине. Ореол легенды, окутывавший КГБ, манил молодых людей, давая возможность госбезопасности отбирать на службу лучших из лучших кандидатов. SUCHO, Russian history, Soviet history, история СССР, история России, сталинский террор, Stalinist terror, state terror, государственный террор, НКВД, NKVD, KGB, КГБ, госбезопасность. Доски увековечивали память наших соотечественников, уничтоженных сталинскими карательными органами, и польских пленных из Осташковского лагеря, убитых НКВД в Калинине.
МГБ, как наследник НКВД и КГБ
Начальник 5-го управления КГБ СССР (1969—1983), ответственного за контрразведывательную работу по борьбе с идеологическими диверсиями противника. «ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ — самая отмороженная преступная экстремистская террористическая организация, которую знал мир за всю историю своего существования — и которая захватила власть в нашей стране ровно 100 лет назад. Именно в особых отделах был накоплен уникальный опыт противоборства со спецслужбами противника, которого не имели другие структуры НКВД: первые мероприятия зафронтовой работы (внедрение в германские разведшколы и получение упреждающей информации). [28.11.2023] РЕЗНЯ ПО-РОССИЙСКИ: ИСТОРИЯ ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ [Чекисты душат Россию] [Владимир Милов].