В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон.
Жена и секретарь
- Крупская, Надежда Константиновна
- Биография Крупской
- Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Правмир
- Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
- Отличница и Старик
Надежда революции
В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. Надежда Константиновна Крупская. РИА Новости. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Вскоре сама стала руководить марксистским кружком студентов, затем была учительницей вечерней школы для рабочих в Петербурге, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 году встретилась с В. В 1895 году участвовала в организации и работе организованного Лениным «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году Крупская была арестована и семь месяцев находилась в тюрьме. В 1898 года приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию, которая по её просьбе была заменена на село Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь Крупская стала его женой. По окончании ссылки, в марте 1901 года, Крупская уехала в Мюнхен, работала секретарём редакции «Искры», поддерживая связь с революционными организациями России, и принимала активное участие в подготовке II съезда РСДРП.
В годы реакции вновь эмигрировала, в качестве секретаря редакции большевистской газеты «Пролетарий» неутомимо восстанавливала связи с революционными организациями России. В 1911 году — преподаватель партийной школы в Лонжюмо. С 1912 года в Кракове помогала Ленину поддерживать связи с «Правдой» и большевистской фракцией 4-й Государственной думы.
Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва , Кремль.
Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [16]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [16]. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [17]. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук.
Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [18] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [19]. Одним из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [22] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. Впоследствии Крупская вышла из оппозиции и призывала других оппозиционеров примкнуть к позиции ЦК [23] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Николая Бухарина [24] [25] , за исключение из партии Льва Троцкого , Григория Зиновьева , Льва Каменева. Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В.
Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Смерть[ править править код ] Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года , на следующий день после своего 70-летия.
Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования. Основная задача народного образования заключалась в обучении и быть основой коммунистического воспитания юных умов. Подвергала критике гуманистическую педагогику А.
Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию , была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем в 1911 году. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России , принимала активное участие в работе большевистской прессы. В 1914 году выступила одним из инициаторов издания легального большевистского журнала для женщин « Работница », была членом его заграничной редакции. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России , участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. Надежда Крупская 1915—1916 годы в бархатном пальто и шляпке «таблетка» В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась.
На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции[ править править код ] Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда [ нет в источнике ] и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.
Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Квартира в Кремле Н.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. В советское время Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей.
«Вот и свела судьба»
- «Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской
- Девушка с идеалами
- Биография Крупской
- Партийная красавица
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал | Ровно 150 лет назад, 26 февраля 1869 года в Петербурге родилась Надежда Крупская. |
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. |
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. |
Крупская, Надежда Константиновна
Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. Надежда Крупская (справа) и секретарь ВЦСПС Клавдия Николаева, усадьба Архангельское, 1936 год. Надежда Константиновна Крупская. РИА Новости.
Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования
Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Надежда Крупская, около 1890-х годов. Тот, кто не пережил революции, не представляет себе ее величественной, торжественной красоты. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Молотов якобы вспоминал рассуждения Сталина: сожительство Надежды Крупской с вождём, не значит, что она разбирается в Ленинизме и нужно перед ней «лебезить».
Надежда Крупская. Женой так женой
Хотя она же была главным идеологом советского образования и всячески поддерживала своего мужа-революционера. Никому не нравилась В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Но тогда привлекательными считались другие черты лица. К тому же будущей жене вождя досталось наследственное аутоиммунное заболевание. Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова.
Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская.
Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть. Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними.
Что Крупская кормила его исключительно яйцами, поскольку хозяйка из нее была плохая. Это правда? Васильева: Хозяйка отвратительная, это правда. Но она никогда не занималась рационом Ильича. Ее мать была молодоженам и кухаркой, и прачкой, и горничной. Да и воспоминания Надежды о быте в ссылке говорят сами за себя: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое жалованье — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю.
Но молока и шанег было вдоволь». А с приездом Крупской и ее заботливой матери жизнь у Ленина стала веселее. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу. В октябре появилась помощница, тринадцатилетняя Паша, худющая, с острыми локтями, живо прибравшая к рукам все хозяйство». Ярую противницу угнетения рабочего класса совершенно не смущает, что у нее в прислугах практически ребенок. В ссылке, в Париже, вспоминал Попов, их бытом занимались квартирные хозяйки, знакомые, в том числе Инесса Арманд.
Васильева: Она любила его как своего учителя. Мало кто знает, что книгу Ленина «Развитие капитализма в России» она прочла, еще будучи замужем за купцом Александром Армандом. С этого началось ее революционное прозрение. Она поверила Ленину. Пошла за ним. Сначала заочно. Потом рядом.
Свечку никто не держал, но слухов ходило много. В яркую, одухотворенную, деятельную Арманд трудно было не влюбиться. Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».
В 1924 году статья Крупской «Коммунистическая партия и работница», положения которой многократно повторялись в женской печати, была опубликована в «Работнице». Крупская пишет, что программа партии — это не набор лозунгов, написанный «для красного словца», а руководство к действию. Партия «позаботилась о том, чтобы советская власть составила такие законы, которые освобождают работницу и крестьянку от власти мужа… Перед законом муж и жена равны теперь». После установления в октябре 1917 г. Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. Так, она написала множество работ, объясняющих сложные вещи простыми словами для детей. Более того, она писала буквари для взрослых рабочих и их детей. Активно разрабатывала советскую систему образования, способствовала исключению «Закона Божьего» из образовательной программы.
Тогда же она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования. Изучив и проанализировав скаутское движение в США, Крупская, с многочисленными изменениями, перенесла американский опыт на советские реалии, став основоположницей пионерии и комсомола. Также Надежда Константиновна внесла свой вклад в изменение семейного быта, сделав многое, чтобы освободить женщин от домашнего рабства см.
Девушка с юности увлекалась идеями толстовства, а затем марксизма и революции. Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года. Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью.
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель
25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Надежда Крупская до сих пор остается одной из самых загадочных и неоднозначных фигур российской истории. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. Надежда Константиновна Крупская. РИА Новости. Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей.
Отличница и Старик
- Крупская Надежда Константиновна
- Бедная дворянка
- КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
- Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
- Личная жизнь Надежды Крупской
Надежда Крупская
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя».
Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего.
После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова.
Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности.
Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование.
В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма.
Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание!
Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства.
Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом.
Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма».
При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде.
В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.
Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования.
Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин.
После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе под Парижем, была секретарем Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию, она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота.
Крупская стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» До конца жизни Крупская была активна, выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Она автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию.
Ленин и Крупская выходят из Дома Союзов после заседания I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. Москва, 6 мая 1919 г. Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летнего юбилея.
Тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади. На ее погребение власти потратили около 700 среднемесячных зарплат в СССР 207 024 руб. Болезнь и «рыбные прозвища» Крупская страдала «базедовой болезнью» из-за которой происходило опухание щитовидной железы то есть появление зоба и выпячивание глазных яблок.
В наше время медицина хорошо знакома с этим заболеванием заключающимся в усилении функции щитовидной железы, но во времена Крупской врачи считали что она связанна с «сосудодвигательными нервами», и соответственно назначали абсолютно неправильное лечение.
Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой.
Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм.
Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н. Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда Елизавета Васильевна умерла в 1915 году, пришлось супругам до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». В письме к матери любящий сын сообщает: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашел как она писала с неделю тому назад , что ее болезнь женская требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь.
На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской? Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской. Но умнее и надежнее - никого». Впрочем, откровенной дурнушкой 25-летнюю Надежду назвать нельзя. Сегодня в Интернете популярно мнение, что молодая Крупская похожа на актрису Скарлетт Йоханссон, и сравнительные фото это подтверждают. Неизлечимая болезнь испортит ее внешность только годы спустя. О том, что Крупская была для молодого Ульянова-Ленина не только «соратником и другом», свидетельствуют и дневниковые записи революционерки. В них она намекает, что во время ссылки в селе Шушенском они много времени проводили в постели, предаваясь страсти, свойственной молодоженам. Надежда мечтала забеременеть, даже обращалась к местным целительницам. Увы, иметь детей Крупская не могла. Была ли причиной наследственная болезнь - заболевание щитовидной железы или застуженные в юности придатки, неизвестно. Она выплакала в подушку море слез, но затем нашла другой выход материнскому инстинкту. Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения. Она стояла у истоков пионерии, придумала пионерские лагеря, в которых дети из рабочих семей получали возможность нормально питаться, соблюдать гигиену, просто играть на свежем воздухе или физически развиваться. Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей. Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений. Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу.