Господин Зосимов является одним из ярких второстепенных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание.
Основное меню
- Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание
- Кто такой Заметов в «Преступлении и наказании»? - Связанные вопросы
- Преступление и наказание - краткое содержание романа по частям и главам
- Преступление и наказание краткое содержание
Зосимов преступление
Достоевский Фёдор Михайлович «Преступление и наказание». В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал большое количество персонажей, из которых довольно многие имеют цельные и хорошо обрисованные характеры. Преступление и наказание. (Роман, 1866). Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Портрет Зосимова в романе преступление и наказание. «Преступление и наказание» образ Разумихина — один з главных героев романа Достоевского. Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.
Образ и характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание» Достоевского
После совершенного преступления Раскольников чувствует себя слабым как физически, так и морально. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит. С другой стороны, Раскольников боится, что его преступление раскроют. В чем заключается теория Раскольникова и почему она терпит крах? После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался «тварью дрожащей». Следовательно его теория терпит крах, при столкновении «простой арифметики» с жизнью. Читайте также Когда уже слышно сердцебиение? Кто называет Раскольникова Исступленный ипохондрик?
Доктор Зосимов называет его «исступленным ипохондриком». Даже несчастная кроткая страдалица Соня пожалела Раскольникова, увидев, как он ужасно, бесконечно несчастен. Почему Лужин расстался с Дуней?
Преступление и наказание аудиокнига цитаты. Борис Улитин аудиокниги.
Родион Раскольников иллюстрации к роману. Достоевский преступление и наказание иллюстрации Раскольников. Раскольников Достоевский арт. Лужин Достоевский. Характеристика персонажа Раскольникова преступление и наказание.
Образ Раскольникова в романе преступление и наказание. Образ Родион Романович Раскольников краткое. Преступление и наказание Порфирий Петрович 1969. Порфирий Петрович преступление и наказание фамилия. Теория Порфирия Петровича в романе преступление и наказание.
Преступление и наказание фильм 1969 Смоктуновский. Достоевский преступление и наказание фильм 2007. Преступление и наказание фильм 2007 комната Раскольникова. Фильм преступление и наказание 1992. Раскольников Достоевский герои романа.
Мотивы преступления и наказания. Мотивы преступления Раскольникова в романе. Свидригайлов фильм 1969. Преступление и наказание фильм 1969 Свидригайлов. Соня Мармеладова фильм 1969.
Достоевский старуха процентщица. Преступление и наказание иллюстрации Раскольников убивает. Достоевский преступление и наказание Раскольников. Характеристика Лебезятникова в романе преступление и наказание. Преступление и наказание фильм 2007.
Лужин преступление и наказание 2007. Родион Раскольников 2007. Родион Раскольников "преступление и наказание" 1969. Преступление и наказание фильм 2007 Раскольников. Преступление и наказание Раскольников в полный рост.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин портрет. Разумихин и Вразумихин. Разумихин преступление и наказание внешность. Порфирий Петрович в романе преступление и наказание. Фёдор Михайлович Достоевский преступление и наказание.
Достоевский ф м преступление и наказание 150 лет 1872. Описание комнаты Раскольникова в романе преступление. Описание комнаты Раскольникова. Комната Раскольникова в романе преступление и наказание. Аннотация к роману преступление и наказание.
Роман ф. Достоевского «преступление и наказание». Проблемы преступления и наказания в романе Достоевского таблица. Таблицы по роману преступление и наказание. Аркадий Иванович Свидригайлов.
Аркадий Свидригайлов 2007. Свидригайлов Достоевский. Фильм 1969 г преступление и наказание. Кулиджанов преступление и наказание. Фильм преступление и наказание 1969 реж.
Мармеладов преступление и наказание 2007. Преступление и наказание 1969 Мармеладов.
Автор очень хорошо описывает образ и характеристику Зосимова. Такая передача описания персонажа читателям позволяет хорошо показать именно тот Петербург и сделать оценку идеи, врастающая в душу Зосимова. Автор очень четко описывает внешний вид персонажа. В самом тексте присутствует какой-то негатив и отрицательное: высокий, полноватый и в очках.
Кожа бледная и бесцветная. На его толстых руках есть кольцо и часы. Кольцо хоть и большое, и золотое, но на его опухших руках смотрится очень мелковато. Автор сравнивает складки на пухлых ладонях и большой золотой перстень. Бесшумные, тяжелые с цепочкой, которые не совмещаются с типом начинающего доктора. При чтении возникает вопрос: где он их приобрел?
Главный герой очень восхищается ими.
Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. Образ несколько шаржирован.
Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки.
Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. Во время убийства процентщицы Л.
Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову. Лужин Петр Петрович - тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией.
Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л.
Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело». Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему.
Кроме того, Л. В Петербурге Л. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.
Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить. Раскольников встречается с М.
Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек. Первая мысль, которая мелькает у Раскольникова, когда он просыпается, - о том что он «с ума сойдет». Его знобит.
Он вскакивает и у окошка оглядывает себя, чтобы проверить, нет ли каких улик, повторяет осмотр три раза. Увидев, что бахрома на панталонах перепачкана кровью, он отрезает ее. Украденные вещи прячет в дыру под бумагу. Замечает, сняв сапог, что кончик его носка в крови.
После этого еще несколько раз все проверяет, но потом падает на диван и засыпает. Просыпается от стука в дверь. Появляется дворник с повесткой в полицию. Раскольников не догадывается, по какой причине его вызывают.
Решает, что его таким образом хотят заманить в ловушку. Он намерен сознаться, если у него спросят об убийстве. В участке писец отправляет его к письмоводителю. Тот сообщает Раскольникову, что его вызвали по делу о взыскании денег квартирной хозяйкой.
Раскольников объясняет свою ситуацию: хотел жениться на дочери квартирной хозяйки, тратил, надавал векселей ; когда хозяйская дочка умерла от тифа, ее мать стала требовать оплаты векселей. В участке говорят об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников теряет сознание. Придя в себя, говорит, что плохо себя чувствует.
Оказавшись на улице, терзается мыслью о том, что его подозревают. Глава 2. Убедившись в том, что в комнате у него не было обыска, Раскольников берет украденные вещи и «нагружает ими карманы». Он направляется на набережную Екатерининского канала, чтобы избавиться от всего этого, но отказывается от этого намерения, поскольку «там могут заметить».
Идет к Неве. Выходя на площадь с В-го проспекта, замечает вход во двор, «глухое отгороженное место». Прячет под камнем награбленные вещи, даже не посмотрев, сколько денег было в кошельке, ради которого «все муки принял и на такое подлое, гадкое дело сознательно пошел». Все, что ему встречается по дороге, кажется ему ненавистным.
Приходит к Разумихину, который замечает, что друг болен и бредит. Раскольников хочет уйти, но Разумихин останавливает его, предлагает помощь. Раскольников уходит. На набережной он чуть было не попадает под проезжавшую коляску, за что кучер хлещет его кнутом по спине.
Купчиха дает ему двугривенный, так как принимает его за нищего. Раскольников бросает монету в Неву. Дома ложится спать. Ему кажется, что Илья Петрович бьет квартирную хозяйку, а та громко кричит.
Открыв глаза, видит перед собой кухарку Настасью, которая принесла ему тарелку супа. Спрашивает, за что били хозяйку. Кухарка говорит, что никто ее не бил, что это кровь в нем кричит. Раскольников впадает в беспамятство.
Глава 3. Когда на четвертый день Раскольников очнулся, у постели его стояли Настасья и молодой парень в кафтане, с бородкой, который «с виду походил на артельщика ». Из двери выглядывала хозяйка , которая «была застенчива и с тягостью переносила разговоры и объяснения, ей было лет сорок, и была она толста и жирна, черноброва и черноглаза, добра от толстоты и от лености; и собою даже очень смазлива». Входит Разумихин.
Парень в кафтане и в самом деле оказывается артельщиком от купца Шелопаева. Артельщик сообщает, что через их контору на имя Раскольникова пришел перевод от матери, и отдает ему 35 рублей. Разумихин рассказывает Раскольникову, что его осматривал Зосимов и сказал, что ничего серьезного, что обедает он теперь здесь каждый день, так как хозяйка, Пашенька, от всей души его чествует, что он разыскал его и ознакомился с делами, что поручился за него и дал Чебарову десять целковых. Он отдает Раскольникову заемное письмо.
Раскольников спрашивает у него, о чем он говорил в бреду. Тот отвечает, что бормотал что-то о сережках, цепочках, о Крестовом острове, о дворнике, о Никодиме Фомиче и об Илье Петровиче, почему-то очень интересовался носком, бахромой от панталон. Разумихин берет десять рублей и уходит, пообещав вернуться через час. Осмотрев комнату и убедившись, что все, что он прятал, осталось на месте, Раскольников снова засыпает.
Разумихин приносит одежду из лавки Федяева и показывает ее Раскольникову, а Настасья делает свои замечания относительно покупок. Глава 4. Чтобы осмотреть больного Раскольникова, приходит студент-медик по фамилии Зосимов , «высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь...
Все его знавшие находили его человеком тяжелым, но говорили, что свое дело знает». Заходит разговор об убийстве старухи. Раскольников отворачивается к стене и рассматривает цветок на обоях, так как чувствует, что у него немеют руки и ноги. Разумихин между тем сообщает, что по подозрению в убийстве уже арестован красильщик Миколай , а Коха и Пестрякова , которых задержали прежде, отпустили.
Миколай несколько дней подряд пил, а затем принес содержателю распивочной Душкину футляр с золотыми серьгами, который он, по его словам, «на панели поднял». Выпив пару стаканчиков и взяв сдачу с одного рубля, Миколай убежал. Его задержали после тщательных розысков «близ - ской заставы, на постоялом дворе», где он хотел пьяный повеситься в сарае. Миколай божится, что не убивал, что серьги нашел за дверью на том этаже, где они с Митрием красили.
Зосимов и Разумихин пытаются восстановить картину убийства. Зосимов сомневается, что задержан настоящий убийца. Глава 5. Приходит Петр Петрович Лужин, «немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией», и, оглядев «тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова», сообщает, что приезжают его сестра и мать.
Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть, даже слишком самодовольное, собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха». Лужин сожалеет, что застал Раскольникова в таком состоянии, сообщает, что его сестра и мать временно остановятся в нумерах, которые содержит купец Юшин , что подыскал им квартиру, но временно и сам живет в нумерах у госпожи Липпевехзель в квартире знакомого, Андрея Семеныча Лебезятникова. Лужин рассуждает о прогрессе, который движется личным интересом.
Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана, и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния».
Комментарий мой — Л. Снова говорят об убийстве. Зосимов сообщает, что допрашивают тех, кто приносил старухе вещи. Лужин рассуждает о причинах роста преступности.
Раскольников и Лужин ссорятся. Зосимов и Разумихин, выйдя из комнаты Раскольникова, замечают, что Раскольников ни на что не реагирует, «кроме одного пункта, от которого из себя выходит: убийство... Зосимов просит Разумихина рассказать ему поподробнее о Раскольникове. Настасья спрашивает у Раскольникова, не выпьет ли тот чаю.
Тот судорожно отворачивается к стене. Глава 6. Оставшись один, Раскольников одевается в платье, купленное Разумихиным, и уходит никем не замеченный бродить по улицам. Он уверен, что домой уже не вернется, потому что с прежней жизнью нужно покончить, он «не хочет так жить».
Ему хочется поговорить с кем-нибудь, но никому до него нет дела. Он слушает пение женщин у дома, который был «весь под распивочными и прочими съестными заведениями». Дает девушке «на выпивку». Рассуждает о том, кого приговорили к смертной казни : пусть на высокой скале над океаном, пусть на маленькой площадке, на которой помещаются лишь две ноги, но только бы жить.
В трактире читает газеты. С Заметовым , который находился в участке во время обморока Раскольникова и после навещал его во время болезни, они начинают говорить об убийстве. И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью, с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать! Раскольников рассуждает о фальшивомонетчиках, а потом, когда разговор возвращается к убийству, говорит, как бы он поступил на месте убийцы: спрятал бы в глухом месте под камнем украденные вещи и не доставал бы их пару лет.
Заметов снова называет его сумасшедшим. Он склонился к Заметову как можно ближе и стал шевелить губами, ничего не произнося; так длилось с полминуты; он знал, что делал, но не мог сдержать себя.
Мир героев «Преступления и наказания»
Цитата из книги«Преступление и наказание» Федора Достоевского — «Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, ». В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. «Преступление и наказание» затронуто в ней по касательной, но Михайловский считает общим принципом всей прозы Достоевского наслаждение страданием и унижением — патологическое, садомазохистское.
Зосимов преступление и наказание
Зосимов преступление и наказание кто такой | Идея преступления и наказания возникла у Достоевского летом 1865 года. |
Заметов – образ в “Преступлении и наказании” | "Преступление и наказание "считается первым большим романом его" зрелого " периода написания.[2] Роман часто называют одним из высших достижений в литературе.[3][4][5][6]. |
Преступление и наказание характеристика образа Зосимова | Таким образом, персонаж Зосимов важен не только для развития сюжета, но и для эволюции и трансформации главного героя романа «Преступление и наказание». |
Преступление и наказание краткое содержание
Образ и характеристика Разумихина — героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | ЗОСИМОВ — персонаж романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", доктор, приятель Разумихина. |
Заметов – образ в “Преступлении и наказании” | Тема падения и духовного возрождения человека (по роману «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе «Преступление и наказание» — это психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального. |
Зосимов преступление и наказание кто такой | в конце сентября 1970 года - маститый кинорежиссер Лев Кулиджанов выпустил экранизацию самого знаменитого романа Достоевского - «Преступление и наказание». |
Зосимов преступление
«Преступление и наказание» описывает, как он ухаживает за больным Раскольниковым и даже просит доктора Зосимова заняться его недугом, а также знакомит его со своим родственником дальних кровей, следователем Порфирием Петровичем. 5 (Убийство) Отошедшего от шока убийства Раскольникова охватывает страх. ЗОСИМОВ — персонаж романа Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание", доктор. Можно сказать, что и оправдывает, потому что Зосимову все это близко (показывается в романе при разговоре с Родионом) но он не стал убивать, о это все переборол и стал совершенно другим человеком. а Родион пошел другим путем. но можно сказать, что они очень похожи. Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание.
Мир героев «Преступления и наказания»
Тут раздаётся стук в дверь, и ему вручают повестку в полицию. Раскольников уверен, что это по делу об убийстве. Он намерен сознаться. Однако в участке выясняется, что его вызвали из-за долга по аренде квартиры. С него берут формальные обещания в письменном виде и отпускают. В участке говорят об убийстве старухи-процентщицы. Родион теряет сознание.
Придя в себя, он ссылается на плохое самочувствие. Выйдя из полиции, Раскольников терзается мыслями о том, что он находится под подозрением. Придя домой, Раскольников ожидает увидеть следы обыска, но убеждается, что опасения были напрасны. Тогда он набивает карманы украденным и выходит из дома, намереваясь избавиться от него. Он прячет ценности и деньги под какой-то камень, даже не подсчитав, сколько награбил. Далее решает навестить Разумихина.
Тот замечает болезненность своего друга и предлагает помощь, но Родион отказывается. По пути обратно он едва не оказывается под колёсами проезжавшей коляски. Одна богатая дама принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему монету, котрую Родион выбрасывает в Неву. Дома Раскольников бредит и впадает в беспамятство. Приходит в себя он лишь на четвёртый день. К Родиону приходит Разумихин, от которого герой узнаёт, что мать перевела ему тридцать пять рублей, что его осматривал доктор Зосимов и не нашёл ничего серьёзного.
После ухода Разумихина Раскольников снова осматривает комнату, осознаёт, что всё спрятанное на месте, и снова засыпает. На следующий день вместе с Разумихиным снова приходит Зосимов, чтобы осмотреть больного. Заходит разговор об убийстве. Раскольников отворачивается к стене и принимается рассматривать обои. Из разговора молодых людей Родион узнаёт, что по подозрению в убийстве задержан маляр Микола и что тот божится, что не убивал старуху. Зосимов и Разумихин тоже склоняются к невиновности маляра.
Тем временем к Раскольникову приходит Лужин. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин сообщает о прибытии в Петербург матери и сестры Родиона и о том, что снял для них номера, а сам пока поживёт в другой квартире. Лужин рассуждает о прогрессе, о росте преступности. У него возникают разногласия с Раскольниковым, и они ссорятся. А Разумихин и Зосимов, выйдя из коморки, замечают, что Родион ни на что не реагирует, кроме убийства.
Оставшись один, Раскольников отправляется бродить по улицам. Идти домой он уже не намерен, не желая возвращаться к прежней жизни. Его охватывает желание поговорить с кем-то, но никто Родиона будто не замечает. Он встречает Заметова, секретаря полицейского участка и говорит с ним о фальшивомонетчиках. Когда заходит речь об убийстве, Родион начинает говорить о том, как бы он поступил на месте убийцы. Заметов считает Раскольникова сумасшедшим.
В этот же вечер Родион возвращается на место преступления и обнаруживает, что там переклеивают обои. Герой враждебно воспринимает новые стены. Рабочие интересуются, что ему нужно. Родион дёргает за колокольчик и говорит, что на прошлой неделе тут целая лужа крови была, а теперь всё вымыли. Рабочие и другие служащие решают, что лучше не связываться с сумасшедшим и гонят его прочь. По пути в коморку Раскольников встречает толпу, обступившую раздавленное тело пьяницы Мармеладова.
Родион решает помочь семье бывшего чиновника и доставляет тело домой. Все оставшиеся деньги отдаёт вдове. Соня Мармеладова прощается с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Дома Родион застаёт мать и сестру Дуню. Они радуются встрече. Разумихин обещает взять все заботы о матери и сестре друга на себя.
Он давно уже влюблён в Дуню. Та, в свою очередь, чувствует, что на него можно положиться и говорит об этом матери. Раскольников сближается с Соней Мармеладовой. В ней он чувствует родственную душу, также нарушившую одну из главных заповедей. Тем временем окружающие начинают подозревать Раскольникова в преступлении. Он решает самостоятельно явиться к следователю Порфирию Петровичу, чтобы отвести от себя подозрения.
Следователь встречает Родиона и заводит с ним разговор о статье, написанной Раскольниковым под названием «О преступлении» и опубликованной в газете два месяца назад. Он просит автора разъяснить свою теорию о людях великих и о «тварях дрожащих». Согласно этой теории, люди высшие имеют дар нового слова, им дозволено всё, они разрушают старое во имя благой цели, даже если для этого требуется переступить мораль и закон.
В ней он чувствует родственную душу, также нарушившую одну из главных заповедей. Тем временем окружающие начинают подозревать Раскольникова в преступлении. Он решает самостоятельно явиться к следователю Порфирию Петровичу, чтобы отвести от себя подозрения. Следователь встречает Родиона и заводит с ним разговор о статье, написанной Раскольниковым под названием «О преступлении» и опубликованной в газете два месяца назад.
Он просит автора разъяснить свою теорию о людях великих и о «тварях дрожащих». Согласно этой теории, люди высшие имеют дар нового слова, им дозволено всё, они разрушают старое во имя благой цели, даже если для этого требуется переступить мораль и закон. Людям низшим это не дозволено. Такие рассуждения не оставляют в Порфирии Петровиче сомнений, что перед ним находится убийца. Но следователь решает не давить на преступника и предвидит, что Раскольников сам придёт к нему с повинной, когда совесть и доброта победят в нём временное помутнение рассудка. По дороге домой Раскольников встречает Разумихина и говорит, что у следователя недостаточно фактов, чтобы обвинить его в убийстве. Разумихин возмущён обвинениями в адрес своего друга.
Раскольникова всё больше посещают мысли о том, что он «тварь дрожащая», а не «властелин» мира сего, потому что терзает себя от убийства какой-то старухи, не может забыть о морали и нравственности. Для него это преступление было и проверкой на принадлежность к людям высшего разряда, и акт справедливости, ведь старуха брала большие проценты и была безжалостна по отношению к должникам, попавшим в беду. В Петербург тем временем приезжает Свидригайлов. Жена его умерла при странных обстоятельствах, наталкивающих на мысль о его виновности в произошедшем. Свидригайлов знакомится с Раскольниковым, они находят общие темы для разговора. За первым уже прочно закрепился статус мошенника, шулера. Но это совсем не мешало ему наслаждаться жизнью.
Эта способность жить дальше, вопреки совершённым преступлениям, и привлекла Родиона. Лужин навещает Дуню с матерью и за обедом клевещет на Раскольникова и Соню, будто бы Родион отдал деньги, отправленные ему бедной матерью, на низменные услуги Мармеладовой. Но обман не удаётся, и Лужин с позором уезжает прочь. А Дуня с матерью сопереживают девушке с нелёгкой судьбой. Раскольников, терзаясь содеянным, и чувствуя себя чуждым среди близких, посещает Соню. Она молится Богу. Просит прочитать её Евангелие о воскрешении Лазаря.
Соня надеется на чудесное спасение. Раскольников пытается увлечь Соню за собой идеей о власти над «всем муравейником» и «дрожащей тварью». Он обещает ей рассказать, кто убил старуху-процентщицу. Раскольников снова решается пойти к Порфирию Петровичу. Им движет страх и желание открыться. Опытный следователь поворачивает разговор в сторону психологии преступника. У Раскольникова случается нервный срыв.
Он едва ли не оказывается разоблачён. Однако неожиданно в преступлении сознаётся Миколка. Он говорит, что Соня украла сторублёвую ассигнацию и даже находит бумагу в кармане несчастной. Спасает Соню свидетель, видевший, как Лужин покинул ей эту бумажку. В оправдание клеветнику остаётся только сказать, что он сделал это, чтобы вернуть расположение Дуни. Раскольников уходит вместе с Соней и у неё в квартире признаётся, что это он убил старуху-процентщицу с Лизаветой. Соня не обвиняет его, а сострадает его терзаниям и мучениям.
Упав на колени, она говорит, что проследует за Раскольниковым на каторгу, и там они найдут искупление. Родион же сокрушается о том, что оказался «тварью дрожащей». И решает бороться за место среди людей высшего звена. Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту чёрт убил, а не я…» Достоевский Ф. От горлового кровотечения умирает Катерина Ивановна, отказавшись от услуг священника.
Свидригайлов выказывает готовность устроить похороны и поминки и обеспечить безбедное будущее Соне и осиротевшим детям. Раскольников, придя домой, находит там следователя Порфирия. Он напрямую советует Родиону явиться с повинной и отрицает виновность Миколки, который ради Христа обрёк себя на страдание. Но Родион всё же тешит себя надеждой «переступить» мораль и нравственность. Раскольников встречает в трактире Свидригайлова и с грустью осознаёт, что жизнь этого человека не имеет никакого смысла и тяготит его самого. Единственная надежда на спасение для Свидригайлова — это любовь Дуни. Но он противен ей.
Понимая это, Свидригайлов пускает в себя пулю. Раскольников намерен признаться в содеянном. Он прощается с матерью и Дуней, с Соней. Он всё ещё верит в свою теорию и испытывает к себе презрение. Но в знак покаяния он всё же опускается на колени и целует землю, перед которой согрешил, на глазах у прохожих.
Юноша понимает, что должен все рассказать. Мучаясь, Родион говорит девушке, что знаком с убийцей и что Лизавету он убил нечаянно. Соня все понимает и, сочувствуя Раскольникову, говорит, что несчастнее его нет «никого теперь в целом свете». Она готова пойти за ним даже на каторгу. Соня спрашивает у Родиона, почему он пошел убивать, если даже не взял награбленное, на что юноша отвечает, что хотел стать Наполеоном: «я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина! Тварь ли я дрожащая или право имею». Соня говорит, что ему нужно пойти и признаться в содеянном, тогда его бог простит и «опять жизнь пошлет». Глава 5 К Соне приходит Лебезятников и говорит, что Катерина Ивановна сошла с ума: женщина заставила детей просить милостыню, ходит по улице, бьет в сковороду и заставляет детей петь и танцевать. Катерину Ивановну помогают отнести в комнату к Соне, где женщина и умирает. К находившемуся у Сони Родиону подошел Свидригайлов. Аркадий Иванович говорит, что оплатит похороны Катерины Ивановны, устроит детей в сиротские заведения и позаботится о судьбе Сони, прося передать Дуне, что так потратит те десять тысяч, которые хотел отдать ей. На вопрос Родиона, отчего Аркадий Иванович стал таким щедрым, Свидригайлов отвечает, что слышал через стенку все их разговоры с Соней. Часть шестая Главы 1-2 Похороны Катерины Ивановны. Разумихин рассказывает Родиону, что Пульхерия Александровна заболела. К Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Следователь заявляет, что подозревает Родиона в убийстве. Он советует юноше явиться в участок с повинной, дав на размышления два дня. Тем не менее, никаких доказательств против Раскольникова нет, а в убийстве он пока не признается. Главы 3-4 Раскольников понимает, что ему нужно поговорить со Свидригайловым: «в этом человеке таилась какая-то власть над ним». Родион встречает Аркадия Ивановича в трактире. Свидригайлов рассказывает юноше о своих отношениях с покойной женой и о том, что действительно был очень сильно влюблен в Дуню, но сейчас у него есть невеста. Глава 5 Свидригайлов уходит из трактира, после чего в тайне от Раскольникова встречается с Дуней. Аркадий Иванович настаивает, чтобы девушка зашла к нему в квартиру. Свидригайлов рассказывает Дуне об услышанном разговоре Сони и Родиона. Мужчина обещает спасти Раскольникова в обмен на расположение и любовь Дуни. Девушка хочет уйти, но дверь оказывается запертой. Дуня достает припрятанный револьвер, несколько раз стреляет в мужчину, но не попадает, и просит отпустить ее. Свидригайлов дает Дуне ключ. Девушка, бросив оружие, уходит. Глава 6 Весь вечер Свидригайлов проводит по трактирам. Вернувшись домой, мужчина зашел к Соне. Аркадий Иванович говорит ей, что, возможно, уедет в Америку. Девушка благодарит его за то, что он устроил похороны и помог сиротам. Мужчина дает ей три тысячи рублей, чтобы она смогла жить нормальной жизнью. Девушка сначала отказывается, но Свидригайлов говорит, что знает, что она готова пойти за Родионом на каторгу и деньги ей точно понадобятся. Свидригайлов забредает в глушь города, где останавливается в гостинице. Ночью ему снится девочка-подросток, которая давно из-за него погибла, утопившись после того, как мужчина разбил ей сердце. Выйдя на рассвете на улицу, Свидригайлов выстрелил себе в голову из револьвера Дуни. Глава 7 Раскольников прощается с сестрой и матерью. Юноша говорит близким, что собирается признаться в убийстве старухи, обещает начать новую жизнь. Родион сожалеет, что не смог переступить через заветный порог собственной теории и своей совести. Глава 8 Раскольников идет к Соне. Девушка надевает на него кипарисовый нательный крестик, советуя ему пойти на перекресток, поцеловать землю и сказать вслух «Я убийца». Родион делает так, как сказала Соня, после чего идет в полицейский участок и признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Там же юноша узнает о самоубийстве Свидригайлова. Эпилог Глава 1 Родиона приговаривают к восьми годам каторги в Сибири. Пульхерия Александровна еще в начале процесса заболела болезнь ее была нервной, больше похожей на помешательство и Дуня и Разумихин увезли ее из Петербурга. Женщина придумывает историю о том, что Раскольников уехал и живет этой выдумкой. Соня уезжает за партией арестантов, в которой отправили на каторгу Раскольников. Дуня и Разумихин поженились, оба планируют через пять лет переехать в Сибирь. Через некоторое время Пульхерия Александровна умирает от тоски по сыну. Соня регулярно пишет близким Родиона о его жизни на каторге. Глава 2 На каторге Родион не мог найти общего языка с другими заключенными: его все не любили и избегали, считая безбожником. Юноша размышляет о своей судьбе, ему стыдно, что он так бездарно и глупо загубил свою жизнь. Свидригайлов, сумевший покончить с собой кажется юноше сильнее духом, чем он сам. Соню же, приходившую к Родиону, все арестанты полюбили, при встрече снимали перед ней шапки. Девушка передавала им деньги и вещи от близких. Раскольников заболел, лежит в госпитале, выздоравливая тяжело и медленно. Соня регулярно его навещала и в один из дней Родион, плача, бросился к ее ногам и начал обнимать колени девушки. Соня сначала испугалась, но после поняла, «что он любит, бесконечно любит ее». На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания, — студент Раскольников, который, пожелав стать такой же великой личностью, как и его кумир Наполеон, убивает старуху процентщицу, однако не может снести моральных мучений после содеянного и сам признается в своей вине. В романе Достоевский подчеркивает, что даже самые великие цели и идеи не стоят человеческой жизни. Рекомендуем не только прочесть краткий пересказ «Преступления и наказания» по главам, но и оценить гениальный роман полностью.
Разумихин возмущён обвинениями в адрес своего друга. Раскольникова всё больше посещают мысли о том, что он «тварь дрожащая», а не «властелин» мира сего, потому что терзает себя от убийства какой-то старухи, не может забыть о морали и нравственности. Для него это преступление было и проверкой на принадлежность к людям высшего разряда, и акт справедливости, ведь старуха брала большие проценты и была безжалостна по отношению к должникам, попавшим в беду. В Петербург тем временем приезжает Свидригайлов. Жена его умерла при странных обстоятельствах, наталкивающих на мысль о его виновности в произошедшем. Свидригайлов знакомится с Раскольниковым, они находят общие темы для разговора. За первым уже прочно закрепился статус мошенника, шулера. Но это совсем не мешало ему наслаждаться жизнью. Эта способность жить дальше, вопреки совершённым преступлениям, и привлекла Родиона. Лужин навещает Дуню с матерью и за обедом клевещет на Раскольникова и Соню, будто бы Родион отдал деньги, отправленные ему бедной матерью, на низменные услуги Мармеладовой. Но обман не удаётся, и Лужин с позором уезжает прочь. А Дуня с матерью сопереживают девушке с нелёгкой судьбой. Раскольников, терзаясь содеянным, и чувствуя себя чуждым среди близких, посещает Соню. Она молится Богу. Просит прочитать её Евангелие о воскрешении Лазаря. Соня надеется на чудесное спасение. Раскольников пытается увлечь Соню за собой идеей о власти над «всем муравейником» и «дрожащей тварью». Он обещает ей рассказать, кто убил старуху-процентщицу. Раскольников снова решается пойти к Порфирию Петровичу. Им движет страх и желание открыться. Опытный следователь поворачивает разговор в сторону психологии преступника. У Раскольникова случается нервный срыв. Он едва ли не оказывается разоблачён. Однако неожиданно в преступлении сознаётся Миколка. Он говорит, что Соня украла сторублёвую ассигнацию и даже находит бумагу в кармане несчастной. Спасает Соню свидетель, видевший, как Лужин покинул ей эту бумажку. В оправдание клеветнику остаётся только сказать, что он сделал это, чтобы вернуть расположение Дуни. Раскольников уходит вместе с Соней и у неё в квартире признаётся, что это он убил старуху-процентщицу с Лизаветой. Соня не обвиняет его, а сострадает его терзаниям и мучениям. Упав на колени, она говорит, что проследует за Раскольниковым на каторгу, и там они найдут искупление. Родион же сокрушается о том, что оказался «тварью дрожащей». И решает бороться за место среди людей высшего звена. Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту чёрт убил, а не я…» Достоевский Ф. От горлового кровотечения умирает Катерина Ивановна, отказавшись от услуг священника. Свидригайлов выказывает готовность устроить похороны и поминки и обеспечить безбедное будущее Соне и осиротевшим детям. Раскольников, придя домой, находит там следователя Порфирия. Он напрямую советует Родиону явиться с повинной и отрицает виновность Миколки, который ради Христа обрёк себя на страдание. Но Родион всё же тешит себя надеждой «переступить» мораль и нравственность. Раскольников встречает в трактире Свидригайлова и с грустью осознаёт, что жизнь этого человека не имеет никакого смысла и тяготит его самого. Единственная надежда на спасение для Свидригайлова — это любовь Дуни. Но он противен ей. Понимая это, Свидригайлов пускает в себя пулю. Раскольников намерен признаться в содеянном. Он прощается с матерью и Дуней, с Соней. Он всё ещё верит в свою теорию и испытывает к себе презрение. Но в знак покаяния он всё же опускается на колени и целует землю, перед которой согрешил, на глазах у прохожих. Родион отправляется в участок и делает признание в убийстве. От горя не выдерживает сердце матери Раскольникова, она умирает. Сестра Дуня выходит замуж за Разумихина. Соня, как и обещала, отправляется вслед за Раскольниковым и оказывает ему поддержку. Родион ощущает себя чужим и здесь, отбывая наказание. Каторжане видят в нём безбожника и презирают. Герой переживает мрачное состояние души. В тюремном госпитале, куда он попадает однажды, он бредит и видит сон о моровой язве, после которого наступает прозрение. Герой наконец понимает, что злой дух заставил его быть непоколебимым в своей истине, заблуждаться в своих суждениях, что свет ещё впереди, в новой жизни. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими».
Образ и характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Зосимов: влияние на главного героя Встреча с Зосимовым произошла совершенно случайно во время одного из посещений главного героя больницы. Зосимов сразу же привлек внимание Раскольникова своим интеллектом, добротой и особым мирным взглядом на окружающий мир. Влияние Зосимова на главного героя оказало глубокое и положительное воздействие. Как врач, Зосимов помог Раскольникову вернуться к здоровью и восстановиться после психологического истощения. Он стал надежным другом и поддержкой для Раскольникова в трудные моменты. Зосимов также играл важную роль в развитии этических принципов Раскольникова. Своей мудростью, терпением и проницательностью врач помогал главному герою осознать и осудить свои преступные намерения. Он напоминал Раскольникову о значимости человеческой жизни и необходимости найти путь к истинной моральности. Встречи и разговоры с Зосимовым заставляли Раскольникова задуматься о своих поступках и их последствиях. Уже после встречи с врачом главный герой начал менять свое отношение к окружающим и осознавать важность любви и сострадания. В конечном итоге, Зосимов оказался для Раскольникова ключевым фактором в его пути к истинному пониманию человеческой души и обретению духовного просветления.
Таким образом, персонаж Зосимов важен не только для развития сюжета, но и для эволюции и трансформации главного героя романа «Преступление и наказание».
Разумихин о подозрениях Зосимова о сумасшествии Раскольникова В финале романа упоминается, что Зосимов был одним из немногочисленных приглашенных на скромной свадьбе Разумихина и Авдотьи Романовны Раскольниковой. Его описание отличается по подбору слов от других персонажей. Чувствуется что-то негативное, отрицательное в образе молодого мужчины: высокий, жирный, в очках. Лицо нельзя назвать привлекательным: бесцветное, бледное, одутловатое. Зосимов — врач. У хирурга должны быть тонкие чувствительные пальцы.
Здесь все наоборот.
Потерявшей третьего ребёнка женщине после молитвы старец велит вернуться к мужу [12] , так как по его мысли после смерти ребёнка самый факт его существования в прошлом продолжает связывать родителей незримой связью [13]. В этот момент впервые в романе возникает тема смерти невинного ребёнка. Беспокоящейся за мужа говорит, что Бог всегда простит того, кто покается в своих грехах [12]. Зосима готов выслушать любого и постараться помочь ему. Он проявляет «откровенную холодность» к «отвратительному и законченному шуту» Фёдору Карамазову , но соглашается принять участие в его семейных проблемах [11]. Зосима призывает Фёдора Карамазова, нравственное безобразие которого преступило все дозволенные границы, «образить себя», то есть восстановить в себе человеческий образ [14]. В отношении атеиста Ивана Карамазова, восстающего против гармонии, купленной ценой страданий человечества, и неспособного любить ближнего своего, старец замечает, что у него «сердце высшее, способное такою мукою мучиться», и он находится в поисках истины. Причём, замечает Зосима, если Иван не поверит в Бога и бессмертие души, то и в обратную сторону этот вопрос он не решит [15].
Алёше Карамазову , который стал одним из его послушников, он велит идти в мир, тем самым показывая, что не призывает каждого затвориться в монастыре и служить Богу [11]. Зосима чувствует, что скоро умрёт, поэтому перед смертью рассказывает своим ученикам, почему стал монахом, и оставляет поучения [10]. Описание смерти старца, по мнению Накамуры, в очередной раз призвано убедить читателя в отсутствии какого-либо мистицизма в его образе. Тело монаха не остаётся нетленным, более того, уже на следующий день появляется тлетворный дух [16]. Поучения[ править править код ] Литературовед Георгий Фридлендер отметил, что в поучениях Зосимы одновременно присутствуют элементы «восточного» православия и «западного» гуманизма. Краеугольным камнем, на котором основаны поучения, стал социально-гуманистический принцип межчеловеческой солидарности. Существует связь поучений как с духовными исканиями прошлых эпох, выраженными в религиозной форме, так и с современными для Достоевского социально-критическими и социально-утопическими настроениями. Достоевский переосмыслил древнерусские религиозные заветы в гуманистическом духе и объединил их с социальными и философскими идеалами своего времени [17]. По мнению филолога Валентины Ветловской, главной мыслью поучений Зосимы стала проповедь полной и глубокой любви ко всему творению вокруг.
Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь её познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью». В этом смысле поучения перекликаются с проповедями Франциска Ассизского , возможного прообраза старца, который также испытывал чувство любви и восторга к жизни [18]. С учениями Франциска совпадает и радостное ожидание смерти, которая только открывает двери в вечную жизнь [19]. Зосима в своей проповеди говорит о том, что «безгрешна природа поёт Богу славу», а человек, чтобы присоединиться, должен понять свою вину перед миром, ибо «воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват» [19]. Литературовед Вадим Белопольский отметил важность образа Зосимы для выявления отношения Достоевского ко злу и возможностей его преодоления. Главным тезисом поучений старца, по мнению критика, стало убеждение в благости жизни, в том, что жизнь прекрасна и «главная ошибка людей состоит в том, что они забыли об этом». В этом смысле учение Зосимы скорей язычески- пантеистическое , чем христианское, в чём упрекают его противники после смерти монаха.
Ценность любых атрибутов жизни для старца вытекает из ценности самой жизни [3]. Также в поучениях Белопольский видит проявления языческого преклонение перед землёй: «люби повергаться на землю и лобызать её. Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби всех люби, всё люби, ищи вocтopгa и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слёзы твои». Даже в последний миг жизни Зосима возвращается к матери-земле, склоняясь лицом ниц и целуя землю, а не обращаясь к Богу [20].
Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь». Пульхерия Александровна сообщает, что умерла Марфа Петровна Свидригайлова. Раскольников замечает, что у них еще будет время «наговориться». Зосимов уходит.
Раскольников спрашивает у своей сестры, нравится ли ей Разумихин. Та отвечает: «Очень». Родион вспоминает о своей любви к хозяйской дочке, которая всегда была больна, любила нищим подавать и мечтала о монастыре. Мать сравнивает квартиру сына с гробом и замечает, что из-за нее он стал таким меланхоликом. Дуня, пытаясь оправдаться перед братом, говорит, что замуж она выходит прежде всего ради себя самой. Раскольников читает письмо Лужина, которое ему показывают сестра и мать, и замечает, что Лужин «безграмотно пишет». Авдотья Романовна вступается за него: «Петр Петрович и не скрывает, что учился на медные деньги, и даже хвалился тем, что сам себе дорогу проложил». Дуня просит брата прийти вечером к ним. Разумихина она тоже приглашает.
В комнату входит Соня Мармеладова. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик». Раскольников «вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко». Девушка говорит, что Катерина Ивановна послала ее пригласить Раскольникова на поминки. Он обещает прийти. Пульхерия Александровна с дочерью не спускают глаз с гостьи, но, когда они уходят, прощается с нею лишь Авдотья Романовна. На улице мать говорит дочери, что она похожа на брата не лицом, а душою: «... Дунечка успокаивает мать, которая беспокоится о том, как пройдет сегодняшний вечер. Пульхерия Александровна признается, что боится Сони.
Раскольников в разговоре с Разумихиным замечает, что у старухи в закладе находились его серебряные часы, которые перешли к нему от отца, а также колечко, которое ему подарила сестра. Он хочет забрать эти вещи. Разумихин советует обратиться с этим к следователю, Порфирию Петровичу. Раскольников провожает Соню до угла, берет ее адрес и обещает зайти. Оставшись одна, она ощущает в себе нечто новое. Соня боится, что Раскольников увидит ее убогую комнату. За Соней следит мужчина. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках.
Широкое скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Он следует за ней и, выяснив, где она живет, радуется тому, что они соседи. По дороге к Порфирию Петровичу Разумихин заметно волнуется. Раскольников поддразнивает его, громко смеется. Именно так, со смехом, входит он к Порфирию Петровичу. Эпизод первой встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Раскольников подает руку Порфирию Петровичу, Разумихин, махнув рукой, случайно опрокидывает столик со стоявшим на нем стаканом чая и, сконфузившись, отходит к окну.
В углу сидит на стуле Заметов, который смотрит на Раскольникова «с каким-то замешательством». Портрет Порфирия Петровича: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добро-Душное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Раскольников уверен, что Порфирий Петрович знает о нем все. Он говорит о своих отданных в залог вещах и слышит, что их нашли завернутыми в одну бумажку, на которой было написано карандашом его имя и число месяца, когда процентщица их получила. Порфирий Петрович замечает, что уже все закладчики известны и что он ждал прихода Раскольникова.
Возникает спор о сущности и причинах преступлений. Следователь вспоминает о статье Раскольникова под названием «О преступлении», которая вышла в «Периодической речи» два месяца назад. Раскольников недоумевает, откуда следователь узнал об авторе, ведь она «буквой подписана». Ответ следует незамедлительно: от редактора. Порфирий Петрович напоминает Раскольникову, что согласно его статье «акт исполнения преступления сопровождается всегда болезнию», а все люди «разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Теория Раскольникова. Раскольников поясняет, что, по его мнению, «все не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое», должны быть преступниками. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой они совершались. Обыкновенный человек не способен вести себя так, как тот, кто «право имеет».
Необыкновенных людей рождается крайне мало, их рождение должно быть определено законом природы, но он еще неизвестен. Обыкновенный же не пойдет до конца, начнет каяться. Разумихин в ужасе от услышанного, от того, что теория Раскольникова разрешает «кровь по совести проливать». Следователь задает Раскольникову вопрос, решился ли бы он сам на убийство «для споспешествования как-нибудь всему человечеству». Раскольников отвечает, что ни Магометом, ни Наполеоном себя ни считает. Раскольников интересуется, будут ли его допрашивать официально, на что Порфирий Петрович отвечает, что «покамест это вовсе не требуется». Следователь спрашивает Раскольникова, в каком часу он был в доме, где произошло убийство, и видел ли он двух красильщиков на втором этаже. Раскольников, не подозревая, в чем заключается ловушка, говорит, что был там в восьмом часу, но красильщиков не видел. Разумихин кричит, что Раскольников за три дня до убийства был в доме, а красильщики красили в день убийства.
Порфирий Петрович просит прощения за то, что перепутал даты. Разумихин и Раскольников выходят на улицу «мрачные и хмурые». По дороге Раскольников и Разумихин обсуждают встречу у Порфирия Петровича. Раскольников говорит, что у следователя нет фактов, чтобы обвинять его в убийстве. Разумихин возмущается тем, что все это выглядит «оскорбительно». Раскольников понимает, что Порфирий «совсем не так глуп». Когда они подходят к нумерам Бакалеева, Раскольников велит Разумихину подняться к его сестре и матери, а сам спешит домой, так как ему вдруг показалось, что в дыре, куда он спрятал старухины вещи сразу же после убийства, могло что-либо остаться. Не найдя ничего, выходит и видит мещанина, который разговаривает о нем с дворником. Родион интересуется, что тому нужно.
Мещанин уходит, а Раскольников бежит вслед, задавая ему все тот же вопрос. Тот бросает ему в лицо: «Убивец! Вернувшись в свою каморку, он лежит полчаса. Когда слышит, что к нему поднимается Разумихин, притворяется спящим, и тот, едва заглянув в комнату, уходит. Он начинает размышлять, чувствуя свою физическую слабость: «Старуха была только болезнь... Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и то не сумел, оказывается... Раскольников видит сон.
Он на улице, где много людей. На тротуаре человек машет ему рукой. В нем он узнает давешнего мещанина, который поворачивается и медленно удаляется. Раскольников идет за ним. Поднимается по лестнице, которая кажется ему знакомой. Узнает квартиру, где видел работников. Мещанин, очевидно, где-то притаился. Раскольников входит в квартиру. На стуле в уголке сидит старушонка, которую он бьет топором по голове несколько раз.
Старушонка смеется. Его одолевает бешенство, он изо всей силы бьет и бьет старуху по голове, но та лишь того пуще хохочет. В квартире полно людей, которые наблюдают за происходящим и ничего не говорят, ждут чего-то. Он хочет крикнуть, но просыпается. В его комнате мужчина. Раскольников спрашивает, что ему нужно. Тот представляется - это Аркадий Иванович Свидригайлов. Роман, 1866 Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, "... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее , похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка". Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж - символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная па поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры. Заметов Александр Григорьевич - письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует.
Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: "А что, если это я старуху и Лизавету убил? Зосимов - доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце". Самоуверен, знает себе цену. Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей. Илья Петрович Порох - "поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими". С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольниковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал.
Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает Илью Петровича в оторопь. Катерина Ивановна - супруга Мармеладова. Из числа "униженных и оскорбленных". Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке, губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома.
После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, "... Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова па последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она - вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной, Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детой и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает. Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.
Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно". Автор говорит о нем, что он "... Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает, в качестве "наставника", именно Лужин и излагает его взгляды. Лужин неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лебезятников подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Лужин разоблачает его. Образ несколько шаржирован. Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои". Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья.
До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Лизавете - что она хоть и некрасива, но многим нравится - "тихая такая, кроткая, безответная, согласная, па все согласная" и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Лизавета неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову. Лужин Петр Петрович - тип дельца и "капиталиста". Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией.
Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. Он защищает прогресс "во имя науки и экономической правды". Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано... Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел... Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Лужин делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему.
Кроме того, Лужин надеется, что "обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины" поможет его карьере. В Петербурге Лужин живет у Лебезятникова - с целью "на всякий случай забежать вперед" и "затискать" у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться. Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие". Лишился места "по изменению штатов", и с того момента стал пить. Раскольников встречается с Мармеладовым в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах - что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство.
Зачем меня жалеть! Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.
Кто такой Зосимов Раскрытие образа Зосимова из романа Преступление и наказание
В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Расскажите, как ведет себя герой с Разумихиным и Зосимовым?
Основное меню
- Зосимов ударение в фамилии преступление
- Сочинение Как Зосимов и Разумихин подходят к раскрытию преступления?
- Кто такой Зосимов Раскрытие образа Зосимова из романа Преступление и наказание
- Идея «Преступления и наказания»
- Достоевский "Преступление и наказание" - 8 (Лужин): anovikov — LiveJournal
- Зосимов преступление - фото сборник
Кто такой Заметов в «Преступлении и наказании»?
Кто такой Зосимов в " Преступление и наказание"? Его роль? | Расскажите, как ведет себя герой с Разумихиным и Зосимовым? |
Зосимов преступление и наказание кто такой | Зосимов если я не ошибаюсь это какой то друг разум, засимов подозревает его в преступлении, но расколинков умело отводит от себя стрелки)). |
Преступление и наказание - краткое содержание романа по частям и главам | / Характеристика Зосимова (Преступление и наказание). |
Преступление и наказание характеристика образа Зосимова | Это был цитатный образ и характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание» Достоевского, описание внешности и характера героя. |
Старец Зосима — Википедия | Лечил Раскольникова, когда тот был болен после своего преступления. |