5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в храме апостола Андрея Первозванного г. Главная Архиерей — Новости — Приёмные дни — Биография — Фотоальбом — Интервью Благочиния и приходы — Благочинные — Выселковское благочиние — Кавказское благочиние.
Форма поиска
- Ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль), сын Исаака
- Литургия апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима, впервые была отслужена в ОАЭ
- 07.11.2022 15:07:05
- Объявления
- [05.11.2023] Святой апостол Иаков, брат Господень
- Другие новости раздела
Жизнь и подвиги Иакова и брата его Исава
Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор около 50-го года , на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру — христианство. Апостол Иаков написал первое последование литургии, которая так и называется — Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений.
Вы думаете, это всем нравится? Потому что в других-то странах храмы закрываются. И не потому, что власть требует их закрыть — народ не ходит, вера исчезает.
А что такое вера, если говорить о ней в социальных категориях, понятных даже людям невоцерковленным? Вера — это требование высокой нравственности. Это требование к человеку отказаться от своего собственного эгоизма, чтобы отдавать самого себя, свои ресурсы, свое время другим людям. Вера — это сила, цементирующая общество, обеспечивающая подлинную, а не искусственную солидарность. Казалось бы, любая страна, любое государство в этом заинтересовано, и Церковь этому служит. Почему же в других странах вера исчезает? А потому что там другая идеология. Когда они говорят «у нас нет идеологии», это ложь.
Другая идеология, которая исключает веру в Бога как одно из наиболее важных измерений человеческой жизни. Ну а если нет Бога, как сказал классик, все дозволено. Какие же факторы тогда удерживают человека от греха? Только сила закона и боязнь наказания? То, что мы являемся верующей страной, с большинством благочестивого народа, — это фактор, во многом определяющий силу современной России. Духовную силу, силу солидарности людей, способность вместе трудиться во благо Отечества, а если нужно, и защищать Отечество.
Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года. Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.
Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Кто собственно был первым звероловом? В 10-й главе Книги Бытия ст. Таким образом, Исав — это духовный наследник Нимрода, тирана и отступника. Что означает здесь эпитет «зверолов», в духовном смысле? Кроме того, Исав — «человек полей», т. Может ли такой человек претендовать на то, чтобы унаследовать благословение Божье — благословение, данное еще Симу? Вспомним его: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых... Теперь, каков же Иаков? Об Иакове сказано, что он «человек кроткий, живущий в шатрах». О шатрах, предназначенных для потомков Симовых, говорится не только в девятой главе Книги Бытия, но, например, в Книге Чисел, где передается благословение Валаамово, которое должно почить на Израиле:... Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... Что же означает, что Иаков жил в шатрах? Это имеет два значения: буквальное — он стал скотоводом, пас овец, живя в шатрах пастушеских; и символическое — он «обитал», т. И далее говорится: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Исааку как бы не хватало некоей жизненной естественности, порывистости Исава, его «природности». Ревекка же в старости своей целиком сохранила пророческую интуицию, поэтому она так любила Иакова. Итак, Иаков и Исав представляют собой многогранные прообразы будущих «народов»: народа Божьего и «рода» нечестивцев. Сказано об Иакове, что он был кроток. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Народом Божьим руководит духовный пастырь — пророк, и народ Божий — это сообщество «агнцев», кротчайших и смиренных, о которых сказал Иисус Христос, что овцы его повинуются его голосу Иоан. Кроме того, народ Божий обитает в «шатрах учения» и внемлет учению Господа, как и Иаков жил в шатрах Авраама и Исаака. Общество такого рода организовано по образцу разбойничьей шайки. Исав — это «человек поля»; разбойники обычно обитают в полях, лесах, степях, — в отдалении от мирных поселений. Перейдем ко второму слою символов. Иаков есть прообраз Мессии: он человек кроткий, или «целостный». Иаков живет в шатрах как пастырь и Христос — пастырь, отдающий жизнь свою за овец Иоан. Иисус призывает учеников в «шатры» для изучения слова Божьего, как и Иаков обитал в шатрах отцов своих, познавая волю Создателя. Противоположностью Христу является, как известно, антихрист, которого прообразует Исав: он — хищник, зверолов, он расставляет невидимые капканы, улавливает души; он — убийца, он живет за счет жизней других. В то время как истинный пастырь полагает душу свою за овец, антихрист постоянно убивает, дабы присваивать себе жизненную силу своих жертв, на чем, как известно, основана черная магия. Самый яркий пример тому — нацизм: его суть — устройство колоссальных мест массового жертвоприношения в виде концлагерей, пожирание жизненной силы других людей и целых народов, одним словом — сатанизм. Третий ряд символов: Иаков представляет духовного, внутреннего человека — ему свойственна кротость, незлобивость. Дух повелевает, а все остальное в человеке подчиняется, служит ему; это и есть основа внутренней жизни духовного человека. И наконец духовный человек обитает в «шатрах». Духовный человек обитает в «шатрах» в том смысле, что желает уединения с Богом, он желает заключиться в своем внутреннем Храме и внимать живому голосу Духа Святого. Затем внутренне он устроен точно так же, как общество, созданное по типу Исава: его внутренняя жизнь подобна жизни шайки или орды во главе с атаманом; а атаманом является его собственная, ничем не ограниченная воля. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвище: Едом. Мы помним, что Исав родился в красной «рубашке», потому что уже от рождения был предрасположен к кровопролитию. Еще один признак Исава находим мы здесь: он «устал». Его образ жизни ведет к изнеможению и внутреннему опустошению в отличие от Иакова, который всегда бодр ср. А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся». Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он имел, было послано ему Богом, имуществом же отца — Исаака — завладел Исав. И поэтому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество, — только бы получить живое общение с Богом, это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение. А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «... Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?.. Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и я за это отдам с удовольствием, как бы говорит он, все свои духовные преимущества. Итак, Исав — это человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «... Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. В этом — весь образ жизни Исава: поесть и попить, встать и пойти, не размышляя о том, куда идешь, откуда уходишь, что отдаешь за материальные блага. Исав постоянно торопится: он «занят делом», ему «пора идти», ему некогда рассуждать... Теперь Исав навсегда, и притом законно, лишен первородства; поэтому все дальнейшее, в том числе и та хитрость, благодаря которой Иаков получает благословение, предназначенное первородному сыну, вытекает из клятвы Исава: он поклялся, что на первородство больше не претендует. Зададим еще раз вопрос: а был ли достоин получить наследие великих святых — Авраама и Исаака — человек, который так пренебрежительно к этому наследию относился? И мог ли Бог принять такого человека в общение, в завет с Собою?.. И вот мы читаем, как совершилась передача благословения от Исаака к Иакову: Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. В 48-й главе Книги Бытия мы читаем о том, что Иаков он же Израиль знал, когда он умрет: И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших... Совсем не то говорит Исаак Исаву: Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей... И далее говорит он следующее:... Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. И вот, оказывается, даже физическая пища способна совершить нечто подобное. Исав уходит, чтобы наловить дичи, а дальше сказано: Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; А Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Мы помним, что она была пророчицей, и, очевидно, Дух Божий возвестил ей слова Исаака. И сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее... Кому пересказаны? Именно ей мысли Исава были открыты свыше. И вслед за этим повелевает Ревекка Иакову:...
Православные вспоминают апостола Иакова, брата Господня
Апостол Иаков, брат Господень, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Завидев Исава, Иаков «вышел вперед и семь раз поклонился до земли, пока не подошел к брату своему.
Святой апостол Иаков Зеведеев (44)
И что особенного было в его служении Богу? Иаков один из 4 сыновей Иосифа. Иосиф же был потомком царя Давида и унаследовал все лучшие качества своих предков. Поэтому священники, которые воспитывали и видели особенное предназначение Девы Марии, именно ему доверили опеку над юной Мариам. Пожилой вдовец обручился с будущей Богородицей. Защитив ее таким образом перед общественностью и законами того времени. Иаков же, как достойный сын своего отца, с ранних лет вел праведный образ жизни, ограничивал себя в пище, был девственником, не пил вина, не посещал увеселительные мероприятия, много времени проводил в молитве. Был свидетелем поклонения волхвов новорожденному Христу.
А когда царь Ирод 1 Великий, правивший в то время, решил избавиться от Божественного Младенца, вместе с семейством скрывался в Египте. После смерти Ирода, вернувшись в родной дом, Иосиф решил разделить принадлежащие ему земли между своими сыновьями. Иисуса он любил и воспитывал как родного.
С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство.
Иоанна Златоуста, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто "константинопольском" виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие - это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия Св. Апостола Иакова постоянно служилась все эти годы в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти Св. Апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе - в любое время года, по желанию настоятеля. В России до XX века эту литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом Гарднером по благословению митрополита Анастасия был подготовлен её богослужебный перевод, а также песнопения на церковно-славянском языке. С этого времени и начинается возрождение этого редчайшего чина сперва в русских церквях за рубежом, потом, в 80-90 годы, в церкви Духовной Академии Санкт-Петербурга тогда Ленинграда , где она служилась раз в год, 5 ноября, в день памяти Св. Апостола Иакова, а затем в Сербской, Болгарской и других поместных православных церквях.
Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Апостол Иаков, по преданию, сопровождал святое семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал его апостолом. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году.
День памяти апостола Иакова, брата Господня
Славный храм святого апостола Иакова, известный среди губкинцев, как храм у старого парка, летом 2022 года отметил своё 20-летие. Иакова 4:6. Гордыня предшествует падению! Когда Иисус Христос начал рассказывать людям о Царствии Божьем, Иаков внял ему и стал апостолом — его учеником и ближайшим сподвижником вместе с братом Иоанном Богословом.
Память апостола Иакова, брата Господня. Престольный праздник Ильинского храма села Яковлевское
5 ноября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. Воспитанники Детского православного досугового центра во имя Святителя Иоасафа Белгородского, действующего при храме святого апостола Иакова подготовили праздничный. Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти и первого епископа Иерусалимского. Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа. Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа (память 26 декабря).