Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию.
«Баядерка»
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке» | это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. |
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке» | К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. |
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса | «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. |
«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)
В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности.
При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков.
Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли.
В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н.
Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани.
Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви.
Да Не сейчас 5 октября 2019, 21:24 В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато «Баядерка» — это история о большой любви, и в этот раз все будет еще драматичнее. И предателю не будет ни прощения, ни надежды. Для спектакля изготовлены роскошные костюмы с кружевом, драгоценностями, великолепные декорации. Жемчужина мирового балета. И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители. Что все-таки важнее: долг или любовь?
Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве. Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи.
Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А.
Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось. Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт - это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.
Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским, но и роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москв - он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах.
И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии. Регина Урабаева Сюжет Действие происходит в Индии в древние времена. Главная героиня - баядерка Никия. Баядерки - это индийские танцовщицы, исполняющие ритуальные танцы при храмах. В Никию влюблены двое - знатный воин Солор и священнослужитель Великий брамин. В первом действии идут приготовления к празднику огня, где Никия исполняет священный танец.
На сцене Театра оперы и балета имени С.
Санкт Петербург. С середины 30 х гг.
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии.
Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка.
От начавшегося землетрясения здание рушится - так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета "Баядерка".
Там, в том мире, освобождённые от человеческих предательств и преступлений, Солор и Никия вместе. Премьера Премьера балета состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге [1] в бенефис Екатерины Вазем , исполнительницы главной роли Никии. Балетмейстер спектакля — М. Петипа , дирижёр А.
Папков , художники М. Бочаров , А. Вагнер , Шишков , И. Андреев , А. Роллер , П. Балет воплотил все типичные веяния в танцевальном искусстве эпохи — экзотика и древность, мелодраматический сюжет, яркие и пышные костюмы, сложные декорации [3]. Особый колорит всему действию придавали национальные индийские мотивы: М. Петипа ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени» [6].
На самом деле спектакль трудно было назвать по-настоящему индийским. Это было лишь небольшое подражание индийским танцам, балет был совершенно европейским — и по стилистике, и по сюжету, и по музыкальному и пластическому решению образов. Историк балета Константин Скальковский прокомментировал балетную «этнографию» так: «Петипа заимствовал у Индии … только некоторые внешние особенности», но куда больше досталось самому сюжету, который Скальковский назвал «находящимся в еще большем разногласии с действительностью. Согласно индийским понятиям, только куртизанки могут петь и танцевать, и каждая женщина, посмевшая нарушить этот священный закон, будет немедленно наказана презрением касты». Однако, малое историческо-этнографическое правдоподобие нисколько не мешало сценическому успеху. Сцена из первого акта, Мариинский театр, 1900 г. Вера Трефилова в танце «Ману», 1900 г. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства [4].
На сцене Театра оперы и балета имени С. Санкт Петербург. С середины 30 х гг.
Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за: 6. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.
Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и или заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом. Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии письменного предложения о добровольном урегулировании спора.
Балет Баядерка
В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств. В царстве теней встречаются Солор и Никия. Она умоляет любимого не забывать данной клятвы.
Солор снова в своей комнате. Его сон тревожен. Ему кажется, что он в объятиях Никии.
Магдавая с грустью глядит на своего господина. Тот просыпается. Слуги раджи входят с богатыми подарками.
Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними. Во дворце раджи идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии.
Тщетно Гамзатти пытается привлечь его внимание. Прислужницы вносят корзину с цветами, такую же, какая была преподнесена баядерке, и девушка с ужасом отшатывается. Тень Никии возникает перед ней.
Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора, раздается страшный удар грома. От землетрясения обрушивается дворец, погребая всех под обломками. Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев.
Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам. Музыка В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.
Михеева Балет был сочинен Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Вскоре Большой театр по причине ветхости был закрыт, и в сезоне 1885-86 года петербургский балет переехал через Театральную площадь, напротив, в Мариинский театр.
На эту сцену «Баядерка» была бережно перенесена самим Петипа для прима-балерины Матильды Кшесинской в 1900 году. Сцена здесь была несколько меньшей, посему все спектакли требовали некоторой коррекции. Так, в «картине теней» кордебалет уменьшился вдвое — 32, вместо прежних 64 участниц.
Спектакль не выделялся среди огромного репертуара Императорского балета. Ценилась уникальная сцена теней, да и партия главной героини привлекала балерин. Так, уже в советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой.
В середине 1920-х годов произошло несчастье — погибли декорации последнего, четвертого акта возможно, по вине петербургского наводнения 1924 года. Тем не менее, еще осенью 1929 года Марина Семенова перед тем как покинуть родной театр не без успеха танцевала «Баядерку» в варианте 1900 года, не смущаясь отсутствием финального акта. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие.
Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросла новая генерация солистов, желающих расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку».
Руководство театра не возражало, но не соглашалось на большие материальные затраты, предлагая ограничиться старыми декорациями. В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани.
История создания балета началась задолго до его премьеры. Мариус Петипа и Сергей Худеков разработали сюжет и постановку, обратившись к сюжету древнеиндийской драмы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» поэта Калидасы. Идея спектакля о человеческой судьбе быстро завоевала интерес зрителя.
В первом и третьем акте в качестве фона была выбрана индийская обсерватория Джантар-Мантар. Выглядела она несколько искусственно. Вероятно, авторы идеи хотели тем самым придать балету восточный лоск, погрузить зрителя в совершенно иной мир, отличный от наших европейских представлений. Задумка интересная, однако, как мне кажется, она не вполне удалась — отчасти из-за «непрозрачности» подобной отсылки, а отчасти из-за указанной выше неестественности. Во второй картине первого акта в глаза бросалась колонна, колыхавшаяся от малейшего движения артистов по сцене. Вероятно она была сделана не из мрамора или какого-либо другого твердого материала, а из бумаги. Подобный дефект не позволяет глубоко погрузиться в действие, создает острое ощущение нереальности происходящего. Если первая моя претензия субъективна разумеется, Джантар-Мантар кому-то понравился больше, чем мне , а значит, и несущественна, то вторая всем очевидна, будем надеяться, что при дальнейших показах спектакля она будет устранена.
Что касается костюмов, то они были выше всяких похвал, и в этом, как мне кажется, у зрителей существует консенсус. Это чуть ли не главное достоинство постановки, о котором охотно говорил практически каждый, побывавший на премьере. На балете «Баядерка» я чуть ли не впервые ощутил, что наша сцена действительно маловата, чувствовалось, что она ограничивает артистов, которым порой не хватало места, чтобы развернуться. Особенно это было заметно в танце теней, напоминавшем скорее столпотворение, нежели танец. Одна из изюминок спектакля, очень сложная в техническом плане, стала проблемой для кордебалета, ошибок у которого, впрочем, с каждым новым показом становилось все меньше. Оркестр оперы. Балет — это еще и музыка, поэтому не последнюю роль здесь играет оркестр. Музыкальным руководителем постановки выступил дирижер Артем Абашев, под управлением которого и состоялись четыре премьерных показа.
Разумеется, сравнение было не в пользу первого. Четыре декабрьских дня показали, что это совсем не так: под управлением маэстро Артема Абашева, молодого талантливого музыканта, БСО выступил просто блестяще, об этом я говорю не только на основании субъективных впечатлений, но и со слов некоторых музыкантов, которые прежде вышеуказанное сравнение принимали.
Умирая, она напоминает любимому о его клятве.
Третье действие Курильня опиума. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Его мучает раскаяние.
Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовет заклинателя змей. Под звуки флейты Солор погружается в мир сновидений. Перед ним из мрака возникает царство теней.
Танцующие тени длинной вереницей спускаются с горных уступов. Среди них скользит легкое видение погибшей баядерки. Она зовет Солора… Баядерка от португальского bailadeira — танцовщица — индийская танцовщица, живущая в храме, участвующая в религиозных церемониях или праздничных увеселениях.
Историческая справка Балет Минкуса «Баядерка», впервые поставленный в 1877 году на сцене петербургского Мариинского театра выдающимся хореографом Мариусом Петипа, является одним из лучших произведений классического балетного наследия. Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для целого периода в истории балета. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце.
Спектакль неоднократно ставился на сценах всего мира, но, тем не менее, он остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской. Литературными источниками «Баядерки» служат драма индийского классика Калидасы «Сакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка».
Место действия балета — древняя Индия. Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы баядерки , живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях.
Либретто балета Баядерка
Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.
«Баядерка» (1877)
В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. Специально для спектакля режиссер Алексей Степанюк написал новую литературную редакцию пьесы. Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность.
Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта.
Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте. Пользователь вправе: 4. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи , получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации. Пользователь Сайта обязуется: 4. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.
Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
Гамзатти танцует сочиненную для нее вариацию, но Солора продолжает преследовать образ Никии, которая как молчаливый укор участвует в общем танце. Солор не в состоянии произнести брачной клятвы, и небеса обрушивают свою кару на всех присутствующих, погребя их под камнями разрушенного храма. Было бы преувеличением сказать, что вновь сочиненные танцы — хорео-графический шедевр. Но они логично расставляют все точки над «i». Более того, в финале мы видим, как «души» Никии и Солора соединяются на небесах, что должно порадовать любителей хеппи-эндов. Великая балерина и опытный хореограф рассказала настоящую love story, и наверняка у этой версии найдутся свои поклонники. Если же говорить о танцевавших премьерный спектакль Наталье Сомовой Никия и Эрике Микиртичевой Гамзатти , то в этом хореографическом поединке они выступают на равных. Сказать, что кто-то из них блеснул на первом представлении пока нельзя, но и не увидеть того, что у обеих исполнительниц есть все данные к тому, чтобы эти партии зазвучали сильно и выразительно, было бы несправедливо. Зато у Солора-Полунина партия «заблистала» с первого же стремительного выхода на сцену.
Его танец уже и сейчас можно назвать безупречным, а актерское исполнение — страстным и точным. Московский комсомолец «Замок красоты» Натальи Макаровой 31 октября 2013, Павел Ященков Афиша Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко пополнилась знаменитым классическим балетом, который в своем полном виде никогда ранее не шел здесь. С одной стороны является самой популярной в мире версией этого балета и входит в репертуар 15 именитых компаний включая Королевский балет и театр Ла Скала. С другой, негласно считается, что Макарова своим вмешательством сильно подпортила шедевр Мариуса Петипа. В ситуации разбирался обозреватель «МК». Главное ноу-хау балета — утраченный в советские времена предполагают, по вине петербургского наводнения 1924-го года и реконструированный Макаровой финал. Не только брачующиеся — предавший баядерку клятвопреступник Солор и его невеста, дочь раджи принцесса Гамзатти, но и сам раджа, а также все гости, на свадьбе под «громы и молнии» по воле богов оказываются погребенными под руинами храма. У Макаровой вместо землетрясения, которое прежде устраивали на сцене силами машинерии 19-го века, задействован нехитрый кинематографический эффект: на натянутой перед авансценой сетке высвечиваются лишь летящие булыжники. А хореография придуманная Макаровой для последнего действия стилистически не слишком хорошо вписывается в сохранившийся хореографический текст Петипа из других актов. Добавив финал, Макаровой пришлось объединить первое и второе действие, и выбросить архаичные по её мнению танцевальные и пантомимные эпизоды.
Об одних сокращениях жалеть не приходится например, о «танце с корзиночкой» — быстром канканирующем галопе, переводящем трагизм сцены предсмертного танца баядерки в сущий анекдот. Других зажигательный «Индусский танец» с барабанами — не достает. Делая купюры, балетмейстер, намеренно адаптировала свой спектакль, созданный для Американского балетного театра ABT в 1980 году, для «малочисленных» по нашим меркам зарубежных компаний и не слишком больших западных сцен. Так, считается, что в «Царстве теней» у Петипа в петербургском Большом театре, где впервые прошла премьера этого балета в 1877 году, имелся специальный двухмаршевый наклон, состоящий из двух пандусов, в одну и другую сторону так до сих пор идет эта сцена и в Мариинке. Григорович, в своей редакции осуществленной для Большого театра в 1991 году сделал этот спуск даже ещё более витиеватым. Макарова, видимо опять же из-за размеров сцены и немногочисленности балетного коллектива использовала лишь наклонную подставку без этих красивых изгибов, что сильно снизило специально запланированный главный эффект спектакля. Но вменяющиеся Макаровой в вину прегрешения против канонического текста, и прегрешениями то совсем не являются. Наоборот, делают постановку более компактной, адаптируя её для таких компаний средней лиги, к которым наравне с ABT, Ла Скала и Королевским балетом, Стасик как раз и относится. Этому театру постановка подошла словно влитая. У Петипа, напомним, первоначально в разбираемой нами сцене было занято 64 тени, что не потянут сейчас даже такие современные гиганты, как Большой и Мариинка.
Стасику, чтобы соответствовать именитым компаниям, канонические 32 тени утвердившиеся в более поздних редакциях Ла Скала выставляет вообще 24 , пришлось добирать из балетных училищ. По сравнению с тем, как «Тени» в этой труппе танцевались всего несколько лет назад в постановке Михаила Лавровского в театре шел лишь этот акт прогресс кажется разительным. Справились и исполнители центральных партий: роль Гамзатти подошла Наталье Сомовой, Дмитрий Загребин стал великолепным Золотым божком. Необыкновенно красивый абрис фигуры Кристины Шапран Никия , её удлиненные линии как бы истаивающие в пространстве сцены, были настолько впечатляющи, что придавали акту «Теней» мистический отсвет. И тут даже безупречный Солор Сергея Полунина участие этого танцовщика в спектаклях театра, собственно и придало труппе дополнительный стимул отступал на второй план. Что же до пресловутых недостатков постановки, то они с лихвой перекрываются несомненными достоинствами. Например, отличным оформлением спектакля: в сценографии Пьера Луиджи Самаритани, и особенно в костюмах Иоланды Соннабенд балетные условности вполне сочетаются с древнеиндийскими реалиями. А сам спектакль становится тем самым балетным «замком красоты», о котором Иосиф Бродский написал в известном стихотворении. Культура «Баядерка» по евростандарту 24 октября 2013, Елена Федоренко Премьера «Баядерки» Мариуса Петипа в Императорском Мариинском театре состоялась в 1877 году, соавтором многих идей балета по мотивам баллады Гёте «Бог и баядерка» и эпоса Калидасы «Шакантула» выступил Сергей Худеков. Два спектакля — оригинал и его версия — наглядно демонстрируют пропасть, что пролегла меж нравами и вкусами России XIX века и современной западной цивилизацией.
Роскошь танцев с любованием подробностями уступила место рассказу, живому и человечному, быстрому и ясному. Дабы зритель не утомился, ненужными объявлены не только пантомимные объяснения героев на «Празднике огня», но и танец «Ману», где кокетка играет с девочками, то протягивая, то отнимая у них кувшин; заводной «Индусский танец» с барабанами изгнан вон — как и танец с попугаями и веерами. Балетная мелодрама оказалась похожей на наивный детский пересказ печальной сказки о предательстве. Зрители, не подозревающие об истинных страстях и старинном декоре «Баядерки», подмены не ощущают. Обрусевший француз Мариус Иванович Петипа и в любовных страстях, и в соответствующем им балетном декоре знал толк. Он задумывал свою «Баядерку» как любовный треугольник. Храмовую танцовщицу Никию и воина Солора связывает любовная клятва, и ровно тогда, когда отважный герой решает соединить свою судьбу с Гамзатти — дочерью могущественного раджи, баядерка погибает и является мученику совести в тяжелом сне тенью преданной любви. Под занавес драмы боги карают виновных и безвинных, все погибают под руинами обрушенного храма. Финал, давно утраченный отечественным театром, восстановлен Макаровой. В оставшемся винегрете из Петипа и номеров давних советских времен обидно, что в программке не указано их авторство выжила картина «В царстве теней».
Хореографические капризы примы оставили в неприкосновенности ирреальный мир белого балета. Преуспели Ксения Рыжкова и Оксана Кардаш. Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры. В остальном успешны мужчины. Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно.
Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества.
Гамзатти намеренно показывает баядерке своего жениха — Солора. Никия протестует. Солор любит только её, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал.
Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Второе действие 3 картина Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор её устремлён к любимому Солору. Айя вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает её.
Никия понимает, что виновница произошедшего — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает. Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества. Третье действие 4 картина Солор безутешен.
Либретто балета Баядерка
Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор.
«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)
Официальные билеты на балет «Баядерка» в Михайловском театре, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями.
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
Во втором акте образ дополнит настоящая индийская парча. Все великолепие столь сверкающей «Баядерки» создала Ангелина Атлагич. Количество страз, которое ушло только на костюм золотого божка, не поддается исчислению. Художнику пришлось придумывать, как уменьшить блеск камней в и без того искрящемся танце Джулиана Маккея. Восточную роскошь в «Баядерке» каждый сценограф создавал, отдавая дань последним тенденциям своей эпохи.
Но на Никию уже положил глаз Великий брамин, он настолько поражен красотой девушки и ее пленительными танцами, что после выступления баядерок на празднике огня делает предложение девушки стать его женой. Никия, влюбленная в молодого охотника, отвергает предложение, чем навлекает на себя гнев брамина. Тем временем и на Солора у судьбы совсем иные планы. Раджа Дугманта желает, чтобы его дочь Гамзатти стала женой охотника, о чем раджа и сообщает Солору. Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении.
После разговора Дугманта и Солора к радже приходит брамин и рассказывает, что видел тайное свидание баядерки Никии и богатого кшатрия Солора. Это известие приводит в ярость отца Гамзатти, он желает совершить убийство непокорной. Брамин напоминает, что жизнь девушки не принадлежит земному миру, мстить за ее смерть станет сам бог Вишну, а потому убить надо Солора. Гамзатти очень рада, что ее мужем станет красавец Солор и решает устроить празднество, она приглашает к себе Никию, чтобы договорить о танцах на следующий день. Во время разговора она показывает баядерке изображение своего жениха, Никия приходит в отчаяние.
Некоторые были представлены в исполнении нескольких трупп. Например, «Дона Кихота» можно было увидеть в версии сразу трех коллективов — Русского Классического Театра Балета, Государственного академического театра Н. Касаткиной и В.
Васильева, а также Воронежского государственного театра оперы и балета. Васильева показывали всего однажды. Создателем балета «Баядерка» был Мариус Пепита. Это имя широко известно среди почитателей жанра, ведь Пепита был хореографом «Лебединого озера», его перу принадлежат либретто таких балетов как «Щелкунчик» и «Дон Кихот». Последний, как и «Баядерка», был создан Пепита вместе с Людвигом Минкусом. К работе Пепита привлек Сергея Николаевича Худекова, который взял за основу драму древнеиндийского поэта Калидаса «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Но сам Пепита рассматривал не столько саму драму, сколько балет своего брата Люсьена, «позаимствовав» у него многое — вплоть до имен героев. Впрочем, Мариус Пепита переиначил балет брата, сделав его из французского русским.
На первый план вышли стремления к свободе, счастью и любви.
Смотреть что такое "Баядерка балет " в других словарях: Баядерка — индийская танцовщица Баядера оперетта Имре Кальмана «Баядерка» балет Людвига Фёдоровича Минкуса … Википедия Баядерка значения — В Викисловаре есть статья «баядерка» Баядерка многозначный термин. XVIII в. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа с 1779 Театральная школа , включавшая балетные классы ныне Хореографическое училище ; … Санкт-Петербург энциклопедия Балет — франц.
На основе общего драматургич.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон.